Рабочая программа по истории России 6-9 класс
рабочая программа по истории
Рабочая программа по истории России 6-9 класс к учебникам издательства "Просвещение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_rossii_6-9kl.docx | 96.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Благовещенская средняя общеобразовательная школа»
Ирбейского района Красноярского края
«Согласовано» Заместитель директора по УР МОБУ Благовещенская СОШ Краева С.В .________________ «____»________________20___г. | «Утверждаю» Директор МОБУ Благовещенская СОШ Чумакова В.Н. ______________________ Приказ № __________________________ от «____»_________________20___г. |
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ИСТОРИИ РОССИИ
6-9 КЛАССА
Составитель: Перфилова И.А.
учитель истории и обществознания
I кв. категории
2020
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Истории России в 6 классе
• определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
• установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятий и терминов;
• овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;
• использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
• использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;
• изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;
• описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;
• понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;
• высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;
• описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;
• поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;
Содержание учебного предмета Истории России (42 ч)
От Древней Руси к Российскому государству
Введение
Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. Основные этапы развития исторической мысли в России.
Народы и государства на территории нашей страны в древности
Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии в Северной Евразии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний.
Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н.э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Дербент.
Восточная Европа в середине I тыс. н.э.
Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви – восточных, западных и южных. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи – балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.
Образование государства Русь
Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента.
Государства Центральной и Западной Европы. Первые известия о Руси. Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей.
Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь из варяг в греки. Волжский торговый путь.
Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.
Русь в конце X – начале XII в.
Территория и население государства Русь/Русская земля. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси: волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь.
Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.
Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами (Дешт-и-Кипчак), странами Центральной, Западной и Северной Европы.
Культурное пространство
Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология.
Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. «Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати». Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие.
Русь в середине XII – начале XIII в.
Формирование системы земель – самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и права. Внешняя политика русских земель в евразийском контексте.
Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: Киево-Печерский патерик, моление Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского.
Русские земли в середине XIII - XIV в.
Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (т.н. «ордынское иго»).
Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород в системе балтийских связей.
Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения с Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.
Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский. Расцвет раннемосковского искусства. Соборы Кремля.
Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII-XV вв.
Золотая орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тимура.
Распад Золотой орды, образование татарских ханств. Казанское ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская орда. Крымское ханство. Касимовское ханство. Дикое поле. Народы Северного Кавказа. Итальянские фактории Причерноморья (Каффа, Тана, Солдайя и др) и их роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком.
Культурное пространство
Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Летописание. Памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев.
Формирование единого Русского государства в XV веке
Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва – третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль.
Культурное пространство
Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси). Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Изобразительное искусство. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.
Региональный компонент
Наш регион в средневековье.
Календарно- тематическое планирование учебного предмета
Истории России в 6 классе
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Материально-техническое обеспечение | дата | ||||
план | факт | |||||||
1 | Наша Родина – Россия. | 1 | ТСО; РМ | |||||
Тема 1. «Народы и государства на территории нашей страны в древности»-4 часа | ||||||||
2 | Древние люди и их стоянки на территории современной России. | 1 | ТСО; РМ | |||||
3 | Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленник | 1 | ТСО; РМ | |||||
4 | Образование первых государств. | 1 | ТСО; РМ | |||||
5 | Восточные славяне и их соседи | 1 | ТСО; РМ | |||||
Тема 2. «Русь в IX- первой половине XII вв.» -11 часов | ||||||||
6 | Первые известия о Руси. | 1 | ТСО; РМ | |||||
7 | Становление Древнерусского государства | 1 | ТСО; РМ | |||||
8 | Урок-практикум по теме «Становление Древнерусского государства» | 1 | ТСО; РМ | |||||
9 | Правление князя Владимира. Крещение Руси. | 1 | ТСО; РМ | |||||
10 | Русское государство при Ярославе Мудром | 1 | ТСО; РМ | |||||
11 | Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. | 1 | ТСО; РМ | |||||
12 | Общественный строй и церковная организация на Руси. | 1 | ТСО; РМ | |||||
13 | Культурное пространство Европы и культура Руси | 1 | ТСО; РМ | |||||
14 | Повседневная жизнь населения | 1 | ТСО; РМ | |||||
15 | Практикум «Место Руси в Европе» | 1 | ТСО; РМ | |||||
16 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Русь в VIII-первой половине X11 в.» | 1 | ТСО; РМ | |||||
Тема 3. « Русь в середине XII- начале XIII вв.»-5 часов | ||||||||
17 | Политическая раздробленность на Руси | 1 | ТСО; РМ | |||||
18 | Владимиро-Суздальское княжество. | 1 | ТСО; РМ | |||||
19 | Новгородская земля | 1 | ТСО; РМ | |||||
20 | Южные и юго-западные русские княжества | 1 | ТСО; РМ | |||||
21 | Повторительно-обобщающий урок: «Русские земли в период политической раздробленности» | 1 | ТСО; РМ | |||||
Тема 4. «Русские земли в середине XIII-XIV в.»-11 часов | ||||||||
22 | Монгольская империя и изменение политической карты мира | 1 | ТСО; РМ | |||||
