Урок в 6 классе Всеобщей истории "Расселение славян"
план-конспект урока по истории (6 класс)
Цели: - познакомить учащихся с расселением славян, их занятиями и образом жизни
- дать представление об образовании славянских государств в центре и на юге Европы.
- охарактеризовать правление славянских князей;
- развивать умение работать с историческими источниками, находить и выделять нужную информацию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovnie_slavyanskih_gosudarstv_6_klass.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Образование славянских государств»
Цели: ( сл. 2) - познакомить учащихся с расселением славян, их занятиями и образом жизни
- дать представление об образовании славянских государств в центре и на юге Европы.
- охарактеризовать правление славянских князей;
- развивать умение работать с историческими источниками, находить и выделять нужную информацию
Оборудование: компьютер, презентация, тесты для проверки домашнего задания
Ход урока.
1. Организационное начало урока.
2. Проверка домашнего задания.
Тестирование по теме: « Культура Византии»
1. В VII – VIII веке государственным языком Византии был:
А) римский
Б) греческий
В) латинской
2. В государственных и частных школах обучали:
А) чтению, письму, счёту, церковному пению
Б) счёту, музицированию, письму
В) чтению, письму, танцам, счёту
3. Звуковую сигнализацию для передачи сообщения на расстоянии изобрёл:
А) Лев Математик
Б) Пифагор
В) Аристотель
4. Для обучения врачебному искусству в XI веке при больнице одного из монастырей было(а):
А) введена медицинская практика
Б) создано первое медицинское училище
В) созданы пособия для обучающихся
5. Зажигательную смесь из нефти и смолы, которую нельзя потушить водой, называли:
А) порохом
Б) зажигательной смесью
В) « греческим огнём»
6. Отличительной особенностью христианского храма от древнегреческого было в:
А) отсутствии декоративного украшения
Б) проведения службы вне помещения
В) красота и внешнего, и внутреннего помещения.
7. Притвор – это
А) помещение у западного, главного входа
Б) вытянутая, основная часть храма
В) место, куда могли входить только священнослужители
8. Замечательным произведением византийской архитектуры можно считать:
А) храм в Афинах
Б) храм Святой Софии
В) храм Пантеон
9. В Византии стены храмов и дворцов стали украшать изображениями из разноцветных камешков, которые называли:
А) мозаикой
Б) фресками
В) иконой
10. Канон – это…
А) сборник законов
Б) свод прописных истин, которые нельзя нарушать
В) строгие правила изображения и размещения библейских сцен.
11. Какая византийская икона была привезена на Русь?
А) « Троица»
Б) « Владимирская Богоматерь»
В) « Мадонна»
12. На какой народ особенно сильно повлияла византийская культура?
А) славяне
Б) хорваты
В) болгары
Ключ:
1- б, 2 – а, 3- а, 4 – б, 5 –в, 6- в, 7 – а. 8 – б, 9 – а, 10 – в, 11- б. 12 – а.
3. Сообщение темы и целей урока.( сл. 3)
План урока.
- Расселение славян.
- Занятия и образ жизни славян.
- Болгарское государство.
- Великоморавская держава.
- Образование Чехии и Польши
4. Изучение нового материала.
1) рассказ учителя:
( сл. 4) С древнейших времен в Прибалтике, в Центральной и Восточной Европе, к востоку от германцев, жили славяне. В VI веке славяне занимали обширные пространства от Лабы (Эльбы) на западе до среднего течения Днепра на востоке, от Балтийского моря на севере до Дуная и Черного моря на юге.
Запишем:
В дальнейшем славянские племена разделились на три ветви:
Западные славяне | Южные славяне | Восточные славяне |
|
|
|
- Территория расселения какой группы славян самая большая?
Занятие и образ жизни славян.
- Давайте вспомним основные занятия германцев и норманнов
германцы | норманны |
Скотоводство, земледелие, охота, рыбная ловля, ремесло | Военные походы, рыболовство, охота на китов, земледелие только долинах рек. |
- А чем занимались славяне?
