Рабочая программа по предмету история для 10 класса
календарно-тематическое планирование по истории (10 класс)

Рабочая программа по предмету история для 10 класса ФГОС 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_10_klass_fgos.docx60.32 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО  ГМЦ

________С.Г. Сафиуллина

Протокол №1

от «_____» августа 2020 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

 МБОУ «Большеелгинская СОШ»

_________ Л. Р. Хуснутдинова

«_____» августа 2020 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Большеелгинская СОШ»

________ Г. М. Миннигалеева

Приказ №_________

от «_______» августа  2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «История» для 10 класса

МБОУ «Большеелгинская средняя общеобразовательная школа»

Составила: учитель истории и обществознания

 I кв. категории  Шарафеева В.И.

Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол №1 от « ___» августа 2020 г.

2020-2021 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ);
  • Закон Республики Татарстан от 22.07.2013 №68-ЗРТ «Об образовании»;
  •       Федеральный компонент государственного образовательного стандарта,     утвержденный приказом Министерства образования и науки России от 05.03.2004 г. №   1089; (с действующими изменениями), (стандарты);
  • Примерная основная образовательная программа. Основная школа.-  М.:«Просвещение», 2011, программа курса “ История Татарстана и татарского народа XX- начало XXI века» 2009;
  • Особенности преподавания учебного предмета «История» в 2018-2019 учебном году: методические рекомендации/ авт.- сост.: Фокеева И.М.- Казань : ИРО РТ, 2019.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями);
  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Большеелгинская средняя общеобразовательная школа» Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан
  • Учебный план МБОУ «Большеелгинская средняя общеобразовательная школа» Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан на 2019-2020 учебный год, утвержденный приказом № 74 о/д от 29.08.2019 года;
  •  Годовой календарный учебный график  МБОУ «Большеелгинская средняя общеобразовательная школа» Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан на 2019-2020 учебный год, утвержденный приказом        № 75 о/д от 29.08.2019 года.

 

Особенности организации учебного процесса по предмету

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов

Рабочая программа рассчитана на 70 часов: 24 часа- «Всеобщая история» , 46 часов – «История России» и  «История Татарстана» интегрировано по принципу синхронности.

Плановых контрольных уроков – 4;

Форма промежуточной аттестации: тестирование/головая оценка        

Обучение ведется по учебникам: 

Н.М.Арсентьев, Данилов А.А и др. под ред.А.В.Торкунова. История России. 10 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. В 3 ч./ М., «Просвещение», 2020 г.

История. Всеобщая история. Новейшая история. 1914 г. – начало XXI в.: учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни / Н.В. Загладин, Л.С. Белоусов; под науч. ред. С.П. Карпова. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2020. – 288 с.: ил. – (ФГОС. Инновационная школа).

Цели и задачи курса

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также на основе Примерной программы учебного предмета «История» на уровне среднего общего образования.

Целью изучения истории в 10 классе является базовая историческая подготовка и социализация обучающихся на основе осмысления исторического опыта человечества эпохи Новейшего времени. Изучаемый исторический период является чрезвычайно важным в процессе становления современной мировой цивилизации. В этот период формируются и развиваются политические, экономические, социальные и духовные ценности, присущие современному миру. Изучение данного исторического периода будет способствовать самоидентификации обучающихся, определению ими своих ценностных ориентиров и приоритетов, активному применению исторических знаний в учебной и социальной деятельности.

Структурно учебный предмет «История» на базовом уровне включает курсы по всеобщей (Новейшей) истории и по истории России с 1914 г. до начала XXI в., которые изучаются последовательно: вначале года изучается курс всеобщей истории, а затем – курс истории России, занимающий приоритетное место по объёму учебного времени и значимости.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Планируемые личностные результаты освоения РП

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

 Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

 Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

 Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

 Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;

- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

 Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

 Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

 Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

- физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

Планируемые метапредметные результаты освоения РП

Метапредметные результаты освоения программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

  1. Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
  1. Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
  1. Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Планируемые предметные результаты освоения РП:

Обучающийся на базовом уровне научится:

  • рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
  • знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц;
  • определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
  • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
  • представлять культурное наследие России и других стран;
  • работать с историческими документами;
  • сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
  • критически анализировать информацию из различных источников;
  • соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
  • использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
  • использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
  • составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет – ресурсов;
  • работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
  • читать легенду исторической карты;
  • владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
  • демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
  • оценивать роль личности в отечественной истории XX века;
  • ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории XX века и существующих в науке их современных версиях и трактовках.

Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:

  • демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе;
  • устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры;
  • определять место и время создания исторических документов;
  • проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран;
  • характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  • понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
  • использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;
  • представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту;
  • соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей XX века;
  • анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории XX века;
  • обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией;
  • приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
  • применять полученные знания при анализе современной политики России;
  • владеть элементами проектной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Курс по всеобщей истории

Мир накануне и в годы Первой мировой войны

Мир накануне Первой мировой войны. Новая индустриальная эпоха. Основные черты индустриального общества в начале XX в. Социальный реформизм. Два пути реализации экономического потенциала. Индустриализм и единство мира. Новое соотношение сил между великими державами. Политическое развитие в начале XX в. Демократизация. Политические партии и политическая борьба в начале XX в.

«Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны.

Первая мировая война. 1914 – 1918 гг. Июльский кризис. Провал плана Шлиффена. Военные действия в 1914 г. Военные действия в 1915 г. «Верденская мясорубка» и военные действия в 1916 г. Положение в воюющих странах. Военные действия на Западном фронте в 1917 г. Поражение Четвертного союза в 1918 г. Революции. Перемирие. Итоги Первой мировой войны.

Межвоенный период (1918 - 1939)

Последствия войны: революции и распад империй. Последствия Первой мировой войны. Революция в Германии 1918 – 1919 гг. Распад Австро-Венгерской империи. Распад Российской империи. Антиколониальные выступления в Азии и Северной Африке. Революция в Турции 1918 – 1923 гг. и кемализм.

Версальско-вашингтонская система. Международные отношения в 1920-е гг. Парижская мирная конференция. Вашингтонская конференция 1921 – 1922 гг.  Международные отношения в 1920-е гг.

Страны Запада в 1920-е гг. США. Великобритания. Франция. Германия. Главные черты экономического развития стран Запада в 1920-х гг. Политическое развитие стран Запада в 1920-е гг. США – «процветание» по-американски. Великобритания – коалиционные правительства. Франция в 1920-е гг.: политическая неустойчивость. Германия. Кризис Веймарской республики.

Мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг. Великая депрессия. Пути выхода. Особенности мирового экономического кризиса 1929 – 1933 гг. Пути выхода из кризиса. Либерально-демократические режимы. Тоталитарные режимы. Фашистские диктатуры. Авторитарные режимы.

Страны Запада в 1930-е гг. США: «новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Великобритания: «национальное правительство».

Нарастание агрессии в мире. Установление нацистской диктатуры в Германии. Установление нацистской диктатуры в Германии. Милитаризация экономики. Идеология национал-социализма.

Борьба с фашизмом. Народный фронт во Франции и Испании. Гражданская война в Испании. Австрия: от демократии к авторитарному режиму. Народный фронт во Франции. Народный фронт и Гражданская война в Испании. Австрия: от демократии к авторитарному режиму.

Международные отношения в 1930-е гг. Политика «умиротворения» агрессора. Крах Версальско-Вашингтонской системы. Несостоятельность Лиги Наций. Военно-политический блок «Берлин – Рим – Токио». Чехословацкий кризис. Мюнхенский сговор 1938 г. Провал идеи коллективной безопасности.

Восток в первой половине XX в. Традиции и модернизация. Япония. Китай. Индия в первой половине XX .

Вторая мировая война

Вторая мировая война. 1939 – 1945 гг. Начало Второй мировой войны. Наступление агрессоров. Великая Отечественная война Советского Союза. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Военные действия на других театрах войны. Пёрл-Харбор и война на Тихом океане. Антигитлеровская коалиция. «Новый порядок». Движение Сопротивления. Завершающий период Второй мировой войны.

Итоги Второй мировой войны. Послевоенное урегулирование. Итоги Второй мировой войны. Последствия Второй мировой войны. Распад антигитлеровской коалиции. Мирное урегулирование. Образование ООН. Процессы над военными преступниками.

Соревнование социальных систем

Начало «холодной войны». Международные отношения в 1945 – первой половине 1950-х гг. Начало «холодной войны». Раскол Германии. Образование ФРГ и ГДР. Установление коммунистических режимов в Восточной Европе.

Международные отношения в 1950 – 1980-е гг. Двухполюсная (биполярная) система международных отношений. Две тенденции в развитии международных отношений в годы «холодной войны». Ослабление международной напряжённости в 1950-е гг. Суэцкий кризис 1956 г. Доктрина Эйзенхауэра. Берлинский кризис 1958 – 1961 гг. Карибский кризис 1962 г. Война США во Вьетнаме (1965 – 1973). Гонка ядерных вооружений и проблема ограничения вооружений. Разрядка международной напряжённости. От разрядки к конфронтации.

