Проект по истории на тему: "Роль личности Петра I в истории Российского государства"
проект по истории

Кусалиева Дарья Рафаэльевна

Роль царя Петра I в истории Российского государства неоднозначна. Одни историки считают его великим реформатором и преобразователем, а другие – видят лишь ошибки. Кто-то отмечает, что деятельность Петра, познакомившего страну с европейской культурой, экономикой, технологиями производства, привела к болезненному слому существующих представлений и норм Московской Руси. Другие уверены, что благодаря активным преобразованиям царя, страна стала державой, которая играла важную роль в политической жизни Европы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petr_1.docx40.26 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

по истории

на тему:

«Роль личности Петра I в истории Российского государства»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Теоретическая часть
  1. Краткие биографические сведения……………………………………….5
  2. Внешность и характер Петра I………………………………………….…7
  3.  Преобразования царя…………………………………………………….10

  1. Практическая часть
  1. Проведение опроса на тему: «Роль личности Петра I в истории Российского государства»………………………………………………..12
  2.  Анализ и подведение итогов…………………………………………….12

Список литературы……………………………………………………….13

Введение

«О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?»

А.С.Пушкин

Роль царя Петра I в истории Российского государства неоднозначна. Одни историки считают его великим реформатором и преобразователем, а другие – видят лишь ошибки. Кто-то отмечает, что деятельность Петра, познакомившего страну с европейской культурой, экономикой, технологиями производства, привела к болезненному слому существующих представлений и норм Московской Руси. Другие уверены, что благодаря активным преобразованиям царя, страна стала державой, которая играла важную роль в политической жизни Европы.

Что касается школьников и молодежи, то молодое поколение  не увлечено историей и лишено чувства исторической памяти, традиции и ответственности. Сознание подрастающего поколения заполнено «достижениями» западной цивилизации, современная молодежь путает события и личности. 

Цель моего проекта: исследовать личность Петра I и определить ее роль в истории Российского государства; выяснить отношение учеников  моего класса к личности Петра I.

Задачи:

- изучить краткие биографические сведения;

- описать внешность и характер Петра I;

- рассмотреть преобразования царя;

- провести опрос среди учащихся «Роль личности Петра I в истории Российского государства»;

- сделать выводы.

Для достижения поставленной цели, я определил следующие этапы работы:

1. Организационный (постановка цели, выбор названия проекта, обсуждение плана работы над проектом).

2. Подготовительный (сбор материала, работа с источниками информации).

3. Теоретический (анализ и обобщение информации).

4. Практический (проведение опроса, написание работы).

5. Аналитический (анализ проделанной работы, обсуждение предварительных итогов и внесение изменений).

6. Заключительный (подготовка презентации, представление результатов в виде проекта, защита проекта).

В данной работе я применил следующие методы:

- изучение и анализ информации из Интернет–источников и исторической литературы;

- опрос с дальнейшим анализом;

- создание слайдов презентации.

  1. Теоретическая часть
  1. Краткие биографические сведения

Петр Алексеевич родился 9 июня 1672 года. Его отцом был русский царь Алексей Михайлович Романов, а матерью Наталья Нарышкина — вторая жена царя. Для своего отца он был уже четырнадцатым ребенком, а для матери – желанным первенцем. Рождение сына родители восприняли с особенной радостью, в церквях служились благодарственные молебны, повсеместно раздавались пушечные залпы в честь этого события.

В день крестин царь Алексей велел измерить размеры тела новорожденного и написать икону, строго следуя снятым меркам. На одной стороне этой иконы была нарисована Троица, а на другой - апостол Петр. Император никогда не расставался с этой иконой. С раннего детства Петра привлекали солдатики и пушки. В 3 года отец подарил будущему императору детские саблю и ружье.

В возрасте 4 лет Петр потерял отца, а в 1682 году при дворе обострилась борьба двух боярских кланов — Милославских и  Нарышкиных.

Милославские, родственники первой жены Алексея Михайловича, считали,  что престол должен занять царевич Иван, а Нарышкины выступали за кандидатуру 10-летнего Петра. Милославские организовали восстание стрельцов, в ходе которого бунтовщики жестоко расправились с близкими будущего императора на глазах у мальчика.  Впоследствии это повлияло на характер Петра, его мировосприятие и реформы. Итогом стрелецких волнений стало избрание  царями Петра и Ивана, а регентом при них назначалась их старшая сестра — Софья.

Сначала Петра мало интересовали государственные дела: он часто навещал Немецкую Слободу и проводил время в подмосковных селах Семеновском и Преображенском, где им были созданы потешные полки для увеселения, ставшие впоследствии первыми гвардейскими полками — Семеновским и Преображенским.

Однако в 1689 году Петр потребовал от сестры удаления в Новодевичий монастырь, так как к этому времени оба царя уже достигли совершеннолетия и должны были править самостоятельно. С 1689 по 1696 год Петр I и Иван V были соправителями, пока последний не умер.

Софья правила страной на протяжении семи лет и не желала отдавать свою власть. Поначалу стрельцы и ближайшее боярское окружение были на ее стороне. В начале августа 1689 года Петру донесли, что на него готовится покушение и в ночь с 7 на 8 августа будущему императору удалось сбежать из Преображенского в Троице-Сергиев монастырь, куда подоспели «потешные» войска с пушками. На некоторое время в России наступило время двоевластия. Большое количество высших чинов страны и значительная часть армии встало на сторону законного царя, что и привело к победе Петра. Сторонники Софьи были арестованы, а она сама заточена в монастырь.

  1. Внешность и характер Петра I

Петр I – неоднозначная и противоречивая личность. Историк Н.М. Карамзин писал, что Петр имел великодушие, проницание, волю и неутомимость, но в тоже время историк отмечает, что страсть к новым обычаям переступила границы благоразумия и государь унижал россиян в собственном их сердце, искореняя древние навыки и представляя их смешными, глупыми.

Курфюстина Ганновера София и ее дочь София Шарлотта,  современницы Петра, говорили о нем: «Царь высок ростом, у него прекрасные черты лица, осанка и движения исполнены силы и благородства; ум у него живой и оборотливый; ответы быстры и метки. Но при всех достоинствах, которыми его одарила природа, хорошо было бы, если бы в нем было поменьше грубости. Это государь очень хороший и вместе с тем очень дурной: в нравственном смысле он вполне представитель своей страны. Если бы он получил лучшее воспитание, из него вышел бы человек совершенный, потому что у него много достоинств и ум – необыкновенный».

Петр не обладал богатырским телосложением, у него  были небольшие руки и узкие плечи, не соответствующие его высокому росту. Однако, благодаря своему впечатляющему росту более 2 метров, император всегда выделялся в толпе. Он был выше остальных на целую голову. Его отличительными особенностями были стремительная походка и рост.

В минуты волнения, его посещали судорожные подергивания лица, что, возможно, являлось отголоском трагических событий в детском возрасте. Быстрый и пронзительный взгляд Петра, по мнению историка Б.Г.Пашкова, производил на людей порой неприятное впечатление.

Герцог Сен-Симон, встречавшийся с Петром во время его пребывания в Париже писал: «Он был очень высок ростом, хорошо сложен, довольно худощав, с кругловатым лицом, высоким лбом, прекрасными бровями; нос у него довольно короток, но не слишком, и к концу несколько толст; губы довольно крупные, цвет лица красноватый и смуглый, прекрасные черные глаза, большие, живые, проницательные, красивой формы; взгляд величественный и приветливый, когда он наблюдает за собой и сдерживается, в противном случае суровый и дикий, с судорогами на лице, которые повторяются не часто, но искажают и глаза и всё лицо, пугая всех присутствующих. Судорога длилась обыкновенно одно мгновение, и тогда взгляд его делался странным, как бы растерянным, потом все сейчас же принимало обычный вид. Вся наружность его выказывала ум, размышление и величие и не лишена была прелести».

Петр был подвижным, веселым, умным и непосредственным человеком, но иногда он не мог совладать со своей яростью и был очень жестоким. Взбешенный Петр мог поднять руку на своих приближенных, мог зло подшутить над теми, кто не одобрял его преобразований и задерживал их проведение. Часто его шутки были адресованы знатным боярам, которые придерживались старых моральных и церковных устоев.

