Ассирийская держава
методическая разработка по истории (5 класс)

Чукова Юлия Анатольевна

Урок истории с применением технологии проблемного обучения  "Ассирийская держава"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ТКУ26.92 КБ
Файл assiriyskaya_derzhava.pptx522.94 КБ
Файл приложение111.11 КБ
Файл приложение 237.5 КБ
Файл приложение 312.72 КБ
Файл приложение 411.74 КБ
Файл приложение 515.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Ассирийская держава».

Цель урока: создать условия для формирования представлений о силе и слабости ассирийской державы.

Планируемые результаты:

Личностные. Воспитать интерес к урокам истории Древнего мира; осознанное неприятие войны, как средства величия страны.

Коммуникативные.  Воспитание чувства само-и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах, развитие речи.

Регулятивные. Развитие самостоятельности; самоконтроль, самооценка, взаимооценка.

Предметные. Продолжить формирование умений работать с исторической картой; использовать документы и произведения искусства как исторический источник; сформировать представление о причинах могущества Ассирийской державы; определить причины ее слабости.

Тип урока: открытие новых знаний

Форма урока: комбинированный

Методы обучения: проблемный, деятельностный, ИКТ, метод «Кейс-стади».

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: работа в парах, диалог, самостоятельная исследовательская работа.

Средства обучения: проектор, презентация, учебник, карта, атласы, рабочие листы, «черный ящик», глина, железо, земля, компьютеры (3 шт.) с программой Power Point и скомплектованной папкой, словарик.

Основные понятия: держава, железо.

План урока.

  1. Понятие «держава».
  2. Ассирийская держава.

-хозяйство;

-культура;

-военное дело.

  1. Итог

Замысел урока (педагогическая идея).

Урок построен с применением ИКТ-технологий. В начале урока (оргмомент) учитель создает интригу: что в черном ящике? Далее раскрывается смысл понятия «держава». Затем определяют по каким признакам государство может быть сильным и большим. Путем диалога определяют, что необходимо изучить: хозяйство страны, уровень культуры, военное дело.

Разбившись на пары работают за компьютером с программой Power Point. Задание: создать слайд к презентации по своей теме. На компьютере сформирована папка с необходимыми материалами (исторический документ, иллюстрации, интернет-ресурсы) по теме. А также учебник. У каждой пары свой алгоритм работы и индивидуальный рабочий лист. Работают 10-15 минут, затем готовый слайд отправляют на компьютер учителя по локальной сети. Учитель выводит слайды на экран, таким образом пары представляют результаты работы. Учащиеся делают вывод, что в культуре, хозяйстве и военном деле государство было сильным. Далее учитель подводит к пониманию, что слабость в том, что завоеванные страны хотели освободиться от ассирийского гнета. К  концу урока учитель предлагает определить, какой материал содержится в черном ящике.

Технологическая карта урока

Этап

УУД

Деятельность

ЭОР

Прим.

учитель

учащиеся

1

Оргмомент

Умение организовываться к работе

Приветствие, проверка готовности (учебник, атласы, рабочие листы, словарь, письменные принадлежности), осанка.

Учитель предлагает вниманию учащихся «черный ящик» о содержимом которого, они узнают к концу урока.

Осуществляют самоконтроль готовности к уроку.

Проявляют интерес, сосредотачивают внимание.

2

Мотивационный этап

Умение ставить учебные цели

Учитель. Ребята, свой урок я хочу начать с таких слов.

"Россия - священная наша держава
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля - великая слава
Твоё достоянье на все времена."

Задание. Вам знакомы эти слова?

Учитель. Я не случайно начала урок с этих слов. Какие понятия характеризуют нашу страну?

А что же такое держава? Давайте выясним это в словаре.

        

Молодцы, а теперь обратите внимание на карту и постарайтесь назвать тему сегодняшнего урока. Как называлось государство, расположенное между Сирией на Западе, государством Урарту на Севере и Двуречьем?

Замечательно, вы знаете что такое держава, нашли на карте государство, так как мы определим тему урока?

С вами полностью согласна, так давайте запишем тему в рабочий лист.

Один из учащихся читает выразительно.

- Да, это слова из государственного гимна нашей страны (сл. Михалкова).

-Любимая, держава, священная.

Ищут определение в словаре, выписывают, один из учащихся определяет что держава – это большое и сильное государство.

Ассирия.

Ассирийская держава.

Записывают

Презентация. Слайд 1.

Слайд 2

3

Создание проблемной ситуации

Умение формулировать цель, строить поиск решения, анализировать результаты.

-Ребята, а по каким признакам можно определить, что государство было большое и сильное?

        Учитель корректирует ответы, записывает на доске направления жизнедеятельности.

-Молодцы! Таким образом, какую цель мы поставим на урок?( чтобы выяснить, что Ассирия стала большим и сильным государством)?

Я согласна с вами!

Сравнение карт.

Примерный ответ: сильная армия, высокая культура, успехи в хозяйстве.

Примерные ответы:  выяснить,  каким было хозяйство, культура, армия.

        

Внимательно рассматривают

Слайд 3

4

Изучение нового материала

Работать самостоятельно, находить ответы на поставленные вопросы, работа с компьютерными программами. Формирование умений смыслового чтения, организации познавательной деятельности, умение работать в парах, проявлять творчество, умения работать по алгоритму, использовать различные источники информации.

Итак, на основе поставленной вами учебной цели, мы сейчас организуем работу в парах. Изучив материалы, нужно ответить на вопрос, а действительно ли Ассирия была большим и сильным государством. Итак, образуем три пары:

-хозяйство Ассирии

-культура, - военное дело.

        Задание парам: работая с различными источниками, разработать 1 слайд, где будут представлены ваши результаты изучения темы.

Работа в парах.

  1. Внимательно изучают алгоритм.
  2. 2. Открывают «копилку знаний».
  3. Изучают информацию
  4. Работают с учебником.
  5. Результаты работы фиксируют на слайде.

12 мин.

5

Динамическая пауза

Формирование ответственного отношения к своему здоровью.

Физминутка.

Зарядка для глаз.

Выполняют упражнения под руководством учителя.

6

Первичное применение нового знания.

Формирование умения делать выводы, навыки устного выступления.

Итак, сильна ли в хозяйстве страна?

- в культуре?

-в военном деле?

Учащиеся демонстрируют результаты работы в парах.

Каждая группа делает вывод, что сильна была страна. Оформляют рабочие листы.

7

Заключение.

Закрепительная беседа.

Первичная рефлексия, эмоциональное отношение к теме.

Да, ассирийцы вошли в историю как безжалостные завоеватели. Из каждой покорённой страны в Ниневию привозили мешок земли и высыпали у городских ворот столицы в знак того, что ассирийцы навсегда овладели этой землёй.

Закройте глазки и представьте, что вы жители тех самых покорённых стран. У меня в руках горстка земли из этих покорённых стран. Я беру её в руки и чувствую: она живая, тёплая, она плачет. Её истоптали враги, полили кровью и зовёт она на борьбу против своих врагов. Так в чём же слабость Ассирийской державы?

Учитель. (лента времени) Не более ста лет была Ниневия столицей могущественной империи. Но, породив войны, она в войнах и пала. В 612г. до н.э. Ниневия была осаждена и захвачена вражескими войсками, а народы покорённых стран тоже поднялись на борьбу.

Примерный ответ:

- В том, что покорённые народы не смирились со своим положением, они обязательно поднимутся на борьбу.

(работа с рисунком учебника)

8

Рефлексия

Самооценка и оценка деятельности одноклассников.

Учитель предлагает ученикам оценить свою работу с помощью таких слов:

«Меня удивило на уроке……………………..»

«Я сумел понять, что………………………….»

«Я не успел на уроке ………………………....»

«Я бы еще хотел узнать о том, что…………».

Выполняют задания рефлексии на рабочих листах, желающие могут высказаться вслух.

9

Подведение итогов

Закрепительная беседа.

Инструктаж домашнего задания

Оцените работу своего товарища, поставьте оценку себе.

Объявляет домашнее задание

мини-сочинение «Переход к железному веку- это благо или зло для человечества?» или рисунок.

Самооценка, оценка деятельности товарища.

Записывают в дневник


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Россия – священная наша держава. Россия – любимая наша страна. Могучая воля – великая слава! Твоё достоянье на все времена.»

Слайд 3

Ассирийская держава Тема урока:

Слайд 4

??? Ассирия X в до н.э. Ассирийская держава в VII в. до н.э.

Слайд 6

Рисунок нашего времени

Слайд 7

Оцените свою работу на уроке « Меня удивило на уроке……………………..» «Я сумел понять, что………………………….» «Я не успел на уроке ………………………....» «Я бы еще хотел узнать о том, что…………»

Слайд 8

Домашнее задание На выбор: мини-сочинение; рисунок по теме «Переход к железному веку – это благо или зло для человечества»?



Предварительный просмотр:

      В 630-х гг. до н. э., во времена правления Ашшурбанапала (668–627 гг. до н. э.), жестокие гражданские войны за трон разрывали Ассирию на части, и держава начала распадаться. Мидийцы с востока и вавилоняне с юга окружили ослабевшего противника. В 614 г. до н. э. была разгромлена древняя столица Ассирии, Ашшур, а в 612 г. до н. э. пала Ниневия. Дворец сгорел. Согласно преданию, последний ассирийский правитель бросился в огонь. Великая Ассирийская держава погибла. Уцелела библиотека, собранная Ашшурбанапалом, в ней хранились ассирийские и вавилонские мифы, восхваления богов и заклинания, сочинения древних мудрецов. Глиняные книги стали прочнее в результате пожара. Археологам приходится только собирать осколки табличек и соединять их вместе. Так из многих кусочков, найденных в развалинах дворца Ашшурбанапала, ученые восстановили сказание о Гильгамеше, миф о потопе и множество других клинописных книг.