23 | Батыево нашествие на Русь. | 1 | ТСО; РМ | |||||
24 | Северо-Западная Русь между Востоком и Западом | 1 | ТСО; РМ | |||||
25 | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура | 1 | ТСО; РМ | |||||
26 | Литовское государство и Русь | 1 | ТСО; РМ | |||||
27 | Усиление Московского княжества | 1 | ТСО; РМ | |||||
28 | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва | 1 | ТСО; РМ | |||||
29 | Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII -XIV вв. | 1 | ТСО; РМ | |||||
30-31 | Красноярский край в XV веке.[1] | 2 | ТСО; РМ | |||||
32 | Повторительно-обобщающий урок «Русские земли в середине XIII-XIV вв» | 1 | ТСО; РМ | |||||
Тема 5. «Формирование единого Русского государства»-10 часов | ||||||||
33 | Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV века. | 1 | ТСО; РМ | |||||
34 | Московское княжество в первой половине XV вв. | 1 | ТСО; РМ | |||||
35 | Распад Золотой Орды и его последствия | 1 | ТСО; РМ | |||||
36 | Московское государство и его соседи во второй половине XV века. | 1 | ТСО; РМ | |||||
37 | Русская православная церковь и государство XV – начале XVI вв. | 1 | ТСО; РМ | |||||
38 | Практикум «Человек в Российском государстве второй пол. XV в.» | 1 | ТСО; РМ | |||||
39 | Формирование культурного пространства единого Российского государства | 1 | ТСО; РМ | |||||
40 | Итоговая контрольная работа по теме: " От Древней Руси к Российскому государству" за курс 6 класса. | 1 | ТСО; РМ | |||||
41-42 | Итоговое повторение | 2 | ТСО; РМ |
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Истории России в 7 классе:
• применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);
• установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI—XVII вв.;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятий и терминов;
• использование сведений из исторической карты как источника информации;
• овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах населяющих её народов;
• описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;
• использование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
• сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство»,
«всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;
• высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;
• поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);
• анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
• сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;
• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);
• раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;
• сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
• определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
• поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;
• расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
• составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;
• понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.
Содержание учебного предмета Истории России 7 класса (42 ч)
Россия В XVI – XVII вв.: от великого княжества к царству Россия в XVI веке.
Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства.
Органы государственной власти. Приказная система: формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении государством. «Малая дума». Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений. Государство и церковь.
Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы. Стародубская война с Польшей и Литвой.
Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого.
Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов: дискуссии о характере народного представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа – формирование органов местного самоуправления.
Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.
Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилые и неслужилые люди. Формирование Государева двора и «служилых городов». Торгово-ремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества.
Многонациональный состав населения Русского государства. Финно-угорские народы. Народы Поволжья после присоединения к России. Служилые татары. Выходцы из стран Европы на государевой службе. Сосуществование религий в Российском государстве. Русская Православная церковь. Мусульманское духовенство.
Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ.
Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией: восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега Гази-Гирея в 1591 г. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства: указ об «Урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.
Смута в России
Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова, в т.ч. в отношении боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601-1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса.
Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца.
Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М.В. Скопина-Шуйского и Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска.
Свержение Василия Шуйского и переход власти к «семибоярщине». Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и второе ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всей земли». Освобождение Москвы в 1612 г.
Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией: утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени.
Россия в XVII веке
Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством.
Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. Правительство Б.И. Морозова и И.Д. Милославского: итоги его деятельности. Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества.
Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа.
Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком.
Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание Степана Разина.
Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с православным населением Речи Посполитой: противодействие полонизации, распространению католичества. Контакты с Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654-1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656-1658 гг. и ее результаты. Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы. Военные столкновения с манчжурами и империей Цин.
Культурное пространство
Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Коч – корабль русских первопроходцев. Освоение Поволжья, Урала и Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты.
Изменения в картине мира человека в XVI–XVII вв. и повседневная жизнь. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Синтез европейской и восточной культур в быту высших слоев населения страны.
Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари, Алевиз Фрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Новый Иерусалим). Крепости (Китай-город, Смоленский, Казанский, Тобольский Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество.
Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи. Парсунная живопись.
Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. Домострой. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного времени. Усиление светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII в.
Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля - первое учебное пособие по истории.
Региональный компонент
Наш регион в XVI – XVII вв.
