Рабочая программа элективного курса "Изучаем Конституцию"
рабочая программа по истории (10 класс)

Виктор Алексеевич Махамет

Элективный курс «Изучаем Конституцию России» рассчитан на учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы. Основные положения курса включены в школьную программу, но в не достаточном объеме, т.е. сжатом варианте, хотя в системе юридического образования изучение данной отрасли права занимает одно из центральных мест. На современном этапе эта отрасль системы права характеризуется активным развитием. Конституционное право России как учебный курс способствует формированию основных представлений о фундаментальных ценностях конституционного строя страны, о правовых принципах, направляющих содержание, развитие и применение всех отраслей отечественного права. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchaem_konstitutsiyu.docx31.78 КБ
Файл detstvo_i_yunost.docx953.71 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса

«Изучаем Конституцию России»

Составил учитель истории и обществознания Махамет В.А.


Пояснительная записка 

В связи с актуализацией проблемы правового нигилизма, недостатка правовой культуры, а также воспитания активной гражданской позиции молодых граждан, на основе рекомендаций к преподаванию правовых дисциплин Российского фонда правовых реформ (указаны в программах по основам правовых знаний 7-11 классы, авторов В.В. Спасской, С.И. Володиной, А.М. Полиевктовой) была разработана программа настоящего элективного курса.

Элективный курс «Изучаем Конституцию России» рассчитан на учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы. Основные положения курса включены в школьную программу, но в не достаточном объеме, т.е. сжатом варианте, хотя в системе юридического образования изучение данной отрасли права занимает одно из центральных мест. На современном этапе эта отрасль системы права характеризуется активным развитием. Конституционное право России как учебный курс способствует формированию основных представлений о фундаментальных ценностях конституционного строя страны, о правовых принципах, направляющих содержание, развитие и применение всех отраслей отечественного права. 

Центральное внимание в элективном курсе уделено основам конституционного строя РФ, полномочиям органов власти, всем группам прав граждан РФ, в частности акцентировано внимание на избирательных правах, пути их реализации, также рассматривается порядок формирования и деятельность органов представительной власти РФ. Знание своих прав, конкретных правовых норм, определяющих основы жизнедеятельности граждан имеет важное значение для формирования гражданского правосознания и правовой культуры старшеклассников. От понимания особенностей политической системы России, происходящих политических процессов в стране, от готовности компетентно участвовать в делах государства, от правовой культуры подрастающего поколения зависит будущее страны. Поэтому, существует необходимость в проведении дополнительных занятий в виде элективного курса по избирательному праву, изучив который учащиеся получат дополнительные правовые знания и смогут применить их на практике.

Основным объектом изучения курса являются Конституция РФ.

Задачи элективного курса «Изучаем Конституцию России»:

-Знакомство с источниками конституционного права; порядком формирования представительных органов государственной власти.

-Развитие умения пользоваться источниками права; анализировать нормы права, получать в ходе анализа дополнительную информацию и использовать её для решения задач познавательного характера.

-Развитие умения работать в группах и отстаивать свою точку зрения. Повышение уровня познавательной активности и саморазвития в отношении обществоведческих наук.

   
-Способствование дальнейшей социализации учащихся.

-Создание условий для формирования твёрдой гражданской позиции.
Профессиональная ориентация.


Элективный курс «Изучаем Конституцию России» рассчитан на 34 учебных часа, в рамках которых обучающиеся смогут получить минимальный объём знаний в области конституционного права, не вошедших в программу школьного и профильного обучения. Полученные знания дают ученикам возможность более качественно подготовиться к итоговой аттестации по праву и обществознанию за курс основной (полной) школы и способствуют дальнейшей профессиональной ориентации

                                           Описание тем 


Название темы


Что изучается


Понятие Конституции. Первые Конституции.


Принципы конституционного права. 

Источники и нормы конституционного права. Конституционная система. Понятие конституционализма. 

Понятие «конституция». Способы принятия. Виды конституции: принятые от имени народа – дарованные народу; писаные – неписаные (Великобритания); реальные – фиктивные. Значение конституции как юридического документа. 


Конституционная история России


История развития конституционализма в России: первые конституционные проекты. Характеристика конституций, принятых в СССР и в России после 1917 г. Достоинства и недостатки Основного Закона России


Основы конституционного строя России.


