Урок в 6 классе Всеобщей истории "Расселение славян"
план-конспект урока по истории (6 класс)

Тухватулина Татьяна Алексеевна

Цели:  - познакомить учащихся с расселением славян, их занятиями и образом жизни

            - дать представление об образовании  славянских государств в центре и на юге Европы.

            - охарактеризовать правление славянских князей;

            - развивать умение работать с историческими источниками, находить и выделять нужную информацию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovnie_slavyanskih_gosudarstv_6_klass.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Образование славянских государств»

                                        

Цели: ( сл. 2) - познакомить учащихся с расселением славян, их занятиями и образом жизни

        - дать представление об образовании  славянских государств в центре и на юге Европы.

        - охарактеризовать правление славянских князей;

        - развивать умение работать с историческими источниками, находить и выделять нужную информацию

Оборудование: компьютер, презентация, тесты для проверки домашнего задания

                                Ход урока.

1. Организационное начало урока.

2. Проверка домашнего задания.

                Тестирование по теме: « Культура Византии»

1. В VII – VIII веке государственным языком Византии был:

                А) римский

                Б) греческий

                В) латинской

2. В государственных и частных школах обучали:

                А) чтению, письму, счёту, церковному пению

                Б) счёту, музицированию, письму

                В) чтению, письму, танцам, счёту

3. Звуковую сигнализацию для передачи сообщения на расстоянии изобрёл:

                А) Лев Математик

                Б) Пифагор

                В) Аристотель

4. Для обучения врачебному искусству в XI веке при больнице одного из монастырей было(а):

                А) введена медицинская практика

                Б) создано первое медицинское училище

                В) созданы пособия для обучающихся

5. Зажигательную смесь из нефти и смолы, которую нельзя потушить водой, называли:

                А) порохом

                Б) зажигательной смесью

                В) « греческим огнём»

6. Отличительной особенностью христианского храма от древнегреческого было в:

                А) отсутствии декоративного украшения

                Б) проведения службы вне помещения

                В) красота и внешнего, и внутреннего помещения.

7. Притвор – это

                А) помещение у западного, главного входа

                Б) вытянутая, основная часть храма

                В) место, куда могли входить только священнослужители

8. Замечательным произведением византийской архитектуры можно считать:

                А) храм в Афинах

                Б) храм Святой Софии

                В) храм Пантеон

9. В Византии стены храмов и дворцов стали украшать изображениями из разноцветных камешков, которые называли:

                А) мозаикой

                Б) фресками

                В) иконой

10. Канон – это…

                А) сборник законов

                Б) свод прописных истин, которые нельзя нарушать

                В) строгие правила изображения и размещения библейских сцен.

11. Какая византийская икона была привезена на Русь?

                А) « Троица»

                Б) « Владимирская Богоматерь»

                В) « Мадонна»

12. На какой народ особенно сильно  повлияла византийская культура?

                А) славяне

                Б) хорваты

                В) болгары

Ключ:

1- б, 2 – а,  3- а, 4 – б, 5 –в,  6- в, 7 – а. 8 – б, 9 – а, 10 – в,  11- б. 12 – а.

3. Сообщение темы и целей урока.( сл. 3)

                План урока.

  1. Расселение славян.
  2. Занятия и образ жизни славян.
  3. Болгарское государство.
  4. Великоморавская держава.
  5. Образование Чехии и Польши

4. Изучение нового материала.

                1) рассказ учителя:

( сл. 4) С древнейших времен в Прибалтике, в Центральной и Восточной Европе, к востоку от германцев, жили славяне. В VI веке славяне занимали обширные пространства от Лабы (Эльбы) на западе до среднего течения Днепра на востоке, от Балтийского моря на севере до Дуная и Черного моря на юге.

Запишем:

        

В дальнейшем славянские племена разделились на три ветви:

Западные славяне

Южные славяне

Восточные славяне

  • Поляки
  •  Словаки
  •  полабские племена, жившие к востоку от Лабы,
  • поморские племена расселившиеся на восточном побережье Балтийского моря.

  • Болгары
  •  Сербы
  •  Хорваты
  •  и другие.
  • заселившие часть Балканского полуострова

  • предки трех родственных народов:
  •  Русского
  •  Украинского
  •  Белорусского.

- Территория расселения какой группы славян самая большая?

                Занятие и образ жизни славян.

- Давайте вспомним основные занятия германцев и норманнов

                          германцы

                   норманны

Скотоводство, земледелие, охота, рыбная ловля, ремесло

Военные походы, рыболовство, охота на китов, земледелие только  долинах рек.