Календарно-тематическое планирование Истории России в 7 классе
№ | Тема урока | Кол-во часов | Материально-техническое обеспечение | Дата проведения | ||||
план | факт | |||||||
Тема 1. Россия в XVI веке (21ч.) | ||||||||
1 | Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий | 1 | ТСО; РМ | |||||
2 | Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. | 1 | ТСО; РМ | |||||
3 | Формирование единых государств в Европе и России | 1 | ТСО; РМ | |||||
4 | Российское государство в первой трети XVI в. | 1 | ТСО; РМ | |||||
5 | Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. | 1 | ТСО; РМ | |||||
6 | Начало правления Ивана IV | 1 | ТСО; РМ | |||||
7 | Урок-практикум «Реформы Избранной Рады» | 1 | ТСО; РМ | |||||
8 | Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. | 1 | ТСО; РМ | |||||
9 | Проект по теме: «Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.» | 1 | ТСО; РМ | |||||
10 | Внешняя политика России во второй половине XVI в.: восточное и южное направления | 1 | ТСО; РМ | |||||
11 | Внешняя политика России во второй половине XVI в.: отношения с Западной Европой, Ливонская война | 1 | ТСО; РМ | |||||
12 | Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые» | 1 | ТСО; РМ | |||||
13 | Народы России во второй половине XVI в. | 1 | ТСО; РМ | |||||
14 | Опричнина. | 1 | ТСО; РМ | |||||
15 | Урок-дискуссия «Итоги царствования Ивана IV» | 1 | ТСО; РМ | |||||
16 | Россия в конце XVI в. | 1 | ТСО; РМ | |||||
17 | Церковь и государство в XVI в. | 1 | ТСО; РМ | |||||
18 | Культура и народов России в XVI в. | 1 | ТСО; РМ | |||||
19 | Повседневная жизнь народов России в XVI в. | 1 | ТСО; РМ | |||||
20 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVI в.» | 1 | ТСО; РМ | |||||
21 | Контрольная работа по теме: «Россия в XVI в.» | 1 | ТСО; РМ | |||||
Тема 2. Смутное время. Россия при первых Романовых (21 ч) | ||||||||
22 | Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI —начале XVII в. | 1 | ТСО; РМ | |||||
23 | Смута в Российском Государстве: причин, начало | 1 | ТСО; РМ | |||||
24 | Смута в Российском Государстве: борьба с интервентами | 1 | ТСО; РМ | |||||
25 | Окончание Смутного времени | 1 | ТСО; РМ | |||||
26 | Экономическое развитие России в XVII в. | 1 | ТСО; РМ | |||||
27 | Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве | 1 | ТСО; РМ | |||||
28 | Изменения в социальной структуре российского общества | 1 | ТСО; РМ | |||||
29 | Народные движения в XVII в. | 1 | ТСО; РМ | |||||
30 | Россия в системе Международных отношений: отношения со странами Европы | 1 | ТСО; РМ | |||||
31 | Россия в системе Международных отношений: отношения со странами исламского мира и с Китаем | 1 | ТСО; РМ | |||||
32 | «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России | 1 | ТСО; РМ | |||||
33 | Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол | 1 | ТСО; РМ | |||||
34 | Русские путешественники и первопроходцы XVII в. | 1 | ТСО; РМ | |||||
35 | Культура народов России в XVII в. | 1 | ТСО; РМ | |||||
36 | Народы России в XVII в. Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в. | 1 | ТСО; РМ | |||||
37 | Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в. | 1 | ТСО; РМ | |||||
38 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVII в.» | 1 | ТСО; РМ | |||||
39 | Итоговая контрольная работа по теме «Россия в XVI I в.» за курс 7 класса | 1 | ТСО; РМ | |||||
40 | Итоговое повторение и обобщение по курсу «Россия в XVI в.- XVII в.» | 1 | ТСО; РМ | |||||
41-42 | Красноярский край в XVI – XVII вв. | 2 | ТСО; РМ |
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Истории России в 8 классе:
• овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания современного общества;
• способность применять понятийный аппарат исторического знания;
• умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность;
• расширение опыта оценочной деятельности на основе
осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;
• готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
• имена выдающихся деятелей XVIII в., важнейшие факты их биографии;
• основные этапы и ключевые события всеобщей истории периода конца XVII — XVIII в.;
• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
• изученные виды исторических источников;
• соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;
• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, опираясь на знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об экскурсиях, рефератов;
• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
• определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий
Содержание учебного предмета Истории России 8 класса (42ч.)
РОССИЯ В КОНЦЕ XVII — XVIII в.
Россия в конце XVII — первой четверти XVIII в.
Политическая карта мира к началу XVIII в. Новые формы организации труда в передовых странах. Формирование мировой торговли и предпосылок мирового разделения труда. Новый характер взаимоотношений между Востоком и Западом. Политика колониализма. Роль и место России в мире Предпосылки масштабных реформ.