Завершение эпохи индустриального общества. 1945 – 1970-е гг. «Общество потребления». Главные черты экономического развития. Государство благосостояния. «Общество потребления». Особенности формирования государства благосостояния в странах Запада.

Кризисы 1970 – 1980-х гг. Становление постиндустриального информационного общества. Экономические кризисы 1970 – 1980-х гг. Третья промышленно-технологическая революция. Постиндустриальное информационное общество. Постиндустриальное общество и современные политические процессы. Демократизация.

Экономическая и социальная политика. Неоконсервативный поворот. Политика «третьего пути». Неоконсервативный поворот. Политика неоконсерваторов. Общие итоги политики неоконсерваторов. Идеология и политика «третьего пути». Общие итоги политики «третьего пути».

Политическая борьба. Гражданское общество. Социальные движения. Политические партии и политические идеологии. Гражданское общество и социальные проблемы на завершающем этапе индустриального развития. Изменение роли и характера гражданского общества в 1960-е гг. Бурные 1960-е гг. Движения гражданских инициатив в период формирования постиндустриального общества. Экологическое движение. Национальные, этнические и лингвистические движения.

Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы. Становление и кризис коммунистических режимов в странах Центральной и Восточной Европы. Попытки реформ в странах социалистического лагеря. Революции 1989 – 1991 гг.: общее и особенное. Почему Польша стала первой страной, где произошла революция.   Политические и экономические реформы. «Шоковая терапия» и её итоги. Страны ЦВЕ и Европейский союз.

 

Страны Азии и Африки. Деколонизация и выбор путей развития. Деколонизация. Выбор путей развития. Культурно-цивилизационные регионы. Мировая социалистическая система. Классификация государств. Политическое развитие государств Тропической и Южной Африки.

Китай. Индия. Гражданская война и победа народной революции в Китае. Выбор путей развития Китая. «Большой скачок» и народные коммуны. Реализация коммунистической утопии. «Культурная революция». Начало реформ в Китае. Теория Дэн Сяопина. Этапы реформ.  Итоги реформ. Достижения и проблемы КНР. Индия в 1950- 1991  гг. Реформы М. Сингха. Современные проблемы Индии. Главное противоречие эпохи как двигатель мирового развития.

Современный мир

        Глобализация и новые вызовы XXI в. Что такое глобализация. Противоречия глобализации. Роль государства в условиях глобализации. Мировой финансово-экономический кризис 2008 г. Новые вызовы XXI. Глобализация и фундаментализм. Человек и глобализация. Самоопределение человека в глобальном мире. Глобализация и регионализация. Глобализация и нарастание разрыва между богатыми и бедными. Проблема «мирового Юга». Глобализация и четвёртая промышленно-технологическая революция.

        Международные отношения в конце XX – начале XXI в. Лидерство единственной сверхдержавы или многополюсный мир. Этапы внешней политики США. Ближневосточный конфликт. Региональная интеграция в современном мире. Общеевропейское сотрудничество. Расширение и трансформация НАТО. Ирак в центре международных конфликтов. Международный терроризм. Военная операция России в Сирии. Конфликты на Балканах. Американо-российские отношения.

         

Курс по истории России

Россия в годы "великих потрясений"

Россия и мир накануне Первой мировой войны. Завершение территориального раздела мира и кризис международных отношений. Военно-политические блоки. Новые средства военной техники и программы перевооружений. Предвоенные международные кризисы. Сараевский выстрел и начало войны. Планы сторон.

Российская империя в Первой мировой войне. Военная кампания 1914 г. Военные действия в 1915 г. Кампания 1916 г. Мужество и героизм российских воинов. Экономика России в годы войны. Власть и общество в годы войны.

Великая российская революция 1917 г.  Объективные и субъективные причины революционного кризиса. Падение монархии. Временное правительство и его программа. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Основные политические партии в 1917 г. Кризисы Временного правительства. Русская православная церковь в условиях революции. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Рост влияния большевиков. Подготовка и проведение вооружённого восстания в Петрограде. Свержение Временного правительства и взятие власти большевиками. Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров.

Первые революционные преобразования большевиков. Первые декреты новой власти. Учредительное собрание. Организация власти Советов. Создание новой армии и спецслужбы. Брестский мир. Первая Конституция России 1918 г.

Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм. Национализация промышленности. Политика в деревне. Военный коммунизм. План ГОЭЛРО.

