Рабочая программа. История 9 класс
рабочая программа по истории (9 класс)
Программа по истории разработана в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Средняя школа №1 им. В. Н. Леонова» г.о. Зарайска Московской области.
В соответствии с годовым календарным графиком МБОУ «Средняя школа №1 им. В. Н. Леонова» в 9 классе на изучение предмета отведено 34 недель, 2 часа в неделю , 68 часов в год.
Программа реализуется по авторским программам: А.Я. Юдовской, Л.М. Ванюшкиной «Новая история»; А. А. Данилова, О. Н. Журавлевой, И. Е. Барыкиной «История России» для базового уровня.
Содержание авторской программы А.Я. Юдовской, Л.М. Ванюшкиной, А. А. Данилова, О. Н. Журавлевой, И. Е. Барыкиной полностью нашло отражение в данной программе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_9_klass.docx | 36.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 1 имени дважды Героя Советского Союза В. Н. Леонова»
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель МБОУ «Средняя школа № 1 им. В. Н. Леонова»
Беликова Е. Н. ___________
Приказ № 88-ОД от 28 августа 2020 года
Рабочая программа по истории
(базовый уровень)
9 «Б» класс
Составитель Каминская Лилия Яковлевна,
учитель первой квалификационной категории
2020 – 2021 учебный год
Пояснительная записка
Программа по истории разработана в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Средняя школа №1 им. В. Н. Леонова» г.о. Зарайска Московской области.
В соответствии с годовым календарным графиком МБОУ «Средняя школа №1 им. В. Н. Леонова» в 9 классе на изучение предмета отведено 34 недель, 2 часа в неделю , 68 часов в год.
Программа реализуется по авторским программам: А.Я. Юдовской, Л.М. Ванюшкиной «Новая история»; А. А. Данилова, О. Н. Журавлевой, И. Е. Барыкиной «История России» для базового уровня.
Содержание авторской программы А.Я. Юдовской, Л.М. Ванюшкиной, А. А. Данилова, О. Н. Журавлевой, И. Е. Барыкиной полностью нашло отражение в данной программе.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты изучения истории включают:
• освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах России на примере историко–культурных традиций, сформировавшихся на территории России в XIX в.;
• уважение к другим народам России и мира и принятие их; межэтническую толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение к истории родного края, его культурным и историческим памятникам;
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну и её достижения во всех сферах общественной жизни в изучаемый период;
• устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины;
• уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• внимательное отношение к ценностям семьи, осознание её роли в истории страны;
• развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому России и своего края;
• формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
• готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных предпочтений.
Метапредметные результаты изучения истории включают умения и навыки:
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта обозначенных учителем ориентиров действия при работе с новым учебным материалом;
• планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно оценивать свои возможности, условия и средства достижения целей;
• самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций путём сотрудничества;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• выявлять разные точки зрения и сравнивать их, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь путём сотрудничества;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью, строить монологические контекстные высказывания;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• проводить сравнение, типологизацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• выявлять проблему, аргументировать её актуальность;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование её объективности (под руководством учителя);
• делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Предметные результаты изучения истории включают:
• представление о территории России и её границах, об их изменениях на протяжении XIXв.;
• знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в изучаемый период;
• представление о социально-политическом устройстве Российской империи в XIX в.;
• умение ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий социальных групп;
• представление о социальной стратификации и её эволюции на протяжении XIX в.;
• знание основных течений общественного движения XIX в. (декабристы, западники и славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и марксистские организации), их отличительных черт и особенностей;
• установление взаимосвязи между общественным движением и политическими событиями (на примере реформ и контрреформ);
• определение и использование основных исторических понятий периода;
• установление причинно–следственных связей, объяснение исторических явлений;
• установление синхронистических связей истории России и стран Европы, Америки и Азии в XIX в.;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• поиск в источниках различного типа и вида (в художественной и научной литературе) информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
• анализ информации, содержащейся в исторических источниках XIX в. (законодательные акты, конституционные проекты, документы декабристских обществ, частная переписка, мемуарная литература и др.);
• анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых ими решений;
• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы);
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов в различных видах, в том числе с использованием наглядных средств;
• приобретение опыта историко-культурного, историко–антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
• представление о культурном пространстве России в XIX в., осознание роли и места культурного наследия России в общемировом культурном наследии.
Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося сформированы:
• целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;
• базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;
• способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
• способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;
• умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
• умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
• уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
История Нового времени. Россия в XVI – ХIХ веках (7–9 класс). Выпускник научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-
экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
Содержание курса
Всеобщая история
9 класс
Введение. Мир на рубеже XVIII – XIX вв. От традиционного общества к обществу индустриальному. Становление индустриального общества. Индустриальная революция: достижения и проблемы, новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Наука: создание научной картины мира. XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство в поисках новой картины мира. Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство. Строительство новой Европы. Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. Великобритания: сложный путь к величию и процветанию. Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису. Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества. Германская империя: борьба за «место под солнцем». Великобритания: конец Викторианской эпохи. Франция: Третья республика. Италия: время реформ и колониальных захватов. От Австрийской империи к Австро–Венгрии: поиски выхода из кризиса. Две Америки. США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США: империализм и вступление в мировую политику. Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма. Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника». Китай: сопротивление реформам. Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен. Международные отношения: обострение противоречий. Международные отношения на рубеже XIX – XX вв. Обострение колониальных противоречий. Новейшая история: понятие и периодизация. Индустриальное общество в начале XX в. «Новый империализм». Предпосылки Первой мировой войны. Политическое развитие в начале XX в.
История России
9 класс
Россия в первой четверти XIX в. Россия и мир на рубеже XVIII – XIX вв. Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского. Внешняя политика Александра I в 1801 – 1812 гг. Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813 – 1825 гг. Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815 – 1825 гг. Национальная политика Александра I. Социально–экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов. Россия во второй четверти XIX в. Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I. Социально–экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. Общественное движение при Николае I. Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны. Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817 – 1864 гг. Крымская война 1853 – 1856 гг. Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Россия в эпоху Великих реформ. Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России. Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г. Реформы 1860 – 1870–х гг.: социальная и правовая модернизация. Социально–экономическое развитие страны в пореформенный период. Общественное движение при Александре II и политика правительства. Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе. Внешняя политика Александра II. Русско–турецкая война 1877 – 1878 гг. Россия в 1880 – 1890–е гг. Александр III: особенности внутренней политики. Перемены в экономике и социальном строе. Общественное движение при Александре III. Национальная и религиозная политика Александра III. Внешняя политика Александра III. Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в. Россия в начале XX в. Россия и мир на рубеже XIX – XX вв.: динамика и противоречия развития. Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX – XX вв. Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894 – 1904 гг. Внешняя политика Николая II. Русско–японская война 1904 – 1905 гг. Первая российская революция и политические реформы 1905 – 1907 гг. Социально-экономические реформы П. А. Столыпина. Политическое развитие страны в 1907 – 1914 гг. Серебряный век русской культуры.
Тематическое планирование
ИСТОРИЯ РОССИИ
9 класс (40 ч)
№ п/п | Наименование раздела/темы | Кол-во часов |
1 | Тема I. Россия в первой четверти XIX в. | 9 |
2 | Тема II. Россия во второй четверти XIX в. | 8 |
3 | Тема III. Россия в эпоху Великих реформ | 7 |
4 | Тема IV. Россия в 1880 – 1890–е гг. | 7 |
5 | Тема V. Россия в начале XX в. | 9 |
ИТОГО | 40 |
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
9 класс (28 ч)
Наименование раздела/темы | Кол-во часов | |
1 | Введение. Мир на рубеже XVIII – XIX вв. | 1 |
2 | Становление индустриального общества | 6 |
3 | Строительство новой Европы | 7 |
4 | Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества | 5 |
5 | Две Америки | 3 |
6 | Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма | 2 |
7 | Международные отношения: обострение противоречий | 1 |
8 | Новейшая история: понятие и периодизация | 2 |
9 | ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ | 1 |
ИТОГО | 28 |
Тематическое планирование
ИСТОРИЯ РОССИИ
9 класс (40 ч)
№ п/п | Наименование раздела/темы | Дата по плану | Дата по факту |
Тема I. Россия в первой четверти XIX в. (9 ч) | |||
1 | Россия и мир на рубеже XVIII – XIX вв. | 02.04.09 | |
2 | Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского | 02-04.09 | |
3 | Внешняя политика Александра I в 1801 – 1812 гг. | 07-11.09 | |
4 | Отечественная война 1812 года | 07-11.09 | |
5 | Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813 – 1825 гг. | 14-18.09 | |
6 | Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815 – 1825 гг. | 14-18.09 | |
7 | Национальная политика Александра I | 21-25.09 | |
8 | Социально–экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. | 21-25.09 | |
9 | Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов | 28.09-02.10 | |
Тема II. Россия во второй четверти XIX в. (8 ч) | |||
