Рабочая программа курса «Россия в международных отношениях в xx веке»
рабочая программа по истории (9 класс)
СДАЛАТЬ АННОТАЦИЮ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса «Россия в международных отношениях в xx веке»
Программа курса по выбору «Россия в международных отношениях в xx веке» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования, основными положениями Концепции профильного обучения и призвана раскрыть очень важный аспект гражданского воспитания личности. Адаптированная программа составлена на основе авторской программы Печенкина С.В., кандидата исторических наук, «Россия в международных отношениях (начало XX – начало XXI вв.)»
Актуальность. С момента образования Русского централизованного государства международная проблематика занимала существеннейшую сторону её политики. Особенностью этой политики являлось положение России как «срединного» государства, между Европой и Азией, и, следовательно, её вовлеченность в события как в Европе, так и в Азии. Войдя в состав «великих держав», Россия участвовала в решении судеб войны и мира на всем евразийском континенте вплоть до 90-х гг. XX века, до развала Советского Союза. Поэтому в начале XXI века актуальность приобретает вопрос о месте России в семье народов мира. Процесс воспитания подрастающего поколения невозможен без обращения к историческим корням своего прошлого и реалиям настоящего. Воспитание патриотизма, гордости за свое Отечество, за её прошлые и настоящие заслуги перед человечеством является краеугольным камнем педагогической работы современной школы.
Основная цель курса:
Курс «Россия в международных отношениях в XX веке» призван углубить содержание базового курса «История» в 9 классе, подготовить учащихся к изучению предметов социально-гуманитарного цикла на профильном уровне.
Задачи курса:
- дать представление об основных этапах становления Российской государственности, её особенностях;
- познакомить учеников с основными понятиями международной дипломатии;
- показать многообразие проявлений внешнеполитической деятельности государства;
- показать роль России на международной арене как великой державы XX в.;
- акцентировать внимание на особенности восточной и западной дипломатии Российского государства;
- развивать у учащихся способности к объективному анализу исторического процесса;
- удовлетворить познавательный интерес;
- способствовать формированию познавательную мотивацию к процессу обучения;
- сформировать у учащихся черты патриотически воспитанного гражданина.
Требования к уровню подготовки учащихся
В процессе обучения учащиеся должны
Знать/ уметь:
- работать с научно-популярной и справочной литературой (поиск, отбор, анализ текста);
- фактический материал, касающийся деятельности российской и советской внешней политики, основные этапы взаимоотношений Российского государства со странами Запада и Востока, особенности российской дипломатии в отношении этих регионов;
- взгляды отечественных и зарубежных исследователей о становлении и развитии российской государственности (теории, идеи, концепции);
- устанавливать причинно-следственные и межпредметные связи при работе с источниками, монографической литературой;
- давать характеристику деятельности отдельных исторических личностей, внёсших вклад в развитие дипломатических отношений;
- систематизировать, обобщать, сравнивать исторические факты и явления, давать им объективную оценку.
Использовать приобретенные представления и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Формы и приемы учебной деятельности. Основу обучающего процесса составляет активизация познавательного интереса, который реализуется через использование активных методов обучения – исследовательского, интерактивного, и развивающего. Немаловажное место в преподавании данного курса также играют такие формы работы, как лекция-беседа, семинар, так как они позволяют решать одновременно дидактические, развивающие и воспитательные задачи.
Формы контроля. Элективный курс предполагает особое внимание к отбору форм текущего и итогового контроля учащихся, делая акцент на творческие и аналитические задания (разработка проектов, написание эссе, выполнение проблемных задании, решение познавательных задач).
