История России 6 класс Образование первых государств
методическая разработка по истории (6 класс)
Технологическая карта урока "Образование первых государств ", так же сопроводительная презентация к уроку. Данный материал разработан по учебнику Истории России. 6 класс. Москва "Просвещение", 2016 г., Авторы Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, П.С.Стефанович, А.Я.Токарева. Часть 1 и 2.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРВЫХ ГОСУДАРСТВ
Цель урока Познакомить с процессом появления первых государств на территории современной России; Определить причины великого переселения народов; характеризовать особенности первых государств.
План урока 1)Греческие города-государства Северного Причерноморья. 2) Скифское царство. 3) Упадок причерноморских государств. 4) Великое переселение народов. 5) Древнейшие города и первые государства на территории нашей страны. 6) Жители лесной полосы Восточной Европы
1)Греческие города-государства Северного Причерноморья. Первые государства на территории нашей страны возникли на берегах Чёрного моря. В VII-VI в. до н.э. Северное Причерноморье стали активно осваивать греческие мореплавателями.
1)Греческие города-государства Северного Причерноморья. Греческие мореплаватели искали места для своих поселений и стремились наладить с местными племенами выгодную торговлю . На северном и восточном побережье Черного моря греки основали множество городов, которым принадлежала и окрестная территория. Их называли городами – государствами.
1)Греческие города-государства Северного Причерноморья. Самые крупные города – государства: Ольвия Пантикапей Херсонес
1)Греческие города-государства Северного Причерноморья. Что такое полис? Город (в Греции)
1)Греческие города-государства Северного Причерноморья. Большую часть населения греческих городов составляли купцы и ремесленники.
1)Греческие города-государства Северного Причерноморья. Греческие переселенцы сохранили на новых местах такой же порядок управления, какой существовал у них на родине.
2) Скифское царство. Ближайшими соседями греков в Северном Причерноморье были ираноязычные народы, получившие название «скифы». Скифские племена Скотоводческие Земледельческие Стр.20
2) Скифское царство. Земля скифов привлекала многих завоевателей. Для того, чтобы противостоять захватчикам, скифские племена объединились. Во главе союза стаял вождь, который позже стал называться царем. Так в Северном Причерноморье появилось Скифское царство. Занимало территорию от Дуная до степной части Крыма. Столицей Скифского царства – Неаполь Скифский (вблизи нынешнего Симферополя)
3) Упадок причерноморских государств На рубеже III – II вв.до н.э в пределы Скифского государства вторглись кочевые ираноязычные племена сарманов. В их состав входили: роксоланы, аланы. В конце III в. до.н.э Северное Причерноморье вторглись германские племена готов, но их господство было недолгим. Готский союз был разгромлен. Также были нападения со стороны гуннов, которые сопровождались страшными погромами и убийствами. Они нанесли окончательный удар по греческим городам на черноморском побережье. Сохранился только Херсонес. Так закончилась античная эпоха в Северном Причерноморье.
4) Великое переселение народов IV-VII века стали переломными в истории Евразии . Пришли в движение многочисленные племена и народы . Историки до сих пор спорят о причинах стремительного перемещения огромных масс населения. Главной из них считается начинавшееся похолодание , заставившее кочевников искать более благоприятные места проживания.
4) Великое переселение народов Их внимание привлекли богатые и удобные для жизни страны с мягким климатом. В середине IV в.до н.э. происходит нашествие гуннов. Несколько веков гунны воевали с Китаем. Защищаясь от их набегов, китайцы соорудили - великую Китайскую стену.
4) Великое переселение народов Нашествие гуннов подтолкнуло к переселениям и других народов . Началось великое переселение народов. Его последствием стали паления Западной Римской империи и образование варварских королевств.
5) Древнейшие города и первые государства на территории нашей страны. Одним из самых древних городов не только в России, но и мира является Дербет. Стал одним из первых христианских центров на современной территории нашей страны. Позже жители Дербета приняли ислам .
