Природа и люди Древней Индии
методическая разработка по истории (5 класс)
Разработака урока в 5 классе по теме Природа и люди Древней Индии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_priroda_i_lyudi_drevney_indii.docx | 23.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Класс: 5
Тема: Природа и люди древней Индии
Цель урока: Познакомить обучающихся с новой страной – Индией, её природными особенностями, верованиями и занятиями населения Индии.
Задачи урока:
- формирование представлений о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии; познакомить с новыми терминами и понятиями
- развитие картографических умений, восприятия, внимания, расширение кругозора; продолжить работу по формированию умения работать с историческим источником и учебником
воспитывать
Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Вид урока: Урок-путешествие(проблемный)
- интерес к культуре и жизни народа другого государства.
Методы
- словесный,
- наглядный,
- практический.
Формы организации деятельности:
- фронтальная,
- индивидуальная
- групповая
Оборудование
- учебник: Вигасин А.А. "История Древнего мира". Просвещение, 2011г;
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- презентация, киноотрывок;
- отрывки из поэма «Махабхарата»
- раздаточный материал для каждого ученика «дневник путешественника» и для игры «Крестики нолики».
Предполагаемый результат:
Предметные: овладение целостным представлением об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания
Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; формирование коммуникативной компетентности учащихся
Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность; готовность к сотрудничеству, к коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении
Структура урока
- Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
- Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения.
- Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.
- Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
- Включение в систему знаний и умений.
- Рефлексия.
- Объяснение домашнего задания
Основная часть
- Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Проверка домашнего задания
Учитель: Добрый день. Наш урок сегодня необычный: Мы отправимся в путешествие. Но перед тем как нам начать новую тему, давайте вспомним, что мы уже знаем. Предлагаю разделиться на четыре группы. Каждой группе я дам задание, которые необходимо выполнить. (Каждая группа должна дать характеристику одному из государств изученных ранее, и выступить перед картой)(Приложение 1)
- Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Учитель: Прекрасно!
Ребята, к нам в гости пришел мифологический герой Садко. Он предлагает посетить сказочную страну. А какую нам предстоит выяснить.
СЛАЙД 1(на экране фрагмент к/ф «Садко»).
Учитель: Кто догадался, в какую страну мы отправимся в путешествие?
Ученики: В Индию.
Учитель: Правильно, это Индия. Кто мне может назвать тему нашего урока?
(Обучающиеся делают предположения)
СЛАЙД 2
Учитель: Что же мы должны о ней узнать?
- Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения.
(Обучающиеся отвечают: географическое положение, природа, занятия, верования)
Учитель: Итак, сегодня мы с вами будем исследователями – путешественниками и постараемся изучить эту страну чудес. Именно так ее называли древние греки, а почему? Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Обучающиеся называют цель: почему древние греки называли Индию –«страна чудес»)
Учитель: Реализовать поставленную цель вам поможет дневник путешественника(Приложение 2). Посмотрите внимательно на него. (Учитель разъясняет как его нужно заполнять).
СЛАЙД 4Учитель: Цель нашего путешествия узнать почему древние греки называли Индию –«страна чудес». Запишите ее в свой дневник путешественника.
(возврат «стрелочка»)
- Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.
СЛАЙД 3(нажать на «географическое положение»)
Учитель: Но перед началом путешествия нам необходимо проложить курс и точно знать куда плыть. Откройте атласы и выполните задание в вашем дневнике. (нажать на карту Индии переход)
Где расположена Индия?
Какие водные пространства ее окружают?
Какие крупные реки протекают по территории Индии?
С чем граничит на севере?
Как называются эти горы?
(переход «стрелочка»)
Учитель: Гималаи переводятся как «Жилище снега». В этих горах находится самая высокая вершина на земле Джомолунгма, что означает «поднебесное жилище богов».
Учитель: Курс проложен. Вперед к дальним берегам!! Наконец наш корабль подплывает к ее берегам.
Учитель: Ребята, давайте разделимся на две группы. Одна группа исследователей будет изучать животный мир, а другая - растительный.
Первая группа изучает отрывок из поэмы «Махабхарата» (Приложение 3) и выписывает животных, которые там встречаются, вторая группа посмотрит видеоролик и расскажет о растительном мире Индии
(нажать на стрелочку «природа» видеоролик, стрелочка переход)
Выступление обучающихся
Учитель: Ребята, представим, что мы с вами идем по джунглям (Физминутка)
Учитель: Пройдя по джунглям мы встретили на нашем пути поселение. Чем занимаются древние индийцы (нажать на «занятия», клик - выходят картинки, нажать на иллюстрацию «земледелие» переход).
