Образование первых государств
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Разрботка урока по истории в 6 классе на тему "Образование первых государств"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovanie_pervyh_gosudarstv.docx36.96 КБ

Предварительный просмотр:

                                «Образование первых государств»


Цели и задачи урока :познакомить с процессом появления первых государств на территории современной России; определить причины великого переселения народов; характеризовать особенности первых государств; содействовать формированию представлений о древнейших народах на территории России, о жизни, расселении, хозяйстве финно-угорских народов, создании условий для определения роли и места скифов в истории Крыма.

Планируемые результаты:

Предметные: применять понятийный аппарат исторического знания для раскрытия причин появления первых государств; определять исторические процессы, события во времени; устанавливать синхронистические связи древнейшей истории России и стран Европы и Азии; использовать картографические сведения; описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников; использовать приемы исторического анализа: сопоставление и обобщение фактов; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; выделить знания о городе Симферополе

Метапредметные:

  1. коммуникативные: определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; формировать и развивать навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении;

регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 3) познавательные: использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач; работать с различными источниками информации; выделять главную и второстепенную информацию; ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; устанавливать аналогии; классифицировать явления; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; применять начальные исследовательские навыки для решения поисковых задач; решать творческие задачи;

 Личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России и Крыма, уважительное отношение к историческому наследию; осмысливать роль и значение истории в жизни человека; развивать творческие способности через активные формы деятельности.

Понятийный аппарат Полис. Каганат. Ислам. Дань

Основные даты

V в. до н. э. — образование Боспорского царства.

IV-VII вв. н. э. — Великое переселение народов.

VII в. — образование Хазарского каганата.

IX в. — образование Волжской Булгарии

Оборудование: учебник, материал  для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация, карта  города Симферополя, репродукции и фотографии  музейного комплекса Неаполь Скифский.

Ход урока:

1. Организационный этап
Учитель приветствует учащихся, оценивает их готовность к уроку.

2.Мотивационно-целевой этап
Учитель- Давайте с вами вспомним пройденный на прошлом уроке  материал.

Вопросы учителя: Кто управлял родовой общиной? Что такое производящее хозяйство? Как Великое переселение народов повлияло на изменение политической карты мира и организацию жизни людей?

Учитель сообщает тему урока: «Образование первых государств»

-Как вы думаете о чём мы будем говорить сегодня? На какие вопросы нам предстоит сегодня ответить? (Ответы учащихся: Что такое государство? Основные признаки государства?) Ответы учащихся отражаются на слайде: единая система управления, единая территория, единые законы, единые налоги, регулируются взаимоотношения с другими государствами.

Учитель: Давайте попробуем составить определение термину государство. Начните со слов «Государство – это организация жизни, при которой существует (запись в тетрадь)

Учитель? Каким образом на смену родо-племенному строю приходит государство?

Ученики собирают логический правильный ряд ответа с словосочетаний слайда:

Улучшились орудия труда   Появилась эксплуатация   Выделилась знать.  Появилось неравенствоОбильнее стали урожаи   Появились излишки На смену родовой общине пришла соседская.

Ответ:

  1. Улучшились орудия труда.
  2. Обильнее стали урожаи.
  3. Появились излишки.
  4. На смену родовой общине пришла соседская
  5. Появилось неравенство
  6. Выделилась знать.
  1. Появилась эксплуатация
  2. Возникло государство

План урока

Греческие города-государства Северного Причерноморья.

Скифское царство.

Упадок причерноморских государств.

Великое переселение народов в судьбах народов нашей страны.

Дербент.

Тюркский каганат.

Хазарский каганат.

Великая Булгария.

Жители лесной полосы Восточной Европы.

3.Изучение нового материала

Учитель- Вы готовы отправится в виртуальное путешествие? Тогда  наш класс поделим на команды ( выбирается 6 команд. Каждая команда получает карту, документы и записки древних путешественников а так же архивные материалы о государствах на территории нашей страны)

Каждая команда получает  свой объект исследования. Задание- составить  записки путешественника  по-своему направлению, историческую справку, опираясь на исторические документы  и на карте обозначить место расположения своего изучаемого объекта.

1 Команда. 

Направление-  Греческие города-государства Северного Причерноморья

(Оборудование: дополнительный материал, карта Крыма, учебник, карта для определения места расположения объекта)

Дополнительный материал
Пантикапей

В конце VII в. до н. э. на северном и северо-восточном склонах Керченского холма колонистами из Милета было основано торговое поселение, вошедшее в историю как столица Боспорского царства — Пантикапей.

Слово «пантикапей» на северо-иранском наречии означает «рыбный путь». Такое название города бытовало у скифов. Было у города и феческое название — «Боспорос».

В силу удачного географического положения Пантикапей занял главенствующее положение среди городов-колоний, основанных на берегах Боспора Киммерийского и Меотиды (Азовского моря). Все торговые пути, шедшие из Средиземноморья, глубинных районов Скифии и Кавказа, пересекались у берегов Пантикапея. Город сосредоточил в своих руках хлебную торговлю и был экспортером пшеницы в Элладу.

В начале V в. до н. э. Пантикапей стал столицей государства, которое объединило все боспорские города в единое целое. Он превратился в крупный центр культуры, искусства и ремесла в Северном Причерноморье. Об этом говорят многочисленные археологические находки: вещи из драгоценных металлов, изящные ювелирные изделия, уникальные портретные и скульптурные памятники. В 1970-х гг. была реконструирована часть колоннады пританея («дома властей»). В этом здании приданы (чиновники) вершили судьбы города.

В 107 г. до н. э. вспыхнуло восстание скифского населения и про- скифской группировки во главе с Савмаком. Восставших поддержали рабы. Это выступление было подавлено Диофантом, полководцем пон- тийского царя Митридата VI Евпатора. В последующие годы, заполненные войнами Митридата с Римом, столица Боспорского царства была сильно разрушена

Записки современника (возможен вариант- опережающего задания уч-ся)

Херсонес Таврический – это древний город-государство, который был основан выходцами из Гераклеи приблизительно в 422-421 годах до нашей эры. Название города обусловлено его географическим положением и в переводе с древнегреческого означает полуостров, а определение «таврический» город получил, благодаря воинственным племенам тавров, которые жили в соседней горной местности. Херсонес Таврический был основан на Гераклейском полуострове между двумя бухтами, ныне западная оконечность этой местности носит название мыс Херсонес.

Этот античный город просуществовал достаточно долго и вошёл в историю не только Древней Греции, но и Древнего Рима и Византии. В период своего наивысшего расцвета с IV по II века до н. э. Херсонес Таврический представлял собой красивый город, который владел портом, активно вёл торговлю и был культурным и ремесленным центром всего западного побережья Крыма. На тот момент город окружали мощные крепостные стены, которые защищали Херсонес от набега кочевников.

Херсонес Таврический представлял собой рабовладельческую республику, высшим органом власти считалось народное собрание. Жители города занимались различными ремеслами, земледелием, среди них были врачи, художники, скульпторы, архитекторы, историки и даже поэты. На протяжении своего существования городу приходилось постоянно обороняться от врагов, так во II веке до нашей эры между греками и скифами шла кровопролитная война, из-за чего народное собрание приняло решение просить помощи у понтийского царя Митридата. Война была окончена разгромом скифов, а Херсонес утратил свою независимость и перешёл в правление царя Митридата.

Херсонес сегодня .Историко-археологический заповедник «Херсонес Таврический» представляет собой одну из самых крупных достопримечательностей города Севастополь. На его территории располагается большой научно-исследовательский центр, включающий несколько экспозиций и отделов. Раскопки древнего Херсонеса длятся уже около 170 лет, за это время удалось не только восстановить картину города, но и представить сооружения Херсонеса, предметы быта, а также проследить историю города по археологическим находкам.

Историко-археологический заповедник «Херсонес Таврический» представляет собой одну из самых крупных достопримечательностей города Севастополь. На его территории располагается большой научно-исследовательский центр, включающий несколько экспозиций и отделов. Раскопки древнего Херсонеса длятся уже около 170 лет, за это время удалось не только восстановить картину города, но и представить сооружения Херсонеса, предметы быта, а также проследить историю города по археологическим находкам.

Вопросы учителя по окончании выступления команды

Как и когда возникли города Пантикапей и Херсонес?

Почему Пантикапей занял главенствующее положение среди городов-колоний?

В чем причины упадка Пантикапея?

Какая форма правления была в Херсонесе?

Чем занимались жители Херсонеса?

Можно ли считать, что полис — это государство? Найдите на карте греческие колонии на территории современной России.

Чем Северное Причерноморье было привлекательно для греков?

Какой порядок управления существовал в греческих городах Северного Причерноморья?

Каковы были взаимоотношения греческого и местного населения в Северном Причерноморье в VI—V вв. до н. э.?

Итог-В V вв. до н. э. греческие города, расположенные на берегах Керченского пролива, объединились в Боспорское царство. Его столицей стал город Пантикапей. Власть правителей передавалась по наследству.

2.Команда.

Скифское царство

 (Оборудование: дополнительный материал, карта Крыма и Симферополя, репродукции и фотографии музейного комплекса Неаполь Скифский, учебник, карта для определения места расположения объекта)

Скифы — древние племена, жившие на территории юга нашей страны. В VII—III вв. до н. э. скифы населяли обширные пространства степей между устьем Дуная и Доном. Это была группа племен, родственных по культуре и языку. Одни племена занимались земледелием и вели оседлый образ жизни, другие были кочевниками-скотоводами. В скифском племенном союзе господствующее положение занимали кочевники — царские скифы. Им были подвластны все остальные племена. Во главе племени царских скифов стояли наследственные вожди, которых греки называли царями

Работа с документом:

Геродот ярко и красочно описал похороны вождей царских скифов — царей. Над могилой насыпали курган, стараясь сделать его как можно выше. Раскопки курганов не только подтвердили многое из рассказанного Геродотом, но и существенно дополнили письменные источники. Знатных скифов хоронили в богатом уборе. На покойника надевали массивные золотые шейные гривны (украшение в виде обруча с несомкнутыми или же запаянными концами), бусы, золотые серьги, браслеты. В могилу знатных воинов обязательно клали большой набор оружия: железные мечи, украшенные золотом, копья, луки со стрелами. Некоторые из найденных предметов выполнены первоклассными греческими мастерами и являются высокохудожественными произведениями, шедеврами мирового искусства. Например, кубок из кургана Куль-Оба. Работа с иллюстрацией на слайде. Изображён скиф, но делал греческий мастер? Сделайте вывод.

Дополнительный материал

Скифское царство с IV в. до н. э. занимало территорию от Дуная до степной части Крыма.

Главным занятием скифского населения долгое время было кочевое скотоводство. Скифы, писал Геродот, «...не основывают ни городов, ни укреплений, но все они, будучи конными стрелками, возят свои дома с собой, получая пропитание не от луга, а от разведения домашнего скота...». На рубеже V—I V вв. до н. э. формируется новая отрасль экономики Скифии — земледелие. Оно было ориентировано на производство твердых кормов, столь необходимых для подкормки скота в зимнее время. Частная собственность сосредоточивалась в руках вождей и старейшин племен. Из родовой знати выделились царские семьи, жреческая и военная аристократия — царские скифы. Кандидатуры царя и его преемников утверждались народным собранием. Совет старейшин и вождей племени вместе с народным собранием решали важнейшие государственные вопросы.

По свидетельству Геродота, скифы имели установившиеся обычаи и законы. «Скифы, — писал Геродот, — ревниво избегают заимствования чужеземных обычаев...»

