Рабочая программа по истории ФГОС 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс)

Дондуева Аюна Валерьевна

Рабочая программа по истории ФГОС 6 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon РП по истории 6 класс141.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории для 6а, б, в, м классов разработана на основе требований Федерального государственного образовательного  стандарта к содержанию исторического образования, Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающей Историко-культурный стандарт и примерной основной образовательной программой основного общего образования[1], в соответствии с образовательной программой МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», согласно Положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ». Рабочая программа по истории России и всеобщей истории решает задачи, обозначенные в целевых установках и приоритетных направлениях предметной области ОДНКНР. В рабочую программу включены темы и учебный материал, содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания.

Данная программа ориентирована на использование учебника для 6 класса общеобразовательных учреждений «Всеобщая история. История Средних веков: / М.А. Бойцов, Р.М. Шукуров. М.: Русское слово, 2016, а также учебник «История России с древнейших времен до XVI века» авторов И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.; М.; Дрофа, 2016.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю.

Планируемые результаты изучения учебного курса.

Личностные результаты освоения курса:

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

  • Осознавать гражданскую идентичность, формирующуюся на основе знаний истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и мира.
  • развивать мотивационную основу учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внутренние мотивы;
  • развивать субъектность в учебно-познавательной деятельности;
  • Развивать моральное сознание и компетентности в решении моральных проблем на основе веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России и мира.

  • Формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
  • Развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира.
  • формировать уважительное отношение к историческому наследию, к созидательной деятельности народов, людей предшествующих эпох.

Метапредметные результаты освоения курса:

Регулятивные УУД

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

  • ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих возможностей;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
  •  владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

  • устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
  • применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

  • Осуществлять смысловое чтение /находить в тексте требуемую информацию; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста; критически оценивать содержание и форму текста/.
  • Развить мотивацию к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем.

Коммуникативные УУД

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

  • организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;

пользоваться информационно-коммуникационными технологиями (далее — ИКТ) /целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; выбирать адекватные задаче инструменты и использовать компьютерные технологии для решения учебных задач, в том числе для: вычисления, написания писем, сочинений, докладов, рефератов, создания презентаций и др.; использовать информацию с учетом этических и правовых норм;  создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий; соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности/.

Предметные УУД

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;

• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья; • составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников 61 материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;

• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

 • давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.

• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток); • сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; • составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.

Содержание учебного курса

Тема

Содержание темы

Введение

Средние века – период всеобщей истории. Хронологические рамки Средневековья. Медиевистика. Исторические источники.

Глава 1. 

В центре ойкумены

Ойкумена. Христианская империя. Град Константина. Церковная иерархия «Великий шелковый путь». Император Юстиниан  и его преемники  Церковная архитектура. Церкви и монастыри.

Глава 2.

Бури на окраинах

Вестготы, остготы, венеды, вандалы, анты, гунны. «Великое переселение народов».

Ислам, пророк, Мекка, Медина, Мусульманские святыни и их служители (имам, мулла, муэдзин). Халиф,  халифат.

Глава 3.

Держава франков

Король Хлодвиг. Государство. Саллическая правда. Военные походы Карла Великого. Император. Империя. Титулы. Феодальная лестница. Образование.

Глава 4.

Северная Европа во времена викингов

Верденский договор. Норманны. Норманнское  завоевание  Европы Бритты, англы, саксы. Король Артур. Борьба за власть. Нормандское завоевание. Вильгельм I Завоеватель.

Глава 5.

Крестьяне и рыцари

Сословия, феодальная зависимость, барщина, оброк, крепостничество прекрасной дамы. Менестрели. Феодалы, феодализм. Рыцари, рыцарская честь. Замок. Система обороны.

Быт, нравы, развлечения. Кодекс

Глава 6.

Западная Европа в эпоху крестовых походов

Падение светской власти. Расцвет влияния христианской церкви. Путь в Каносс.  Генрих IV, папа Григорий VI. Папа Урбан II.Четыре  крестовых похода. Разгром Иерусалима. Падение Константинополя.

Глава 7.

Лики средневекового города

Ремесло. Ремесленники. Город. Привилегии. Зарождение нового образа жизни. Рынок. Ратуша. Романтизм и готический стиль. Монастырские  и церковные школы. Устав.  Университет. Коллегии. Колледжи. Диспуты.

Глава 8.

