Конспект урока "Начало Смуты: "…без власти далеко не уйдешь?"
план-конспект урока по истории (7 класс)

Никулина Ольга Андреевна

Конспект урока "Начало Смуты: "…без власти далеко не уйдешь?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx45.41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок на тему: "Начало Смуты: "…без власти далеко не уйдешь?". 7-й класс

Цели урока:

  • Выявление причин начала Смуты в России в начале XVII в.
  • Обретение учащимися собственной заинтересованной позиции по отношению к проблемным моментам отечественной истории;
  • Формирование у школьников навыков анализа и обобщения исторических фактов, самостоятельного построения умозаключений.

Задачи урока:

1.Образовательная : дать учащимся знания о правлении Бориса Годунова.

Сформировать представление о начале Смутного времени и причинах этого явления.

2.Развивающая: способствовать совершенствованию умений анализировать источники.

3. Воспитательная: воспитание чувства сострадания, представлений о долге, верности, ответственности человека и политика.

Форма урока – урок-презентация с элементами исследовательской работы

Тип урока – урок введения новых знаний

План урока: 

  • Что такое “смута”.
  • Царствование Бориса Годунова.
  •  Причины Смуты.

Основные понятия: 

  • смута

Основные даты:

- 1598-1605 гг. – царствование Бориса Годунова;

Выдающиеся личности: 

  • царь Борис Годунов;

                                                                          ХОД УРОКА

Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас на уроке. Надеюсь, что нам будет приятно работать. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь  друг другу и начнем наш урок.        

I. Актуализация полученных знаний. 

Тест по теме: «Правление Ивана Грозного». Вариант 1

                         

  Тест по теме « Ивана IV Грозный»                                   7 класс.

1. Избранная Рада  -

1)

Высший государственный орган с совещательными полномочиями при государе

2)

Собрание высших иерархов церкви

3)

Неофициальное правительство при Иване Грозном

4)

Сословно-представительный орган

2. Как называлась крепость построенная в 1551г. для наступления на Казань?

1)

Нарва

2)

Ивангород

3)

Свияжск

4)

Самара

3. Какие земли были присоединены к России в середине 16 века?

А)

Астраханское ханство

Б)

Крымское ханство

В)

Средняя Азия

Д)

Казанское ханство

1

2

3

4

аб

бд

вд

ад

4. Как звали первенца Ивана Грозного, которому он хотел передать власть в 1553г.?

1)

Иван

2)

Федор

3)

Дмитрий

4)

Борис

5. От какого слово произошло название «опричнина»?

1)

кроме

2)

деспотия

3)

республика

4)

войско

6.Кому из своих сыновей Иван Грозный, по преданию, нанес смертельный удар посохом?

1)

Федору

2)

Дмитрию

3)

Борису

4)

Ивану

7Какие страны стали противниками России в ходе Ливонской войны?

А)

Турция

Б)

Польша

В)

Дания

Г)

Англия

Д)

Швеция

Взаимопроверка, обсуждение неправильных  ответов.

Вопрос: Какая ситуация была в российском государстве во второй половине царствования Ивана Грозного?

II. Изучение нового материала.

С 2005 года 4 ноября Россия отмечает новый для себя праздник День народного единства. В пояснительной записке к проекту закона о введении этого праздника отмечалось: "4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и "продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа".

Освобождение Москвы – это окончание тех событий, которые мы будем изучать. Почему Москва – столица нашей родины была захвачена поляками. Как это произошло? Вы узнаете об этом. Начнем с начала. (звучит фрагмент хор «Славься» М.Глинки)

         Прозвучавший музыкальный фрагмент хор «Славься» из оперы М.И.Глинки «Жизнь за царя» посвящен одному из самых сложных периодов нашей истории - событиям начала 17 века.

         17 век вошел в историю нашего государства как «бунташное время». Современники называли начало этого столетия «великой московской разрухой» и «смутой».

Сегодня на уроке мы будем говорить о периоде русской истории, который принято называть Смутой. Хотя события Смуты отделены от нынешнего времени почти четырехсотлетней историей, они продолжают волновать нас, как волновали когда-то современников и очевидцев событий, как волновали россиян последующих веков. Особенно после появления “Истории государства Российского” Н. М. Карамзина, вдохновившей на создание произведений о Смуте А. С. Пушкина, А. К. Толстого. И сегодня факты истории Смутного времени оцениваются неоднозначно. Споры вызывают и название периода, и его хронологические рамки, и причины начала Смутного времени.

Какова наша задача на урок? (задача сегодня на уроке выяснить, в чем же заключались причины начала Смуты в России начала XVII в. (Слайд 4 – тема урока, Слайд 5 – план урока)

- В исторической науке нет точного определения Смуты.  Давайте  мы с вами откроем толковые словари и найдем определение слова   « Смута».

Долгое  время этот период называли лихолетьем. В толковом словаре В.И. Даля «смута» означает возмущение, восстание, мятеж, общее неповиновение, крамола, раздор меж народом и властью. Тревога. Дрязги, наушничество, наговоры. Исходя из толкования слова, предположите, какие черты были присущи историческому периоду, носящему название «Смутное время»?

Задание: Работа с понятием Смута. Назовите черты этого времени (восстания, противоречия между народом и правителем, военные действия, разрушение хозяйства)

Составьте понятийное колесо "Смута" и на его основе свое определение.

Смута – период борьбы за власть, сопровождающийся сменой династий, интервенцией и другими потрясениями.

Слово учителя:

Учитель сообщает: В конце XVI в. в стране резко обострились социальные противоречия. Тяжелый хозяйственный кризис, порожденный опричниной и войнами, привел к новому витку закрепостительных мер. В 1581 г. были введены «заповедные годы».

 Запись в тетрадях:  «Заповедные годы» - годы, в которые запрещались крестьянские переходы.(отмена права крестьян уходить от своего хозяина в Юрьев День)

В 1584 году скончался Иван грозный. Надо сказать, что с детьми ему не везло. Старший сын,Дмитрий, утонул в младенческом возрасте. Второй, Иван, отличался буйным нравом. В 1581 г. Во вспыхнувшей ссоре царь ударом посоха в висок убил сына Ивана.младший  сын дмитрий  страдал эпилепсией. Новый российский государь Федор Иоаннович был полной противоположностью своему отцу. Многие считали царя Федора слабоумным ,недалеким человеком. Он мало вмешивался в государственные дела,поручив их брату своей жены-боярину Борису Федоровичу Годунову.Годунов происходил  из древнего, хотя и незнатного рода.

Федор Иоаннович (1584—1598 гг.) встал перед необходимостью исправления положения и дальнейшего укрепления государства. Личные качества царя Федора не способствовали его активному участию в государственных делах, чем и объясняется борьба между боярскими группировками Вельских, Шуйских и Годунова после смерти Грозного.

Учитель продолжает: В 1597 г. принимаются указы об «урочных летах» и усилении зависимости холопов.

 Запись в тетрадях:

«Урочные лета» - срок, в период которого помещики имели право на розыск своих беглых крестьян. Обычно пяти-пятнадцати летние периоды. Впервые введены в 90-х гг. XVI в.

 Учитель продолжает: Однако эти меры означали еще только начало крепостничества: крестьяне прикреплялись к земле, а не к землевладельцу.

. Крупнейшим политиком этого периода стал брат жены Федора -
Борис Годунов.

 Учитель сообщает:. В 1591 г. царевич Дмитрий умер в Угличе. Поползли слухи о том, что его убили по приказу Бориса Годунова. В 1598 г. умер Федор Иоаннович. С его смертью прекратилась династия князей Рюриковичей, правившая Русью 700 лет. В 1598 г. начинается процесс дестабилизации внутреннего равновесия российского общества из-за утраты законной власти монарха.

 Учитель сообщает: После смерти царя Федора Иоанновича прекратилась правившая на Руси династия Рюриковичей. На Земском соборе царем избрали Бориса Федоровича Годунова (1598-1605 гг.), брата жены царя Федора Ирины. Впервые на Руси появился царь, получивший престол не по наследству.

1. Царствование Бориса Годунова.

Звучит отрывок из оперы М. П. Мусоргского “Борис Годунов” - интродукция и хор “Да здравствует царь Борис Федорович” (1 мин. 20 сек.)

Вопросы: - О каком событии хотел поведать нам М. П. Мусоргский в этом отрывке из оперы? (избрание царем Бориса Годунова)

- Почему стало возможным избрание на царство Бориса Годунова – он не был потомком Рюрика? (в течение многих лет Борис фактически правил государством, он остался единственным опекуном Федора. Сестра Бориса Ирина была женой Федора. Царь Федор Иванович всецело доверял своему шурину и, умирая, завещал престол именно ему)

Вопрос о престолонаследии решался Земским собором. На стороне Бориса Годунова выступил патриарх Иов, а значит - Русская церковь. Его поддерживали дворяне, стрельцы и чернь, а также некоторые бояре. Но Годунов отказался венчаться на царство. Бояре и весь Земский собор дважды приходили в Новодевичий монастырь, где в это время находился Борис Годунов, и умоляли его стать царем. (Слайд 8) 3 сентября 1598 г. в Успенском соборе состоялась коронация Бориса Годунова. Он стал первым “выборным” царем в истории нашей страны.

Как личность царь Борис, по свидетельству современника, “цвел благолепием” и “образом своим многих людей превзошел”. Новый царь обладал звучным голосом и даром красноречия. Был приветлив в обращении, имел величественные манеры.

Став царем, Борис поклялся пять лет править без казней. Массовых казней и опал действительно не последовало, но своих соперников царь “извел”.

Так, в 1600 г. по ложному обвинению были арестованы бояре Романовы, двоюродные братья царя Федора, которые могли претендовать на престол. Старший из братьев, Федор Никитич, был подстрижен в монахи и стал старцем Филаретом. Трое младших братьев Романовых вскоре умерли в ссылке.

Годунов был способным правителем. Многое было сделано для улучшения внутреннего и внешнего положения страны.

Работа с документом: Прочитайте документ и ответьте на вопросы.

Из труда историка Н. М. Карамзина:

«В усердной любви к гражданскому образованию Борис превзошёл всех древнейших венценосцев России, имев намерение завести школы и даже университеты, чтобы учить молодых россиян языкам европейским и наукам: в

1600 году он посылал в Германию немца Иоанна Крамера, уполномочив его искать там и привезти в Москву профессоров и докторов... Сие важное намерение не исполнилось, как пишут, от сильных возражений духовенства... Но оставив мысль заводить университеты в России, царь послал 18 молодых боярских людей в Лондон, в Любек и во Францию учиться языкам иноземным, так же как молодые англичане и французы ездили тогда в Москву учиться русскому....он звал к себе из Англии, Голландии, Германии не только лекарей, художников, ремесленников, но и людей чиновных в службу.

Он не был, но бывал тираном; не безумствовал, но злодействовал, подобно Иоанну, устраняя совместников или казня недоброжелателей. Если Годунов на время благоустроил державу, на время возвысил её во мнении Европы, то не он ли и ввергнул Россию в бездну злополучия почти неслыханного — предал в добычу ляхам и бродягам, вызвал сонм мстителей и самозванцев истреблением древнего племени царского? Не он ли, наконец, более всех содействовал уничижению престола, воссев на нём святоубийцею?»

С1.К какому времени относится царствование Бориса Годунова? В чём состояла особенность его воцарения?

С21 Каковы, по мнению историка, заслуги Бориса Годунова? Назовите не менее трёх положений.

Пояснение.

– Приглашал на службу чиновников-иностранцев;

– отправлял молодых бояр за границу;

– приглашал студентов из Англии и Франции;

– способствовал росту международного авторитета России.

Учитель:

В конце 90-х гг. наметившийся было экономический подъем был прерван неурожаем. В стране начался голод, цена на хлеб поднялась примерно в 100 раз. Правительство Бориса Годунова пыталось бороться с голодом, однако предпринимаемые меры не давали желаемых результатов. Голод привел к восстаниям. В 1603 г. началось восстание Хлопка. Оно вспыхнуло в юго-западных уездах страны, где собрались тысячи холопов. Они собрались в войско и двинулись к столице. С большим трудом правительственным войскам удалось подавить восстание.

