Рабочая программа история 7 класс
рабочая программа по истории (7 класс)
Данная программа ориентирована на использование учебника Всеобщая История, Нового времени, авторов: А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина.: Москва «Просвещение» 2019 год, История России авторы: И.Л. Андреева, И.Н. Федорова.: Дрофа 2016 год
. На изучение истории в 7 классе учебным планом предусматривается 70 часов – из расчета 2 часа в неделю. Из них 28 часов отводится на изучение истории Средних веков Всеобщей истории и 48 часов – на изучение истории России.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Основной образовательной программы основного общего образования МОБУ СОШ с.Рятамак МР Ермекеевский район РБ; Учебного плана МОБУ СОШ с.Рятамак на 2020-2021 учебный год (принят на заседании педагогического совета протокол №1 от 20 августа 2020г.)
Данная программа ориентирована на использование учебника Всеобщая История, Нового времени, авторов: А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина.: Москва «Просвещение» 2019 год, История России авторы: И.Л. Андреева, И.Н. Федорова.: Дрофа 2016 год
. На изучение истории в 7 классе учебным планом предусматривается 70 часов – из расчета 2 часа в неделю. Из них 28 часов отводится на изучение истории Средних веков Всеобщей истории и 48 часов – на изучение истории России.
РАЗДЕЛ 1. Планируемые результаты изучения учебного курса
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 г. (ФГОС) содержание и методический аппарат учебника должны быть направлены на получение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Серьезное внимание уделено достижению личностных результатов, т.е. системе ценностных отношений обучающихся: к себе, другим участникам образовательного процесса или к самому образовательному процессу. Таким образом, усиливаются общекультурная направленность общего образования, универсализация и интеграция знаний.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
- воспитание личной гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству как к многонациональному и мультикультурному образованию;
- развитие личностных и духовных качеств, позволяющих уважительно и доброжелательно относится к другим людям, их мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции, истории, культуре;
- формирование толерантного отношения к религии, традициям, языку и ценностям народов России.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
- освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальной жизни ;
- развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;
- умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, использовать информационно-коммуникационные технологии;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности
- умение формировать и осваивать универсальные учебные действия, ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности;
Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
- усвоение системы исторических знаний, гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания;
- расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности;
- приобретение опыта историко-культурного и цивилизационного подхода к оценке различных явлений;
- освоение приемов установления причинно-следственных связей.
В результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
· читать историческую карту с опорой на легенду;
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
· рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов,
памятников
5. Анализ, объяснение:
· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
· соотносить единичные исторические факты и общие явления;
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
· применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
· использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу
диалога в поликультурной среде;
· способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных
мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
В результате изучения истории в 7 классе основной школы по истории России учащиеся научатся:
- локализовать во времени основные этапы отечественной истории Нового времени, соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
- использовать историческую карту как источник информации о границах России в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизаций и др.
-анализировать информацию различных источников по отечественной истории Нового времени;
- составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной истории периода Нового времени;
- систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной истории Нового времени;
- раскрывать характерные, существенные черты:
а) экономического и социального развития России в Новое время,
б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.);
в) развития общественного движения («консерватизм», «Либерализм», «социализм»);
г) представлений о мире и общественных ценностях;
д) художественной культуры Нового времени;
- объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной истории периода Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействия между народами и др.;
- сопоставлять развитие России и других стран в Новое время; сравнивать исторические ситуации и события;
- давать оценку событиям и личностям отечественной истории периода Нового времени.
К концу учебного года семиклассники получат возможность научиться:
- использовать историческую карту, характеризовать социально-экономическое развитие России в Новое время;
- использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиции автора и др.);
- сравнивать развитие России и других стран в Новое время; объяснять, в чём заключались общие черты и особенности;
- применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т.д.
