Конспект классного часа в 7 классе «Экспедиция в старину»
классный час по истории (7 класс)
Цель мероприятия: приобщение учащихся к истории, культуре людей России.
Задачи:
образовательные:
− расширить представление детей об укладе жизни, обычаях, традициях, обрядах русских людей, людей пермской земли в прошлые времена.
воспитательные:
− воспитывать уважение, признательность к старшему поколению, стремление сохранить и преумножить их опыт.
развивающие:
− способствовать развитию в детях гражданственности, познавательной активности, стремления к самосовершенствованию.
Здоровьесберегающая:
− профилактика нарушения осанки и зрения.
Тип мероприятия: исследовательско-диалогический.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Планируемые результаты:
Личностные:
− гордость за родной край, ощущение причастности к его истории.
Познавательные:
− умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт; извлекать информацию, представленную в разных формах.
Регулятивные:
− определять цель на уроке с помощью учителя, контролировать своё поведение в соответствии с ситуацией в классе;
− объяснять, рассуждать, четко и понятно для окружающих излагать свои мысли. Коммуникативные:
− умение работать в группе; − умение слушать и понимать речь других.
Время реализации: 40 минут.
Необходимое оборудование и материалы:
для педагога:п/компьютер, экран , перстень.
для учащихся: карточки-слова на церковно-славянском и русском языках, карточки-шифры.
Авторский медиапродукт: наглядная презентация, созданная в редакторе MicrosoftPowerPoint«Русские народные праздники»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект классного часа в 7 классе «Экспедиция в старину» https://proshkolu.ru/user/svepush/ | 155.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект классного часа в 7 классе «Экспедиция в старину»
Цель мероприятия: − приобщение учащихся к истории, культуре людей России
Задачи:
образовательные:
− расширить представление детей об укладе жизни, обычаях, традициях, обрядах русских людей, людей пермской земли в прошлые времена.
воспитательные:
− воспитывать уважение, признательность к старшему поколению, стремление сохранить и преумножить их опыт.
развивающие:
− способствовать развитию в детях гражданственности, познавательной активности, стремления к самосовершенствованию.
Здоровьесберегающая:
− профилактика нарушения осанки и зрения.
Тип мероприятия: исследовательско-диалогический.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Планируемые результаты:
Личностные:
− гордость за родной край, ощущение причастности к его истории.
Познавательные:
− умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт; извлекать информацию, представленную в разных формах.
Регулятивные:
− определять цель на уроке с помощью учителя, контролировать своё поведение в соответствии с ситуацией в классе;
− объяснять, рассуждать, четко и понятно для окружающих излагать свои мысли. Коммуникативные:
− умение работать в группе; − умение слушать и понимать речь других.
Время реализации: 40 минут.
Необходимое оборудование и материалы:
для педагога:п/компьютер, экран , перстень.
для учащихся: карточки-слова на церковно-славянском и русском языках, карточки-шифры.
Авторский медиапродукт: наглядная презентация, созданная в редакторе MicrosoftPowerPoint«Русские народные праздники».
1.Актуализация знаний учащихся.
Педагог: Много лет назад наши предки выбрали веру в Иисуса Христа, веру в доброту человеческую, свято следовали ее законам, бережно передавали из поколения в поколение. Как вы думаете, как отразилась вера на жизнь русских людей?
Дети: вера наложила отпечаток на уклад их жизни, их обычаи, обряды. Люди следовали законам веры и старались совершать только добрые поступки. Их жизнь была во имя добра.
Педагог: Как вы считаете, отразились ли обычаи, традиции наших предков на нашу жизнь?
Дети: (высказывание предположений)
2.Постановка цели.
Педагог: Приглашаю вас совершить виртуальную экспедицию в старину, провести исследование, чтоб больше узнать о жизни наших предков и о том, как их обычаи отразились на нашей жизни.
3.Решение познавательных задач. Обобщение.
Педагог: доказано, что человеку легче освоить то ремесло, каким занимались его предки. Чем занимались наши предки? Какими ремеслами славились?
Дети: резьба по дереву, ткачество, вышивание, роспись гжель, хохлома.
Этими ремёслами и по сей день славится русский народ. В кончиках наших пальцев заложена вековая память опыта русских умельцев. Мы интуитивно чувствуем и уже своими руками, речью, поступками выражаем знания, умения, накопленные нашими предками веками. На каком языке говорили русские люди в старину?