Основными занятиями славян были - земледелие (пшеница, рожь),скотоводство (разведение свиней), ремесла. Славяне также занимались бортничеством-сбором меда диких пчел и воска. Славяне селились по берегам рек, которые были лучшими «дорогами», и торговали.
В середине первого тысячелетия нашей эры образ жизни славян был сходен с тем, который мы знаем по истории древних германцев. Славяне делились на множество племен. Все важные вопросы в племени решало народное собрание — вече (от слова «вещать» — говорить со знанием дела).
Во главе племен стояли военные вожди князья. У них в подчинении были конные дружины. Совершая набеги и нападения на соседей, князья и их дружинники захватывали рабов-пленников, скот, различные ценности. О положении рабов у славян сообщает историк VI века: «Находящихся у них в плену они не держат в рабстве в течение неограниченного времени, но предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться домой или остаться на положении свободных и друзей». Угроза нападений врагов вынуждала славян объединяться в союзы племен. Обычно эти союзы были непрочными и быстро распадались. Но некоторые из них послужили основой для славянских государств.
Из «Стратегикона» (Псевдо-Маврикия) о славянах
Племена славян сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар и холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения (при переходе их) из одного места в другое, охраняют их в случае надобности...
У них большое количество разного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.
Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.
Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие встречающихся им, что и естественно, опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую...
Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют также щиты, прочные, но трудно переносимые. Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особым для стрел ядом, сильно действующим…
Болгарское государство.
( сл. 9) Во второй половине VII века славяне, поселившиеся на землях по нижнему течению Дуная, к северу от Балканского хребта, были завоеваны кочевниками-болгарами, тюрками по происхождению.
- Возникло Болгарское государство. Постепенно болгары растворились среди завоеванных славян, переняли их язык, но давали им свои имена. НА севере соседями болгар были предки современных румын, на юге – Византийская империя. В середине IX века Болгария приняла от Византии христианство. Это способствовало развитию ее связей с остальным христианским миром. Одновременно Болгария вела долгие войны с Византией, временами Византия была вынуждена платить болгарам дань
Выдающимся правителем Болгарии был князь Симеон. Он был образованным, энергичным, честолюбивым мечтал о подчинении всего Балканского полуострова, о захвате императорского трона Византии. Около 30 лет он вел с Византией войны, не раз осаждал ее столицу.
Ему удалось отвоевать часть земель, населенных славянами, подчинить сербов. Симеон называл себя «царем болгар и греков».
Но долгие войны истощили страну и разорили население. После смерти Симеона Болгария ослабела, от нее отделилась Сербия. С севера на Болгарию и Византию совершала набеги венгерская конница, а затем полтора столетия — кочевники-печенеги, оттесненные в Северное Причерноморье из глубин Азии.
Византийский хронист о встрече византийского василевса Романа I и болгарского царя Симеона
В сентябре (924)... Симеон со своим войском двинулся на Константинополь. Он опустошил Фракию и Македонию, все пожег, порушил, повырубил деревья, а подойдя к Влахернам , попросил прислать к нему патриарха Николая и некоторых вельмож для переговоров о мире. Стороны обменялись заложниками, и первым отправился к Симеону патриарх Николай (а за ним другие посланцы)... Они принялись было беседовать с Симеоном о мире, но тот их отослал и попросил встречи с самим царем (Романом), поскольку, как утверждал, много слышал о его разумности, мужестве и уме. Царь этому весьма обрадовался, ибо жаждал мира и желал прекратить это ежедневное кровопролитие. Он отправил людей на берег... соорудить в море надежную пристань, к которой могла бы подойти царская триера. Симеон же тем временем послал воинов и спалил храм Пресвятой Богородицы, показав этим, что не мира хочет, а морочит царя пустыми надеждами. Царь же, прибыв во Влахерны... Снабдив свою свиту оружием и щитами, он явился в назначенное место для переговоров с Симеоном... Царь первым явился к упомянутой пристани и остановился в ожидании Симеона. Стороны обменялись заложниками, и болгары. Тщательно обыскали пристань: нет ли там какой хитрости или засады, лишь после этого спрыгнул Симеон с коня и вошел к царю.
