Технологическая карта урока. История. НЭП
методическая разработка по истории (10 класс)

Потылицына Елена Игоревна

Технологическая карта урока истории. Тема.НЭП. Используется по ФОГОСам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehno-_karta_ur.nep_avtosohranennyy.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта урока по истории России  (к учебнику под редакцией А.В. Торкунова. История России.10 класс)

Учитель: Потылицына Елена Игоревна (учитель истории и обществознания ГБОУСОШ № 136, Калининского р-на,  СПб)

Класс: 10

Уровень:  базовый.

Тема: «Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к НЭПу. Экономика НЭПа».

 Тип урока: комбинированный

Оборудование: Мультимедийный комплекс,   учебники, таблицы, листы самооценки,  тетради

                                                     

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. I. Мотивация к учебной деятельности

 Цели: способствовать выработке у учащихся  готовности выполнять требования учебной деятельности.

Учащиеся получают листы самооценки, где  за каждый этап урока выставляют себе баллы и на этапе рефлексии в конце урока отвечают на поставленные вопросы  (используется сингапурская методика). Листы самооценки сдаются учителю.

Деятельность учителя:

 -  Вспомним основные события и даты начала ХХ в. в истории Росси, которые  сделали этот период временем испытаний для нашей Родины …

Деятельность учащихся (Работа в парах): повторяют хронологию и исторические понятия

1.1904-1905гг      27 февраля 1917       25 октября 1917     1914-1918гг      1918-1920гг        1905-1907гг

2.                                            

 Мировая война                                 гражданская война

 Антанта                                             интервенция

Тройственный союз                         «военный коммунизм»

Сепаратный мир                                

 Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Военный коммунизм» (фронтальный опрос)

 Вопросы: Что такое политика «военного коммунизма»? Почему была эта политика введена в государстве?

Основное содержание этой политики.

1). Беседа по содержанию политики «военного коммунизма»: уч-ся пользуются материалом заготовленной дома в виде сравнительной таблицы «Военный коммунизм и НЭП»; правую сторону таблицы (по НЭПу) учитель предлагает заполнить в ходе урока и сдать на проверку (смотри приложение);

2). Уточняют ответы друг друга и делают вывод о результатах применения этой политики (работа с учебником: ч. 1, тема 9, с.90, п.1) :

               За 20 лет Россия была участником 3-х воин  войн и 3-х революций.

               К 1921 г. население  России по сравнению с осенью 1917 г. сократилось почти на 10 млн. человек;

               Промышленное производство уменьшилось в 7 раз. В полном упадке был транспорт, добыча угля и нефти                                           находилась на уровне конца 19 века;

              Резко сократились посевные площади, продукция сельского хозяйства составляла 67% довоенного уровня;

              Растет детская беспризорность. Это явление приобретало  угрожающие масштабы.

              Народ был измучен.

II. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)

Цель: подготовка учащихся к  потребности поиска необычного, нового способа действий.

Деятельность учителя.

4 года 1 мировой войны,  революции,  Гражданская война,    Интервенция -   по общему уровню страна отброшена на десятилетия назад:  по добыче угля – к концу 19 века, чугуна – в 2 раза меньше, чем в 1857г,  сахара- в 45 раз меньше довоенного периода, транспорт - прекратилось движение на 30 железнодорожных линиях,  с\х продукция – уменьшилась в 2 раза.  Осенью 1920 – весной 1921 годов разразился глубокий экономический и политический кризис, который угрожал существованию Советской власти.

Учитель: Какой вопрос стал первоочередным?

Учащиеся: Как выйти из этого кризиса.

Учитель: Какие же вопросы необходимо рассмотреть, чтобы разобраться в новой экономической политике?

                   Это и будет планом изучения темы в тетрадях, а на листе самооценки  активность и результативность своей работы отметите соответственно его пунктам.

Учащиеся:  формулируют План темы

     1. Причины введения НЭПа.

     2. НЭП: сущность и основные черты (учащиеся в ходе урока заполняют правую половину сравнительной таблицы)

     3.Итоги и значение НЭПа.

     4.Противоречия НЭПа.

     5.Отличия НЭПа от «Военного коммунизма».

 

  Учитель: Как вы думаете, о чём нам  нужно будет сделать вывод к концу урока, заполняя сравнительную таблицу?

  Учащиеся: К концу урока мы выясним отличия НЭПа от политики «Военного коммунизма».

  Учитель: поэтому запишем ещё один пункт плана нашей темы: № 5 Отличия НЭПа от «Военного коммунизма».

III. Решение учебной задачи (проблемной задачи)

Цели: учащиеся самостоятельно выделят причины введения НЭПа, его содержание,  противоречия и итоги.

( продолжительность – 25 минут)

Деятельность учителя: самостоятельно выделить и сформулировать причины введения НЭП. Для этого:

                                             1). Смотрим и слушаем выступление по Презентации;

                                             2).  Работаем с текстом учебника (ч.1, тема 9, п.3, 4 – с. 91-93).

