План-конспект урока в 6 классе "Русь в IX - первой половине XII века"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
План-конспект урока в 6 классе по теме "Древняя Русь". Урок обобщения, систематизации и повторения знаний проведен в форме деловой игры. В презентации были использованы музыкальные заставки к телепередачам, но для уменьшения размера файла пришлось их убрать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka.docx | 34.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Русь в IX – первой половине XII в.
( урок в 6 классе)
Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся по теме «Древняя Русь».
Задачи урока:
Образовательные: систематизировать исторический материал о Древней Руси; выяснить уровень знания материала и степени его усвоения учениками; проконтролировать знания основных событий, исторических личностей, дат.
Развивающие: создать условия для развития умений анализировать, сравнивать, работать с тестовыми заданиями; продолжить формирование умения работать с историческими источниками и картами; развивать умение анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты.
Воспитательные: воспитывать патриотизм, любовь к Родине, уважение к древнерусскому народу, как создателям культурных ценностей за их трудолюбие, творчество, мастерство; создать условия для развития навыков совместной деятельности, для творческой самореализации личности; укреплять дружбу и взаимопомощь обучающихся на основе общего дела и сопереживания за свою команду.
Универсальные учебные действия
Личностные:
• Формирование внутренней позиции школьника
• Умение оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
• В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные:
• Владение навыками контроля и оценки своей деятельности.
• Поиск и устранение причин возникших трудностей.
• Постановка учебной задачи, определение последовательности действий
Познавательные:
- Поиск и выделение необходимой информации
- Осмысление прочитанной или услышанной информации
- Извлечение необходимой информации
- Определение основной и второстепенной информации
- Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные:
- Уметь полно и точно выражать свои мысли
- Выделять главное
- Владеть монологической и диалогической речью
- Ориентироваться в информационном потоке
- Учитывать позиции других людей
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Оборудование: 1. Мультимедиа проектор, презентация
2. Рабочие листы (5)
3. Задания
4. Вращающаяся стрелка, конверты с заданиями, черный ящик, береста.
Ход урока:
Учитель: сегодня у нас последний урок по теме «Русь в IX – первой половине XII в.» Что мы обычно делаем на таком уроке? (повторяем, обобщаем, систематизируем знания, играем, проводим конкурсы и т. п.) Как назовем наш урок? Что нам нужно повторить? (Имена, даты, понятия, причины и значение принятия христианства и т. д.)
Какое средство массовой информации самое распространенное в наше время? Сейчас огромное количество телеканалов. Я предлагаю вам открыть новый телеканал. Сегодня вы – редакционная группа нового телеканала «Древняя Русь». На нашем телеканале может быть много разнообразных телепередач, художественных и документальных фильмов, мультфильмов, посвященных Древней Руси. Например, какие познавательные телепередачи вы знаете? («Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», «Своя игра», «Поле чудес», «Кто хочет стать миллионером» и т. д.). А сколько программ о путешествиях! («Непутевые заметки», «Орел и решка», «Поедем-поедим», «Клуб кинопутешествий и т. д.). Многие передачи можно «позаимствовать» на других телеканалах. «Модный приговор» - об одежде Древней Руси, «Служу Отчизне» - о войске и воинах Древней Руси, «Мистические истории», «Территория заблуждений», «Шокирующие гипотезы», «Черные дыры, белые пятна» - о загадках и тайнах Древней Руси. Вместо «Битвы экстрасенсов» - «Битва волхвов» и т. д.
В каждой группе распределите роли и запишите их в рабочий лист. Итак, наш телеканал начинает вещание.
1 «Телепередача» - «Семь великих», посвящена первым правителям Руси. Посыльные получите задания.
« Семь великих»
- Заполните таблицу:
Даты правления | Имя | Прозвище |
- Кто… (расставьте цифры)
- объявил Киев «матерью городов русских»?
- был сыном родоначальника династии?
- создал первый письменный свод законов на Руси?
- получил прозвище «Александр Македонский Восточной Европы»?
