Рабочая программа по истории ФГОС 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) по теме
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (основное общее образование), концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требований к результатам освоения ООП ООО и программы развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования.
Знание национальной и мировой истории — современный показатель общей культуры человека. Главная задача школьного исторического образования — формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно ориентированной личности. Реализация этой задачи лежит в основе современных образовательных программ по истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii_fgos_6_klass.docx | 106.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (основное общее образование), концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требований к результатам освоения ООП ООО и программы развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования.
Знание национальной и мировой истории — современный показатель общей культуры человека. Главная задача школьного исторического образования — формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно ориентированной личности. Реализация этой задачи лежит в основе современных образовательных программ по истории.
Рабочая программа предполагает изучение курсов всеобщей истории в 5—9 классах общеобразовательной школы. Содержание программы соответствует требованиям к структуре, результатам усвоения основных общеобразовательных программ федерального государственного образовательного стандарта второго поколения среднего (полного) общего образования, конкретизирует основные положения его фундаментального ядра.
Цель изучения курса «История Средних веков»:
— освоение значимости периода феодализма в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.
Общие задачи изучения предмета «История Средних веков» следующие:
— формирование морально-ценностных установок и ориентиров национальной и культурной идентификации шестиклассников в процессе освоения историко-культурного опыта народов зарубежных стран;
— овладение знаниями о социокультурном развитии народов в эпоху Средневековья (преимущественно с позиции эволюции общественных взглядов);
— овладение учащимися знаниями об истории отдельных стран Западной Европы в V—XV веках в их социальном, экономическом, политическом и духовно-нравственном контекстах, о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в период Средневековья и его значении для современного Отечества;
— воспитание толерантности, уважения к культуре и религии других народов в процессе изучения истории и богатства культуры народов Европы, Азии, Африки и Америки;
— развитие у учащихся способностей выбирать общее и различия в развитии отдельных регионов мира в эпоху феодализма, выделять и группировать признаки исторического явления, процесса;
— формирование способности применять усвоенные знания о взаимоотношениях между людьми, сословиями, отдельными народами, о повседневной культуре и куртуазности в эпоху Средневековья в процессе осмысления современной реальности и общения с разными людьми. Программа предполагает изучение культуры с позиции культурного многообразия на основе христианского мировоззрения и исламской культуры, а также с учётом особенностей эволюции средневековой личности.
Основные ценностные ориентиры программы
Школьный курс по всеобщей истории предоставляет подростку возможность узнать и понять условия зарождения современной цивилизации, особенности её поступательного развития и ценности.
В программе прослеживается изменение картины мира человека, вокруг которой формировались все ценности культуры, вся структура представлений о мироздании, дано представление об особенностях и тенденциях развития современной мировой цивилизации.
В процессе познания всеобщей истории школьники знакомятся с универсальными ценностями современного мира — гражданским обществом и парламентаризмом. Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое время и в разных странах, учащиеся смогут при соответствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории; познакомиться и осмыслить примеры героизма и самоотверженности во имя общества. В этом заключается воспитывающая функция прошлого, всеобщей истории. Школьники осваивают опыт социального взаимодействия людей в процессе изучения событий мировой истории, изучают и обсуждают исторические формы общественных отношений и сотрудничества — всё это ускоряет их социализацию. По мере освоения содержания у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности. В программе акцентируется внимание на то, что личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии с обществом и благодаря ему.
Содержание программы по всеобщей истории ориентировано на формирование у школьников современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явлений, установление причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текстами будут способствовать формированию и развитию исторического мышления у учащихся.
Личностно-деятельностное усвоение учебного материала по всеобщей истории в соответствии с программой обеспечит сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готовность к новому, дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность.
Сегодня востребован активный, деятельный, творческий, коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие индивидуальности.
Для этого учителю необходимо помочь учащимся:
- научиться пользоваться информацией;
- научиться общаться;
- научиться создавать завершённый продукт деятельности.
Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении религий, культур, об основах гражданского общества, обеспечит условия для идентификации учащихся с современным обществом.
Место предмета «Всеобщая история» в учебном плане
Школьный предмет «Всеобщая история» должен ввести учащегося основной школы в науку, т. е. познакомить его с общими понятиями, историческими и социологическими, объяснить ему элементы исторической жизни. Это сложная и ответственная задача, которую должен решить учитель в процессе учебного сотрудничества с учащимися.
В соответствии с базисным учебным планом предмет «Всеобщая история» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени среднего (полного) общего образования.
Базисный учебный план (БУП) для образовательных учреждений Российской Федерации в целом выделяет в 6 классе — 32 ч
Результаты обучения и усвоения содержания курса всеобщей истории
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, видами деятельности значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.
В процессе использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни проявляются личностные качества, свойства и мировоззренческие установки учащихся, которые не подлежат контролю на уроке (в том числе понимание исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, использование знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности и др.).
Следует иметь в виду, что предметная часть результатов проверяется на уровне индивидуальной аттестации обучающегося, а личностная часть является предметом анализа и оценки массовых социологических исследований.
Личностные результаты:
-осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
-освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважения, прав и свобод человека;
-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
-понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
-способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
-овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
-готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
-активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
-способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
-способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
-умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
-расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
-готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Содержание курса «История средних веков»
Введение. Живое Средневековье
Что изучает история Средних веков. Дискуссии учёных о временных границах эпохи Средневековья. Условность термина «Средневековье». Место истории Средних веков в истории человечества. Этапы развития эпохи Средневековья. По каким источникам учёные изучают историю Средних веков.
Тема 1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.)
Древние германцы и Римская империя. Переселение германцев из Альп на территорию Римской империи. Расселение германцев в новых для них землях. Устройство германских деревень. Переход к оседлому образу жизни. Занятия и образ жизни германской общины. Германские традиции и семья. Родоплеменная организация германцев. Разложение родового строя и усиление расслоения в общине. Выделение знати. Изменения в ^отношениях германцев. Древние германцы и Римская империя. Римский историк Тацит о германском образе жизни. Великое переселение народов. От набегов к военным походам и завоеваниям римских территорий германцами. Нашествие кочевников. Гунны и германцы. Аттила — воинственный вождь гуннов. Войны как часть стиля жизни племени. Изменение роли вождя и дружины. Верования германцев. Ослабление Римской империи и последующий её раздел под натиском варваров. Трагическое вандальское нашествие на Вечный город. Падение Западной Римской империи. Исторический рубеж древности и Средневековья. Роль вторжения германских племён в границы ослабевшей Западной Римской империи. Территории расселения германских союзов племён на бывшей территории Западной Римской империи.
Королевство франков и христианская церковь в VI — VIII вв. Образование варварских государств на территории бывшей Западной Римской империи. Франки. Возвышение Хлодвига — вождя франков. Складывание королевства у франков во главе с Хлодвигом, основателем рода Меровингов. Признание римской знатью власти Хлодвига. Сближение культур, образа жизни германцев и римлян. Элементарность государственного устройства у франков при сильной королевской власти. Налоги, суд и военная организация у франков. Переход от обычая к писаному закону как инструменту внедрения и регулирования единых порядков на территории Франкского королевства. Складывание крупного землевладения и новых отношений среди франков. Полноправность знати на местах. Завершение распада родовой организации франков и переход к соседской общине. Раздел Хлодвигом Франкского королевства между наследниками. Хлодвиг и христианская церковь. Христианство как инструмент объединения и подчинения населения власти, освящённой Богом.
Духовенство и миряне. Новые образцы и правила жизни по Библии для франков. Распространение христианства среди варваров. Появление монахов и возникновение их поселений — монастырей. Белое и чёрное монашество. Монастыри как центры формирования новой культуры. Превращение монастырей в крупных землевладельцев.
Усобицы потомков Хлодвига и их последствия для Франкского королевства. Меровинги — «ленивые короли». Карл Мартелл. Битва у Пуатье и её значение. Военная реформа Карла Мартелла. Феод и феодал. Папа римский и Пипин Короткий. «Дар Пипина»: образование государства пап римских — Папская область.
Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. Новый король и династия Каролингов. Личность Карла Великого. Карл и титул европейских правителей. Папа римский и великий король франков. Направления, цели и итоги военных походов короля Карла. Утрата самостоятельности Саксонии. Расширение границ Франкского государства. Образование империи Карла Великого. Древняя Римская империя, объединявшая христианский мир, как идеал «варварских» народов раннего Средневековья. Административно-военное управление воссозданной империей франкского короля. Культурная разрозненность и слабость экономических отношений как препятствие для объединения народов под властью императора Карла. Раздел империи Карлом между наследниками. Верденский договор: последующее рождение Лотарингии, Франции и Германии. Папская область. Новый император. Отсутствие единства в новых государствах. Феодальная раздробленность. Укрепление самостоятельности франкской знати в их владениях. Развитие феодальных отношений в Франкском государстве. От свободы крестьян к крепостной зависимости. Феодальные междоусобицы и их последствия. Система вассалитета — феодальная лестница. «Вассал моего вассала — не мой вассал». Феодальное право укрепляло право феодальной собственности.
Западная Европа в IX—XI вв. Франция в IX—XI вв. Потеря королевской властью значения центрального государственного органа. Слабость Каролингов. Гуго Капет — новый избранный король. Король и феодалы. Владения короля — его домен.
Германия в IX—XI вв. Внешняя опасность как фактор усиления власти германского монарха. Венгры и германское государство. Оттон I. Ещё одно восстановление древней Римской империи — Священная Римская империя. Италия и Германия.
Англия в IX—XI вв. Легенды об английском короле Артуре и историческая реальность. Бретань и Британия. Норманны и их образ жизни. Норманны и Англия. Население Западной Европы и викинги. Варяги и народы Восточной Европы. Русь и варяги. Норманнские Рюриковичи — первая династия князей Древней Руси. Борьба англосаксов с норманнами. Захват Лондона датчанами. Король Альфред Великий: его оборонительная политика против датчан. Объединение Англии в единое государство. Королевства норманнов в Скандинавии. Образование герцогства Нормандия на севере Франции. Проникновение норманнов в Средиземное море. Создание ими Сицилийского королевства. Прекращение норманнских завоевательных походов.
Культура Западной Европы в раннее Средневековье. Утверждение христианства в раннее Средневековье. Ограниченность представлений о мире у средневекового европейца. Учения Пифагора, Фалеса: взгляд средневековых > Отсутствие единых летоисчисления, календарей, систед< рений, меры веса и др. Служители церкви — храните/ ний и письменности. Неграмотность населения Европь Великий и короткая вспышка Каролингского Возроя Монах Алкуин и его роль в распространении гра сти в Франкской империи. «Дворцовая академия». Великий — созидатель и архитектор. Влияние античности хитектуру. Открытие школ при монастырях, соборах. Лат] язык в Средние века — язык образованности и культурь свободных искусств. Обучение в средневековой школе. Р< искусства рукописных книг. Искусство книжной мини Библия — книга книг. Появление новых жанров в средь вой литературе. Хроники и житийная литература. Поя светской литературы на латинском языке. Англосакс эпос «Беовульф», скандинавский — «Старшая Эдда», г ский — «Песнь о Нибелунгах», французский — «Песнь ланде».
Тема 2. Византийская империя и славяне в VI— Византия при Юстиниане
Борьба империи с внешними врагами. Образ Восточной Римской империи — Византии — Ромейскс перии. Устойчивость Византии в борьбе с варварск* ром. Евроазийский облик и характер нового госуд Константинополь — столица на перекрёстке цивилизг их торговых путей. Византия — единое монархически дарство. Император — правитель новой империи. Bp при Юстиниане. Реформы императора Юстиниана. В< походы. Расселение славян и арабов на территории Ви: Борьба империи с внешними врагами.
Культура Византии. Византия — наследница мира ности и стран Востока. Рост потребности государства в i ных людях. Основные типы школ Византии: их дост> и светский характер. Развитие античных знаний визаг ми в разных областях. Изменения в архитектуре христш храма. Крестово-купольный тип храма — храм Святой < Изменения в назначении храма: христианский храм — д моления. Убранство интерьера храма и его значение. Ис] внутреннего оформления храма: мозаика, фрески. Каг-списи помещения храма. Появление и развитие hkov Церковь — «Библия для неграмотных». Византия — цент туры Средневековья. Влияние византийской культуры на страны и народы. Византия и Русь: культурное влияние
Образование славянских государств. Направлен жения славян и территории их расселения. Племенньи славян. Занятия и образ жизни славян. Управление и организация жизни у славян. Вождь и дружина. Объединения славян. Образование государства у южных славян — Болгарии. Князь Симеон и его политика. Кочевники и судьбы Болгарского царства. Василий II Болгаробойца. Соперничество Византии и Болгарии и его завершение. Период существования Болгарского государства и его достижения. Великоморавская держава — государство западных славян. Поиск покровителей: от Германии к Византии. Славянские просветители Кирилл и Мефодий. Слабость Великоморавского государства и его подчинение Германии. Образование Киевской Руси — государства восточных славян. Появление на карте средневековой Европы государств Чехии и Польши. Политические курсы польских князей Мешко I и Болеслава I Храброго.
Тема 3. Арабы в VI—XI вв.
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.
Аравия — родина исламской религии. География, природные условия Аравийского полуострова, занятия и образ жизни его жителей. Бедуины. Мекка — центр торговли. Иран, Византия и арабы. Мухаммед — проповедник новой религии. Хиджра. Возникновение ислама. Аллах — Бог правоверных мусульман. Распространение ислама среди арабских племён. Образование Арабского государства во главе с Мухаммедом. Коран — священная книга ислама. Религиозный характер морали и права в исламе. Нормы шариата — мусульманское право. Семья и Коран. Влияние ислама на культуру народов, покорённых арабами.
Арабский халифат. Халиф — заместитель пророка. Вторжение арабов во владения Ромейской империи. Поход в Северную Африку. Исламизация берберов. Покорение жителей большей части Пиренейского полуострова. Восточный поход. Подчинение Северного Кавказа. Арабский халифат — государство между двух океанов. Эмиры и система налогообложения. Багдадский халифат и Харун ар-Рашид. Народное сопротивление арабскому владычеству. Междоусобицы. Кордовский эмират. Распад халифата.