Учебно-тематический план курса
№ п/п | Тема | Всего часов | Из них теории | Практи ческая часть | Образова тельный продукт | Организация учебной работы | |
1 | Развитие российской Государственности и внешнеполитические задачи. | 1 | 0,5 | 0,5 | Составление краткого конспекта, решение задач. | Вводная лекция с проблемными заданиями | |
2 | Внешняя политика России в начале XX в. | 1 | 1 | Работа с документами, решение задач, составление таблицы | Практическая работа | ||
3 | Россия в первой мировой войне. | 1 | 0,5 | 0,5 | Составление краткого конспекта, обсуждение,составление таблицы. | Лекция с элементами практической работы | |
4 | Внешняя политика Советского государства в 1917-20-е гг. XX в. | 1 | 0,5 | 0,5 | Составление краткого конспекта, решение задач. | Лекция с элементами практической работы. | |
5 | Внешняя политика СССР в 30-е гг. XX в.. | 1 | 0,5 | 0,5 | Составление краткого конспекта, решение задач. | Лекция с элементами практической работы | |
6 | СССР и Германия в 30-е гг. | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа с документами, решение задач. | Практическое занятие | |
7 | Роль СССР во Второй мировой войне | 1 | 0,5 | 0,5 | Составление краткого конспекта, обсуждение различных ситуаций. | Лекция с элементами беседы | |
8 | Проблемы взаимоотношений СССР с союзниками. | 1 | 1 | Презентации учащихся | Семинар | ||
9 | Начало «холодной войны». | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа с документами, решение задач.. | Лекция с элементами практической работы. | |
10 | Политика мирного сосуществования | 1 | 0,5 | 0,5 | Составление краткого конспекта, обсуждение различных ситуаций. | Лекция с элементами беседы | |
11 | СССР и страны «третьего мира» | 1 | 0,5 | 0,5 | Составление краткого конспекта, составление таблицы. | Лекция с элементами практической работы. | |
12 | Мировая система социализма | 1 | 0,5 | 0,5 | Составление краткого конспекта, обсуждение различных ситуаций. | Лекция с элементами беседы | |
13 | Распад СССР и формирование однополярного мира | 1 | 0,5 | 0,5 | Составление краткого конспекта, решение задач. | Лекция с элементами практической работы. | |
14-15 | Российская Федерация и страны Запада и Востока в начале XXI в. | 2 | 1,5 | 0,5 | Составление краткого конспекта, обсуждение различных ситуаций, составление таблицы. | Лекция с элементами беседы и практической работы | |
16-17 | Итоговое повторение | 2 | 2 | Презентация проектов | Круглый стол | ||
Итого | 17 | 10 | 7 |
Содержание программы.
Тема | Содержание |
1. Развитие российской государственности и внешнеполитические задачи. | Киевская Русь. Русское централизованное государство. Российская империя. Союз Советских Социалистических Республик. Российская Федерация. |
2. Внешняя политика России в начале XX в. | Две тенденции в основных направлениях внешней политики. Русско-японская война. Оформление двух военно-политических блоков: Антанта, Тройственный союз. |
3. Россия в первой мировой войне | Военные действия на Восточном фронте. Роль Восточного фронта в первой мировой войне. Проблемы отношений с союзниками. |
4. Внешняя политика Советского государства в 1917-20-е гг. XX в. | Брестский мир. Идея мировой пролетарской социалистической революции. Начало советско-германского диалога. Карл Радек. Гэнуэзская конференция и Раппальский договор. Право наций на самоопределение и страны Востока. Нота Керзона–начало дипломатических конфликтов. Осложнение советско-западного диалога. Антисоветизм, антикоммунизм как противовес мировой социалистической революции? «Санитарный кордон». |
5. Внешняя политика СССР в 30-е гг. XX в. | Деятельность СССР как члена Лиги Наций и двойственный характер советской внешней политики. Испанская республика и советский опыт. Участие советских добровольцев в гражданской войне в Испании. Проблема коллективной безопасности в Европе. Советско-англо-французские переговоры. Отношения СССР со странами Востока в 30-е гг. XX в. |
6. СССР и Германия в 30-е гг. | Политические и экономические отношения в развитии двух стран. Помощь СССР в возрождении германского милитаризма. Особенности отношений после Мюнхенского «сговора». |
7.Роль СССР во Второй мировой войне | Великая Отечественная война как составная часть Второй мировой войны. Роль восточного фронта в победе над фашизмом. Участие СССР в военных действиях против Японии. Вклад Советского Союза в освобождение Европы. |
8. Проблемы взаимоотношений СССР с союзниками в годы войны. | Проблема второго фронта. СССР в антигитлеровской коалиции. Конференции в Тегеране, Ялте, Потсдаме и их решения. Ленд-лиз. |
9. Начало холодной войны. | Причины, периодизация, этапы. Оценки отечественных и зарубежных исследователей. |
10. Политика мирного сосуществования | Карибский кризис. Разрядка международной напряженности. Совещание по безопасности в Хельсинки (1975). |
11. СССР и страны «третьего мира» | Крушение колониальной системы буржуазных государств. Понятие «социалистическая ориентация». Региональные конфликты. Вьетнамская война. Война в Афганистане. |
12. Мировая система социализма | Установление строя «народной демократии» в странах Европы, находившихся под контролем Советской Армии. Создание мировой системы социализма. Становление, этапы развития, кризис и крах. |
13. Распад СССР и формирование однополярного мира | «Новое политическое мышление». Советско-американские отношения и начало ядерного разоружения. Последствия политики «нового мышления». Переход от биполярной системы международных отношений к монополярному миру. |
14-15. Российская Федерация и страны Запада и Востока в начале XXI в. | Изменение геополитической ситуации в мире. Начало многополярного мира. Новая концепция внешней политики Отношения с традиционными внешнеполитическими партнерами Россия и страны СНГ. Российско-американские отношения. Отношения России и Евросоюза — возможности стратегического партнерства. Политика на постсоветском пространстве — успехи и трудности взаимодействия. Россия на мировом энергетическом рынке. |
16-17. Итоговое повторение | Россия в глобальном мире: |
Литература для учащихся:
- Данилов А.А., Косулина Л.Г., Пыжиков А.В. История России, ХХ – начало ХХI века: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: просвещение, 2003.
