Рабочая программа учебного предмета "История" 7 класс
рабочая программа по истории (7 класс) по теме

Трубникова Светлана Евгеньевна

Рабочая программа учебного предмета «История»  разработана для учащихся 7- х классов  в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования и  на основе примерной программы основного общего образования по истории и авторских программ: «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А.Я. Юдовской и Л.М.Ванюшкиной/Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008; «История России 6-9 кл.» А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной /Программы общеобразовательных учреждений. – М .: Просвещение, 2010.

 и   следующих нормативно-правовых документов:

 

1.     Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации».

2.     Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования».

3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных  к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 8 июня 2015 года № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 2533.

5.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

6.Учебного плана МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32» на 2015-2016 учебный год.

 

Рабочая программа рассчитана на общеобразовательный уровень учащихся основной школы.

Содержание программы соответствует требованиям к структуре, результатам усвоения основных общеобразовательных программ федерального государственного образовательного стандарта второго поколения среднего (полного) общего образования, конкретизирует основные положения его фундаментального ядра.

 

Тип программы: программа основного общего образования.

Статус программы: рабочая программа учебного курса.

Назначение программы:

- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества образовательных услуг;

- для педагогических работников МОУ СОШ №32 программа определяет приоритеты в содержании основного общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

- для администрации МОУ СОШ №32 программа является основанием для определения качества реализации общего образования.

Категории обучающихся: учащиеся МОУ СОШ №32 г.о. Саранска

Сроки освоения программы: 1 год

Объем учебного времени: 34 недели

Форма обучения: очная

Режим занятий: 2 раза в неделю

Форма контроля: текущий контроль (контрольная работа, тест, защита реферата)

 

Программа по истории реализует три основные функции:

·                        информационно-ориентировочную функцию, обеспечивающую понимание и масштабность образовательного поля предмета, его места в учебном плане и системе исторического образования, а также специфику мировоззренческой значимости конкретного курса всеобщей истории;

·                        организационно-методическую функцию, которая позволяет с учетом целей, особенности фундаментального ядра содержания курса спроектировать образовательную деятельность и обеспечить достижение качества освоения учебного содержания; решать задачи социализации учащихся средствами учебного предмета «История»;

·                        социализирующую функцию, которая предполагает обеспечение учащихся знанием основных явлений, процессов и социальных закономерностей, происходящих на протяжении всей истории человечества. Эта знание готовит школьника к восприятию, пониманию и осмыслению сегодняшней социокультурной реальности, в той или иной степени транслирующей элементы прошлого опыта человечества и созидающей новый опыт на основе прежнего.

Цели:

учащиеся 7 класса должны получить знание об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ, изменениях, произошедших в России и мире за 200 лет.

Задачи:

- выстроить адекватное представление о периодизации Нового времени, о встречи миров, положивших начало формированию будущей мировой цивилизации; об особенностях ментальности человека Нового времени; о зарождении и развитии капитализма; о преимуществе эволюционного пути развития общества перед революционным; о причинах революции и о реформах как альтернативном пути развития общества; о новой социальной структуре общества и его движении к реформам как средству разрешения противоречий.

- должны научиться общим принципам и решениям познавательных проблем, методам исторического анализа; приобрести устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре;

- анализировать конкретные научные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ними жизнью;

-научиться самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки;

- уметь анализировать и описывать события с разных, часто с противоположных точек зрения;

- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Рабочая программа по истории обеспечивает уровень компетентности учащихся, позволяющий увидеть неоднозначность основных процессов в развитии человечества, ознакомиться с различным опытом народов мира, ощутить связь времен и извлечь для себя уроки на будущее.

Изучение курса истории основывается на проблемно-хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации поставленных задач. Современный учитель нацелен на необходимость преобразования традиционного процесса обучения в деятельностный, личностно значимый для учащегося. Приоритетным в преподавании является цивилизационно-гуманитарный подход, предполагающий выделение отдельной культурной общности и особенностей ее общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития. В процессе преподавания истории также должен быть реализован цивилизационный подход, основанный выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития. Содержание программы по истории также ориентируется  на реализацию многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории. Наряду с обозначенными подходами, реализующими содержание программы по истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также является:

·                        деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и ее способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;

·                        компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы по истории формирование комплекса общеучебных умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;

·                        дифференцированный подход при отборе  и конструировании  учебного содержания, предусматривающий принципы учета возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т. д.

·                        личностно-ориентированный  (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта;

·                        проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковых, исследовательский характер.

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно-ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.

Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретенных в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся. Предметная часть результатов проверяется на уровне индивидуальной аттестации обучающегося, а личностная часть является предметом анализа и оценки массовых социологических исследований.

 

Личностные результаты:

·                        осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

·                        освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

·                        осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в обществе;

·                        понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

·                        способность сознательно организовывать  и регулировать свою деятельность;

·                        овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации;

·                        способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в разных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат);

·                        готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

·                        активное применение знаний и приобретенных умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и профессиональной сфере.

 

        Предметные результаты:

·                        овладение целостным представлением об историческом пути человечества как необходимой основы миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;

·                        способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;

·                        способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;

·                        умение изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;

·                        готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

В результате изучения истории учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

·                        знание хронологии и работа с ней;

·                        знание исторических фактов и работа с ними;

·                        работа с историческими источниками;

·                        описание (реконструкция);

·                        анализ, объяснение;

·                        работа с версиями и оценками;

·                        применение знаний и умений в общении, социальной среде.

·                         

Рабочая программа составлена к учебникам.

Юдовская А.Я.  Новая история, 1500 – 1800: учеб. Для 7 кл. общеобразоват. Учреждений.- М.: Просвещение, 2004.

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: конец XVI-XIII вв.: учеб. Для 7 кл. общеобразоват. Учреждений.-5 изд. –          М.: Просвещение, 2004.

 

Место программы в образовательном процессе. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения учебного предмета История Историю России и Всеобщую историю в 7 классе 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся.

§        знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

§        знать основные этапы и ключевые события истории и выдающихся деятелей истории

§        уметь определять последовательность и длительность важнейших событий новой истории;

§        уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

§        уметь читать историческую карту и  показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

§        владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;

§        уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и  иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;

§        выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

§        объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

§        уметь анализировать исторические явления, процессы факты;

§        группировать исторические явления и события по заданному признаку;

§        уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и  связей между ними;

§        выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

§        определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

§        объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и мира в Новое время, достижениям культуры;

§        использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Критерий оценки знаний учащихся.

 

Критерии оценки устного ответа:

·              глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;

·              твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;

·              неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;

·               наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;

·              отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собойединицу (используется очень редко).

Критерии оценки работы на уроке:

·              активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;

·              активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;

·              неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;

·              полное отсутствие активности - отметка «2»;

отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собойединицу (используется очень редко)

Критерии оценки тестового задания:

·              90-100% - отлично «5»;

·              70-89% - хорошо «4»

·              50-69% - удовлетворительно «3»;

·              менее 50% - неудовлетворительно «2»;

Критерии оценки сообщения или проекта:

·              глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;

·              привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;

·              выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;

·              полное отсутствие работы - отметка «2»;

Критерии выведения четвертных и годовых оценок:

Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:

- активная и правильная работа учащегося на уроке;

- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов

- высокий уровень знания базового материала;

Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:

- активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;

- выполнение дополнительных заданий по желанию;

- высокий уровень знания базового материала;

Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:

- отсутствие самостоятельной активности на уроке;

- отсутствие выполнения дополнительных заданий;

- низкий уровень знания базового материала;

В случае если оценка является спорной, то для повышения результата учитель вправе учитывать выполнение следующих требований к учащимся:

- ведение тетради (наличие в ней материала)

- активное или безактивное участие учащихся в общешкольных мероприятиях на историческую и обществоведческую тематику (это касается и классных часов если классный руководитель посчитает необходимым отметить учащихся)

- участие в самостоятельной или общешкольной экскурсионной деятельности

- готовность к уроку (выполнение домашних заданий).

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год

Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...