- А чем занимались славяне?

Основными занятиями славян были - земледелие (пшеница, рожь),скотоводство        (разведение свиней), ремесла. Славяне также занимались бортничеством-сбором меда диких пчел и воска. Славяне селились по берегам рек, которые были лучшими «дорогами», и торговали.

В середине первого тысячелетия нашей эры образ жизни славян был сходен с тем, который мы знаем по истории древних германцев. Славяне делились на множество племен. Все важные вопросы в племени решало народное собрание — вече (от слова «вещать» — говорить со знанием дела).

Во главе племен стояли военные вожди  князья. У них в подчинении были конные дружины. Совершая набеги и нападения на соседей, князья и их дружинники захватывали рабов-пленников, скот, различные ценности. О положении рабов у славян сообщает историк VI века: «Находящихся у них в плену они не держат в рабстве в течение неограниченного времени, но предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться домой или остаться на положении свободных и друзей». Угроза нападений врагов вынуждала славян объединяться в союзы племен. Обычно эти союзы были непрочными и быстро распадались. Но некоторые из них послужили основой для славянских государств.

                   Из «Стратегикона» (Псевдо-Маврикия) о славянах

Племена славян сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар и холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения (при переходе их) из одного места в другое, охраняют их в случае надобности...

У них большое количество разного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.

Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.

Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие встречающихся им, что и естественно, опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую...

Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют также щиты, прочные, но трудно переносимые. Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особым для стрел ядом, сильно действующим…

                                        Болгарское государство.

( сл. 9) Во второй половине VII века славяне, поселившиеся на землях по нижнему течению Дуная, к северу от Балканского хребта, были завоеваны кочевниками-болгарами, тюрками по  происхождению.

- Возникло Болгарское государство. Постепенно болгары растворились среди завоеванных славян, переняли их язык, но давали им свои имена. НА севере соседями болгар были предки современных румын, на юге – Византийская империя. В середине IX века Болгария приняла от Византии христианство. Это способствовало развитию ее связей с остальным христианским миром. Одновременно Болгария вела долгие войны с Византией, временами Византия была вынуждена платить болгарам дань

Выдающимся правителем Болгарии был князь Симеон. Он был образованным, энергичным, честолюбивым мечтал о подчинении всего Балканского полуострова, о захвате императорского трона Византии. Около 30 лет он вел с Византией войны, не раз осаждал ее столицу.

Ему удалось отвоевать часть земель, населенных славянами, подчинить сербов. Симеон называл себя «царем болгар и греков».

Но долгие войны истощили страну и разорили население. После смерти Симеона Болгария ослабела, от нее отделилась Сербия. С севера на Болгарию и Византию совершала набеги венгерская конница, а затем полтора столетия — кочевники-печенеги, оттесненные в Северное Причерноморье из глубин Азии.

Византийский хронист о встрече византийского василевса Романа I и болгарского царя Симеона

В сентябре (924)... Симеон со своим войском двинулся на Константинополь. Он опустошил Фракию и Македонию, все пожег, порушил, повырубил деревья, а подойдя к Влахернам , попросил прислать к нему патриарха Николая и некоторых вельмож для переговоров о мире. Стороны обменялись заложниками, и первым отправился к Симеону патриарх Николай (а за ним другие посланцы)... Они принялись было беседовать с Симеоном о мире, но тот их отослал и попросил встречи с самим царем (Романом), поскольку, как утверждал, много слышал о его разумности, мужестве и уме. Царь этому весьма обрадовался, ибо жаждал мира и желал прекратить это ежедневное кровопролитие. Он отправил людей на берег... соорудить в море надежную пристань, к которой могла бы подойти царская триера.  Симеон же тем временем послал воинов и спалил храм Пресвятой Богородицы, показав этим, что не мира хочет, а морочит царя пустыми надеждами. Царь же, прибыв во Влахерны... Снабдив свою свиту оружием и щитами, он явился в назначенное место для переговоров с Симеоном... Царь первым явился к упомянутой пристани и остановился в ожидании Симеона. Стороны обменялись заложниками, и болгары. Тщательно обыскали пристань: нет ли там какой хитрости или засады, лишь после этого спрыгнул Симеон с коня и вошел к царю.

В начале XI века византийский император Василий II, прозванный Болгаробойца, почти ежегодно совершал походы в Болгарию. Он разрушал города и деревни, выселял болгар из родных мест.