- Кредер А.А. Новейшая история зарубежных стран1914-1997. Учебник для 9 кл. основной школы.- М.: ЦГО, 2003.
- История России. XX век / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитренко и др. — М.: ООО «Издательство ACT», 2001
- Горина М. М., ПушковаЛ. Л. История России XX века: Книги для чтения.- М: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕС», 2004
Литература для учителя:
- История России. XX век / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитренко и др. — М.: ООО «Издательство ACT», 2001
- Горина М. М., ПушковаЛ. Л. История России XX века: Книги для чтения.- М: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕС», 2004
- Шестаков В.А.. ХХ век на весах истории. Новые подходы изучения и преподавания \\ Настольная книга учителя истории. 5 – 11 классы \ Сост. М. Н.Чернова. – М., 2006.
- Новейшая история - Дипломатия и политика в середине XX века - Сборник статей
- История России. XX век / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитренко и др. — М.: ООО «Издательство ACT», 2001.
- История России. Люди. Нравы. События - взгляды и оценки. 1881-2005_н. ред. Токарев А.И_Уч пос_2005.
Интерне-ресурсы
http://www.istrodina.com – сайт журнала «Родина»
http://www.hist.ru – исторический альманах «Лабиринт времен»
http://www.historia.ru- электронный журнал «Мир истории»
http://www.rusarchives.ru- сайт «Архивы России»
http://www.idf.ru/almanah.shtml- электронный альманах «Россия. ХХ век».
http://9may.ru/16.04.1945/inform/m4236- Наша Победа. День за днем.
http://www.ruspodvig.ru/sovet/films/- Военно-патриотический ресурс. Подвиг
http://fww.fromru.com/ Первая Мировая война: история
http://historiwars.narod.ru/ История войн
http://gpw.tellur.ru/ Великая Отечественная война
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/23/picture-226710-1364029033.jpg)
Сценарий урока "Международные отношения XVI-XVII веков в Европе"
Урок разработан для 7 класса с учетом перспективы введения ФГОС II поколения. На уроке предполгается самостоятельная работа обучающихся....
Технологическая карта урока "Международные отношения в XVIII веке"
Технологическая карта урока "Международные отношения в XVIII веке".Цель урока - охарактеризовать и изучить систему международных отношений в Европе в XVIII в....
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/14/picture-1155910-1565779307.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Театр отношений:. Ты, я и другие" для 6 класса Ильинова Н.В.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Театр отношений:. Ты, я и другие" для 6 класса Ильинова Н.В....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/19/picture-1059772-1537371889.jpg)
Рабочая программа курса истории в 11 классе "Россия в мире. С древнейших времён до начала ХХ века"
Предложенная программа курса истории в 11 классе содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование. Программу можно использовать при обучении на базовом уровне, т.к. он не требует ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/21/picture-1085365-1700524226.jpg)
Россия в системе международных отношений в XVII веке
презентация по истории России для 7 класса Россия в системе международных отношений в XVII веке соответствует обновленному ФГОС...
Рабочая программа курса "Россия - мои горизонты"
Программа для 7 класса с учетом участия в проекте "Билет в будущее"...