Деятельность учащихся:  выступают три человека, комментируя слайды Презентации по теме НЭП о причинах его введения.

   1)массовые восстания крестьян в Поволжье, на Дону, Кубани, в Западной и Восточной Сибири, на Урале, в Белоруссии, Карелии, Средней Азии, Тамбовской губернии (во главе восстания бывший начальник милиции эсер А.С.Антонов) против продразверстки, период с 1920 по 1921 год.

  Лозунги: «Замена Советской власти Учредительным собранием»,  «Советы без  большевиков».

   2) 28 февраля 1921 по 18 марта - восстание моряков в Кронштадте 

    Требования:

1) немедленные перевыборы Советов;

2) ликвидация продразверстки и продотрядов;

3) свобода для крестьян обрабатывать землю, иметь скот, право на личное мелкое хозяйство;  

4) свобода торговли;

5) освобождение политзаключенных, членов соцпартий

3)забастовки рабочих в Петрограде – «колыбели революции» (отсутствия сырья и топлива было объявлено о закрытии 93 промышленных предприятий).

 

Деятельность учащихся:  В тетрадях после обсуждения появляется запись

                                     Причины перехода к НЭПу.                               

                1.Недовольство крестьян продразверсткой  (вооруженные выступления крестьян против новой власти);

                2.Недовольство матросов, солдат, рабочих чрезвычайными мерами периода гражданской войны;

                3.Хозяйственный и политический кризис системы  «Военного коммунизма».

Деятельность учителя: самостоятельная работа уч-ся с текстом учебника (с. 93, п. 5 Переход к НЭПу.), после чего предлагается предположить возможные пути выхода из сложившейся ситуации в стране

                   ТЕКСТ учебника: 

                  События весны 1921 года были расценены большевиками как серьезный политический   кризис.          Кронштадтский мятеж, по определению Ленина, был опаснее для большевистской власти, чем Деникин, Юденич и     Колчак вместе взятые: в нем стихийное недовольство крестьян соединилось с военной силой армии. Его лозунги совпадали с программой меньшевиков и эсеров. Кронштадт показал реальную возможность объединения этих трех сил.  

  Учитель: Как назвать сложившуюся ситуацию в стране?

  Учащиеся: В стране кризис.

  Учитель: Попробуйте предположить возможные пути выхода из этого кризиса (Мозговой штурм).

 Деятельность учащихся:  (записи в тетрадях)  

                 1.Продолжение политики «военного коммунизма»  - репрессии, продразверстка и т.д.

Последствия -  еще большая вооруженная борьба со стороны населения.

                 2.Полное удовлетворение требований мятежников

Последствия - оставление большевиками командных высот в политике, экономике, идеологии

                 3. Тактический маневр, при котором, с одной стороны, командные высоты сохраняются за большевиками, а с  другой стороны – делается временная уступка небольшевистским силам.

 Учащиеся приходят к выводу:  Ленин выбирает третий путь.

 Учитель: сопровождает выводы учащихся демонстрацией слайдов Презентации о трех путях выхода из кризиса.

 Учитель: Осуществление этой политики началось с марта 1921 года. На Х съезде РКП (б) Ленин объявил о переходе к новой экономической политике (НЭПу).  

Цели НЭПА: (выясняются в совместном обсуждении, записываются в тетрадь)

    1.Снять социальную напряженность;

    2.Укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих и крестьян.

2. НЭП: сущность и основные черты.

Деятельность учителя.  Организация групповой работы.

Деятельность учащихся в группах (3-4 группы):

  1).Работая с текстом учебника  (ч.1, тема 10, п.1-5) ;

  2).Работа с документами: (учебник: с. 100-101)

- «О замене развёрстки натуральным налогом» Из резолюции Х съезда РКП (б);

 - «В.И. Ленин о концессиях». 21 апреля 1921 г.

 - «Из декрета СНК от 23 ноября 1920 г.»

 - Из работы В.И. Ленина «О кооперации».  Январь 1923 г.

 Действия учащихся: самостоятельно изучают материал и  заполняют сравнительную таблицу «НЭП и «Военный коммунизм» (информация переносится в тетрадь по выделенным заранее линиям сравнения   ( Приложение 1 )

  1. меры в области сельского хозяйства;
  2. меры в области промышленного производства;
  3. меры в области товарно - денежных отношений;
  4. меры в области трудовых отношений;
  5. Основная экономическая задача;
  6.  политическая задача.

 

Действия учащиеся: после заполнения правой части сравнительной таблицы выделяют  и записывают в тетрадь 

«Характерные черты НЭПа»:  (см. Приложение 2)

     

4.Итоги Нэпа   (демонстрация слайдов из Презентации по НЭПу)

      

К1923 году восстановлены дореволюционные посевные площади;

К1925 году валовой сбор зерна превысил на 20% уровень 1913 года;

К 1927 году в животноводстве достигнут уровень 1913 года.

На селе:  60% - середняков; 26% - бедняков; 10% - батраков;  4% - кулаков.