Гражданская война. Причины и основные этапы Гражданской войны в России. Выступление левых эсеров. Формирование однопартийной диктатуры. Палитра антибольшевистских сил. Важнейшие события 1918 – 1919 гг. террор красный и белый: причины и масштабы. Польско-советская война. Окончание Гражданской войны. Причины победы Красной Армии в Гражданской войне.

Идеология и культура периода Гражданской войны. Политика новой власти в области образования и науки. Власть и интеллигенция. Отношение новой власти к Русской православной церкви. Повседневная жизнь.

Региональный компонент. Наш край в годы революции и Гражданской войны.

Советский Союз в 1920 – 1930-х гг.

        Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к нэпу. Последствия мировой войны, революции, Гражданской войны для демографии и экономики России. Власть и церковь. Крестьянские восстания. Кронштадтское восстание. Переход к новой экономической политике.

        Экономика нэпа. Замена продразвёрстки единым продналогом. Иностранные концессии. Стимулирование кооперации. Финансовая реформа Г.Я. Сокольникова. Создание Госплана и переход к пятилетнему планированию развития народного хозяйства.

Образование СССР Национальная политика в 1920-е гг. Предпосылки и значение образования СССР. Образование СССР. Конституция 1924 г. Национально-государственное строительство. Политика «коренизации».

Политическое развитие в 1920-е гг. Трудности поворота. Болезнь В.И. Ленина и борьба за власть. Ликвидация оппозиции внутри ВКП(б). Ужесточение политического курса.

Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг. Международное положение после окончания Гражданской войны в России. Советская Россия на Генуэзской конференции. «Полоса признания». Отношения со странами Востока. Создание и деятельность Коминтерна. Дипломатические конфликты с западными странами.

Культурное пространство советского общества в 1920-е гг. Партийный контроль над духовной жизнью. Сменовеховство. Начало «нового искусства».

«Великий перелом». Индустриализация. Разработка и принятие плана первой пятилетки. «Великий перелом». Ход и особенности советской индустриализации. Цена и издержки индустриализации. Итоги и достижения индустриального развития.

Коллективизация сельского хозяйства. Политические дискуссии о путях развития советской деревни. Политика сплошной коллективизации. Раскулачивание. «Головокружение от успехов». Голод. Становление колхозного строя.

Политическая система СССР в 1930-е гг. Конституция 1936 г. Формирование партийного государства. Репрессивная политика. Массовые общественные организации.

Культурное пространство советского общества в 1930-е гг. Формирование «нового человека». Культ героев. Культурная революция. Достижения в отечественной науке в 1930-е гг. Советское искусство. Повседневность 1930-х гг. Общественные настроения. Культура русского зарубежья.

СССР и мировое сообщество в 1929 – 1939 гг. Мировой экономический кризис 1929 – 1933 г. и пути выхода из него. СССР и мировое сообщество. Борьба за создание системы коллективной безопасности. Усиление угрозы мировой войны. Укрепление безопасности на Дальнем Востоке. СССР в международной политике накануне начала Второй мировой войны.

Региональный компонент. Наш край в 1920 – 1930-е гг.

Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг.

        СССР накануне Великой Отечественной войны. Советская внешняя политика на начальном этапе Второй мировой войны. Форсирование военного производства и освоения новой военной техники. Реорганизация Красной Армии. Укрепление трудовой и производственной дисциплины. Военно-патриотическое воспитание населения.

        Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941 – ноябрь 1942 г.). Канун войны. Начало войны. Характер войны. Силы и планы сторон. Неудачи Красной Армии летом – осенью 1941 г. Битва за Москву. Героическая оборона Ленинграда.

        Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома. Ситуация на фронте весной 1942 г. Планы сторон. Немецкое наступление летом 1942 г. Начало Сталинградской битвы. Битва за Кавказ. Немецкий оккупационный режим. Партизанское и подпольное движение. Сотрудничество с врагом: причины, формы, масштабы. Образование антигитлеровской коалиции.

        Человек и война: единство фронта и тыла. Повседневность военного времени. Человек на войне. Церковь в годы войны. Соотечественники за рубежом в борьбе с фашизмом. Культурное пространство войны. Военные будни и праздники. Летопись культурных утрат.

Второй период Великой Отечественной войны. Коренной перелом (ноябрь 1942 – 1943 гг.). Разгром немецких войск под Сталинградом.  Битва на Курской дуге. Битва за Днепр. Тегеранская конференция. Итоги второго периода войны.

Региональный компонент. Наш край в годы Великой Отечественной войны.

Апогей и кризис советской системы. 1945 - 1991 гг.