5) Древнейшие города и первые государства на территории нашей страны. Воинственныеи кочевники – тюрки на огромным пространстве от Монголии до Волги они создали свое государство – Тюркский каганат. Это было одно из самых крупных государств в мировой истории. Глава – хакан или каган («хан ханов»). В начале VII в. Тюркский каганат распался.
5) Древнейшие города и первые государства на территории нашей страны. В VII в. В Нижнем Поволжье тюркоязычные хазары создали свое государство – Хазарский каганат. Они постепенно подчиняли себе многие кочевые и земледельческие племена. Жители подчиненных территорий платили кагану дань.
5) Древнейшие города и первые государства на территории нашей страны. В VII в. у тюркоязычных булгар возникло государство Великая Булгария . Оно занимало территорию от Кубани до Днепра. Первой столицей – город Булгар.
Домашнее задание Параграф 2 Термины на стр.26
Предварительный просмотр:
Тест по истории Образование первых государств для учащихся 6 класса
1 вариант
1. Возникновение первых государств на территории нашей страны в Северном Причерноморье связано с историей
1) появления христианства 2) греческих мореплавателей 3) римских гладиаторов 4) египетских жрецов
2. В списке перечислены города-государства Северного Причерноморья VII-VI вв. до н.э. Найдите два лишних названия. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Херсонес 2) Коринф 3) Пантикапей 4) Ольвия 5) Спарта
3. Установите соответствие между чертами жизни скифских племён и их занятиями.
Черты | Занятия |
А) кочевой образ жизни | 1) скотоводство |
Б) оседлый образ жизни | 2) земледелие |
В) использование плуга как орудия труда | |
Г) жилищем служила кибитка на колёсах |
4. Отметьте даты Великого переселения народов.
1) VII-VI вв. до н.э. 2) III-II вв. до н.э. 3) IV-VII вв. н.э. 4) IX-XI вв. н.э.
5. Расположите в хронологической последовательности события из истории древнего города Дербента. 1) превращение города в крепость 2) принятие ислама 3) первое упоминание города в исторических источниках 4) принятие христианства
6. Установите соответствие между древними городами и их характеристиками.
Города | Характеристики |
А) Итиль | 1) на территории города находится гора Митридат |
Б) Херсонес | 2) в городе сохранилась самая старая мечеть в России |
В) Керчь | 3) единственный город, сохранившийся после нашествия гуннов |
Г) Дербент | 4) столица Хазарского каганата |
7. Назовите период в истории человечества, который закончился в истории нашей страны на территории Северного Причерноморья после нашествия племён гуннов и разорения греческих городов на побережье
Тест по истории Образование первых государств для учащихся 6 класса
2 вариант
1. Первые города-государства, образованные на берегах Чёрного моря греками-мореплавателями, называют
1) общинами 2) вервью 3) полисами 4) провинциями
2. В списке перечислены территории, входившие в состав Боспорского государства. Найдите два лишних названия. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Таманский полуостров 2) Балканский полуостров 3) Керченский полуостров 4) Пелопоннес
5) Восточное побережье Азовского моря
3. Установите соответствие между товарами, которые вывозили из Северного Причерноморья в Грецию, и товарами, которые ввозили из Греции.
Товары | Ввоз / Вывоз |
А) зерно | 1) вывозили из Причерноморья |
Б) оливковое масло | 2) ввозили из Греции |
В) ремесленные изделия | |
Г) золото |
4. Укажите дату первого упоминания древнего города Дербента.
1) VII в. до н.э. 2) VI в. до н.э. 3) V в. н.э. 4) IV в. н.э.
5. Расположите в хронологической последовательности следующие события.
1) принятие иудаизма в Хазарском каганате 2) возникновение Тюркского каганата 3) создание Хазарского каганата 4) распад Тюркского каганата
6. Установите соответствие между термином и его значением.