Содержание вступительной части Конституции. Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Человек, его права и свободы – высшая ценность. Многонациональный народ России – носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления государственной власти Прямое действие Конституции РФ. 


Основы конституционного строя России.


Сущность и систематизация прав и свобод человека. Критерии систематизации. Деление прав и свобод: личные (гражданские), политические, экономические, социальные, культурные.


Основы конституционного строя России.


Конституционные права и свободы человека – база правового положения личности в государстве.


Федеративное государство


Понятие «светское государство». Взаимоотношения государства и церкви.


Федеративное устройство РФ


Формы государственного устройства. Понятия «унитарное государство», «федерация», «конфедерация». Федеративное устройство Российской Федерации. Субъекты РФ, их виды. Предметы ведения РФ и субъектов РФ. 


Принцип разделения властей


Формы государственного управления. Понятие «монархия». Виды монархий. Исторические формы монархий (деспотия, варварские королевства, удельное государство, вассальное государство, сословно-представительная монархия). Понятие «республика». Формы республик. Особенности формы правления в России по Конституции 1993 г. 


Система сдержек и противовесов в России


Система сдержек и противовесов в России


Государственное устройство России.


Формы государственного управления. Понятие «монархия». Виды монархий. Исторические формы монархий (деспотия, варварские королевства, удельное государство, вассальное государство, сословно-представительная монархия). Понятие «республика». Формы республик. Особенности формы правления в России по Конституции 1993 г. 


Права и свободы человека и гражданина.


Сущность и систематизация прав и свобод человека. Критерии систематизации. Деление прав и свобод: личные (гражданские), политические, экономические, социальные, культурные. раво на жизнь как первооснова всех других прав и свобод. Право на свободу и личную неприкосновенность. Свобода мысли, совести и религии. Право на неприкосновенность личности и семейной жизни. Неприкосновенность жилища. Частная жизнь. Тайные переписки. Семейные и личные тайны.


Государственные символы России: герб, гимн, флаг. Их сущность и история. 


Государственные символы России: герб, гимн, флаг. Их сущность и история.


Избирательное право.


Избирательные права граждан. Принципы избирательного права. Избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная. Особенности смешанной избирательной системы в России. 


Президентская власть


Президент России, его отношения с главами субъектов Федерации. Место и роль Президента в правящей структуре России. Внутриполитические и внешнеполитические полномочия главы государства. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешения его от должности. 


Законодательная власть.


Парламенты в европейской политической традиции. История развития парламентаризма В России. Состав и способы формирования Совета Федерации и Государственной Думы. Комитеты и комиссии обеих палат. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок внесения законопроектов в Государственную Думу и их рассмотрение. Права и обязанности депутата Государственной Думы. 


Исполнительная власть.


Сущность исполнительной власти. Правительство РФ, полномочия, функции, порядок формирования и расформирования. Органы исполнительной власти в субъектах РФ. Порядок обращения граждан в исполнительные органы. 


Система правоохранительных органов в РФ.


Система правоохранительных органов в РФ. Понятие правоохранительных органов. Задачи и функции правоохранительных органов. Система органов. Понятие судебной системы. Понятие прокуратуры. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Органы, осуществляющие дознание. 


Общие принципы организации местного самоуправления в РФ.


Общие принципы организации местного самоуправления в РФ. История возникновения. Решение вопросов местного значения. Муниципальная собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Роль и значение в жизни общества. 


                                           Поурочное планирование


урока


Название темы, раздела


Тема урока


1


Понятие Конституции. Первые Конституции.

(1 час)


Понятие Конституции. Первые Конституции.


2


Конституционная история России 

(2 часа)


Конституционная история России


3



Конституционная история России 


4


Основы конституционного строя России (3часа)


Основы конституционного строя России.


5



Основы конституционного строя России.


6



Основы конституционного строя России.


7


Федеративное государство (1 час)


Федеративное государство


8


Федеративное устройство РФ (3 часа)


Федеративное устройство РФ


9



Федеративное устройство РФ


10



Федеративное устройство РФ


11


Принцип разделения властей (3 часа)


Принцип разделения властей


12



Принцип разделения властей


13



Принцип разделения властей


14


Система сдержек и противовесов в России

(1 час)


Система сдержек и противовесов в России


15


Государственное устройство России 

(2 часа)


Государственное устройство России.


