МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации практических работ по учебной дисциплине (МДК) ОУД.05 ИСТОРИЯ Для специальности: 22.02.06 Сварочное производство 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического оборудования
электронный образовательный ресурс по истории

Данные методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине ОУД. 05 ИСТОРИЯ,  где   10 часов занимают практические  работы  для специальности: 22.02.06 Сварочное производство, 13.02.11 Техническая эксплуатация  и обслуживание электрического и элек­тромеханического оборудования (по отраслям). Рекомендации предназначены для оказания помощи обучающимся при выполнении практических работ.

Практическое занятие - это одна из форм учебной работы, которая ориентирована на закрепление изученного теоретического материала, его более глубокое усвоение и формирование умения применять теоретические знания в практических целях. Практическая работа направлена  на повышение качества подготовки компетентного конкурентоспособного специалиста, приспособленного к самостоятельной профессионально-ориентированной деятельности на основе сформированных знаний, умений, опыта, общих и профессиональных компетенций.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

Областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Белгородский машиностроительный техникум»

Рассмотрено

предметно-цикловой комиссией

Протокол заседания № __

от «____»____________2020  г.

Председатель цикловой комиссии

_____________/Н.А.Ушанкова

Согласовано

Зам.директора по УМР

___________/Н.В.Гоман

«__»___________2020  г.

Утверждаю

Зам.директора по УР

________ /______________

«____»______________2020 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

для организации практических работ по учебной дисциплине (МДК)

ОУД.05 ИСТОРИЯ

Для специальности:

22.02.06 Сварочное производство

13.02.11 Техническая эксплуатация  и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

                                                     Белгород, 2020

                                                         

                                                                     

Организация разработчик: ОГАПОУ «Белгородский машиностроительный техникум»

Составитель:

преподаватель ОГАПОУ «Белгородский машиностроительный техникум»

Кривоченков Р.С.,

преподаватель ОГАПОУ «Белгородский машиностроительный техникум»

Ткаченко Т.В.

Рецензент:

преподаватель ОГАПОУ «Белгородский машиностроительный техникум»

Ушанкова Н.А.

               

Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………………………….4
  2. Перечень практических работ……………………………….………….………6
  3. Структура и содержание практических работ……….………………………...6

4.   Общие требования к выполнению  практической работы…………………...21

      5.   Список литературы………………………….………………………………… 25

 

 

  1. Пояснительная записка

         Данные методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине ОУД. 05 ИСТОРИЯ,  где   10 часов занимают практические  работы  для специальности: 22.02.06 Сварочное производство, 13.02.11 Техническая эксплуатация  и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям). Рекомендации предназначены для оказания помощи обучающимся при выполнении практических работ.

Практическое занятие - это одна из форм учебной работы, которая ориентирована на закрепление изученного теоретического материала, его более глубокое усвоение и формирование умения применять теоретические знания в практических целях. Практическая работа направлена  на повышение качества подготовки компетентного конкурентоспособного специалиста, приспособленного к самостоятельной профессионально-ориентированной деятельности на основе сформированных знаний, умений, опыта, общих и профессиональных компетенций.

Практические занятия являются важной формой, способствующей усвоению курса отечественной и мировой истории. Основные задачи этих занятий сводятся к тому, чтобы научить обучающихся, самостоятельно мыслить, способствовать расширению общей исторической культуры. В ходе занятий обучающиеся должны научиться применять выработанную методику в практике конкретно-исторических исследований.

В процессе практических занятий обучающихся выполняют различные задания, работы. Практические работы могут носить репродуктивный, частично - поисковый характер.

Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении обучающихся пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения порядок выполнения работы, таблицы, учебная и специальная литература.

Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся не пользуются подробными инструкциями, им не задан порядок выполнения необходимых действий, от обучающихся требуется выбор способов выполнения работы, инструктивной и справочной литературы. Работы, носящие поисковый характер, отличаются тем, что обучающиеся должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.

Тематика, содержание и количество часов, отводимое на практические занятия, зафиксировано в рабочей программе дисциплины истории. Состав практических заданий планируется с таким расчетом, чтобы за отведенное время обучающиеся смогли их качественно выполнить.

Практические занятия содержат инструкцию к выполнению практических работ, включающую:

        цель работы;

        пояснения (теория, основные факторы т.п.);

        порядок выполнения заданий;

        учебную, нормативную и специальную литературу.

 При проведении практических занятий следует использовать различные формы организации работы обучающихся: фронтальную, групповую, индивидуальную. Каждая из них позволяет решать определенные дидактические задачи: разнообразить работу обучающихся, повышать ответственность каждого студента за самостоятельное выполнение полного объема работ, повышать качество подготовки обучающихся.

Основными этапами практического занятия являются:

  • проверка знаний обучающихся – их теоретической подготовленности к занятию;
  • инструктаж, проводимый преподавателем;
  • выполнение заданий, работ, упражнений, решение задач;
  • последующий анализ и оценка выполненных работ и степени овладения, обучающихся запланированными умениями.

Критерии оценки результатов  практической  работы студентов:

  • уровень освоения студентом учебного материала;
  • уровень сформированности умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
  • умения обучающегося активно   находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
  • умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
  • умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
  • умение показать, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
  • умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.
  • уровень сформированности общих компетенций;
  • уровень сформированности профессиональных компетенций;

Организация и руководство  практической работой студентов осуществляется преподавателем.


2.Перечень практических работ

1. Смутное время начала XVII века. (4 часа).

2. Отмена крепостного права и реформы 60 — 70-х годов XIX века. Значение отмены крепостного права. (2 часа).

3. Начало «холодной войны». (2 часа).

4. СССР в 50-х начале 60-х гг. XX века. (2 часа).

3. Структура и содержание практических работ

Практическая  работа № 1

Тема: Смутное время начала XVII века. (4 часа). Цель:. Выяснить последствия Смутного времени.

Перечень необходимых средств обучения: инструкционные карты, тетради, источники. Литература: 1. Артемов, В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно- научного, социально-экономического профилей: учебник  в  2 ч.1+2ч. для СПО/В.В.Артемов.- 9-е изд., стер.- М: ИЦ Академия,2018.-320с.

Содержание работы: Ответить на вопросы.

Задание №1. Заполните таблицу: «Смутное время»

Хронологические рамки периода

Основные события

Имена наиболее значительных участников

Итоги периода

ЗАДАНИЕ № 2.

Прочитайте внимательно отрывки из документов и ответьте на вопросы к ним.

Из «Нового летописца». Запись о начале восстания и его характере и вожде

…Бысть в лето 7115 году (1606 г.) собрахуся боярские люди и крестьяне, с ними не пристаху украинские посацкие люди, и стрельцы, и казаки и начаша по градом воеводы имати и сажати по темницам. Бояр же своих домы разоряху…. В них бысть старейшим… Ивашка Болотников…

Из «Карамзинского хронографа». Сведения о предводителях восставших.

… А начальники у тех воров были воеводы: у резанцев – воеводы Григорей Федоров сын Сунбулов, да Прокофей Петров сын Ляпунов, а с тулены и с коширяны и с веневичи Истома Пашков, а на Веневе был сотник; а с колужены и со олексенцы и с иными городами – Ивашко Болотников, князя Ондрея Телятевского холоп…

1. О каком событии идет речь в этих документах, назовите его даты?

2. Каковы выводы о характере восстания и составе его участников можно сделать на основе этих исторических источников? Что вам уже известно о восстании, а что нового вы узнали из документов.

3. Чем объяснить, что летописец называет Сунбулова и Ляпунова по имени и отечству, Пашкова только по имени, а Болотникова даже полуименем – не «Иван», а «Ивашка»? Свои суждения обоснуйте.

ЗАДАНИЕ № 3.

Прочитайте внимательно текст и ответьте на вопросы к нему.

Из работы С.  М. Соловьева «Взгляд на историю установления

 государственного порядка в России до Петра Великого»

… Но в начале XVII века для московского боярства настало время хуже времени Грозного… Явились два царя, два двора; кто не мог получить высшей чести при одном дворе, переходили к другому; Тушино наполнилось людьми разного происхождения, которые там искали случая подняться. Когда Тушино рассыпалось, эти люди забежали под Смоленск к королю Сигизмунду, предложили ему свои услуги… Бояре крепко держались за королевича, но земля не хочет его, увидев за ним старого короля с изуитами; земля встала, выставила ополчение для борьбы с поляками и казаками…

1. О каких событиях идет речь в работе историка, назовите даты этого события?

2. О каких царях идет речь в тексте?

3. Назовите перечисленные в тексте события и явления этого исторического периода. Что вам было уже известно о событиях, связанных с периодом Смуты, а что нового из источника вы узнали?

ЗАДАНИЕ № 4.

Прочитайте внимательно текст и ответьте на вопросы к нему.

Из «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина

В усердной любви к гражданскому образованию Борис превзошел всех древнейших венценосцев России, имев намерение завести школы и даже университеты, чтобы учить молодых россиян языкам европейским и наукам: в 1600 году он посылал в Германию немца Иоганна Крамера, уполномочив его искать там и привезти в Москву профессоров и докторов. Сие важное намерение не исполнилось, как пишут, от сильных возражений духовенства… Но оставив мысль заводить университеты в России, царь послал 18 молодых боярских людей в Лондон, в Любек и во Францию учиться языкам иноземным…

Вам самим известно, что в прошлом году Карл Ходкевич приходил со всем полевым войском; Сапега был тоже с большим войском, и сидели в Москве, и с Зборовским и со многими другими полковниками; много было тогда польского и литовского войска; никогда прежде не бывало столько ваших людей, и однако мы, надеясь на милость Божию, не убоялись множества польских и литовских людей, а теперь вы сами видели, как гетман пришел и с каким бесчестьем и страхом он ушел от вас.  Сдайтесь нам пленными…»

1. К какому веку относится этот документ? Какой самозванец появился в это время? С какими событиями связан этот документ?

2. Используя текст документа, укажите, почему интервенты оказались в Москве и в каком положении они там находились. Определите, что нового вы узнали из данного источника по изучаемым событиям.

3. Используя текст документа и знания по курсу истории, укажите роль народа в борьбе с иноземными захватчиками. Назовите не менее трех событий, связанных с этой борьбой.

ЗАДАНИЕ № 5

Прочитайте внимательно текст и ответьте на вопросы к нему.

Из произведения Н. И. Костомарова

«О следственном деле по поводу убиения царевича Дмитрия»

… Борис в первые годы своего царствования был добрым государем и был бы, может быть, долго таким же, если б несчастное углицкое дело не дало о себе знать. Воспоминание о нем облеклось таинственностью, которая породила легенду, что Дмитрий не зарезался и не зарезан, а спасся от убийцы и где-то живет… Борис сделался тираном, возбудил против себя ненависть, а с ненавистью возрастала уверенность в существовании Дмитрия и явилась надежда на его появление.

1. О каких событиях идет речь, назовите даты упомянутых событий?  Определите, что вам уже известно об описанных событиях, а что нового вы узнали.

2. Как характеризует историк в этих событиях Бориса Годунова?

3. Какую роль «угличское дело» сыграло в причинах Смуты?

Практическая  работа № 2

Тема: Отмена крепостного права и реформы 60 — 70-х годов XIX века. Значение отмены крепостного права( 2 часа).

Цель:. Выяснить причины, особенности   и значение отмены крепостного права.

Перечень необходимых средств обучения: инструкционные карты, тетради, источники. Литература: 1. Артемов, В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно- научного, социально-экономического профилей: учебник  в  2 ч.1+2ч. для СПО/В.В.Артемов.- 9-е изд., стер.- М: ИЦ Академия,2018.-320с.

Содержание работы: Выполнение заданий  практикума.

Личное освобождение крестьян. Крестьянское самоуправление

Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, провозглашало: «Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда».
Отныне крестьянина нельзя было продать, купить, обменять, заложить, разлучить с семьей, лишить имущества, перевести в дворовые, подвергнуть по барской прихоти порке. Крестьяне получили гражданские права: они могли свободно вступать в брак, заключать сделки, в том числе связанные с приобретением недвижимого имущества, выступать в суде, представлять интересы отдельного лица или «всего общества» (общины), открывать от собственного имени торговые и промышленные заведения, переходить в другие сословия, записываться в цехи и гильдии, поступать в учебные заведения и на службу. Таким образом, крестьяне были избавлены от барского произвола.

  1. Какое значение имело личное освобождение крестьян для экономического развития России?

1-6.gif (27217 bytes)

Наказание плетьми
крепостного мужика

Тем не менее крестьяне оставались неполноправными, платили подушную подать и другие повинности. Выйдя из-под власти помещика, крестьянин оказался в зависимости от «мира» — общины.
Летом 1861 г. в бывшей помещичьей деревне была создана система самоуправления. Образцом для нее послужило самоуправление в государственной деревне, введенное в ходе реформы П.Д.Киселева в 1837—1841 гг.
Всё крестьянское самоуправление было подчинено местной администрации.
Бывшее помещичье имение (одно или несколько селений) составило теперь сельское общество (мир). Мир распоряжался полученной землей и нес за нее повинности перед помещиком. Устанавливалась круговая порука по уплате податей.
Все главы семей (домохозяева) собирались на сельский сход. Сход избирал старосту и сборщика податей, ведал распределением надельной земли и повинностей, семейными разделами, взысканием недоимок. Сход мог изгнать из общины «порочных членов».
Несколько сельских обществ объединялись в волость. Волостной сход, состоявший из представителей сельских сходов, избирал волостного старшину, волостное правление и волостной суд, а также устанавливал очередность рекрутской повинности. Волостной старшина и правление отвечали «за сохранение порядка, спокойствия и благочиния в волости».
Волостной суд разбирал тяжбы между крестьянами на сумму до ста рублей, наказывал за незначительные проступки, приговаривая к штрафу до 3 руб., мирским работам до 6 дней, аресту до 7 дней или порке розгами до 20 ударов. Решения волостного суда выносились не на основании общеимперских законов (чаще всего крестьяне были с ними незнакомы), а на основании местных обычаев.
Для того чтобы отлучиться с места жительства, например отправиться на заработки, крестьянин должен был получить паспорт, на что требовалось согласие сельского схода и волостного правления. Совсем выйти из общины, отказавшись от надела, также можно было лишь с согласия мира.
Таким образом, крестьяне, в отличие от других групп населения, не могли свободно распоряжаться своим имуществом, были ограничены в выборе занятий и места жительства, подлежали унизительным телесным наказаниям.

  1. Почему правительство подчинило крестьян власти мира?

В особом положении оказались бывшие дворовые: лакеи и горничные, повара, конюхи, садовники, кузнецы, плотники, кучера. Отвыкшие от земледелия, оторванные от деревни, они не получили земли и не вошли в общину. Отмена крепостного права избавила их от барского произвола, от которого они страдали, как правило, сильнее крестьян-земледельцев. Но одновременно они лишились жилья (многие не имели семьи и жили при барине), источников существования и надежд на господское обеспечение в старости. Для многих дворовых отмена крепостного права обернулась трагедией.

  1. Как Вы думаете, какие виды деятельности избрало большинство получивших свободу дворовых?

Уставные грамоты. Мировые посредники

Положения 19 февраля требовали, чтобы помещик, сохраняя собственность на всю землю, выделил крестьянам усадебную и полевую землю в пользование. Конкретные условия освобождения определялись путем добровольного соглашения между барином и крестьянами и фиксировались в уставной грамоте.
Если достичь соглашения не удавалось, уставная грамота составлялась на основании «местных положений». На составление уставных грамот отводилось два года, в течение которых крестьяне пользовались землей и платили повинности по-прежнему. По истечении двух лет барщинные крестьяне имели право требовать перевода на оброк. Переводить крестьян с оброка на барщину запрещалось.
После составления уставной грамоты крестьяне становились временнообязанными и несли повинности за полученные наделы на основе достигнутого с барином соглашения.
Достичь соглашения крестьянам и помещикам помогали мировые посредники. Они утверждали уставные грамоты, разбирали споры между крестьянами и землевладельцами, контролировали сельских старост и волостных старшин.
Мировых посредников назначал на трехлетний срок Сенат по представлению губернатора из местных дворян-землевладельцев. Всего было назначено 1714 мировых посредников, каждому из которых подчинялся мировой участок из нескольких волостей.
Мировые посредники уезда составляли мировой съезд — во главе с предводителем дворянства. Посредники были подотчетны Губернскому по крестьянским делам присутствию, во главе которого стоял губернатор, но обладали значительной самостоятельностью, а отрешить их от должности мог только суд.
Министерство внутренних дел разъясняло: «Для успеха всех предстоящих мер особенно важно, чтобы посредники пользовались не одною только властью над крестьянами, но и полным их доверием. В этих видах ... необходимо пригласить в посредники лишь таких лиц, которые известны несомненным сочувствием к преобразованию и хорошим обращением с крестьянами».
В число мировых посредников, назначенных в 1861 г., действительно вошли многие либерально настроенные и образованные дворяне: Л.Н.Толстой, знаменитый хирург Н.И.Пирогов, бывший декабрист А.Е.Розен, петрашевец Н.А.Спешнев, известный славянофил Ю.Ф.Самарин и другие. Их беспристрастие и стремление оградить крестьян от злоупотреблений вызвали недовольство помещиков, которые жаловались на «узурпацию» своих прав.
Но в последующие годы посредники всё более откровенно защищали помещичьи интересы. В 1874 г. обязанности мировых посредников были переданы уездным по крестьянским делам присутствиям, составленным из местных дворян и чиновников.

Крестьянские наделы

Александр II

Александр II

Основным вопросом крестьянской реформы стало наделение бывших крепостных землей. В соответствии с Положениями 19 февраля помещик обязан был предоставить крестьянам в пользование их «усадебную оседлость» (землю под домами и огородами) и полевые наделы за уплату повинностей, а впоследствии — за выкуп. Крестьянин не имел права не принять надел.
Для каждой местности, в зависимости от плодородия почвы и иных условий, были установлены высшая и низшая норма надела. В нечерноземной полосе высший надел составлял от 3 до 7 десятин на ревизскую душу, в черноземной — от 2,75 до 6 десятин. Низший надел равнялся 1/3 высшего. В том случае, если размер надела, которым крестьянин пользовался при крепостном праве, превышал высшую норму, «лишнюю» землю следовало «отрезать». Если же дореформенный надел не достигал низшей нормы, крестьянину следовало прибавить («прирезать») земли.
Независимо от величины надела у помещика должно было остаться не менее 1/3 земли. Таким образом, земля у крестьян порой отрезалась, даже если их наделы не достигали высшей нормы. На практике прирезка явилась редким исключением, а отрезки коснулись значительного большинства крестьян.
Несколько иные правила действовали в степной полосе. Здесь устанавливалась единая «указная» норма надела, составлявшая от 3 до 12 десятин, а за помещиком оставалось не менее 1/2 земли.
По настоянию князя П.П.Гагарина Главный комитет по крестьянскому делу разрешил помещикам передать крестьянам бесплатно — в дар — земельные участки, составлявшие 1/4 полного надела. Дарственники сразу становились собственниками, избавлялись от платежа повинностей и необходимости выкупать землю. Но они получили столь ничтожные наделы (в среднем 1,05 десятины на душу), что подавляющее большинство их разорилось. Помещичий «дар» оказался выгоден лишь для тех крестьян, которые имели возможность дополнительно арендовать или купить землю по невысокой цене.

  1. В какой части России должно было особенно распространиться дарственное наделение крестьян землей?

Крестьяне мелкопоместных помещиков (владельцев не более 20 ревизских душ) остались совсем без земли или получили ничтожные наделы, не достигавшие низшей нормы. Без земли были освобождены и уральские посессионные рабочие.
Крестьянское землепользование увеличилось только в 8 западных губерниях, в 27 губерниях оно сократилось и в 9 губерниях практически не изменилось. В среднем у крестьян было отрезано 20% земли, а в отдельных губерниях — до 40%.

  1. Как Вы думаете, в каких губерниях крестьянское землепользование сократилось сильнее: в черноземных или в нечерноземных?

Средний размер крестьянских наделов составил 3,4 дес. на душу. Между тем, по подсчетам земских статистиков, в нечерноземной полосе для того, чтобы прокормить семью (без учета уплаты податей), требовалось около 8 десятин, а в черноземной — 5—6 десятин. Самые большие наделы получили крестьяне Севера и степных губерний (Самарской, Астраханской, Херсонской). Меньше всего земли оказалось у крестьян черноземной полосы, особенно — Правобережной Украины.

  1. Какие дополнительные источники средств к существованию могли найти крестьяне, будучи не в состоянии прокормиться с надела?

В большинстве случаев помещики постарались удержать за собой лучшие угодья, выделив крестьянам худшие земли. Особенно не хватало крестьянам сенокосов и пастбищ.
К тому же вопреки Положениям 19 февраля пастбища и водопои нередко выделялись далеко от деревни, без предоставления удобных прогонов.
Крестьянские и помещичьи угодья нередко располагались чересполосно. Это грозило бесконечными судами и штрафами из-за потравы господской земли крестьянским скотом. Крестьянам приходилось арендовать землю на поставленных помещиком условиях.

Выкупная операция

Продолжительность временнообязанного состояния в Положениях 19 февраля не ограничивалась. После составления уставных грамот помещик имел право (но не был обязан) перевести крестьян на выкуп. С переходом на выкуп временнообязанное состояние прекращалось, крестьяне именовались собственниками.
На практике до полной уплаты выкупа они не становились настоящими собственниками надельной земли, поскольку не только отдельный домохозяин, но и вся община не имела права свободно распоряжаться ею, в частности продавать.
Перевод на выкуп растянулся на многие годы. Только в 1881 г. был принят закон, обязавший помещиков перевести всех крестьян на выкуп. К этому времени около 15% крестьян еще оставались временнообязанными.
Полностью переход помещичьих крестьян на выкуп был завершен в 1895 г.
Размер выкупа определялся не ценой земли, а величиной оброка. Сумма выкупа определялась таким образом, чтобы, будучи положена в банк, она приносила проценты, равные ежегодному оброку. Обычный банковский процент того времени составлял 6%. Такой порядок называется капитализацией оброка.
В промышленных губерниях за высший надел платили 8—12 руб. оброка, следовательно, выкуп составил 133—200 руб. с души (а во дворе могло быть 5—7 душ).
В то время как рыночная стоимость крестьянских наделов в средних ценах 1863—1872 гг. равнялась 648 млн руб., общая сумма выкупа достигла 867 млн.
У крестьян, конечно, не было денег, чтобы сразу внести весь выкуп. Поэтому они уплачивали 20% выкупа (или отрабатывали эту сумму в помещичьем хозяйстве), а 80% помещикам выплачивало государство. Конечно, от казны землевладельцы получали не деньги, а государственные ценные бумаги, доходность которых равнялась 80% утраченного оброка.
Средства, выплаченные государством, предоставлялись крестьянам в ссуду на 49 лет под 6% годовых. Таким образом, в результате выкупной операции крестьяне должны были вернуть государству предоставленную ссуду почти втройне (294%).
Выкупные платежи значительно превысили доходность наделов и оказались непомерно тяжелы для крестьян. К 1880-м гг. накопились огромные недоимки. В 1882 г. правительство уменьшило выкупные платежи, а в 1906 г. совсем отменило их. Тем не менее крестьяне успели уплатить 1,5 млрд руб.

  1. Выкупные платежи значительно превысили рыночную стоимость крестьянской земли. За что же, в таком случае, заплатили крестьяне?

Провозглашение крестьянской свободы

Положения 19 февраля были обнародованы 5 марта 1861 г. Власти заранее готовились к этому дню как к опаснейшему событию. Для подавления возможных волнений были подготовлены 80 армейских полков. Столичный гарнизон, включая артиллерию, был приведен в боевую готовность.
Полиция распорядилась, чтобы население Петербурга воздержалось от ликования. Одного дворника даже выпороли по приказу столичного обер-полицмейстера за то, что он обещал после объявления воли трижды крикнуть «Ура!».
5 марта опасения полиции не оправдались. Утром собравшаяся у манежа толпа в безмолвии выслушала императора, лично прочитавшего Манифест, и поднесла ему хлеб-соль. На утреннем военном разводе и днем в театре бурно выражали свой восторг офицеры и столичная публика. На следующий день 20 тысяч рабочих Петербурга, с трудом добившись разрешения от генерал-губернатора Игнатьева, явились к Зимнему дворцу, чтобы подать царю благодарственный адрес. В провинции известие об отмене крепостного права было встречено благодарственными молебнами во здравие Александра II.
Александр II впоследствии всегда говорил, что 5 марта 1861 г. стало лучшим днем его жизни. Тем не менее, ни 19 февраля, ни 5 марта так и не были объявлены государственным праздником.

Реформы удельной и государственной деревни

Помещичьи крестьяне составляли приблизительно половину всех крестьян России.
Удельные крестьяне, находившиеся в собственности царской фамилии, обрели личную свободу уже в 1858 г. В 1863 г. их наделили землей (в среднем по 4,8 дес. на душу), а в течение 1863—1865 гг. перевели на выкуп.
В 1866 г. был принят закон о поземельном устройстве государственных крестьян. Они получили самые большие наделы — в среднем 5,9 дес. на душу, но на выкуп перешли лишь в 1886 г.
Хотя удельные и государственные крестьяне получили больше земли, чем помещичьи, они также страдали от малоземелья.

  1. Охарактеризуйте правовое положение крестьян после отмены крепостного права.
  2. Расскажите о системе самоуправления, созданной в русской деревне после освобождения крестьян.
  3.  Почему правительство не предоставило крестьянам права отказываться от надела непосредственно при выходе из крепостной зависимости? (Найдите два мотива.)
  4.  Какие цели преследовало и к каким результатам привело наделение крестьян землей?
  5.  Объясните понятия: сельский сход, временнообязанные крестьяне, усадебная оседлость, полевой надел, уставная грамота, мировой посредник, капитализация оброка.
  6.  Рассчитайте, какую сумму фактически должен был уплатить в течение 49 лет крестьянин, если оброк за полученный им высший надел составлял 12 руб. Как Вы думаете: почему день отмены крепостного права не был объявлен в России праздничным?
  7.  Сделайте общий вывод о значении крестьянской реформы 1861 г.

Практическая  работа № 3

Тема: Начало «холодной войны». (2 часа). 

Цель:. В ходе практического занятия учащимся необходимо усвоить понятие, содержание и признаки   «холодной войны», причины создания военно-политических блоков. Учащиеся должны уметь характеризовать  состояние системы международных отношений в изучаемый период,  анализировать причины происходящих событий, сравнивать, делать выводы. Совершенствуются умения и навыки работы с документом, учебником.   

Перечень необходимых средств обучения: инструкционные карты, тетради, источники. Литература: 1. Артемов, В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно- научного, социально-экономического профилей: учебник  в  2 ч.1+2ч. для СПО/В.В.Артемов.- 9-е изд., стер.- М: ИЦ Академия,2018.-320с.

Задание №1.

Отметьте страны, вошедшие в 1949 г. В Совет экономической взаимопомощи.

1. Болгария

2. ГДР

3. Венгрия

4. Польша

5. Австрия

6. Китай

7. Албания

8. Румыния

9. СССР

10. Чехословакия

11. Бельгия

12. Монголия

13. Финляндия

Задание №2.

Отметьте страны, подписавшие в 1955г. Варшавский договор.

1.Чехословакия

2. Болгария

3. Китай

4. СССР

5. Польша

6. Венгрия

7. Северная Корея

8. Албания

9. ГДР

10. Румыния

11. ФРГ

12. Финляндия

13. Югославия

Задание №3

 А) Опираясь на текст учебника, завершите предложения:

«Доктрина Трумэна» — это___________________________________

«План Маршалла» — это______________________________________

Б) Опираясь на текст учебника, перечислите страны, давшие согласие на участие в «плане Маршалла», а также те, которые от него отказались, укажите причины согласия или отказа.

Задание №4

Отметьте важнейшие признаки «холодной войны».

Гонка вооружений

Сотрудничество Россия – НАТО

Создание военно-политических блоков

Совместная борьба против международного терроризма

Раскол мира и Европы

Задание №5

Прочитайте фрагменты Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанного в Хельсинки в августе 1975 года. Отметьте цифрами:

Положения, касающиеся уважения суверенитета европейских стран и незыблемости границ

Положения, касающиеся гуманитарной сферы

Положения, касающиеся проблем безопасности в Европе

Государства-участники будут уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие их суверенитету и охватываемые им, в число которых входит, в частности, право каждого государства на юридическое равенство, на территориальную целостность, на свободу и политическую независимость.

Государства-участники будут поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, которые вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития.

Государства-участники будут разрешать споры между ними мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость.

Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников

Государства-участники рассматривают все границы как нерушимые границы друг друга, как и границы всех государств в Европе

Государства-участники будут в том числе воздерживаться от оказания прямой или косвенной помощи террористической деятельности или подрывной или другой деятельности, направленной на насильственное свержение режима другого государства-участника

Государства-участники ставят своей целью облегчить более свободное передвижение и контакты на индивидуальной и коллективной, неофициальной и официальной основе между людьми, учреждениями и организациями государств-участников и содействовать решению вопросов гуманитарного характера, возникающих в данной области

Задание №6

Соотнесите понятия и определения.

«Холодная война»

А. план помощи европейским странам по восстановлению их экономики после Второй мировой войны

Разрядка

Б. Военно-политическая конфронтация между СССР и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками, с другой стороны

Доктрина Трумэна

В. Политика сохранения советского влияния в странах, где оно было установлено

План Маршалла

Г. Политика ослабления международной напряженности

Доктрина Брежнева

Д. Политика «сдерживания» СССР во всем мире, проводящаяся руководством США

1

2

3

4

5

Практическая  работа № 4

Тема: СССР в 50-х начале 60-х гг. XX века. (2 часа).

Цель:. сформировать у обучающихся многоплановый конкретный образ послевоенного времени и познакомить их с открывшимися после войны перспективами развития СССР; Помочь студентам выявить причины возвращения страны к довоенной модели экономического и политического развития; Форма проблемного урока с использованием фронтальной, индивидуальной  и групповой работы должна способствовать развитию у обучающихся умений понимать проблемы, анализировать материал, рассуждать, самостоятельно находить в источниках подтверждение своим предположениям, аргументировать свою точку зрения по обсуждаемой проблеме.

Совершенствуются умения и навыки работы с документом, учебником.   

Перечень необходимых средств обучения: инструкционные карты, тетради, источники. Литература: 1. Артемов, В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно- научного, социально-экономического профилей: учебник  в  2 ч.1+2ч. для СПО/В.В.Артемов.- 9-е изд., стер.- М: ИЦ Академия,2018.-320с.

Задание 1. Проанализируйте схему. Назовите причины развязывания «Холодной войны».

СССР и                                           Образ врага                         США и страны Запада

Социалистические

 страны                                              

                                               Манифест противостояния

                                        Речь У. Черчилля «Мускулы мира»

                                           (5 марта 1946г. в г. Фултоне)

Создание Организации                                                                 Создание НАТО

Варшавского договора                                                                         1949г.

1955г.

Создание советской                                                                          Планы атомных

атомной бомбы                                                                                 бомбардировок СССР

1949г.

                                                       Раздел Германии

                                                                     1949г.

                                                         Война в Корее

                                                            1950-1953гг.

Вывод 1: В условиях напряженной внешнеполитической ситуации неизбежно ужесточение режима внутри страны. (1 фактор).     Железный занавес, гонка вооружений, централизация экономики, идеологическое противостояние и т. д.

Слово учителя: оценивая положение СССР на международной арене после разгрома Германии,   следует отметить его высокий международный авторитет, роль освободителя стран Восточной Европы от германского фашизма.

Значит: война укрепила авторитет сталинского режима, возникла идеализация довоенного времени, победа в войне предоставила СССР возможность демократического обновления.

(проблема: возникают две альтернативы послевоенного развития).

Развитие событий в СССР и окончательный выбор альтернативы развития зависел от взглядов и действий конкретных людей. Что же это было за поколение послевоенного времени?

Психологический парадокс войны заключается в том, что она породила два типа личности.

Первый – неординарные, способные идти на риск, принимать самостоятельные решения люди. Именно война приучила их критически мыслить, это один из главных нравственно-психологических итогов войны. Этот критический запал  поколения способствовал созданию общей атмосферы дискуссий.

Другой – личности с преобладанием  исполнительского «синдрома». Следует выяснить, какой тип личности победил и почему?      

Задание 2 : Перед вами  6 групп коммунистов послевоенного времени. Какие из них, на ваш взгляд, обладали критическим «запалом», а какие нет. Кто из этих групп мог выдвинуть альтернативные проекты послевоенного развитие страны? Кто мог поддержать Сталина?

  • Коммунисты довоенного уровня (1 млн.);
  • Коммунисты довоенного времени из занятых врагом областей (500 тыс.);
  • Спешно принятые на местах коммунисты (1 млн.);
  • Коммунисты-подпольщики (очень мало);
  • Коммунисты-фронтовики, получившие билет на фронте (2,5 млн);
  • Вступившие в партию после войны (1,5 млн).

Вывод 2: появление нового поколения людей, стремившихся к переменам. Борьба различных тенденций (демократических  и тоталитарных) в партии. (2 и 3 факторы)

С чего начинались послевоенные годы? С победы, внушившей всем гордость за свою страну, за свой народ, с пафоса восстановления, с колоссальных трудностей и лишений. Начинались послевоенные годы и с надежд. Ожиданием благотворных перемен была пропитана вся послевоенная атмосфера. Этим ожиданием жили военные, рабочие, служащие, колхозники, творческая интеллигенция.

Задание 3. Работа с текстом из статьи В. Кондратьева «Парадокс фронтовой ностальгии»

   «Много мы тогда не знали, и это неведение помогало воевать, все для нас было ясно и просто – фашизм напал на нашу страну, надо воевать, надо победить его…

   Может быть, после Победы зажили хорошо? Увы, нет. Надежды наши, что после войны начнется распрекрасная жизнь, что Сталин, убедившись в верности народа, - а какое еще большее доказательство требовалось, чем победа в войне? – прекратит репрессии, тем более в войну они приутихли, - не оправдались. Вернувшись инвалидами, особенно те, кто не работал до войны, получили такие нищенские пенсии, которых не хватало даже на то, чтобы выкупить карточный паек. Денежная реформа 1947г. подняла цены на продукты в два раза по сравнению с довоенными, а зарплата осталась прежней. В конце 48-го  и в 49-м начали прибирать тех из политических, кого освободили в 47-м.. В эти же годы стали сажать бывших военнопленных, прошедших проверки в 45-м. Прокатилась волна арестов в высших учебных заведениях, причем бывших фронтовиков.  И все наши надежды, что изменится что-то, рухнули…»

Вывод: две тенденции в обществе: надежды на демократические перемены – «демократический импульс войны», и реальность – новый виток репрессий.

Задание 4. Заполнить схему. Используя текст учебник, а выявить стремления разных категорий населения страны к демократическому обновлению и репрессии власти против них.

                                               

Апогей сталинизма

                                                       (1945-1953гг.)

Надежды                                                                                           Реальность

1.        1.

2.         2.

3.         3.

4.         4.

                                        1.Укрепление тоталитарного

                                           режима: признаки ?

                                        2.  культ личности Сталина?

                                        3. Роль репрессивных органов?

                                        4. Сращивание партийного и

                                          государственного аппарата?

Выводы: эпоху правления Сталина военный историк Дмитрий Волкогонов  назвал «Триумф и трагедия». Триумф одного человека – трагедия целого народа.

Домашнее задание:

  • Доказать или опровергнуть мнение, что послевоенные годы стали апогеем тоталитаризма(письменно тезисы опровержения или доказательства).

4. Общие требования к выполнению  практической работы

  1. Перед выполнением практической работы необходимо повторить теоретический материал, используя рекомендованную литературу, конспект лекций и теоретическую часть работы.
  2. Студенты обязаны иметь при себе линейку, карандаш,  тетрадь для выполнения практических работ, атлас, контурные карты.

Критерии оценивания работ:

 «5» - работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Студенты работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, практическое умение и навыки.

 «4» - самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание  основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

 «3» - работа выполняется при помощипреподавателя. Обучающиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают серьёзные затруднения при самостоятельной работе.

 «2» - выставляется в том случае, когда обучающиеся не подготовлены к выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.

Требования к технике безопасности при выполнении

практических работ

- Вход в аудиторию осуществляется только по разрешению преподавателя.

- На первом занятии преподаватель проводит первичный инструктаж по технике безопасности и напоминает студентам о бережном отношении к оборудованию и о материальной ответственности каждого из них за сохранность оборудования и обстановки.

- При обнаружении повреждений оборудования персональную ответственность несут студенты, выполнявшие работу на этом оборудовании. Виновники обязаны возместить материальный ущерб.

- Если во время проведения работы на оборудовании замечены какие-либо неисправности оборудования, необходимо немедленно сообщить об этом преподавателю.

- После окончания работы рабочее место следует привести в порядок.

Общие требования к оформлению  работы

Значительная  часть  практических работ выполняется в рабочей тетради студента.   При  выполнении работ требования по оформлению практической работы определяются  преподавателем. Оптимальный вариант для всех видов   работ — следующее оформление:

Каждая работа   начинается с названия практической работы по центру листа.

Каждая часть работы начинается с новой строки и может выделяться (подчеркиваться) пастой красного, желтого, зеленого цвета.

Работа с учебником

Работа с учебником является неотъемлемой частью всего образовательного процесса.

Если это составление плана-конспекта, необходимо после прочтения материала:

  • выделить основную мысль;
  • разбить материал на пункты (простой план), на пункты и подпункты (сложный план) в зависимости от рассматриваемых в них событий, фактов, озаглавить их (в учебниках они обычно выделены) и определить главное;
  • письменно записать план изучаемого материала, делая для каждого пункта, подпункта тезисы (кратко сформулированные основные положения);
  • письменно сделать выводы по существу материала для каждого пункта, подпункта и для всей темы в целом.

Для выделения главного руководствуйтесь схемой вопросов, указанных выше: кто (что), где и когда? Каковы цели, причины, следствия?

При  выполнения задания по заполнению таблицы, ищите ответы конкретно озвученные в таблице.

Работа с источником

К историческим источникам относят практически все документы и предметы, отражающие исторический процесс. Прежде, чем изучать источник, необходимо определить:

  • тип источника (официальный документ, художественное произведение, записки, и т. д.);
  • первичность (оригинал) и вторичность (перевод);
  • автора (для оригинала), переводчика (для перевода);
  • время и место издания;
  • полный это текст или отрывок;
  • достоверность;
  • объективность.

При  изучении любого текстового материала необходимо учитывать (и указывать) кто, где и при каких обстоятельствах его писал. Из этого можно сделать выводы об объективности материала. Например, статьи в газетах воюющих стран, описывающих одни и те же события будут весьма отличаться друг от друга, а значит, по крайней мере, одна из них будет необъективна.

Остальную же работу с источником следует проводить с учетом поставленных целей и по аналогии с работой с учебником.  

Анализ содержания текста

Анализ содержания текста во многом схож с работой с учебником (источником) (см. выше), но имеет несколько отличий. Во-первых, разница здесь в том, что при работе с учебником (источником) (изучение темы, составление плана-конспекта) изучается (конспектируется) весь материал. В данном случае, все зависит от целей. Можно анализировать не всю тему, а какую-то ее составную часть. Конкретизируются задания преподавателем, либо в учебнике.

Другое важное отличие состоит в том, что при составлении анализа, должны учитываться определенные критерии, по которым следует проводить анализ.

Для исторических процессов, периодов такими критериями являются: социальная структура (сословия, классы, этносы и т. д.), экономика (сельское хозяйство, промышленность), культура (система ценностей, образование, наука и техника, литература, и т. д.).

Для исторических событий (политическая революция, война, восстание) такими критериями будут: движущие силы и их цели — для революций, восстаний; противники и союзники, их цели и военно-экономический потенциал — для войн; характер, методы, причины и повод, основные этапы (события), итоги, причины победы (поражения) — для всех видов событий.

Для анализа деятельности политических лидеров нужно учитывать их социальный статус, цели, деятельность, ее мотивы и итоги. В зависимости от цели задания, можно указывать и анализировать краткую биографию (поэтапно), можно только определенный этап.

При анализе деятельности политических партий (организаций) учитываются лидеры, социальный состав, численность, программы, цели, деятельность, тактика, итоги.

Анализируя альтернативную ситуацию, нужно определить суть проблемы, участников, их цели, возможные варианты решений, причины и последствия (итоги) конкретного пути развития ситуации.

Третье отличие заключается в том, что применительно ко всем видам анализа нужно дать оценку изучаемым событиям, фактам и т. д. («плюсы» и «минусы», «за» и «против»), а при анализе альтернативной ситуации — указать свой вариант пути развития.

Характеристика

Характеристика — совокупность отличительных свойств кого-либо или чего-либо. По сути, характеристика это вид анализа, проводится по тем же пунктам, что и анализ содержания текста (см. выше). Отличия состоят в том, что во-первых, характеристика дается в более сжатой форме. Во-вторых, если это характеристика личности, в ней делается акцент на ее деловых и личных качествах, а также мотивах деятельности, совершения тех или иных поступков.

Сравнение

Сравнение — вид анализа. Проводится оно по точно такой же схеме, как и анализ содержания текста (см. выше), но имеет свою специфику. Она состоит в том, что сравнение не только проводится по определенным критериям, но и предполагает выявление закономерностей. Основу этих закономерностей (логических выводов) составляют сходства и различия. Например, сравнивая народные выступления в России в XVII в., можно установить то, что все они заканчивались поражением т. к. носили стихийный характер, народ не был подготовлен к военным действиям, разобщен, не имел четких целей. В то же время, крепло самосознание народа и накапливался опыт.