История нового времени:
1.1. Называть:
а) хронологические рамки нового времени;
б) даты важнейших событий – великих географических открытий и колониальных захватов, реформации, социальных движений, реформ и революций 16-19 вв.
2.1. Называть:
- место, обстоятельства, участников, итоги событий, указанные в п. 1.1.6;
- правителей, государственных деятелей, политических лидеров, оказавших значительное влияние на развитие своих стран, мира в целом;
- представителей общественной мысли, науки и культуры.
- Показывать на исторической карте государства-метрополии и колонии, многонациональные империи.
- Описывать: а) условия жизни людей разного социального положения в странах Европы, Америки, Востока; б) достижения науки и техники в новое время, их влияние на труд и быт людей.
- Составлять описание памятников: а) жилых и общественных зданий, технических сооружений и машин; б) предметов быта; в) памятников художественной культуры.
- Соотносить факты и общие процессы индустриального развития стран; социальных движений нового времени; становления гражданского общества.
- Называть характерные, существенные черты:
- политического устройства стран Европы, Америки, Азии, Африки в новое время;
- международных отношений нового времени;
- развития духовной культуры стран Европы и Востока.
5.4. Объяснять значение понятий: реформация, абсолютизм, Просвещение, промышленный переворот, утопический социализм, консерватизм, либерализм, радикализм, индустриальное общество, империализм, монополия, колониализм, модернизация
- Излагать суждения о причинах и последствиях социальных движений, реформ и революций, войн нового времени.
- Объяснять, в чем состояли цели, результаты, значение деятельности наиболее известных политических и общественных лидеров, представителей науки и культуры нового времени.
РАЗДЕЛ 2. Содержание учебного курса
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. КОНЕЦ XV—XVIII в. (28 ч)
МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ.
РЕФОРМАЦИЯ
Что изучает новая история. Понятие «Новое время». Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени, его отличия от человека средневекового. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.
Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию.
Путешествие Христофора Колумба. Открытие нового материка — встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете.
Фернан Магеллан. Первое кругосветное путешествие.
Западноевропейская колонизация «новых» земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете.
Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен.
Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития. Короли и парламенты. Судебная и местная власть под контролем короля. Общество и личность в условиях абсолютизма. Короли и церковь. «Монарх — помазанник Божий». Создание национальных государств. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.
Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура — капиталистическое предприятие. Рождение капитализма.
Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи Нового времени. Новое дворянство. Рост числа лиц, работающих по найму. Бродяжничество. Законы о нищих.
Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды европейского населения — эпидемии, голод и войны. Продолжительность жизни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть». Менялись эпохи — менялась мода. Костюм — «визитная карточка» человека. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.
От Средневековья — к Возрождению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождение гуманизма.
Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Франсуа Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса — гимн человеку Нового времени. Музыкальное искусство в Западной Европе. Развитие светской музыкальной культуры.
Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения»: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти (факты биографии, главные произведения). Особенности искусства Испании и Голландии XVII в. Искусство Северного Возрождения*.
Развитие науки в XVI—XVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной. «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» — ядро учения Николая Коперника. Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого организма*. Фрэнсис Бэкон и Ренэ Декарт — основоположники философии Нового времени. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей.
Реформация — борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер — вождь народной Реформации. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение.
Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов.
Королевская власть и реформация в Англии. Генрих VIII — «религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I — «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I.
Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон — «король, спасший Францию». Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция — сильнейшее государство на европейском континенте.
Контрольная работа №1. Мир в начале нового времени
ПЕРВЫЕ РЕВОЛЮЦИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (БОРЬБА ЗА ПЕРВЕНСТВО
В ЕВРОПЕ И В КОЛОНИЯХ)
Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободительной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голландская республика — самая экономически развитая страна в Европе в Новое время.
Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни*. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики; внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии — создание условий для развития индустриального общества.
Причины международных конфликтов в XVI—XVIII вв. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн* и его военная «система». Организация европейских армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф — крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Последствия войны для европейского населения.
Война за испанское наследство — война за династические интересы и за владение колониями.
Семилетняя война, ее участники и значение.
Последствия европейских войн для дальнейшего развития международных отношений
Контрольная работа №2. Первые революции нового времени.
ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА. НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ
Основные черты традиционного общества: государство — верховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм.
Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Создание империи Великих Моголов. Бабур. Акбар и его политика реформ. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию.
Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. Закрытие Китая. Русско-китайские отношения. Нерчинский договор 1689 г. Китай и Европа: политическая отстраненность и культурное влияние.
Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сегунов. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения.
Контрольная работа №3. Традиционные общества Востока.
ИСТОРИЯ РОССИИ – 40 часов
РОССИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ (Россия на рубеже XVI—ХVII вв.)
Введение – 2 час
Глава 1. Создание Московского царства (11 часов)
Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Внутренняя и внешняя политика Ивана III. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства. Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Реформы Елены Глинской. Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого.
Правление Ивана IV. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов. Дискуссии о характере народного представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа, формирование органов местного самоуправления..
Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложения о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.
19Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ. Расширение территории России в годы правления Ивана Грозного.
Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Васильевича. Царь Фёдор Иоаннович. Развитие русской культуры в XVI в. Борьба за власть. Учреждение патриаршества.
Избрание на царство Бориса Годунова. Обострение социальных противоречий. Международная политика. Тявзинский мирный договор со Швецией, восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега Гази-Гирея в 1591 г. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства, указ об «урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.
Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.
Глава 2. Смута в России (6 часов)
Причины, суть, участники, последствия Смутного времени. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Его внутренняя и внешняя политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца.
Боярский царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М. В. Скопина-Шуйскогои Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска.
Свержение Василия Шуйского и переход власти к Семибоярщине. Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и второе ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всей земли». Освобождение Москвы в 1612 г.
Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией, утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени. Начало царствования династии Романовых.
Глава 3. «Богатырский век» (4 часа)
Россия при первых Романовых.: усиление самодержавной власти. Оформление сословного строя. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения.
Духовенство. Казачество. Усиление роли барщины и оброка. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством.
Глава 4. «Бунташный век» (9 часов)
Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. Правительство Б. И. Морозова и И. Д. Милославского, итоги его деятельности. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа.
Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком.
Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание под руководством Степана Разина.
Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества. Церковный собор 1666—1667 гг.
Глава 5. Россия на новых рубежах (2 часа)
Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с православным населением Речи Посполитой; противодействие полонизации, распространению католичества. Контакты с Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654—1667 гг. Андрусовское перемирие. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России.
Война между Россией и Речью Посполитой 1654—1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656—1658 гг. и ее результаты.
Русско-турецкие отношения. Конфликты с Османской империей. Русско-турецкая война 1676—1681 гг. Крымские походы. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы. Освоение Сибири и Дальнего Востока.
Глава 6. В канун великих реформ (6 часов)
Политика Федора Алексеевича Романова. Борьба за власть в конце XVII в. Регентство Софьи Алексеевны. Хованщина. Россия накануне петровского правления. Просвещение и образование.Развитие литературы, архитектуры, изобразительного искусства. Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре.
Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи.
Развитие образования и научных знаний.
Изменения в картине мира в XVI—XVII вв. и повседневная жизнь человека. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Синтез европейской и восточной культур в быте высших слоев населения страны.
Итоговое повторение (2 часа)
Раздел 3. Тематическое планирование курса
Раздел 1.
Рождение Западной цивилизации. (конец 15-начало 17 века)
Вводная тема.
№п/п | Тема и содержание урока | Количество часов | Дата проведения урока по плану | Фактическая дата проведения урока | Примечание |
1 | С чего началось новое время | 1 | 1.09 | ||
Итого | 1 час |
Глава 1. Мир в начале нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация.
