Падение Византии и создание Османской империи. Технологическая карта урока
учебно-методическое пособие по истории (6 класс)
Технологическая карта урока и самоанализ урока по всеобщей истории "Падение Византии и образование Османской империи".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
padenie_vizantii_i_osmanskaya_imperiya._teh.karta_i_samoanaliz_uroka_po_istorii.docx | 781.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрации МО «Воткинский район» и
Районное Управление образования
Администрации МО «Воткинский район»
Технологическая карта урока по всеобщей истории в 6 классе
по теме «Гибель Византии и создание Османской империи»
и
самоанализ проведенного урока
Учитель: Шкляева Снежана Леонидовна,
учитель истории, обществознания и географии
МБОУ Гавриловская средняя
общеобразовательная школа
д. Гавриловка - 17.12.2020г.
Технологическая карта урока истории в 6 классе
Учитель: Шкляева С.Л., учитель истории, обществознания и географии МБОУ Гавриловская СОШ Воткинского района Удмуртской республики.
Тема урока: Гибель Византии и создание Османской империи
Дата урока: 17.12.2020г.
Тип урока: ознакомление с новым материалом (изучение нового материала)
Цель урока: 1. Раскрыть процесс образования Османской империи
2. Выяснить причины, приведшие к гибели Византии.
Образовательные ресурсы:
Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе - М.: Просвещение, 2019г.
А.В. Всеобщая история. История Средних веков. Методические рекомендации. 6 класс (к учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского): пособие для учителей общеобразовательных организаций/ М.: Просвещение, 2017г.
https://history.wikireading.ru/330047
План урока: 1. Причины падения Византии.
2. Рост территориального владения турок – османов.
3. Осада Константинополя и падение Византии.
4. Устройство Османской империи.
Методы и формы обучения:
Методы: наглядный, частично-поисковый, прогностический, практический
Формы: комбинированный (фронтальная, групповая (в основном парная работа), индивидуальная в конце урока).
Основные понятия и даты: империя, турки – османы, янычары, п-ва Балканский, Малая Азия, Константин XI и Мехмед II, 1453г., диван, борьба мусульман и православия, междоусобицы.
Оборудование урока: учебник, тексты, схема «Православный и исламский мир», современная карта Европы, карточки для закрепления, оценочные листы для групп, собственная презентация «Византия и Османская империя».
Планируемые результаты
Предметные УУД | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Научаться: характеризовать положение Византии и Османской империи в раннее Средневековье, знают даты важнейших исторических событий, показывают на карте направления наступления турок-османов на Балканах, знают последствия завоеваний турками Балканского полуостроваНаучаться работать с текстом, находить главную мысль, отвечать на вопросы и высказывать свое предположение и вести кратко записи в тетради. | Познавательные: структурируют учебный материал, устанавливая в нем причинно-следственные связи, составляют краткие записи, осознанно и произвольно строят речевые высказывание в письменной форме, работают с информацией разного вида, делают выводы.Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, проявляют способность к мобилизации сил, волевому усилию, оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние.Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач, задают вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером, договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности. | Проявляют положительное отношение к учебной деятельности, уважение к чужому труду, осознают ответственность за общее дело, ориентируются в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей, следуют в поведении моральным нормам |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этап урока | Обучающие и развивающие компоненты урока (формы работы) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Универсальные учебные действия (УУДы) |
1.Организационный | Эмоциональная и психологическая подготовка учащихся к уроку | Учитель подготовил доску к работе, карты, схему, презентация. - Здравствуйте ребята! Сегодня у нас гости, которые очень хотят посмотреть, как мы с вами умеем работать. Улыбнулись друг другу и пожелали удачи и отличной работы. - У вас на столах лежат листы работы на уроке, где вы ставите оценку на каждом этапе урока, работу ваших коллег по группе. Критерии; «5» - выполнено все, без замечаний «4» - есть помарки, не все дописал, промолчал, когда спрашивали. «3» - выполняешь половину работы, не дописано в тетради, нет аккуратности. «2» - не работал. | - Готовы к уроку. Работа в парах. Приветствуют друг друга. - в парах просматривают лист оценки работы на уроке - задают вопросы | Стремятся хорошо учиться, сориентированы на участие в учебном процессе |
2.Опрос домашнего задания | Устный фронтальный | - Давайте вспомним некоторые географические объекты. Учитель показывает на карте Европы п-ва; Пиренейский, Аппенинский, Балканский, Малая Азия. Страны; Франция, Англия, Испания, Византия, Священная Римская империя. - На магнитной доске написаны слова; парламент, 1337-1453г.г., монархия, империя, Жанна д Арк, междоусобные войны. | Учащиеся отвечают, соблюдая нормы, поднимая руку. Учащийся выходит к доске и вычеркивает слово, после объясняет значение термина или даты. | Самостоятельно высказывают знания по карте, понимают взаимосвязь между предметами географией и историей. |
3.Актуализация знаний | Работа с картами Византии IX и XV в.в. и картами Османской империи X и XVв.в., также со схемой (приложение №1 и слайд 1) Фронтальный опрос На доске (оборотной стороне) висит цели урока. | Показывает храм святой Софии и схему «Двух миров православного креста и мусульманского полумесяца». Что это за храм и почему о нем сказали так? Что обозначает данная схема? (приложение № 1 и слайд 1 и 2) - Почему между ними скрещенные шпаги? Итак, в 15 веке центром православия – Византия, а центром ислама – турки – османы, которые начинали захватнические походы против соседей на п-вах Малая Азия и Балканах. - Показывает ребятам и предлагает сравнить две карты Византийской империи IX и XVв.в. и карты Османской империи (приложение № 3-4 и слайд 3-4) - Что изменилось на картах? - Почему так произошло, что территория Византии уменьшилась, а территории Турции (Османской империи) увеличилась? Предлагает сформулировать тему и цель урока! Тема: Гибель Византии и создание Османской империи. Цель – понять причины гибели Византии и узнать, как создавалась Османская империя. Учитель записывает на уроке. Задачи – работать с текстом, слушать учителя и одноклассников, пользоваться картой, обсуждать друг с другом | Учащиеся стоят предположения Предлагают версии о причинах уменьшения территории Византии и увеличения территории Турции. Обучающиеся отвечают, выдвигают предположения. Предлагают название темы и ставят цель урока, затем записывают тему урока в тетради Проговаривают предположения. | Познавательные: осуществляют поиск нужной информации. Регулятивные: записывают тему урока и ставят его цель и задачи. Коммуникативные: высказывают свое мнение, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. |
4.Изучение нового материала | Работа с текстом в парах, затем обсуждение с одним соседом | Предлагает обратиться к тексту №1 и № 2 (на столах у обучающихся). Работа по вариантам. - Прочитайте и выясните, что еще может быть причиной распада Византийской империи. - Причины удачных походов османов и создания большого государства? Слайд 5Причины распада Византии: 1) междоусобные войны знати; 2) постоянная смена правителей; 3) постоянные войны с соседями; 4) разорение из-за крестовых походов европейцев; 5) нежелание помогать Византии европейцами; 6) нет сильной армии (нет средств на содержание войска). Причины возвышения турок-османов: 1)сильная армия; новые виды оружия, артиллерия, дисциплина; 2)особая роль янычар; 3) хитрость и продуманная политика султанов. Пользовались раздорами соседних государств. |
| Познавательные: распознают причины, понятия по заданному вопросу. Строят рассуждения и обобщают полученную информацию. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Ставят вопросы, формулируют свои затруднения. |
5.Физкультминутка | Проводят обучающиеся | Настала минутка физкультуры (чтобы быть смелыми, смелыми) | «Богатыри» (проводит мальчик, отвечающий за спорт в классе)Вот мы руки развелиСловно удивились,И друг другу до землиВ пояс поклонились.Ниже, дети, не ленитесь,Поклонитесь, улыбнитесь.Мы ладонь к глазам приставим,Ноги крепкие расставим.Поворачиваясь вправо,Оглядимся величаво.И налево надо тожеПоглядеть из-под ладошек.И направо. И ещё, через левое плечо. | |
6.Изучение новой темы (продолжение) | Индивидуальные выступления учащихся |
Добавляет (если останется время), что турки – османы не один раз осаждали город Константинополь, но если в первый раз город спасло то, что на турок с востока напал жестокий правитель Тимур, разгромив их армию. Но в 1453г. все же турки сумели столицы Византии, г. Константинополя.
| Учащиеся (2 человека) выступают с сообщениями, остальные слушают и выписывают … 1453г. – падение Константинополя и всей Византии. Стамбул – новая столица, переименованный Константинополь. Диван – так называлось правительство Османской империи. | Познавательные: слушать одноклассников, осуществляя поиск новой информации. Коммуникативные: выступают перед аудиторией, строят понятные речевые высказывания, слушают друг друга. |
7.Закрепление изученного материала | Задания по карточкам | Раздает для закрепления материала карточки на каждую пару. Критерии оценки на слайде № 6: «5» - 12-11б. «4» - 10-8б. «3» - 7-6б. «2» - меньше 6б. Учитель зачитывает ответы | Работают в паре, отвечая на вопросы по карточке. Записывают в тетради. Учащиеся проверяют правильность ответов в парах. Называют оценки, которые заносят в таблицу листа работы на уроке. | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации. Укрепляют память и внимательность. Коммуникативные: умение договариваться и слушать друг друга. |
8.Итоги урока. Рефлексия. | Обобщение полученных знаний | Напоминает цель урока и делает совместно с детьми выводы урока. Благодарит за проделанную работу (вручает сладкие призы или смайлики – наклейки). «Пусть и у вас всегда будет отличное настроение». | Обучающиеся вспоминают, о чем говорили на уроке. Выводы (могут быть примерно такие): 1)ослабление и гибель империй происходит в результате ссор и конфликтов. 2) из-за слабой армии и постоянного перехода власти. | Личностные: понимание значение знаний для человека и принимают их |
9.Домашнее задание | Индивидуальная работа. | Разъясняет особенности домашнего задания, на что нужно обратить внимание. Пишет на доске пар. 24, пересказ п.4 и в.5 для «сильных» ребят и пересказ п.4 для более «слабых» школьников. | Записывают домашнее задание и выслушивают разъяснения учителя. |
Приложение № 1
Приложение № 2 1453г.
Приложение № 3. Византийская империя с 6-15в.в.
Приложение № 4. Формирование Османской империи.
Приложение № 5-6
Текст № 1. В -1 Византия, балканские народы и турки – османы в XV веке.
1. В XV веке Византия ничем не напоминала прежнюю могучую империю как при Юстиниане. Она была ослаблена борьбой знати, частой сменой правителей, бесконечными войнами с соседними странами. Власть императора распространялась только на город Константинополь и ближайшую округу. Вся остальная территория империи была захвачена турками-османами. Византийские крестьяне разорялись и попадали в зависимость от крупных землевладельцев. Ремесленники растеряли прежнее мастерство, купцы уступили первенство итальянским торговцам. Императорская казна оскудела, и государство уже не могло содержать сильную армию. Тем не менее Константинополь продолжал быть одним из крупнейших городов мира, его население насчитывало 50 тысяч жителей. Богатства города притягивали к себе взоры турецких завоевателей.
Последней, но призрачной надеждой императора Константина XI на помощь были страны Европы. Забыв о разгроме его государства крестоносцами в XIII веке, он обратился к римскому папе и правителям западноевропейских государств за помощью. Условием оказания такой помощи римский папа объявил подчинение себе православной византийской церкви. Однако священники и простые люди в Византии не одобрили такое решение (помнили о крестовых походах). Многие говорили, что лучше увидеть в Константинополе турок, чем католиков. Сопротивление было столь сильным, что окончательно подчинение католиками православной церкви так и не было осуществлено.
Вопрос: прочитайте и выпишите в чем причины падения Византии и что притягивало турок в Константинополе?
Текст № 2. В – 2. Завоевания турок – османов.
На Балканском полуострове самыми крупными государствами были Болгария и королевство Сербия, которые освободились в 13в. из-под влияния Византии. Но постоянные междоусобные войны привели к ослаблению этих стран. Поэтому их постепенно сумели завоевать турки-османы, несмотря на сильнейшее сопротивление.
Турки-османы появились на п-ве Малая Азия еще в 11 веке и составляли меньшинство населения, когда – то в могущественно Византийской империи.
Первый султан Осман начинает создавать сильную боеспособную армию. Ее основу составляли конные воины, получавшие право собирать часть налогов с крестьян одной местности. По первому приказу конники должны были являться вместе со своими слугами в войско султана. В отличие от западноевропейских феодалов, они не были собственниками земли и не могли передавать ее по наследству, поэтому очень зависели от султана.
Самой боеспособной частью турецкого войска были янычары. Они отличались храбростью, особой преданностью султану, из них состояла охрана повелителя
Успехи турок-османов, к концу XV века подчинивших себе всю Малую Азию и Балканский полуостров, подтвердили, что их армия была самой сильной в Европе и Азии, а Османская империя – самым могущественным государством мусульманского мира. Христианские народы Балкан на много столетий оказались под властью турецких завоевателей.
*Янычары –личная охрана султана, пехота в османской армии, набранная из мальчиков-христиан, воспитанных в духе ислама.
Вопросы– прочитайте и выпишите причины увеличения могущества турок – османов и какие территории они захватили?
Критерии оценивания работы на уроке (КО)
ФИО | Д/З | Работа с текстом и ответы на вопросы по теме урок | Работа с карточками | Поведение | Итоговая оценка |
Критерии оценивания работы на уроке (КО)
ФИО | Д/З | Работа с текстом и ответы на вопросы по теме урока | Работа с карточками | Поведение | Итоговая оценка |
Критерии оценивания работы на уроке (КО)
ФИО | Д\З | Работа в группе (ответы на вопросы по теме урока) | Работа с карточками | Поведение | Итоговая оценка |
Критерии оценивания работы на уроке (КО)
ФИО | Д\З | Работа в группе (ответы на вопросы по теме урока | Работа с карточками | Поведение | Итоговая оценка |
Приложение № 7. Работа с карточками.
К-1. Как называется огромное государство – | К-7. Название столицы Османской империи с 1453г. – |
К-2. Год падения Византии – | К-8. Как назывались конфликты между феодалами - |
К-3. Имя султана, покорившего Византию – | К-9. Где возникло государство османов? |
К-4. Имя последнего императора Византии - | К-10. Назовите две страны Балканского п-ва, захваченные османами - |
К-5. Личная охрана султана, созданная из «детей славянских народов» - | К-11. Что исповедовали турки – османы? |
К-6. Как называлось правительство Османской империи – | К-12. Отметьте одну из причин падения Византии? |
САМОАНАЛИЗ УРОКА по ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ
Класс: 6
Тема урока: Гибель Византии и создание Османской империи
Дата проведения урока: 17.12.2020г.
Тип урока: ознакомление с новым материалом (изучение нового материала)
Цель урока: 1. Раскрыть процесс образования Османской империи
2. Выяснить причины, приведшие к гибели Византии.
Образовательные ресурсы:
Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе - М.: Просвещение, 2019г.
А.В. Всеобщая история. История Средних веков. Методические рекомендации. 6 класс (к учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского): пособие для учителей общеобразовательных организаций/ М.: Просвещение, 2017г.
https://history.wikireading.ru/330047
Место урока в календарно-тематическом планировании: данный урок является один из последних уроков по всеобщей истории по разделу «Позднее Средневековье».
Общая характеристика класса: в классе учится 23 человека, из них три отличника, десять ударников, неуспевающих нет, но есть достаточно слабые учащиеся – 4 человека.
При планировании урока учитывались психолого-возрастные особенности 6 класса, уровень сформированности компетенций, реальные учебные возможности, возрастные и индивидуальные особенности учащихся данного класса.
Ученики данного класса имеют средний уровень познавательных способностей, но при этом обладают высокой учебной мотивацией. На уроках дети проявляют интерес к учебной деятельности. Большинство учащихся систематически готовятся к уроку, используют дополнительную литературу, возможности сети Интернет. Есть ребята, увлекающиеся историей. Уровень сформированности коммуникативной и информационной компетенций достаточный для их возраста. Культура поведения и общения учащихся соответствует нормам, но бывают замечания.
Класс подвижный, живой, увлекающийся.
Учебно-методическое и техническое оснащение урока:
На уроке использовалось цифровые образовательные ресурсы, самостоятельно разработанная компьютерная презентация к уроку; настенная карта «Карта современной Европы»; самостоятельно сформированный текст и карточки с заданиями для закрепления по теме урока.
Цели и задачи урока:
Цель урока определена с учетом содержания учебного материала, места данного урока в курсе истории Средних веков
Основная цель урока:
- формирование у школьников представлений о причинах падения и гибели Византии как страны и создание нового государства Османская империя.
Достижение данной цели осуществлялось посредством решения следующих задач:
- развитие личностных компетенций школьников (самоопределение, способность к сознательному выбору, самооценка, определение границы собственного знания и незнания);
- совершенствование умений работать с различными источниками информации (историческая карта, учебная статья, иллюстрация, презентация и др.);
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Планируемые результаты:
Предметные УУД - характеризовать положение Византии и Османской империи в Средневековье;
-знать дату 1453г. – падения Византийской империи
- понимать причины падения Византии и причины расширения территории Османского государства;
- показывают на карте направления наступления турок-османов на Балканах, полуостровов Европы и Азии (Сербии и Болгария).
- работать с текстом, находить главную мысль, отвечать на вопросы и высказывать свое предположение и вести кратко записи в тетради.
Метапредметные результаты:
Познавательные: структурируют учебный материал, устанавливая в нем причинно-следственные связи, составляют краткие записи, осознанно и произвольно строят речевые высказывание в письменной форме, работают с информацией разного вида, делают выводы.
Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, проявляют способность к мобилизации сил, волевому усилию, оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач, задают вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером, договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности.
Личностные результаты:
Проявляют положительное отношение к учебной деятельности, уважение к чужому труду, осознают ответственность за общее дело, ориентируются в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей, следуют в поведении моральным нормам
Структура занятия
Структура урока выстроена с учетом требований системно-деятельностного подхода. Урок включает в себя следующие этапы:
1. Быстрая проверка домашнего задания.
2. Самоопределение деятельности (мотивация).
3. Постановка учебной задачи (определение темы, постановка цели, задач, планирование деятельности).
4. Освоение нового материала: а) работа с текстом, б) выступление учащихся перед классом с сообщением.
4. Закрепление (выполнение заданий и ответы на вопросы по карточкам и индивидуальная работа с картой).
5. Рефлексия и оценивание планируемых достижений.
Анализ деятельности по реализации целей и задач урока
- На этапе проверки домашнего задания, учащимся было предложено поработать с картой (определяли страны и полуострова Европы). Затем учащимся предлагалось выйти к доске, объяснить термины и дату (до этого предварительно его зачеркнуть). Учащиеся работали активно и быстро. До опроса домашнего задания учитель напомнила, о критериях оценки работы на уроке (на уроке учитель заранее раздал таблицы – листы оценивания на каждую пару).
- На этапе самоопределения деятельности для создания эмоционального настроя к предстоящей работе я использовала символы – иллюстрации храма св. Софии и схему борьбы религий. Карты Византии и Османской империи (в презентации). Попросила определить, что что означают данные иллюстрации.
Целеполагание и планирование деятельности. Выход на тему урока осуществлялся совместно с детьми. Учащимся, работая с картами из презентации Византийской империи и Османской империи, и подсказок учителя, определили, о чем предстоит разговаривать на уроке. Выяснили, что о двух странах, но одна исчезнет, друга появится. После этого ученики записали тему урока и цели данного занятия в тетради, а я записала ее на доске. Тема урока «Гибель (Падения)Византии и создание Османской империи». Было предложено сформулировать цели урока.
Учащиеся были подведены к важному выводу что, какая бы не была большой страна она терпит крушение, но по разным причинам.
После каждого этапа работы учащиеся оценивали свою деятельность.
Используемые формы организации учебной деятельности – эвристическая беседа, парная работа по составлению и корректировке плана совместной работы), обсуждение и выбор варианта схемы были направлены на развитие у детей регулятивных УУД (умение ставить цель, реализации поставленной цели).
- Этап работы над новой темой начался с обсуждения вопросов о причинах распада одних крупных государств и появлению новых. В процессе обсуждения, обучающиеся предлагают варианты распада и гибели империи Византии и причины удачных походов османов. Затем работая с иллюстрациями из учебника и интернет – ресурсов (педагог составлял текст самостоятельно) выясняют, какие в действительности были условия падения одной страны и разрастания территории другой.
Учащиеся работали по вариантам (разные тексты), записывали в тетради причины падения Византия и причины укрепления Османской империи. Обсуждали друг с другом и с соседом по другой парте. И еще раз были повторены учителем и записаны на доске.
После ознакомления причин, учащиеся выслушивают одноклассников, которые подготовили сообщения на темы «Осада и падение г. Константинополя» и «Устройство Османской империи».
Учащиеся совместно с учителем обсуждали и записывали год падения Византии, имя правителя Османской империи, взявшего город. Обсуждают стратегию османов во время осады и устройство управления страной, Османская империя. Учащиеся посредством ответов на проблемные вопросы сами делали необходимые выводы.
Познакомились учащиеся с новыми словами; янычары, Диван (правительство Османской империи). Понимания роли религии в средневековом обществе.
Использованные на этапе освоения нового материала формы организации учебной деятельности: выбор способа изучения учебного материала, самостоятельная работа с текстом, просмотр слайдов презентации, парный (взаимной) работы – обсуждение причин, проверка по образцу были направлены на развитие помимо уже названных, следующих УУД: самоопределение и ответственный выбор, самооценка (личностные УУД); работа по намеченному плану (регулятивные УУД); сопоставление, дополнение, самопроверка, свёртывание информации (учебно-познавательные УУД.
Школьники учились рассказывать об стратегии при осаде хорошо укрепленного города и управления большим государством.
На протяжении данного этапа урока я старалась работать с опорой на имеющиеся у шестиклассников знания из курса «География», «Обществознания» и предыдущих знаниях по истории, осуществлять межпредметные связи в предметом «География» и «Обществознание»
- Этап первичного закрепления изученного материала был организован в форме парной работы с карточками. На карточках вопросы, направленные на закрепление понятий сегодняшнего урока и повторения предыдущих уроков. Повторение прошло быстро и активно, так как учащиеся уже давно знакомы с представленной формой работы.
Данный вид работы был направлен на развитие коммуникативных УУД (проговаривание определения терминов, связная речь); регулятивных УУД (умение работать быстро и слажено, и за ограниченное время)
Использованные на этапе закрепления формы организации учебной деятельности, на мой взгляд, эффективны тем, что, помимо повторения изученного материала (предметные УУД), способствуют развитию таких личностных УУД, как самоопределение, самостоятельность, ответственность за свой выбор, самооценка.
- На завершающем этапе урока мною были организована коллективная рефлексия: детям предложено определить, в какой степени, по их мнению, реализована цель сегодняшнего урока («полностью», «частично», «не реализована»). Индивидуальная рефлексия была организована в форме продолжения данных учителем высказываний: «на уроке я понял, узнал, разобрался». Для мотивации на следующий урок и активность на уроке учащихся ждал сладкий сюрприз.
- Домашнее задание было дано на доске и обсуждено с детьми. Прочитать пар.24, пересказ п.4, чтобы вновь пережить эмоции, связанные с гибелью страны (ее исчезновением). И для закрепления ответить на вопрос 5. Продолжается работа по формированию личностных УУД (самоопределение).
Общие выводы:
При проектировании и проведении данного урока я ориентировалась на следующие принципы обучения:
- принцип систематичности и последовательности. Данный урок – важное звено раздела, главы и всего курса, как по содержанию изучаемого учебного материала, так и по характеру, способам выполняемой учениками учебно-познавательной деятельности. После данной темы уже легче переходить к изучению истории России.
- принцип доступности. Урок построен с учётом возраста шестиклассников, особенностей развития учащихся данного класса, уровня их подготовленности.
- принцип наглядности. На уроке использовала изобразительную работу; работа с учебной презентацией, настенной картой, иллюстрации учебника.
- принцип связи обучения с практикой. На уроке дети осознали (пока на уровне общего представления) о том, что большие государства, если там происходят постоянная вражда, борьба за власть, и проявление слабости правителей может распасться и страна остается только в истории. И если слабая армия, то несложно захватывать новые территории или укреплять границы страны. Стимулировалась внутренняя мотивация. Основными механизмами запуска внутренней мотивации выступали проблемные вопросы, компетентностно-ориентированные продуктивные задания, разнообразные формы организация учебной деятельности.
Принцип психологического комфорта предполагает, что учеба должна давать детям радость, протекать на фоне положительных эмоций. Реализации данного принципа способствовали доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, ориентированность на активность и сознательность учащихся. Я старалась использовать различные формы поощрения учащихся, поддерживала общий настрой на успех. Рациональный отбор заданий помог каждому ребёнку на занятии продвинуться в своём индивидуальном развитии.
Принцип здоровьесбережения. В целях реализации данного принципа я использовала различные формы обучения (диалоговые, монологические). Чередование индивидуальной, парной, групповой, фронтальной форм организации учебной деятельности помогали избежать монотонности, усталости обучающихся на уроке, стимулировали познавательный интерес. Самими учащимися проводилась физкультминутка. Темп урока соответствовал возможностям учащихся класса.
Системно-деятельностный метод является основным на уроке. На всех этапах учебного занятия я старалась создать условия для того, чтобы школьники были активными субъектами своей учебной деятельности: определяли цель, осуществляли планирование, добывали информацию, осуществляли контроль, оценку (самооценку) результата.
Частично-поисковый метод необходимая составляющая современного урока. В рамках его реализации я стремилась, чтобы знания не давались в готовом виде. Детям предлагались проблемные вопросы и задания, но все основные выводы на уроке учащиеся сделали сами.
Работа на уроке строилась с использованием основных содержательных линий: «историческое время» (велась работа с хронологией, периодизация событий); «историческое пространство» (работа с исторической картой); «историческое движение» (образование и развитие государств); «человек в истории» (характеристика условий жизни людей).
Я старалась построить урок так, чтобы он был продуктивным, интересным. Взаимодействие с учениками строила с позиций сотрудничества, уважения на протяжении всего урока демонстрировала заинтересованное отношение к успехам детей.
Ученики активно включались в работу, между нами чувствовалось взаимопонимание. Учебное содержание урока им было понятно, личностно значимо для каждого. Задания вызывали у них интерес.
Дисциплина на уроке была хорошая, дети умеют работать в парах, в «четверках». Итоговые выводы смогли сделать самостоятельно.
Таким образом, заявленные цели урока были достигнуты. В целом урок прошёл динамично и, по мнению детей, интересно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока физики в 10 классе по теме "Свободное падение тел"
Технологическая карта урока физики в 10 классе по теме "Свободное падение тел" с использованием мобильного класса. Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: проблемный...
Технологическая карта урока "Соседи Римской империи"
Файл содержит технологическую карту урока по теме "Соседи Римской империи"....
Технологическая карта урока по предмету "История" 7 класс раздел "Всеобщая история". Тема урока: "Индия. Империя Великих Моголов"
Материал содержит технологическую карту урока в соответствии с требованиями ФГОС. Урок занимает определенное место в теме: "Страны Востока в XVI-XVII веках....
Технологическая карта урока истории Падение Западной Римской империи
Знакомство учащихся с деятельностью императора Константина, изменениями характера императорской власти в годы его правления; разъяснение изменений в положении христиан и признании христианской ре...
Технологическая карта урока истории Римская империя при императоре Константине
Знакомство учащихся с деятельностью императора Константина, изменениями характера императорской власти в годы его правления; разъяснение изменений в положении христиан и признании христианской р...
Технологическая карта урока истории по теме: "Установление империи"
Технологическая карта урока истории по теме: "Установление империи"...
Технологическая карта урока "Османская империя и Персия в XVIII веке"
Технологическая карта урока "Османская империя и Персия в XVIII веке" по учебгнику "Всеобщая история. История Нового времени". 8 класс - Юдовская А.Я.,...