Составление таблиц

Таблица- это краткая систематизированная информация об основных положениях рассматриваемого вопроса.  

Прежде всего, необходимо выяснить, какой вопрос вы собираетесь осветить: всю тему целиком, либо отдельные ее пункты (это уместно при составлении таблиц по темам, охватывающим очень широкий круг вопросов). Не нужно стараться внести в таблицу все имеющиеся сведения. Далее, при составлении таблицы необходимо учесть те признаки, по которым материал можно систематизировать. Эти признаки и должны стать основой для составления таблицы и послужить названиями граф.  

     Таблицы должны завершаться логическими выводами по существу рассматриваемых вопросов.  

 

Написание эссе

Эссе (фр. essai — попытка, проба, очерк; лат. exagium —  взвешивание)   — литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции (по Большой Советской Энциклопедии). Эссе — размышление на тему. Оно выражает индивидуальные впечатления автора по конкретному поводу, предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы. Этот вид работы предназначен, прежде всего, для развития творческих способностей и самовыражения.

Нужно выбрать тему и грамотно ее сформулировать. Формулировка темы должна предполагать возможность авторского подхода к ее освещению.  

 Далее, следует оговорить объем. Не следует делать объем очень большим, как у реферата. Не следует делать объем очень маленьким, меньше, чем у доклада. Нужно понимать, что в эссе с одной стороны должен раскрываться поставленный вопрос, с другой — все это должно излагаться и анализироваться в течение нескольких минут на уроке. Оптимальный объем — 3 — 5 страниц. Но все же, объем в каждом конкретном случае должен оговариваться отдельно.

Структура эссе очень схожа со структурой доклада, сообщения, реферата. Она состоит из: 1) введения; 2) основной части; 3) заключения.

Во введении объясняется выбор темы, ее актуальность. Определяется проблема и отношение студента к ней.

В основной части раскрываются известные мнения по поводу проблемы. Если эссе пишется по какому-то авторскому высказыванию (произведению), то описывается видение автором сути проблемы (если это известно). А затем уже раскрывается сове мнение, свое отношение к ней.

Свое мнение уместнее всего высказывать в следующей форме: тезис — аргумент. Например, можно сказать о том, что авторы этих выражений считали, что для построения великого государства все средства хороши, что в таком большом деле нельзя обойтись без издержек. А затем, можно уже порассуждать на тему, как к этому относиться. Привести аргументы «за» и «против». Использовать как историческую практику, так и свой личный опыт. Можно ссылаться на другие «авторитеты».

В заключении подводятся итоги и делается общий вывод по теме. Нужно стараться не повторять уже высказанные мысли.

 

Составление кроссвордов

Составление кроссвордов — один из самых несложных и интересных для студентов вид самостоятельной работы. Тем не менее, и для составления кроссвордов должны быть применены определенные правила.

  • Определение списка слов. Слова должны быть подобраны по определенной теме. Это способствует ее лучшему изучению.
  • Составление кроссворда. Желательно (в эстетических целях), чтобы кроссворд был симметричным. Также желательно, чтобы слова пересекались, по возможности, не один раз. Это позволяет исключить возможность нахождения сразу нескольких подходящих и по смыслу, и по написанию ответов.
  • Составление вопросов к кроссворду. Вопросы должны быть составлены в повествовательном ключе и грамотно во всех отношениях: в историческом, в эстетическом, в отношении правописания. Вопросы типа «И железный, и мокрый» (ключ) больше подходят для кроссвордов из бульварных газет, а не для самостоятельной работы студента.
  • Оформление кроссворда. Кроссворд должен быть красиво и грамотно оформлен. Для этого потребуется несколько листов формата А4. В структуру кроссворда входят: 1) обложка; 2) сам кроссворд; 3) вопросы к кроссворду; 4) ответы. Каждый элемент — на новом листе.

Желательно применять в кроссвордах иллюстрации, ребусы и другие нестандартные варианты вопросов  

5.Список литературы

 

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник. Ч. I. - М.: Академия, 2017.
  2. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник. Ч. II. - М.: Академия, 2017.
  3. Самыгин П.С. , История. Изд-е 21, Ростов н/Д: Феникс,2017

Интернет-ресурсы.

  1. http://www.consultant.ru/ — справочно-правовой портал «Консультант плюс».
  2. http://www.istorya.ru/hronos.php — материалы по истории.
  3. http://www.hrono.ru/ — материалы по истории.
  4. http://www.alleng.ru/edu/history.htm — литература по истории.
  5. http://www.istorik.ucoz.com — сайт для преподавателей истории и обществознания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект контрольно-оценочных средств по оценке освоения итоговых образовательных результатов дисциплины История по специальности: 22.02.06 Сварочное производство

Комплект контрольно-оценочных средств  предназначен для оценки освоения итоговых образовательных результатов дисциплины История по специальности среднего профессионального образования: 22.02.06 ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине «ИНФОРМАТИКА»

Методические рекомендации предназначены для выполнения практических работ по дисциплине «Информатика»...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине «МАТЕМАТИКА»

Методические указания для выполнения практических работ составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине "Математика"...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ЕН.01 «МАТЕМАТИКА» 19.02.10 Технология продукции общественного питания

laquo;Организация и  проведения практических работ»:методические рекомендации. - БУ  «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в городе Покачи...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине «ИНФОРМАТИКА» 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

laquo;Организация и  проведения практических работ»: методические рекомендации. - БУ  «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в городе Покачи...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине (МДК) ОУД.05 ИСТОРИЯ Для специальности: 22.02.06 Сварочное производство

    Данные методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине ОУД. 05 ИСТОРИЯ  на 230 часов,  где  67 часов занимает внеаудиторная с...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине (МДК) ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ Для специальности: 22.02.06 Сварочное производство

    Данные методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине ОГСЭ.02 история на 68 часов,  где   15 часов занимает внеаудиторная са...