16



Государственное устройство России.


17


Права и свободы человека и гражданина 

(3 часа)


Права и свободы человека и гражданина..


18



Права и свободы человека и гражданина.


19



Права и свободы человека и гражданина.


20


Государственные символы России (2 часа)


Государственные символы России: герб, гимн, флаг. Их сущность и история. 


21



Государственные символы России: герб, гимн, флаг. Их сущность и история. 


22


Избирательное право 

(2 часа)


Избирательное право.


23



Избирательное право.


24


Президентская власть 

( 2 часа)


Президентская власть


25



Президентская власть


26


Законодательная власть.

( 2 часа)


Законодательная власть.


27



Законодательная власть.


28


Исполнительная власть (2 часа)


Исполнительная власть.


29



Исполнительная власть.


30


Система правоохранительных органов в РФ (2 часа)


Система правоохранительных органов в РФ.


31



Система правоохранительных органов в РФ.


32


Местное самоуправление в РФ (2 часа)


Общие принципы организации местного самоуправления в РФ.


33



Организация деятельности местного самоуправления


34


Итоговое занятие (1 час)


Итоговое занятие




Предполагаемые результаты.


Курс дает возможность вести работу по формированию устойчивого познавательного интереса к правоведению, стремления к творчеству, также по формированию следующих умений:


  • умения выделять основные права граждан, определять какие из них нарушены в конкретной ситуации;

  • умения сравнивать нормативные акты субъектов федерации, определять сходство, различия и противоречия федеральным актам;

  • умения давать самостоятельную оценку;

  • умения работать с основными статьями Конституции РФ и другими нормативно-правовыми актами;

  • умения проводить социологический опрос, анализировать полученную информацию, обобщать и делать выводы;

  • умения анализировать нормативные акты;

  • умения определять функции органов государственной власти;

  • умения прогнозировать результат конституционных изменений;

  • умения дискутировать, отстаивать свои взгляды

  • умения использовать дополнительную литературу при подготовке к семинарам, дискуссиям, диспутам;

  • умения применять в ответе и написании творческих работ соответствующую терминологию;

  • умения ссылаться при ответе на источники права или дополнительную литературу, исторические документы, факты и современные политические события и процессы;

  • использовать для решения задач познавательного характера источники права;

  • работать в группах, распределять обязанности, выступать от имени группы, отстаивать точку зрения группы и свою собственную. 


По окончании изучения курса обучающиеся должны знать:

  • суть Конституционного права;
  • структуру основного закона страны
  • основные обязанности и права граждан РФ и способы их реализации;
  • функции и полномочия органов государственной власти РФ;
  • полномочия и особенности управления федерации и субъектов федерации;
  • последние поправки к основному закону РФ;
  • источники Конституционного права Российской Федерации;
  • основные избирательные системы, применяемые в РФ при проведении выборов; 
  • порядок организации и проведения выборов и референдумов в Российской Федерации;
  • порядок формирования, структуру и компетенцию Парламента РФ;
  • правовой статус и полномочия депутата Государственной Думы РФ;
  • порядок избрания и вступления в должность Президента РФ, полномочия и обязанности;
  • государственные гарантии в области защиты прав граждан РФ;
  • терминологию, соответствующую теме курса.


Список учебников и учебных пособий 


Глущенко П.П., Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Конституционное право России (схемы), Питер.,2006.

Головистикова А.Н., Грудцина Н.А. Конституционное право России: учебник, М., 2006

Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право. Учебник для 10-11 классов. М.: «Вита -Пресс», 2008

Конституция РФ с комментариями. 

Мазаев В.Д., Васильева С.В., В.А. Виноградова. Конституционное право Российской Федерации. Практикум. М.: «АЙРИС - ПРЕСС», 2006

Никитин А.Ф. Правоведение: учебник для 10 -11 классов общеобразовательных учреждений, М., Просвещение, 2005.

Никитин А.Ф. Основы государства и права: пособие для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений, М., Дрофа, 2005.

