Технологическая карта урока "Во владениях великого хана"
план-конспект урока по истории (6 класс)
Технологическая карта урока "Во владениях великого хана"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 740.62 КБ |
samoanaliz.docx | 22.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 6
Предмет: История Средних веков
Тема: «Вершина Средневековья»
Автор учебника и УМК: М.А.Бойцов и др.
Тема урока: «Во владениях Великого Хана»
Тип урока: изучение нового материала.
Форма организации работы учащихся: самостоятельная работа.
Технологии: технология индивидуализированного обучения и ИКТ.
Цель: сформировать у учащихся представление об образе жизни и завоеваниях монголов, о крупнейшем государстве средневекового Востока – державе монголов.
Задачи урока:
Образовательные:
- подвести учащихся к пониманию причин образования и распада монгольского государства
Развивающие:
- развивать умение сравнивать однотипные исторические процессы и делать несложные выводы;
- продолжать формирование навыков работы с историческими источниками, картой.
Воспитывающие:
- воспитывать негативное отношение к войнам, к завоеваниям, сочувствие к борьбе народов.
Оборудование: рабочий лист с дидактическими материалами на каждого ученика, учебник, атлас, «Карта успеха».
Проект урока
№ | Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||
I | Организация урока | 1,5/ | Знакомит с темой урока | Ставят перед собой цель: | ||||||||||||||||
Целеполагание | и задачами. | достичь | определѐнного | |||||||||||||||||
результата. | ||||||||||||||||||||
II | Беседа, предваряющая | 3/ | Организует работу | Отвечают | на | вопросы | ||||||||||||||
самостоятельную | учащихся. | учителя. | ||||||||||||||||||
работу учащихся | ||||||||||||||||||||
III | Самостоятельная | 20/ | «Карта успеха» | |||||||||||||||||
работа с | Ф., И. | «3» | «4» | «5» | Тест | Оценка | ||||||||||||||
ученика | ||||||||||||||||||||
разноуровневыми | за урок | |||||||||||||||||||
карточками, | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||||||||||
учебником, | ||||||||||||||||||||
+ | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||
дополнительной | ||||||||||||||||||||
Консультирует | Готовят ответы на | |||||||||||||||||||
литературой, | ||||||||||||||||||||
учащихся, помогает тем, | предложенные вопросы. | |||||||||||||||||||
ресурсами интернета | ||||||||||||||||||||
кто испытывает | ||||||||||||||||||||
(приложение 1). | ||||||||||||||||||||
затруднения. | ||||||||||||||||||||
IV | Закрепление: | 9/ | Организует беседу. | Участвуют в беседе, | ||||||||||||||||
беседа по вопросам | отстаивают свою точку | |||||||||||||||||||
самостоятельной | зрения. | |||||||||||||||||||
работы; | ||||||||||||||||||||
тест (итоговый | 7/ | Инструктирует. | Выполняют | |||||||||||||||||
контроль). | компьютерный тест | |||||||||||||||||||
(приложение 2). |
V | Рефлексия | 4/ | Подводит итоги. | Оценивают свои |
собственные достижения, | ||||
сопоставляют | ||||
с предполагаемым | ||||
результатом. | ||||
VI | Индивидуальное | 0,5/ | Даѐт задание. | Записывают по желанию |
домашнее задание | домашнее задание. |
Ход урока
- Оргмомент. Целеполагание.
У.: Сегодня мы познакомимся с возникновением огромной державы, наверное, самой большой из всех, что когда - либо существовали на земле – Монгольской империи, раскинувшейся от берегов Тихого океана до Черного моря. Дадим характеристику еѐ основателю – Чингисхану. Согласно дошедшим до нас историческим летописям Чингисхан осуществил немыслимые по масштабу завоевания почти всего мира. Никому до него и после не удалось сравниться с ним в величии завоеваний. Познакомимся с Тамерланом, создавшим на обломках Монгольской империи свою державу. Скажем о своѐм отношении к завоевательным войнам, которые они вели.
Работать будем по карточкам трѐх уровней: А, Б, В. «Карта успеха» поможет вам фиксировать достижения. На «3» вы должны выполнить четыре задания уровня «А». На «4»
- три задания уровня «Б». На «5» - одно задание уровня «В». Выполняя задания поэтапно, вы каждый ставите «+» напротив своего имени (фамилии).
Оцените свои возможности и в Рабочий лист поставьте ту отметку, которую желаете получить сегодня на уроке. В конце урока мы сравним и увидим, смогли ли вы достичь поставленной цели.
- Беседа, предваряющая самостоятельную работу учащихся
У.: 1. Как вы думаете, известны ли были европейцам в средневековье далѐкие страны?
- беседе у учеников формируется представление о географических познаниях людей средневековья. Беседа послужит также необходимым переходом к изучению темы урока.
III.Самостоятельная работа с разноуровневыми карточками (приложение 1).
IV. Закрепление:
Беседа по вопросам самостоятельной работы. Предполагаемые ответы учащихся.
У.: 1. Как вы думаете, почему монголы смогли победить всех своих противников?
(Учащиеся отмечают многочисленность войска монголов; жестокую дисциплину в войске;
хитроумные тактические приемы, применяемые монголами; умение монгольских воинов
метко стрелять из лука и хорошо ездить верхом; применение осадных орудий; особую
жестокость к покоренным народам и др.).
- Почему распалось государство монголов?
3. Каково ваше отношение к завоевателям и войнам, которые они вели?
Какой бы вы дали совет всем завоевателям? Может быть, вам поможет репродукция картины В.В.Верещагина «Апофеоз войны», 1871 г.
Выводы:
У.: Ребята, средние века в мировой истории насчитывают 1000 лет. Они оставили нам чудесные картины, памятники литературы, архитектурные сооружения, основали королевские династии, явились свидетелями образования и распада Великих империй.
Иногда поступки людей, живших в средние века - образец для подражания. Иногда – повод для раздумья, предостережение, а то и пример, достойный отрицания. Но независимо от того, как мы оцениваем это время сегодня, знать о нем должен каждый культурный человек. Возвеличивание тиранов, каковыми являлись Чингисхан и Тамерлан, не только несправедливо, но и безнравственно. Очень важно, чтобы, войдя в новое тысячелетие, мы
серьезно задумались о добре и зле, осознали необходимость нравственной оценки места и роли некоторых исторических личностей.
Итоговый контроль (компьютерный тест по теме «Во владениях великого хана», §24 Приложение 2).
V. Рефлексия
Составьте на основе полученных знаний синквейн о Марко Поло, Чингисхане или Тамерлане (в группе 2 человека) пятистрочие:
первая строка – существительное, ________________________________________________
вторая – два прилагательных, ____________________________________________________
третья – три глагола, ___________________________________________________________
четвертая – смысловая фраза, ____________________________________________________
пятая – смысловое существительное _______________________________________________
У.: Мы разобрались... Скажите, а достигли ли вы той цели, которую поставили для себя
- начале урока? Все ли у вас получилось? В чем были затруднения? Какой вывод каждый сделал для себя из урока? Проанализируем «Карту успеха».. (В классе … человек. Из них уровня В достиг … человек, уровня Б - … , уровня А - … человек). Видим, что есть ещѐ к чему стремиться: внимательнее читать текст, …
VI.Индивидуальное домашнее задание
Приложение 1
Рабочий лист (ф., и. ученика) ______________________________________________ .
- хотел(а) бы заработать отметку __________________________________________.
«Карта успеха»
Ф., И. | «3» | «4» | «5» | Тест | Оценка | |||||||
ученика | ||||||||||||
за урок | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||
+ | + | + | + | + | + | + | + | 5 | 5 | |||
Уровень А «3» |
- Путешествие Марко Поло.
- Прочитайте (§24 пункт 1 «Семья Поло из Венеции», стр. 228-229, документы, стр.
234-235).
- Докажите, подчеркните карандашом то, что дальние страны интересовали не только Марко Поло.
2. Завоевания монголов.
- Прочитайте (§24 пункт 2 «Нежданные завоеватели», стр. 229-230; атлас стр. 40-41)
- Подчеркните карандашом в учебнике, покажите друг другу по карте направления завоевательных походов монголов.
- Отметьте, какой монголо-татарский хан напал на Русь в 1237 г.?
- Мамай; 2) Батый; 3) Чингисхан; 4) Тохтамыш.
- Рассмотрите миниатюру «Монгольские всадники», стр. 231.
Какие характерные особенности монголов старается передать автор миниатюры?