Культура стран халифата. Наследие эллинизма и ислам. Арабский язык — «латынь Востока». Образование — инструмент карьеры. Медресе — высшая мусульманская школа. Престиж образованности и знания. Научные знания арабов. Аль-Бируни. Ибн Сина (Авиценна). Арабская поэзия и сказки. Фирдоуси. Архитектура — вершина арабского искусства. Дворец Альгамбра в Гранаде. Мечеть — место общественных встреч и хранилище ценностей. Устройство мечети. Минарет. Арабески. Значение культуры халифата. Испания — мост между арабской и европейской культурами.
Тема 4. Феодалы и крестьяне
В рыцарском замке. Период расцвета, зрелости Средневековья. Установление феодальных отношений. Окончательное оформление вассальных отношений. Распространение архитектуры замков. Внешнее и внутреннее устройство рыцарского замка. Замок — жилище и крепость феодала. Рыцарь — конный воин в доспехах. Снаряжение рыцаря. Отличительные знаки рыцаря. Кодекс рыцарской чести — рыцарская культура.
Средневековая деревня и её обитатели. Земля — феодальная собственность. Феодальная вотчина. Феодал и зависимые крестьяне. Виды феодальной зависимости земледельцев. Повинности крестьянина. Крестьянская община как организация жизни средневекового крестьянства. Средневековая деревня. Хозяйство земледельца. Условия труда. Натуральное хозяйство — отличие феодальной эпохи.
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе
Формирование средневековых городов. Совершенствование орудий обработки земли. Разнообразие продуктов земледелия. Увеличение роли тяглового скота в земледелии. Изобретение хомута для лошади. Развитие ремесла в сельском хозяйстве. Добыча, плавка и обработка железа. Отделение ремесла от сельского хозяйства. Обмен продуктами земледелия и ремесла. Причины возникновения городов. Город — поселение ремесленников и торговцев. Обустройство городских границ. Возрождение древних городов в Италии, на юге Франции. География новых городов. Рост числа средневековых городов. Сеньоры и город. Борьба за городское самоуправление. Средневековый ремесленник: искусство, труд, подготовка нового поколения подмастерьев и мастеров. Шедевр. Цеховые объединения городских ремесленников. Роль и влияние цехов на жизнь средневекового города. Изменение культуры европейцев в период расцвета Средневековья. Развитие торговли в феодально-раздробленной Европе. Объединения купцов — гильдия, товарищество. Оживление торговых отношений. Возобновление строительства дорог в Европе. Торговые пути. Ярмарки — общеизвестные места торговли в Европе. От ростовщичества к банкам.
Горожане и их образ жизни. Своеобразие города. Управление городом и городская знать. Борьба ремесленников за участие в управлении городом. Городская беднота и восстания. Образ жизни горожан. Обустройство средневекового города. Его защита и укрепления. Город — центр формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов. Университеты как явление городской среды и средневекового пространства.
Тема 6. Католическая церковь в XI—XIII вв. Крестовые походы
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Складывание трёх сословий, характерных для общества феодального этапа. Успехи в экономическом развитии и недостаток земель. Рост самостоятельности и потребностей феодалов. Нужда в новых «доходных» источниках. Усиление власти короля. Церковь — крупнейший землевладелец. Рост влияния церкви и её экономического и духовного могущества. Разделение церквей!' Ослабление авторитета и власти папы римского. Папа римский Григорий VII. Двухсотлетняя борьба королей и папства. Путь в Каноссу. Опора папы — епископы и монастыри. Могущество папы Иннокентия III. Церковные соборы и догматы христианской веры. Движение еретиков. Католическая церковь и еретики. Альбигойские войны. Инквизиция. Монашеские нищенствующие ордены. Франциск Ассизский. Доминик Гусман.
Крестовые походы. Клермонский призыв папы римского Урбана II. Палестина — Святая земля для верующих христиан. Широкий отклик на призыв в обществе. Крестовые походы и крестоносцы. Цели различных участников Крестовых походов. Различия походов бедноты и феодалов. Последствия Первого крестового похода для Византии. Образование крестоносцами государств на Средиземноморском побережье. Отношения рыцарей с местным населением — мусульманами. Духовно-рыцарские ордены и их значение для защиты завоеваний крестоносцев в Палестине. Сопротивление народов Востока натиску крестоносцев. Объединение мусульман перед угрозой дальнейших завоеваний крестоносцев. Салах ад-Дин и Третий крестовый поход. Судьба походов королей Фридриха I Барбароссы, Филиппа II Августа, Ричарда Львиное Сердце со своими вассалами. Четвёртый крестовый поход: благочестие и коварство. Разграбление Константинополя. Распад Византии и её восстановление. Детские крестовые походы. Укрепление королевской власти. Усиление мусульманских княжеств во главе с Египтом. Значение и итоги Крестовых походов для Запада и Востока.
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI—XV вв.)
Как происходило объединение Франции. Экономические успехи Французского государства. Объединение городов и крестьян-земледельцев, части рыцарства вокруг короля. Поддержка королей церковью. Начало объединения Франции. Филипп II Август. Борьба французского и английского королей за французские территории. Битва при Бувине. Укрепление власти короля. Людовик IX Святой: ограничение самовластия феодалов и междоусобиц. Утверждение единой денежной системы. Рост международного престижа Франции. Конфликт между королём Филиппом IV Красивым и папой римским Бонифацием VIII. Авиньонское пленение пап. Ослабление могущества римского папы. Франция — централизованное государство. Генеральные штаты — французский парламент. Оформление сословной монархии во Франции.
Что англичане считают началом своих свобод. Нормандский герцог Вильгельм. Король Англии — Вильгельм Завоеватель, основатель нормандской династии. От завоевания к централизованному государству. «Книга Страшного суда». Генрих II Плантагенет и его реформы. Историческое значение реформ. Иоанн Безземельный и Великая хартия вольностей — конституция сословно-феодальной монархии. Бароны против короля. «Бешеный совет». Симон де Монфор. Парламент — сословное собрание.
Столетняя война. Столетняя война: причины и повод. Готовность к войне, вооружённость армий противников. Основные этапы Столетней войны. Поражение французов у Креси. Победа англичан у Пуатье. От перемирия к победам французов. Герцоги Бургундский и Орлеанский: возобновление междоусобиц во Франции. Сражение при Азенкуре. Карл VII — новый король Франции. Город Орлеан — трагедия и надежда. Партизанская война. Жанна д'Арк. Освободительный поход народной героини. Коронация короля Карла. Предательство и гибель Жанны дАрк. Признание подвига национальной героини. Завершение Столетней войны.
Крестьянские восстания во Франции и в Англии. «Чёрная смерть» и Столетняя война. Положение крестьян. Рост крестьянского недовольства. Жакерия во Франции: её победы и последствия. Гильом Каль. Ухудшение положения английских крестьян. Джон Болл. Восстание Уота Тайлера в Англии. Итоги и значение восстания.
Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Восстановление Франции после трагедии и военных утрат. Борьба между Людовиком XI и Карлом Смелым. Усиление власти французского короля в конце XV в. Завершение объединения Франции. Установление единой централизованной власти в Французском государстве. Последствия объединения Франции. Междоусобная Война Алой и Белой розы в Англии: итоги и последствия. Генрих VII — король новой правящей династии в Англии. Усиление власти английского короля в конце XV в.
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Мусульманская Испания — процветающая часть Европы. Мавры. Андалусия — многоцве-тие культур и переплетение религий. Многовековая Реконкиста Испании. Завоёванная свобода и земли. Реконкиста и новые королевства. Распад Кордовского халифата. Наступление христианства. Мавры и Гранадский халифат. Центр еврейской культуры в мусульманской Испании: расцвет и трагедия. Сословно-монархическое устройство централизованных государств на Пиренейском полуострове. Кортесы. Период междоусобных войн между христианскими государствами. Образование единого Испанского королевства. Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский. Инквизиция. Томас Торквемада. Аутодафе.
Тема 8. Германия и Италия в XII—XV вв.
Усиление власти князей в Германии. Подъём хозяйства в Германии. Причины сохранения раздробленности Германии. Слабость королевской власти. Образование самостоятельных централизованных государств в Германии. Усиление власти князей в Германии. Завоевание полабских и поморских крестьян. Священная Римская империя и княжества в XIV в. Король Карл I — император Карл IV. Золотая булла как документ, закрепивший феодальную раздробленность страны. Ослабление внутренних связей между княжествами. От династии Люксембургов к династии Габсбургов: утрата учреждений и авторитета имперской власти. Усиление самостоятельности германских государств. Территориальные потери и приобретения Священной Римской империи.
Расцвет итальянских городов. Расцвет торговли и итальянских городов. Завоёванная свобода. Коммуна — средневековая городская республика. Борьба городов с феодалами. Борьба римских пап с императорами в Италии: гвельфы и гибеллины. Борьба светской и духовной властей как условие складывания западноевропейской демократии. Оформление тирании в некоторых городах-государствах Италии. Тирания Медичи во Флоренции.
Тема 9. Славянские государства и Византия в XIV—XV вв.
Гуситское движение в Чехии. Возвышение роли Чехии в Священной Римской империи. Экономический подъём чешского государства. Прага — столица империи. Население, церковь и власть. Антифеодальные настроения в обществе. Ян Гус — критик духовенства. Церковный собор в Констанце.
Мучительная казнь Я. Гуса. Гуситское движение в Чехии: этапы и действия противников. Ян Жижка. Итоги и последствия гуситского движения.
Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Балканские народы накануне завоевания. Долгожданная свобода болгар от власти Византии в конце XII в. Ослабление Болгарского царства изнутри и за пределами его границ. Усиление и распад Сербии. Византийская империя — потеря былого могущества. Соперничество балканских государств. Образование государства османов. Начало захватнической политики Османа на Балканском полуострове. Адрианополь — первая европейская столица османов. Битва на Косовом поле. Милош Обилич. Вторжение турок-османов в Болгарию. Потеря независимости Болгарии. Султан Баязид Молния: коварный замысел. Мехмед II Завоеватель: трудное воплощение коварного плана. Падение Византийской империи. Переименование Константинополя в Стамбул — столицу Османской империи. Завоевание турками-османами Балканского полуострова.
Тема 10. Культура Западной Европы в XI—XV вв.
Образование и философия. Расширение границ мира средневекового человека. Рост его активности в освоении окружающего мира. Путешествие Марко Поло. Складывание центров перевода греческой литературы. Развитие светской культуры. Корпоративность средневекового общества. Возникновение университетов. Университет как корпорация людей интеллектуального труда. Устройство университета. Схоластика — религиозная философия. Обращение к античному наследию Схоластика и Аристотель, святой Августин. Дискуссия о соот ношении веры и разума в христианском учении. Логически рассуждения и доказательства как способ укрепления веры познания Бога и мира. Ансельм Кентерберийский. Спор меж ду церковью и философами. Спор философа-схоласта Пьер Абеляра и его оппонента Бернара Клервоского. Рационализ" и мистицизм. Фома Аквинский — философ, соединивши веру и знание. Развитие знаний о природе. Опыт и наблю дение — методы познания природы в учении Роджера Бэкона Роль философии в средневековую эпоху.
Средневековая литература и искусство. Влияние развит образования на культуру рыцарства. Трубадуры. Этический обра рыцаря. Куртуазная поэзия и культ Прекрасной Дамы. Трувер и миннезингеры. Рыцарская литература. Обращение к леген дарному герою — королю Артуру. Сказочно-приключенчески куртуазный роман. Роман «Тристан и Изольда». Влияние ры царской литературы на развитие светской средневековой кул туры. Влияние школьного и университетского образования н формирование городской культуры. Городская литература — литература, создаваемая на национальных языках. Ваганты. Данте Алигьери. Влияние церкви на развитие искусства Западной Европы. Архитектура. Образцы средневекового изобразительного искусства — памятники церковной архитектуры. Романский и готический стили. Скульптура как «Библия для неграмотных». Доступность искусства. Средневековая живопись. Книжная миниатюра. Фрески.
Культура раннего Возрождения в Италии. Торговые связи итальянских городов со странами Европы и Востока. Зарождение культуры раннего Возрождения в Италии. От «любителей мудрости» к возрождению античного наследия. Гуманисты и их идеал универсального человека. Критика духовенства. Отказ от религиозного и аскетического мировоззрения. Воспитание нового человека. Роль самовоспитания в формировании человека. Первые гуманисты — Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Идеалы гуманизма и искусство раннего Возрождения. Начало открытия индивидуальности человека. Портрет. Живопись. Сандро Боттичелли.
Научные открытия и изобретения. От астрологии и алхимии к астрономии и химии, медицине. Усовершенствование водяного двигателя. Изобретение доменной печи. Совершенствование техники и приспособлений обработки металла. Начало производства огнестрельного оружия. Переворот в военном деле. Дальнейшее развитие мореплавания и кораблестроения. Появление компаса и астролябии. Открытие Христофора Колумба. Начало Великих географических открытий. Изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом. Развитие грамотности и образования среди разных слоев населения. Распространение библиотек. Доступность печатной книги.
Тема 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века
Средневековый Китай. Империя Тан — единое государство. Император — «Сын неба». Население страны — подданные одного господина — императора. Подчинение соседей власти империи. Широкие сухопутные и морские торговые связи. Захват чиновниками, военными государственных земель. Образование крупных поместий. Усиление позиций феодалов. Развитие феодальных отношений. Нарастание недовольства крестьян перераспределением земли. Борьба за права на землю. Крестьянская война под руководством Хуан Чао. Империя Сун в период зрелого феодализма. Монгольская опасность. Монголы и Чингисхан. Завоевание Китая монголами. Антимонгольское восстание Красных повязок. Приобретение независимости. Хозяйственный подъём. Восстановление и развитие городов. Художественные ремёсла. Изобретения. Первая газета. Открытие пороха, создание ружей. Образование и научные знания. Достижения китайских учёных в науках. Литература и искусство. Пагода. Статуи. Рельефы. Живопись. Пейзажи. Влияние китайской культуры на страны тихоокеанского региона.
Индия. Государства и культура. Географическая и этническая разобщённость народов Индии. Единое культурное наследие древности как основа единства государства в эпоху Средневековья. Установление феодальных отношений. Государственная и местная власть. Раджи. Индуистская религия. Брахманы. Крестьянство. Кастовое устройство общества. Междоусобные войны раджей. Ослабление страны. Вторжение войск Арабского и Багдадского халифатов. Образование самостоятельных мусульманских государств на территории Индии. Делийский султанат и разгром его Тимуром, правителем Самарканда. Хозяйство и богатства Индии. Торговля и связи с другими странами. Наука. Обсерватории. Индийская медицина. Искусство. Буддистские храмы в Аджанте. Архитектура, скульптура и живопись. Влияние мусульманской культуры. Мавзолеи. Искусство классического танца и пения. Книжная миниатюра.
Государства и народы доколумбовой Америки. Население Северной и Южной Америки и его занятия. Сохранение родоплеменных отношений. Территория расселения, образ жизни и культура народов майя. Достижения в хозяйстве, изучении природы. Ацтеки и их мир. Устройство общества. Города и культура. Государство инков. Управление и организация жизни. Население и занятия. Достижения культуры инков. Уникальность культуры народов доколумбовой Америки.
Африка. Неравномерность развития народов Африки. Территория расселения, занятия, образ жизни народов Центральной Африки. Кочевники пустыни Сахары. Государства Африки, их устройство и культура. Влияние и связи с исламской культурой. Культурное наследие народов Западного Судана. Африканская скульптура. Освоение Африки европейцами.
Наследие Средних веков в истории человечества. Оформление образа жизни, традиций и обычаев, культуры в целом, характерных для Средневековья. Феодальное государство в странах Европы и Востока. Развитие политической системы феодального общества. Общая характеристика возникновения и становления феодальных отношений. Связь политической системы с собственностью на землю. Самоуправление и автономия городов в Западной Европе. Место церкви в феодальном государстве.
Оформление основных черт и признаков демократии. Развитие и утверждение гуманизма в западноевропейской культуре. Великие географические открытия. Развитие образования, науки. Складывание нового образа человека и отношений.
Поурочное тематическое планирование курса «История средних веков»
для 6 класса
№ | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты | Характеристика деятельности ученика | Оценка деятельности ученика | Дата | |||
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | |||||||
Ученик должен научиться | Ученик получит возможность научиться | ||||||||
ВВЕДЕНИЕ | |||||||||
1 | Введение | Вводный урок. Урок -беседа | - проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья; -составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах | -сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия |
| — осмыс-ление социаль-но-нрав-ственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведе-нию в современном обществе; —понима-ние культурного многообразия мира, уважение льтуре своего народа и других народов, толерантность. | Исследовать место эпохи Средневековья в истории с помощью ленты времени. Изучать историческую карту мира Средневековья. | взаимооценка | |
Тема 1 Становление средневековой Европы (VI—XI вв.) (5 ч.) | |||||||||
2 | Древние германцы и Римская империя | Изучение нового материала Урок-презентация | - сопоставлять развитие стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.); -давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков. | Давать сопос-тавительную характеристику политического устройства государств |
| — осмыс-ление социаль-но-нрав-ственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведе-нию в современном обществе; —понима-ние культурного многообразия мира, уважение льтуре своего народа и других народов, толерантность. | Показывать на карте территорию расселения германцев, кельтов и славян вдоль границ Римской империи. Рассказывать об образе жизни, традициях и верованиях варваров. Сравнивать действия германцев и гуннов по отношению к Римской империи. Выявлять различия в образе жизни, отношениях внутри германских племён к IV—V вв. Называть последовательно причины падения Западной Римской империи. | Оценка по критериям | |
3 | Королевство франков и христианская церковь в VI—VIII вв. | Комбинированный урок | -составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории; | -давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья; -сравнивать с видетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; | — осмыс-ление социаль-но-нрав-ственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведе-нию в современном обществе; —понима-ние культурного многообразия мира, уважение льтуре своего народа и других народов, толерантность. | Рассказывать о складывании государств у варваров. Объяснять своеобразие складывания государства у франков. Пояснять значение христианской религии для укрепления власти Хлодвига. Обобщать события истории франков и выделять её этапы. Объяснять особенности монастырской жизни и её роль в складывании европейской культуры. | самооценка | ||
4 | Возникновение и распад империи Карла Великого. | Изучение нового материала Урок-презентация | - раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя в государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире; -объяснять причины и следствия ключевых событий всеобщей истории Средних веков; | - давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья; - сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; |
| — осмыс-ление социаль-но-нрав-ственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведе-нию в современном обществе; —понима-ние культурного многообразия мира, уважение льтуре своего народа и других народов, толерантность. | Объяснять причины появления в Европе новой империи в эпоху Средневековья. С помощью карты рассказывать о внешней политике Карла Великого. Сравнивать политику Карла и Хлодвига. Комментировать последствия Верденского раздела. | взаимооценка | |
5 | Западная Европа в IX—XI вв. | Урок-презентация | -сопоставлять развитие стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.); - давать оценку событиям и личностям всеобщей истории Средних веков. | - давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья; - сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия |
овладение умениями работать с учебной и внешкольно информацией (анализировать и обобщать факты, составлят простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулирс вать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современ- ные источники информации, в том числе материалы на элек- тронных носителях | — осмыс-ление социаль-но-нрав-ственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведе-нию в современном обществе; —понима-ние культурного многообразия мира, уважение льтуре своего народа и других народов, толерантность. | Объяснять причины ослабления королевской власти во Франции. Сравнить королевскую власть во Франции, Германии и Англии. Выявлять последствия норманнского вторжения во владения государств Европы. Проводить аналогию между Римской империей и Священной Римской империей. | Коррекция знаний и умений | |
6 | Культура Западной Европы в раннее Средневековье. Утверждение христианства в раннее Средневековье. | Комбинированный урок | составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории | - давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья; - сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия |
| — осмыс-ление социаль-но-нрав-ственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведе-нию в современном обществе; —понима-ние культурного многообразия мира, уважение льтуре своего народа и других народов, толерантность. | Рассказывать о представлениях средневекового европейца о мире. Анализировать достижения культуры в эпоху Карла Великого. Объяснять значение заимствований античной культуры для развития Средневековья. Выделять особенности складывания европейского образования. Доказывать, что в эпоху Карла Великого появился интерес к прошлому, к нравственному подвигу человека. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | самооценка | |
Тема 2 . Византийская империя и славяне в VI—XI вв.(3 ч.) | |||||||||
7 | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами | Изучение нового материала Урок-презентация | -давать оценку событиям и личностям отече всеобщей истории Средних веков. | - давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья; - сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия |
овладение умениями работать с учебной и внешкольно информацией (анализировать и обобщать факты, составлят простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулирс вать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современ- ные источники информации, в том числе материалы на элек- тронных носителях | понима-ние культурного многообразия мира, уважение льтуре своего народа и других народов, толерантность. | Показывать на карте местоположение Византии, называть её соседей. Сравнивать управление государством в Византии и империи Карла Великого. Объяснять неудачи Юстиниана возродить Римскую империю. Оценивать поступки и действия Юстиниана как правителя. Анализировать отношения Византии с соседними народами. | взаимооценка | |
8 | Культура Византии. | Комбинированный урок | составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории | - давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья; - сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия |
| — осмыс-ление социаль-но-нрав-ственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведе-нию в современном обществе; —понима-ние культурного многообразия мира, уважение льтуре своего народа и других народов, толерантность. | Доказывать, что Византия — наследница мира Античности и стран Востока. Рассказывать об изменениях в архитектуре христианского храма на примере храма Святой Софии. Устанавливать аналогию между византийской и римской школами. Объяснять причины развития наук и их влияние на развитие культуры. Объяснять, почему в Византии развивалась преимущественно настенная живопись. | Оценка по критериям | |
9 | Образование славянских государств | Изучение нового материала | -использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.; -проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья; | - давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья; - сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия |
овладение умениями работать с учебной и внешкольно информацией (анализировать и обобщать факты, составлят простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулирс вать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современ- ные источники информации, в том числе материалы на элек- тронных носителях | — осмыс-ление социаль-но-нрав-ственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведе-нию в современном обществе; | Составлять логичный рассказ о славянских племенах и образовании у них государственности. Высчитывать, сколько лет разделяет между образованием Византии, Болгарского царства, Великоморавской державы, Киевской Руси, Чехии и Польши. Сравнивать управление государством у южных, западных и восточных славян. Выделять общее в судьбах славянских государств. Объяснять причины различия судеб у славянских государств. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | взаимооценка | |
Тема 3 Арабы в VI—XI вв (2 ч.) | |||||||||
10 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. | Изучение нового материала | - раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя в; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире; - объяснять причины и следствия ключевых событий всеобщей истории Средних веков; | - давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья; - сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия | — осмыс-ление социаль-но-нрав-ственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведе-нию в современном обществе; —понима-ние культурного многообразия мира, уважение льтуре своего народа и других народов, толерантность. | Изучать по карте особенности Аравии. Рассказывать об образе жизни и занятиях жителей Аравийского полуострова. Сравнивать образ жизни арабов и европейцев. Называть различия между исламом и христианством. | Оценка по критериям | ||
11 | Культура стран халифата. | Урок-презентация | -составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории | Составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и значение. |
| — осмыс-ление социаль-но-нрав-ственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведе-нию в современном обществе; —понима-ние культурного многообразия мира, уважение льтуре своего народа и других народов, толерантность. | Выделять особенности образования и его роли в мусульманском обществе. Объяснять связь между античным наследием и исламской культурой. Рассказывать о развитии научных областей, об учёных. Составлять сообщение с презентацией в Power Point об арабских учёных и их достижениях. Составлять развёрнутый план параграфа. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | Самооценка | |
Тема 4 Феодалы и крестьяне (2 ч.) | |||||||||
12 | В рыцарском замке. Период расцвета, зрелости Средневековья. | Комбинированный урок | - раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире; | - сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия |
овладение умениями работать с учебной и внешкольно информацией (анализировать и обобщать факты, составлят простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулирс вать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современ- ные источники информации, в том числе материалы на элек- тронных носителях | — осмыс-ление социаль-но-нрав-ственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведе-нию в современном обществе; | Доказывать, что с XI по XIII в. в Европе наблюдался расцвет культуры. Объяснять смысл феодальных отношений. Анализировать роль замка в культуре Средневековья. Рассказывать о воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях. | взаимооценка | |
13 | Средневековая деревня и её обитатели | Урок-презентация | - раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя в государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире; | - давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья; - сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия |
| — осмыс-ление социаль-но-нрав-ственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведе-нию в современном обществе; | Группировать информацию о феодале, крестьянине и их отношениях. Объяснять, что отношения между земледельцем и феодалом регулировались законом. Анализировать положение земледельца, его быт и образ жизни. Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | Оценка по критериям | |
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 ч.) | |||||||||
14 | Формирование средневековых городов | Изучение нового материала | - раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя в государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире; | - давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья; - сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия | — осмыс-ление социаль-но-нрав-ственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведе-нию в современном обществе; | Составлять рассказ по иллюстрациям к параграфу. Устанавливать связи между развитием орудий труда, различных приспособлений в сельском хозяйстве и экономическим ростом. Выделять условия возникновения и развития городов. Подготовить проект о возникновении городов в Италии, Франции, Германии (по выбору). С помощью карты определять центры ремесла и торговли. Анализировать, какие факторы определяли жизнь в средневековом городе. | взаимооценка | ||
15 | Горожане и их образ жизни | Комбинированный урок | - проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья; -составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории; | - давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья; - сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия |
| — осмыс-ление социаль-но-нрав-ственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведе-нию в современном обществе; | Объяснять, почему города стремились к самоуправлению. Сравнивать жизнь горожанина и сельского жителя в эпоху Средневековья. Составлять загадки о городской жизни для одноклассников. Доказывать, что города — центры формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов. Обобщать сведения об образовании в эпоху Средневековья. Определять роль университетов в развитии городов. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | Самооценка | |
Тема 6. Католическая церковь в XI—XIII вв. Крестовые походы (2 ч.) | |||||||||
16 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. | Изучение нового материала | -давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков. | - сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия |
овладение умениями работать с учебной и внешкольно информацией (анализировать и обобщать факты, составлят простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулирс вать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современ- ные источники информации, в том числе материалы на элек- тронных носителях | — осмыс-ление социаль-но-нрав-ственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведе-нию в современном обществе; | Характеризовать положение и образ жизни трёх основных сословий средневекового общества. Объяснять причины усиления королевской власти. Рассказывать о событиях, свидетельствующих о противостоянии королей и пап. Называть причины появления движения еретиков. | Работа с эталоном | |
17 | Крестовые походы | Комбинированный урок | - объяснять причины и следствия ключевых событий всеобщей истории Средних веков | - сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия |
овладение умениями работать с учебной и внешкольно информацией (анализировать и обобщать факты, составлят простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулирс вать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современ- ные источники информации, в том числе материалы на элек- тронных носителях | — осмыс-ление социаль-но-нрав-ственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведе-нию в современном обществе; | Определять по карте путь Крестовых походов, комментировать его основные события. Устанавливать связь между Крестовыми походами и стремлением церкви повысить авторитет в обществе. Объяснять цели различных участников Крестовых походов. Сравнить итоги Первого, Второго и Третьего крестовых походов. Находить в Интернете информацию о Фридрихе I Барбароссе, Филиппе II Августе, Ричарде Львиное Сердце. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | взаимооценка | |
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI—XV вв.)(6 ч.) | |||||||||
18 | Как происходило объединение Франции. Экономические успехи Французского государства. | Изучение нового материала | - раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя в государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире; | - давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья; - сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия |
овладение умениями работать с учебной и внешкольно информацией (анализировать и обобщать факты, составлят простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулирс вать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современ- ные источники информации, в том числе материалы на элек- тронных носителях | — осмыс-ление социаль-но-нрав-ственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведе-нию в современном обществе; | Обсуждать в группах состояние экономики страны, его социальные эффекты. Объяснять причины ослабления крепостничества, освобождения городов от сеньоров, укрепления центральной власти короля. Отбирать материал для сообщений о Филиппе II Августе, Филиппе IV Красивом и папе римском Бонифации VIII (по выбору). Составлять вопросы и задания (п. 4 «Генеральные штаты») для дальнейшей совместной работы в группах учащихся. | взаимооценка | |
19 | Что англичане считают началом своих свобод. | Урок-презентация | -составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах в странах, рассказывать о значительных событиях средневековой истории; | - давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья; - сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия |
| осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; — освоение гуманистических традиций и ценностей совре-' менного общества уважение прав и свобод человека; | Рассказывать о причинах утверждения нормандской династии на английском троне. Группировать материал параграфа с целью анализа методов управления страной Вильгельмом Завоевателем. Выявлять новизну реформ Генриха II Плантагенета. Объяснять причины появления Великой хартии вольностей и её значение для развития страны. причины появления Великой хартии вольностей и её значение для развития страны. Характеризовать парламент с позиции сословного представительства. | Самооценка | |
20 | Столетняя война | Изучение нового материала | -объяснять причины и следствия ключевых событий и всеобщей истории Средних веков; - использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.; | - сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия |
овладение умениями работать с учебной и внешкольно информацией (анализировать и обобщать факты, составлят простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулирс вать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современ- ные источники информации, в том числе материалы на элек- тронных носителях | — осмыс-ление социаль-но-нрав-ственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведе-нию в современном обществе; | Находить и показывать на карте основные места военных сражений. Логично рассказывать о причинах войны, готовности сторон, основных этапах. Составлять доклад о подвиге Жанны д'Арк. Объяснять роль города Орлеана в военном противостоянии сторон | взаимооценка | |
21 | Крестьянские восстания во Франции и в Англии. | Комбинированный урок | - сопоставлять развитие стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.); - давать оценку событиям и личностям всеобщей истории Средних веков. | - давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья; - сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия |
| — осмыс-ление социаль-но-нрав-ственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведе-нию в современном обществе; | Устанавливать причинно-следственные связи между затяжной войной и разрастанием недовольства крестьян. Характеризовать социальные движения: цели, состав участников, основные события, результаты. Оценивать поступки лидеров восстаний. | Работа с эталоном | |
22 | Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. | Урок-презентация | - давать оценку событиям и личностям всеобщей истории Средних веков. | - давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья; - сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия |
овладение умениями работать с учебной и внешкольно информацией (анализировать и обобщать факты, составлят простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулирс вать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современ- ные источники информации, в том числе материалы на элек- тронных носителях | — осмыс-ление социаль-но-нрав-ственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведе-нию в современном обществе; —понима-ние культурного многообразия мира, уважение льтуре своего народа и других народов, толерантность. | Рассказывать о последствиях Столетней войны для Франции и Англии. Выделять особенности завершения процесса объединения Франции. Объяснять сущность единой централизованной власти в французском государстве. Анализировать процессы объединения в Англии и Франции. | взаимооценка | |
23 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. | Комбинированный урок | - раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя в государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире; - объяснять причины и следствия ключевых событий всеобщей истории Средних веков; | - давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья; - сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия |
| — осмыс-ление социаль-но-нрав-ственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведе-нию в современном обществе; —понима-ние культурного многообразия мира, уважение льтуре своего народа и других народов, толерантность. | Находить на карте Пиренейский полуостров и расположенные на нём государства. Объяснять причины и особенности Реконкисты. Характеризовать сословно-мо-нархические централизованные государства Пиренейского полуострова. Сравнивать кортесы с Генеральными штатами во Франции, парламентом в Англии. | Самооценка | |
Тема 8. Германия и Италия в XII-XV вв. (2 ч.) | |||||||||
24 | Усиление власти князей в Германии. | Изучение нового материала | - давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья; - сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия |
овладение умениями работать с учебной и внешкольно информацией (анализировать и обобщать факты, составлят простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулирс вать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современ- ные источники информации, в том числе материалы на элек- тронных носителях | осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; — освоение гуманистических традиций и ценностей совре-' менного общества уважение прав и свобод человека; | Находить на карте и комментировать местоположение страны, отдельных её частей. Объяснять особенности процесса образования самостоятельных централизованных государств в Германии. Анализировать состояние страны с появлением Золотой буллы. Определять причины ослабления императорской власти. | Работа с эталоном | ||
25 | Расцвет итальянских городов. | Комбинированный урок | - сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия |
| — осмыс-ление социаль-но-нрав-ственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведе-нию в современном обществе; —понима-ние культурного многообразия мира, уважение льтуре своего народа и других народов, толерантность. | Показывать на карте городские феодальные республики Италии. Рассказывать о коммунах Милана, Пизы, Болоньи, Флоренции и др. Используя иллюстрации к параграфу, Интернет, составлять рассказ об одной из городских республик. Характеризовать политику династии Медичи. | взаимооценка | ||
Тема 9. Славянские государства и Византия в XIV—XV вв. (2 ч.) | |||||||||
26 | Гуситское движение в Чехии. | Изучение нового материала | -использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.; | - давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья; - сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия |
овладение умениями работать с учебной и внешкольно информацией (анализировать и обобщать факты, составлят простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулирс вать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современ- ные источники информации, в том числе материалы на элек- тронных носителях | осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; — освоение гуманистических традиций и ценностей совре-' менного общества уважение прав и свобод человека; | Характеризовать Чехию в XIV в. Рассказывать об отношении общества к католической церкви. Выделять главное в информации о Яне Гусе. Оценивать поступки Яна Гуса, его последователей и Яна Жижки. Называть итоги и последствия гуситского движения. | Самооценка | |
27 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова. | Комбинированный урок | -использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.; | - давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья; - сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия |
овладение умениями работать с учебной и внешкольно информацией (анализировать и обобщать факты, составлят простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулирс вать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современ- ные источники информации, в том числе материалы на элек- тронных носителях | осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; — освоение гуманистических традиций и ценностей совре-' менного общества уважение прав и свобод человека; | Находить и показывать на карте Балканский полуостров, Болгарское царство, Сербию, государство османов и другие страны. Объяснять, почему болгары не смогли сохранить свободу и независимость. Указывать причины усиления османов. Называть последствия падения Византии. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. — | взаимооценка | |
Тема 10. Культура Западной Европы в XI—XV вв. (2ч.) | |||||||||
28 | Образование и философия. Средневековая литература и искусство | Урок-презентация | -составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории; | -сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; - составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры |
| — осмыс-ление социаль-но-нрав-ственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведе-нию в современном обществе; —понима-ние культурного многообразия мира, уважение льтуре своего народа и других народов, толерантность. | Объяснять причины изменения представлений у средневекового европейца о мире. Объяснять значение понятия «корпоративное общество». Находить аргументы или опровержения существования корпоративной культуры. Излагать смысл дискуссии о соотношении веры и разума в христианском учении. Оценивать образование и его роль в средневековых городах. | Разработка собственных критериев | |
29 | Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения | Урок-презентация | - составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории; | - сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; -составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры |
| — осмыс-ление социаль-но-нрав-ственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведе-нию в современном обществе; —понима-ние культурного многообразия мира, уважение льтуре своего народа и других народов, толерантность. | Доказывать, что в XIV в. стали преобладать практические знания. Объяснять связь между использованием водяного колеса и развитием металлургии. Рассказывать о значении изобретения книгопечатания. Сопоставлять представление о мире человека раннего Средневековья и в поздний его период. Анализировать последствия развития мореплавания. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | Работа с эталоном | |
Тема 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века | |||||||||
30 | Государства и культура Китая и Индии | Комбинированный урок | - составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах в странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории; | - сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; -составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры |
| понима-ние культурного многообразия мира, уважение льтуре своего народа и других народов, толерантность. | Влияние мусульманской культуры. Мавзолеи. Искусство классического танца и пения. Книжная миниатюра. Составлять и рассказывать «паспорт» страны: географическое положение, столица, состав населения, религия, управление. Характеризовать религию индийцев — индуизм. Анализировать развитие страны в домонгольский период. Называть особенности буддизма. Составлять сообщение о своеобразии культуры и искусства Индии с помощью интернет-ресурсов. Использовать ресурсы Интернета, электронных изданий для подготовки сообщений на тему истории Индии. | взаимооценка | |
31 | Государства и народы доколумбовой Америки | Урок-презентация | - составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах в странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории; | - давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья; - сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия |
| понима-ние культурного многообразия мира, уважение льтуре своего народа и других народов, толерантность. | Объяснять особенности образа жизни африканских народов и их религии. Рассказывать об устройстве обществ доколум-бовой Америки. Сравнивать культуру майя, ацтеков и инков. Показывать уникальность культуры народов доколумбовой Америки. | Самооценка | |
32 | Африка | Урок-презентация | -составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах в странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории; | - давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья; - сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия |
овладение умениями работать с учебной и внешкольно информацией (анализировать и обобщать факты, составлят простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулирс вать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современ- ные источники информации, в том числе материалы на элек- тронных носителях | понима-ние культурного многообразия мира, уважение льтуре своего народа и других народов, толерантность. | Показывать на карте территорию расселения народов Центральной Африки. Выделять своеобразие африканской культуры. Перечислять последствия освоения Африки европейцами | Использование готовых критериев | |
33 | Итоговое повторение и обобщение по курсу «История Средних веков» | Контроль знаний | -раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя в государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире; - объяснять причины и следствия ключевых событий всеобщей истории Средних веков; | - сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия |
овладение умениями работать с учебной и внешкольно информацией (анализировать и обобщать факты, составлят простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулирс вать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современ- ные источники информации, в том числе материалы на элек- тронных носителях | — осмыс-ление социаль-но-нрав-ственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведе-нию в современном обществе; —понима-ние культурного многообразия мира, уважение льтуре своего народа и других народов, толерантность. | Объяснять, какие процессы способствовали формированию человека новой эпохи. Защищать проекты, представлять презентации. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученного курса по истории | взаимооценка | |
34 | Наследие Средних веков в истории человечества | Урок-презентация | -раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя в государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире; -объяснять причины и следствия ключевых событий всеобщей истории Средних веков; | - давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья; - сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия |
овладение умениями работать с учебной и внешкольно информацией (анализировать и обобщать факты, составлят простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулирс вать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современ- ные источники информации, в том числе материалы на элек- тронных носителях | — осмыс-ление социаль-но-нрав-ственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведе-нию в современном обществе; —понима-ние культурного многообразия мира, уважение льтуре своего народа и других народов, толерантность. | Объяснять смысл понятия «Средневековье». Раскрывать сущность феодальных отношений. Выделять и характеризовать основные общественно-экономические, культурные и политические процессы. Сравнивать отношения короля, церкви и общества в разные периоды Средневековья. Объяснять, какие процессы способствовали формированию человека новой эпохи. Защищать проекты, представлять презентации. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученного курса по истории Средневековья. | Самооценка |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методический комплект
Содержание Программы по истории средних веков последовательно детализируется в учебнике «История Средних веков» авторов Агибаловой Е. В., Донского Г. М.
Освоение программы реализуется посредством УМ К (учебно-методический комплект), электронных (CD) ресурсов и ресурсов интернет-сети. УМК по истории Средневековья составляют:
- Раздел рабочей программы по всеобщей истории: «История Средних веков»;
- Агибалова Е. В. История Средних веков: учебник для 6 кл. / Е. В. Агибалова., Г. М. Донской / под ред. А. А. Сванидзе. — М.: Просвещение, 2009;
- Крючкова Е. А. Рабочая тетрадь к учебнику Е. В. Агибаловой, Г.М.Донского «История Средних Веков»: 6 класс — М.: Просвещение, 2009.
Наряду с УМК в учебном процессе обязательны к использованию исторические тематические карты по истории Средневековья.
Список образовательных интернет-ресурсов по истории Средневековья
- Интернет-ресурсы портала «Европейское Средневековье»: http: //antology. rchgi. spb. ru/links .htm
- Манускрипты и рукописи на латыни:
http://www.tertullian.org/manuscripts apologeticum/manu-scripts apologeticum.htm
- Материалы по курсу «История средних веков» на сайте исторического Факультета МГУ им. М. В. Ломоносова:
http: //www, hist. msu. ru/Depart ments/Medieval/exam. htm
- «Почемучка»: ответы на различные вопросы по истории Средневековья для школьников:
http://pochemuchca.ru/srednev.html
- «Мир ссылок»: коллекция ссылок на различные сайты, посвященные средневековой тематике:
http://mir-ssylok.narod.ru/vi sr.htm
Список литературы для учителя
Основная литература
- Гумилёв Л. Н. Ритмы Евразии /Л. Н. Гумилёв. — М., 1993.
- Дюби Ж. Средние века: От Гуго Капета до Жанны д'Арк / Ж. Дюби. - М., 2000.
- Дюби Ж. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом / Ж. Дюби. — М., 2000.
- Егер О. История Средних вков / О. Егер. — М., 2007.
- Ле Гофф Ж. Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада / Ж. Ле Гофф. — Екатеринбург, 2000.
- Право в средневековом мире /под ред. О. И. Варьяш. — СПб., 2001.
- Шевченко Н. И. Вся история в датах: Древний мир и Средние века: Электронный интерактивный справочник/ Н. И. Шевченко — М.: Новый Диск, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по истории ФГОС 5 класс по Ф.А. Михайловскому
Рабочая программа состалена в соответствии с ФГОС, примерной программой по истории. Содержит пояснительную записку, программу по истории 5,6 классов издательства "Русское слово" и КТП для 5 класса, 68...
Рабочая программа по истории 5 класс. Данилов Д.Д. и др. ( соответствует ФГОС)
Данная рабочая программа предназначена для работы по системе ФГОС....
Рабочая программа по истории 5 класс (Годер), ФГОС
Рабочая программа по истории 5 класс (Годер), ФГОС...
Рабочая программа по истории 5 класс (ФГОС)
Содержание учебного курса по истории 5 класса (ФГОС)...
Рабочая программа по истории 5 класс, 7 класс ФГОС
рабочая программа по истории...
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...
Рабочая программа по истории 6 класс с использованием примерной рабочей программы по ФГОС
Рабочая программа, составленная в соответствии с требованиями ФГОС, на основе Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений и автор...