2 | Технические открытия и выход к Мировому океану | 1 | 3.09 | ||
3;4 | Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия | 2 | 8.09; 10.09 | ||
5 | Усиление королевской власти в 16-17 вв. Абсолютизм в Европе | 1 | 15.09 | ||
6 | Дух предпринимательства преобразует экономику | 1 | 17.09 | ||
7;8 | Европейское общество в раннее Новое время | 2 | 22.09; 24.09 | ||
9;10 | Мир художественной культуры Возрождения | 2 | 29.09; 1.10 | ||
11 | Начало реформации в Европе. Обновление христианства. | 1 | 6.10 | ||
12;13 | Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. | 2 | 8.10; 13.10 | ||
14 | Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба господства в морях. | 1 | 15.10 | ||
15;16 | Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции | 2 | 20.10; 22.10 | ||
17 | Контрольная работа №1. Глава 1. Мир в начале нового времени. | 1 | 5.11 | ||
Итого | 16 часов |
Глава 2. Первые революции нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях)
18;19 | Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединенных провинций. | 2 | 10.11 | ||
20;21 | Парламент против короля. Революция в Англии. | 2 | 12.11; 17.11 | ||
22 | Путь к парламентской монархии. | 1 | 19.11 | ||
23;24 | Международные отношения в конце 15-17 в. | 2 | 24.11; 26.11 | ||
25 | Контрольная работа №2 Глава 2. Первые революции нового времени и международные отношения | 1 | 1.12 | ||
Итого | 8 часов |
Глава 3. Традиционные общества Востока. Начало Европейской колонизации.
26 | Индия, Китай и Япония: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени | 1 | 3.12 | ||
27 | Индия, Китай и Япония. Начало европейской колонизации | 1 | 8.12 | ||
28 | Контрольная работа №3. Начало европейской колонизации Востока. | 1 | 10.12 | ||
Итого | 3 час |
Раздел 2.
Московское царство – самобытный путь. 16-17 века
Вводная тема.
29 30 | Вводный урок. Василий 3 и его время | 2 часа | 15.12 17.12 | ||
Итого | 2 часа |
Глава 1. Создание Московского царства (Россия 1510-1600 г.г.)
31 | Русское государство и общество: трудности роста | 1 | 22.12 | ||
32; 33 | Начало реформ. Избранная рада | 2 часа | 24.12; 29.12 | ||
34 | Строительства царства | 1 | 14.01 | ||
35 | Строительства царства | 1 | 19.01 | ||
36; 37 | Внешняя политика Ивана 4 | 2 часа | 21.01; 26.01 | ||
38; 39 | Опричнина. Итоги правления Ивана 4 | 2 часа | 28.01 2.02 | ||
40 | Русская культура в 16 в. | 1 час | 4.02 | ||
41 | Контрольная работа№4. Создание Московского царства | 1 | 9.02 | ||
Итого | 11 часов |
Глава 2. Смута в России. (Россия в 1589-1618 г.г.)
42 | Кризис власти на рубеже 16-17 вв. | 1 | 11.02 | ||
43
| Начало Смуты. Самозванец на престоле | 1 час | 16.02 | ||
44; 45 | Разгар Смуты. Власть и народ | 2 часа | 18.02; 23.02 | ||
46; 47 | Окончание Смуты. Новая династия | 2 часа | 25.02 2.03 | ||
Итого | 6часов |
Глава 3. «Богатырский век»
(Россия в 1632-1653 г.г.)
48 | Социально-экономическое развитие России в 17 в. | 1 | 4.03 | ||
49 | Сословия в 17 в.: «верхи» общества | 1 час | 9.03 | ||
50 | Сословия в 17 в.: «низы» общества | 1 час | 11.03 | ||
51 | Государственное устройства России в 17 в. | 1 час | 16.03 | ||
Итого | 4 час |
Глава 4. «Бунташный век».
(Россия в 1645-1671 г.г.)