                                          ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Начало его царствования было благоприятным, однако вскоре на страну обрушились бедствия, которые народ воспримет как кару небесную за избрание на трон “неприродного” царя. Борис потеряет свою популярность. Именно эти бедствия и подтолкнут страну к началу Смуты.

Нам предстоит выяснить причины этого периода. Для этого нам необходимо проанализировать исторические документы. Ознакомьтесь с ними в парах и распределите причины на 3 колонки: экономические, социальные, политические.

2.. Причины Смуты.

Учитель читает стихотворение.

Звучит немолчно в зареве набат,

А на траве – в кровавой багрянице

Царя Феодора убитый брат,

В заре горит грядущих гроз багрянец,

Мятеж и мрак, невнятные слова,

И чудится далёкий самозванец,

И пленная, растленная Москва!

- Так видятся причины Смуты русскому поэту начала XX века Кузьмину. Нам же предстоит выдвинуть свою версию причин. И сделаем мы это, опираясь на мнения известных русских историков, на документы. Обратите своё внимание на рабочие листы

Исследователи Смутного времени подчеркивали, что в событиях начала XVII в. переплелись противоречивые интересы и устремления: политические, экономические, социальные, национальные. Разобраться в этом сплетении непросто. Попробуем однако приблизиться к пониманию происходившего в Смутное время, прежде всего причин Смуты.

Работа с документами в группах (Приложение 2 ).

Задание для групп: 

  • Внимательно самостоятельно прочитайте документы.
  • Сначала обсудите документ с соседом по парте, затем объединитесь с ребятами из своей группы.

Разделите причины Смуты по трем направлениям: экономические, политические и социальные.

Составление таблицы «Причины Смуты»

Политические

Экономические

Социальные

Династический кризис в связи с пресечением династии Рюриковичей и избранием Земским собором 1598 г. царем Бориса Годунова.

- Хозяйственное разорение страны в результате Ливонской войны и опричнины.

- Голод 1601-1603 гг. (только в Москве от голода погибло 127 тыс. чел.)

Ухудшение положения крестьян: увеличение повинностей, отмена “заповедных лет” и введение “урочных лет”

Царь Борис пытался бороться с ситуацией, были открыты царские амбары. Чтобы успокоить народ Борис восстановил Юрьев день и отменил сыск беглых крестьян. Но это уже не могло остановить нараставшее с каждым днем недовольство царем.

Во всех бедах стали винить царя: Борис узурпировал трон,загубил царевича дмитрия,получил власть не по праву рождения,а был избран на царство. Именно в это время по Москве поползли слухи, будто в Угличе погиб не сын Грозного Дмитрий, а другой мальчик. Сам же Дмитрий жив, вот-вот появится на Руси и облегчит жизнь народу. Неудачи царствования Б.Годунова подготовили почву для появления самозванца.

Вопрос: Почему многие простые люди поверили в спасение царевича Дмитрия?

Удалось ли Лжедмитрию захватить Московский престол, мы узнаем на следующем уроке.

III. Закрепление.

(Слайд 14)

О каких событиях написаны следующие строки.

“Привел меня Бог видеть злое дело,
Кровавый грех. Тогда я в дальний Углич
На некое был послан послушанье;
Пришел я в ночь. Наутро в час обедни
Вдруг слышу звон, ударили в набат,
Крик, шум. Бегут на двор царицы. Я
Спешу туда же — а там уже весь город.
Гляжу: лежит зарезанный царевич…” (убийство царевича Дмитрия в Угличе)

“Мне счастья нет. Я думал свой народ
В довольствии, во славе успокоить,
Щедротами любовь его снискать —
Но отложил пустое попеченье:
Они любить умеют только мертвых…
Бог насылал на нашу землю глад,
Народ завыл, в мученьях погибая;
Я отворил им житницы, я злато
Рассыпал им, я им сыскал работы —
Они ж меня, беснуясь, проклинали!” (голод 1601-1603 гг.)

3. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы

Из сочинения историка В.О. Ключевского.

“...Почвой для нее послужило тягостное настроение народа, вынесенное народом из царствования Грозного и усиленное правлением Бориса Годунова. Повод к Смуте дан был пресечением династии и следовавшими затем попытками ее восстановления в лице самозванства. Коренными причинами Смуты надобно признать народный взгляд на отношение старой династии к Московскому государству, мешавшей освоиться с мыслью о выборном царе, и потом самый строй государства с его тяжелым тягловым основанием... Смуте содействовали и другие обстоятельства: действия правителей, становившихся во главе государства после царя Федора, боярские опалы, голод, мор...”

Вопросы:

К какому веку российской истории относятся события, описываемые в отрывке?

Что имел в виду историк, говоря о пресечении династии и выборном царе?

3. На основе текста документа и знаний по курсу истории назовите основные причины Смуты.

        Оцените свою работу на уроке, заполните небольшую анкету 

1.  На уроке я работал
2.  Своей работой на уроке я
3.  Урок для меня показался
4.  За урок я
5.  Мое настроение
6.  Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

Активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

Итог урока Д/З  Изучить & 6

Группа 1.

Причины Смуты.

 Прочитав документы, обсудите их. Назовите причины Смуты. Разделите их по трем направлениям: экономические, политические и социальные.

О зачале разбойничества во всей России.

...В правлении же при сем велицем государе блаженнем царе Феодоре Борис Годунов и инии мнози от вельможь не токмо род его, но и блюдомии ими, многих человек в неволю к себе введше служити… Мнози же, начальствующим последствующе, в неволю порабощающее… (из «Сказания» Авраамия Палицына)

***

Мнение современного историка Р.Г. Скрынникова:

«Младший сын Ивана Дмитрий страдал эпилепсией. Недуг был неизлечим, и шансы на то, что царевич доживет до зрелых лет оставит наследника, были невелики.

Со времени Н.М. Карамзина обвинение Годунова в убийстве Дмитрия стало своего рода традицией. "Злодейское убийство" не зримо присутствует в главных сценах пушкинской трагедии Борисе Годунове.

Младший сын Грозного, царевич Дмитрий, погиб в Угличе полдень 15 мая 1591 г. Повести и сказания Смутного времени заполнены живописными подробностями его убийства. Но среди их авторов не было ни одного очевидца угличских событий.

Следственные материалы свидетельствовали о непричастности Бориса к смерти царевича.

К моменту смерти царевича не исчезла полностью возможность рождения законного, наследника в семье Федора. Никто не мог точно предсказать, кому достанется трон. Из ближних родственников царя наибольшими шансами обладал не Годунов, ими oобладали Романовы.

Ситуация, сопутствовавшая угличским событиям, носила критический для правительства характер. Над страной нависла непосредственная угроза вторжения шведских войск и татар. Достаточно было малейшего толчка, народ поднялся на восстание, которое для Годунова могло кончиться катастрофой.

В такой обстановке гибель Дмитрия явилась для Бориса событием нежелательным и, более того, крайне опасным. Факты опровергают привычное представление, будто устранение младшего сына Грозного было для Годунова политической необходимостью»

***

    В 1601 году начался великий голод, который продолжался три года; мерка зерна, которая продавалась раньше за пятнадцать су [0,75 ливра], продавалась за три рубля, что составляет почти двадцать ливров. В продолжение этих трех лет совершались вещи столь чудовищные, что выглядят невероятными, ибо было довольно привычно видеть, как муж покидал жену и детей, жена умерщвляла мужа, мать — детей, чтобы их съесть... Словом, это был столь великий голод, что, не считая тех, кто умер в других городах России, в городе Москве умерли от голода более ста двадцати тысяч человек... (Жак Маржерет)

Группа 2.

Причины Смуты.

Прочитав документы, обсудите их. Назовите причины Смуты. Разделите их по трем направлениям: экономические, политические и социальные.

