Рабочая программа история 7 класс
рабочая программа по истории (7 класс)

Саниахметов Фаниль Рахматуллович

Данная программа ориентирована на использование учебника Всеобщая История, Нового времени,  авторов: А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина.: Москва «Просвещение» 2019 год,  История России авторы: И.Л. Андреева, И.Н. Федорова.: Дрофа 2016 год

. На изучение истории в 7 классе учебным планом предусматривается 70 часов – из расчета 2 часа в неделю. Из них 28 часов отводится на изучение истории Средних веков Всеобщей истории и 48 часов – на изучение истории России. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                     Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Основной образовательной программы основного общего образования МОБУ СОШ с.Рятамак МР Ермекеевский район РБ; Учебного плана МОБУ СОШ с.Рятамак на 2020-2021 учебный год (принят на заседании педагогического совета протокол №1 от 20 августа 2020г.)

Данная программа ориентирована на использование учебника Всеобщая История, Нового времени,  авторов: А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина.: Москва «Просвещение» 2019 год,  История России авторы: И.Л. Андреева, И.Н. Федорова.: Дрофа 2016 год

. На изучение истории в 7 классе учебным планом предусматривается 70 часов – из расчета 2 часа в неделю. Из них 28 часов отводится на изучение истории Средних веков Всеобщей истории и 48 часов – на изучение истории России.  

РАЗДЕЛ 1. Планируемые результаты изучения учебного курса

             В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 г. (ФГОС) содержание и методический аппарат учебника должны быть направлены на получение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

Серьезное внимание уделено достижению личностных результатов, т.е. системе ценностных отношений обучающихся: к себе, другим участникам образовательного процесса или к самому образовательному процессу. Таким образом, усиливаются общекультурная направленность общего образования, универсализация и интеграция знаний.

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

 - осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

 - освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

 - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

 - понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

- воспитание личной гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству как к многонациональному и мультикультурному образованию;

- развитие личностных и духовных качеств, позволяющих уважительно и доброжелательно относится к другим людям, их мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции, истории, культуре;

- формирование толерантного отношения к религии, традициям, языку и ценностям народов России.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

 - способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

 - владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

 - способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

 - готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

- освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальной жизни ;

- развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;

- умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, использовать информационно-коммуникационные технологии;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности

- умение формировать и осваивать универсальные учебные действия, ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности;

Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают:

 - овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

 - способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

 - расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

 - готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

- усвоение системы исторических знаний, гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания;

- расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности;

- приобретение опыта историко-культурного и цивилизационного подхода к оценке различных явлений;

- освоение приемов установления причинно-следственных связей.

В результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

 1. Знание хронологии, работа с хронологией:

 · указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

 · соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

 2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

 · характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

 · группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

 3. Работа с историческими источниками:

 · читать историческую карту с опорой на легенду;

 · проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

 · сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

 4. Описание (реконструкция):

 · рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках;

 · характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

 · на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов,  

   памятников

 5. Анализ, объяснение:

 · различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

 · соотносить единичные исторические факты и общие   явления;

 · называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

 · раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

 · сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

 · излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

 6. Работа с версиями, оценками:

 · приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

 · определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

 7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

 · применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

 · использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу

   диалога в поликультурной среде;

 · способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных

  мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

В результате изучения истории в 7 классе основной школы по истории России учащиеся научатся:

- локализовать во времени основные этапы отечественной истории Нового времени, соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

- использовать историческую карту как источник информации о границах России в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизаций и др.

-анализировать информацию различных источников по отечественной истории Нового времени;

- составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России в Новое время,  памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной истории периода Нового времени;

- систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной истории Нового времени;

- раскрывать характерные, существенные черты:

а) экономического и социального развития России в Новое время,

б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.);

в) развития общественного движения («консерватизм», «Либерализм», «социализм»);

г) представлений о мире и общественных ценностях;

д) художественной культуры Нового времени;

- объяснять причины и следствия ключевых  событий и процессов отечественной истории периода Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействия между народами и др.;

 - сопоставлять развитие России и других стран в Новое время; сравнивать исторические ситуации и события;

- давать оценку событиям и личностям отечественной истории периода Нового времени.

К концу учебного года семиклассники получат возможность научиться:

- использовать историческую карту, характеризовать социально-экономическое развитие России в Новое время;

- использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиции автора и др.);

- сравнивать развитие России и других стран в Новое время; объяснять, в чём заключались общие черты и особенности;

- применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т.д.

История нового времени:

1.1. Называть:

а) хронологические рамки нового времени;

б) даты важнейших событий – великих географических открытий и колониальных захватов, реформации, социальных движений, реформ и революций 16-19 вв.

2.1. Называть:

  1. место,   обстоятельства,   участников,   итоги событий, указанные в п. 1.1.6;
  2. правителей, государственных деятелей, политических лидеров, оказавших значительное влияние на развитие своих стран, мира в целом;
  3. представителей общественной мысли, науки и культуры.
  1. Показывать  на  исторической  карте  государства-метрополии и колонии, многонациональные империи.
  1. Описывать: а) условия жизни людей разного социального положения в странах Европы, Америки, Востока; б) достижения науки и техники в новое время, их влияние на труд и быт людей.
  2. Составлять описание памятников: а) жилых и общественных зданий, технических сооружений и машин; б) предметов быта; в) памятников художественной культуры.
  1. Соотносить факты и общие процессы индустриального развития стран; социальных движений нового времени; становления гражданского общества.
  2. Называть  характерные, существенные черты:
  1. политического   устройства  стран   Европы, Америки, Азии, Африки в новое время;
  2. международных отношений нового времени;
  3. развития духовной культуры стран Европы и Востока.

5.4. Объяснять значение понятий: реформация, абсолютизм, Просвещение, промышленный переворот, утопический социализм, консерватизм, либерализм, радикализм, индустриальное общество, империализм, монополия, колониализм, модернизация

  1. Излагать суждения о причинах и последствиях социальных движений, реформ и революций, войн нового времени.
  2. Объяснять, в чем состояли цели, результаты, значение деятельности наиболее известных политических   и   общественных   лидеров,   представителей науки и культуры нового времени.

РАЗДЕЛ 2. Содержание учебного курса

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.  КОНЕЦ XV—XVIII в. (28 ч)

 

  МИР В НАЧАЛЕ  НОВОГО  ВРЕМЕНИ.
ВЕЛИКИЕ  ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ  ОТКРЫТИЯ.  ВОЗРОЖДЕНИЕ. 
РЕФОРМАЦИЯ

Что изучает новая история. Понятие «Новое время». Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени, его отличия от человека средневекового. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.

Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию.

Путешествие Христофора Колумба. Открытие нового материка — встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете.

Фернан Магеллан. Первое кругосветное путешествие.

Западноевропейская колонизация «новых» земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете.

Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен.

Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития. Короли и парламенты. Судебная и местная власть под контролем короля. Общество и личность в условиях абсолютизма. Короли и церковь. «Монарх — помазанник Божий». Создание национальных государств. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.

Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура — капиталистическое предприятие. Рождение капитализма.

Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи Нового времени. Новое дворянство. Рост числа лиц, работающих по найму. Бродяжничество. Законы о нищих.

Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды европейского населения — эпидемии, голод и войны. Продолжительность жизни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть». Менялись эпохи — менялась мода. Костюм — «визитная карточка» человека. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.

От Средневековья — к Возрождению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождение гуманизма.

Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Франсуа Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса — гимн человеку Нового времени. Музыкальное искусство в Западной Европе. Развитие светской музыкальной культуры.

Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения»: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти (факты биографии, главные произведения). Особенности искусства Испании и Голландии XVII в. Искусство Северного Возрождения*.

Развитие науки в XVI—XVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной. «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» — ядро учения Николая Коперника. Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого организма*. Фрэнсис Бэкон и Ренэ Декарт — основоположники философии Нового времени. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей.

Реформация — борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер — вождь народной Реформации. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение.

Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов.

Королевская власть и реформация в Англии. Генрих VIII — «религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I — «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I.

Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон — «король, спасший Францию». Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция — сильнейшее государство на европейском континенте.

Контрольная работа №1. Мир в начале нового времени

 ПЕРВЫЕ РЕВОЛЮЦИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (БОРЬБА ЗА ПЕРВЕНСТВО
В ЕВРОПЕ  И  В  КОЛОНИЯХ)

Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободительной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голландская республика — самая экономически развитая страна в Европе в Новое время.

Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни*. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики; внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии — создание условий для развития индустриального общества.

Причины международных конфликтов в XVI—XVIII вв. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн* и его военная «система». Организация европейских армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф — крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Последствия войны для европейского населения.

Война за испанское наследство — война за династические интересы и за владение колониями.

Семилетняя война, ее участники и значение.

Последствия европейских войн для дальнейшего развития международных отношений

Контрольная работа №2. Первые революции нового времени.

ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА. НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ

Основные черты традиционного общества: государство — верховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм.

Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Создание империи Великих Моголов. Бабур. Акбар и его политика реформ. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию.

Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. Закрытие Китая. Русско-китайские отношения. Нерчинский договор 1689 г. Китай и Европа: политическая отстраненность и культурное влияние.

Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сегунов. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения.

      Контрольная работа №3. Традиционные общества Востока.

ИСТОРИЯ РОССИИ – 40 часов

РОССИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ    (Россия на рубеже XVI—ХVII вв.)

Введение – 2 час

Глава 1. Создание Московского царства (11 часов)

Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Внутренняя и внешняя политика Ивана III. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства. Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого.   Реформы Елены Глинской. Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого.

Правление Ивана IV. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов. Дискуссии о характере народного представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа, формирование органов местного самоуправления..

Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложения о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.

19Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ.  Расширение территории России в годы правления Ивана Грозного.

Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Васильевича. Царь Фёдор Иоаннович. Развитие русской культуры в XVI в. Борьба за власть. Учреждение патриаршества.

Избрание на царство Бориса Годунова. Обострение социальных противоречий. Международная политика. Тявзинский мирный договор со Швецией, восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега Гази-Гирея в 1591 г. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства, указ об «урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.

Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.

Глава 2. Смута в России (6 часов)

Причины, суть, участники, последствия Смутного времени. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Его внутренняя и внешняя политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца.

Боярский царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М. В. Скопина-Шуйскогои Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска.

Свержение Василия Шуйского и переход власти к Семибоярщине. Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и второе ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всей земли». Освобождение Москвы в 1612 г.

Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией, утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени. Начало царствования династии Романовых.

 

Глава 3. «Богатырский век» (4 часа)

Россия при первых Романовых.: усиление самодержавной власти. Оформление сословного строя. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения.

Духовенство. Казачество. Усиление роли барщины и оброка. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством.

Глава 4. «Бунташный век» (9 часов)

Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. Правительство Б. И. Морозова и И. Д. Милославского, итоги его деятельности. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа.

Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком.

Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Усиление позиций дворянства.  Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание под руководством Степана Разина.

        Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества. Церковный собор 1666—1667 гг.

Глава 5. Россия на новых рубежах (2 часа)

Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты.  Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с православным населением Речи Посполитой; противодействие полонизации, распространению католичества. Контакты с Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654—1667 гг. Андрусовское перемирие. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России.

Война между Россией и Речью Посполитой 1654—1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656—1658 гг. и ее результаты.

 Русско-турецкие отношения. Конфликты с Османской империей. Русско-турецкая война 1676—1681 гг. Крымские походы. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы. Освоение Сибири и Дальнего Востока.