Юридический словарь. М.: «ОЛМА –ПРЕСС Инвест»2009



Предварительный просмотр:

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

Александр Невский родился в городе Переславль-Залесский 13 мая 1221 года. Его отец, Ярослав Всеволодович, тогда занимал в этом городе княжий стол. После родитель юного княжича становится правителем Киевского и Владимирского княжества. Мать будущего полководца звали Ростиславой Мстиславовной, она была торопецкой княжной. Александр был не первым ребенком в семье, у него был старший брат Федор, который умер в отрочестве, в 13 лет. Всего в этой семье выросло 9 сыновей и три дочери.

В Киевской Руси, которую со всех сторон окружали враги, мальчики взрослели быстро, им нужно было учиться воинскому искусству. Александр уже в 4 года пройдет обряд посвящения в воины. Церемония проходила в Спасо-Преображенском соборе, после нее мальчик получил титул княжича. Два старших брата, Федор и Александр, через несколько лет были посажены их отцом на княжение в Новгороде. Это событие произошло в 1230 году, Александру было 8 лет, Федору – 10.

Александр Невский

Александр Ярославович

Через три года старший брат скончался, единственным властителем в княжестве остается Александр, которому на тот момент исполнилось только 11 лет. Править малолетнему княжичу помогает отец, но так будет только до 1236 года. В этот период Ярослав покидает Новгород, уезжает в Киев, затем переселяется во Владимир. Александр становится самостоятельным правителем Новгорода. На тот момент ему было всего 15 лет.

Несмотря на свою юность, князь в это время много делает для Новгорода. Русской земле угрожают татары, Александр активно занимается укреплением и ремонтом городских стен. На берегах реки Шелонь он строит несколько крепостей.

УЧАСТИЕ В БОЕВЫХ ПОХОДАХ

Биография Александра Невского – это жизнь настоящего воина, полководца. Родители назвали маленького княжича в честь Александра Македонского, и он полностью соответствовал своему имени, вырос верным, стойким защитником Русской земли. Ярослав воспитывал сыновей на собственном примере, Александр не стал исключением. Свой первый совместный поход отец с сыном предприняли на город Дерпт, с намерением отбить его у ливонцев. Кровопролитное сражение принесло победу русскому войску. Ощутив вкус первой победы, Александр не останавливается на достигнутом, он сражается за Смоленск с литовцами, и вновь побеждает.

Молодому полководцу было только 19 лет, когда он вновь одержал крупную победу над сильным и коварным врагом. Это была знаменитая Невская битва, состоявшаяся 15 июля 1240 года. Рыцари-крестоносцы, получив благословение Папы Римского на захват Руси и обращение русского народа в «истинную» веру, собрав огромную флотилию, высадились на нашей земле. Войско юного князя сумело разбить лагерь шведов, расположившийся у устья реки Ижоры. Интересный факт — главные силы русской армии в этом бою не принимали участие.

Александр Невский битва ярла Биргера

Александр Невский битва ярла Биргера

Это была не спонтанная битва молодого князя, он действовал очень расчетливо, опираясь на данные разведки и собственный опыт. В бою произошло знаменитое сражение юного Александра с предводителем шведов, ярлом Биргером. Могучим ударом копья русский богатырь сумел поразить крестоносца. Шведы, оставшиеся без предводителя, не устояли под напором русского войска, и были разбиты наголову. Дружина Александра вернулась в Новгород. После этой значимой битвы, которая позволила сохранить на Руси православие и сберегла саму страну, молодого князя стали называть Невским. Однако хитрые новгородские бояре вовсе не радовались укреплению влияния Александра Невского.

В тот период главные законы Новгородской земли принимало народное вече, возрастающая популярность князя могла помешать демократическим выборам. Уже через несколько месяцев Невский стал неугоден новгородским боярам, и они сделали все, чтобы удалить его из города. Некоторые историки утверждают, что молодого князя не любили в городе из-за того, что он собирался лишить вольных новгородцев свободы, обложить данью. И в этой версии есть здравое зерно – именно при жестком, сильном Невском новгородцы стали платить дань татарским ханам.

Собрав свою дружину, неугодный князь отправился в Переяславль-Залесский. Но вскоре новгородские бояре вновь пригласили его на княжение. Немецкие войска, воспользовавшись моментом, немедленно захватили Псков, Изборск, вожские земли, оказались в опасной близости к Новгороду. Без князя-воина с его сильной дружиной отстоять город было невозможно, и Александр вернулся обратно.