52; 53 | Внутренняя политика царя Алексея Михайловича | 2 часа | 18.03; 23.03 | ||
54; 55 | Формирование абсолютизма | 2 часа | 25.03; 6.04 | ||
56; 57 | Церковный раскол | 2 часа | 8.04 13.04 | ||
58; 59 | Народный ответ | 2 часа | 15.04; 20.04 | ||
60 | Контрольная работа №5. События середины 17 века в России | 1 | 22.04 | ||
Итого | 9 часов | ||||
Глава 5. Россия на новых рубежах (Россия в 1632-1689 гг.) | |||||
61 | Внешняя политика России в 17 веке. | 1 час | 27.04 | ||
62 | Освоение Сибири и Дальнего Востока | 1 часа | 29.04 | ||
Итого | 2 часа | ||||
Глава 6. В канун великих реформ (Россия в 1676-1687гг.) | |||||
63; 64 | Политика Федора Алексеевича Романова | 2 часа | 4.05; 6.05 | ||
65 | Борьба за власть в конце 17 века. | 1 час | 11.05 | ||
66 | Культура России 17 веке. | 1 | 13.05 | ||
67 | Мир человека 17 веке. | 1 | 18.05 | ||
68 | Контрольная работа №6. Культурно-политическая жизнь России в конце 17 века. | 1 | 20.05 | ||
Итого | 6 часов |
Итоговое обобщение и контроль (2ч.)
69 | Итоговая контрольная работа №7. История России Начало 16-конец 17 века | 1 | 25.05 | ||
70 | Фронтальное повторение | 1 | 27.05 | ||
Итого | 2 часа |
Цели и задачи курса
Целью обучения истории является:
- образование, формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
- развитие школьника и воспитание личности, способной к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом.
На основании требований ФГОС в содержании программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно – ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
Задачами обучения в основной школе предмета «История» являются:
- Приобретение знаний об историческом пути России с древности до наших дней в единстве общего, особенного и единичного, конкретных фактов и целостной картины исторического процесса; знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности.
- Овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации.
- Воспитание в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества.
- Овладение компетенциями:
Познавательной: умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа, рисунка, исторических карт, схем, оценка, сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям; умение работать с историческими справочниками и словарями в поиске необходимых знаний;
Регулятивной: формирование целеполагания; планирование, прогнозирование, творческое решение учебных и практических задач, комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, владение навыками контроля, коррекции и оценки своей деятельности.
Коммуникативной: овладение монологической и диалоговой речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;
Личностной: формирование самоопределения личности; осмысление и нравственное оценивание своей и чужой деятельности, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях владение умениями совместной деятельности,
Общая характеристика курса
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом базовых принципов школьного исторического образования, целей и задач изучения истории в основной школе, её места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 7 класса, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Базовые принципы школьного исторического образования:
- идея преемственности исторических периодов, в том числе непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования территории государства и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;
- рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;
- ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;
- воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;
- общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории;
- познавательное значение российской истории;
- формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.
Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.
Методологическая основа преподавания курса истории в школе зиждется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:
- принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;
- многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;
- многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;
- исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;
- антропологический подход, формирующий личностное, эмоционально окрашенное восприятие прошлого;
- историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.
Программа разработана на основе требований Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также принципов и содержания Историко-культурного стандарта.
Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым школьного предмета «История». Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.
Курс «История России» даёт представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох. Важная особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории.
В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «История» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательной дисциплины в 5-9 классах в общем объеме 374 часа (в соответствии с Примерной программой по истории) по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Курсы «История России» и «Всеобщая история» рекомендуется ежегодно изучать последовательно: сначала всеобщая история, а затем отечественная история. Некоторые темы могут изучаться синхронно.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» в 6 классе из расчета 2 час в неделю.