Глава 6. В канун великих реформ (6 часов)

Политика Федора Алексеевича Романова. Борьба за власть в конце XVII в. Регентство Софьи Алексеевны. Хованщина. Россия накануне петровского правления. Просвещение и образование.Развитие литературы, архитектуры, изобразительного искусства. Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре.

Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи.

Развитие образования и научных знаний.

Изменения в картине мира в XVI—XVII вв. и повседневная жизнь человека. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Синтез европейской и восточной культур в быте высших слоев населения страны.

Итоговое повторение (2 часа)

                             

                                      Раздел 3. Тематическое планирование курса

Раздел 1.

 Рождение Западной цивилизации. (конец 15-начало 17 века)

Вводная тема.

№п/п

Тема и содержание урока

Количество часов

 Дата проведения урока по плану

Фактическая  дата проведения урока

Примечание

1

С чего началось новое время

 1

1.09

Итого

1 час

 Глава 1. Мир в начале нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация.

2

 Технические открытия и выход к Мировому океану

 1

3.09

3;4

 Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия

 2

 8.09;

 10.09

 5

 Усиление королевской власти в 16-17 вв. Абсолютизм в Европе

  1

 15.09

 6

 Дух предпринимательства преобразует экономику

  1

 17.09

 7;8

 Европейское общество в раннее Новое время

  2

 22.09;

 24.09

 9;10

 Мир художественной культуры Возрождения

  2

 29.09;

 1.10

 11

 Начало реформации в Европе. Обновление христианства.

  1

 6.10

 12;13

 Распространение Реформации в Европе. Контрреформация.

  2

 8.10;

 13.10

 14

 Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба господства в морях.

  1

 15.10

 15;16

 Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции

  2

 20.10;

 22.10

  17

 Контрольная работа №1. Глава 1. Мир в начале нового времени.

  1

 5.11

Итого

   16 часов

 Глава 2. Первые революции нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях)

18;19

 Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединенных провинций.

 2

 10.11

  20;21

 Парламент против короля. Революция в Англии.

 2

 12.11;

 17.11

 22

 Путь к парламентской монархии.

 1

 19.11

 23;24

 Международные отношения в конце 15-17 в.

  2

 24.11;

 26.11

 25

 Контрольная работа №2 Глава 2. Первые революции нового времени и международные отношения

1

 1.12

Итого

  8 часов

Глава 3. Традиционные общества Востока. Начало Европейской колонизации.  

 26

 Индия, Китай и Япония: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени

1

 3.12

 27

 Индия, Китай и Япония. Начало европейской колонизации

1

 8.12

 28

 Контрольная работа №3. Начало европейской колонизации Востока.

1

 10.12

Итого

3 час

 Раздел 2.

Московское царство – самобытный путь. 16-17 века

Вводная тема.

 29

 30

Вводный урок. Василий 3 и его время

2 часа

15.12

17.12

Итого

2 часа

 Глава 1. Создание Московского царства (Россия 1510-1600 г.г.)

       

 31

Русское государство и общество: трудности роста

1

22.12

 32; 33

Начало реформ. Избранная рада

2 часа

24.12;

29.12

 34

 Строительства царства

1

14.01

 35

 Строительства царства

1

19.01

 36; 37

 Внешняя политика Ивана 4

2 часа

21.01;

26.01

 38; 39

 Опричнина. Итоги правления Ивана 4

2 часа

28.01

2.02

 40

Русская культура в 16 в.

1 час

4.02

 41

 Контрольная работа№4. Создание Московского царства

1

9.02

Итого

11 часов

 Глава 2. Смута в России. (Россия в 1589-1618 г.г.)              

 42

 Кризис власти на рубеже 16-17 вв.

           1

11.02

 43

 

 Начало Смуты. Самозванец на престоле  

1 час

16.02

 44; 45

 Разгар Смуты. Власть и народ

2 часа

18.02;

23.02

 46; 47

 Окончание Смуты. Новая династия

2 часа

25.02

2.03

Итого

      6часов

 

Глава 3. «Богатырский век»

 (Россия в 1632-1653 г.г.)

 48

 Социально-экономическое развитие России в 17 в.

1

4.03

 49

 Сословия в 17 в.: «верхи» общества

1 час

9.03

 50

 Сословия в 17 в.: «низы» общества

1 час

11.03

 51

 Государственное устройства России в 17 в.

1 час

16.03

Итого

4 час

Глава 4. «Бунташный век».

(Россия в 1645-1671 г.г.)

 52; 53

 Внутренняя политика царя Алексея Михайловича

2 часа

18.03;

23.03

 54; 55

 Формирование абсолютизма

2 часа

25.03;

6.04

 56; 57

 Церковный раскол

2 часа

8.04

13.04

 58; 59

 Народный ответ

2 часа

15.04;

20.04

 60

 Контрольная работа №5. События середины 17 века в России

1

22.04

Итого

9 часов

         Глава 5. Россия на новых рубежах (Россия в 1632-1689 гг.)

 61

 Внешняя политика России в 17 веке.

1 час

27.04

  62

 Освоение Сибири и Дальнего Востока

1 часа

29.04

Итого

2 часа

           Глава 6. В канун великих реформ (Россия в 1676-1687гг.)

 63; 64

 Политика Федора Алексеевича Романова

2 часа

4.05;

6.05

 65

 Борьба за власть в конце 17 века.

1 час

11.05

 66

Культура России 17 веке.

1

13.05

 67

 Мир человека 17 веке.

1

18.05

 68

 Контрольная работа №6. Культурно-политическая жизнь России в конце 17 века.

1

20.05

Итого

6 часов

Итоговое обобщение и контроль (2ч.)

 69

Итоговая контрольная работа №7. История России

Начало 16-конец 17 века

1

25.05

 70

 Фронтальное повторение

1

27.05

Итого

2 часа

 

Цели и задачи курса

Целью обучения истории является:

- образование, формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

- развитие школьника и воспитание личности, способной к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом.

На основании требований ФГОС в содержании программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно – ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

Задачами обучения в основной школе предмета «История» являются:

- Приобретение знаний об историческом пути России с древности до наших дней в единстве общего, особенного и единичного, конкретных фактов и целостной картины исторического процесса; знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности.

- Овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации.

- Воспитание в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества.

- Овладение компетенциями:

Познавательной: умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа, рисунка, исторических карт, схем, оценка, сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям; умение работать с историческими справочниками и словарями в поиске необходимых знаний;

Регулятивной: формирование целеполагания; планирование, прогнозирование, творческое решение учебных и практических задач, комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, владение навыками контроля, коррекции и оценки своей деятельности.

Коммуникативной: овладение монологической и диалоговой речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;

Личностной: формирование самоопределения личности; осмысление и нравственное оценивание своей и чужой деятельности, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях владение умениями совместной деятельности,

        

Общая характеристика курса

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом базовых принципов школьного исторического образования, целей и задач изучения истории в основной школе, её места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 7 класса, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Базовые принципы школьного исторического образования:

  • идея преемственности исторических периодов, в том числе непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования территории государства и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;
  • рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;
  • ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;
  • воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;
  • общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории;
  • познавательное значение российской истории;
  • формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.

Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.

 Методологическая основа преподавания курса истории в школе зиждется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:

  • принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;
  • многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;
  • многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;
  • исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего с  учебными предметами социально-гуманитарного цикла;
  • антропологический подход, формирующий личностное, эмоционально окрашенное восприятие прошлого;
  • историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.

Программа разработана на основе требований Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также принципов и содержания Историко-культурного стандарта.

Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым школьного предмета «История». Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.

Курс «История России» даёт представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох. Важная особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории.

В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии     взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.

Описание места учебного предмета в учебном плане

            Предмет «История» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательной дисциплины в 5-9 классах в общем объеме 374 часа (в соответствии с Примерной программой по истории) по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

 Курсы «История России» и «Всеобщая история» рекомендуется ежегодно изучать  последовательно: сначала всеобщая история, а затем отечественная история.  Некоторые темы могут изучаться синхронно.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» в 6 классе из расчета 2 час в неделю.

Учебное время между курсами «История Нового времени» и «История России» распределяется следующим образом. На курс «История Нового времени» приходится 30% учебного времени, а на курс «История России» - 70% часов. Курс «История России» в 7 кл. изучается в объеме не менее 40 ч. (в соответствии с Примерной программой по истории, с авторской программой по истории России).

Данная рабочая программа предназначена для реализации в 2017-2018 учебном году в МБОУ СОШ №32 в общеобразовательных классах и предполагает изучение истории на базовом уровне.

1505 – 1533 – княжение Василия III

1533 – 1584 – княжение (царствование) Ивана IV Васильевича Грозного.

1533 – 1538 – регентство Елены Глинской

1547 – принятие Иваном Грозным царского титула

1549 – первый Земский собор

1550 – принятие Судебника

1552 – взятие русскими войсками Казани

1556 – присоединение к России Астраханского ханства.

1556 – отмена кормлений

1558 – 1583 – Ливонская война

1564 – издание первой российской печатной книги

1565 – 1572 – опричнина

1581 – 1585 – покорение Сибири Ермаком

1584 – 1598 – царствование Федора Ивановича

1589 – учреждение в России патриаршества

1598 – 1605 – царствование Бориса Годунова

1604 – 1618 – Смута в России

1605 – 1606 – правление Лжедмитрия I.

1606 – 1610 – царствование Василия Шуйского.

1606-1607 – восстание Ивана Болотникова.

1607 – 1610 – движение Лжедмитрия II.

1611 – 1612 – I и II Ополчения. Освобождение Москвы.

1613 – 1645 – царствование Михаила Федоровича.

1617 – Столбовский мир со Швецией

1618 – Деулинское перемирие с Речью Посполитой.

1632 – 1634 – Смоленская война.

1645 – 1676 – царствование Алексея Михайловича

1648 – Соляной бунт в Москве

1648 – поход Семена Дежнева

1649 – принятие Соборного Уложения. Оформление крепостного права в центральных регионах страны

1649 – 1653 – походы Ерофея Хабарова

1653 – реформы патриарха Никона, начало церковного раскола

1654 – Переяславская Рада. Переход под власть России Левобережной Украины

1654 – 1667 – война с Речью Посполитой.

1656 – 1658 – война со Швецией.

1662 – Медный бунт

1667 – Андрусовское перемирие

1670 – 1672 – восстание Степана Разина.

1676 – 1682 – царствование Федора Алексеевича.

 

Тематический план история России

№ п/п

Тема

Всего часов

В то числе, контрольное тестирование

1.

Введение

1

2.

Глава  1.  Создание Московского царства

12

1

3.

Глава  2. Смута в России

5

1

4.

Глава 3. «Богатырский век»

5

1

5.

Глава 4. «Бунташный век»

6

1

6.

Глава 5. Россия на новых рубежах

4

1

7.

Глава 6. В канун великих реформ

5

1

8.

Итоговое повторение

2

1

9.

Резерв

1

10.

Итого:

41

7

Тематический план «История Нового времени 1500-1800 гг.»

№ п/п

Тема

Всего часов

В то числе, контрольное тестирование

1

Глава 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация

13

1

2

Глава 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях)

5

1

3

Глава 3. Эпоха Просвещения. Время преобразований

9

1

4

Глава 4. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации

1

11

Обобщение по курсу «История Нового времени 1500-1800 гг.»

1

Всего:

29

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 6 класс Всеобщая история и История России с древнейших времён до конца 16 века

Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки, формы и средства контроля, содержание курса, тематическое планирование....

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 9 класс.

По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 8 класс.

По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа "История посёлка в истории Бурятии"

В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Бурятии и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народ...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история"

Рабочая программа  ФГОС "История"...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 5-9 классы

Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 10-11 классы

Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...