Опричнина (техническая карта урока, кроссворд для закрепления )
план-конспект урока по истории (7 класс)
Цель урока: Сформировать представление о причинах введения опричнины, о её сущности и роли в истории нашего Отечества. Используются Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, метод контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная. Для закрепления пройденного материала предлагается решение кроссворда. |
Скачать:
Предварительный просмотр:
Реализация требований ФГОС и Концепции нового УМК
по отечественной истории на уроке истории ____________________________________________
1. ФИО (полностью) __Арестова Анна Геннадьевна____________________________________________________
2. Место работы _МАОУ «СОШ№10» г.Реутов_____________________________________________
3. Должность учитель истории, обществознания и искусства
4. Предмет история
5. Класс 7
6. Тема урока «Опричнина»
7.Базовый учебник История России. 6 класс. Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, П.С.Стефанович, А.Я.Токарева,
под редакцией А. В. Торкунова – М., Просвещение, 2016г._________________
Тема урока | Опричнина | ||
Тип урока | Комбинированный | ||
Цель урока | Сформировать представление о причинах введения опричнины, о её сущности и роли в истории нашего Отечества | ||
Образовательные | Учебник «Истории Отечества 7 класс» 1 часть, презентация, видеофрагменты карточки-тесты для проверки домашнего задания | ||
План урока |
| ||
Личностно значимая проблема | «Опричнина – зло или благо для России?» | ||
Методы и формы | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная | ||
Основные понятия | Опричнина, Андрей Курбский, Неограниченная власть царя, посад, Девлет-Гирей, челобитная, заповедные лета, крепостное право | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися «Царь учиниша опричнину, и оттого было запустение велие Русской земли», - писал псковский летописец. - Попробуйте объяснить, «перевести» слова летописца (царь сделал что-то такое, что привело к запустению Русской земли). Поработав на сегодняшнем уроке, мы всё поймём, разберёмся, что такое опричнина, почему царь проводил политику, ухудшавшую экономическую и политическую ситуацию в России. Наконец, узнаем, чем закончилось противоречивое, зачастую очень жестокое правление Ивана Васильевича IV Грозного | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа (или решение кроссворда минигруппами по 4 чел) Вопросы от ученика к ученику | Организует беседу по вопросам: – Ученик предъявляет свои вопросы другому ученику по теме «Реформы Избранной рады». Ответивший ученик предъявляет свой вопрос задавшему и т.д. Исторический диктант. 1.Священник, деятель Избранной рады. 2.Титул Ивана Грозного. 3.Казак, возглавивший поход против Кучума. 4.Служилые люди, получавшие за службу земельный надел. 5.Сословно-представительный орган при царе 6.Постоянное войско, созданное Иваном Грозным. 7.Центральные органы управления, созданные Иваном Грозным 8.Сборник законов 9.Сборник документов о церкви, принятый церковным собором 1551 года. 10.Монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя | Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение. Сильвестр Царь Ермак Дворяне Земский собор стрельцы приказы Судебник Стоглав Самодержавие | Фронтальная работа | Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | 1. Устные ответы. 2. Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 17 | Беседа и рассказ учителя Работа с учебником Работа с учебником | - Вспомним систему органов управления, созданную Иваном Грозным. Учитель предлагает материал для прослушивания, учит выделять ключевые слова. Новое знание обучающиеся получают в результате фиксации своего внимания на объяснении учителя и последующей рефлексии - Определите другие причины, прочитав пункт «Разрыв Ивана IV с Избранной радой». - В тетрадь записываются причины террора: Первоначально, в 14-15 вв. опричь – удел, выделяемый вдовым княгиням. Опричнина – название удела Ивана Грозного в 1565-1572 гг. с особой территорией, войском, государственным аппаратом. Опричнина – политика Ивана Грозного для борьбы с предполагаемой изменой, заключавшаяся в массовых казнях, земельных конфискациях, расправах (запись). - Стр.(82-84) с кем же (1) Иван Грозный расправился, (2) и кто выступал против него? (1) Адашев; Сильвестр. (2) митрополит Афанасии; Андрей Курбский. Рассказ учителя. - Итак, что же предусматривал новый порядок (стр. 84)? - Какие территории вошли в опричнину? Землевладельцы, не вошедшие в царскую опричнину, должны были покинуть свою вотчину. Им предоставлялись земли в отдаленных местах. Одновременно было создано опричное войско. - Как относилось к введению опричнины большинство население страны? - На стр. 85-86 выделим итоги царствование Ивана Грозного. | Ученики делают записи в тетради, читают текст. Работа с учебником, выделение причин террора 1.Стремление Ивана Грозного к укреплению личной власти; 2.Борьба с остатками удельной старины, с отдельными личностями высшего боярства; 3.Болезненная подозрительность, злоба Ивана Грозного, усилившаяся после смерти жены Анастасии; 4.Необходимость вследствие ведения тяжёлой Ливонской войны, неудачи в ней. Разделение страны на две части: 1.Опричнину, взятую в особое царское владение; 2.Земщину, которой должны были ведать бояре. Выделяют итоги: 1. Хозяйственный упадок; 2. 1581 г. – указ о заповедных летах; 3. Изменения в высших слоях населения: а) боярско-княжеская знать попала в полную зависимость от царя; б) люди, сделавшие карьеру в опричнине, не только сохранили свои вотчины, но и приобрели новые земли. | 1. Индивидуальная работа. 2. Работа в группах. 3. Фронтальная работа. 4. Индивидуальная работа. 5. Работа в парах | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока. Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | 1. Устные ответы. 2. Устные ответы. 3. Устные ответы. 4. Письменные задания. 5. Устные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Организует работу с учащимися Что такое опричнина? Подводя итог, мы можем решить нашу проблему: «Опричнина – это зло или благо для России?» | Решение проблемной задачи, высказывание мнений и предположений | Индивидуальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации | Устные ответы | |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: – Для какой цели Иван Грозный учредил опричнину? - Какие земли вошли в опричнину? - Чему способствовала опричнина? - Каковы итоги опричнины? - Почему Иван Грозный запретил опричнину? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 2 | § 10, читать, уметь отвечать на вопросы к тексту, проанализировать исторические документы | Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее | Индивидуальная работа |
Приложение к уроку:
Примерная схема к уроку.
Опричнина. Особое войско
Борьба с удельными князьями Свои органы управления Массовый террор
Раздел территории государства
на две части – Земщину и Опричнину Цель - безраздельная власть над страной
Кроссворд Опричнина
Самоанализ урока.
Мною был предоставлен урок по истории России в 7 классе. Тема урока: «Опричнина».
Данный урок соответствует рабочей программе и календарно-тематическому планированию. Тип урока- урок усвоения новых знаний. Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС, на основе системно-деятельностного подхода, с применением проблемно-диалогической технологии.
Выбор педагогических методов и приёмов соответствовал целям и решению образовательных задач урока. Продуктивной деятельности учащихся способствовали различные методы обучения: словесные (беседа, опрос), наглядные (презентация, исторические карты), а также поисковый метод изучения нового материала (работа в парах). На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность поискового характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новые, неизвестные для них знания, для этого были организованы различные формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая , что также способствовало решению основной дидактической задачи урока.
Структура урока соответствовала его цели и типу. Этапы урока последовательны и взаимосвязаны. Обучающиеся учились осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений).
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими (заполнение схемы, работа с интерактивной доской). Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования учеников 7 класса . Деятельность детей была направлена на формирование УУД. Учащиеся принимали активное участие в целеполагании и составлении плана по достижению поставленной цели. Учебные действия осуществлялись по намеченному плану.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке учитывались возрастные и психологические особенности учеников, давалась только положительная характеристика результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
На протяжении всего урока детям давались задания для решения дидактической задачи урока. Задания носили поисковый характер, требовали самостоятельного выполнения. На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, доказывали, высказывали своё отношение к опричной политике Ивана Грозного, подкрепляли свой ответ аргументами, не боялись дать неправильный ответ.
На уроке применялись ИКТ, развивались коммуникативные навыки, использовались технологии: технология деятельностного метода, информационно-коммуникационные технологии, технология сотрудничества.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей учащихся. Обстановка и гигиенические условия в кабинете соответствуют санитарным требованиям.
Результативность урока.
Цели урока достигнуты. Учебный материал осмыслен всеми обучающимися.
Домашнее задание носит дифференцированный характер. Обязательный уровень (задание 1) предполагает наличие знаний, предъявляемых требованиями ФГОС, творческий уровень (задание 2,3) предполагает наличие у учащихся мотивации к более глубокому изучению предмета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Техническая карта урока. 5 класс
Техническая карта урока. 5 класс...
Технологическая карта урока Опричнина
Цель - сформировать представление о причинах введения опричнины, о её сущности и роли в истории нашего Отечества....
Технологическая карта урока обобщения и закрепления изученного по русскому языку в 6 классе по теме " Синтаксис и пунктуация".
В целях обобщения и закрепления изученного...
Технологическая карта урока обобщения и закрепления изученного по русскому языку в 6 классе по теме " Имя числительное ".
В целях закрепления темы "Имя числительное"...
Техническая карта урока английского языка
Урок по теме "The UK Souvenirs" УМК Spotlight 5 класс...
Технологическая карта урока «ОПРИЧНИНА » 7 класс
Разработка урока по истории России 7 класс. ФГОС...
Техническая карта урока английского языка 5 класс Spotlight, тема "Wake up"
Техкарта урока английского языка 5 класс Spotlight, тема "Wake up!"...