Ученики: Земледелие (рис, чай, сахар, хлопчатник, выращивали пряности),
скотоводство, ремесло, охота, рыбалка, собирательство.
Учитель: Итак, наше путешествие подходит к концу, о чём мы ещё не узнали?
Правильно, верования.
Работа с учебником:.
Обратимся к нашему справочнику путешественника. (комментированное чтение п4.)
Учитель: К каким животным с почтение относились индийцы?
Ученики: Корова, обезьяна, змея и слон.
Учитель: Молодцы. Вы уже знаете, что по территории Индии протекает река Инд. Так возникло название религии индийцев – Индуизм.
Учитель: В Индии люди ходят по улицам с метлой и подметают дорогу перед собой. Как вы думаете, зачем они это делают?
(Дети высказывают свое мнение.)
Учитель: Мы с вами выяснили, что индийцы почтительно относились к животным, но на самом деле они уважительно относились ко всем живым существам. И подметали они дорожки для того, чтоб не наступить на кого-нибудь. Все это потому, что индийцы верили в переселение душ. Кем станет человек в следующей жизни зависит от его поведения.
(нажатие на «Ганеша» переход, проверка по эталону.)
- Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Вернёмся в начало урока и вспомним цель нашего путешествия. Почему древние греки называли Индию «Страной чудес»?
Ученики:
- выгодное географическое положение, горы защищали от внешних врагов.
- Богатый растительный мир
- Много разных животных
- Выращивали много культур
- Пряности.
Учитель: Правильно. А еще в Индии была изобретена десятичная система, которой мы пользуемся до сих пор и цифра «ноль», шахматы и домино.
И как вы думаете правы ли были греки?
Ученики: (ответы).
- Включение в систему знаний и умений.
Учитель: А теперь вспомним все, что мы узнали об этой чудесной стране. Поиграем в игру «Крестики – нолики». Я читаю вопросы, вы, если согласны, ставите «Х», если нет - «О»(Приложение 4).
- Индия располагается на полуострове Индостан. (Х)
- По территории Индии протекает две реки Тигр и Ефрат. (О)
- Климат в Индии холодный и суровый. (О)
- Горы в Индии называются Гималаи. (Х)
- Священным животным был тигр. (О)
- Бога с головой слона звали Ганеша. (Х)
- Густые труднопроходимые леса в Индии называются тропиками? (О)
- Растение из которого индийцы делали ткань называли хлопчатник. (Х)
- Индийцы подметали дороги для того, чтобы было чисто. (О)
- Рефлексия.
Учитель: У вас на партах лежат смайлики. Если вам урок понравился, то вы нарисуйте веселого смайлика, если нет, то грустного.
Самооценка
Выставление оценок.
Домашнее задание: проработать § 20; ответить на вопросы 1 – 4; работа с картой в атласах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебное занятие «Природа и люди Древней Индии» с презентацией и модулями
Учебное занятие «Природа и люди Древней Индии». Для работы с учебными модулями Единой коллекции образовательных ресурсов необходимо заранее установить програм...
Урок истории "Природа и люди Древней Индии"
Данный урок изучения нового материала включает использование разнообразных форм и методов работы. Учащиеся работают с картой, источниками, текстом учебника, по ходу урока заполняют рабочий лист и выст...
Урок истории 5 класс. Тема: Природа и люди Древней Индии
Разработка урока "Природа и люди Древней Индии" содержит технологическую карту, презентацию урока и раздаточный материал. На уроке предполагается самостоятельная работа учащих...
«Природа и люди Древней Индии»
На уроке учащиеся познакомятся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии....
Конспект урока "Природа и люди Древней Индии". 5 класс
Урок-путешествие с использованием элементов игровой и проблемно-поисковой технологии, можно использовать презентацию и кинофрагменты из фильма "Садко"....
Конспект урока по Истории Древнего мира в 5 классе "Природа и люди Древней Индии"
Содержание урока "Природа и люди Древней Индии" соответствует требованиям современного образовательного стандарта. Урок сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации....
Технологическая карта по истории Древнего мира " Природа и люди Древней Индии"
Материал по истории Древнего мираКласс: 5 Предмет: История Древнего мираТип урока: Усвоение знаний, навыков и умений.Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучен...