Ассирийская держава.
материал по истории по теме

Урок для 5 класса по теме Ассирийская держава.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                              Тема Ассирийская держава -  слайд №1

Цели урока: формирование целостного образа – представления о государстве Ассирия.

Тип урока: урок изучения нового материала по курсу « История Древнего мира»

        Методы обучения и формы организации учебной деятельности.

  1. Иллюстративно – репродуктивный
  2. Частично поисковый метод и практическая работа учащихся
  3. ИКТ
  4. Развитие умений учащихся: работа с картой, самостоятельная работа с учебником, работа по карточкам, с основными понятиями и терминами.
  5. Класс делится на группы,  данный урок разработан на две группы учеников

                                Ход урока.

                           1 этап работы.

Вступительное слово учителя.

  1. Учитель:  Уважаемые  гости нашего туристического бюро, мы приглашаем вас совершить бесплатное путешествие по Ассирийской державе. Вашими гидами будут работники нашего туристического бюро -  ребята 5 класса. Надеюсь, что путешествие будет интересным и вы многое узнаете об удивительной стране  - Ассирия.
  2. Целеполагание  :  Уважаемые ребята,  совершая  сегодняшнее  путешествие по Ассирийской державе ,как вы предполагаете,   какую программу экскурсии вы бы предложили нашим гостям.
  1. ученики высказывают мнения, на доске заполняется « Программа экскурсии по Ассирии»
  1. на проекторе высвечивается слайд с основными  целями урока    -    слайд№2
  2.  ребята по очереди называют основные этапы работы
  3. учитель делает вывод  –  как совпала программа экскурсии, предложенная ребятами со слайдом

  1. этап.

 

Учитель: На сегодняшнем уроке  мы узнаем, почему в древности Ассирию называли страной железа и крови, страной ученых и жестоких завоевателей.

                     Интрига - учитель зачитывает задачу.

Прежде чем мы отправимся в путешествие , я вам предлагаю решить следующую задачу.

Задача:

 «В гробнице египетского фараона Тутанхамона, жившего примерно 3 тыс. лет назад, найдены вещи, которыми царь пользовался при жизни. Очень много предметов из золота и всего три вещи из железа : кинжал, браслет, священный жук».

-  Предположите, почему железных изделий так мало?

                       Предполагаемый ответ учеников

( железо было в Египте редким металлом и ценилось на вес золота)

Учитель: Обратите внимание на данные таблицы, какие выводы вы можете сделать?

На   доске таблички:     Египет – медные орудия

                                         Вавилонское царство - бронза

                                         Ассирия  - железо

Предполагаемый ответ учеников: в Египте главный металл – это медь, в Вавилонии в основном использовали бронзу,  а в Ассирии – железо.

На доске -  10 век до н.э. – широкое применение железа  – делается запись в тетради

Учитель: Ребята, подумайте, почему с 10 века до н.э железо станет царем металлов.

                 Работа со сравнительной таблицей

(таблица должна быть написана на большом листе, можно вызывать по очереди ребят из каждой группы, можно по одному представителю, но в любом случае оставшиеся ученики в группе должны помогать сделать правильный выбор)

Цель работы: самостоятельно должны ученики расставить знаками + и – преимущества или  недостатки того или иного металла, объяснить свой выбор.  

 

      Медь, бронза

железо

Легко поддается обработке +

Прочный металл +

Мягкий металл -

Стоит дешево +

Встречается редко +

Встречается чаще в природе  +

Стоит дорого -

Нужны специальные печи для обработки -

Особые навыки кузнецов  -

Учитель:

  1.  ребята,  из таблицы сделайте вывод, так почему именно  железо можно по праву назвать царем металлов?
  2. Объясните, почему после распространения железа, земледелие станет процветать и в странах с твердой почвой, а не только вдоль берегов рек?

  1. этап

                                   Работа с карточками – заданиями.

Учитель:   Сейчас вам предстоит ответить на вопросы, действительно ли Ассирию можно назвать страной железа и жестоких завоевателей?

( на данном этапе идет работа с учебником « История Древнего мира»,  автор- А.А.Вигасин,М., Просвещение, 2009 год;  с картой, иллюстрациями)

Карточка №1. *Определите местоположение  Ассирийской державы.

                         * Охарактеризуйте особенности природно – климатических      

                          условий.          

                           *Назовите основные занятия ассирийцев

                   ( смотрите стр.83, пункт 2)

Карточка №2.   -          Слайд №3

*Чем была вооружена армия Ассирии?

*Почему армия ассирийцев была маневренной, быстро передвигающейся?

*Какие новые технические средства они использовали во время боя?

                  ( смотрите стр.83, пункт 2, 1 абзац)

Карточка №3.-

*Какие страны были завоеваны ассирийскими царями?

*Покажите на карте стрелочками направления военных походов ассирийской армии.

( смотрите пункт №3, первый абзац и карту на странице 82)

(желательно, если ученики самостоятельно прикрепят к карте стрелочки, указывающие завоевательные походы ассирийцев)

  1. после ответов подвести итоги по данной работе

Учитель: Скажите, можно ли Ассирию назвать страной железа и завоевателей?

  1. этап.

Учитель:  После военных походов Ассирия превратилась в могущественную державу. На доске дано определение  – Держава -  могущественное государство -   прочитать вслух.  – слайд №4

Учитель:

Власть Ассирии  вызывала всеобщую ненависть. « Логово  льва» - так называли порабощенные народы Ассирию, а ее столицу Ниневию нарекли даже городом крови. Повсюду раздавались проклятья жестоким поработителям. Даже в Библии говорится:  « Горе кровавому городу,  он весь полон обмана и убийств, в нем не прекращается разбой…»

Учитель:  Давайте попробуем выяснить, действительно ли ассирийцы были так жестоки  и почему Ассирию и ее столицу Ниневию покоренные страны называли  логовищем львов и городом крови?

  1. Работа по иллюстрации( Учебник -стр.85) слайд №5
  2. Работа с текстом учебника -  стр.84

(  задания должны быть напечатаны как раздаточный материал для каждой группы)

                                   Задание №1.

Посмотрите на иллюстрацию на  слайде  и  охарактеризуйте  по ней  ассирийских воинов, можно ли их назвать жестокими.

                                   Задание 2.

Прочитайте пункт 3, абзац 2 и 3 и объясните,  как поступали ассирийцы с захваченными странами.

Учитель: Ребята,  согласны ли  вы с тем, что Ассирия была жестокая страна, объясните свою точку зрения?

  1. этап

Учитель:  Но не  только о  могуществе  и жестокости могут рассказать  наши гиды,  была знаменита Ассирия и своими знаниями и прекрасными архитектурными дворцами.

       Заранее подготовленные сообщения учеников, работают по слайдам

  1. Путешествие по царскому дворцу – слайд   №6           ( Учебник - п.4, стр.85)
  2. Библиотека Ассирии     -   слайд №7                             (  Учебник -п.5, стр.85)
  3. Наука Ассирии                                                               ( использован материал                              

                                                                                          из энциклопедии)

                      На доске – дата- 612 год до н.э.- гибель Ниневии

Последним царем Ассирии был Ашшурбанапал,  который был человеком образованным, именно при нем   была создана огромная библиотека. Но, не смотря  на все могущество, знания, в 612 году до н.э. -  Ассирийская держава распадется, а город Ниневия будет сожжен восставшими народами.  Последний царь Ассирии –Ашшурбанапал, чтобы не попасть в плен бросится в огонь горевшего царского дворца.  Слайд №8- портрет царя

                                          Вопросы   на слайде №9

                                            ( работа с вопросами)

  1.  Как вы думаете, почему такая сильная держава распадется?
  2. Как  бы вы поступили на месте Ашшурбанапала?
  3. Могли ли знания  и прекрасные дворцы оправдать жестокость ассирийцев?
  4. Как вы считаете справедливо ли поступили покоренные народы, уничтожив Ассирию?

  1. этап

( если  остается время, можно провести историческую чехарду, или путаницу -  сделать срез знаний)

  1. На доске крепятся в два ряда таблички, но с таким условием, чтобы можно затем правильно сопоставить правильные ответы.
  2. Желательно, чтобы ребята выходили в два этапа ( при условии, если класс небольшой).  Сначала пусть выйдут теоретики и правильно  соотнесут карточки, а затем – консультанты, с целью проверки правильности выполненного задания.