А. Л. Ордин-Нащокин. В. В. Голицын. Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство.
Особенности абсолютизма в Европе и России. Преобразования Петра I. Реформы местного управления: городская и областная (губернская) реформы. Реформы государственного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии.
Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Старообрядчество при Петре I. Положение протестантов, мусульман, буддистов, язычников. Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея.
Развитие промышленности. Мануфактуры и крепостной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать. Ревизии. Особенности российского крепостничества в XVIII в. и территория его распространения. Российское общество в Петровскую эпоху. Изменение социального статуса сословий и групп: дворянство, духовенство, купечество, горожане, крестьянство, казачество.
Зарождение чиновничье-бюрократической системы. Табель о рангах. Правовой статус народов и территорий империи: Украина, Прибалтика, Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ, Сибирь, Дальний Восток. Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону.
Религиозные выступления. Россия в системе европейских и мировых международных связей. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Ништадтский мир. Прутский и Каспийский походы.
Провозглашение России империей. Формирование системы национальных интересов Российской империи на международной арене, рост её авторитета и влияния на мировой арене.
Культурное пространство империи в первой четверти XVIII в.
Культура и нравы. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Нововведения, европеизация, традиционализм. Просвещение и научные знания. Введение гражданского шрифта и книгопечатание. Новое летоисчисление. Первая печатная газета «Ведомости». Ассамблеи, фейерверки.
Санкт-Петербург — новая столица. Кунсткамера. Создание сети школ и специальных учебных заведений. Основание Академии наук и университета. Развитие техники. Строительство городов, крепостей, каналов.
Литература, архитектура и изобразительное искусство. Петровское барокко.
Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской истории и культуре. Человек в эпоху модернизации. Изменения в повседневной жизни сословий и народов России.
После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов.
Изменение места и роли России в Европе. Отношения с Османской империей в политике европейских стран и России.
Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I.
Пётр II. «Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции — попытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович.
Елизавета Петровна. Пётр III. Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Конференция при высочайшем дворе. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Изменения в системе городского управления.
Начало промышленного переворота в Европе и экономическое развитие России. Экономическая и финансовая политика. Ликвидация внутренних таможен. Развитие мануфактур и торговли. Учреждение Дворянского и Купеческого банков.
Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Внешняя политика в 1725—1762 гг. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Начало присоединения к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756—1763 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики.
Российская империя в период правления Екатерины II
Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние вызовы. Научная революция второй половины XVIII в. Европейское Просвещение и его роль в формировании политики ведущих держав и России. Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. Секуляризация церковных земель. Проекты реформирования России. Уложенная комиссия. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Экономическая и финансовая политика правительства. Рост городов. Развитие мануфактурного производства. Барщинное и оброчное крепостное хозяйство. Крупные предпринимательские династии. Хозяйственное освоение Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала.
Социальная структура российского общества. Сословное самоуправление.
Социальные и национальные движения. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва.
Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии, Поволжья, Новороссии, Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки в составе Российской империи. Немецкие переселенцы. Национальная политика. Русская православная церковь, католики и протестанты. Положение мусульман, иудеев, буддистов.
Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России. Русско-турецкие войны. Присоединение Крыма. «Греческий проект». Участие России в разделах Речи Посполитой. Воссоединение Правобережной Украины с Левобережной Украиной. Вхождение в состав России Белоруссии и Литвы.
Формирование основ глобальной внешней политики России. Отношения с азиатскими странами и народами. Война за независимость в Северной Америке и Россия. Французская революция конца XVIII в. и политика противостояния России революционным движениям в Европе. Расширение территории России и укрепление её международного положения. Россия — великая европейская держава.
Россия при Павле I.
Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Внешняя политика Павла I. Участие России в антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова. Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I.
Культурное пространство империи. Повседневная жизнь сословий в XVIII в.
Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просвещения на развитие образования и науки в России. Зарождение общеобразовательной школы. Основание Московского университета и Российской академии художеств. Смольный институт благородных девиц. Кадетский (шляхетский) корпус.
Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов. Развитие естественных и гуманитарных наук. Становление русского литературного языка. Географические экспедиции. Достижения в технике. Литература. Живопись. Театр. Музыка. Архитектура и скульптура. Начало ансамблевой застройки городов.
Перемены в повседневной жизни населения Российской империи. Сословный характер культуры и быта. Европеизация дворянского быта. Общественные настроения.
Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одежда и мода. Жилищные условия разных слоёв населения, особенности питания.
Региональный компонент. Наш край в XVIII веке.