10 | Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I | 28.09-02.10 | |
11 | Социально–экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. | 05-09.10 | |
12 | Общественное движение при Николае I | 05-09.10 | |
13 | Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны | 12-16.10 | |
14 | Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817 – 1864 гг. | 12-16.10 | |
15 | Крымская война 1853 – 1856 гг. | 19-23.10 | |
16 | Культурное пространство империи в первой половине XIX в. | 19-23.10 | |
17 | Повторительно–обобщающий урок по теме «Россия в первой половине XIX в.» | 26-30.10 | |
Тема III. Россия в эпоху Великих реформ (7 ч) | |||
18 | Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России | 26-30.10 | |
19 | Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г. | 09-13.11 | |
20 | Реформы 1860 – 1870х гг.: социальная и правовая модернизация | 09-13.11 | |
21 | Социально–экономическое развитие страны в пореформенный период | 16-20.11 | |
22 | Общественное движение при Александре II и политика правительства | 16-20.11 | |
23 | Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе | 23-27.11 | |
24 | Внешняя политика Александра II. Русско–турецкая война 1877 – 1878 гг. | 23-27.11 | |
Тема IV. Россия в 1880 – 1890–е гг. (7 ч) | |||
25 | Александр III: особенности внутренней политики | 30-04.11 | |
26 | Перемены в экономике и социальном строе | 30.04.11 | |
27 | Общественное движение при Александре III | 07-11.12 | |
28 | Национальная и религиозная политика Александра III | 07-11.12 | |
29 | Внешняя политика Александра III | 14-18.12 | |
30 | Культурное пространство империи во второй половине XIX в. | 14-18.12 | |
31 | Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в. | 21-25.12 | |
Тема V. Россия в начале XX в. (9 ч) | |||
32 | Россия и мир на рубеже XIX – XX вв.: динамика и противоречия развития. | 21-25.12 | |
33 | Социально–экономическое развитие страны на рубеже XIX – XX вв. | 28-29.12 | |
34 | Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894 – 1904 гг. | 12-15.01 | |
35 | Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904 – 1905 гг. | 12-15.01 | |
36 | Первая российская революция и политические реформы 1905 – 1907 гг. | 18-22.01 | |
37 | Социально–экономические реформы П. А. Столыпина | 18-22.01 | |
38 | Политическое развитие страны в 1907 – 1914 гг. | 25-29.01 | |
39 | Серебряный век русской культуры | 25-29.01 | |
40 | Повторительно–обобщающий урок по теме «Россия на рубеже XIX – XX вв.» | 01-05.02 |
9 класс (28 ч)
№ п/п | Наименование раздела/темы | Дата по плану | Дата по факту |
Введение. Мир на рубеже XVIII – XIX вв. | |||
1 | От традиционного общества к обществу индустриальному | 01-05.02 | |
Становление индустриального общества | |||
2 | Индустриальная революция: достижения и проблемы. | 08-12.02 | |
3 | Индустриальная революция: новые проблемы и новые ценности | 08-12.02 | |
4 | Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность | 15-19.02 | |
5 | Наука: создание научной картины мира | 15-19.02 | |
6 | XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство в поисках новой картины мира. | 22-26.02 | |
7 | Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство | 22-26.02 | |
Строительство новой Европы | |||
8 | Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс | 01-05.03 | |
9 | Великобритания: сложный путь к величию и процветанию | 01-05.03 | |
10 | Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису | 09-12.03 | |
11 | Франция: революция 1848г. и Вторая империя. | 09-12.03 | |
12 | Германия: на пути к единству | 15-18.03 | |
13 | «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» | 15-18.03 | |
14 | Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна | 01-02.04 | |
Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества | |||
15 | Германская империя: борьба за «место под солнцем». | 01-02.04 | |
16 | Великобритания: конец Викторианской эпохи. | 05-09.04 | |
17 | Франция: Третья республика. | 05-09.04 | |
18 | Италия: время реформ и колониальных захватов | 12-16.04 | |
19 | От Австрийской империи к Австро–Венгрии: поиски выхода из кризиса. | 12-16.04 | |
Две Америки | |||
20 | США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики | 19-23.04 | |
21 | США: империализм и вступление в мировую политику. | 19-23.04 | |
22 | Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен. | 26-30.04 | |
Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма | |||
23 | Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника». Китай: сопротивление реформам | 26-30.04 | |
24 | Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен | 03-07.05 | |
Международные отношения: обострение противоречий | |||
25 | Международные от- ношения на рубеже XIX–XX вв. Обострение колониальных противоречий | 03-07.05 | |
Новейшая история: понятие и периодизация | |||
26 | Индустриальное общество в начале XX в. «Новый империализм». Предпосылки Первой мировой войны. | 17-21.05 | |
27 | Политическое развитие в начале XX в. | 17-21.05 | |
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ | |||
28 | Повторительно–обобщающий урок по курсу «История Нового времени. 1800 – 1900 гг.» | 24.05 |
СОГЛАСОВАНО Кафедра гуманитарных наук Протокол №1 от от 26 августа 2020 г. _________ Гусарова О.М. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______Чернышова А.В. 27 августа 2020 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 5 класс история
Рабочая программа история 5 класс...
Рабочие программы 6 класс Всеобщая история и История России с древнейших времён до конца 16 века
Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки, формы и средства контроля, содержание курса, тематическое планирование....
Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 9 класс.
По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 8 класс.
По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа "История посёлка в истории Бурятии"
В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Бурятии и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народ...
Рабочая программа "История России. Всеобщая история"
Рабочая программа ФГОС "История"...
Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 5-9 классы
Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...