У скифов существовала частная собственность на стада, посевы, жилища. Представители кочевой аристократии, особенно жрецы, получали огромные участки земли. От лица общины выступали вожди, тем или иным путем собиравшие хлеб у рядового населения и продававшие его греческим купцам. Естественно, что львиная доля дохода от такой торговли оставалась в их распоряжении. Что получали непосредственные производители взамен выращенного ими хлеба, остается неизвестным.

Брачно-семейное право характеризовалось господством патриархата. Жена находилась под властью мужа. В наследственном праве господствовал минорат, т. е. переход отцовского хозяйства в руки младшего сына. Наиболее опасными преступлениями считались преступления против царя. Наказуемым было не только совершение преступления, но и покушение. В качестве самостоятельного преступления выделялась ложная клятва богам царского очага, что по понятиям скифов могло вызвать болезнь царя и каралось смертной казнью. Тяжкими преступлениями считались также убийство, воровство, оскорбление действием, оговор невиновного, прелюбодеяние и др. К числу наиболее распространенных видов наказаний относились смертная казнь, отсечение правой руки, изгнание

Записки современника

Неаполь Скифский: история поселения Скифы — кочевые племена, проживавшие на обширных землях нынешней России и Украины. Их владения простирались от Днепра за Урал. Входил в сферу влияния и Крым. Скифские племена были сильны и успешно противостояли даже персидскому царю Дарию. В последующие годы сарматы, аланы и роксоланы вытеснили скифов, оставив им лишь степи Тавриды. В это время скифы уже осели в Крыму и старались отвоевать морские порты у греков. В частности, 2 века продолжалась война с Херсонесом, закончившаяся поражением степняков от войск Митридата. Начало войны совпало со временем появления столицы скифов, расположенной в центральной части Крыма, около первой, внешней гряды Крымских гор. Город появился в III веке до. н.э. и получил название Неаполь Скифский. С греческого название переводится как «новый город». Здесь проживали скифские цари. Город располагался на 20 га. Оборонительная стена была лишь с юга, где высилась на 8 метров. Для защиты использовались и 6 башен. В городе было 3 ворот: • Западные; • Восточные; • Центральные (парадные, созданные для триумфа царей). Город заселялся по сословной принадлежности. На востоке жили военные, на западе — знать. Возле края плато жили тавры.
Неаполь Скифский сегодня

 Долгое время столица Скифии была неинтересна археологам. Городские стены были разрушены и использованы для возведения окрестных поселений. Первый камень заложили татары, строившие Ак-Мечеть, но особенно этому способствовало возведение Симферополя. Судьба Неаполя Скифского схожа с историей его извечного врага — Херсонеса, положенного в основу Севастополя. Первый интерес к городу был проявлен в 1827 году после нахождения мраморных плит, изображающих Скилура. Сделал находку Султан Крым-Гирей. Раскопки продолжались долгое время. В годы нацистской оккупации взорвали склеп с наскальным барельефом всадника (единственным сохранившимся). Наибольший результат дали работы 1945-46 гг., когда откопали 2 башни, одна из которых — мавзолей Скилура, центральные ворота, городская стена с юга, жилые дома. Но даже это не пощадило время и украинский период в жизни Крыма. Уже в 90-е город представлял собой местную свалку, а вперемешку с камнями мавзолея находился мусор и кости животных. Лишь спустя годы к городу проявили интерес и его оградили от посягательств местных жителей. Сегодня к осмотру доступны башня-мавзолей и останки фундамента зданий. Сегодня это место — историко-археологический заповедник.

Вопросы учителя:

 Какую территорию занимало Скифское царство в разные годы своего существования?

Каковы были основные занятия скифов?

Какое преступление считалось у скифов самым опасным?

Что вы знаете о Геродоте?

 К какому типу исторических источников относится этот документ?

 Можно ли говорить, что описанные в документе обряды являются языческими?

Сколько ритуалов описано в тексте?

Подтвердите свое мнение цитатами из документа.

