Рабочая программа "История Отечества"
рабочая программа по истории (7, 8, 9 класс)
Рабочая программа по учебному предмету за курс «История Отечества» для 7-9 классов разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами КОУ РА «Коррекционная школа интернат» и является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_otechestva_7-9_klassy_prilozhenie_k_aoop.docx | 83.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ РА «Коррекционная школа-интернат» |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«История Отечества»
за курс с 7 по 9 классы
Глазунова Варвара Николаевна
г. Горно-Алтайск
2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету за курс «История Отечества» для 7-9 классов разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами КОУ РА «Коррекционная школа интернат» и является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
История в школе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями является интересной, занимательной, но в то же время сложной дисциплиной. Сложность усвоения исторических знаний обусловлена объемностью фактологических и хронологических сведений, глобальностью общественно-исторических процессов и явлений, закономерности которых осмыслить ребенку с интеллектуальной недостаточностью очень трудно. В предмете истории заложены необходимое содержание и средства для формирования нравственного сознания развивающейся личности, для усвоения и накопления социального опыта, а также развития дефицитарных, при умственной отсталости, высших психических функций: логических форм памяти, аналитического мышления, речемыслительных процессов, произвольного восприятия и внимания.
Структурным принципом построения программы является линейно-концентрический принцип. Он дает возможность широко использовать межпредметные связи истории с географией, естествознанием, математикой, чтением и др.
В программе с 7 по 9 класс начинается системное изучение истории Отечества. Идентификационными признаками программы для указанных классов является преобразование первичных представлений и понятий в непрерывный, постепенно усложняющийся процесс исторического образования с учетом интеллектуальных возможностей обучающихся и задач их развития в ходе обучения.
На данный учебный курс отведено:
- в 7 классе 2 часа в неделю, что составляет 70 часов в год;
- в 8 классе 2 часа в неделю, что составляет 70 часов в год;
- в 9 классе 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Освоение обучающимися учебного курса «История Отечества» предполагает достижение двух видов результатов: личностных и предметных.
7 класс
Личные результаты:
- проводить сравнения, находить признаки сходства и различия;
- уметь самостоятельно выполнять задания по учебнику и в тетради;
- уметь самостоятельно составлять рассказ по плану учебника;
- уметь объяснять значение новых понятий и слов;
- уметь самостоятельно устанавливать прямые и обратные связи между датами и событиями;
- уметь самостоятельно излагать контекст исторических событий по иллюстрациям, плану, ленте времени, картам.
Предметные результаты:
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
- объяснять значение слов и понятий в контексте изучаемых тем; - устанавливать (по вопросам учителя) причины: возникновение языческих верований, возникновение разнообразных видов труда, возвышения среди племен отдельных личностей, объединение племен, возникновения государства, крещения Руси, распада Киевской Руси; - знать название городов: Киев, Новгород, Владимир, Суздаль; - знать исторические имена (3-5имен); - знать главные исторические события: от Крещения Руси до Куликовской битвы. | - объяснять значение словарных слов и понятий; - устанавливать причины: возникновения языческих верований и обрядов; развития ремесел, торговых отношений, культуры; возникновения государства, его структуры, функций; развития православия, смены языческой культуры на христианскую; распада Киевской Руси; возникновения религии, торговли, межгосударственных связей России (IX-XVII вв.); захватов чужих земель, войн между племенами, народами, государствами; освободительных войн между государствами; возвышения и укрепления Московского государства при Иване Грозном; смутное время и народных волнений; возникновения и укрепления сословий в Российском государстве; - описывать: образ жизни восточных славян, места расселения; отдельных исторических лиц (Игорь, Ольга, Владимир Красное Солнышко, Иван Грозный, Борис Годунов, Лжедмитрий и др.); - знать названия древних городов Руси (3-6 названий); - знать основные события периодов: IX в. – первое Древнерусское государство; X в. – крещение Руси; XI в. – расцвет Русского государства при Ярославе Мудром; XI-XIII вв. – расцвет культуры древней Руси; XI-XV вв. – раздробленность русских земель, монгольское нашествие, свержение Золотой Орды; XVI-XVII вв. – объединение земель вокруг Москвы, эпоха Ивана IV, смутное время, Земский собор 1613 г., развитие сословных отношений. |
8 класс
Личные результаты:
- объяснять значение слов и понятий;
- по датам определить век;
- составлять план для ответов, опираться на словарь, выделять смысловые понятия по темам разделов;
- составлять план для ответов с включением опорных слов и понятий;
- самостоятельно работать с картой;
- объяснять смысл прочитанного.
Предметные результаты:
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
- объяснять значение слов и ключевых понятий по каждой теме; - по вопросам учителя устанавливать причинно-следственные связи в важнейших общественных явлениях: отмена крепостного права; изменение деятельности судов; доступ простых людей (наряду с богатым сословием) к участию в работе земских (волостных) собраний, городской думы и др.; - читать короткие отрывки из произведений писателей и поэтов второй половине XIX в.; - описывать содержание картин, иллюстрирующих быт, нравы, внешний облик персонажей из указанного периода истории (В.В.Верещагин, В.Г.Перов, И.Н.Крамской, Н.Н.Ге и др.). | - устанавливать причины: борьба за престол Софьей и Петром I; возникновения волнений и бунта стрельцов; поездки Петра I и представителей дворянства на учебу за границу; введения Петром I новшеств в жизнь российского общества; создания новой столицы России; деятельности Петра I по просвещению народа; создания «Наказа» Екатерины II; благополучия общества и международного признания России в период правления Екатерины Великой; - анализировать и сравнивать деятельность Петра I и Екатерины II на благо Российского государства; - описывать: личностные характеристики и деловые качества исторических персонажей: Петра I, Софьи, Екатерины II; прогрессивные действия, направленные на укрепление государства, развитие образования, культуры; - знать следующие хронологические сведения: период правления Петра I (1682-1725); основание Петербурга (1703); период царствования Екатерины II (1762-1796); - понимать значение отмены в России крепостного права; - уметь ответить на вопросы: об основных положительных явлениях периода правления Александра II; о праве крестьян открыто разрешать свои дела на сельском сходе; о введении судов «скорых, правых, милостивых, равных для всех»; об устранении сословных различий при выборе членов земских собраний, городской думы; об устройстве железных дорог, увеличении их количества в европейской части России; об основных положительных явлениях периода правления Александра III: финансовом и экономическом укреплении России; о поиске надежных союзников (Франция) против союза Германии, Австрии, Италии; об укреплении армии и флота; - знать имена (3-5) представителей науки, культуры; - объяснять причины снижения уровня развития экономики, неравномерности ее развития по следующим ключевым явлениям истории начала XXв.: привлечение иностранного капитала для разработки прибыльных отраслей – нефтяной, угольной, железодобывающей и др.; частные внешние займы, высокий процент платежей по долгам; война с Японией за право присутствия России на дальнем Востоке; аграрные беспорядки, требования увеличить земельные наделы, погромы помещичьих хозяйств; усиление общественного влияния со стороны революционных партий и движений, итоги революции 1905-1907 гг.; Первая мировая война; Великая Российская революция: февраль; - связно описывать сюжетные картины и фотографии, иллюстрирующие эпизоды Русско-японской войны, выступления пролетариата против самодержавия, портреты Николая II, членов его семьи и др.; - знать имена (фамилии) ключевых исторических персонажей периода Новой истории (Николай II, Николай Александрович Романов, Александра Федоровна (императрица), их дети: Ольга, Анастасия, Татьяна, Мария, царевич Алексей). |
9 класс
Личные результаты:
- работа с картой;
- высказывать свое отношение к изучаемым событиям;
- принимать участие в обсуждении вопросов на уроке;
- уметь составлять краткие рассказы-описания к иллюстрациям в учебнике, раскрывать в устной речи эмоциональную составляющую изображений;
- уметь объяснять значения новых слов и понятий, использовать их в ответах, рассказах, описаниях;
- уметь самостоятельно делать выводы.
Предметные результаты:
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
- объяснить причины: начала революции; образования многочисленных политических партий, их соперничества за власть; начала гражданской войны и интервенции; введения нэпа; - знать наиболее яркие события XX - XXI века, исторических персонажей; - объяснять: предпосылки и причины Великой Отечественной войны (1941-1945); причины неудач Красной армии в начальный период войны; меры советского правительства против военной агрессии Германии; - описывать в устной речи портреты исторических деятелей, военачальников, героев фронта и тыла, приводить примеры из литературных произведений; - показывать на карте места военных событий и фронтовой славы советских войск; - по вопросам учителя обобщать политические и экономические итоги Великой Отечественной войны, их последствия для мирового сообщества; - знать даты начального периода войны, битвы за Москву, Сталинграда, даты переломных событий войны (Курск, Ленинград и др.); - ориентироваться в: основных направлениях восстановления и развития народного хозяйства СССР после 1945 г.; причинах усиления идеологического воздействия культа Сталина и Коммунистической партии на все сферы жизни человека; причинах холодной войны и гонки вооружений; положении СССР на международной арене; - объяснять по вопросам учителя причины развенчания культа Сталина, начала «оттепели», противоречивого характера преобразований, частной смены власти после Н.С.Хрущева; - объяснять по вопросам учителя причины кризисных явлений в экономике, социальной сфере, внешней политики СССР. Приведшие к перестроечным процессам, их положительные и отрицательные результаты; - знать имена первых героев космоса, главных персонажей политической жизни СССР, имена предыдущих президентов и действующего президента, известных писателей, художников, деятелей науки (на основе межпредметных знаний). | - объяснить причины: начала революции; образования многочисленных политических партий, их соперничества за власть; начала гражданской войны и интервенции; введения нэпа; - знать наиболее яркие события XX - XXI века, исторических персонажей; - объяснять: предпосылки и причины Великой Отечественной войны (1941-1945); причины неудач Красной армии в начальный период войны; меры советского правительства против военной агрессии Германии; - описывать в устной речи портреты исторических деятелей, военачальников, героев фронта и тыла, приводить примеры из литературных произведений; - показывать на карте места военных событий и фронтовой славы советских войск; - по вопросам учителя обобщать политические и экономические итоги Великой Отечественной войны, их последствия для мирового сообщества; - знать даты начального периода войны, битвы за Москву, Сталинграда, даты переломных событий войны (Курск, Ленинград и др.); - ориентироваться в: основных направлениях восстановления и развития народного хозяйства СССР после 1945 г.; причинах усиления идеологического воздействия культа Сталина и Коммунистической партии на все сферы жизни человека; причинах холодной войны и гонки вооружений; положении СССР на международной арене; - объяснять по вопросам учителя причины развенчания культа Сталина, начала «оттепели», противоречивого характера преобразований, частной смены власти после Н.С.Хрущева; - объяснять по вопросам учителя причины кризисных явлений в экономике, социальной сфере, внешней политики СССР. Приведшие к перестроечным процессам, их положительные и отрицательные результаты; - знать имена первых героев космоса, главных персонажей политической жизни СССР, имена предыдущих президентов и действующего президента, известных писателей, художников, деятелей науки (на основе межпредметных знаний). |
Содержание учебного курса
7 класс
Раздел I. Древняя Русь.
Происхождение славян. Славяне - коренное население Европы. Предшественники древних славян на рубеже III-II тыс. до н. э. в северной части Европы, от Рейна до Днепра. Ветви славян и славянских языков: восточная (русский, украинский, белорусский), западная (польский, чешский, словацкий и др.), южная (болгарский, македонский, хорватский и др.). Переселение народов в VI-VIII вв. как причина освоения славянами территории Центральной, Южной и Восточной Европы.
Характеристика природных, климатических условий мест проживания славян, их значение для занятий населения и жизненного уклада. Взаимное обогащение культуры славян и культуры соседних народов: скифов, сарматов, германцев (готов), гуннов, хазар.
Славяне-воины; борьба славян со степными кочевниками; походы на Византию.
Славяне и соседние народы. Особенности географического положения, природные и климатические условия проживания восточных славян. Смешение восточных славян с соседними племенами: финно-угорскими, балтийскими и др. Неравномерность развития отдельных славянских племен.
Соседская территориальная община - вервь, племена, союзы племен. Грады как центры племенных союзов. Верховная знать - князья, старейшины, их опора - дружина. Положение женщин в общине. Вече - общественный орган управления. Сбор дани с членов общины, полюдье. Предпосылки к возникновению государства у восточных славян.
Облик славян и черты их характера. Внешность славян. Реконструкции М.М.Герасимова. Сила, храбрость славян. Обращение с пленными. Гостеприимство, трудолюбие славян.
Хозяйство и уклад жизни восточных славян. Особенности славянского земледелия в суровых климатических условиях. Занятия восточных славян: скотоводство, охота, рыбная ловля, бортничество, огородничество и др.
Быт восточных славян: жилище славян, традиции в питании, развитие ремесел, изготовление орудий труда, одежды, обуви, посуды, мебели.
Речные пути как условие развития внутренних и внешних связей восточных славян. Обмен товарами, развитие торговли. Путь «из варяг в греки».
Возникновение городов - центров ремесел, торговли, административного управления. Киев и Новгород - развитые центры славянского мира, контролирующие торговые пути. Новгород - крупный культурный и торговый центр.
Культура и верования восточных славян. Истоки славянского язычества. Важнейшие боги славян. Перун - бог грома, молнии, войны; Сварог - бог неба; Ярило (Даждьбог, Хорос) - бог солнца; Род - бог плодородия. Археологические находки культуры восточных славян. Обряды восточных славян; культ предков. Свадебные и похоронные традиции. Языческие праздники, связанные с земледельческими работами: Масленица, праздник урожая, праздник Ивана Купалы. Фольклор: сказки, народные приметы, пословицы, песни, плачи.
Раздел II. Древнерусское государство.
Создание Древнерусского государства. Происхождение слова Русь (научные представления).
Первое Древнерусское государство как результат ожесточенной борьбы князей - Киевская Русь (IX в.).
Управление государством: великий князь, дружина, знать (бояре, младшая дружина, местные (удельные) князья, местная дружина). Боярская дума - совещательный орган при князе для решения государственных вопросов. Основа общественного устройства - община как замкнутая социальная система, организующая и контролирующая трудовую, военную, обрядовую, культурную жизнь ее членов.
Вотчина - крупное частное землевладение, основная экономическая единица Киевской Руси. Земля - главное богатство восточных славян. Положение простых крестьян - смердов, рабов (холопов, челяди), закупов. Полюдье - сбор дани со всего «свободного» населения; «уроки» и «погосты».
Организация воинства из народа, его подразделения (сотни, тысячи).
Развитие древних городов Руси: Киев, Переяславль, Чернигов, Смоленск, Новгород и др.
Развитие товарно-денежных отношений в Древнерусском государстве: внешняя торговля с северными народами, западными и южными славянами. Торговые пути к греческим черноморским колониям. Русские сухопутные караваны к Багдаду по пути в Индию.
Первые русские князья и основание рода Рюриковичей. Олег, Игорь, Ольга, Аскольд, Дир. Военные походы князей для расширения границ государства и покорения соседних племен.
Раздел III. Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства.
Крещение Руси, истоки христианской веры. Повторение. Истоки христианской веры. Религии в X-XI вв.
Объединение восточных славян в составе Киевской Руси. Языческая религия Киевской Руси и религии соседних государств: Волжская Болгария (ислам), Хазарский каганат (иудаизм), католический запад. Стремление Византии приобрести единоверца в лице сильного Русского государства. Великий князь киевский Владимир. Решение Владимира Красное Солнышко о принятии Русью христианства от Византии. Сопротивление народа и Крещение Руси в 988 г. Значение принятия Русью христианства для ее дальнейшего исторического развития: укрепление государственной власти, расширение внешних связей, укрепление международного авторитета, развитие культуры.
Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром. История прихода к власти. Расцвет и могущество Руси при Ярославе Мудром. Забота о безопасности границ государства: военные походы князя. Киев - один из крупнейших городов Европы, расцвет зодчества, градостроительства, просвещения. Наречение князя царем. Дипломатия Ярослава Мудрого, родственные связи с крупнейшими королевскими дворами Европы.
Законотворчество в Киевской Руси. Русская Правда - свод древнерусского феодального права.
Феодальная раздробленность Руси (XI-XV вв.). Русь после смерти Ярослава Мудрого. Завещание Ярослава сыновьям. «Очередной» порядок престолонаследия. Ослабление государства в результате княжеских междоусобиц и народных восстаний, угрозы соседних племен. Шаги Владимира Мономаха (1053-1125) по сохранению единства русских земель. Введение короны русских царей - шапки Мономаха, издание Устава Владимира Мономаха. Укрепление международного авторитета Руси. Русская летопись «Повесть временных лет». Причины распада единого государства на отдельные княжества после смерти Владимира Мономаха и его сына Мстислава I - великого князя киевского (1076-1132). Влиятельные княжества Руси: Галицко-Волынское (на юго-западе), Новгородское (на северо-западе), Владимиро-Суздальское (на юго-востоке).
Новгород - крупный культурный и торговый центр. Новгородская боярская республика, городское вече, посадник, князь новгородский.
Объединение Ростово-Суздальских земель. Князь Юрий Долгорукий. Первое упоминание о Москве (1147).
Иллюстративное знакомство с памятниками культуры, дошедшие до XXI в.: Софийский собор в Киеве и в Новгороде, Золотые ворота в Киеве, соборы Переславля-Залесского, Суздаля, Церковь Покрова на Нерли, Успенский и Дмитровский соборы во Владимире и др.
Иконопись, традиции греческих мастеров. Икона Владимирской Богоматери – символ Руси. Развитие русской иконописной школы.
Раздел IV. Русь в борьбе с завоевателями.
Образование монгольского государства. Монгольские кочевые племена. Борьба между племенами за владение пастбищами. Провозглашение Чингисхана великим каганом всех монгольских племен. Покорение войском Чингисхана соседних племен, Северного Китая, Кореи, Средней Азии, вторжение в Закавказье. Помощь русских князей половцам, сражение на реке Калке. Поражение русско-половецкого войска кочевниками.
Покорение монголами Волжской Болгарии, Средней Волги, вторжение в Северо-Восточную Русь. Разорение Рязанской земли, покорение города Козельска. Поход монгольского войска на Западную Европу через Южную Русь. Осада и падение Киева. Завоевание Галицко-Волынской Руси, Польши, Венгрии, других государств. Создание нового государства - Золотая Орда, его территория на карте истории. Положение русских земель по отношению к Орде. Связи русских князей с ханом, «ярлыки». Последствия монгольских завоеваний для Руси. Русь - преграда на пути завоевания монголами Западной Европы. Борьба с рыцарями-крестоносцами. Новгородский князь Александр Невский. Ратные подвиги.
Объединение русских земель против Золотой Орды. Восстановление хозяйства и городов Руси после нашествия войск Батыя: развитие сельского хозяйства, увеличение пахотных земель, использование трехполья, использование орудий труда. Развитие скотоводства, охоты, рыболовства, огородничества, садоводства, пасечного пчеловодства. Интенсивный рост феодального земледелия, монастырского землевладения, «десятина». Крестьянские общины. Развитие новых центров (Тверь, Москва, Кострома и др.). Возрождение каменного строительства, рост числа ремесленников, купцов. Расширение внутренней и внешней торговли. Причины возвышения Москвы. Борьба за свержение золотоордынского ига как национальная задача. Собирание Москвой русских земель. Иван Калита - московский князь. Личность Дмитрия Донского. Куликовская битва, ее значение для победы над Ордой.
Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Правитель централизованного государства - Иван III. История Московского Кремля. Ликвидация зависимости Московского государства от Золотой Орды. Государственное устройство Московской Руси. Боярская дума - совещательный орган о «делах земли». Судебник Ивана III (1497). Роль Русской православной церкви в объединении русских земель, в борьбе с монголо-татарским игом. Личность и влияние Сергия Радонежского на самосознание русского народа.
Раздел V. Единое Московское государство.
Российское государство в XVI в. Царь Иван Грозный. Территория России в XVI в., причины ее увеличения. Венчание на царство царя Ивана IV (Грозного). Личность царя, его политические взгляды. Беспощадность самодержца против демократических проявлений в обществе. Погромы в Новгороде. Причины возникновения опричнины. Церковь - крупный собственник и землевладелец в государстве. Влияние церкви на политику, экономику, социальные отношения и культуру. Характер уклада жизни в городе: посадская, купеческая община и др. Зарождение казачества. Местничество как право знатных родов занимать ведущие посты в государстве. Роль Земских соборов в диалоге власти и общества. Реформаторская деятельность Ивана Грозного: Судебник 1550 г.; Юрьев день; военная реформа. Стоглавый собор Русской православной церкви. Внешняя политика Московского государства в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Продвижение в Сибирь, освоение Сибири. Расширение связей России с народами Северного Кавказа и Средней Азии. Ливонская война за выход в Балтийское море.
Смутное время. Воцарение династии Романовых. Причины кризиса российского общества на рубеже XVI-XVII вв. Положение крепостных крестьян. Окончательное формирование государственной системы крепостного права. Избрание Бориса Годунова на царство, его военные успехи. Возвращение Россией земель на берегах Балтики. Укрепление Москвы (Белый город, Земляной город). Учреждение патриаршества, рост авторитета Русской православной церкви. Лжедмитрий, его роль в истории Смутного времени. Поход Лжедмитрия в Москву, захват российского престола. Конец правления Лжедмитрия. Народные волнения и восстания. Семибоярщина - заговор и предательство интересов государства группой бояр. Присяга Москвы на верность польскому королю. Освободительная борьба русского народа против польского засилья, ополчение Минина и Пожарского. Освобождение Москвы. Икона Казанской Богоматери.
Земский собор 1613 г. в Москве. Избрание нового русского царя из рода Романовых. Правление царей Михаила и Алексея. Возникновение сословий: бояре, дворяне, крестьяне, купцы, служилые люди. Укрепление церкви, монастырей.
Народные волнения и восстания (С. Разин и др.).
Культура в Российском государстве XVI-XVII вв. Влияние православной церкви на русскую культуру. Московские ремесленники. Строительство соборов Кремля, церкви Вознесения в Коломенском.
Памятники литературы. Агиография, народное творчество. Отражение исторических событий в народном творчестве.
Книгопечатание. Франциск Скорина, Иван Федоров. Рост грамотности населения. Открытие Славяно-греко-латинской академии. Легенда о библиотеке Ивана Грозного.
8 класс
Раздел I. Российское государство в конце XVII- начале XVIII века.
Наше Отечество – Россия в XVII в. Российское общество в XVII в. Территория Российского государства к концу XVII в. Территориальное деление страны. Занятия народов Сибири и Дальнего Востока. Развитие промышленности. Появление первых мануфактур.
Сословия. Слияние бояр и дворян. Служилые люди (стрельцы, пушкари, служилые казаки). Купцы, посадские люди, ремесленники. Крестьяне, закрепощение крестьян. Другие сословия: священники, монахи, вольные люди.
Отношение России с другими странами. Восстания Запорожских казаков. Богдан Хмельницкий. Война с Польшей. Возвращение Смоленска и части Украины. Восстание Степана Разина.
Детство и юность Петра I. Дата рождения Петра I, его семейное окружение, детские занятия, первый учитель - Н. Зотов.
Потешные полки в селе Преображенском как стимул к военным занятиям и образованию юного Петра. Ботик.
Правление Софьи. Смерть Алексея Михайловича, недолгое правление Фёдора. Помощь стрельцов в воцарении Софьи. Регентство Софьи. Походы В. Голицына против турецкого султана.
Воцарение Петра I. Подавление бунта стрельцов, борьба за власть с Софьей. Строительство флота, неудачный поход в Крым. Взятие Азова.
Великое посольство, учёба Петра за границей. Опальные грамоты Софьи стрельцам, расправа Петра с бунтовщиками.
Военные походы Петра I: завоевание северных и южных территорий (обзорно).
Строительство Петербурга.
Деятельность Петра I по просвещению народа: открытие «цифирных школ», навигацких, инженерных, горных школ, медицинских училищ, Морской академии. Первая русская газета «Ведомости», «комедиальный» театр, опера и др.
Титулование Петра Великим, отцом Отечества. Кончина Петра I, роль личности и дел Петра Великого для последующей истории России.
Раздел II. Российская империя после Петра I.
Эпоха дворцовых кризисов после смерти Петра I: Екатерина 1, Петр II, Анна Иоанновна (общие представления). Поддержка Анной Иоанновной науки, просвещения, открытие Московского университета. Труды М. В. Ломоносова. Экспедиция В. Беринга к Аляске. Усиление немецкого влияния при дворе Анны Иоанновны. Обнищание крестьян на фоне роскоши царского двора: охота, наряды, шутовские свадьбы и др.
Царствование Елизаветы Петровны - возврат к русским традициям и гуманности в правлении: отсутствие смертной казни и пыток, отстранение иноземцев от государственного управления, учреждение в столицах и крупных городах общеобразовательных и специальных учреждений, облегчение воинской повинности. Следование заветам Петра Великого, его учеников и последователей в Сенате: графа Бестужева-Рюмина, графов Шуваловых, Воронцовых и др.
Россия в эпоху Екатерины Великой. История прихода к власти Екатерины II. Личность Екатерины: разностороннее образование, доброжелательность, внимание к людям, трудолюбие, любовь к порядку, уважение русской культуры.
Достижения в государственном правлении Екатерины II: создание новых законов о вреде жестоких наказаний и пыток, о «рукоделии» (ремёслах), о необходимости справедливого распределения государственных повинностей между подданными, прощение и возврат на земли беглых людей, привлечение на свободные земли иноземных переселенцев для пользы России, ограничение монастырей и церквей в землях и доходах в пользу учебных н богоугодных заведений. Развитие промышленности, торговли, ремёсел, высших училищ, народных училищ, расцвет городов - Одессы, Николаева, Екатеринославля, Рыбинска и др. (обзорно).
Внешняя политика 34-летнего правления Екатерины II: превращение южных степей в Новороссию, присоединение Крымского ханства, победа армии А. В. Суворова под Фокшанами и Рымником, взятие Измаила, утверждение международного авторитета России в качестве первой военной державы в Европе (обзорно).
Смерть Екатерины Великой, приход к власти Павла I.
Знакомство с развитием науки и образования па примерах деятельности М. В. Ломоносова, Е. Р. Дашковой, И. И. Ползунова, И. П. Кулибина и др. Изучение культуры России на примерах облика россиян, уклада их жизни, развития живописи, литературы, архитектуры по произведениям В. Л. Боровиковского, Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, А. Н. Радищева, Д. И. Фонвизина, И. А. Крылова, Н. М. Карамзина, В. И. Баженова, М. Ф. Казакова, Д. Кваренги (выборочно).
Архитектурный облик городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Новгорода, Киева и др. Развитие театра и театрального искусства. Свод правил нравственного поведения «Юности честное зерцало» (обзорно, на примерах).
Раздел III. Российская империя в первой половине XIX в.
Государственное и политическое развитие России в первой четверти XIX в. Правление Павла I (1796-1801): военные реформы, ограничение привилегий дворянства, подготовка к войне с прежними союзниками.
Геополитическое положение России: изменение территории; национальный состав населения и национальные отношения. Россия и страны Европы (обзорно).
Убийство Павла I.
Правление Александра 1 (1801-1825). Личность «благословенного» царя. Реформы государственного управления, учреждение министерств. Указ царя «О вольных хлебопашцах». Освобождение крестьян с землёй за выкуп. Франция и Россия в период правления Наполеона. Недовольство политикой Александра I внутри России.
Отечественная война 1812 г. Личность Наполеона Бонапарта, его планы по отношению к России. Покорение французской армией стран Западной Европы. Вторжение армии Наполеона в Россию. Пожар в Москве. Бородинская битва.
Личность М. И. Кутузова. Герои Отечественной войны 1812 г. Народное и партизанское движение в победе над французами. Походы русской армии, освобождение стран Западной Европы от армии Наполеона. Тяжёлое положение России после войны: стихийные крестьянские волнения, усиление внутренней реакции, аракчеевщина. Зарождение в России революционных идей, их содержание. Возникновение тайных дворянских обществ.
Восстание декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Исторические уроки движения декабристов.
Император Николай I. Разгром движения декабристов. Царствование Николая I как время жестокого подавления свободомыслия, демократии. Введение цензурного устава. Законодательная основа российского общества, усложнение бюрократической системы как опоры самодержавия. Обострение крестьянских проблем: кризис в сельском хозяйстве, упадок помещичьих хозяйств. Начало промышленного переворота в России: переход от мануфактуры к фабрике, замена ручного труда машинным. Строительство первой железной дороги между Петербургом и Царским Селом. Денежная реформа. Промышленность России (обзорно).
Внешняя политика России: война с Турцией за влияние на Черном море, на Балканах и Кавказе. Военные действия России на Кавказе. Борьба России за закрытие для Турции входа в Черное море. Крымская война (1853-1856), разгром турецкого флота в Синопской бухте русской эскадрой адмирала П. С. Нахимова. Причины объединения Англии, Франции, Италии против России. Герои и защитники Севастополя. Причины поражения России: кризис самодержавия, гнёт крепостного строя, промышленная отсталость в сравнении с Европой.
Раздел IV. Россия в конце XIX-начале XX века.
Царь-освободитель Александр II. Правление императора Александра II (1856-1881). Отмена крепостного права. Земская реформа, собрания гласных (депутатов), земские управы.
Городская реформа: утверждение «городового положения», утверждение городской думы (распорядительный орган).
Судебная реформа: введение адвокатуры, мирового суда отмена телесных наказаний.
Военные реформы: введение всеобщей воинской повинности вместо рекрутского набора. Обострение общественно-политической обстановки: крестьянские, студенческие волнения, терроризм (покушение на царя), репрессивные меры со стороны власти.
Внешняя политика: преодоление последствий Крымской войны. Укрепление России на Черном море. Политика России в Средней Азии.
Окончательное присоединение Кавказа к России. «Русско-турецкая война» (1877-1878). Ухудшение отношений с Германией. Русская колонизация Дальнего Востока.
Царь Александр III Миротворец. Приход к власти императора Александра III. Суд над народовольцами. Издание манифеста «О незыблемости самодержавия». Политика самодержавия: русификация окраин, распространение православия, ограничение демократических введений в губернском, городском управлении, компетенции судов. Введение цензуры на печатные издания.
Экономическая политика Александра III (обзорно): ускорение хозяйственного развития страны, поддержка и укрепление позиций дворянства, перевод всех крестьян на выкупные платежи, развитие налоговой системы, банков, рост торгово-промышленной буржуазии. Отток крестьянства в город на заработки. Развитие промышленного строительства, транспортного сообщения, торговли, внешнего рынка.
Последний Российский император - Николай II. Личность царя Николая II. Политика Николая II и его окружения. Высшие и центральные органы управления страной при Николае II: Государственный совет, Совет министров, особые совещания, Сенат, Святейший синод, Министерство внутренних дел, Министерство финансов, царская администрация на местах (гражданские и военные губернаторы, градоначальники, судебный персонал, предводители дворянства). Избирательный закон, роль выборщиков. Учреждение Государственной думы.
Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX-XX вв., промышленный подъём: развитие металлургии, железнодорожного машиностроения, строительство железных дорог. Неравномерное развитие отдельных промышленных районов. Финансовые проблемы России: внешние долги, привлечение иностранного капитала к освоению природных ресурсов России. Аграрная реформа П. А. Столыпина.
Сельскохозяйственное производство России, его особенности и удельный вес в мировом экспорте. Влияние мирового экономического кризиса 1900 г. на экономику России.
Кризис промышленности 1900-1903 гг., безысходное положение российской деревин, упадок центральной власти. Обострение социальной и политической обстановки в стране в начале XX в.
Формирование политических партий. Личность В. И. Ульянова (Ленина), его идеи о переустройстве жизни общества. Первая русская революция 1905-1907 гг. Расстрел рабочих 9 января 1905 г. Восстание на броненосце «Потемкин». Октябрьская всероссийская политическая стачка, её значение. Манифест 17 октября. Историческое значение первой русской революции. III Государственная дума, её деятельность.
Приоритеты внешней политики Российской империи: Балканский регион, Чёрное море, Дальний Восток.
Русско-японская война (1904-1905). Поражение под Порт-Артуром. Цусимское сражение. Содействие России в создании союза балканских государств. Участие России в Первой мировой войне. Перегруппировка сил германской армии в начале 1915г., потеря русской армией своих завоеваний.
9 класс
Раздел I. Великая российская революция и гражданская война.
Великая российская революция. Предпосылки революции. Падение самодержавия, переход власти к Временному правительству и Петросовету. Решение о созыве учредительного собрания. Основные политические партии: большевики, меньшевики, эсеры, кадеты.
Призыв В.И.Ленина к вооруженному восстанию. Начало октябрьского этапа российской революции. Причины победы большевиков. II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Первые декреты «О мире», «О земле». Образование рабоче-крестьянского правительства – временного Совета народных комиссаров (СНК). Установление советской власти на большей части Российской империи. Брестский мир. Причины гражданской войны.
Гражданская война. Борьба за власть между представителями разных социальных слоев общества. Политическое расслоение общества.
Создание Рабоче-крестьянской Красной армии.
Вооруженные формирования белой армии против большевиков. Борьба «красных» и «белых» на Северном Кавказе и в Закавказье, на Украине, в Крыму, на Урале.
Советская власть и Русская православная церковь, национализация церковного имущества, репрессии против священнослужителей. Слом духовных, нравственных, культурных устоев в жизни общества.
Влияние революционных идей на все виды искусства, расцвет жанра политического плаката, агитбригад и др.
Революционная тема в творчестве писателей и поэтов: М.Горького, В.В.Маяковского, М.А.Шолохова.
Воспитание новой интеллигенции из рабочих и крестьян.
Эмиграция интеллигенции за рубеж.
Раздел II. Советское государство в 1920-1930-е годы.
Советская Россия в 1920-е годы. Основные меры правительства Советской России в сфере экономики: строжайшая централизация экономики – военный коммунизм; распределительный принцип; национализация внешней торговли, банков, предприятий. Меры по восстановлению хозяйства после Гражданской войны. Рост военного производства. Раскулачивание. Конституция 1924 г. Утверждение однопартийной политической системы. Молодежные коммунистические союзы (пионеры, комсомольцы).
Новая экономическая политика 1921-1924 гг.: отмена продразвёрстки и замена ее продналогом, денежное обложение деревни, легализация рыночных отношений в селе. Финансовая и денежная реформа. Создание государственной плановой комиссии (Госплан). Восстановление всероссийского рынка, отмена трудовой повинности, кризисы и итоги нэпа.
Образование СССР. Первая Конституция СССР (1924 г.).
Борьба за власть внутри партии большевиков. Болезнь и смерть В.И.Ленина. Личность И.В.Сталина, приход Сталина к власти.
Индустриализация в СССР. Экономический подъем страны за счет развития энергетики, металлургии, машиностроения, химической промышленности. Коллективизация сельского хозяйства (колхозы). Падение сельскохозяйственного производства, голод 1932-1933 гг. Насильственное закрепление крестьян на земле.
Внутренняя политика: поиски врагов революции и народа, политические процессы, жестокие репрессии. Появление бесплатной рабочей силы в системе ГУЛАГа-спецпереселенцы (раскулаченные).
Культ личности, идеологическое воспитание граждан СССР. Сталинская конституция 1936 г.
Накануне Второй мировой войны. Приход фашистов к власти в Германии.
Обзор: внешняя политика СССР в 20-40-е гг. XX в.: продвижение в другие страны коммунистических (интернациональных) идей. Вступление СССР в международную организацию – Лигу Наций. Заключение союзов с Францией и Англией о взаимопомощи, начало переговоров о заключении военного союза против Германии, их провал. Начало переговоров с Германией, договор о дружбе и границах (1939).
Раздел III. СССР в Великой Отечественной войне (1941-1945).
Начало Второй мировой войны. Нападение гитлеровской армии на Польшу (1 сентября 1939 г.). Объявление войны Германии со стороны Франции, Англии. Оккупация немецкими войсками стран Северной Европы. Вступление фашистов в Париж. Англия в схватке с Германией.
Ультиматум Сталина прибалтийским странам, насильственное присоединение их территорий к СССР. Отказ Финляндии от подписания договора об изменении ее границ с СССР. «Зимняя» война 1939-1940 гг. Исключение СССР из Лиги Наций.
Усилия СССР по наращиванию военно-промышленного комплекса. Ослабление Красной армии и флота из-за репрессий высшего командного состава. Доклады советских разведчиков о готовящемся нападении Германии на СССР. Слабое укрепление границ и неготовность армии к боевым действиям.
Начало Великой Отечественной войны. 22 июня 1941 г. – начало Великой отечественной воины. Размах фашистской агрессии, кровопролитие в первые месяцы воины. Заявление президентов США и Англии о поддержке Советского союза в войне против Германии, создание антигитлеровской коалиции. Вступление в войну США. Война с Японией на Дальнем Востоке.
Ключевые военные действия на территории СССР (июнь 1941 – осень 1942 г.). Наступление немцев на Москву. Введение осадного положения в Москве (октябрь 1941 г.).
Битва под Москвой – первая значительная победа Красной армии в Великой Отечественной войне.
Планы немцев по захвату нефтяных районов Кавказа, плодородных областей юга России. Героическая оборона Севастополя. Военные действия на кавказском направлении. Продвижение немцев на Волгу, оборонительное сражение за Сталинград.
Приказ Верховного главнокомандующего И.В.Сталина № 227 от 28 июля 1942 г. «Ни шагу назад!».
Все для фронта, все для победы. Перестройка экономики страны на военные рельсы. Эвакуация предприятий из европейской части страны на восток. Разработка и внедрение новых видов вооружений.
Всесоюзная кампания по сбору средств и пожертвований в фонд обороны. Трудовой героизм народа: 11-часовой рабочий день, отмена отпусков, овладение смежными профессиями, жизнь во имя Победы.
Создание на оккупированных территориях подполья. Сопротивление в тылу врага: рейды, диверсии, создание партизанского движения.
Заслуги ученых и рабочих в создании новых видов оружия и военной техники: танков, самоходно-артиллерийских установок, самолетов.
Мастера культуры – фронту: концертные бригады лучших советских артистов, искусство плаката, кинофильмы и т.д.
Коренной перелом в войне (ноябрь 1942 – декабрь 1943 г.). Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом – коренной перелом в войне. Прорыв блокады Ленинграда. Операция немецкого командования под названием «Цитадель», ее провал. Танковое сражение под Прохоровкой. Победа советских войск на Курской дуге, на Днепре, освобождение Киева.
Успехи советских войск на Северо-Кавказском фронте, в Крыму, продвижение на западном направлении.
Встреча руководителей США, Англии, СССР в Тегеране. Обсуждение открытия второго фронта и послевоенного устройства Германии.
Освобождение территории СССР и Европы от фашизма.
Усиление военно-экономической мощи стран антигитлеровской коалиции. Освобождение территории СССР. Открытие второго фронта. Ялтинская конференция.
Вступление советских войск в Берлин, подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии 8 мая 1945 г. Война СССР с Японией. Подписание акта о капитуляции Японии.
Раздел IV. Послевоенное развитие СССР. Российская Федерация в конце XX – начале XXI века.
СССР после войны. Восстановление промышленных предприятий. Карточная система распределения продовольственных и промышленных товаров. Голод 1946 г., денежная реформа, отмена карточной системы 1947 г.
Обстановка в руководстве страны в послевоенные годы. Смерть Сталина. Конец эпохи культа личности.
Внешняя политика: формирование системы безопасности страны. Усиление роли Советского Союза в международных отношениях. Конфронтация стран бывшей антигитлеровской коалиции, начало «холодной войны».
Объединение стран Восточной Европы в единый социалистических блок.
Создание Североатлантического союза (НАТО) под эгидой США. США и СССР – две ядерные державы, две противоборствующие системы: социализм и капитализм.
Начало научно-технической революции. Строительство первой в мире атомной электростанции в г.Обнинске. Разработка водородной бомбы. Успехи в ракетостроении. Выдающиеся советские ученые: И.В.Курчатов, А.Д.Сахаров, С.П.Королев, А.Н.Туполев, С.В.Ильюшин и др.
Пора «оттепели» (середина 1950-х – первая половина 190-х гг.). Политическая жизнь: Н.С.Хрущев. его речь на XX съезде КПСС «О культе личности и его последствиях». Реабилитация жертв репрессий. Попытка развития демократических принципов, «оттепель».
Подъем капитального строительства, освоение целины. Улучшение условий жизни людей.
Борьба за власть в партии, отстранение Н.С.Хрущева (1964).
Внешняя политика СССР в период «оттепели»: идеи о мирном сосуществовании стран с различным строем, о разоружении. Усиление влияния СССР на страны Африки, Ближнего Востока и социалистического лагеря. Строительство Берлинской стены. Договор о запрете испытаний ядерного оружия (1963 г.).
Запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Юрия Гагарина, выход в космос летчика-космонавта А.А.Леонова.
Всемирный фестиваль молодежи и студентов (1957 г.). Развитие киноискусства.
Советский Союз в середине 1960-х – 1980-х гг. Приход к власти Л.И.Брежнева. Курс на строительство «развитого социализма». Реформы в сельском хозяйстве и промышленности. Недостатки легкой промышленности.
Положительные изменения в жизни советских людей. Культурный досуг, хобби. Появление диссидентов.
Внешняя политика: разрядка международной напряженности. Война во Вьетнаме, Афганистане. Вмешательство во внутреннюю политику Чехословакии (1968 г.).
Переход ко всеобщему среднему образованию. Успехи советских спортсменов. Олимпийские игры в Москве в 1980 г. Советское искусство 1960-1980 гг.
Распад СССР. Последние генеральные секретари СССР: Ю.В.Андропов, К.У.Черненко, М.С.Горбачев.
Политика перестройки. Совершенствование системы оплаты труда. Перевод предприятий на хозрасчет. Гласность и свобода мнений.
Возрастание роли церкви в жизни общества. Празднование 1000-летия Крещение Руси.
Окончание холодной войны. Бархатные революции в странах Варшавского договора.
Отмена 6-й статьи Конституции (об однопартийной системе). Выборы Президента РСФСР.
Государственный переворот (ГКЧП). Совещание в Беловежской Пуще. Распад СССР. Создание СНГ.
Первые годы существования Российской Федерации. Разгон демонстрации у Дома Советов (1993 г.). Увеличение внешнего долга страны. Чеченский кризис. Отставка Б.Н.Ельцина.
Россия в начале XXI века. Приход к власти В.В.Путина. Территориальная реформа. Экономические и социальные реформы 2000-х гг. Д.А.Медведев – новый президент РФ. Политика развития современных технологий.
Борьба с международным терроризмом. Присоединение Крыма (2014 г.).
Культурная жизнь страны. Успехи российских спортсменов на международных соревнованиях. Духовное возрождение России. Государственное устройство современной России.
Календарно-тематическое планирование
7 класс
№ п/п | Наименование раздела и тем | Кол-во часов | Дата проведения | |
по плану | по факту | |||
I четверть (16 ч.) | ||||
Раздел I. Древняя Русь. | ||||
1 | Происхождение славян. | 1 | ||
2 | В каких местах селились славяне. | 1 | ||
3 | Славяне и соседние народы. | 1 | ||
4 | Торговый путь «из варяг в греки». | |||
5 | Облик славян и черты характера. | 1 | ||
6 | Хозяйство и уклад жизни восточных славян. | 1 | ||
7 | Жилища восточных славян. | 1 | ||
8 | Одежда восточных славян. | 1 | ||
9 | Семейные обычаи восточных славян. | 1 | ||
10 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | ||
Раздел II. Древнерусское государство. | ||||
11 | Как возникло Древнерусское государство. | 1 | ||
12 | О чем рассказывает «Повесть временных лет». | 1 | ||
13 | Об Аскольде, Дире и их походах в Византию. | 1 | ||
14 | Правление Олега в Древней Руси. | 1 | ||
15 | Князь Игорь из рода Рюриковичей (913-945). | 1 | ||
16 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | ||
II четверть (16 ч.) | ||||
17 | Как княгиня Ольга отомстила древлянам. | 1 | ||
18 | Как княгиня Ольга отомстила древлянам. | 1 | ||
19 | Сын князя Игоря и Ольги – Святослав. | 1 | ||
20 | Сын князя Игоря и Ольги – Святослав. | 1 | ||
21 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | ||
Раздел III. Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства. | ||||
22 | Сыновья князя Святослава. | 1 | ||
23 | Князь Владимир Красное Солнышко. | 1 | ||
24 | Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром (1019-1054). | 1 | ||
25 | Русская Правда Ярослава Мудрого. | 1 | ||
26 | Русь после смерти Ярослава Мудрого. | 1 | ||
27 | Князь Владимир Мономах. | 1 | ||
28 | Распад Руси на отдельные княжества в XIIв. | 1 | ||
29 | Новгородская республика. Господин Великий Новгород. | 1 | ||
30 | Новгородская республика. Господин Великий Новгород. | 1 | ||
31 | Ростово-Суздальское княжество в XIIв. | 1 | ||
32 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | ||
III четверть (20 ч.) | ||||
33 | История возникновения Москвы. | 1 | ||
34 | Культура Руси в X-XIII веке. | 1 | ||
Раздел IV. Русь в борьбе с завоевателями. | ||||
35 | Образование монгольского государства. | 1 | ||
36 | Чингисхан и его армия. | 1 | ||
37 | Битва на реке Калке. | 1 | ||
38 | Нашествие монгол на Русь. | 1 | ||
39 | Летописи о битвах на реке Сить и героической обороне Козельска. | 1 | ||
40 | Походы Батыя на южнорусские земли. | 1 | ||
41 | Новгородский князь Александр Невский (1236-1263) | 1 | ||
42 | Невская битва. | 1 | ||
43 | Ледовое побоище. | 1 | ||
44 | Власть Золотой орды над русскими князьями. | 1 | ||
45 | Объединение русских земель против Золотой орды. | 1 | ||
46 | Московский князь Иван Калита и его наследники.. | 1 | ||
47 | Московский князь Дмитрий Иванович (1350-1389). | 1 | ||
48 | Куликовская битва. | 1 | ||
49 | Наследники Дмитрия Донского. Василий II Темный. | 1 | ||
50 | Собирание Руси Иваном III. Покорение Новгорода. | 1 | ||
51 | Освобождение Руси от Золотой орды. | 1 | ||
52 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | ||
IV четверть (18 ч.) | ||||
Раздел V. Единое Московское государство. | 1 | |||
54 | Русь в XVI веке. Царь Иван Грозный (1553-1584) | 1 | ||
55 | Начало правления Ивана Грозного и его близкое окружение. | 1 | ||
56 | Земский собор. Реформы Избранной рады. | 1 | ||
57 | Войны Ивана Грозного. | 1 | ||
58 | Опричнина. | 1 | ||
59 | Покорение Сибири. | 1 | ||
60 | Россия после Ивана Грозного. Начало Смутного времени. | 1 | ||
61 | Лжедмитрий I. Самозванец. | 1 | ||
62 | Лжедмитрий II. Семибоярщина. | 1 | ||
63 | Русская православная церковь. | 1 | ||
64 | Минин и Пожарский: за веру и отечества. | 1 | ||
65 | Воцарение династия Романовых. | 1 | ||
66 | Царь Алексей Михайлович Романов. | 1 | ||
67 | Раскол в русской православной церкви. | 1 | ||
68 | Развитие России в XVII веке. | 1 | ||
69 | Культура России в XVI-XVII веках. Быт русских людей в XVI-XVII веках. | 1 | ||
70 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 |
Лист корректировки
календарно - тематического планирования
7 класс
Дата внесения изменений, дополнений | Содержание, причина корректировки | Согласование с заместителем директора | Дата проведения | Подпись лица внесшего запись |
Календарно-тематическое планирование
8 класс
№ п/п | Наименование раздела и тем | Кол-во часов | Дата проведения | |
по плану | по факту | |||
I четверть (16 ч.) | ||||
Раздел I. Российское государство в конце XVII – начале XVIII века. | ||||
1 | Наше Отечество – Россия в XVII веке. | 1 | ||
2 | Отношения России с другими странами. | 1 | ||
3 | Детство и юность Петра I. | 1 | ||
4 | Семейные раздоры, борьба за власть. | 1 | ||
5 | Итоги правления Софьи. | 1 | ||
6 | Воцарение Петра I (1689-1725) | 1 | ||
7 | Строительство флота. Азовские походы. | 1 | ||
8 | Великое посольство (1697-1698). | 1 | ||
9 | Новый бунт стрельцов. Возвращение Петра I в Москву. | 1 | ||
10 | Северная война. Поражение под Нарвой. | 1 | ||
11 | Первые победы над шведами. | 1 | ||
12 | Продолжение Северной войны. | 1 | ||
13 | Заслуги Петра Великого в истории России (1689-1725). | 1 | ||
14 | Заслуги Петра Великого в истории России (1689-1725). | 1 | ||
15 | Изменения в управлении государством. | 1 | ||
16 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | ||
II четверть (16 ч.) | ||||
17 | Табель о рангах. Указ о единонаследии. | 1 | ||
18 | Образование и культура при Петре I. | 1 | ||
19 | Личность Петра I. Семья Петра Великого. | 1 | ||
20 | Российское государство в конце XVII- начале XVIII века. | 1 | ||
21 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | ||
Раздел II. Российская империя после Петра I. | ||||
22 | Екатерина I и Пётр II. | 1 | ||
23 | Анна Иоановна и Иван VI (1730-1741). | 1 | ||
24 | Наследники Анны Иоановны. Конец бироновщины. | 1 | ||
25 | Царствование Елизаветы Петровны (1741-1761). | 1 | ||
26 | Войны в России в период правления Елизаветы Петровны. | 1 | ||
27 | Воцарение Петра III. | 1 | ||
28 | Начало царствования Екатерины Великой (1761-1796). | 1 | ||
29 | Близкое окружение и помощники Екатерины II. | 1 | ||
30 | Война России с Турцией (1768-1774). | 1 | ||
31 | Присоединение Крыма. Русско-турецкая война (1787-1791). | 1 | ||
32 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | ||
III четверть (20 ч.) | ||||
33 | Как управляла Россией Екатерина II. | 1 | ||
34 | Восстание Пугачева. | 1 | ||
35 | Развития образования при Екатерине II. | 1 | ||
36 | Конец правления Екатерины Великой. | 1 | ||
37 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | ||
Раздел III. Российская империя в первой половине XIX века. | ||||
38 | Отношения России со странами Европы в конце XVIII– начале XIX века. | 1 | ||
39 | Правление Павла I. | 1 | ||
40 | Император Александр I. | 1 | ||
41 | Реформы Александра I. Аракчеевщина. | 1 | ||
42 | Вторжение армии Наполеона в Россию. | 1 | ||
43 | Западная граница России: план Александра I, план Наполеона. | 1 | ||
44 | Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. | 1 | ||
45 | Бородинское сражение. | 1 | ||
46 | Наполеон в Москве. | 1 | ||
47 | Александр I и Наполеон. Окончание войны. | 1 | ||
48 | Александр I и Наполеон. Окончание войны. | 1 | ||
49 | Поход русской армии в Европу в 1813 – 1814 годах. | 1 | ||
50 | Россия после войны с Наполеоном. | 1 | ||
51 | Россия после войны с Наполеоном. | 1 | ||
52 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | ||
IV четверть (18 ч.) | ||||
53 | Император Николай I. | 1 | ||
54 | Восстание декабристов. | 1 | ||
55 | Реформы Николая I. | 1 | ||
56 | Войны России на Кавказе. | 1 | ||
57 | Отношения России с другими странами при Николае I. | 1 | ||
58 | Крымская война. Оборона Севастополя. | 1 | ||
59 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | ||
Раздел IV. Россия в конце XIX – начале XX века. | ||||
60 | Царь-освободитель Александр II. Отмена крепостного права. | 1 | ||
61 | Военные реформы Александра II. | 1 | ||
62 | Международные отношения России при Александре II. | 1 | ||
63 | Русско-турецкая война 1877-1878 годов. | 1 | ||
64 | Революционные организации в России в конце XIX (19) века. | 1 | ||
65 | Царь Александр III Миротворец (1881-1894). | 1 | ||
66 | Последний российский император – Николай II | 1 | ||
67 | Обострение международных отношений. Война с Японией. | 1 | ||
68 | Революционные выступления 1905-1907 годов. | 1 | ||
69 | Участие России в Первой мировой войне. | 1 | ||
70 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 |
Лист корректировки
календарно - тематического планирования
8 класс
Дата внесения изменений, дополнений | Содержание, причина корректировки | Согласование с заместителем директора | Дата проведения | Подпись лица внесшего запись |
Календарно-тематическое планирование
9 класс
№ п/п | Наименование раздела и тем | Кол-во часов | Дата проведения | |
по плану | по факту | |||
I четверть (16 ч.) | ||||
Раздел I. Великая российская революция и гражданская война. | ||||
1 | Великая российская революция: февраль. Падение монархии. | 1 | ||
2 | Основные политические партии в 1917 году. | 1 | ||
3 | Великая российская революция: октябрь. | 1 | ||
4 | Программа большевиков. | 1 | ||
5 | Неудачи Временного правительства. Поход на Петроград Лавра Георгиевича Корнилова. | 1 | ||
6 | Захват власти большевиками. | 1 | ||
7 | Установление советской власти. | 1 | ||
8 | Брестский мир. | 1 | ||
9 | Экономическая политика большевиков. | 1 | ||
10 | Судьба царской семьи. Церковь и государство. | 1 | ||
11 | Гражданская война 1918-1920 годов. | 1 | ||
12 | Политика «военного коммунизма». Белая Армия. | 1 | ||
13 | Рабоче-крестьянская Красная армия. | 1 | ||
14 | Ход гражданской войны. | 1 | ||
15 | Окончание Гражданской войны. Эмиграция. | 1 | ||
16 | Повторительно-обобщающий контроль. | 1 | ||
II четверть (16 ч.) | ||||
17 | Итоги Гражданской войны. Образование и культура в период Гражданской войны. | 1 | ||
18 | Итоги Гражданской войны. Образование и культура в период Гражданской войны. | 1 | ||
19 | Борьба красных и белых на Северном Кавказе и в Закавказье, на Украине, в Крыму, на Урале. | 1 | ||
20 | Область войска Донского в период Гражданской войны. Противостояние белых и красных на Дону. Донские казаки. | 1 | ||
21 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | ||
Раздел II. Советское государство в 1920-1930-е годы. | ||||
22 | Советская Россия в первой половине 1920-х годов. | 1 | ||
23 | Советская Россия в первой половине 1920-х годов. | 1 | ||
24 | Новая экономическая политика (нэп). | 1 | ||
25 | Новая экономическая политика (нэп). | 1 | ||
26 | Образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР). | 1 | ||
27 | Объединение советских республик. | 1 | ||
28 | Национально-государственное устройство СССР в 1920-е гг. Смерть В.И. Ленина. | 1 | ||
29 | Индустриализация в СССР. | 1 | ||
30 | Коллективизация сельского хозяйства (колхозы). Итоги коллективизации. | 1 | ||
31 | Вторая пятилетка (1933-1937). | 1 | ||
32 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | ||
III четверть (20 ч.) | ||||
33 | Конституция 1936 г. | 1 | ||
34 | Советское общество в 1930-е годы. | 1 | ||
35 | СССР накануне Второй мировой войны. | 1 | ||
Раздел III. СССР в Великой Отечественной войне (1941-1945). | ||||
36 | Действия СССР в начале Второй Мировой войне. | 1 | ||
37 | Реорганизация Красной армии, укрепление обороноспособности СССР. | 1 | ||
38 | Начало Великой Отечественной войны. | 1 | ||
39 | Оборона Москвы. | 1 | ||
40 | Блокада Ленинграда. | 1 | ||
41 | Все для фронта, все для победы. | 1 | ||
42 | Партизанская война и подпольное движение. | 1 | ||
43 | Коренной перелом в ходе войны. Оборона Севастополя. | 1 | ||
44 | Сталинградская битва. | 1 | ||
45 | Битва на Курской дуге. | 1 | ||
46 | Битва за Днепр. Битва на Северном Кавказе. | 1 | ||
47 | Тегеранская конференция. | 1 | ||
48 | Освобождение территории СССР от немецких оккупантов. | 1 | ||
49 | Открытие второго фронта в Европе. Ялтинская конференция. | 1 1 | ||
50 | Взятие Берлина. | 1 | ||
51 | Война СССР с Японией. | 1 | ||
52 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | ||
IV четверть (18 ч.) | ||||
Раздел IV. Послевоенное развитие СССР. Российская Федерация в конце XX – начале XXI века. | 1 | |||
53 | СССР после войны. | |||
54 | Пора «Оттепели» (середина 1950- первая половина 1960-х гг.) | 1 | ||
55 | Курс на строительство коммунизма. Социальная и хозяйственно-экономическая деятельность Н.С. Хрущева | 1 | ||
56 | СССР в международных отношениях в 1950-начале 1960-х гг. | 1 | ||
57 | Покорение космоса. Оттепель в советском искусстве. Образование в 1950-начале 1960-х | 1 | ||
58 | Советский Союз в середине 1960-х —1980 гг.: от стабильности к кризису. | 1 | ||
59 | Образование и спорт. Советское искусство 1970-1980-х годов. | 1 | ||
60 | Россия в 1990-е годы. Начало перестройки. | 1 | ||
61 | Распад СССР. Россия после распада СССР. | 1 | ||
62 | Экономические реформы 1990-х. Чеченский кризис. | 1 | ||
63 | Первые реформы В. Путина. Экономическое и социальное развитие в 2000-2008-м гг. | 1 | ||
64 | Развития образования, науки, культуры, спорта. | 1 | ||
65 | Отношение России с другими странами в XXI веке. | 1 | ||
66 | Духовное возрождение современной России. | 1 | ||
67 | Государственное устройство современной России. | |||
68 | Повторительно-обобщающий контроль. | 1 |
Лист корректировки
календарно - тематического планирования
9 класс
Дата внесения изменений, дополнений | Содержание, причина корректировки | Согласование с заместителем директора | Дата проведения | Подпись лица внесшего запись |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории Отечества составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В., автор О.И.Бородина, В.М. Мозговой, 2010 г.
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение определёнными знаниями, умениями, навы...
Рабочая программа по курсу "Истории Отечества" 8 класс специального (коррекционного ) образования VIII вида
Рабочая программа составлена к УМК И.М. Бгажноковой....
Рабочая программа хорового кружка "Пою моё Отечество" 1 класс (ФГОС, внеурочная деятельность)
Данная рабочая программа составлена на основе репертуара гжельского композитора Владимира Стрелкова в соответствии с ФГОС НОО. Необходимый музыкальный материал можно найти по ссылке http://yadi....
Рабочая программа ВПК "Сыны отечества"
Рабочая программа ВПК "Сыны отечества" составлена на основе программы по ОБЖ под редакцией А.Т.Смирнова...
Рабочая программа по Истории Отечества 9 класс
Програма разработана в соответствии образовательных сатндартов второго поколения. Базовый уровень 35 часов....
рабочая программа по истории отечества 7 класс
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изу...
Рабочая тетрадь по Истории Отечества специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, 7 класс. Автор Юрченко Е.Ф. Рабочая тетрадь была опубликова издательством "Классикс-стиль ", г.Москва-2003 г.
Тематическая тетрадь по Истории Отечества для 7 класса представляет собой сбоник заданий по всем темам курса, предусмотренным программой по истории для коррекционной школы. Выполнение заданий способст...
- Мне нравится (1)