Вершина Средневековья

Папа – наместник Бога на земле. Ереси и борьба с ними. Монастырские братства. Становление государственности в странах Европы. Курфюрст. Парламент. «Великая  хартия вольностей». Неурожайные годы, эпидемии, болезни. Товарное хозяйство. Крестьянские войны. Восстание Уота Тайлера. Жакерия. Авиньонское пленение пап. Столетняя война. Ян Гус.

Глава 9.

Где был и где не был Марко Поло

Этнокультурные и религиозные особенности монголов в начале XIII в. Образование государства монголов. Личность Чингисхана и его завоевательные походы в Азии и Европе. Последствия завоевательной политики для покорённых стран и народов. Держава Гуптов (IV – VI вв.). Китай в эпоху династий Тан, Сун, Юань и Мин. Природно-географическое, этнокультурное, религиозное, социально-экономическое и историко-политическое разнообразие Африки в эпоху Средневековья. Историко-культурная характеристика народов Америки

Глава 10.

И снова Европа

Византийская империя и славянские государства в XII – XV вв. Экспансия турок-османов и падение Византии. Положение покорённых народов. Изменения в мировоззрении людей накануне Нового времени. Возникновение культуры Возрождения в Италии. Гуманизм. Мастера Раннего Возрождения. Изобретение книгопечатания. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Португалия и Испания – государства, готовые к завоеванию новых земель в силу их геополитического положения и социально-экономического развития в XV в

Региональный компонент. Территория и население Бурятии в эпоху Средневековья

Сяньби. Борьба с хунну. Государство Тоба Вей. Жужане. Тюрки. Археологические памятники. Тюркский каганат. Кидани. Монголы. Государство монголов. Империя Юань. Золотая Орда. Археологические памятники монголов в Бурятии. Письменные источники о бурятах: «Сокровенное сказание», «Сборник летописей». Расселение бурятских племен, их хозяйство в монгольский период. Кочевое скотоводство – основное занятие бурят. Формирование родовой знати. Улусные люди. Рабство. Духовная культура бурят. Религия – основная форма общественного сознания. Устное народное творчество. Прикладное искусство. Родовые и семейные традиции и обычаи. Присоединение Сибири к России. Нерчинский и Буринский договор о границе. Кяхтинский договор о торговле.

Тема

Содержание темы

Введение

Что изучает история. Кто изучает историю. Как изучают историю. Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. Основные этапы развития исторической мысли в России.

Глава I.

Народы и государства Восточной Европы в древности

Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии в  Северной Евразии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний. Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н. э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Дербент.

Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о  славянской прародине и  происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи  — балты и  финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и  политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.

Глава II.

Русь в IX – первой половине XII в.

Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента. 15 Государства Центральной и  Западной Европы. Первые известия о Руси. Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей. Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с  Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь из варяг в греки. Волжский торговый путь. Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси. Территориально-политическая структура Руси: волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь. Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право: «Русская Правда», церковные уставы. Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами (Дешт-и-Кипчак), странами Центральной, Западной и Северной Европы.

Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. «Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие.

Глава III.

Русь в середине XII – начале XIII в.

Формирование системы земель  — самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и права. Внешняя политика русских земель в евразийском контексте. Формирование региональных центров культуры: летописание и  памятники литературы: «Киево-Печерский патерик», «Моление» Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского.

Глава IV.

Русские земли в середине XIII – XIV в.

Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой Орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (так называемое ордынское иго). Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород в системе балтийских связей. Ордена крестоносцев и  борьба с  их экспансией на  западных границах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения с  Золотой Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и  Москвы. Усиление Московского княжества.

Глава V.

Русские земли в XIII – первой половине XV в.

Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль Православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский. Расцвет раннемосковского искусства. Соборы Кремля.

Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с  Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским.

Глава VI.

Формирование единого Русского государства в XV

Падение Византии и  рост церковнополитической роли Москвы в  православном мире. Теория «Москва  — третий Рим». Иван  III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Золотой Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и  регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль. Культурное пространство Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и  нестяжатели, ереси). Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и  региональное. Житийная литература. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Изобразительное искусство. Повседневная жизнь горожан и  сельских жителей в  древнерусский и  раннемосковский периоды.

Региональный компонент

Территория и население Бурятии в период Средневековья.

Тематическое планирование

Тема раздела

Тема урока

Количество часов

I четверть (18 часов)

Введение.