Место и роль СССР в послевоенном мире. СССР – мировая держава. Рост коммунистического и национально-освободительного движения. Столкновение геополитических интересов. «Холодная война». Внутреннее положение СССР.

Восстановление и развитие экономики. Планы и факторы экономического роста. Денежная реформа 1947 г. Противоречия промышленного роста. Состояние сельского хозяйства.

Изменения в политической системе в послевоенные годы. Структура высших органов власти и управления. Единовластие И.В. Сталина. Перестановки и репрессии в высшем руководстве. КПСС как основа советской политической системы. Государственный аппарат. Методы поддержания социальной стабильности.

Идеология, наука и культура в послевоенные годы. Послевоенные идеологические кампании. Восстановление и развитие системы образования. Развитие науки. Основные тенденции развития искусства.

Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны». Разделение Европы. Консолидация социалистических государств. Образование КНР и советско-китайские отношения. Корейская война. Наращивание вооружений.

Смена политического курса. Смерть Сталина и настроения в обществе. Борьба за власть в советском руководстве. Н.С. Хрущёв.  XX съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина. Реабилитация жертв политических репрессий. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций. Новая Программа КПСС и проект Конституции СССР.

Экономическое и социальное развитие в середине 1950-х – середине 1960-х гг. Экономический курс Г.М. Маленкова. Развитие промышленности. Развитие сельского хозяйства. Научно-техническая революция в СССР. Успехи в освоении космоса. Социальное развитие.

Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х – середине 1960-х гг. Условия развития литературы и искусства. Власть и интеллигенция. Развитие образования. Зарождение новых форм общественной жизни. Советский спорт. Особенности повседневной жизни. 

Политика мирного сосуществования в 1950-х – первой половине 1960-х гг. Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу. Отношения с Западом. Проблемы разоружения.  СССР и мировая социалистическая система. Распад колониальных систем. СССР и страны третьего мира.

Региональный компонент. Наш край в 1953 - 1964 гг.

Политическое развитие в 1960-х – середине 1980-х гг. Итоги и значение «великого десятилетия» Н.С. Хрущёва. Л.И. Брежнев и смена политического курса. Новые идеологические ориентиры. Концепция «развитого социализма». Конституция СССР 1977 г.

Социально-экономическое развитие страны в 1960-х – середине 1980-х гг. Аграрная реформа 1965 г. и её результаты. Косыгинская реформа промышленности. Научные и технические приоритеты. Социальная политика. Исчерпание потенциала экстенсивной индустриальной модели развития.

Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг. Повседневность в городе и деревне. Общественные настроения. Литература и искусство: поиски новых путей. Неформалы и диссиденты. Развитие физкультуры и спорта. Олимпийские игры 1980 г. в Москве.

Политика разрядки международной напряжённости. Новые вызовы внешнего мира. Отношения СССР со странами Запада. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). СССР и развивающиеся страны. Ввод советских войск в Афганистан. СССР и страны социализма.

Региональный компонент. Наш край в 1964 - 1985 гг.

СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформ. Мир в начале 1980-х гг. Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно-политической жизни СССР. Ю.В. Андропов и начало формирования идеологии перемен. М.С. Горбачёв и его окружение: курс на реформы.

Социально-экономическое развитие СССР в 1985 – 1991 гг. Первый этап экономических преобразований: концепция ускорения социально-экономического развития. Второй этап экономических реформ. Экономический кризис и начало перехода к рыночной экономике. Программа «500 дней».

Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки. Гласность и плюрализм мнений. Литература. Кино, театр. Реабилитация. Начало поворота в религиозной политике. Результаты политик гласности.

Реформа политической системы. Начало демократизации советской политической системы. Конституционная реформа 1988 – 1991 гг. I Съезд народных депутатов СССР и его значение. Формирование многопартийности. Раскол в КПСС.

Новое политическое мышление и перемены во внешней политике. «Новое мышление». СССР и Запад. Начало разоружения. Разблокирование региональных конфликтов. Распад социалистической системы. Результаты политики «нового мышления». Отношение к М.С. Горбачёву и его внешней политике в СССР и в мире.

Национальная политика и подъём национальных движений. Распад СССР. Кризис межнациональных отношений. Демократизация и подъём национальных движений. Противостояние между союзным Центром и республиками. «Парад суверенитетов». Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Разработка нового союзного договора. Август 1991 г. и распад СССР.

Региональный компонент. Наш край в 1985 - 1991 гг.

Российская Федерация

        Российская экономика на пути к рынку. Начало радикальных экономических преобразований. Падение жизненного уровня населения. Приватизация. Развитие экономики России в 1992 – 1998 гг. Дефолт 1998 г. и его последствия. Экономические меры правительства Е.М. Примакова. Первые результаты и цена экономических реформ 1990-х гг. Россия в мировой экономике.

        Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг. Разработка новой Конституции России. Политико-конституционный кризис 1993 г. Конституция России 1993 г. и её значение. Российская многопартийность и строительство гражданского общества. Российский парламентаризм. Президентские выборы 1996 г. результаты политического развития в 1990-е гг.

Духовная жизнь страны в 1990-е гг. Исторические условия развития духовной жизни, науки и культуры. Литература. Кинематограф. Музыка. Театр. Изобразительное искусство. Средства массовой информации. Российский спорт. Традиционные религии.

Геополитическое развитие и внешняя политика в 1990-е гг. Новое место России в мире. Взаимоотношения с США и странами Запада. Агрессия НАТО в Югославии и изменение политики России в отношении Запада. Восточный вектор внешней политики. Россия на постсоветском пространстве. Результаты внешней политики страны в 1990-е гг.

Региональный компонент. Наш край в 1992 - 1999 гг.

Политическая жизнь России в начале XXI в. Отставка Президента Б.Н. Ельцина. Президент В.В. Путин и его программа. Укрепление российской государственности. Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Усиление борьбы с терроризмом. Судебная реформа. Выборы 2003 – 2004 гг. Реформа управления. Итоги политического развития страны в 2000-е гг.

Экономика России в начале XXI в. Переход к политике государственного регулирования рыночного хозяйства. Налоговая реформа. Решение проблемы внешнего долга. Социальное развитие: разработка и реализация приоритетных национальных программ. Демографическая политика. Итоги социально-экономического развития страны.

Повседневная и духовная жизнь. Развитие элементов гражданского общества. Власть и СМИ. Развитие образования, науки, культуры. Достижения российского спорта. Власть и церковь.

Внешняя политика России в начале XXI в. Разработка новой внешнеполитической стратегии. Усиление борьбы с терроризмом. Отношения России с США и Западом. Отношения России со странами ближнего зарубежья. Россия и русская диаспора за рубежом. Отношения России со странами Азии, Африки, Латинской Америки. Укрепление позиций России на международной арене. Итоги внешней политики России.

Россия в 2008 – 2018 гг. Президент Д.А. Медведев и его программа. Военный конфликт в Закавказье. Новый этап политической реформы. Россия и мировой экономический кризис. Социальная политика в условиях экономического кризиса. Ориентиры инновационного развития. Россия в системе международных отношений. Выборы в Государственную Думу 2011 г. Президентские выборы 2012 г. Зимняя Олимпиада в Сочи. Воссоединение Крыма с Россией. Выборы в Государственную Думу в 2016 г. Участие России в борьбе с международным терроризмом в Сирии. Президентские выборы 2018 г.

Региональный компонент. Наш край в 2000 - 2012 гг.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Содержание учебного предмета  

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ( 24ч.)

Примерное календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема  урока

Кол-во часов

Дата

примечание

1-2

Первая мировая война: фронт и тыл

2

3.09

7.09

3

Послевоенное мироустройство. Версальско-Вашингтонская система

1

10.09

4

Революционное движение в Европе и Азии после Первой мировой войны

1

14.09

5

Левые и правые в политической жизни Западной Европы в 1920-е гг.

1

17.09

6-7

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и «Новый курс» Ф.Д.Рузвельта

2

21.09

24.09

8-9

Тоталитаризм в Германии и Италии. Милитаристский режим в Японии.

2

28.09

1.10

10-11

Альтернатива фашизму: опыт Великобритании и Франции. Милитаризм и пацифизм на международной арене.

2

5.10

8.10

12

Начальный период Второй мировой войны.

1

12.10

13-14

Трудный путь к победе

2

15.10

19.10

15-16

Итоги и уроки Второй мировой войны. Создание ООН.

2

22.10

26.10

17

Истоки и характер «холодной войны»

и создание военно -политических блоков

1

29.10

18

Повторительно- обобщающий урок по теме «Мир в первой половине

1

9.11

19

Восточная Европа: долгий путь к демократии

1

12.11

20

Пути модернизации в Азии, Африке и Латинской Америке

1

16.11

21

Основные направления в искусстве и массовая культура

1

19.11

22

Проблемы мирового развития в начале третьего тысячелетия

1

23.11

23

Основные проблемы развития современного общества. Глобализация и новые вызовы XXI в. Международные отношения в конце XX – начале XXI в.

