План-конспект по учебной дисциплине ОУДб.05 История №44 Тема 12.4 Индустриализация и коллективизация в СССР
план-конспект по истории

Елена Анатольевна Тарасова

Данный план-конспект учебного занятия по истории, разработано для преподавателей  гуманитарных дисциплин образовательных учреждений СПО. Представленный план-конспект сбалансировано расставляет акценты при выполнении заданий по актуализации знаний и проверки изученного материала

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия

по учебной дисциплине ОУДб.05 История

для обучающихся курс 1

специальность 40.02.02 Правоохранительная деятельность

№44 Тема 12.4 Индустриализация и коллективизация в СССР

Источники (НПА, основная/дополнительная литература, Интернет-ресурсы):

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: в 2 ч.: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017, п.п. 80-81

  1. Великий перелом. История.РФ.

https://histrf.ru/mediateka/videos/infograficheskie-roliki/f/vielikii-pierielom

     

    3. Индустриализация в Советском Союзе.

            https://www.youtube.com/watch?v=EJDAJum5On0

    4.  «Советская власть угробила деревню»

https://lenta.ru/articles/2018/03/07/fist/

     5. Спецпоселенцы.  Обратный отсчёт. Крестьянская трагедия.

https://intellect-video.com/11228/Obratnyy-otschet--Spetsposelentsy--Krestyanskaya-tragediya-online/

6. Стыдные вопросы о коллективизации Зачем Советский Союз уничтожал крестьян?    Сколько было жертв? И кто такие кулаки?

    https://meduza.io/feature/2017/09/01/stydnye-voprosy-o-kollektivizatsii

7. Сталинская Конституция СССР 1936 года. Конституция победившего социализма.

     https://www.youtube.com/watch?v=Gf1cYCpGtzQ 

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА

(ответить на вопросы (тестовые задания)

Вопрос (тестовое задание)

Ответ

В период нэпа

1) была отменена государственная монополия внешней торговли

2) осуществлялась политика форсированной индустриализации

3) была провозглашена свобода торговли

4) земля и ее недра были переданы в частную собственность

Социально-экономическая политика, проводимая Советским государством в годы Гражданской войны, —

1) НЭП

2) «военный коммунизм»

3) коллективизация

4) индустриализация

Что из названного относится к причинам кризиса НЭПа?

1) сохранение продразвёрстки

2) форсированные темпы индустриализации

3) относительно низкая товарность мелких крестьянских хозяйств

4) деятельность комбедов и продотрядов

Денежная реформа, итогом которой стало введение советского «золотого червонца», была осуществлена в

  

 1) 

1920-е гг.

  

 2) 

1940-е гг.

  

 3) 

1950-е гг.

  

 4) 

1980-е гг.

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям 1917-1921 гг. Найдите и запишите термины, относящиеся к другому историческому периоду.

1) Совнарком

2) рабочий контроль

3) коллективизация

4) военный коммунизм

5) индустриализация

6) продразверстка

Прочтите отрывок из текста декларации, принятой в связи с образованием нового государства, и напишите сокращенное название этого государства.

«…само строение Советской власти, интернациональной по своей классовой природе, толкает трудящиеся массы советских республик на путь объединения в одну социалистическую семью».

  1. ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ( посмотреть материалы источников и составить в рабочих тетрадях конспект по вопросам)

1. Свёртывание НЭПа

2. Индустриализация в СССР

3. Коллективизация сельского хозяйства

4. Итоги развития СССР в 1930-е годы. Конституция 1936 года

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

(ответить на вопросы (тестовые задания) и провести самооценку усвоенного материала)

Наименование изученного вопроса учебного занятия

Контрольное задание по изученному вопросу

Ответ

1. Свёртывание НЭПа

1. Напишите три причины отказа ВКП(б) от продолжения новой экономической политики.

2. Кризис хлебозаготовок, ставший одной из причин «великого перелома», произошел в СССР в

  

 1) 

1920 – 1921 гг.

  

 2) 

1925 – 1926 гг.

  

 3) 

1927 – 1928 гг.

  

 4) 

1932 – 1933 гг.

3. Одной из причин форсированной индустриализации в СССР была необходимость

  

 1) 

преодолеть технико-экономическую отсталость от ведущих стран Европы и Северной Америки

  

 2) 

восстановить довоенный уровень промышленного производства

  

 3) 

обеспечить ускоренное развитие легкой промышленности

  

 4) 

ограничить приток иностранного капитала

2. Индустриализация в СССР

1. Форсированная индустриализация осуществлялась в СССР с

 

1) начала 1920-х гг.

2) конца 1920-х гг.

3) конца 1940-х гг.

4) конца 1950-х гг.

2. В годы первой пятилетки были построены и начали работать

  

 1) 

Братская ГЭС, каскад гидроэлектростанций на Волге

  

 2) 

Камский и Волжский автозаводы, нефтепровод «Дружба»

  

 3) 

Путиловский завод, синдикаты «Продамет», «Продуголь»

  

 4) 

Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты

3. В период индустриализации в СССР

 

1) началось освоение нефтяных месторождений в Сибири

2) построена Транссибирская железная дорога

3) построен Челябинский тракторный завод

4) запущена первая в мире атомная электростанция

4. Стахановское движение развернулось в СССР в

  

 1) 

1920-е гг.

  

 2) 

1930-е гг.

  

 3) 

1940-е гг.

  

 4) 

1950-е гг.

5. Прочтите отрывок из воспоминаний современницы и напишите название политики, об успехах которой идет речь.

«…разворачивались новые стройки: Магнитогорск, Днепрогэс, Комсомольск-на-Амуре, начиналось стахановское движение. Молодежь была охвачена энтузиазмом…»

6. Напишите пропущенное слово.

Возникшее в годы второй пятилетки движение рабочих, колхозников и инженерно-технических работников за многократное превышение установленных норм производства вошло в историю под названием «______________ движение».

3. Коллективизация сельского хозяйства

1. Что из названного было одной из причин быстрых темпов коллективизации сельского хозяйства в конце 1920-х гг.?

 

1) материальная заинтересованность зажиточных крестьян в создании колхозов

2) успех деятельности крестьянских кооперативов в предыдущие годы

3) насильственные действия со стороны властей в отношении крестьян

4) массовое разорение индивидуальных крестьянских хозяйств в результате падения цен на продовольствие

2. Как называли рабочих промышленных центров СССР, направленных по решению ВКП(б) в деревню в целях проведения коллективизации?

 

1) стахановцы

2) ударники

3) двадцатипятитысячники

4) рабфаковцы

3. Политика создания в СССР государственного крупного сельского хозяйства взамен массы мелких индивидуальных хозяйств называлась

  

 1) 

коллективизацией

  

 2) 

кооперированием

  

 3) 

социализацией

  

 4) 

национализацией

4. Курс на сплошную коллективизацию сельского хозяйства осуществлялся путем

  

 1) 

создания агрогородов в сельском хозяйстве

  

 2) 

передачи всей земли совхозам

  

 3) 

переселения в деревню рабочих

  

 4) 

объединения единоличников в колхозы

5. Понятие «великий перелом» связано с переходом от

  

 1) 

продразверстки к продналогу

  

 2) 

новой экономической политики к «военному коммунизму»

  

 3) 

различных форм хозяйств к сплошной коллективизации сельского хозяйства

  

 4) 

гражданской войны к миру

6. Какая из названных мер относилась к понятию «великий перелом»?

  

 1) 

«ликвидация кулачества как класса»

  

 2) 

переход к многоукладной экономике

  

 3) 

введение  свободных цен на многие товары

  

 4) 

вхождение в «общеевропейский рынок»

7. Прочтите отрывок из дневника Ф.Д. Покровского и укажите, какой период жизни Советского государства в нем описывается.

«Положение, пожалуй, будет ухудшаться. Сейчас крестьянство не заинтересовано уже больше в частной собственности, перед вступлением в коллективы режут скот, уничтожают лошадей. Они нынче стали «нипочем». За хорошую лошадь просят 10-20 рублей, а год назад она стоила 100-200…»

  

 1) 

1917 – 1918 гг.

  

 2) 

первая половина 1920-х гг.

  

 3) 

конец 1920-х – начало 1930-х гг.

  

 4) 

конец 1930-х гг.

8. В статье И. В. Сталина «Головокружение от успехов»

 

1) объявлялось об отказе от нэпа

2) в сторону уменьшения корректировались темпы индустриализации

3) вина за негативные итоги коллективизации возлагалась на местных руководителей

4) признавалась ошибочной политика коллективизации

Прочтите отрывок из воспоминаний современницы и напишите название документа, о введении которого идет речь.

«Весной 1933 г. нежданно-негаданно налетела очередная буря… Реформа имела весьма неприятный подтекст… [Название документа] выдавались только горожанам, в деревнях же – только тем, кого отпускали в город. Тем самым ограничивался исход колхозников из деревни».

9. В результате коллективизации

 

1) в несколько раз выросла урожайность зерновых культур

2) обеспечены опережающие по сравнению с промышленностью темпы роста сельскохозяйственного производства

3) земля перешла в распоряжение крестьянской общины

4) возник новый социальный слой — колхозное крестьянство

10. Что из названного стало последствием проведённой в конце 1920-х — начале 1930-х гг. коллективизации?

 

1) рост числа отрубов и хуторов

2) повышение уровня механизации сельского хозяйства

3) рост социального расслоения в деревне

4) значительный рост урожаев и поголовья скота в первые годы политики коллективизации

4. Итоги развития СССР в 1930-е годы.

Конституция 1936 года

1. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Индустриализация СССР подняла экономическое и социальное развитие страны на качественно новый уровень, заложила фундамент последующих экономических успехов страны».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.

 

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) ...

2) ...

Аргументы в опровержение:

1) ...

2) ...

2. Что было одним из последствий индустриализации в СССР в 1920—1930-е гг.?

1) создание военно-промышленного комплекса

2) ликвидация дефицита промышленных товаров

3) интеграция в мировую экономику

4) развитие частного сектора в экономике

3. Созданная в СССР экономическая система характеризовалась

  

 1) 

господством государственной собственности

  

 2) 

ограниченным вмешательством государства в экономику

  

 3) 

свободой предпринимательства

  

 4) 

самостоятельностью производителей продукции

4. Прочитайте отрывок из речи И.В. Сталина и напишите название политики, в ней охарактеризованной.

«Нужно покрыть все районы нашей страны, без исключения, колхозами (и совхозами), способными заменить, как сдатчика хлеба, не только кулаков, но и индивидуальных крестьян».

5. В период индустриализации в СССР

  

 1) 

наиболее быстрыми темпами развивалась легкая промышленность

  

 2) 

по объему промышленного производства СССР вышел на одно из первых мест в мире

  

 3) 

сохранилась массовая безработица

  

 4) 

было запрещено привлекать иностранные капиталы

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ

1. Прочитать п.п. 80-81 учебника.

2. Составить в рабочих тетрадях краткий конспект по изучаемым вопросам учебного занятия, используя видеоролик «Великий перелом» (см. Источники п. 2, 3) и п.п. 80-81 учебника.

3. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Из материалов съезда ВКП (б)

«Чем объяснить такой сравнительно медленный темп развития сельского хозяйства в сравнении с темпом развития нашей национализированной промышленности?

Объясняется это как чрезмерной отсталостью нашей сельскохозяйственной техники и слишком низким уровнем культурного состояния деревни, так и, особенно тем, что наше распылённое сельскохозяйственное производство не имеет тех преимуществ, которыми обладает наша крупная объединённая национализированная промышленность. Сельскохозяйственное производство прежде всего не национализировано и не объединено, а распылено и разбросано по кусочкам. Оно не ведётся в плановом порядке и подчинено пока что в огромной своей части стихии мелкого производства. Оно не объединено и не укрупнено по линии коллективизации, ввиду чего представляет еще удобное поле для эксплуатации со стороны кулацких элементов. Эти обстоятельства лишают распылённое сельское хозяйство тех колоссальных преимуществ крупного, объединённого и в плановом порядке ведомого производства, какими обладает наша национализированная промышленность. Где выход для сельского хозяйства? Может быть, в замедлении темпа развития нашей промышленности вообще, нашей национализированной промышленности в частности? Ни в коем случае! Это было бы реакционнейшей, антипролетарской утопией. Национализированная промышленность должна и будет развиваться ускоренным темпом. В этом гарантия нашего продвижения к социализму. В этом гарантия того, что будет, наконец, индустриализировано само сельское хозяйство. Где же выход? Выход в переходе мелких и распылённых крестьянских хозяйств в крупные и объединённые хозяйства на основе общественной обработки земли, в переходе на коллективную обработку земли на базе новой, высшей техники. Выход в том, чтобы мелкие и мельчайшие крестьянские хозяйства постепенно, но неуклонно, не в порядке нажима, а в порядке показа и убеждения, объединять в крупные хозяйства на основе общественной, товарищеской, коллективной обработки земли, с применением сельскохозяйственных машин и тракторов, с применением научных приёмов интенсификации земледелия. Других выходов нет. <...> Мы имеем, далее, известный рост кулачества в деревне. Это - минус в балансе нашего хозяйства. Всё ли делается для того, чтобы ограничить и изолировать экономически кулачество? Я думаю, что не всё. Не правы те товарищи, которые думают, что можно и нужно покончить с кулаком в порядке административных мер, через ГПУ: сказал, приложил печать и точка. Это средство - лёгкое, но далеко не действительное. Кулака надо взять мерами экономического порядка и на основе советской законности. А советская законность не есть пустая фраза. Это не исключает, конечно, применения некоторых необходимых административных мер против кулака. Но административные меры не должны заменять мероприятий экономического порядка. Нужно обратить серьёзное внимание на извращения партийной линии в области борьбы с кулачеством в практике наших кооперативных органов, особенно по линии сельскохозяйственного кредита…»

 

Используя материалы источника и знания по истории, определите,

1) Какие условия проведения данного курса были сформулированы на съезде?

2) Как в реальности руководство страны проводило этот курс?

3) Какие изменения в жизни крестьян произошли под влиянием проведения этого курса?

4.  Посмотрите материалы Источников п.п.3,4,5, картину Ильи Глазунова «Раскулачивание» и ответьте на вопросы:

1) Кто такие кулаки?

2) Что такое раскулачивание и почему оно проводилось?

3) Кто проводил раскулачивание и какими методами?

4) Что такое геноцид?

5) Напишите собственное мнение об этом историческом событии.

На картине Ильи Глазунова «Раскулачивание» изображено 120 фигур. Сюжет картины повествует о геноциде русского народа, который был проведен во времена Сталина.

Картина "Раскулачивание" впервые была показана в 2010 на выставке в Манеже. Это была юбилейная выставка Ильи Глазунова: ему исполнилось 80 лет.

Художник бережно хранил в памяти лица крестьян, какими он видел их в свои 5-6 лет. Писать такое полотно в советской стране было нельзя. "Я долго размышлял над сюжетом картины. Сейчас, конечно уже нет таких лиц, крестьянских - красивых", - говорит Илья Глазунов.

Горят иконы и церкви, люди, кормившие всю Россию, плачут.

И первые зрители говорили: не надо читать учебники, все и так понятно.

http://glazunov.ru/uploads/gallery/work/image/70/mon_006.jpg

 http://glazunov.ru/tvorchestvo/monumentalnye-raboty/raboty/2010-raskulachivanie#&gid=1&pid=1

              Преподаватель                                                _Тарасова Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока по учебной дисциплине методика преподавания ОБЖ

План-конспект урока по методике ОБЖ по теме "Пропоганда здорового образа жизни на классных часах". Содержит учебную презентацию....

План-конспект урока по учебной дисциплине ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ)

Данный материал представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Английский язык" и позволяет отработать навыки общения медицинских работников с пациентами с использованием понятной пациенту терм...

Разработка урока истории на тему: Индустриализация и коллективизация в СССР

Разработка урока содержит интересный материал по теме "Индустриализация". К разработке прикреплены таблицы по теме....

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДб.05 История по теме "Первый период Второй мировой войны. Бои на Тихом океане".

План-конспект  занятия "Первый период Второй мировой войны. Бои на Тихом океане" можно использовать при проведении дистанционного занятия № 47 по учебной дисциплине  40.02.02 Право...

План- конспект учебного занятия по учебной дисциплине ОУДб.05 История для обучающихся курс 1 40.02.02 Правоохранительная деятельность по теме "Накануне мировой войны".

План- конспект учебного занятия  по учебной дисциплине ОУДб.05 История для обучающихся курс 1 40.02.02 Правоохранительная деятельность по теме "Накануне мировой войны". Конспект поможет...