Календарно- тематическое планирование учебного предмета
История России в 8 классе.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Материально-техническое обеспечение | Дата проведения | ||||
план | факт | |||||||
1 | У истоков российской модернизации | 1 | ТСО; РМ | |||||
Тема 2. Россия в эпоху преобразований Петра I. (13 часов) | ||||||||
2 | Россия и Европа в конце XVIIвека. | 1 | ТСО; РМ | |||||
3 | Предпосылки Петровских реформ. | 1 | ТСО; РМ | |||||
4 | Начало правления Петра I. | 1 | ТСО; РМ | |||||
5 | Великая Северная война 1700-1721 гг. | 1 | ТСО; РМ | |||||
6 | Реформы управления Петра I. | 1 | ТСО; РМ | |||||
7 | Экономическая политика Петра I. | 1 | ТСО; РМ | |||||
8 | Российское общество в Петровскую эпоху. | 1 | ТСО; РМ | |||||
9 | Церковная реформа. Положение традиционных конфессий. | 1 | ТСО; РМ | |||||
10 | Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам. | 1 | ТСО; РМ | |||||
11 | Перемены в культуре России в годы Петровских реформ. | 1 | ТСО; РМ | |||||
12 | Повседневная жизнь и быт при Петре I. | 1 | ТСО; РМ | |||||
13 | Значение Петровских преобразований в истории страны. | 1 | ТСО; РМ | |||||
14 | Контрольная работа по теме: «Россия в эпоху преобразований Петра I» | 1 | ТСО; РМ | |||||
Тема 3. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов (6 часов) | ||||||||
15 | Эпоха дворцовых переворотов. | 1 | ТСО; РМ | |||||
16 | Эпоха дворцовых переворотов. | 1 | ТСО; РМ | |||||
17 | Внутренняя политика и экономика России в 1725-1762 гг. | 1 | ТСО; РМ | |||||
18 | Внешняя политика России в 1725-1762 гг. | 1 | ТСО; РМ | |||||
19 | Национальная и религиозная политика в 1725-1762 гг. | 1 | ТСО; РМ | |||||
20 | Повторительно-обобщающий урок по теме : «Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов». | 1 | ТСО; РМ | |||||
Тема 4. Российская империя при Екатерине II. (9 часов) | ||||||||
21 | Россия в системе международных отношений. | 1 | ТСО; РМ | |||||
22 | Внутренняя политика Екатерины II. | 1 | ТСО; РМ | |||||
23 | Экономическое развитие России при Екатерине II. | 1 | ТСО; РМ | |||||
24 | Социальная структура российского общества второй половины XVIII века. | 1 | ТСО; РМ | |||||
25 | Восстание под предводительством Е.И.Пугачёва. | 1 | ТСО; РМ | |||||
26 | Народы России. религиозная и национальная политика Екатерины II. | 1 | ТСО; РМ | |||||
27 | Внешняя политика Екатерины II. | 1 | ТСО; РМ | |||||
28 | Начало освоения Новороссии и Крыма. | 1 | ТСО; РМ | |||||
29 | Контрольная работа по теме: «Российская империя при Екатерине II» | 1 | ТСО; РМ | |||||
Тема 5. Россия при Павле I. (2 часа) | ||||||||
30 | Внутренняя политика Павла I. | 1 | ТСО; РМ | |||||
31 | Внешняя политика Павла I. | 1 | ТСО; РМ | |||||
Тема 6. Проектные работы. Культурное пространство Российской империи в XVIIIвеке. (9 часов) | ||||||||
32 | Общественная мысль, публицистика, литература. | 1 | ТСО; РМ | |||||
33 | Образование в России в XVIII веке | 1 | ТСО; РМ | |||||
34 | Российская наука и техника в XVIII веке | 1 | ТСО; РМ | |||||
35 | Русская архитектура в XVIII веке. | 1 | ТСО; РМ | |||||
36 | Живопись и скульптура. | 1 | ТСО; РМ | |||||
37 | Музыкальное и театральное искусство. | 1 | ТСО; РМ | |||||
38 | Народы России в XVIII веке. Перемены в повседневной жизни российских сословий | 1 | ТСО; РМ | |||||
39 | Защита проектных работ по теме: "Культурное пространство Российской империи в XVIII веке " | 1 | ТСО; РМ | |||||
40 | Наш край в XVIII веке. | 1 | ТСО; РМ | |||||
41 | Итоговое контрольная работа по теме: " Россия в конце XVII — XVIII в." за курс 8 класса. | 1 | ТСО; РМ | |||||
42 | Итоговое повторение. | 1 | ТСО; РМ |
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Истории России в 9 классе:
• представление о территории России и её границах, об их изменениях на протяжении XIX в.;
• знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в изучаемый период;
• представление о социально-политическом устройстве Российской империи в XIX в.;
• умение ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий социальных групп;
• представление о социальной стратификации и её эволюции на протяжении XIX в.;
• знание основных течений общественного движения XIX в. (декабристы, западники и славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и марксистские организации), их отличительных черт и особенностей;
• установление взаимосвязи между общественным движением и политическими событиями (на примере реформ и контрреформ);
• определение и использование основных исторических понятий периода;
• установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений;
• установление синхронистических связей истории России и стран Европы, Америки и Азии в XIX в.;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• поиск в источниках различного типа и вида (в художественной и научной литературе) информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
• анализ информации, содержащейся в исторических источниках XIX в. (законодательные акты, конституционные проекты, документы декабристских обществ, частная
переписка, мемуарная литература и др.);
• анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых ими решений (императоры Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II; государственные деятели М. М. Сперанский, А. А. Аракчеев, Н. А. и Д. А. Милютины, К. П. Победоносцев и др.; общественные деятели К. С. Аксаков, Н. М. Унковский, Б. Н. Чичерин и др.; представители оппозиционного движения П. И. Пестель, М. П. Буташевич-Петрашевский, А. И. Желябов и др.), а также влияния их деятельности на развитие Российского государства;
• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического
строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы);
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов в различных видах, в том числе с использованием наглядных средств;
• приобретение опыта историко-культурного, историко- антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
• представление о культурном пространстве России в XIX в., осознание роли и места культурного наследия России в общемировом культурном наследии
Содержание учебного предмета Истории России 9 класса (40 ч)
Тема I. Россия в первой четверти XIX в.
Александровская эпоха: государственный Россия на рубеже XVIII—XIX вв.: территория, население, сословия, политический и экономический строй. Император Александр I. Конституционные проекты и планы политических реформ. Реформы М. М. Сперанского и их значение. Реформа народного просвещения и её роль в программе преобразований. Экономические преобразования начала XIX в. и их значение.
Международное положение России. Основные цели и направления внешней политики. Георгиевский трактат и расширение российского присутствия на Кавказе. Вхождение Абхазии в состав России. Война со Швецией и включение Финляндии в состав Российской империи. Эволюция российско-французских отношений. Тильзитский мир. Отечественная война 1812 г.: причины, основное содержание, герои. Сущность и историческое значение войны. Подъём патриотизма и гражданского самосознания в российском обществе. Вклад народов России в победу. Становление индустриального общества в Западной Европе.
Развитие промышленности и торговли в России. Проекты аграрных реформ. Социальный строй и общественные движения. Дворянская корпорация и дворянская этика. Идея служения как основа дворянской идентичности. Первые тайные общества, их программы. Власть и общественные движения. Восстание декабристов и его значение. Национальный вопрос в Европе и России. Политика российского правительства в Финляндии, Польше, на Украине, Кавказе. Конституция Финляндии 1809 г. и Польская конституция 1815 г. — первые конституции на территории Российской империи. Еврейское население России. Начало Кавказской войны. Венская система международных отношений и усиление роли России в международных делах. Россия — великая мировая держава.
Тема II. Россия во второй четверти XIX в.
Николаевская эпоха: государственный консерватизм .
Император Николай I. Сочетание реформаторских и консервативных начал во внутренней политике Николая I и их проявления. Формирование индустриального общества, динамика промышленной революции, индустриализация в странах Западной Европы. Начало и особенности промышленного переворота в России. Противоречия хозяйственного развития. Изменения в социальной структуре российского общества. Особенности социальных движений в России в условиях начавшегося промышленного переворота. Общественная мысль и общественные движения. Россия и Запад как центральная тема общественных дискуссий.
Особенности общественного движения 30—50-х гг. XIX в. Национальный вопрос в Европе, его особенности в России. Национальная политика Николая I. Польское восстание 1830—1831 гг. Положение кавказских народов, движение Шамиля. Положение евреев в Российской империи. Религиозная политика Николая I. Положение Русской православной церкви. Диалог власти с католиками, мусульманами, буддистами. Россия и революции в Европе. Политика панславизма. Причины англо-русских противоречий. Восточный вопрос. Крымская война и её итоги. Парижский мир и конец венской системы международных отношений.
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.
Развитие образования. Научные открытия и развитие национальных научных школ. Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды. Русское географическое общество. Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм).Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур. Российская культура как часть европейской культуры. Динамика повседневной жизни сословий.
Тема III. Россия в эпоху Великих реформ
Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация
Европейская индустриализация во второй половине XIX в. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве ведущих стран. Новые источники энергии, виды транспорта и средства связи. Перемены в быту.Император Александр II и основные направления его внутренней политики. Отмена крепостного права, историческое значение реформы. Социально-экономические последствия Крестьянской реформы 1861 г. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации и урбанизации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата. Нарастание социальных противоречий. Политические реформы 1860—1870-х гг. Начало социальной и правовой модернизации. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Движение к правовому государству .Особенности развития общественной мысли и общественных движений в 1860—1890-е гг. Первые рабочие организации. Нарастание революционных настроений. Зарождение народничества. Рабочее, студенческое, женское движение. Либеральное и консервативное движения. Национальный вопрос, национальные войны в Европе и колониальная экспансия европейских держав в 1850—1860-е гг. Рост национальных движений в Европе и мире. Нарастание антиколониальной борьбы. Народы Российской империи во второй половине XIX в. Завершение территориального роста Российской империи. Национальная политика самодержавия. Польское восстание 1863—1864 гг. Окончание Кавказской войны. Расширение автономии Финляндии. Народы Поволжья. Особенности конфессиональной политики.Основные направления и задачи внешней политики в период правления Александра II. Европейская политика России. Присоединение Средней Азии. Дальневосточная политика. Отношения с США, продажа Аляски.
Тема IV. Россия в 1880—1890-е гг.
«Народное самодержавие» Александра III
Император Александр III и основные направления его внутренней политики. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление борьбы с политическим радикализмом. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Ограничение местного самоуправления. Особенности экономического развития страны в 1880—1890-е гг. Положение основных слоёв российского общества в конце XIX в. Развитие крестьянской общины в пореформенный период.
Общественное движение в 1880—1890-е гг. Народничество и его эволюция.
Распространение марксизма .Национальная и религиозная политика Александра III.
Идеология консервативного национализма. Новое соотношение политических сил в Европе. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.
Культурное пространство империи во второй половине XIX в.
Подъём российской демократической культуры. Развитие системы образования и просвещения во второй половине XIX в. Школьная реформа. Естественные и общественные науки. Успехи фундаментальных естественных и прикладных наук. Географы и путешественники. Историческая наука. Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература. Русское искусство. Передвижники. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка», значение творчества русских композиторов для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Взаимодействие национальных культур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой культуры. Изменения в быту: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни. Вклад культуры народов России в развитие мировой культуры Нового времени. Человек индустриального общества.
Тема V. Россия в начале XX в.
Россия в начале ХХ в.: кризис империи
Мир на рубеже XIX—XX вв. Начало второй промышленной революции. Неравномерность экономического развития. Монополистический капитализм. Идеология и политика империализма. Завершение территориального раздела мира. Начало борьбы за передел мира. Нарастание противоречий между ведущими странами. Социальный реформизм начала ХХ в. Место и роль России в мире. Территория и население Российской империи. Особенности процесса модернизации в России начала XX в. Урбанизация. Политическая система Российской империи начала XX в. и необходимость её реформирования. Император Николай II. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. Национальная и конфессиональная политика. Экономическое развитие России в начале XX в. и его особенности. Роль государства в экономике. Место и роль иностранного капитала. Специфика российского монополистического капитализма. Государственно-монополистический капитализм. Сельская община. Аграрное перенаселение. Особенности социальной структуры российского общества начала XX в. Аграрный и рабочий вопросы, попытки их решения. Общественно-политические движения в начале XX в. Предпосылки формирования и особенности генезиса политических партий в России.
Этнокультурный облик империи. Народы России в начале ХХ в. Многообразие политических форм объединения народов. Губернии, области, генерал-губернаторства, наместничества и комитеты. Привислинский край. Великое княжество Финляндское. Государства-вассалы: Бухарское и Хивинское ханства. Русские в имперском сознании. Поляки, евреи, армяне, татары и другие народы Волго-Уралья, кавказские народы, народы Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока. Русская православная церковь на рубеже XIX—XX вв. Этническое многообразие внутри православия. «Инославие», «иноверие» и традиционные верования. Международное положение и внешнеполитические приоритеты России на рубеже XIX—XX вв. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа» русского правительства. Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русско-японская война 1904—1905 гг., её итоги и влияние на внутриполитическую ситуацию в стране .Революция 1905—1907 гг. Народы России в 1905—1907 гг. Российское общество и проблема национальных окраин. Закон о веротерпимости.
Общество и власть после революции 1905—1907 гг.
Политические реформы 1905—1906 гг. «Основные законы Российской империи». Система думской монархии. Классификация политических партий. Реформы П. А. Столыпина и их значение. Общественное и политическое развитие России в 1912—1914 гг. Свёртывание курса на политическое и социальное реформаторство.
Национальные политические партии и их программы. Национальная политика властей.
Внешняя политика России после Русско-японской войны. Место и роль России в Антанте. Нарастание российско-германских противоречий. Серебряный век русской культуры. Духовное состояние российского общества в начале XX в. Основные тенденции развития русской культуры и культуры народов империи в начале XX в. Развитие науки. Русская философия: поиски общественного идеала. Литература: традиции реализма и новые направления. Декаданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Изобразительное искусство. Русский авангард. Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. Русская культура в Европе. «Русские сезоны за границей» С. П. Дягилева. Рождение отечественного кинематографа. Культура народов России. Повседневная жизнь в городе и деревне в начале ХХ в.
