Рабочая программа по истории ФГОС 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 6а, б, в, м классов разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта к содержанию исторического образования, Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающей Историко-культурный стандарт и примерной основной образовательной программой основного общего образования[1], в соответствии с образовательной программой МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», согласно Положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ». Рабочая программа по истории России и всеобщей истории решает задачи, обозначенные в целевых установках и приоритетных направлениях предметной области ОДНКНР. В рабочую программу включены темы и учебный материал, содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания.
Данная программа ориентирована на использование учебника для 6 класса общеобразовательных учреждений «Всеобщая история. История Средних веков: / М.А. Бойцов, Р.М. Шукуров. М.: Русское слово, 2016, а также учебник «История России с древнейших времен до XVI века» авторов И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др.; М.; Дрофа, 2016.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю.
Планируемые результаты изучения учебного курса.
Личностные результаты освоения курса:
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
|
|
Метапредметные результаты освоения курса:
Регулятивные УУД
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
|
|
Познавательные УУД
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
|
|
Коммуникативные УУД
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
| пользоваться информационно-коммуникационными технологиями (далее — ИКТ) /целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; выбирать адекватные задаче инструменты и использовать компьютерные технологии для решения учебных задач, в том числе для: вычисления, написания писем, сочинений, докладов, рефератов, создания презентаций и др.; использовать информацию с учетом этических и правовых норм; создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий; соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности/. |
Предметные УУД
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории; • использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.; • проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья; • составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников 61 материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории; • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире; • объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков; • сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.); • давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков. | • давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток); • сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; • составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение. |
Содержание учебного курса
Тема | Содержание темы |
Введение | Средние века – период всеобщей истории. Хронологические рамки Средневековья. Медиевистика. Исторические источники. |
Глава 1. В центре ойкумены | Ойкумена. Христианская империя. Град Константина. Церковная иерархия «Великий шелковый путь». Император Юстиниан и его преемники Церковная архитектура. Церкви и монастыри. |
Глава 2. Бури на окраинах | Вестготы, остготы, венеды, вандалы, анты, гунны. «Великое переселение народов». Ислам, пророк, Мекка, Медина, Мусульманские святыни и их служители (имам, мулла, муэдзин). Халиф, халифат. |
Глава 3. Держава франков | Король Хлодвиг. Государство. Саллическая правда. Военные походы Карла Великого. Император. Империя. Титулы. Феодальная лестница. Образование. |
Глава 4. Северная Европа во времена викингов | Верденский договор. Норманны. Норманнское завоевание Европы Бритты, англы, саксы. Король Артур. Борьба за власть. Нормандское завоевание. Вильгельм I Завоеватель. |
Глава 5. Крестьяне и рыцари | Сословия, феодальная зависимость, барщина, оброк, крепостничество прекрасной дамы. Менестрели. Феодалы, феодализм. Рыцари, рыцарская честь. Замок. Система обороны. Быт, нравы, развлечения. Кодекс |
Глава 6. Западная Европа в эпоху крестовых походов | Падение светской власти. Расцвет влияния христианской церкви. Путь в Каносс. Генрих IV, папа Григорий VI. Папа Урбан II.Четыре крестовых похода. Разгром Иерусалима. Падение Константинополя. |
Глава 7. Лики средневекового города | Ремесло. Ремесленники. Город. Привилегии. Зарождение нового образа жизни. Рынок. Ратуша. Романтизм и готический стиль. Монастырские и церковные школы. Устав. Университет. Коллегии. Колледжи. Диспуты. |
Глава 8. Вершина Средневековья | Папа – наместник Бога на земле. Ереси и борьба с ними. Монастырские братства. Становление государственности в странах Европы. Курфюрст. Парламент. «Великая хартия вольностей». Неурожайные годы, эпидемии, болезни. Товарное хозяйство. Крестьянские войны. Восстание Уота Тайлера. Жакерия. Авиньонское пленение пап. Столетняя война. Ян Гус. |
Глава 9. Где был и где не был Марко Поло | Этнокультурные и религиозные особенности монголов в начале XIII в. Образование государства монголов. Личность Чингисхана и его завоевательные походы в Азии и Европе. Последствия завоевательной политики для покорённых стран и народов. Держава Гуптов (IV – VI вв.). Китай в эпоху династий Тан, Сун, Юань и Мин. Природно-географическое, этнокультурное, религиозное, социально-экономическое и историко-политическое разнообразие Африки в эпоху Средневековья. Историко-культурная характеристика народов Америки |
Глава 10. И снова Европа | Византийская империя и славянские государства в XII – XV вв. Экспансия турок-османов и падение Византии. Положение покорённых народов. Изменения в мировоззрении людей накануне Нового времени. Возникновение культуры Возрождения в Италии. Гуманизм. Мастера Раннего Возрождения. Изобретение книгопечатания. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Португалия и Испания – государства, готовые к завоеванию новых земель в силу их геополитического положения и социально-экономического развития в XV в |
Региональный компонент. Территория и население Бурятии в эпоху Средневековья | Сяньби. Борьба с хунну. Государство Тоба Вей. Жужане. Тюрки. Археологические памятники. Тюркский каганат. Кидани. Монголы. Государство монголов. Империя Юань. Золотая Орда. Археологические памятники монголов в Бурятии. Письменные источники о бурятах: «Сокровенное сказание», «Сборник летописей». Расселение бурятских племен, их хозяйство в монгольский период. Кочевое скотоводство – основное занятие бурят. Формирование родовой знати. Улусные люди. Рабство. Духовная культура бурят. Религия – основная форма общественного сознания. Устное народное творчество. Прикладное искусство. Родовые и семейные традиции и обычаи. Присоединение Сибири к России. Нерчинский и Буринский договор о границе. Кяхтинский договор о торговле. |
Тема | Содержание темы |
Введение | Что изучает история. Кто изучает историю. Как изучают историю. Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. Основные этапы развития исторической мысли в России. |
Глава I. Народы и государства Восточной Европы в древности | Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии в Северной Евразии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний. Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н. э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Дербент. Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. |
Глава II. Русь в IX – первой половине XII в. | Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента. 15 Государства Центральной и Западной Европы. Первые известия о Руси. Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей. Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь из варяг в греки. Волжский торговый путь. Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси. Территориально-политическая структура Руси: волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь. Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право: «Русская Правда», церковные уставы. Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами (Дешт-и-Кипчак), странами Центральной, Западной и Северной Европы. Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. «Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие. |
Глава III. Русь в середине XII – начале XIII в. | Формирование системы земель — самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и права. Внешняя политика русских земель в евразийском контексте. Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: «Киево-Печерский патерик», «Моление» Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского. |
Глава IV. Русские земли в середине XIII – XIV в. | Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой Орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (так называемое ордынское иго). Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород в системе балтийских связей. Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения с Золотой Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. |
Глава V. Русские земли в XIII – первой половине XV в. | Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль Православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский. Расцвет раннемосковского искусства. Соборы Кремля. Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. |
Глава VI. Формирование единого Русского государства в XV | Падение Византии и рост церковнополитической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва — третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Золотой Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль. Культурное пространство Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси). Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Изобразительное искусство. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды. |
