Конспект урока "Смута"
план-конспект урока по истории (7 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Начало Смуты. Самозванец на престоле.
Цели: на основе анализа документального и учебного материала определить причины, сущность последствия Смутного времени; знать отношения различных слоев к этому явлению; учиться выявлять причинно-следственные связи; совершенствовать навыки самостоятельной работы с документами.
Планируемые результаты : формирование умений анализа и обобщения на основе знаний об истории России; развитие коммуникативных навыков речевого взаимодействия в аудитории класса; развитие интереса к истории России на примере углубленного изучения исторических личностей.
Оборудование: учебник И.Л. Андреев, И.Н. Федоров, И.В. Амосова; листы историческими документами, контурные карты, мультимедийное оборудование.
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
I. Организационный момент (1 минута)
Здравствуйте! Рада Вас видеть!
II. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (3 минуты).
Драматические события начала XVII века, связанные с расколом общества и государства, слабостью власти, самозванством, вмешательством иностранных государств в дела России, назвали Смутным временем, Смутой. В чем причины Смуты? Кто играл главную роль в происходящих событиях? Почему в России появился самозванец и кем он был на самом деле? На эти вопросы мы попытаемся ответить в течении урока.
III. Этап актуализации новых знаний. ( 30 минут).
Сегодня принято считать, что Смутное время явилось порождением социально-политического кризиса начала XVII века.
Прочитайте Документ 1.
Какая обстановка сложилась в Русском государстве в это время? В следствии чего?
Основным проявлением Смутного времени стал династический кризис – пресечение законной московской династии. Этот кризис совпал с разрухой, голодом, запустением центральной части русских земель вследствие неразумной политики Ивана Грозного. Стремясь преодолеть хозяйственную разруху, правительство ужесточает политику закрепощения крестьянства, увеличивает налоговый гнет. Это вызывает протест народа. Он принимает крайние формы еще и потому, что подобные меры исходят от правителей, которые, по народным представлениям, не имели божественного права на престол. Верхушка же общества была разобщена: между боярами, дворянами, служилыми людьми существовали многочисленные противоречия.
Зимой в 1601-1602 годах были долгими и многоснежными. Летом неделями лили дожди, а иной раз выпадал и снег. Озимые гибли под снегом, яровые хлеба гнили на корню. В начале 1603 года цены на хлеб поднялись в 20 раз, деньги стремительно теряли цену. Голодающие толпами стекались в столицу. В крупных городах съели всех кошек и собак, были случаи людоедства. Люди умирали от голода прямо на улицах. Царь Борис приказал отворить царские житницы для безденежной раздачи хлеба – алчные приказные люди кинулись наживаться на всеобщем бедствии. Даже некоторые монастыри пустились в хлебные спекуляции.
Смута стала кризисом, который поразил все сферы жизни. В основе кризиса было острое недовольство, которое испытывали различные сословия.
Именно в это время в Польше объявился человек, называвший себя сыном Ивана Грозного царевичем Дмитрием, якобы чудом избежавший смерти и долгие годы скрывавшийся по монастырям. Он был неплохо образован, знал придворный этикет, многие секреты московского двора и подробности событий в Угличе. Польские князья, который не устраивал мир с Россией, решили воспользоваться случаем и помочь Дмитрию взойти на московский престол. В Москве Лжедмитрия называли самозванцем, беглым монахом Чудова монастыря Гришкой Отрепьевым. Но кем бы не был это человек на самом деле, многое говорит о том, что он искренне верил в свое царское происхождение.
Теперь, по ходу моего рассказа, Вы будите отмечать на карте продвижение Лжедмитрия к Москве.
Получив от польских магнатов деньги и набрав войско, Лжедмитрий осенью 1604 года вторгся в пределы Русского государства. Лжедмитрий наступал на Москву через южнорусские земли, где тяготы голода и государевой службы привели помещиков к почти полному разорению. Некоторые города встречали «законного царевича» праздничным перезвоном колоколов. Множилось число его сторонников. Лжедмитрий шел из Польши через Киев, Чернигов, занял Севск. Годунову пришлось мобилизовать большие силы, чтобы остановить продвижение самозванца. В 1605 году под деревней Добрыничи царские воеводы нанесли Лжедмитрию поражение. Отрепьев собирался бежать в Польшу, однако его удержали казаки. Борьба приобрела затяжной характер. Но тут вмешался случай.
В середине апреля 1605 года скончался царь Борис. В одночасье рухнуло все, что было с таким трудом сделано Годуновым. Его противники торжествовали, приверженцы спешили переметнуться на сторону самозванца. Войско вышло из повиновения. Сын Бориса, молодой царь Федор был свергнут и убит. Тем временем Лжедмитрий продвигался через Кромы, Орел, Коломну к Москве.
20 июня 1605 года Лжедмитрий I торжественно, под колокольный звон вступил в Москву. Народ ликовал. В тот же день Лжедмитрий сменил всю кремлевскую стражу, а на другой день велел созвать священный собор, чтобы выбрать новое церковное руководство. Лжедмитрию оставалось теперь убедить всех в том, что он – сын Ивана Грозного. Сам он в этом нисколько не сомневался, а потому легко согласился встретиться с матерью царевича. В середине июля 1605 года старицу Марфу привезли в Москву. Многие наблюдали их трогательную встречу – вдова Ивана Грозного и самозванец со слезами на глазах обняли дуг друга. Вскоре после этого, 21 июля, состоялась коронация Лжедмитрия. Так началось правление самозванца. Боярскую думу он преобразовал в Сенат, вводил новые должности по польскому образцу и не считался с мнением бояр. При нем вовсю шла работа над новым Судебником. Была начата подготовка к военному походу на турецкую крепость Азов. Но подготовка к войне вызвала резкое раздражение у дворянства. Но особенно сильное брожение умов вызвала женитьба царя на дочери польского вельможи Марине Мнишек. К тому же москвичей приводило в гнев вызывающее поведение поляков и литовцев, во множестве съехавшихся на свадебные торжества. Всем этим воспользовались противники самозванца.
Прочитать документ 2.
Почему у Лжедмитрия появились противники?
17 мая 1606 г. заговорщики ударили в набат. Лжедмитрий I был убит. Его тело выволокли на Красную площадь, закрыли лицо маской, а в пальцы вложили дудку: отныне никто не должен был сомневаться, что это не подлинный царь, а скоморох и самозванец.
Через три дня царем выкрикнули Василия Шуйского (1606-1610). Человек знатный и уже поживший, на момент избрания ему было 54 года. В 1591 году он возглавлял следствие о гибели царевича Дмитрия. Избрание Шуйского было признано далеко не всеми. Шуйский попытался укрепить свое положение союзом с аристократическими кругами. При восшествии на трон он дал боярам крестоцеловальную запись, в которой обязался не править страной без участия Думы и не накладывать ни на кого несправедливых опал. Правда, впоследствии Шуйский не раз нарушал договор. Поощряя доносительство, он ссылал и подвергал опале неугодных лиц.
Прочитать Документ 3.
Что такое Смута? Как она повлияла на развитие Русского государства?
IV. Итог
Ослабление центральной власти привело к Смуте. Боярство, позиции которого были значительно подорваны в годы опричнины Ивана Грозного, вновь попыталось стать ведущей политической силой в стране. Одной из характерных черт Смутного времени стало широкое распространение самозванчества. Ситуация осложнялась и тем, что в Россию начали вторжение иностранные войска.
V. Домашнее задание
Параграф 12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...