1

26.11

24

Повторительно-обобщающий урок по теме «Мир во второй половине XX — начале XXI в.» Тестирование

1

30.11

ИСТОРИЯ РОССИИ (46ч.)

Глава I. Россия в годы «великих потрясений»

Кол-во часов

дата

примечание

25

Россия и мир накануне Первой мировой войны

1

3.12

26

Российская империя в Первой мировой войне

1

7.12

27

Великая российская революция: Февраль 1917 г.

1

10.12

28

Великая российская революция: Октябрь 1917 г.

1

14.12

29

Первые революционные преобразования большевиков. Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм

1

17.12

30

Гражданская война

1

21.12

31

Идеология и культура периода Гражданской войны

1

24.12

Глава II. Советский Союз в 1920 – 1930-х гг.

32

Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к нэпу. Экономика нэпа

1

11.01

33

Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг. Политическое развитие в 1920-е гг.

1

14.01

34

Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг.

1

18.01

35

Культурное пространство советского общества в 1920-е гг.

1

21.01

36

«Великий перелом». Индустриализация

1

25.01

37

Коллективизация сельского хозяйства

1

28.01

38

Политическая система СССР в 1930-е гг.

1

1.02

39

Культурное пространство советского общества в 1930-е гг.

1

4.02

40

СССР и мировое сообщество в 1929 – 1939 гг.

1

8.02

41

Повторительно-обобщающий урок по главам I и II. Тестирование.

1

11.02

Глава III. Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг.

42

СССР накануне Великой Отечественной войны

1

15.02

43

Начало великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941 – ноябрь 1942 г.)

1

18.02

44

Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома

1

22.02

45

Человек и война: единство фронта и тыла.

1

25.02

46

Второй период Великой Отечественной войны. Коренной перелом (ноябрь 1942 – 1943 г.)

1

1.03

47

Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны

1

4.03

48

Повторительно-обобщающий урок по главе III.Тестирование

1

11.03

8 марта-праздник, уплотнение

Глава IV. Апогей и кризис советской системы. 1945 – 1991 гг.

49

Место и роль СССР в послевоенном мире

1

50

Восстановление и развитие экономики. Изменения в политической системе в послевоенные годы

1

15.03

51

Идеология, наука и культура в послевоенные годы

1

18.03

52

Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны»

1

1.04

53

Смена политического курса. Экономическое и социальное развитие в середине 1950-х – середине 1960-х гг.

1

5.04

54

Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х – середине 1960-х гг.

1

8.04

55

Политика мирного сосуществования в 1950-х – первой половине 1960-х гг.

1

12.04

56

Политическое развитие в 1960-х – середине 1980-х гг. Социально-экономическое развитие страны в 1960-х – середине 1980-х гг.

1

15.04

57

Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине 1960-х гг. – первой половине 1980-х гг.

1

19.04

58

Политика разрядки международной напряжённости

1

22.04

59

СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформ

1

26.04

60

Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 гг.

1

29.04

61

Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки

1

3.05

62

Реформа политической системы. Новое политическое мышление и перемены во внешней политике

1

6.05

63

Национальная политика и подъём национальных движений. Распад СССР

1

10.05

Глава V. Российская Федерация

64

Российская экономика на пути к рынку. Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг.

1

13.05

65

Духовная жизнь страны в 1990-е гг.

1

17.05

66

Геополитическое положение и внешняя политика в 1990-е гг.

1

20.05

67

Политическая жизнь России в начале XXI в. Экономика России в начале XXI в.

1

24.05

68

Повседневная и духовная жизнь

1

27.05

69

Внешняя политика России в начале XXI в. Срез знаний.

1

31.05

70

Россия в 2008-2018 гг.

1

Всего: 70 часов

Учебно-методическое обеспечение

УМК: Н.М.Арсентьев, Данилов А.А и др. под ред.А.В.Торкунова. История России. 10 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. В 3 ч./ М., «Просвещение», 2020 г.

История. Всеобщая история. Новейшая история. 1914 г. – начало XXI в.: учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни / Н.В. Загладин, Л.С. Белоусов; под науч. ред. С.П. Карпова. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2020. – 288 с.: ил. – (ФГОС. Инновационная школа).

Дополнительная литература:

1. Серов Б.Н., Ланго А.Р. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX в.: к учебнику Сахарова А.Н., Буганова В.И. История России.10 класс – 2-е изд. –М.: ВАКО, 2007

2. Гевуркова  Е. А., Соловьев Я.В.. ЕГЭ 2013. История. Типовые тестовые задания. М.. Издательство «Экзамен»,  2013.

3. Серов Б.Н., Ланго А.Р. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX в.: к учебнику Сахарова А.Н., Боханова А.Н.. История России.10 класс – 2-е изд. –М.: ВАКО, 2005.

4. А.В. Головко История в схемах и таблицах. Москва. Изд. « Эксмо» 2014.

5. Е.В. Шандулин, М. В. Пятикова ,Сборник олимпиадных задач. 9-11 классы, Москва « Легион» 2014.

6. А.А.Данилов,А.Г. Косулина Контрольные и проверочные работы по истории Росии 20 века. 9-11 класс,Москва изд. «Дрофа»,1998.

7. О.А.Северина /“История 10-11 классы проектная деятельность учащихся” Волгоград, Издательство “Учитель”.

8.И.М. Фокеева  Национально-региональный компонент исторического образования, Казань-Тарих-2003.

Интернет ресурсы

  1. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
  2. http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  3. http://standart.edu.ru/ - сайт Федерального государственного образовательного стандарта
  4. http://www.ug.ru/ - Официальный сайт "Учительской газеты". На сайте представлены новости образования, рассматриваются вопросы воспитания, социальной защиты, методики обучения
  5. http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет
  6. http://www.1september.ru/ru/ - Газета "Первое Сентября" и ее приложения. Информация для педагогов
  7. http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей        
  8. http://www.pish.ru/сайт журнала «Преподавание истории в школе» с архивом  
  9. http://his.1september.ru  Газета "История" и сайт для учителя "Я иду на урок истории"
  10. http://www.fipi.ru  - ФИПИ
  11. http://www.uchportal.ru/ - учительский портал – по предметам – уроки, презентации, внеклассная работа, тесты, планирования, компьютерные программ
  12. http://rosolymp.ru/ - Всероссийская  Олимпиада школьников
  13. http://www.zavuch.info/   - Завуч-инфо (методическая библиотека, педагогическая ярмарка, сообщество педагогов, новости…)
  14. http://www.historic.ru - Historic.Ru: Всемирная история
  15. http://rulers.narod.ru - Всемирная история в лицах
  16. http://www.worldhist.ru - Всемирная история: единое научно-образовательное пространство
  17. http://www.world-history.ru - Всемирная история: сайт Д. Гришина
  18. http://hist1.narod.ru - Всемирная история: учебники и книги С.А. Нефедова
  19. http://www.1939-1945.net - Вторая мировая война: каталог ресурсов

Приложение

Контрольно-измерительные материалы

№ п.п

Тема

Форма контроля

Источник КИМа

1

Повторительно-обобщающий урок по теме «Мир во второй половине XX — начале XXI в.» .Тестирование

тестирование

прилагается

2

Повторительно-обобщающий урок по главам I и II. Тестирование.

Тестирование

прилагается

3

Повторительно-обобщающий урок по главе III.Тестирование

Тестирование

прилагается

4

Срез знаний. Промежуточная аттестация.

Тестирование

прилагается

Критерии оценивания

Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:

Оценка «5» ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.

4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.

3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

4. Полностью не усвоил материал.

        Оценка тестов  

При проведении тестовых работ критерии оценивания следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 70 – 89 %;

«3» - 50 – 69 %;

«2»- менее 50 %.

При проведении тестовых работ в формате ОГЭ и ЕГЭ критерии оценивания следующие:

Полностью выполнена часть «А» - «3»

Части «А» и «В» - «4»

Части «А», «В», и одно задание из части «С» - «5»

Оценка самостоятельных  работ

При проведении самостоятельных   работ критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 70 – 89 %;

«3» - 50 – 69 %;

«2»- менее 50 %

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «История» 8 класс

Рабочая программа учебного предмета «История» 8 класс...

Рабочая программа учебного предмета "История" 5 класс

Рабочая программа учебного предмета «История Древнего мира»  разработана для учащихся 5 Г класса в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования и...

Рабочая программа учебного предмета "История" 7 класс

Рабочая программа учебного предмета «История»  разработана для учащихся 7- х классов  в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования и  ...

Рабочая программа учебного предмета "История" 9 класс

Рабочая программа учебного предмета «История»  разработана для учащихся 9-х классов в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования и  на осно...

Рабочая программа учебного предмета "История" 10 класс

Рабочая программа учебного предмета «История»  разработана для учащихся 10 А  класса в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования и  н...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ "ИСТОРИЯ" 7 класс

Рабочая программа по истории для 7 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «СШ № 40» на основе:Федерального государст...

Рабочая программа по предмету «История» 7 класс

Пояснительная записка, требования к уровню подготовки, содержание, календарно-тематическое планирование....