Император государства Российского был ярым противником пьянства и пытался бороться с ним разными способами: например, награждал пьяницу чугунной медалью «За пьянство» весом в семь килограммов и человек должен был ходить с ней целых семь дней.

По праздникам Петр ходил в церковь, сам читал «Апостол» и пел с певчими на клиросе. Неодолимая сила тянула Петра к морю, обычно, ужиная с иностранцами, царь беседовал с ними о море и флоте.

Петр хорошо разбирался во многих вещах: владел мастерством каменщика, плотника, садовника и многими другими, но не смог научиться плести лапти. Петр любил приготавливать и запускать фейерверки. Одним из увлечений Петра было удалять у людей больные зубы.

Царь не был хорошим семьянином, так как постоянно был в разъездах. Впервые в брак Петр вступил в 17 лет по настоянию матери. Его женой стала молодая и красивая Евдокия Лопухина. Их сын, царевич Алексей, воспитывался в основном матерью, он был чужд реформаторской деятельности Петра. Остальные дети Петра и Евдокии умерли в младенчестве. 

Алексей Петрович осуждал преобразования своего отца и бежал в Вену под покровительство родственника своей жены императора Карла VI. Там он надеялся найти поддержку своей идее низвержения отца. В 1717 году его уговорили вернуться домой, где тут же взяли под стражу, а в 1718 году Верховный суд вынес ему смертный приговор, признав виновным в государственной измене. Но царевич Алексей не дождался приведения приговора в исполнение и умер в Петропавловской крепости. Истинная причина его смерти до сих пор не установлена.

Встретив Анну Монс в Немецкой Слободе, Петр покинул жену и сохранил связи с возлюбленной вплоть до 1704 года. В 1698 году жену Петра насильно постригли и отправили в монастырь, а сын Алексей был отправлен к тетке.

Однажды за обедом у своего соратника Александра Меншикова, Петр встретил молодую Екатерину, захваченную русскими войсками как военную добычу при взятии шведской крепости Мариенбург и которая впоследствии приняла православие и стала женой Петра.

1.3 Преобразования царя

Петр понимал, что положение России не позволяет ей полностью реализовывать не только внешнеполитические планы, но и развиваться внутренне. Анализируя деятельность царя, Карамзин пишет: «великий муж самыми ошибками доказывает свое величие: их трудно или невозможно изгладить, как и хорошее, так и худое делает он навеки».

Было необходимо получить выход к незамерзающему Черному морю, чтобы придать дополнительный стимул отечественной торговле и промышленности. Именно поэтому Петр продолжает дело, начатое Софьей и активизирует борьбу с Турцией в рамках Священной Лиги, но вместо традиционного похода в Крым, молодой царь бросает всю свою энергию на юг, под Азов, взять который в 1695 году не удалось, но после постройки зимой 1695-1696 годах флотилии в Воронеже Азов был взят. Дальнейшее участие России в Священной Лиге начало терять смысл — Европа готовилась к войне за Испанское наследство, поэтому борьба с Турцией переставала быть приоритетом для австрийских Габсбургов, а без поддержки союзников Россия не могла противостоять османам.

В 1697-1698 годах Петр инкогнито путешествует по Европе в составе Великого посольства под именем бомбардира Петра Михайлова. Тогда он заводит личные знакомства с монархами ведущих европейских стран. За границей Петр получил обширные знания в навигации, артиллерийском деле, кораблестроении. После встречи с Августом II, саксонским курфюрстом и польским королем, Петр решает перенести центр внешнеполитической активности с юга на север и выйти на берега Балтийского моря, которые предстояло отвоевать у Швеции, самого мощного государства в тогдашней Балтике.

Стремясь сделать управление государством более эффективным, Петр I провел реформы государственного управления (созданы Сенат, коллегии, органы высшего государственного контроля и политического сыска, церковь подчинена государству, введен Духовный регламент, проведено деление страны на губернии, построена новая столица – Санкт-Петербург).

Понимая отсталость России в промышленном развитии от ведущих европейских держав, Петр использовал их опыт в самых различных областях – в мануфактурном деле, в торговле, в культуре. Государь уделял огромное внимание и даже насильно заставлял дворян и купцов развивать необходимые стране знания и предприятия. К этому можно отнести: создание мануфактур, металлургических, горных и других заводов, верфей, пристаней, каналов. Петр прекрасно понимал, насколько важны военные успехи страны, поэтому лично возглавлял армию в Азовских походах 1695-1696 годов, принимал участие в разработке стратегических и тактических операций входе Северной войны 1700-1721 годов, Прутского похода 1711 года, Персидского похода 1722-1723 годов.

Петр первым из российских правителей принял титул «Император Всероссийский».

Умер Петр I 8 февраля 1725 года в Зимнем дворце. Причиной его смерти была почечнокаменная болезнь, осложненная уремией, но резкое обострение болезни началось после того, как Петр, осматривая в октябре Ладожский канал, вошел по пояс в воду, чтобы спасти севший на мель бот с солдатами. После этого состояние его здоровья резко ухудшилось и наступила смерть.

  1. Практическая часть
  1. Опрос на тему: «Роль личности Петра I в истории Российского государства»

Ваше отношение к роли личности Петра I в истории Российского государства?

а) сильная личность и великий деятель, который вывел Россию на новый уровень развития

б) тиран, чьи преобразования принесли огромные жертвы

  1. Анализ и подведение итогов

   

«Люди всех поколений в оценках

личности и деятельности Петра сходились в одном:

его считали силой.

Петр был заметнейшим и влиятельнейшим

деятелем своего времени, вождем всего народа.

Никто не считал его ничтожным человеком,

бессознательно употребившим власть или же

слепо шедшим по случайной дороге».

С. Ф. Платонов.

Деятельность Петра I еще при жизни по-разному оценивалась его современниками. И после смерти Петра не продолжали утихать споры. Одни называли его великим реформатором, который превратил Россию в крупную и сильную европейскую державу. Другие обвиняли в попрании традиций, обычаев, в  разрушении национальной самобытности. Карамзин говорил, что россияне стали гражданами мира, но в некоторых случаях перестали быть гражданами России. «Виною Петр» - пишет историк. Но дела вершил, бесспорно, великие – не просто так его называют Петр Великий.

Список литературы

1. Н.М. Карамзин История государства Российского. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.

2. Б.Г. Пашков. Русь – Россия – Российская империя. Хроника правления и событий 862 – 1917 гг. – 2-е издание. – М.: ЦентрКом, 1997.

3. История. РФ https://histrf.ru/lichnosti/biografii/p/pietr-i

4. Энциклопедия Кругосвет https://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/PETR_I_ALEKSEEVICH.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ДАТЫ ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В 2012 г.

ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ДАТЫ ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В 2012 г.История любого государства - это, прежде всего, история его об­разования.2012 год является юбилейным для государства, мы празднуем: 1...

Урок истории по теме "Роль Петра I в истории"

Урок истории разработан для 10 класса гуманитарного профиля....

Урок истории Российское государство в конце XVI века.

Урок истории Российское государство в конце XVI века....

Контрольная работа по истории "Российское государство в 1917-1920 годах"

Контрольная работа  по истории составлена на основе ФИПИ, предназначена для 9-х классов. Для проверки даны темы: установление советской власти, Гражданская война, военный коммунизм, НЭП...

Русская Православная Церковь в военной истории Российского государства как духовно-нравственный институт общества

В статье показана роль Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны, ее неоценимый вклад в Победу советского народа....

Гибкий курс по теме "История Российского государства IX-XX в

Гибкий курс «История Российского государства IX-XIX в» создан на платформе Академия Юрайт позволяет студентам специальностей подготовиться к зачету по истории или экзамену. Гибкий курс пре...

Проверочная работа № 4 по истории ХМАО-Югры. по теме "Вхождение Югры в состав Российского государства"

Цель- контроль знаний по изученной теме. Позволяет продемонстрировать  начало русского освоения территории современной Югры, особенности взаимоотношений Московского государства с коренными жителя...