Упадок причерноморских государств.

(изучение данной  темы целесообразно провести учителю совместно с учениками)

Учитель: Войска Александра Македонского нанесли скифам сокрушительный удар. Территория скифов сильно сократилась и ограничилась лишь Крымским полуостровом. Отношения между греческими городами-государствами и скифами ухудшились. С востока скифов начинали теснить сарматы.

В III – II вв. до н.э. в скифское царство вторглись сарматы, вскоре скифское царство и греческие колонии были завоёваны государством Понт. В I в. до н.э. Понт потерпел поражение от Римской республики. В III в н.э. сюда вторглись германские племена, а в IV в. началось нашествие гуннов, которое нанесло страшный удар по греческим городам. Античная эпоха закончилась.

Вопросы учителя к классу:

Кто входил в состав сарматских племен?

Когда сарматы вторглись в пределы Скифского государства?

Какова судьба Скифского царства?

Как отразилось на судьбе государств Северного Причерноморья нашествие готов?

Как отразилось на судьбе государств Северного Причерноморья нашествие гуннов

Вспомните из курса истории Средних веков, какие процессы назвали Великим переселением народов. Рассмотрите карту и предположите, как повлияло это переселение на людей, живущих на территории нашей страны.(Работа с картой)

3.Команда

Тюркский каганат

Дополнительный материал

Тюркский каганат (552-745 гг.) был влиятельнейшей евразийской державой. Ее границы простирались от берегов Хуанхэ на востоке до Северного Кавказа и Керченского пролива на западе. Правители каганата установили равноправные политические и торговые отношения с владыками мира того времени — Византией, Ираном и северокитайскими царствами. Но территория Тюркского каганата была слишком велика, а население чересчур разнородно, поэтому это государство ожидала судьба всех империй древности, созданных силой оружия и не спаянных общностью хозяйственной жизни. История Тюркского каганата была полна войн и междоусобиц. Влияние Тюркского каганата на исторические судьбы и материальную культуру народов Сибири и Центральной Азии было столь велико, что период его господства археологи называют «тюркским временем». Целый ряд открытий кочевой культуры распространился по землям оседлого населения от востока Азии до Европы, и, в свою очередь, немалое число достижений земледельческого населения стало достоянием кочевников. Были созданы руническая письменность, появились новые виды конской упряжи, одежды, оружия. Изобретение жесткого каркасного седла и стремян расширило боевые возможности всадников — возросла ударная мощь тяжелой кавалерии, была выработана новая тактика боя.

Считается, что стремена изобрели авары — тюркский народ, входивший в состав каганата. Авары были прекрасными всадниками, великолепно владеющими луком и копьем, а также коротким мечом-кинжалом. Древнерусская летопись отмечает, что обры (авары) были «умом горды», т. е. высокомерны, полагали себя славнейшим из народов. Внешне они не походили на протомонголов — древних тюрок и поздних гуннов. Напротив, по свидетельству первых русских летописцев, были высоки и стройны, «телом велики».

Оригинальным видом защитного снаряжения у этих всадников были гривны — «ожерелья с редчайшими нитями льна». Свои пояса они украшали золотыми, позолоченными и посеребренными накладками с изображениями диковинных зверей — грифонов и фигурами из различных мифологических сюжетов.

Вопросы к классу

  • Когда началась история Тюркского каганата?
  • Что собой представляет история каганата?
  • Каковы достижения тюркских народов?
  • Кто такие авары?