Александр Невский во главе Ледового побоища

Александр Невский во главе Ледового побоища

Это событие произошло в 1241 году. Вскоре после возвращения Александр Невский отвоевал Псков. 5 апреля 1242 года на Чудском озере этот хитроумный полководец устроил для рыцарей Ледовое побоище. Он был великолепным стратегом и тактиком, умело использовал против врагов особенности северных водоемов. Битва происходила на озере, ледяной покров которого в это время был уже тонким. Неповоротливых рыцарей, облаченных в тяжелые доспехи, русские воины заманили на тонкий лед. С флангов их атаковала русская конница, она и завершила разгром иноземцев. После поражения рыцарский орден отказался от своих недавних завоеваний, новгородцы остались в прибыли – они завладели частью Латгалии.

В 1245 году Александр со своими воинами освобождает Торжок, Бежецк, Торопец, которые были захвачены войском Великого Княжества Литовского. Затем княжеская дружина, не опираясь на поддержку новгородцев и владимирцев, настигла и разбила жалкие остатки литовского войска. Возвращаясь в Новгород, Александр предпринял еще одно сражение – уничтожил литовское воинство, которое он обнаружил под Усвятом.

ПРАВЛЕНИЕ

Александру было 26 лет, когда умер его отец, князь Ярослав. Смерть Ярослава была неслучайной, он скончался в Каракоруме, куда его вызвал монгольский хан Гуюк. Есть предположение, что Ярослав был отравлен. После его кончины Князем Киевским и Всея Руси татары назначают брата Александра, Андрея, которому достается Владимирское княжество. Юг Руси остается за Невским. Однако Русь совсем недавно пережила татарское нашествие, после которого Киев утратил свое стратегическое значение. По этой причине Александр остается в Новгороде.

Правление Александра Невского

Правление Александра Невского

Александра Невского многие историки упрекают в том, что он не участвовал в битвах с татарами. Возможно, они не придают большого значения тому, что князь в этот период оберегал Русь на ее западных границах, и это отлично у него получалось. Битвы с крестоносцами и победа над ними имели огромное значение для Руси. Именно этот князь со своим войском дал возможность нашей стране остаться православной и не уйти под власть иноземцев. Братья же Александра, Андрей и Ярослав, объединив свои войска, однажды активно выступили против ордынцев. У них не было стремления победить татар и навсегда освободить Русь от ненавистного ига. Все было гораздо проще, это было обыкновенное восстание против «несправедливости» хана Батыя, который передал княжеский престол во Владимире Александру Невскому. Коварная задумка Батыя, которому надо было перессорить братьев, удалась. Но объединенные силы князей были слишком малы против огромного войска беспощадных кочевников. Это выступление совершенно ничего не дало, оно принесло только лишние смерти и страдания русским людям. После выступления Ярослав остался княжить во Пскове, Андрею, владимирскому князю, пришлось бежать в Швецию. Владимирское княжество перешло под руку Александра Невского, как это и планировал сделать хитроумный Батый. Но князю приходилось только мечтать о спокойной жизни, в кровавом XIII веке это было абсолютно невозможно. Совсем скоро начались новые сражения с тевтонскими рыцарями и литовцами, которые пользуясь слабостью Руси, пыталась захватить ее земли.

Карта походов Александра Невского

Карта походов Александра Невского

Иногда в исторических исследованиях можно отыскать обидное для Александра Невского прозвище. Его называют «другом татар». На самом деле Невский был очень умным и дальновидным политиком. Как мы помним из истории, до Новгородской земли татары не дошли, им помешало бездорожье. Но они успели уничтожить большую часть населения Руси. Великому Новгороду просто повезло, но зато не слишком повезло его князю. Хан Батый в оскорбительной форме пригласил русского князя в Золотую Орду.

Тогда князю пришлось ехать к Батыю, ведь он прекрасно понимал – иначе ордынцы придут сами. Перед ханом он вел себя очень учтиво и даже смиренно, зная, что от его поведения зависит сохранность новгородской земли, русских людей. Батый с уважением отнесся к великому русскому воину, отправил его и князя Андрея (брата Невского) в Монголию к хану Октаю за ярлыком на княжение. Через два года братья вернулись на Русь с ярлыками.