К 1928 году промышленность достигла уровня 1913 года.

В то же время:

1) не хватало промышленных товаров;

2)  рост цен;

3) безработица;

4) перенаселение городов;

5) изменение соцструктуры;

6) бюрократизация;

7) отсутствие иностранных инвестиций.

4.Противоречия НЭПа (просмотр видеофрагмента https://histrf.ru/mediateka «НЭП»

IV. Закрепление изученного материала.

                                     Тест   (на слайдах Презентации)  -  Приложение3

1.Год принятия решение о переходе к НЭПу?

1)1917г                 2)1919г           3)1921г               4) 1923г  

2.Цели большевиков при осуществлении НЭПа?        

А) упрочить свою власть;

Б) предоставить свободу политической оппозиции;

В) гарантировать свободное развитие личности;

Г) преодолеть экономический кризис;

Д) добиться лояльного отношения крестьянства к политической диктатуре;

Е) вернуться к рыночной экономике;

Ж) воссоздать демократические реформы управления обществом;

З) продолжать «мировую революцию»;

И) ликвидировать дипломатическую изоляцию.

                   Ответ: А), Г), Д), И).

V. Рефлексия деятельности (итог урока) 7-8 мин. 

Деятельность учителя: Организация осмысления  приобретённых знаний.  

Деятельность учащихся:

Подведение итогов урока:

  1.  В ходе урока каждый из 4-х участников группы  вписывает свои ассоциации по теме НЭП  (на 1 из 4-х частей листа формата А-4 заполняется  каждым  «Карта согласия»).  Работа в группах по 4 человека по сингапурской методике ведётся на протяжении изучения нового материала. ( Сдать на проверку вместе с тетрадью)
  2. Выставление оценок в листы самооценки. (Сдать учителю)
  3.  Рефлексия по сингапурской технологии «3-2-1»:

  (учащиеся в тетради отвечают на три вопроса:1).Три самых важных (интересных) момента, которые запомнились;                                                                                     2).Два вывода, которые буду использовать; 3). Один вопрос, с которого хотел бы начать следующий урок.

Домашнее задание:  для всех:  изучить  § 9, 10; (вопросы после тем)

Творческое задание: ассоциативный рисунок на тему сравнения политики «Военного коммунизма» и НЭПа.

Список  литературы:

     1.Рябов Ю.А. История России 20-н.21 веков., тема 11, СПб, СМИО Пресс, 2015.

2Алексеев С.И., Мазуров Б.Ф. История России в схемах и таблицах. 10–11 классы. Учебное пособие. М.:  Дрофа, 2017.

3.Журавлева О.Н. История России. 11 класс. Методическое пособие. М.: Дрофа, 2019.

4.История России. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 3 ч. Ч. 1 под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016.

5.Левандовский А.А. История. История России. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень/ А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко; под ред. С.П. Карпова. – М.: Просвещение, 2017.

Информационные ресурсы:

http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

https://histrf.ru/mediateka  - документальные фильмы, видеоролики, беседы, интерактивные карты.

https://nsportal.ru/elena-potylitsyna – персональный сайт

Приложение 1: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА  «ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ» И НЭП    

Приложение 2:  «Характерные черты НЭПа»

Приложение 3:    Тест   (на усвоение темы НЭП)

1.Год принятия решение о переходе к НЭПу?

1)1917г                 2)1919г           3)1921г               4) 1923г  

2.Цели большевиков при осуществлении НЭПа?        

А) упрочить свою власть;

Б) предоставить свободу политической оппозиции;

В) гарантировать свободное развитие личности;

Г) преодолеть экономический кризис;

Д) добиться лояльного отношения крестьянства к политической диктатуре;

Е) вернуться к рыночной экономике;

Ж) воссоздать демократические реформы управления обществом;

З) продолжать «мировую революцию»;

И) ликвидировать дипломатическую изоляцию

                                                                      ( А), Г), Д), И)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока истории в 5 классе по ФГОС Тема урока: “ Древний Рим ”

Форма урока: Урок -практикум Тип урока:Урок  отработки умений и рефлексии.Цели для ученика:·          уметь обобщать и систематизировать зна...

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая" по ФГОС

Подробная технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая"7 Цель урока: Формирование  представлений о Древнем Китае, его географическом положении, пр...

Технологическая карта урока истории "Что изучает история", 5 класс

Технологическая карта урока истории "Что изучает история" (по учебнику Вигасина А.А., Годера Г.И. и Свенцицкой И.С. "История Древнего мира", 5 класс ) составлен в соответствии с ФГ...

Технологическая карта урока истории "ЗНАЧЕНИЕ ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ИСТОРИИ СТРАНЫ"

обобщить знания учащихся о Петре 1 и его реформах, об их влиянии на  дальнейшую судьбу страны...

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме: "Обобщение и повторение изученного материала по теме "Древняя Греция" Учитель истории: Печенина Л.А.

Технологическая карта урока по истории Древнего мира в 5 классеВыполнил: учитель истории и обществознания Печенина Л.А....