Предварительный просмотр:

Для любознательных

Государство Ассирия в настоящее время не существует.

     70 тысяч ассирийцев живут в Иране, 50 тысяч — в Сирии. В Турции живут 20 тысяч ассирийцев. Раньше их называли «турками-семитами». Сейчас Турция признает ассирийское меньшинство и использует в публичной сфере самоназвание народа — «сурьяни»..

     После падения режима Саддама Хусейна (2003) происходили похищения и убийства ассирийцев, поджоги их храмов. В данный момент (2015) боевики ИГИЛ на захваченных ими территориях повсеместно уничтожают ассирийцев.

Религия ассирийцев – христианство.

http://kinhelp.ru/wp-content/uploads/2015/08/lyuboznatelnost-300x228.jpg

        



Предварительный просмотр:

Памятка-алгоритм для работы в парах

Помните! При работе в паре необходимо принять участие каждому ученику в создании общего результата работы.

«Ассирийская держава»

  1. Изучить различные источники по теме.

Для этого необходимо:

-распределить работу в паре;

- открыть папку «Копилка знаний» на рабочем столе компьютера и познакомиться с материалами (исторический документ, иллюстрации, информационные ресурсы Интернет);

-изучить соответствующий пункт параграфа 18 «Ассирийская держава». (Учебник для 5 класса);

-поработать с атласом при необходимости;

2. Создать один слайд презентации.

Для этого необходимо:

-открыть программу Microsoft Office Power Point;

-выбрать главные и ключевые характеристики изучаемой проблемы и обозначить их на слайде;

-отправить результат работы по локальной сети на компьютер учителя;

-сделать вывод и записать его в рабочий лист;

-подготовить устное выступление.



Предварительный просмотр:

Словарик

Держава – большое и сильное государство

Дротик -  метательное оружие, представляющее собой уменьшенное и облегченное копьё

Железо - один из самых распространённых в земной коре металлов. Обозначается символом Fe.

 Железный век - эпоха в истории человечества, характеризующаяся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий; продолжался примерно с 1200 г. до н. э. до 340 г. н. э.

Словарик

Держава – большое и сильное государство

Дротик -  метательное оружие, представляющее собой уменьшенное и облегченное копьё

Железо - один из самых распространённых в земной коре металлов. Обозначается символом Fe. Железный век - эпоха в истории человечества, характеризующаяся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий; продолжался примерно с 1200 г. до н. э. до 340 г. н. э.

Словарик

Держава – большое и сильное государство

Дротик -  метательное оружие, представляющее собой уменьшенное и облегченное копьё

Железо - один из самых распространённых в земной коре металлов. Обозначается символом Fe. Железный век - эпоха в истории человечества, характеризующаяся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий; продолжался примерно с 1200 г. до н. э. до 340 г. н. э.



Предварительный просмотр:

Рабочий лист урока

Тема____________________________________________

Фамилия, имя учащегося__________________________________________

Цель, над которой предстоит работать в паре: ____________________________________________________________________________________________________________________

  • Выводы по изучаемой проблеме:

Хозяйство страны:_____________________________________________

Военное дело:_________________________________________________

  Культура:______________________________________________________

Общий вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________

  • Отметить на «ленте времени»: X в.до н.э., VIII в. до н.э., 612 г. до н.э.

                                                     0                                                        2015 г.

           н.э.        до н.э.

  • Оцените работу на уроке

«Меня удивило на уроке……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………».

«Я сумел понять, что………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………».

«Я не успел на уроке ………………………...................................................................................................................................................................................................................................».

«Я бы еще хотел узнать о том, что…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….…».

  • Оценка деятельности

Я оцениваю свою работу на уроке и ставлю отметку:

Мой товарищ по парте оценил мою работу на:

Оценка учителя:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Ассирийская держава"

Конспект открытого урока и презентация к нему....

Презентация к уроку "Ассирийская держава"

Презентация для урока в 5 классе по курсу истории древнего мира...

урок истории "Ассирийская держава"

Урок проводится в 5 классе в рамках курса "История Древнего мира"....

Ассирийская держава.

Урок для 5 класса по теме Ассирийская держава....

Ассирийская держава

Методическая разработка. Презентация к уроку...

презентация к уроку по теме "Ассирийская держава"

Данная презентация составлена с учетом новых требований ФГОС. Основная деятельность обучающегося на уроке - работа с таблицей по поиску необходимой информации....