   

   Наводит Бог, грехов ради наших, приводя нас к покаянию, мы же его наказания [указания] ни во что не ставим, за то навел на нас Бог голод великий: были дожди великие всё лето [1601], хлеб же рос; и когда уже [пора пришла] хлебу наливаться [вызревать], он незрелый стоял, зелен как трава; на праздник же Успения Пречистой Богородицы был мороз великий и побил весь хлеб: рожь и овес. И в том же году люди еще питались, терпя нужду, старым и новым хлебом, а рожь сеяли, чаяли, что взойдет; а весной [1602] сеяли овес, тоже чаяли, что взойдет. Тот же хлеб: рожь и овес, ничего не взошло, всё погибло в земле. Был же на земле голод великий, так что не купить и не добыть [хлеба]. Был же тот голод три года. («Новый летописец»)

***

   15 мая 1591 г. царевич Дмитрий был найден зарезанным на дворе углицкого дворца; на звон набатного колокола сбежалась большая толпа угличан; подозревая царского дьяка и приставов в убийстве царевича, разъяренная толпа перебила их всех. Из Москвы была прислана следственная комиссия под председательством боярина князя Василия Ивановича Шуйского; в своем докладе Шуйский представил заключение, что царевич не был убит, но нечаянно сам нанес себе смертельную рану, играя ножом «в тычку» с другими детьми. Тогда правительство строго наказало угличан за бунт и самоуправство. Однако народная молва не поверила версии о случайном самоубийстве царевича, и шепотом передавались обвинения, что царевич убит по наущению Бориса Годунова, который надеялся сам стать царем по смерти, бездетного Федора.

   В январе 1598 г. царь Федор умер, и с его смертью прекратилась династия Рюрика на московском престоле. (С. Г. Пушкарев Обзор русской истории)

***

   Царь и великий князь Федор Иванович всея Руси указал. Которые крестьяне из-за бояр, и из-за дворян, и из-за приказных людей, и из-за всяких людей, из поместий и из вотчин… выбежали до нынешнего году за пять лет… тех беглых крестьян… сыскивати. А по суду и по сыску тех крестьян беглых с женами и с детьми возити их назад, где кто жил… (Из «Указа о беглых крестьянах» 1597 г)

Группа 3.

Причины Смуты.

Прочитав документы, обсудите их. Назовите причины Смуты. Разделите их по трем направлениям: экономические, политические и социальные.

«Настал Иван четвертый,
Он третьему был внук;
Калач на царстве тертый
И многих жен супруг…
Приемами не сладок,
Но разумом не хром;
Такой завел порядок,
Хоть покати шаром!»

Вопросы:

  • Какой порядок «завел» в России Иван Грозный?
  • Почему следствием такого порядка стало, как пишет автор «хоть покати шаром!»

***

 Последний представитель династии Рюриковичей на престоле — царь Федор Иванович — не имел детей. Его младший брат, сын Ивана Грозного от седьмой жены, царевич Дмитрий погиб в Угличе в 1591 г. при невыясненных обстоятельствах. Для нас не имеет значения, был ли он убит, зарезался ли во время эпилептического припадка или чудесным образом спасся. Важно, что вследствие этого события стало возможным появление Лжедмитрия, с которым связано начало Смуты.

***

   Положение двух основных классов московского населения – служилых и «тяглых» людей (тех, кто платил налог и нес повинности; тягло – натуральные государственные повинности крестьян и посадских людей)– в конце XVI в. значительно ухудшилось. С открытием обширных юго-восточных пространств среднего и нижнего Поволжья сюда устремился из центральных областей государства широкий поток крестьянского населения, стремившегося уйти от государева и помещичьего «тягла», эта утечка рабочей силы повела к недостатку рабочих рук. Это вынуждало помещиков увеличивать крестьянские подати и повинности и стремиться всеми способами закрепить за собой крестьянское население своих имений. (С. Г. Пушкарев Обзор русской истории)

Приложение№ 2.

БОРИС ГОДУНОВ (1598-1605).

Зять палача и сам в душе палач…

…он правит нами,

Как царь Иван (не к ночи будь помянут).

Что пользы в том, что явных князей нет…

Уверены ль мы в бедной жизни нашей?