Календарно- тематическое планирование учебного предмета
История России в 9 классе
№ | Тема урока | Кол-во часов | Материально-техническое обеспечение | Дата проведения | ||||
план | факт | |||||||
Россия в первой четверти XIX в. (9 часов) | ||||||||
1 | Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. | 1 | ТСО; РМ | |||||
2 | Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского | 1 | ТСО; РМ | |||||
3 | Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг. | 1 | ТСО; РМ | |||||
4 | Отечественная война 1812 г. | 1 | ТСО; РМ | |||||
5 | Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813—1825 гг. | 1 | ТСО; РМ | |||||
6 | Либеральные и охрани- тельные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг. | 1 | ТСО; РМ | |||||
7 | Национальная политика Александра I | 1 | ТСО; РМ | |||||
8 | Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. | 1 | ТСО; РМ | |||||
9 | Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов | 1 | ТСО; РМ | |||||
Тема II. Россия во второй четверти XIX в. (8 часов) | ||||||||
10 | Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I | 1 | ТСО; РМ | |||||
11 | Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. | 1 | ТСО; РМ | |||||
12 | Общественное движение при Николае I | 1 | ТСО; РМ | |||||
13 | Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны | 1 | ТСО; РМ | |||||
14 | Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817— 1864 гг. | 1 | ТСО; РМ | |||||
15 | Крымская война 1853— 1856 гг. | 1 | ТСО; РМ | |||||
16 | Культурное пространство империи в первой половине XIX в. | 1 | ТСО; РМ | |||||
17 | Повторительно-обобщающий урок по темам I и II | 1 | ТСО; РМ | |||||
Тема III. Россия в эпоху Великих реформ (7 часов) | ||||||||
18 | Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России | 1 | ТСО; РМ | |||||
19 | Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г. | 1 | ТСО; РМ | |||||
20 | Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация | 1 | ТСО; РМ | |||||
21 | Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период | 1 | ТСО; РМ | |||||
22 | Общественное движение при Александре II и политика правительства | 1 | ТСО; РМ | |||||
23 | Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе | 1 | ТСО; РМ | |||||
24 | Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. | 1 | ТСО; РМ | |||||
Тема IV. Россия в 1880—1890-е гг. (7 часов) | ||||||||
25 | Александр III: особенности внутренней политики | 1 | ТСО; РМ | |||||
26 | Перемены в экономике и социальном строе. | 1 | ТСО; РМ | |||||
27 | Общественное движение при Александре III. | 1 | ТСО; РМ | |||||
28 | Национальная и религиозная политика Александра III | 1 | ТСО; РМ | |||||
29 | Внешняя политика Александра III | 1 | ТСО; РМ | |||||
30 | Культурное пространство империи во второй половине XIX в. | 1 | ТСО; РМ | |||||
31 | Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в. | 1 | ТСО; РМ | |||||
Тема V. Россия в начале XX в. | ||||||||
32 | Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития | 1 | ТСО; РМ | |||||
33 | Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX— XX вв. | 1 | ТСО; РМ | |||||
34 | Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг. | 1 | ТСО; РМ | |||||
35 | Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг. | 1 | ТСО; РМ | |||||
36 | Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг. | 1 | ТСО; РМ | |||||
37 | Социально-экономические реформы П. А. Столыпина | 1 | ТСО; РМ | |||||
38 | Политическое развитие страны в 1907-1914 гг. | 1 | ТСО; РМ | |||||
39 | Серебряный век российской культуры. | 1 | ТСО; РМ | |||||
40 | Итоговая контрольная работа по теме: "Россия в XIX-начале XX в" за курс 9 класса. | 1 | ТСО; РМ |
[1] В качестве источника информации по истории Красноярского края данного периода может использоваться учебное пособие «История Красноярского края. Ч.1.: С древнейших времен до конца XIX века», авторы: Дроздов Н.И., Быконя Г.Ф.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по истории России в 7 классе
рабочая программа по истории России в 7 классе составлена к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...
рабочая программа по истории России в 8 классе
рабочая программа по истории России в 8 классе составлена к учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа по Истории России XXвек -9 класс
Рабочая программа по истории России по А.А. Данилову, Л.Г. Косулиной для учащихся 9 класса....
рабочая программа по истории России для 9 класса
Рабочая программа по истории России для 9-х классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования; авторской программы по...
рабочая программа по истории России для 11 класса
Рабочая программа по курсу история России для 11 А класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории на базово...
Рабочая программа по истории России для 7 класса
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихс...
Рабочая программа по истории России для профильных классов
Рабочая программа по курсу «История» предназначена для профильных 10-11 классов общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандар...