План-конспект по учебной дисциплине ОУДб.05 История тема "Культура в первой половине XX века".
план-конспект по истории

Елена Анатольевна Тарасова

План-конспект ОУДб.05 История  по теме: "Культура в первой половине XXвека". Краткий конспект и тестовые задания по вопросам: наука в начале XX века, искусство в начале XX века, кинематограф и его особенности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия

по учебной дисциплине ОУДб.05 История

для обучающихся курс 1

специальность 40.02.02 Правоохранительная деятельность

Преподаватель Тарасова Е. А.

                                         

Тема Культура в первой половине ХХ века

Источники (НПА, основная/дополнительная литература, Интернет-ресурсы):

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: в 2 ч.: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017

  1. “ Самая быстрая история русского искусства XX века”

       Форма доступа https://ok.ru/video/226210419131

  1. Презентация онлайн “Культура в первой половине ХХ века”

 Форма доступа https://ppt-online.org/188057

  1. “Искусство 20 века “ ,”  Наука и техника XX века. Учёные.”

        Форма доступа  https://learningapps.org/view2215076 

Цель занятия: формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню

развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а

также различных форм общественного сознания

Задачи занятия:

Обучающая: формировать понимание истории как процесса эволюции общества,

развитие науки, открытия в области физики, химии, биологии, медицины, формирование новых художественных направлений и школ.

Воспитательная: воспитывать обучающихся способность осмысливать важнейшие

исторические события, процессы и явления, умение продуктивно общаться и

взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других

участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

Развивающая: развивать у обучающихся владение навыками познавательной, учебно-

исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и

готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению

различных методов познания

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА

ответить на вопросы (тестовые задания)

Вопрос (тестовое задание)

Ответ

1.

Политику военного коммунизма характеризует

  

 1) 

быстрое развитие тяжелой промышленности

  

 2) 

использование принципов хозрасчета

  

 3) 

свобода торговли между городом и деревней

  

 4) 

введение продразверстки

2.Установите соответствие между деятельностью и фамилиями военачальников Белой армии в годы Гражданской войны.

  

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

ВОЕНАЧАЛЬНИКИ

1) 

командовал Добровольческой армией, отдал директиву о наступлении на Москву

2) 

провозглашён Верховным правителем России с ноября 1918 г.

3) 

командовал войсками юга России в Крыму

4) 

командовал Северо-Западной армией, руководил наступлениями на Петроград

   

А) 

А.В. Колчак

Б) 

А.И. Деникин

В) 

А.А. Брусилов

Г) 

Н.Н. Юденич

Д) 

П.Н. Врангель

3. Прочтите отрывок из воспоминаний У. Черчилля и напишите название описанного им явления.

«Находились ли они, союзники [страны Антанты], в состоянии войны с Советской Россией? Конечно, нет. Но… они находились на русской земле как завоеватели. Они вооружали врагов советского правительства. Они блокировали его порты. Они топили его военные суда».

4.  Политику военного коммунизма характеризует

             1)         быстрое развитие тяжелой промышленности

            2)         использование принципов хозрасчета

           3)         свобода торговли между городом и деревней

           4)         введение продразверстки

          

5.

Освобождение Красной Армией территории Крыма в годы Гражданской войны завершилось в

  

 1) 

1918 г.

  

 2) 

1920 г.

  

 3) 

1922 г.

  

 4) 

1924 г.

2. ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ (составить в рабочих тетрадях конспект по вопросам)

1.  Наука первой половины ХХ века. Революция в естествознании.

2.  Литература первой половины ХХ века.

3.  Изобразительное искусство первой половины ХХ века.

4. Кинематограф первой половины ХХ века.

1.Наука в начале XX века сложились все условия для мощного прорыва, скачка, революции в естествознании, а особенно в физике. Однако в той или иной степени это отразилось и на других естественных науках, например на химии. эволюция Дарвина, открытия Кюри.

 Одним из самых главных открытий стало появление квантово-механической картины мира. И возникшее в противовес и дополнение к  этой картине мира релятивистское (то есть отрицающее вообще возможность истинного   познания хоть чего-нибудь в нашем мире из-за того, что все накопленные знания очень и очень относительны) представление о всем существующем.  Была открыта небезызвестная радиоактивность, открытие которой так повлияло на ход мировой истории. Наконец, была создана новая наука квантовая механика, которая стала результатом работы в будущем нобелевского лауреата по физике Макса Планка. Как раз квантовая механика помогла ученому Нильсу Бору уточнить строение атома, представленное Эрнестом Резерфордом.

Эра научных открытий, перевернувших мир, началась в 1897 году с открытия электрона (отрицательно заряженной элементарной частицей) Дж. Дж. Томсоном. Однако Томсон не один совершил основополагающее открытие. Ему помогал никто иной, как Эрнест Резерфорд. В то время Резерфорд, только что окончивший институт, бакалавр естественных наук, занимался исследованием воздействия рентгеновских лучей (открытых годом ранее Вильгельмом Рентгеном) на электрические разряды в газах. Эти исследования и помогли Томсону открыть электрон. Открытие в 1896 году Антуаном Анри Беккерелем радиоактивности.

