Роль личности Девлет-Гирея в истории
статья по истории (7 класс)

Валикова Ангелина Николаевна

В предлгаемой статье рассматривается роль личности крымского хана Девлет-Гирея

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_lichnosti_devlet.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Роль личности Девлет-Гирея в истории

Хан Крымского ханства в 1551—1577 годах из династии Гераев, двоюродный брат османского султана Сулеймана Великолепного по материнской линии. В 1530—1532 годах при своём дяде, крымском хане Саадете I Герае, царевич Девлет Герай занимал должность калги, то есть наследника ханского престола. В 1551 году крымско-татарский диван назначил Девлета I Герая новым крымским ханом вместо его родного дяди Сахиба I Герая. Прежний хан Сахиб I Герай был отстранён от власти и убит. Став ханом, Девлет I Герай усмирил и объединил все бейские роды Крыма, и в его правление страну не сотрясали внутренние смуты. Девлет I Герай известен своими многочисленными военными походами, в основном войнами с Русским государством.

В 1558 году началась Ливонская война, и значительную часть войск перекинули на западное направление. Крымский хан тем временем собирает огромное войско. Девлет-Гирей потребовал от Ивана Грозного восстановления независимости Астрахани и Казани, а также возобновления выплаты дани Крыму. Чтобы обеспечить успех похода, хан заручился поддержкой Речи Посполитой и Османской империи. В летописях указывается, что численность его войска составляла до 120 тысяч человек. По мнению исследователей, эта цифра сильно преувеличена.

24 мая 1571 года Москва была охвачена пламенем. По указанию крымского хана Девлет-Гирея татары поджигали дома и жестоко расправлялись с местными жителями. Сильный ветер разнес огонь по всему городу. Москвичи искали спасения за крепостными стенами, обрекая себя на верную смерть. Сотни утонули в Москве-реке и погибли в давке у городских ворот. После покорения Москвы Девлет-Гирей решил подчинить себе все русское царство. Пообещав своим подданным несметные богатства, крымский хан собрал огромное войско и заручился поддержкой Османской империи. 

Девлет-Гирей возглавил Крымское ханство в 1551-м. В первые же годы своего правления он предпринял множество попыток набегов на соседние земли, которые успешно отражали русские войска. Иван Грозный после взятия Казани задумал подчинить Астраханское ханство — в этом случае он получил бы выход к Каспийскому морю. В 1556-м Астрахань вошла в состав России.

Девлет-Гирей вторгся в Россию с войском в 120 тысяч человек

Девлет-Гирей тем временем дожидался удобного момента, чтобы организовать масштабный поход на русские земли. В 1558 году началась Ливонская война, и значительную часть войск перекинули на западное направление. Крымский хан тем временем собирает огромное войско. Девлет-Гирей потребовал от Ивана Грозного восстановления независимости Астрахани и Казани, а также возобновления выплаты дани Крыму. Чтобы обеспечить успех похода, хан заручился поддержкой Речи Посполитой и Османской империи. В летописях указывается, что численность его войска составляла до 120 тысяч человек. По мнению исследователей, эта цифра сильно преувеличена.

В 1571 году Девлет-Гирей двинулся на Москву. По сообщениям историков, на южных рубежах неприятелю сопротивлялись всего 6 тысяч человек. Дорога на Москву была открыта. Узнав о приближении противника, Иван Грозный бежал из города. 24 мая начались поджоги. «В ясный день при сильном ветре в три часа пожар истребил сухую громаду деревянных строений, один только Кремль уцелел; по иностранным известиям, войска и народу погибло до 800 тыс.; допустив преувеличение при невозможности верного счета, вспомним, однако, что при вести о татарах в Москву сбежалось много народу из окрестностей, что во время пожара бежать было некуда: в поле — татары, в Кремль — не пускали; всего более, говорят, погибло тех, которые хотели пройти в самые дальние от неприятеля ворота: здесь, собравшись в огромную толпу и перебивая друг у друга дорогу, они так стеснились в воротах и прилегавших к ним улицах, что в три ряда шли по головам друг у друга и верхние давили нижних», — отмечал историк Сергей Соловьев.

Спустя несколько часов пожар проник в Кремль. В городе царила паника. Люди пытались спрятаться в подвалах, но погибали от огня и дыма. Спасаясь от жара, москвичи прыгали в Москву-реку. За один день город превратился в пепелище. Девлет-Гирей двинулся назад, разоряя по пути десятки городов. В плен были угнаны от 60 до 150 тысяч человек.

Воодушевленный успехом, в 1572 году крымский хан предпринял еще один поход, однако он не принес ему желаемого результата. В 50 километрах от Москвы русское войско разбило противника, несмотря на значительное численное превосходство татар. Походы крымчан на Русь прекратились почти на 20 лет.

Роль Девлет-Гирея:

  • КХ при нем достигло вершины своего могущества
  • Противостояние КХ и Москвы достигло апогея (хан лично возглавлял походы на Русь 1552, 1555, 1562, 1564, 1565, 1571 и 1572 гг.).  
  • В начале своего правления именовался в крымских источниках «узурпатор трона», в конце правления – «покоритель столиц»
  • Поднял свой престиж и в Ногайской Орде, и на Северном Кавказе.
  • Достиг внутренней стабильности в Крыму, обеспечил впервые за много лет порядок престолонаследия в роду Гиреев
  • умел пользоваться благоприятными обстоятельствами и успел в значительной степени обеспечить себе самостоятельность со стороны Османской империи.
  • помешал осуществлению задуманного турецким правительством плана соединения Волги и Дона каналом, что угрожало усилением турецкого влияния на Крым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка, истории и литературы в 10 классе «Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале».

Целью урока является обучение содержательно-языковому анализу текста, формирование у учащихся понятия значимости роли личности в историческом процессе, систематизация материала об исторических личност...

Интегрированный урок русского языка, литературы и истории в 10 классе"Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале".

Интегрированные уроки - одна из инновационных педагогических технологий в современном образовании. Эффективность интегрированный уроков проявляется в том, что даже слабые ученики с интересом участвуют...

Урок истории с использованием приемов технологии развития критического мышления по проблеме роли личности в истории: «Лишь тот достоин славы и свободы, кто…»

Урок истории с использованием приемов технологии развития критического мышления по проблеме роли личности в истории: «Лишь тот достоин славы и свободы, кто…» Цель: Определить роль личности Наполе...

Элективный курс по истории для 6 класса "Первые русские князья. Роль личности в истории"

Курс предназначен для углубленного изучения важнейших вопросов истории, роли личности в истории. Необходимость и актуальность данного курса очевидна, так как в программе основной общеобразовательной ш...

Методическая разработка урока истории к 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Тема: «Роль личности в истории Великой Отечественной войны»

Урок проводится в форме интеллектуальной игры (аналог телевизионной игры "За семью печатями"). Целевая аудитория: обучающиеся 10 класса. Специфика этой игры заключается в том, что учитель за...

Интегрированный урок в 11 классе: английский язык, история, обществознание «Всеобщая Декларация Прав Человека: история возникновения, этапы, роль личностей в ее создании, актуальность в XXI веке».

Тема урока: «Всеобщая Декларация Прав Человека: история возникновения, этапы, роль личностей в ее создании, актуальность в XXI веке».Актуальность темы, выбранной для интегрированного урока...

Проект по истории на тему: "Роль личности Петра I в истории Российского государства"

Роль царя Петра I в истории Российского государства неоднозначна. Одни историки считают его великим реформатором и преобразователем, а другие – видят лишь ошибки. Кто-то отмечает, что деятельнос...