Разгромив болгарское войско, Василий II приказал ослепить 14 тысяч пленных, оставив на каждую сотню слепых по одному одноглазому поводырю, и для устрашения отпустил их домой. Болгарский царь при виде такой массы своих ослепленных воинов умер от сердечного приступа. Используя раздоры болгарской знати в борьбе за власть, Византия в 1018 году полностью подчинила Болгарию. Болгария утратила независимость более чем на полтора столетия.

                Великоморавская держава.

В первой половине IX века в долине реки Моравы возникло государство западных славян — Великоморавская держава. На первых порах оно подчинялось франкам, а после распада империи Карла Великого — Германии. Князья платили ей дань и приняли христианство от немецких епископов

Но затем Великоморавская держава добилась независимости и вступила в борьбу с Германией. Несколько раз германские короли совершали вторжения и свергали с престола неугодных моравских князей, заменяя их своими сторонниками

Для борьбы с Германией один из моравских князей заключил против нее союз с Византией. Чтобы освободить церковь от влияния немецкого духовенства, он просил направить в Моравию миссионеров для проповеди христианства на родном для славян языке.

Первыми славянскими просветителями стали ученые монахи — болгары из Византии братья Кирилл и Мефодий. Кирилл преподавал философию, знал языки разных народов. Мефодий, хороший организатор, около 10 лет управлял византийской областью. Затем он принял монашество и вскоре возглавил монастырь.

В 863 году братья были направлены в Великоморавскую державу. Перед отъездом Кирилл на основе греческого алфавита создал славянскую письменность. С помощью Мефодия он перевел на славянский язык несколько богослужебных книг.

В Моравии братья построили храмы, открыли школу для подготовки священников из местных жителей.

После смерти братьев немецкое духовенство начало гонения на их учеников. Некоторые ученики нашли приют в Болгарии. Здесь они продолжали переводить греческие религиозные книги, способствовали подъему болгарской литературы.

Из Болгарии славянская письменность перешла на Русь.

Длительная борьба с королями Германии ослабила Велико-моравскую державу. Пользуясь этим, венгры в 906 году нанесли ей поражение и захватили часть ее земель. Великоморавская держава распалась..

                2) работа по учебнику:

        Образование славянских государств

- Заполните самостоятельно таблицу:

  Болгарское государство

                Чехия

              Польша

  • к VII веку образовалось болгарское государство
  • князь Борис в 865 г. принимает христианство
  • князь Симеон в начале X века принял титул « царя болгар и греков»
  • в начале XI века Византия

подчинила себе Болгарию

  • к началу 9 -10 вв. образовалось Чешское государство
  • зависимость от германского короля
  • в 1085 г. чешский князь принял титул короля
  • в 10 веке образовалось древнепольское государство
  • в 960-992 гг. правил Мешко I – первый польский князь, проводивший политику объединения
  • 966 г. – принятие католичества
  • Болеслав I Храбрый, войны с Германией, расширение польских земель
  • К середине 11 века начинается феодальная раздробленность

5. Подведение итога урока.

 Вопросы на стр. 73

6. Домашнее задание:

Параграф 8, вопросы, записи, рабочая тетрадь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 10 классе «Религия древних славян»

Архив содержит конспект урока и презентацию. На уроке учащиеся познакомятся с понятиями: язычество, духи, боги, идолы, жертва и пантеоном славянских божеств....

Урок по технологии "Народные традиции славян. Квашение капусты." 6 класс

Тип урока: изучение новой темы и практическое закрепление изученного.Методы проведения урока: Беседа, работа в бригадах, практическая работа.Цели и задачи урока:Обучающая задача: познакомиться с...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт...

Урок по русской словесности в 6 классе "Представления древних славян об устройстве мира"

Данный урок проводится в системе уроков в 6 классе по теме "Славянская мифология." На уроке организована работа в группах, способствующая развитию коммуникативной компетенции. Задания носят самый разн...

Урок истории по теме «ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В VIII – IХ ВВ.» 10 класс

Тип урока: изучение нового материала. Формы и методы:  Методы: наглядный, частично-поисковый. Методы контроля: устный, письменный. Приёмы: работа с учебником и дополнительными исто...

Презентация к уроку истории России в 6 классе "§3. Восточные славяне" учебника Арсентьева, Данилова и т. д.

В о снове презентации лежат интересные схемы. Презентация рассчитана на учеников, которым не нужны иллюстрации. Кроме схем, в презентации есть тексты по разделам параграфа. При желании учитель может д...