- Заполните пропуски в предложениях, используя выделенные слова в скобках (можно на компьютере): «В _________ кочевые племена _____________ объединил под своей властью ___________ , взявший титул ________________. Ему удалось создать мощную __________________ с сильной _____________ . Ему подчинялись знатные
____________ , его гвардию составляли храбрые ______________. Чингисхан завоевал
государство _____________ и Северный _____________ . После его смерти в ______
году государство было поделено на четыре _________. Его потомок, хан
____________ прославился завоеванием восточной _______________».
(Улуса, нукеры, Чингисхан, армией, Чингисхан, 1227, XIII веке, Европы, державу, Бату, нойоны, Темучин, Китай, хорезмшахов, монголов).
3. Держава монголов.
- Прочитайте (§24 пункт 3,4 «Монголы на завоѐванных землях» и «Власть монголов», стр. 230-233; атлас стр. 40-41)
- Подчеркните карандашом в учебнике, докажите:
монголы с невиданной жестокостью относились к непокорным народам; обширные земли Средней Азии запустели на многие десятилетия; в ханском войске монголы были в меньшинстве.
4. Тимур-Хромец.
- Прочитайте (§24 пункт 5 «Последняя угроза», стр. 233-234; атлас стр. 41) Какую кличку носил Тимур? Почему?
- Заполните пропуски в предложениях, используя выделенные слова в скобках (можно на компьютере): «В ______ году власть в городе _____________________ захватил
_________________. прозванный в Европе _____________________. Он не принадлежал к потомкам ________________ . Он принял титул _____________ и управлял от имени хана-
__________________________ . Он был ___________________ завоевателем. Созданное им
______________________ простиралось от реки ___________ до __________________ моря.
Но он был не только __________________, время его правления – это время процветания_____________________, он строил _____________, приглашал к себе поэтов и
__________________ . Его внук _______________ был ________________________
правителем, он построил ____________________ , ввѐл в преподавание в ______________
светские науки».
(Тимур, 1370, эмира. Чингисхана, завоевателем, Самарканда, государство, дворцы, Ганг, художников. Жестоким, миролюбивым, Тамерланом, Чѐрного, медресе, обсерваторию, Улугбек, Самарканде, Чингисида).
5. Разгадайте путаницу. Переставьте буквы в словах и у вас получится:
Город, из которого Марко Поло отправился путешествовать в Китай «ИЯВЕЦНЕ»
___________.
Внук Чингисхана, который нанѐс в 1237 году сокрушительный удар по Руси «ЫБЙАТ»
______________.
Город, в котором обычно находился стан великого хана «УМКОРКАРА» ___________.
Название единого для всех монголов императорского сборника законов «ИКАВЕЛЯ _АСЯ» _______________ ________.
Город, который Тимур сделал своей столицей «НДАРКМАСА» ____________________.
Уровень Б «4»
- Укажите, кто здесь лишний. Объясните, почему? Расскажите об одном из них.
Марко Поло, Чингисхан, Тамерлан.
2. Соотнесите даты и события:
1. | 1295 год - | А | полководцы Чингисхана разбили | ||||||||||||
объединѐнное войско нескольких | |||||||||||||||
русских князей на реке Калке. | |||||||||||||||
2. | 1223 год - | Б | годы правления Тамерлана. | ||||||||||||
3. | (1370-1405 гг.) - | В | Марко Поло морским вокруг | ||||||||||||
Индии вернулся в Италию. | |||||||||||||||
1. | 2. | 3. | |||||||||||||
3. Соотнесите даты жизни и имена монгольских ханов: | |||||||||||||||
1. | (10.04.1336 г. - 17.02.1405 г.) | А | |||||||||||||
Темучин (Чингисхан) | |||||||||||||||
2. | (1209 г. - 1256 г.) | Б | |||||||||||||
Тимур (Тамерлан) | |||||||||||||||
3. | (1162, 1155? г.–1227 г.) | В | |||||||||||||
Батый (Бату-хан) | |||||||||||||||
1. | 2. | 3. |
Уровень В «5»
- В чем состоит сходство и отличие империи Чингисхана и державы Тимура?
- К кому из завоевателей относится каждое из высказываний, обосновать свое мнение? Чингисхан - 1 Тимур -
- Ему удалось разгромить соперников и объединить монгольские племена под своей властью.
- Он происходил из знатного монгольского рода.
- Он захватил власть в одном из небольших самостоятельных государств в междуречье Амударьи и Сырдарьи.
- Собрание представителей ханского рода и кочевой знати подтвердило его верховную власть и принятый им титул.
- Укрепив свое государство, он начал завоевание других стран.
- Его войска всегда действовали очень жестоко, придерживаясь тактики устрашения.
- Он видел свой идеал в воине-завоевателе, смысл жизни которого в том, чтобы насладиться гибелью и позором врага.
- Отказ любого народа признать его власть рассматривался как неповиновение, которое следует подавить силой.
- Считал, что весь мир не стоит того, чтобы иметь двух повелителей.
- Его власть была ограничена правом сородичей на участие в управлении и правом знати утверждать нового хана на курултае.
- Его воины, сплоченные железной дисциплиной и жаждой добычи, имели отличную боевую выучку.
- Он взял под контроль караванные пути и разорил торговые центры, конкурирующие
- городами его владений.
- Правил от имени подставного безвластного хана.
- Сначала помог Тохтамышу, а потом стал его врагом.
- Европейские страны видели в нем возможного союзника против турок.
- Сыновья и внуки разделили его державу на части.
- Его держава ненадолго пережила своего создателя.
- Был язычником.
- Был мусульманином.
- Был «человеком степи».
- Соединял в своем мировоззрении черты кочевника-степняка и горожанина.
Литература
- Арасланова О.В., Соловьев К.А. Поурочные разработки по истории средних веков. 6 класс – М.: «ВАКО», 2008
- Бойцов М.А. История средних веков. 6 класс - М.: «Русское слово», 2007
- Гусарова Т.П. и др. Учебное издание История средних веков. 6 класс. Атлас. 12-е изд.-М.: «Дрофа», 2009
- История Древнего мира и Средних веков (5-6 классы). Библиотека электронных наглядных пособий, 2004
- Макаров Ю.А. Технология индивидуализированного обучения. – Пермь, 2003
- Мартьянова О.А. Повторение и контроль знаний. Всеобщая история. Средние века. 6 класс (электронный тренажѐр), издательство «Глобус», 2010
Интернет-ресурсы
- http://veresh.ru/
- http://www.chronologia.org/cgi
Дьяченко Владислав Павлович
МКОУ «СОШ №2» с. Ладовская Балка
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока
Тема урока: «Во владениях великого хана».
Дата проведения: 23.11.2020 г.
Тип урока: урок получения нового знания.
Технология урока: проблемно-диалогическая технология.
1. Внешние связи урока.
Урок по теме «Во владениях великого хана» – урок изучения нового материала с опорой на имеющиеся знания, полученные на предыдущих уроках.
Межпредметные связи: обществознание – политическая сфера.
2. Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса.
Урок проводится в 6 классе, где большинство учащихся имеют средние способности, но есть такие, у которых отсутствует познавательный интерес к учёбе, в результате у некоторых учеников – пробелы в фактических знаниях и умениях.
На уроке ставились и реализовывались следующие цели:
Образовательная цель: подвести учащихся к пониманию причин образования и распада монгольского государства;
Развивающая цель: развивать умение сравнивать однотипные исторические процессы и делать несложные выводы;
продолжать формирование навыков работы с историческими источниками и картой;
Воспитательная цель: воспитывать негативное отношение к войнам, завоеваниям, сочувствие к борьбе народов;
3. Характеристика замысла урока. Характеристика этапов урока.
I. Общая организация урока
1. Последовательность и распределение этапов урока по времени.
Проведенный урок – урок изучения новых знаний. В соответствии с типом и целями урока была определена его структура, состоящая из следующих этапов:
Вводная (организационная) часть
Актуализация ЗУН
Основная часть
Введение в новый материал
Постановка проблемного вопроса
Изучение нового материала
Закрепление изученного материала
Подведение итогов урока
Заключительная часть
Рефлексия
Организация домашнего задания
Структура урока соответствует его целям и типу, соблюдается логическая последовательность и взаимосвязь этапов. Распределение времени по этапам – рациональное.
2. Организация познавательной деятельности на уроке (сочетание фронтальной, групповой, индивидуальной работы).
Для организации познавательной деятельности использованы следующие формы работы: фронтальная (беседа, постановка проблемных вопросов, совместное формулирование принятых решений); групповая (работа с учебником, составление таблицы); индивидуальная (составление схемы, самопроверка на этапе подведения итогов урока).
3. Соблюдение охранительного режима.
Кабинет готов к занятию. Помещение проветрено, освещено. Во время проверки д/з, а также во время работы в группах дети вставали, делали динамическую паузу.