Термины | Значения |
А) плуг | 1) натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов |
Б) волхв покорённых племён и народов | 2) правитель кочевого древнего государства |
В) дань | 3) человек, который, по мнению людей прошлого, мог общаться с силами природы, творить заклинания |
Г) каган | 4) сельскохозяйственное орудие для вспашки земли |
7. Огромная миграция племён, вызванная, возможно, похолоданием, изменением климата и сопровождавшаяся нашествием племён гуннов.
Ответы на тест по истории Образование первых государств
1 вариант
1-2
2-25
3-1221
4-3
5-3412
6-4312
7- Античность
2 вариант
1-3
2-24
3-1221
4-2
5-2431
6-4312
7- Великое переселение народов
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ ИСТОРИИ РОССИИ. 6 КЛАСС.
Тема урока | УРОК 4. ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРВЫХ ГОСУДАРСТВ (§ 2) | ||
Дата урока | 6а-26.12.17; 6б-12.01.18 | ||
Тип урока | Комбинированный | ||
Цель урока | Познакомить с процессом появления первых государств на территории современной России; определить причины великого переселения народов; характеризовать особенности первых государств. | ||
Образовательные ресурсы | Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века», рабочая тетрадь к учебнику, презентация, видеофрагменты карточки-тесты для проверки домашнего задания, материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности | ||
План урока | 1) Греческие города-государства Северного Причерноморья. 4) Великое переселение народов. 2) Скифское царство. 5) Древнейшие города и первые государства на территории нашей страны. 3) Упадок причерноморских государств. 6) Жители лесной полосы Восточной Европы | ||
Личностно значимая проблема | Как Великое переселение народов повлияло на изменение политической карты мира и организацию жизни людей? | ||
Методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная | ||
Основные понятия, даты | Полис. Каганат. Ислам. Дань. Основные даты V в. до н. э. — образование Боспорского царства. IV—VII вв. н. э. — Великое переселение народов. VII в. — образование Хазарского каганата. IX в. — образование Волжской Булгарии. Персоналии Геродот. Митридат VI Евпатор | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания; определять понятия; устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы. Учащиеся устанавливать синхронистические связи древнейшей истории России и стран Европы и Азии; использовать картографические сведения; описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упр. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися Вспомните из курса истории Средних веков, какие процессы назвали Великим переселением народов. Рассмотрите карту и предположите, как повлияло это переселение на людей, живущих на территории нашей страны | Объяснять отсутствие точных дат в древнейший период жизни человечества. Оценивать свои достижения и достижения других обучающихся. Ставить учебную задачу урока под руководством учителя применять ранее изученные понятия. Характеризовать на основе кар- ты территории расселения. Определять учебную задачу | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения. Планировать познавательную деятельность под руководством учителя Познавательные: Ставить и формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в познавательной деятельности. | Беседа Работа с текстом учебника |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа Работа с картой Беседа | Учитель сообщает тему урока, его цель, обращает внимание на форму проведения Можно ли считать, что полис — это государство? Определите по карте, где находились самые северные колонии греческих полисов. Какие моря необходимо было последовательно проплыть, двигаясь из Египта в Чёрное море? На конях, быстрых, как ветер, мчатся всадники, оставляя за собой клубы пыли. Это возвращаются племена кочевников с награбленным добром. Когда-то они господствовали в степях Евразии. Ученые до сих пор спорят, как назывались и на каких языках говорили эти народы. Тема нашего урока «Образование первых государств». — Как вы думаете, о чем мы будем говорить? На какие вопросы нам предстоит ответить? | 1. Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, записывают план в тетради. Слушают. Показывать по карте и называть географические объекты Ученики высказывают свои предположения. | Фронтальная работа. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы | 1. Работа в тетради Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 17 | Рассказ учителя Беседа Беседа Работа с текстом на стр.25 с картой Работа с текстом Работа с документом Путешествие в прошлое Работа с текстом учебника и дополнительной литературой работа с текстом | Что вы знаете о Геродоте? Как быстро можно найти информацию о нём? Прочитайте отрывок из «Истории» Геродота (см. рубрику «Изучаем документ» стр.25). К какому типу исторических источников относится этот документ? Можно ли говорить, что описанные в документе обряды являются языческими? Сколько ритуалов описано в тексте? Подтвердите своё мнение цитатами из документа. На основе рассказа учителя определите, как нашествия кочевников влияли на развитие оседлых народов. Можно ли указать положительные последствия таких нашествий? Прочитав пункт «Жители лесной полосы Восточной Европы», покажите на карте территорию расселения финно-угорских племён и приведите примеры, как природные условия повлияли на их хозяйственную деятельность. Представьте, что к вам попали чрезвычайно интересные документы, связанные с историей нашего государства: карта «Великое переселение народов», записки древних путешественников, посещавших нашу страну в древности, и архивные материалы о первых государствах на территории современной России. Греческие города-государства Северного Причерноморья Вы готовы отправиться в виртуальное путешествие по греческим городам-государствам Северного Причерноморья? Тогда в путь! — Работая с п. 1 § 2 учебника на стр 19 и дополнительным материалом, ответьте на вопросы. — Как и когда возникли города Пантикапей и Херсонес? Почему Пантикапей занял главенствующее положение среди городов-колоний? В чем причины упадка Пантикапея? Какая форма правления была в Херсонесе? Чем занимались жители Херсонеса? 2. Скифское царство А теперь отправимся в гости к скифским племенам, населявшим степи Северного Причерноморья. — Работая с п. 2 § 2 учебника на стр.20 и дополнительным материалом, ответьте на вопросы. — Какую территорию занимало Скифское царство в разные годы своего существования? Каковы были основные занятия скифов? Какое преступление считалось у скифов самым опасным? 3. Упадок причерноморских государств Войска Александра Македонского нанесли скифам сокрушительный удар. Территория скифов сильно сократилась и ограничилась лишь Крымским полуостровом. Отношения между греческими городами-государствами и скифами ухудшились. С востока скифов начинали теснить сарматы. — Работая с п. 3 § 2 на стр.21, ответьте на вопросы. — Кто входил в состав сарматских племен? — Когда сарматы вторглись в пределы Скифского государства? — Какова судьба Скифского царства? — Как отразилось на судьбе государств Северного Причерноморья нашествие готов? Как отразилось на судьбе государств Северного Причерноморья нашествие гуннов? | Использовать словари и энциклопедии, в том числе ресурсы Интернета. Анализировать отрывки из сочинения Геродота. Давать комментарии и приводить примеры из текста для подтверждения вывода. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и развитием общества. Использовать текст и карту для обобщающего вывода Работают с текстом Работают с документом, делают выводы Учащиеся могут использовать Интернет-ресурсы, справочники, энциклопедии и т. Д. Учащиеся анализируют текст и делают выводы Учащиеся могут использовать Интернет-ресурсы, справочники, энциклопедии и т. д. анализируя текст и работая с дополнительной литературой Работают с п. 3 § 2, отвечают на вопросы | Фронтальная работа. Индивидуальная работа. Работа в парах фронтальная Работа в парах Индивидуальная Фронтальная Фронтальная | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют выводы Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о своих предках, о связи между поколениями; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное; составляют план | Устные ответы Записи в карте Записи в тетради Устные ответы Устные ответы Записи в тетради Устные ответы Устные ответы Устные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Работа в парах | 1. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль. Организация работы в парах. Расскажите по материалам § 2 и таблицы «Основные достижения и открытия человечества в эпоху первобытности» (век металлов), как и почему менялась организация жизни древних людей. Каковы причины появления соседской общины? В чём её отличия от родовой? | 1. Рассуждают, отвечают на вопросы. Задают друг другу вопросы. Систематизировать и излагать информацию. Обосновывать суждения и выводы. Называть характерные признаки исторических объектов. Называть причины увеличения небольшой численности населения Восточной Европы. Называть причины возникновения государств. | 1.