4.Команда

 Хазарский каганат

Кажется, не было такого евразийского народа, хроники которого не упоминали бы о хазарах. Арабы утверждали, что кагану (царю) платили дань племена от Дуная до Северного Урала, и он был посредником в торговле между Византией и Китаем. Армяне и тюрки вспоминали о частых вторжения* хазар в Закавказье, а грузины писали, что каган, не добившись миром руки их царевны, разрушил Тбилиси. Византийцы писали б Хазарии как о союзном им государстве (на троне в Константинополе сидел даже ставленник кагана Лев Хазар): «Корабли приходят к нам из их стран и привозят рыбу и кожу, всякого рода товары... они с нами в дружбе и у нас почитаются... обладают они военной силой и могуществом, полчищами и войсками». Согласно историческим источникам Хазарский каганат был образован в середине VII в. в Нижнем Поволжье и восточной части Северного Кавказа. В начале VIII в. хазары владели Северным Кавказом, Приазовьем и большей частью Крыма, а также степями Восточной Европы до Днепра, воевали с арабами за закавказские земли.

Дополнительный материал

Примерно до VII в. хазары мало чем выделялись среди прочих тюркско-монгольских народов. Значительные изменения произошли после того, как высший класс Хазарии перешел в иудейство. В «Еврейской энциклопедии» говорится о том, как хазарский каган примерно в 679 г. «вместе со своими вельможами и большей частью до тех пор языческого народа перешли в иудейскую веру».

Принятие иудаизма изменило характер власти в каганате. Каган теперь избирался из представителей одного и того же знатного еврейского рода. Избранием руководил другой иудей — царь-бек. Последнему фактически и принадлежала настоящая власть. Царь-бек распоряжался войсками, решал вопросы войны и мира, государственных финансов, он мог не только назначать кагана, но и сместить его.

Основой экономики каганата долгое время было кочевое скотоводство. С переходом части населения Хазарии к оседлому образу жизни развитие получило земледелие, что подтверждают открытые следы каналов. Важной статьей государственных доходов была дань, взимаемая с покоренных народов. Она могла собираться деньгами («по серебряной монете с дыма», т. е. с дома, в котором был очаг), мехами («по беле с дыма»), а также в уплату дани могли забрать в рабство ребенка. Сами хазары платили Натуральный налог: на них лежала повинность снабжать продовольствием царя и его двор.

Вопросы к классу

  • Каким образом хазары меняли свой образ жизни?
  • Какая религия была господствующей в Хазарском каганате?
  • Какие занятия были характерны для жителей каганата?
  • Как и когда распался Хазарский каганат?

5. Команда .

Великая Булгария 

В степях Восточной Европы, после распада Тюркского каганата, возникло государство Великая Булгария. Его благосостояние обеспечивалось за счет выгодного географического положения на пересечении водных и сухопутных торговых путей, а также благодаря обилию плодородных черноземных почв. Булгария стала центром производства и вывоза пшеницы, мехов, скота, рыбы, меда, орехов и изделий различных ремесел. Однако основной оборот булгарских купцов составлял торговый транзит между Востоком и Западом. Столица государства — город Булгар был известен своим рынком невольников, которые привозились из русских земель и северного Поволжья.

Необходимость защиты от набегов кочевников из соседних степей заставляла булгар возводить оборонительные валы и рвы, которые нередко достигали в длину нескольких километров. В обороне государства немалую роль играли также многочисленные укрепленные усадьбы булгарской знати. Принятие ислама способствовало приобщению Булгарин к культуре мусульманского мира. Археологические находки предметов быта с надписями свидетельствуют о широком распространении грамотности среди булгарского населения. Богатство Булгарин, ее стремление контролировать торговлю с Востоком привели к частым нападениям соседей. Если борьба булгар с кочевниками-половцами была достаточно успешной, то столкновения с русскими князьями причиняли Булгарии значительный ущерб. Так, в 985 г. князь Владимир совершил удачный поход на Булгарию.

Вопросы к классу

  • Чем можно объяснить богатство и силу Булгарии?
  • Какие занятия были характерны для жителей Булгарии?
  • Какая религия была господствующей в Булгарии?
  • Зачем булгары строили оборонительные сооружения?

Команда 6. Дербент

Дополнительный материал

Первые поселения возникли здесь в эпоху ранней бронзы — в конце IV тыс. до н. э. Первое письменное упоминание о Дербенте относится к IV в. до н. э. (древнегреческий автор Гекатей Милетский). Город пережил бурные исторические события, штурмы и разорения, периоды упадка и расцвета. Здесь пролегал один из важнейших участков Великого Шелкового пути, и Дербент выступал «перекрестком цивилизации», связывавшим Восток и Запад, Север и Юг.

Преемниками Рима в борьбе за Кавказ в раннем средневековье стали Византия и Иран. В V—VI вв. иранские «цари царей» развернули на Восточном Кавказе грандиозное фортификационное строительство, призванное защитить Переднюю Азию от новой волны кочевников — тюркских племен гуннов и хазар. По приказу персидского шаха Хосроя Ануширвана для строительства прибрежных крепостных сооружений огромные плиты, одну из которых можно было сдвинуть только лишь силами 50 человек, погружали на плоты из надутых бурдюков, транспортировали в море, там бурдюки разрезали и опускали эти плиты на дно.

Монументальные сооружения вызывали удивление и восхищение многих поколений, и слух о «дивных стенах» Дербента разнесся по всему древнему Востоку, рождая множество легенд и сказаний о них.

Московский купец Федор Котов так писал об этих местах: «А Дер- бень город каменный, белый, бывал крепок, только не люден. А стоит концом в горы, а другим концом в море. А длиной в горы больше трех верст. И сказывают, что того города море взяло башен с тридцать. А теперь башня в воде велика и крепка».

Вопросы к классу

  • Когда возник Дербент?
  • Что собой представляет его ранняя история?
  • Какова его роль в борьбе с кочевниками?

 Все команды , в ходе изучения новой темы, заполняют таблицу, карту, записки путешественника.

Занимаемая территория

Занятия населения

Религия

Учитель: Объясните понятия «каганат», «дань».(записывают в тетрадь)

Каганат- средневековое восточное государственное образование, во главе которого стоял каган, то есть хан ханов.

Дань – натуральный или денежный побор с покорённых народов.

4. Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный) этап.

С помощью карты назовите, какие государства существовали в VII-IХ вв. на территории Северного Причерноморья, Поволжья. Каковы причины их возникновения? Как вы думаете, почему Хазарский каганат и Волжская Булгария были более прочными государствами, чем Тюркский каганат? О каком из перечисленных государств вы хотели бы узнать больше?

В чём проявилось взаимное влияние народов?

  1. Торговали друг с другом
  2. Перенимали занятия, учились ремёслам
  3. Завоёвывали территории соседей
  4. Перенимали религии

Учащиеся на этом этапе
1) Самостоятельно излагают свои позиции и аргументируют их;
2) Отмечают успешные ответы одноклассников (взаимооценка)

Рефлексия

Поделитесь своими впечатлениями от урока. Продолжите следующие фразы.

Мне больше всего удалось...

Для меня было открытием то, что...

Мои достижения на уроке...


6. Домашнее задание

Задание на выбор.

Выполнить задания рубрики «Работаем с картой» на с. 25 учебника (ч. I).

Написать мини-сочинение об истории одного из первых государств на территории Крыма


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История России 6 класс Образование первых государств

Технологическая карта урока "Образование первых государств ", так же сопроводительная презентация к уроку.  Данный материал разработан по учебнику Истории России. 6 класс. Москва ...

"Образование первых государств"

Методическая разработка по истории 6 класс "Образование первых государств"....

Образование первых государств

Уро истории в 6 классе...

Конспект урока по истории России. По теме: «Образование первых государств».

Тема урока: «Образование первых государств».Тип урока: урок изучения нового материала.Цели урока: 1. Познакомить учащихся с образованием первых государств на территории России и ходе их ра...

Разработка урока на тему "Образование первых государств" (6 класс)

Разработка урока истории, 6 класс «Образование первых государств»Тип урока – комбинированныйЦель: содействовать формированию представлений о древнейших народах на территории Рос...

Рабочий лист история 6 класс, "Образование первых государств"

Рабочий лист история 6 класс, "Образование первых государств"...