В начале XI века византийский император Василий II, прозванный Болгаробойца, почти ежегодно совершал походы в Болгарию. Он разрушал города и деревни, выселял болгар из родных мест.
Разгромив болгарское войско, Василий II приказал ослепить 14 тысяч пленных, оставив на каждую сотню слепых по одному одноглазому поводырю, и для устрашения отпустил их домой. Болгарский царь при виде такой массы своих ослепленных воинов умер от сердечного приступа. Используя раздоры болгарской знати в борьбе за власть, Византия в 1018 году полностью подчинила Болгарию. Болгария утратила независимость более чем на полтора столетия.
Великоморавская держава.
В первой половине IX века в долине реки Моравы возникло государство западных славян — Великоморавская держава. На первых порах оно подчинялось франкам, а после распада империи Карла Великого — Германии. Князья платили ей дань и приняли христианство от немецких епископов
Но затем Великоморавская держава добилась независимости и вступила в борьбу с Германией. Несколько раз германские короли совершали вторжения и свергали с престола неугодных моравских князей, заменяя их своими сторонниками
Для борьбы с Германией один из моравских князей заключил против нее союз с Византией. Чтобы освободить церковь от влияния немецкого духовенства, он просил направить в Моравию миссионеров для проповеди христианства на родном для славян языке.
Первыми славянскими просветителями стали ученые монахи — болгары из Византии братья Кирилл и Мефодий. Кирилл преподавал философию, знал языки разных народов. Мефодий, хороший организатор, около 10 лет управлял византийской областью. Затем он принял монашество и вскоре возглавил монастырь.
В 863 году братья были направлены в Великоморавскую державу. Перед отъездом Кирилл на основе греческого алфавита создал славянскую письменность. С помощью Мефодия он перевел на славянский язык несколько богослужебных книг.
В Моравии братья построили храмы, открыли школу для подготовки священников из местных жителей.
После смерти братьев немецкое духовенство начало гонения на их учеников. Некоторые ученики нашли приют в Болгарии. Здесь они продолжали переводить греческие религиозные книги, способствовали подъему болгарской литературы.
Из Болгарии славянская письменность перешла на Русь.
Длительная борьба с королями Германии ослабила Велико-моравскую державу. Пользуясь этим, венгры в 906 году нанесли ей поражение и захватили часть ее земель. Великоморавская держава распалась..
2) работа по учебнику:
Образование славянских государств
- Заполните самостоятельно таблицу:
Болгарское государство | Чехия | Польша |
подчинила себе Болгарию |
|
|
5. Подведение итога урока.
Вопросы на стр. 73
6. Домашнее задание:
Параграф 8, вопросы, записи, рабочая тетрадь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории в 10 классе «Религия древних славян»
Архив содержит конспект урока и презентацию. На уроке учащиеся познакомятся с понятиями: язычество, духи, боги, идолы, жертва и пантеоном славянских божеств....
Урок по технологии "Народные традиции славян. Квашение капусты." 6 класс
Тип урока: изучение новой темы и практическое закрепление изученного.Методы проведения урока: Беседа, работа в бригадах, практическая работа.Цели и задачи урока:Обучающая задача: познакомиться с...
Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».
Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...
Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».
Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт...
Урок по русской словесности в 6 классе "Представления древних славян об устройстве мира"
Данный урок проводится в системе уроков в 6 классе по теме "Славянская мифология." На уроке организована работа в группах, способствующая развитию коммуникативной компетенции. Задания носят самый разн...
Урок истории по теме «ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В VIII – IХ ВВ.» 10 класс
Тип урока: изучение нового материала. Формы и методы: Методы: наглядный, частично-поисковый. Методы контроля: устный, письменный. Приёмы: работа с учебником и дополнительными исто...
Презентация к уроку истории России в 6 классе "§3. Восточные славяне" учебника Арсентьева, Данилова и т. д.
В о снове презентации лежат интересные схемы. Презентация рассчитана на учеников, которым не нужны иллюстрации. Кроме схем, в презентации есть тексты по разделам параграфа. При желании учитель может д...