Столицей Руси в то время считался Владимир, где и стал княжить Андрей. В 1252 году, после бегства последнего в Швецию, ярлык на великое княжение достался Александру. Татарам не удалось захватить Новгород, но ханские баскаки все-таки добрались до города, с целью обложить его жителей данью. Гордые новгородцы подняли восстание, часть баскаков была убита, уцелевшие сборщики побежали во Владимир, под защиту Александра Невского. Князь со своей дружиной и баскаками отправился в непокорный город, жесткой рукой навел там порядок.

https://i.ytimg.com/vi/IKskdbazW7w/hqdefault.jpg

Он наказал восставших, самые ярые зачинщики были убиты, некоторым горожанам вырвали ноздри, либо ослепили. Князь сам обложил горожан данью, дал охрану баскакам, через татар попросил прощения у хана за непокорных горожан. Позже, чтобы хан Берку, пришедший на смену Батыя, не гневался, Александр с богатыми дарами сам отправился в Орду. Берку целый год продержал Невского в неволе. Александру, грозному воину и дальновидному политику, было нелегко, его мучили тяжелые думы. Он, неоднократно бывавший в Орде, знал, что время сопротивления татарам еще не пришло, и приведет лишь к разорению родной земли. Русские были слишком слабы для этого, а их князья не желали объединяться для борьбы с жестокими и сильными кочевниками.

Жизнь в неволе и тяжелые думы подточили здоровье русского князя. Вскоре после этого великий воин и удачливый политик, не позволивший разграбить Новгородскую землю, умер. Александра осуждают и за то, что он помогал Орде проводить перепись русских людей. Татарам это было необходимо для начисления дани. Вся Русь сопротивлялась переписи, но Александр был непреклонен. Благодаря мудрой политике князя Русь была избавлена от обязательств предоставлять Орде войска, необходимые ей для походов.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Когда Александру было 18 лет, он женился на Александре Брячеславовне, дочери полоцкого князя. Венчание молодых прошло в Торопце. Через год в княжеской семье появился первый ребенок – Василий. После первенца родилось еще трое сыновей – Дмитрий, Андрей, Даниил и дочь Евдокия.

ПРИЧИНА СМЕРТИ

Поездка в Орду в 1264 году стала роковой для Александра Невского. Своим визитом к хану Берке князь пытался предотвратить новый виток войны с татарами. Восстание против баскаков было поднято не только в Новгороде, но и в других крупных городах – Суздале, Владимире, Ярославле, Переяславле, Ростове.

Памятник Александру Невскому в Санкт-Петербурге

Памятник Александру Невскому в Санкт-Петербурге

Александр возвращается на родную землю тяжелобольным человеком, под именем Алексия он еще успеет принять торжественную клятву православных монахов. Церковь высоко чтит князя, благодаря которому Русь сохранила православие. Ради сохранения своей власти этот человек никогда не шел на компромиссы с Ватиканом. В 1543 году Александр Невский был причислен к лику чудотворцев. Он воевал и страдал за свое Отечество, именно таких людей церковь признавала святыми.

Ссылки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)

Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...

Авторская рабочая программа элективного курса по физике "Избранные вопросы по физике" + реценция на программу.

Тип курса – предметно-ориентированный, количество часов 68 (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе). Данный курс формирует у учащихся систему знаний для решения основных типов расчетных задач...

Рабочая программа элективного курса "Конституция РФ"

Рабочая программа включает календарно-тематическое планирование элективного курса по праву "Конституция РФ"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по английскому языку для среднего общего образования (базовый уровень) «ТЕХНОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» Срок освоения программы 2 года (с 10 по 11 класс)

Элективный курс «Технологии изучения английского языка» с входящими в него модулями выполняет следующие функции:позволяет развить базовый курс английского языка и помочь подготовиться к сд...

Рабочая программа курса Изучаем конституцию 10-11 клаасы.

Программа курса внеурочной деятельности «Изучаем конституцию» для обучающихся 10-11 классов разработана для углубления знаний с целью лучшей подготовки к итоговой аттестации....