Нас каждый день опалы ожидают,

Тюрьма, Сибирь, клобук иль кандалы.

А там – в глуши голодна смерть иль петля.

Пушкин А.С.

«А царь Борис красотой славился, внешностью своей, превзойдя многих, роста он был среднего, человеком он был достоянным удивления, большим умом отличался и был весьма красноречив, благочестив и нищелюбив. Многое он делал на благо государства своего и большую заботу проявлял и всякие диковинки создавал. Один только имел недостаток, а от Бога наказание: к врачевателям сердечное расположение и к власти неукротимое стремление  и на убийство бывших до него царей покушался, потому и принял возмездие. Таков был царь Борис».

                        Из «Летописной книги» князя Семена Шаховского

Точка зрения историков:

«Борис не был человек злой, делать другим зло для него не составляло удовольствия, ни казни, ни крови он не любил. Борис даже склонен делать добро, но это был человек из тех недурных людей, которым всегда своя сорочка к телу ближе и которые добры до тех пор, пока можно делать добро без ущерба для себя; при малейшей опасности они думают уже только о себе и не останавливаются ни перед каким злом».

                                                                        Костомаров Н.И.

«Борис принадлежал к числу тех злосчастных людей, которые и привлекали к себе, и отталкивали от себя, - привлекали видимыми качествами ума и таланта, отталкивали незримыми, но чуемыми недостатками сердца и совести. Он умел вызывать удивление и признательность, но никому не внушал доверия; его подозревали в двуличии и коварстве и считали на все способным».

                                                                        Ключевский В.О.

«Мягкий, любезный, склонный к привету и ласке в личном обращении…, Борис был чуток к добру и злу, к правде и лжи; он не любил насильников и взяточников, как не любил пьяниц и развратников. Он отличался личной щедростью и охотно приходил на помощь бедным и обездоленным.…Соединяя с большим умом административный талант и житейскую хитрость, Борис сумел внести в жизнь дворца и в правительственную практику совершенно иной тон и новые приемы. Вместо обычных для царя Ивана Васильевича «грозы» и «казни», от царя Федора и Бориса народ видел «правосудие» и «строение». Но… власть он держал твердою рукой и умел показать ее не хуже Грозного, когда видел в этом надобность. Только Грозный не умел обходиться без плахи и веревки, а Борис никогда не торопился с ними».

                                                                        Платонов С.Ф.

«“… Иван Грозный привел страну в пропасть, и все же в народной памяти он остался ярким и сильным человеком. Борис Годунов пытался вытащить страну из пропасти. И поскольку это ему не удалось, он остался в народной памяти лишь изворотливым, лукавым, неискренним человеком.

Борис Годунов сделал первую до Петра попытку ликвидировать культурную отсталость России от стран Запада. В Россию приезжает значительное количество иностранных специалистов. Вероятно, если бы в распоряжении Годунова оказалось еще несколько спокойных лет, Россия более мирно, чем при Петре, и на сто лет раньше пошла бы по пути модернизации. Но этих спокойных лет не было…

Голод погубил Бориса».

                                                                                Кобрин В.Б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока и презентация Власть и церковь 7 класс

конспект урока и презентация  Власть и церковь 7 класс...

План-конспект урока "Смута" по Истории России.

К план-конспекту прилагается презентация Power Point....

Конспект урока по теме " ЯПОНИЯ. ДАЛЕКАЯ И БЛИЗКАЯ"

Конспект урока по теме "Япония . Далекая и близкая" 11 класс....

Конспект урока: Смута

Конспект урока: Смута 7 класс...

Конспект урока "Смута"

Методическая разработка урока...

Презентация к уроку "Начало Смуты: "…без власти далеко не уйдешь?

Презентация к уроку  "Начало Смуты: "…без власти далеко не уйдешь?...

Конспект урока "Смута в Российском государстве в 17 веке"

Цель урока: создать условия для знакомства учащихся с периодом Смуты в Российском государстве, определить причины Смуты, приход к власти Лжедмитрия I. Восстание Ивана БолотниковаЗадачи: Обуч...