- Подведение итога урока.
Намеченный план выполнен. Цели урока достигнуты. Дети делали правильные выводы в течение урока.
Из отрицательных моментов – недостаточно развитое умение анализировать, обобщать и делать выводы.
II. Содержание урока
- Научная, воспитательная и развивающая направленность урока.
Исходя из целей урока, научная направленность урока осуществлялась посредством оказания помощи учащимся осознать причины завоеваний монголами на рубеже 18 века.
Воспитательная направленность урока проявлялась в развитии негативного отношения к войнам.
Развивающая направленность урока – в развитии в учащихся,умения анализировать материал учебника, формулировать выводы.
- Организация повторения на уроке и его содержание. Связь повторенного с новым материалом.
На этапе повторения домашнего задания были сделаны выводы о предпосылках и причинах феодальной раздробленности в средневековой Европе, что позволило учащимся эффективно использовать данные знания, изучая новый материал.
- Уровень знаний, умений, навыков учащихся.
Учащиеся класса умеют работать с картой, определяют причины и последствия завоеваний Чингизхана, ориентируются в хронологии событий, умеют делать выводы с полученных знаний.
III. Методическая сторона урока и его оборудование
- Качество методов и приемов обучения, их адекватность задачам урока и уровню развития познавательных возможностей детей.
Методы и приёмы обучения были адекватны задачам урока и уровню развития познавательных возможностей детей. Использовались словесные методы (беседа, самостоятельная работа учащихся с учебником, рабочим листом), практические методы (проблемный и частично-поисковый).
- Чередование методов обучения.
Методы обучения чередовались в зависимости от уровня сложности материала и уровня его понимания учащимися: в начале урока, на этапе введения в новый материал, был использован проблемный метод, далее чередовались эвристическая беседа, частично-поисковый метод, самостоятельная работа учащихся.
- Оборудование урока и его использование.
В качестве средств обучения использовались: раздаточный материал («Феодальная лестница»), иллюстративный материал в объеме учебника, карта.
- Методы опроса. Правильность ответа учащихся.
Были организованы: фронтальная устная проверка понимания по вопросам учителя; индивидуальная работа учащихся с пройденным материалом с последующим выявлением неточностей и пробелов в знаниях учащихся.
4.Функциональный анализ урока.
Структура урока была подчинена триединой цели урока и содействовала достижению конечного результата урока. Каждый предшествующий момент урока тесно связан с последующим, продолжает его и сам является базой, продолжением предшествующего.
Учащиеся работали достаточно активно, заинтересованно. Смена заданий поддерживала работоспособность учащихся на разных этапах урока. Учащиеся показали умение слушать друг друга, слушать учителя и отвечать на его вопросы.
Нормы педагогической этики соблюдены.
- Оценка конечного результата урока.
Считаю, что урок представляет собой целостную систему. Цели, поставленные на уроке, достигнуты. Все ученики научились определять причины и последствия завоеваний Чингизхана и его последователей.
Предложения и методические рекомендации по совершенствованию урока. Целесообразно использование наглядных методов обучения, а также элементов игрового метода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по Всеобщей истории "Во владениях Великого Хана", 6 класс
На уроке организуется самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала с применением технологии индивидуализированного обучения и ИКТ, учебник Бойцова М.А. и др....
Технологическая карта урока "Участники Великой Отечественной войны, жители района Выхино"
В ГБОУ Школа № 1363 г.Москва с 2004 года работает музей "Боевой и трудовой славы жителей района Выхино". В музее систематически проводятся Уроки Мужества, классне часы с приглашением ветеранов войны и...
Презентация урока "Во владениях великого хана"
Презентация для 6 класса...
Технологическая карта урока. Тема:Великое княжество Литовское
Познакомиться с историей создания и развития Великого княжества Литовского и Русского....
Технологическая карта по теме "Великие географические открытия" ФГОС
Технологическая карта по теме "Великие географические открытия"...
Технологическая карта воспитательного мероприятия«Великий подвиг народа»
Тема: «Великий подвиг народа» (к 74-годовщине Победы)Возраст: 15 летЦель: воспитание у учащихся любви к Родине, чувства гордости за свой народ, уважения к его подвигам, воспитание патриоти...
Технологическая карта урока "Суффиксы-великие строители"
Технологическая карта урока "Суффиксы-великие строители"...