- упорядочил сбор дани, введя уроки и погосты?
- разгромил Волжскую Булгарию и Хазарский Каганат?
- был родоначальником династии русских князей и царей?
- сжег столицу древлян Искоростень?
- первым из киевских князей принял титул великого князя?
- был убит древлянами лютой смертью?
- в целях защиты рубежей государства от врагов начал ставить города?
- по преданию был призван на княжение в славянские земли?
- получил прозвище «вещий»?
- разгромил печенегов?
- первым принял христианство?
- крестил Русь?
- перед сражением посылал послов с предупреждением «Иду на вы»?
- повесил щит на ворота Константинополя?
- создал оборонительную систему крепостей на юге?
- убил Аскольда и Дира, объединил восточно-славянские земли?
Рюрик _______________________________________
Олег _________________________________________
Игорь ________________________________________
Ольга _________________________________________
Святослав ______________________________________
Владимир ______________________________________
Ярослав ________________________________________
Проверка задания (ответ на слайде), заполнение рабочего листа. ( максимально возможное количество баллов – 20 за каждое задание)
2 «Телепередача» «Что? Где? Когда?»
Посыльные по очереди запускают стрелку, берут конверт, возвращаются в группу. Все одновременно открывают конверты, читают задание и обсуждают его в течение 1 минуты
1.Какая существует связь между словом «летопись» и вопросом «Сколько тебе лет?»
2.На латинском языке слово «paganus» означает «язычник». Кого на Руси называли погаными?
3.Фреска происходит от итальянского слова «свежий». Объясните происхождение этого названия.
4.Родина, родители, родник, народ, природа. О каком славянском божестве напоминают эти слова?
5.Владимир «владеет миром», Святослав «освящает славу», а что делает Ярослав?
6.Фраза «Рюрик сине хус трувор» в переводе с древнешведского означает «Рюрик с домом и дружиной». Сказители-былинники донесли эту фразу до летописца. Что он ошибочно записал в летописи?
7. О правящем князе говорили – «седе на стол»; или Ярослав на столе – то есть Ярослав, который княжит. Как назывался город, в котором находился княжеский стол?
8. Можно ли сформулировать вопрос так: чем христиане отличались от католиков? Почему да или почему нет?
9. Что это: он, кси, наш, мыслите, люди, како, и, фита, иже, зело, есть, добро, глагол, веди, аз?
10. Почему главный торговый путь получил название «из варяг в греки»?
Задание для черного ящика: отгадайте русскую загадку:
И копали меня, и крутили меня, на пожаре я был, на базаре я был,
А как молод был — всё людей кормил.
Упаду — кости вокруг разлетаются, но собаки к костям не кидаются.
Оценку ставит учитель: максимум 5 баллов за ответ, 3 балла за ответ на вопрос, что в черном ящике.
3 «Телепередача» «Богатырские забавы» (Физминутка, которую проводят 2 ученика в костюмах русских богатырей)
4 «Телепередача» «Вести» (Ученик и ученица читают новости археологии Древней Руси)
5 «Телепередача» «Человек и закон» Группы получают задания (первое у всех одинаковое, второе разное) и выполняют их в течение 3-5 минут. Глашатай отвечает. Оценивает учитель. (1 – 6 б., 2 – 5 б.)
- Прочитайте отрывки из Русской Правды и объясните, от чего зависел размер наказания в Древней Руси. Приведите не менее двух положений. (первое задание одинаковое у всех групп)
«… - если палец отрубит какой-то, то заплатить потерпевшему 3 гривны за обиду;
- а за вырванный ус или клок бороды заплатить потерпевшему 12 гривен;
- за убийство княжеского отрока, конюха или повара платить 40 гривен;
- за убийство тиуна огнищного… платить 80 гривен;
- а за убитого смерда или холопа 5 гривен».
Ответ: от тяжести ущерба и статуса потерпевшего.
2.Перед вами «протокол совершенного преступления. Определите, с каким событием он связан.
А) Весна 972 года. Совершено убийство. При переходе через реку был убит один знатный воин. Преступник установлен. Вина фигуранта усугубляется тем, что он совершил святотатство: сделал из черепа убитого чашу для вина.
Б) Совершено групповое умышленное убийство, что усугубляет вину. Организатор преступления выманил из города двух князей, обманув их, сказал, что купцы приехали.
В) Ноябрь 945 года. Совершено убийство. Группа людей убила одного знатного человека и его слуг. Совершив это преступление, они сказали: не убьем его, то всех нас погубит, повадится ходить к нам и нас грабить.
Г) 945 год. Преступные действия совершены человеком, занимающим высокое положение в государстве. Группа людей, посланная к полянам, заживо погребена, другая группа сожжена в бане, преступник не понес наказания.
Д) Преступник послал наемных убийц к своим сводным братьям и получил позорное прозвище «окаянный». Был отравлен своими приближенными.
6. Реклама.
Каждая группа получает предмет для рекламы: книга, фильм, диск и т. д., работает 3-4 минуты, представляет «рекламу». Взаимооценка. (5 б.)
7 «Телепередача» «Служу Отчизне».
1. Назвать не менее 5 предметов одежды и вооружения древнерусского воина (Солдатики)
2. Вставить в текст слова. Самооценка. (Ответ на слайде). 1 – 5 б., 2 – 11 б.
8 «Телепередача» «Поле чудес» (при наличии времени)
Вопросы для игры:
О каком событии рассказывается в отрывке?
- «И быша три братья: единому имя Кий, а другому Щек, а третьему Хорив, и сестра их Лыбедь»
- «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Да поидете княжить и володеть нами».
- «Аще повадится волк по овцы, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот, аще не убьем его, то вся ны погубит».
- «И прииде на место, идеже беша лежаще кости его голы и лоб гол, и сседе с коня и посмеяся рече: «Отъ сего ли лба смерть было взяти мне?».
Рефлексия.
Подводим итоги, подсчитываем баллы, заполняем рабочие листы.
Домашнее задание: (на слайде):
- 1. Повторить параграфы 4 – 8
- 2. Конкурс на лучшую шпаргалку по теме «Древняя Русь»
- 3. Разработать сценарий телепередачи, связанной с темой «Древняя Русь»
- 4. Придумать интересные задания по теме «Древняя Русь» для 4 класса (ребусы, головоломки, чайнворды и т. п.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект и презентация к уроку "Русь в IX - первой половине XII века " (6 класс)
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний по теме "Русь в IX - первой половине XII века" в 6 классе проведен в форме деловой игры: создание нового телеканала "Древняя Русь"....
Конспект урока "Повседневная жизнь петербуржцев в первой половине 19 века"
материал к уроку...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ___Русские путешественники и первооткрыватели первой половины XIX века 8 класс
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ___Русские путешественники и первооткрыватели первой половины XIX века 8 класс...
План-конспект открытого урока в7 классе по теме "Первое знакомство с Австрией и Швейцарией"
Учить чтению с пониманием основного содержания прочитанного текста, обмен информацией. Познакомить с крупнейшими городами Германии, Швейцарии и Австрии, с их достопримечательностями....
Презентация к уроку литературы "Русская литература первой половины XIX века. Романтизм- ведущее направление русской литературы первой половины XIX века".
Презентация к лекции....
Технологическая карта план-конспект открытого урока по учебному предмету "Баян", "Первые шаги в освоении инструмента" (Андрюшин А. Г.)
Технологическая карта план-конспект открытого урока по учебному предмету "Баян", "Первые шаги в освоении инструмента" (Андрюшин А. Г.)...
Технологическая карта план-конспект открытого урока по учебному предмету "Баян", "Первые шаги в освоении инструмента" (Андрюшин А. Г.)
Технологическая карта план-конспект открытого урока по учебному предмету "Баян", "Первые шаги в освоении инструмента" (Андрюшин А. Г.)...