Учебное время между курсами «История Нового времени» и «История России» распределяется следующим образом. На курс «История Нового времени» приходится 30% учебного времени, а на курс «История России» - 70% часов. Курс «История России» в 7 кл. изучается в объеме не менее 40 ч. (в соответствии с Примерной программой по истории, с авторской программой по истории России).
Данная рабочая программа предназначена для реализации в 2017-2018 учебном году в МБОУ СОШ №32 в общеобразовательных классах и предполагает изучение истории на базовом уровне.
1505 – 1533 – княжение Василия III
1533 – 1584 – княжение (царствование) Ивана IV Васильевича Грозного.
1533 – 1538 – регентство Елены Глинской
1547 – принятие Иваном Грозным царского титула
1549 – первый Земский собор
1550 – принятие Судебника
1552 – взятие русскими войсками Казани
1556 – присоединение к России Астраханского ханства.
1556 – отмена кормлений
1558 – 1583 – Ливонская война
1564 – издание первой российской печатной книги
1565 – 1572 – опричнина
1581 – 1585 – покорение Сибири Ермаком
1584 – 1598 – царствование Федора Ивановича
1589 – учреждение в России патриаршества
1598 – 1605 – царствование Бориса Годунова
1604 – 1618 – Смута в России
1605 – 1606 – правление Лжедмитрия I.
1606 – 1610 – царствование Василия Шуйского.
1606-1607 – восстание Ивана Болотникова.
1607 – 1610 – движение Лжедмитрия II.
1611 – 1612 – I и II Ополчения. Освобождение Москвы.
1613 – 1645 – царствование Михаила Федоровича.
1617 – Столбовский мир со Швецией
1618 – Деулинское перемирие с Речью Посполитой.
1632 – 1634 – Смоленская война.
1645 – 1676 – царствование Алексея Михайловича
1648 – Соляной бунт в Москве
1648 – поход Семена Дежнева
1649 – принятие Соборного Уложения. Оформление крепостного права в центральных регионах страны
1649 – 1653 – походы Ерофея Хабарова
1653 – реформы патриарха Никона, начало церковного раскола
1654 – Переяславская Рада. Переход под власть России Левобережной Украины
1654 – 1667 – война с Речью Посполитой.
1656 – 1658 – война со Швецией.
1662 – Медный бунт
1667 – Андрусовское перемирие
1670 – 1672 – восстание Степана Разина.
1676 – 1682 – царствование Федора Алексеевича.
Тематический план история России
№ п/п | Тема | Всего часов | В то числе, контрольное тестирование |
1. | Введение | 1 | |
2. | Глава 1. Создание Московского царства | 12 | 1 |
3. | Глава 2. Смута в России | 5 | 1 |
4. | Глава 3. «Богатырский век» | 5 | 1 |
5. | Глава 4. «Бунташный век» | 6 | 1 |
6. | Глава 5. Россия на новых рубежах | 4 | 1 |
7. | Глава 6. В канун великих реформ | 5 | 1 |
8. | Итоговое повторение | 2 | 1 |
9. | Резерв | 1 | |
10. | Итого: | 41 | 7 |
Тематический план «История Нового времени 1500-1800 гг.»
№ п/п | Тема | Всего часов | В то числе, контрольное тестирование |
1 | Глава 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация | 13 | 1 |
2 | Глава 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях) | 5 | 1 |
3 | Глава 3. Эпоха Просвещения. Время преобразований | 9 | 1 |
4 | Глава 4. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации | 1 | |
11 | Обобщение по курсу «История Нового времени 1500-1800 гг.» | 1 | |
Всего: | 29 | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 6 класс Всеобщая история и История России с древнейших времён до конца 16 века
Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки, формы и средства контроля, содержание курса, тематическое планирование....
Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 9 класс.
По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 8 класс.
По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа "История посёлка в истории Бурятии"
В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Бурятии и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народ...
Рабочая программа "История России. Всеобщая история"
Рабочая программа ФГОС "История"...
Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 5-9 классы
Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...
Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 10-11 классы
Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...