Индивидуальная работа. 2.Фронтальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Проверка выполнения заданий в рабочей тетради |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Назовите признаки появления государства. - С помощью карты назовите, какие государства существовали в VII—IХ вв. на территории Северного Причерноморья, Поволжья. - Каковы причины их возникновения? Как вы думаете, почему Хазарский каганат и Волжская Булгария были более прочными? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Высказывать аргументированные собственные суждения. Планировать свою познавательную, проектную деятельность | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 2 | Конкретизирует домашнее задание § 2 учебника. Составьте рассказы о греческих полисах в Северном Причерноморье, скифах (с использованием сведений Геродота и карты), первых государствах, жителях Восточной Европы. *Задание 2 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем». *Мини-проекты: Узнайте больше о городах и государствах, появившихся в древности на территории нашей страны (например, Дербенте, Итили, Казани, Булгаре, Херсонесе, Пантикапее и др.). Соберите информацию об их возникновении, памятниках культуры, узнайте, какова была их дальнейшая судьба. Итогом работы может стать реферат, рисунок, видеоряд или презентация для демонстрации в классе | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа |
Ресурсный материал к уроку
Приложение 1.
Греческие города-государства Северного Причерноморья. Дополнительный материал
Пантикапей
В конце VII в. до н. э. на северном и северо-восточном склонах Керченского холма колонистами из Милета было основано торговое поселение, вошедшее в историю как столица Боспорского царства — Пантикапей.
Слово «пантикапей» на северо-иранском наречии означает «рыбный путь». Такое название города бытовало у скифов. Было у города и греческое название — «Боспорос».
В силу удачного географического положения Пантикапей занял главенствующее положение среди городов-колоний, основанных на берегах Боспора Киммерийского и Меотиды (Азовского моря). Все торговые пути, шедшие из Средиземноморья, глубинных районов Скифии и Кавказа, пересекались у берегов Пантикапея. Город сосредоточил в своих руках хлебную торговлю и был экспортером пшеницы в Элладу.
В начале V в. до н. э. Пантикапей стал столицей государства, которое объединило все боспорские города в единое целое. Он превратился в крупный центр культуры, искусства и ремесла в Северном Причерноморье. Об этом говорят многочисленные археологические находки: веши из драгоценных металлов, изящные ювелирные изделия, уникальные портретные и скульптурные памятники. В 1970-х гг. была реконструирована часть колоннады пританея («дома властей»). В этом здании пританы (чиновники) вершили судьбы города.
В 107 г. до н. э. вспыхнуло восстание скифского населения и про-скифской группировки во главе с Савмаком. Восставших поддержали рабы. Это выступление было подавлено Диофантом, полководцем пон-тийского царя Митридата VI Евпатора. В последующие годы, заполненные войнами Митридата с Римом, столица Боспорского царства была сильно разрушена.
Херсонес
Название «Херсонес» происходит от греческого слова «полуостров». Руины этого античного города, основанного в 422—421 г. до н. э. выходцами из Гераклеи Понтийской, расположены вблизи Севастополя. Херсонес имел единую регулярную прямоугольную планировку и был обнесен крепкими защитными стенами. Возле главной улицы размещались агора (рыночная площадь), теменос (священное место) и другие сооружения общественного и культового назначения. Особый интерес представляют круглая башня Зенона и главные ворота города.
Основатели Херсонеса, ставшего по обычаям того времени независимым государством, обустроили свою жизнь по канонам афинской демократии. Они выбирали достойных править собой и изгоняли из общины недостойных, проводя для этого открытые и тайные голосования. Некоторые бюллетени, с помощью которых проводились древние выборы, сохранились до наших дней — в Херсонесе найдено уже более 40 бюллетеней. Экономя на дорогом папирусе, граждане Херсонеса процарапывали имена своих кандидатов на осколках битой керамической посуды, иногда — столовой, а порой и кухонной.