Характерные черты революции в естествознании

Как правило, современная теоретическая наука выделяет три основные черты революции в естествознании: 

  1. Веский и решительный отказ от существовавших ранее представлений о мире и природе вещей;
  2. Практически полный пересмотр имеющихся в арсенале теоретической базы, научных принципов и знаний; 
  3. Стремительное развитие знаний об окружающем мире, разработка совершенно новых отраслей знаний и науки. 

2. Литература первой половины ХХ века.

Основные темы в литературе первой половины ХХ века:

1) тема войн и социально-политических катастроф;

2) трагедия личности, стремящейся к свободной самореализации и подвергаемой насилию, ищущей справедливости и теряющей душевную гармонию;

3) проблема веры и безверия;

4) соотношение личного и коллективного, нравственности и политики, духовного и этического.

Особенности развития реализма в ХХ веке

Наследуя традиции прошлого, в том числе аналитизм, интерес к социальной сфере, реализм ХХ века отличается от реализма века минувшего.

В реализме ХХ века утвердился пафос отрицания и критики, социальный подход при анализе действительности, требование правдивости и типизации.

Реализм ХХ века имеет дело с принципиально иной социальной действительностью, нежели реализм века предыдущего. Это войны и диктаторские перевороты, социальные и национально-освободительные революции, левые художественные течения, авангардизм и иррационализм.

Реализм ХХ века отказался от копирования и зеркального повторения действительности в формах самой жизни.

3.Изобразительное искусство первой половины ХХ века.

Основные направления в искусстве:

Авангардизм (от фр. Avantgarde – передовой отряд) – это совокупность течений в искусстве, который порывая с реалистическими традициями ищут новые способы построения художественной действительности. Авангард начал развиваться в 1910-1920-х гг. К русским авангардистам относятся М. Шагал, П. Н. Филонов, К. С. Малевич, Кандинский и другие.

Модернизм (от фр. Moderne – новейший, современный) – художественно-эстетическая система или совокупность течений искусства, сложившаяся в 1920-х гг., ищущая нетрадиционные способы художественного освоения действительности. Декаденство и авангардизм считаются его ранними стадиями.

Фовизм (от фр. Fauves – дикие) – название направления, которое было присвоено творческой группе молодых парижских художников А. Матиссу, А. Дерену, М. Вламинку, А. Марке, Р. Дюфи, Кес ван Донгена, совместно участвующим в выставках 1905-1907 гг. Четкой программы у группы не было. Художников объединяло стремление к созданию образов с помощью яркого, открытого цвета. Природа – повод для создания экспрессивных композиций. Работы этих художников отличало отсутствие светотеневой моделировки, стремление к гармонизации цветовых пятен. У фовистов оставался один шаг до абстракционизма.

4.Кинематограф первой половины ХХ века.

Первые десятилетия после своего возникновения кино как вид искусства лишь завоевывало свою популярность. В 20-е г. кинематограф становится не только популярным и модным видом искусства, но и киноиндустрией: формируются множество киностудий, сеть кинопроката. В это время создаются шедевры раннего, пока еще немого кино- "Броненосец Потемкин" С. Эйзенштейна, "Большой парад" К Видора с Ч. Чаплином, "Алчность" Э. Штрогейма. Творчество режиссеров Д. Вертова, Я. Протазанова, Л. Трауберга, В. Пудовкина, Г. Козинцева складывается именно в это время Третье десятилетие XX в входит в историю кинематографа как начало эпохи звукового кино, что делает его еще более массовым

Прежде всего, кино отличается от других видов искусства (в частности, от театра) тем, что оно занимает гораздо больше социокультурного пространства, выходит далеко за пределы художественного круга. Если театр, условно говоря, держит себя в узких рамках искусства, то кино охватывает своим влиянием буквально всё, от духовных идеалов до этикета и моды.Активное участие кинематографа в процессе массовой коммуникации повышает потенциал его социального воздействия.

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

(ответить на вопросы (тестовые задания) и провести самооценку усвоенного материала)

Наименование изученного вопроса учебного занятия

Контрольное задание по изученному вопросу

Ответ

1.  Наука. Революция в естествознании  первой половины ХХ века.

Вставьте пропуски. (подберите подходящие по смыслу слова)

На рубеже XIX – XX века появились новые открытия в разгадке тайн микромира. Открытие элементарных частиц и проникновение в тайны материи уже тогда назвали революцией в естествознании, т.к. они привели к пересмотру прежних представлений о материи и в целом о мироздании.За первую треть XX века учёные проникли в тайну строения (1) __________ и уже к концу 1930-х годов подошли к практическому освоению атомной энергии. Теория относительности (2)___________ изменила понимание пространства, времени и движения. В I половине XX века были заложены основы науки (3)__________. Больших успехов достигли микробиология и (4)___________ На смену классической ((5)_____________) научной картины мира пришла новая – неклассическая картина мира. В ней особое место отводится случайности ((6)________): человек – песчинка в мире случайных атомов, в то же время от позиции человека зависит описание картины мира.

2.  Литература.

6. Какие черты отличают модернизм как от реализма, так и от декаданса конца XIX - начала XX века?

А. стремление уйти от действительности в мечту или свой внутренний мир

Б. стремление к «универсальности» в передачи картин жизни

В. преобладание жанра лирики

Г. преобладание жанров романа и драмы

Д. ощущение бессмысленности и холодной жестокости предметного бытия, лишающего человека его индивидуальности

Е. интерес к индивидуальным формам проявления психики конкретного человека в определенных условиях

Ж. изображение мира как «страдательного» в целом, как универсальной «трагедии души»

2.   Что является содержанием литературного приема «поток сознания»?

А. отображение реальных событий окружающего мира

Б. анализ внутренних переживаний

В. прямое воспроизведение процессов душевной жизни

Г. стремление к «универсальности» в передачи картин жизни

3. Изобразительное искусство первой половины ХХ века.

1.   Какие стили относятся к авангардному искусству?

1) футуризм, сюрреализм, дадаизм
2) импрессионизм, постимпрессионизм, символизм
3) романтизм, реализм, сентиментализм
4) классицизм, пуантилизм, барокко

2.  Прочтите характеристику художественного стиля и укажите его название.

«Художники отрицали реализм и считали, что живопись должна воссоздавать жизнь каждой души, полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолетных впечатлений, должна передавать мысли, идеи и чувства, а не просто фиксировать предметы видимого мира. Однако подчеркнем, что они писали не отвлеченные сюжеты, а реальные события, реальных людей, реальные мировые явления, но в метафоричной и наводящей на размышления манере.
В основе выражения языка души и мыслей лежал образ-символ, в котором и заключается смысл художественного
 произведения».

1) романтизм
2) абстракционизм
3) символизм
4) сюрреализм

3.Установите соответствие между названиями направлений живописи и именами их представителей. Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Направление:

А) кубизм
Б) импрессионизм
В) экспрессионизм
Г) постимпрессионизм

Художники:

1) В. Ван Гог, П. Гоген
2) Ж. Брак, П. Пикассо
3) Э. Нольде, Э. Мунк
4) К. Моне, К. Писарро
5) Дж. Полок, Ф. фон Штук

4. Кинематограф

Из «Производственного кодекса» Голливуда. 1930 г.

Каждый американский фильм должен утверждать, что образ жизни Соединенных Штатов — единственный и лучший для любого человека. Так или иначе, каждый фильм должен быть оптимистичным и показывать маленькому человеку, что где-нибудь и когда-нибудь он схватит за хвост свое счастье. Фильм не должен выворачивать наизнанку темные стороны нашей жизни, не должен разжигать решительных и динамичных страстей.

ЗАДАНИЕ К ДОКУМЕНТУ

Приведите примеры  американских фильмов первой половины XX века, демонстрирующих выполнение их создателями указаний, содержащихся в данном документе.

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ

1. Прочитать п.78 учебника

      2.Воспользуйтесь Единой  коллекцией ЦОР

 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/761a80dc-143e-40f1-ad92-24335e16edfc/%5BIS11VI_6-20%5D_%5BGA_02%5D.html

 И заполните таблицу

Художественные направления

Деятели  культуры

Основные произведения

  1. Пройти тестирование и прислать скриншот

https://blog.teachmeplease.ru/posts/test-razbiraetes-li-vy-v-iskusstve-xx-veka

              Преподаватель                                                _Тарасова Е.А.

                                                                                     иоф



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный фильм "Интерьер дворянской усадьбы первой половины XIX века. "Приютино" вблизи Всеволожска."

Фильм посвящен усадьбе дворянского семейства Олениных вблизи современного Всеволожска. Глава семейства начинал свою карьеру как офицер, но успеха добился в первую очередь в качестве высокопоставленног...

план-конспект урока по учебной дисциплине методика преподавания ОБЖ

План-конспект урока по методике ОБЖ по теме "Пропоганда здорового образа жизни на классных часах". Содержит учебную презентацию....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Достижения российской науки и образования во второй половине XIX века"

Урок изучения нового материала в 8 классе с применением ЭОР.    Цель  урока: познакомить обучающихся с системой образования и достижениями науки России во второй половине XIX в.;За...

План-конспект урока по учебной дисциплине ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ)

Данный материал представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Английский язык" и позволяет отработать навыки общения медицинских работников с пациентами с использованием понятной пациенту терм...

План-конспект и презентация к уроку "Русь в IX - первой половине XII века " (6 класс)

Урок повторения, обобщения и систематизации знаний по теме "Русь в IX - первой половине XII века" в 6 классе проведен в форме деловой игры: создание нового телеканала "Древняя Русь"....

План-конспект урока в 6 классе "Русь в IX - первой половине XII века"

План-конспект урока в 6 классе по теме "Древняя Русь". Урок обобщения, систематизации и повторения знаний проведен в форме деловой игры. В презентации были использованы музыкальные заставки к телепере...

Технологическая карта учебного занятия "Общественное движение в первой половине 19 века"

Технологическая карта для проведения учебного занятия по истории для обучающихся 1 курса....