Карточки с заданиями

Карточки с ответами  - должны быть расположены неверно, чтобы ребята  могли их правильно сопоставить с 1 – м рядом

Год захвата и падения Ниневии

612 год до н.э.

Государство севернее Вавилона

Ассирия

Руда: твердая, дешевая, часто встречается

Железо

« Логовище льва»

Ниневия

Крылатый бык

Шэду

Ассирийский царь

Ашшурбанапал

Орудие для разрушения стен

Таран

Войско всадников

конница

                                               

  1. Этап

                           Подведение итогов работы.

                            Возвратиться к слайду №2  ( цели урока)

Учитель: В какую страну мы сегодня совершили путешествие и   что нового узнали об  этой стране?

  1. этап

поблагодарить ребят за работу; поставить оценки; записать домашнее задание .

             



Предварительный просмотр:

                              Внеклассное мероприятие « Своя игра».

Организационный момент:

  1. Сформировать три команды из представителей 8- 11 классов путем жеребьевки

( карточки трех цветов – красный, синий, зеленый)

  1. На столах стоят таблички с названиями команд.
  2.  Независимая счетная комиссия

                                           Ход мероприятия.

Ведущий:  Имеем право мы иметь права,

                   Но ведь морально люди связаны.

                   Поэтому, чтобы достойно жить,

                   Мы очень многое обязаны.    

Уважаемые знатоки  и гости нашего интеллектуального  шоу я приветствую вас на « Своей игре». Своими знаниями в области права будут состязаться три команды, а оценивать  игру будет неподкупное, справедливое и строгое жюри в составе _______.  

Прошу команды занять свои места ( выходят под музыку). Предлагаю  выбрать капитана и представить свою  команду перед зрителями.

Ведущий:  Объясняю вам условия игры. Вы видите перед собой номинации из  разных областей права. Ваше право выбрать любую из них, учтите, что в каждой номинации по шесть вопросов разной сложности и стоимости. Если не отвечаете, то  ваш вопрос переходит следующей команде, но оценивается в половину баллов. Есть вопросы  « кот в ящике»,  « переход хода», « фортуна» – стоимость вопроса увеличивается в два раза».   Дополнительные баллы своей команде могут принести капитаны, для них особая номинация – « Президент», а также болельщики – для них номинация « Всякая всячина»- свой заработанный балл, болельщик отдает своей команде,  заключительная номинация « Неподкупная Фемида» - в ней всего один вопрос, который вы должны купить не зная вопроса, поставив свои заработанные баллы, если отвечаете неправильно, то теряете все что поставили, если ответ верен вам плюсуются те баллы, которые вы поставили.

Номинации :   1. Конституция

                         2. МГП и МККК

                         3. Президент

                          4. «мультяшки»

                          5. всякая всячина  –  играют болельщики

                          6. права человека в искусстве

                          7.неподкупная Фемида  ( итоговый вопрос)  

Ведущий: Итак ,« Своя игра» начинается .    Кроме честного жюри, дополнительно подсчитывать ваши баллы будет независимая счетная комиссия, которая будет их записывать на этой доске, чтобы вам было проще ориентироваться, сколько ставить баллов, когда мы подойдем к заключительному этапу нашей игры.

Конституция

  1. Когда была принята ныне действующая Конституция РФ? (  5 баллов)
  2. Закончи предложение. Статья 29. Каждому гарантировано свобода  мысли и…( слова)- 10 баллов
  3. Эту форму государственного правления В.В. Маяковский сравнивал с русским хлебобулочным изделием. Это форма правления закреплена и в Конституции. Какую форму правления и  с каким хлебобулочным изделием сравнивал Маяковский? (кот в ящике, выносят ящик под музыка - в нем бублик)

Ответ: одному бублик, другому – дырка от бублика. Это и есть демократическая республика)- 30 баллов

  1. Сколько разделов в Конституции РФ (  два)- 40 баллов
  2. По Конституции право частной собственности охраняется гражданином?  ( нет, законом)- 50 баллов
  3. Кто является единственным источником власти и носителем суверенитета в РФ ( многонациональный народ – 60 баллов)

МГП и МККК

  1. Что является эмблемой МККК ( красный крест)- 5 баллов
  2. Что лежит в основе правил, по которым должны строиться взаимоотношения между людьми? ( уважение)- 10 баллов
  3. Назовите фамилию человека, деятельность которого так или иначе связана с МГП и МККК.

Основоположник военно – полевой хирургии, первым применил наркоз в условиях полевого госпиталя, участник Севастопольской обороны во время Крымской войны 1853-1856 гг, основатель Российского общества Красного Креста.( Николай Иванович Пирогов; фортуна – баллы в два раза увеличиваются; первоначальный балл-30)

  1. Как звали основателя МККК? ( Анри Дюнан- 40 баллов)
  2. Гражданином какой страны был основатель МККК  (Швейцарии – 50 баллов- переход хода)
  3. Как называют участников вооруженных конфликтов? ( комбатанты- 60)

Президент

  1. Во сколько лет можно стать Президентом РФ? ( не моложе 35 лет – 5 баллов)
  2. Кто осуществляет  Государственную власть в РФ? ( президент-10 баллов)
  3. Что  такое импичмент?  ( процедура отрешения президента от должности- 30 баллов)
  4. Может  ли президент быть верховным главнокомандующим? ( да, так записано в Конституции РФ- 40 баллов)

Мультяшки

  1. Про барсука , которого из дома выгнали ( неприкосновенность частной собственности – 5 баллов)
  2. Про волка и цыпленка( право знать родителей и воспитываться в семье – 10 баллов)
  3. Отрывок из  « Кто сказал мяу»?( право знать достоверную информацию- фортуна-  30 баллов
  4. Отрывок из Мороз Иванович ( обязанность помогать по дому- 40 баллов)
  5. Отрывок « Лягушка – путешественница»-( право менять место жительство- 50 баллов – переход хода)
  6. Отрывок « Утенок, который не умел играть в футбол» ( право развивать свои творческие и интеллектуальные способности- 60 баллов)

Всякая всячина (

  1. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, ребенком признается человек в возрасте…( от рождения до 18 лет -5 баллов)
  2. Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с …( 18 лет- 10 баллов)
  3. Чтобы стать депутатом Государственной Думы, сколько должно быть лет гражданину РФ ( 25 лет – 20 баллов)
  4. В Голландии и Бельгии это является обязанностью. В Австралии за уклонение от этого с вас могут  взыскать штраф. В Греции за неучастие в этом вы можете лишится паспорта. О  чем речь? ( неявка на выборы- 30 баллов)
  5. С  какого возраста несовершеннолетние имеют право заниматься предпринимательской деятельностью? (  с 16, в исключительных случаях 15 лет- 40 баллов)
  6. Линкольн сказал : « Демократия – это власть народа, избранная народом, для … (народа -50 баллов)

Права человека в искусстве

1.картина  Перова «Тройка» (

2.картина Васнецова « Три богатыря» ( защита Отечества)  

3. Картина Шишкина « Утро в сосновом лесу» ( охрана окружающей среды)

4. картина Перова « Чаепитие в Мтищах»

Неподкупная Фемида

Заключительный раунд. Кот в ящике . Под музыку выносят черный ящик, в нем паспорт.

Этот распространенный в наши дни документ дословно переводится с французского  как « выход в порт». Что это? ( паспорт, passer – выходить  и    порт- . Первоначально это было « удостоверение на право судна пройти в гавань и отплыть из нее». Паспорта в Западной Европе выдавали капитанам дальнего плавания,  как свидетельство того,  что корабль не пиратский, а принадлежит и служит определенному государству.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Ассирийская держава"

Конспект открытого урока и презентация к нему....

Презентация к уроку "Ассирийская держава"

Презентация для урока в 5 классе по курсу истории древнего мира...

урок истории "Ассирийская держава"

Урок проводится в 5 классе в рамках курса "История Древнего мира"....

Ассирийская держава

Методическая разработка. Презентация к уроку...

презентация к уроку по теме "Ассирийская держава"

Данная презентация составлена с учетом новых требований ФГОС. Основная деятельность обучающегося на уроке - работа с таблицей по поиску необходимой информации....

Ассирийская держава

                                                      ...