Ближайшую округу херсонеситы очистили от камня и скальных пород, разбили на 2400 земельных наделов, разделив их стенами и заборами, построили из камня стенки для виноградных лоз, вывели новые сорта винограда и занялись промышленным виноделием. Ежегодно Херсонес отправлял на экспорт до 10 млн. л вина, его северные владения приносили тысячи тонн хлеба, и к концу IV в. до н. э. он стал очень богатым и влиятельным государством. Его граждане даже ссужали золото соседним колониям для пополнения тамошнего бюджета.
Приложение 2
Дополнительный материал
Скифское царство с IV в. до н. э. занимало территорию от Дуная до стел ной части Крыма.
Главным занятием скифского населения долгое время было кочевое скотоводство. Скифы, писал Геродот, «...не основывают ни городов, ни укреплений, но все они, будучи конными стрелкакш, возят свои дома с собой, получая пропитание не от луга, а от разведения домашнего скота...». На рубеже V—IV вв. до н. э. формируется новая отрасль экономики Скифии - земледелие. Оно было ориентировано на производство твердых кормов, столь необходимых для подкормки скота в зимнее время.
Частная собственность сосредоточивалась в руках вождей и старейшин племен. Из родовой знати выделились царские семьи, жреческая и военная аристократия — царские скифы. Кандидатуры царя и его преемников утверждались народным собранием. Совет старейшин и вождей племени вместе с народным собранием решали важнейшие государственные вопросы.
По свидетельству Геродота, скифы имели установившиеся обычаи и законы. «Скифы, — писал Геродот, — ревниво избегают заимствования чужеземных обычаев...»
У скифов существовала частная собственность на стада, посевы, жилища. Представители кочевой аристократии, особенно жрецы, получали огромные участки земли. От лица общины выступали вожди, тем или иным путем собиравшие хлеб у рядового населения и продававшие его греческим купцам. Естественно, что львиная доля дохода от такой торговли оставалась в их распоряжении. Что получали непосредственные производители взамен выращенного ими хлеба, остается неизвестным.
Брачно-семейное право характеризовалось господством патриархата. Жена находилась под властью мужа. В наследственном праве господствовал минорат, т. е. переход отцовского хозяйства в руки младшего сына. Наиболее опасными преступлениями считались преступления против царя. Наказуемым было не только совершение преступления, но и покушение. В качестве самостоятельного преступления выделялась ложная клятва богам царского очага, что по понятиям скифов могло вызвать болезнь царя и каралось смертной казнью. Тяжкими преступлениями считались также убийство, воровство, оскорбление действием, оговор невиновного, прелюбодеяние и др. К числу наиболее распространенных видов наказаний относились смертная казнь, отсечение правой руки, изгнание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация по истории России 6 класс "образование Древнерусского государства"
презентация по истории России 6 класс "образование Древнерусского государства"...
Технологическая карта урока истории в 9 классе "Образование единого государства в Италии. Объединение германских государств, провозглашение Германской империи"
Технологическая карта урока истории в 9 классе...
Тест для 7 класса по истории России. Тема «Формирование единых государств в Европе и России»
Тест по истории России 7 класс. Тема "Формирование единых государств в Европе и России"...
Конспект урока по истории России. По теме: «Образование первых государств».
Тема урока: «Образование первых государств».Тип урока: урок изучения нового материала.Цели урока: 1. Познакомить учащихся с образованием первых государств на территории России и ходе их ра...
Разработка урока на тему "Образование первых государств" (6 класс)
Разработка урока истории, 6 класс «Образование первых государств»Тип урока – комбинированныйЦель: содействовать формированию представлений о древнейших народах на территории Рос...
Рабочий лист история 6 класс, "Образование первых государств"
Рабочий лист история 6 класс, "Образование первых государств"...