Дети: на церковно-славянском
Игра «Толковый словарь». (работа в парах)
Правила игры: подобрать церковно-славянские и русские слова таким образом, чтоб получился словарь
Таблица 1
сечиво — топор | главизна — глава книги |
камо — куда | десница — правая рука |
дол — низ | чадо — сын |
ланиты — губы | челобитная — просьба |
глаголить — говорить | татьба — воровство |
Педагог: Глаголить, уста, ланиты…. Согласитесь, какими красивыми словами была наполнена речь наших предков. Но не только красотой славился русский язык, но и мудростью, меткостью, В прежние времена необразованный мужик, необученный грамоте, мог показать образец истиннорусской речи, приукрасив её загадками, потешками, метким словцом.
Игра: «Закончи пословицу».
Правила игры: закончить начатую педагогом пословицу.
Умей вовремя сказать,... вовремя промолчать
Петь хорошо вместе, …а говорить порознь
Я ему про Фому, ...а он мне про Ерёму
От учтивых слов…язык не отсохнет
Слово — не воробей,…вылетит — не поймаешь
Много бранился — …добра не добился
Педагог: Сколько лет, столетий прошло со времени возникновения этих крылатых пословиц, но они до сих пор живут, и удивляют нас своей мудростью, и помогают в трудную минуту. Каждый из нас в своё время учился читать. И помогала нам в этом красивая книга — «АЗБУКА». Что означает слово — азбука?
Дети: две начальные буквы церковно-славянского алфавита. Аз-начало, Буки-бог.
Педагог: Прочтите церковно-славянский алфавит и его перевод на современный русский язык. (работа в парах)
Рис. 1.
Таблица 2
Аз (вначале) Бога Ведайте Глаголите Добро. Добро — есть Жизнь Земля — есть Жизнь Како Люди Мыслите Рцы Слово Твёрдо | Вначале бога ведайте Говорите добро. Добро — есть жизнь. Земля есть жизнь. Мыслите как люди Рцы слово твёрдо (не нарушай слова, данного тобой). |
Педагог: Давайте попробуем перевести текст с церковно-славянского алфавита на современный русский язык.
Понеже от прирождения звери, ходящие в пустыни, знають ямы своя; птици, летающие по возъдуху, ведають гнезда своя; рибы, плывающие по морю и в реках, чують виры своя; пчелы и тым подобная боронять ульев своих, - тако ж и люди, игде зродилися и ускормлены суть по бозе, к тому месту великую ласку мають.
Перевод.Поскольку от рождения звери уходящие в пустыни знают норы свои. Птицы, летающие по воздуху, знают гнезда свои. Рыбы, плавающие в морях и реках, чувствуют виры свои. Пчелы и им подобные защищают ульи свои. Также и люди, где родились и воспитывались, к тому месту питают особенную любовь.
Педагог: Церковно-славянская азбука — это не только символы звуков, это нравственные заповеди, которые впитывает ребёнок вместе с грамотой.
Жизнь наших предков была не легкой, у них не было таких чудес техники, какие пользуемся мы. Но они жили, умели работать и отдыхать, радовались и грустили и верили в чудеса, в добро, в его победу над злом. Например, они верили, что ходит по земле богиня Макошь. Ходит она босая, с распущенными волосами, в длинной белой рубашке и из кудели прядет нити волшебные. Эти нити — судьбы человеческие. На каждого человека у неё есть такой клубок, только он невидимый. Если у человека сердце доброе и помыслы его добрые, то клубочек разматывается и указывает ему путь к счастью. А если в сердце у человека зло, зависть, то ниточки рвутся и с человеком происходят всякие неприятности, ходит он по земле, ищет свое счастье, а найти не может. Вот почему клубочек встречается во многих русских сказках, пословицах. Но не только клубочек наделили русские люди волшебными свойствами, но и многие, на наш взгляд, обыкновенные предметы.
Названия этих предметов у вас на столе, но чтоб узнать их нужно разгадать шифр.
Игра «Разгадай шифр» (работа в парах)
Правила игры: найти в наборе букв слова, обозначающие волшебные предметы.
Рис. 2.
Педагог: Где еще мы ещё встречаемся с волшебством?
Дети: в народных обрядах.
Педагог: Обряды сопутствовали каждому шагу человека, но так, как душа русского человека веселая, раздольная, то некоторые обряды постепенно превращались в праздники. Угадайте их название.
Викторина: «Русские народные праздники» (презентация)
1.В канун какого праздника по русскому обычаю окна домов украшают березовыми ветками? (Троица)
2.Праздник проводов зимы, сопровождающийся блинами. (Масленица)
3. Название праздника, сопровождающегося куличами и расписными яйцами. (Пасха)
4.Праздник, открывающий сезон полевых работ. (Праздник первой борозды)
5.В канун какого праздника, по народным поверьям, цветет папоротник? (Иван Купала)
6. Праздник, посвящённый собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. (Праздник урожая)
Педагог: Любите ли вы эти праздники? За что?
Педагог: Некоторые обряды, со временем, потеряли свою магическую силу, и стали для нас обыденными, обычными. Какие обычаи вы знаете?
Дети: обычай здороваться при встрече, мыть руки перед едой, пользоваться косметикой и т. д. Педагог: Много обычаев связано с одеждой. Наши предки знали цену одежде, берегли её, надевали строго следуя ситуации (на праздник, на работу).
Педагог: Наша страна богата народными обычаями. Один из самых красивых, дошедший до наших дней, — обычай русских свадеб. Образованию новой семьи в прежние времена люди предавали большое значение. Чтоб семья была крепкой, это событие сопровождалось множеством обрядов: сватанье, обручение, девичник. Интересен обряд — чесание головы невесты. Вот как рассказывает о нем жительница поселка Лемзер Усольского р-на. [6, с. 15] После этого обряда невеста уже не могла носить одну косу, только две, и должна была прятать их от постороннего взгляда. На свадьбах гости пели песни, плясали, играли.
Игра «Перстенек».
Правила игры: Молодые парни и девушки встают в круг, ладони складывают «лодочкой». «Галящий» остаётся за кругом. «Водящий» прячет перстень в ладонях одного из играющих, при этом произносит слова:
Пал, пал перстенёк в калину, малину, в чёрную смородину.
Оказался перстенёк у сына дворянина, на правой руке, на левом мизинце.
Ищи девица, ищи красная.
Задача «галящего» — угадать, у кого перстень.
Рефлексия. Что мы узнали о русских людях населяющих нашу землю много лет назад? Какими чертами характера они обладали? Как они трудились? Как отдыхали? Во что верили? Можно ли сказать, что их жизнь была во имя добра? Находит ли жизнь наших предков отражение в нашей жизни? В чём это проявляется? Итог. Помним традиции наших предков, и, исходя из их опыта, создаём свои традиции, беря за основу добро, любовь к родной земле, родному городу, заботу о природе, стремление к миру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект классного часа. 9 класс
Помимо того, что я преподаю русский язык и литературу, я ещё являюсь классным руководителем. Классные часы провожу на родном, татарском языке, так как школа национальная. Данный материал предлаг...
Конспект классного часа на тему «Важней всего погода в классе», 5 класс
План классного часаI. Вступительное слово «Хороший климат нужен всем».II. Игровое задание «Ступеньки к добру».III. Блицопрос «Как создать хороший климат?».IV. Упражнения на отношения.1. Слушать и слыш...
Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,
В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...
Нравственный классный час в 7 классе Методическая разработка конспекта классного часа для 7 Г класса на тему « Мои жизненные ценности».Подготовила Степанова Алина Александровна
Нравственный классный час в 7 классеМетодическая разработка конспекта классного часа для 7 классса...
Тема "Безопасный интернет" конспект классного часа(урока,воспитательного часа,занятия) для 7-8-9 классов
Полный конспект урока(занятия,классного или воспитательного часа) на тему "Безопасный интернет",направленный на профилактику безопасного поведения в глобальной сети интернет для 7-8-9 классо...
Конспект классного часа "Идея. Опыт. Воплощение" (Конкурс "Самый классный классный")
Тема: «2017 год - Год особо охраняемых природных территорий и Год экологии» (Цикл классных часов)....
Конкурс "Самый классный классный" ПЛАН-КОНСПЕКТ классного часа "Гордость - Родине служить", ПРИЛОЖЕНИЕ, ВИДЕОМОНТАЖ, ВИДЕООТЧЕТ
Ссылка на видеоотчет классного часа "Гордость - Родине служить" https://www.youtube.com/watch?v=Wc8JrSSTUXY#action=shareСсылка на видеомонтаж для классного часа "Гордо...