Региональный компонент | Территория и население Бурятии в период Средневековья. |
Тематическое планирование
Тема раздела | Тема урока | Количество часов |
I четверть (18 часов) | ||
Введение. | Что такое Средние века | 1 |
Раздел I. Раннее Средневековье (9 часов) | Новый Рим | 1 |
Расцвет Византии | 1 | |
Варвары - завоеватели | 1 | |
Возникновение и распространение ислама | 1 | |
Мир ислама | 1 | |
Рождение королевства франков Император Карл | 1 | |
«Люди Севера»-норманны | 1 | |
Сколько раз завоевывали Англию | 1 | |
Повторение | 1 | |
Раздел II. Европа на подъёме (11 часов) | Земля и власть | 1 |
Вечные труженики. За стенами замков | 1 | |
Империя и церковь | 1 | |
Крестовые походы | 1 | |
«Возвращение» городов. В сердце средневекового города | 1 | |
В поисках знаний | 1 | |
Во главе христианского мира. Папы, императоры и короли в Европе XII-XV вв. | 1 | |
Резерв | 1 | |
II четверть (14 часов) | ||
Тяжкие времена | 1 | |
На Востоке Европы | 1 | |
Повторение | 1 | |
Раздел III. Дальние страны (5 часов) | Во владениях Великого хана | 1 |
Индия: раджи и султаны | 1 | |
Поднебесная империя и страна Сипанго | 1 | |
Очень разная Африка. | 1 | |
Мир совсем неизвестный | 1 | |
Раздел IV. На пороге нового времени (1 ч) | И снова Европа | 1 |
История Бурятии. | Территория и население Бурятии в эпоху Средневековья | 1 |
ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до XVI века | ||
1.«Народы и государства Восточной Европы в древности» (3 часа) | Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины | 1 |
История народов Восточной Европы в I тыс. до н.э. – середине VI в. н.э. | 1 | |
Первые государства Восточной Европы | 1 | |
Повторение | 1 | |
III четверть (20 часов) | ||
2«Русь в IX – первой половине XII в.» (10 часов) | Образование Древнерусского государства | 2 |
Русь в конце Х-начале XI века. Принятие христианства | 1 | |
Русь в первой половине XI века. Становление государства. Ярослав Мудрый и его деятельность | 1 | |
Русь во второй половине XI века | 1 | |
Русь в конце XI – начале XII в. Владимир Мономах | 1 | |
Общественный строй Древней Руси | 1 | |
Древнерусская культура: влияние христианства на культуру. Литература | 1 | |
Древнерусская культура: изобразительное искусство и зодчество | 1 | |
Повторение «Русь в IX-первой половине XII века» | 1 | |
3«Русь в середине XII – начале XIII в.» (6 часов) | Начало удельного периода. Княжества Южной Руси | 1 |
Княжества Северо-Восточной Руси | 1 | |
Боярские республики Северо-Западной Руси | 1 | |
Культура Руси в домонгольский период | 2 | |
Повторение «Русь в середине XII – начале XIII века» | 1 | |
4. История Бурятии | Территория и население Бурятии в эпоху Средневековья | 1 |
5. «Русские земли в середине XIII – XIV в.» (7 ч) | Походы Батыя на Русь | 1 |
Борьба Руси с западными завоевателями | 1 | |
Резерв | 1 | |
IV четверть (18 часов) | ||
Русь и Золотая Орда | 2 | |
Москва и Тверь | 1 | |
Повторение «Русские земли в середине XIII – XIV в.» | 1 | |
Начало объединения русских земель вокруг Москвы | 1 | |
Московское княжество в конце XIV– середине XV в. | 1 | |
Соперники Москвы | 1 | |
Повторение «Русские земли в XIII – первой половине XV в.» | 1 | |
7. «Формирование единого Русского государства в XV в» (6 часов) | Объединение русских земель вокруг Москвы | 1 |
Русское государство во второй половине XV – начале XVI в. | 1 | |
Культура Руси XIV – начала XVI в.: летописании и литература | 1 | |
Культура Руси XIV – начала XVI в.: зодчество и изобразительное искусство | 1 | |
Урок-практикум «Быт и нравы XV- XVI веков» | 1 | |
Повторение «Формирование единого Русского государства в XV в» | 1 | |
Итоговое повторение | 4 |
[1] Примерная основная образовательная программа основного общего образования. М., ред 2020. См. на сайте реестра примерных основных общеобразовательных программ http: //fgosrreestr.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по истории ФГОС 5 класс по Ф.А. Михайловскому
Рабочая программа состалена в соответствии с ФГОС, примерной программой по истории. Содержит пояснительную записку, программу по истории 5,6 классов издательства "Русское слово" и КТП для 5 класса, 68...
Рабочая программа по истории 5 класс. Данилов Д.Д. и др. ( соответствует ФГОС)
Данная рабочая программа предназначена для работы по системе ФГОС....
Рабочая программа по истории 5 класс (Годер), ФГОС
Рабочая программа по истории 5 класс (Годер), ФГОС...
Рабочая программа по истории ФГОС 6 класс
Пояснительная запискаРабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (основное общее образование), концепции духовно-нра...
Рабочая программа по истории 5 класс (ФГОС)
Содержание учебного курса по истории 5 класса (ФГОС)...
Рабочая программа по истории 5 класс, 7 класс ФГОС
рабочая программа по истории...
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...