Что такое Средние века

1

Раздел I. Раннее Средневековье

(9 часов)

Новый Рим

1

Расцвет Византии

1

Варвары - завоеватели

1

Возникновение и распространение ислама

1

Мир ислама

1

Рождение королевства франков Император Карл

1

«Люди Севера»-норманны

1

Сколько раз завоевывали Англию

1

Повторение

1

Раздел II. Европа на подъёме

(11 часов)

Земля и власть

1

Вечные труженики. За стенами замков

1

Империя и церковь

1

Крестовые походы

1

«Возвращение» городов. В сердце средневекового города

1

В поисках знаний

1

Во главе христианского мира. Папы, императоры и короли в Европе XII-XV вв.

1

Резерв

1

II четверть (14 часов)

Тяжкие времена

1

На Востоке Европы

1

Повторение

1

Раздел III. Дальние страны

(5 часов)

Во владениях Великого хана

1

Индия: раджи и султаны

1

Поднебесная империя и страна Сипанго

1

Очень разная Африка.

1

Мир совсем неизвестный

1

Раздел IV. На пороге нового времени (1 ч)

И снова Европа

1

История Бурятии.

Территория и население Бурятии в эпоху Средневековья

1

ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до XVI века

1.«Народы и государства Восточной Европы в древности»

(3 часа)

Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины

1

История народов Восточной Европы в I тыс. до н.э. – середине VI в. н.э.

1

Первые государства Восточной Европы

1

Повторение

1

III четверть (20 часов)

2«Русь в IX – первой половине XII в.» (10 часов)

Образование Древнерусского государства

2

Русь в конце Х-начале XI века. Принятие христианства

1

Русь в первой половине XI века. Становление государства. Ярослав Мудрый и его деятельность

1

Русь во второй половине XI века

1

Русь в конце XI – начале XII в. Владимир Мономах

1

Общественный строй Древней Руси

1

Древнерусская культура: влияние христианства на культуру. Литература

1

Древнерусская культура: изобразительное искусство и зодчество

1

Повторение «Русь в IX-первой половине XII века»

1

3«Русь в середине XII – начале XIII в.»

(6 часов)

Начало удельного периода. Княжества Южной Руси

1

Княжества Северо-Восточной Руси

1

Боярские республики Северо-Западной Руси

1

Культура Руси в домонгольский период

2

Повторение «Русь в середине XII – начале XIII века»

1

4. История Бурятии

Территория и население Бурятии в эпоху Средневековья

1

5. «Русские земли в середине XIII – XIV в.» (7 ч)

Походы Батыя на Русь

1

Борьба Руси с западными завоевателями

1

Резерв

1

IV четверть (18 часов)

Русь и Золотая Орда

2

Москва и Тверь

1

Повторение «Русские земли в середине XIII – XIV в.»

1

6. «Русские земли в XIII – первой половине XV в.»(4 часа)

Начало объединения русских земель вокруг Москвы

1

Московское княжество в конце XIV– середине XV в.

1

Соперники Москвы

1

Повторение «Русские земли в XIII – первой половине XV в.»

1

7. «Формирование единого Русского государства в XV в»

(6 часов)

Объединение русских земель вокруг Москвы

1

Русское государство во второй половине XV – начале XVI в.

1

Культура Руси XIV – начала XVI в.: летописании и литература

1

Культура Руси XIV – начала XVI в.: зодчество и изобразительное искусство

1

Урок-практикум «Быт  и нравы XV- XVI веков»

1

Повторение «Формирование единого Русского государства в XV в»

1

Итоговое повторение

4


[1] Примерная основная образовательная программа основного общего образования. М., ред  2020. См. на сайте реестра примерных основных общеобразовательных программ http: //fgosrreestr.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории ФГОС 5 класс по Ф.А. Михайловскому

Рабочая программа состалена в соответствии с ФГОС, примерной программой по истории. Содержит пояснительную записку, программу по истории 5,6 классов издательства "Русское слово" и КТП для 5 класса, 68...

Рабочая программа по истории 5 класс. Данилов Д.Д. и др. ( соответствует ФГОС)

Данная рабочая программа предназначена для работы по системе ФГОС....

Рабочая программа по истории 5 класс (Годер), ФГОС

Рабочая программа по истории 5 класс (Годер), ФГОС...

Рабочая программа по истории ФГОС 6 класс

Пояснительная запискаРабочая программа разработана  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (основное общее образование), концепции духовно-нра...

Рабочая программа по истории 5 класс (ФГОС)

Содержание учебного курса по истории 5 класса (ФГОС)...

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В.  История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...