ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С ИСТОРИЧЕСКОЙ КАРТОЙ (НА ПРИМЕРЕ УРОКА ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА)
статья по истории
работа с исторической картой. Этапы в работе с исторической картой необходимо учитывать несколько этапов. Формирование различных умений у учащихся при работе с картой. Фрагменты уроков истории при организации работы с картой. Значение умений работать с картой. Значение исторической карты при изучении истории.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Publishing house "Sreda"
Максимова Наталья Александровна
учитель истории и обществознания
АНО ОШ «Академическая гимназия – Новогорск»
г. Химки, Московская область
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С ИСТОРИЧЕСКОЙ КАРТОЙ (НА ПРИМЕРЕ УРОКА ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА)
Аннотация: работа с исторической картой. Этапы в работе с исторической картой необходимо учитывать несколько этапов. Формирование различных умений у учащихся при работе с картой. Фрагменты уроков истории при организации работы с картой. Значение умений работать с картой. Значение исторической карты при изучении истории.
Ключевые слова: историческая карта, понимать карту, читать карту, знать карту, умения работать с исторической картой, значение исторической карты при изучении истории.
Современное информационное общество нуждается в образованной личности, умеющей ориентироваться в многогранном современном мире. Знание истории предполагает не только оперирование различными историческими фактами, но и владение исторической картой. Международная программа оценки образовательных достижений учащихся PISA проводит проверку знаний и умений, а также метапредметные, всероссийские проверочные работы и наконец ЕГЭ, тестовые задания которых предполагают комплексную работу с информацией. Учащимся необходимо владеть разными умениями. Работа с исторической картой дает возможность понимать, добывать, интерпретировать информацию. Что бы правильно организовать работу по ознакомлению и постепенному постижению исторической карты, преподаватель должен исходить из того факта, что карта является необходимым средством наглядного раскрытия связей исторического процесса. Знать карту – это не только знать ее символику, города, границы, реки, но и видеть за этими условными знаками живую историческую действительность, сложность экономических, социально-политических и культурных взаимоотношений. Поэтому научить учащихся «читать карту» является важной задачей, не только для учителя, но и для учащихся.
Существует ряд научных работ, статей, методических разработок по работе с исторической картой. Авторы раскрывают разные приемы в работе с исторической картой. Так, например Г.И. Годер указывает на то, что при работе с исторической картой необходимо учитывать несколько этапов. Сначала учащиеся заполняют контурные карты при помощи настольных карт, затем – настенной, и, наконец, по памяти. При этом большой подготовки требует умение наносить обозначения в ходе изложения материала учителем. О.Д. Петрова в своей статье «О работе с картой в 5 классе» подчеркивает, что учащимся необходимо владеть информацию о географическом положении, природных условиях и их влиянии на жизнь людей. По мнению В.В. Шогана, историческая карта позволяет изучать исторические события и явления общественной жизни в условиях географически определенного места, устанавливать влияние географической среды на общественную жизнь, осмысливать локальные исторические связи и закономерности общественного развития.
Организация работы с исторической картой способствует формированию самостоятельного добывания информации в результате мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза. Итогом работы является самостоятельный выход на противоречие в информации и попытку объяснения противоречия. Понимать карту – значит знать главные функции и свойства карты. Читать карту – значит уметь распознавать историческую действительность по условным обозначениям карты. Чтение может осуществляться в форме уяснения представленного материала, может выражаться как в устной, так и в письменной форме (историческое сочинение по карте). Чтение карт может быть элементарным и сложным, в результате которого выявляется взаимосвязь с другими условными обозначениями. Знать карту – значит помнить и ясно представлять себе по памяти расположение нужного объекта.
В данной статье представлен фрагмент урока истории в 5 классе, как первоначальное знакомство с исторической картой.
Таблица
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный | Создание ситуации успеха | Подготовлено рабочее место: учебник, тетради, атлас, контурные карты, канцелярские принадлежности |
Актуализация знания. Мотивационный | Видеоролик мультфильма «Палка, палка – огуречик…» | Побуждает к учебной деятельности, мыслительным операциям |
Постановка учебной задачи | В данном фрагменте акцентируется внимание на «точку» и «линии» | Формулирование темы урока; Определение деятельности, целей и результатов |
Построение проекта Этап усвоения новых знаний и способов действий | Акцентирует внимание на работу с определениями и терминами; На возможность представления результатов деятельности в словесной и знаково-символической формах, представление изученного материала в сравнительных и классификационных таблицах, рассказ, лекция, сообщение | Планируют свою деятельности; Определяют алгоритм работы; Выбирают способы и формы (групповая, индивидуальная, в паре) работы; |
Первичное закрепление. | Предлагает представить результаты деятельности | Представляют проекты (приходят к пониманию: Что такое историческая карта? Чем отличается от географической? Как использовать условные обозначения? Какие выводы можно сделать о историческом событии, руководствуясь только картой? Для чего в начале урока были представлены «точка» и «линия»? И другие возможные выводы |
В примере урока истории не случайно взяты «точка» и «линия» это дает возможность учащимся самостоятельно прийти к выводу о том, что при помощи таких условных знаков возможно обозначать границы государств, города. Знакомясь с исторической картой учащиеся приходят к пониманию, что очень важно
уметь показывать на исторической карте территории расселения народов, места значительных исторических событий. На основе карты можно рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов. Карта также позволяет проводить поиск исторической информации, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений.
Другим примером при организации работы с исторической картой может стать историческое сочинение. При изучении войн, социально-экономического развития учащимся предлагается оказаться в роли исследователей и составить картину событий. Используя только историческую карту, учащиеся самостоятельно, ощущая себя исследователями составляют описание события, войны, экономического развития. Составляя таким образом исторический рассказ формируются умения систематизировать, сравнивать, анализировать и наконец, делать выводы. Посредством таких заданий с картой учащийся может условно обозначить предполагаемые ошибки и затем с помощью исторических фактов проверить указанные ошибки, вся ли информация была учтена.
Учитывая вышесказанное, система работы с исторической картой способствует формированию у учащихся таких умений, как читать историческую карту, показывать исторические объекты, сопровождать показ словесным описанием. Сформированные умения проявляются при осмыслении целого ряда исторических вопросов: расселении и передвижении народов, образовании государств и расширении их границ, торговых связей, военных походов. Карта дает пространственное размещение исторических событий, представление о месте, где произошло данное историческое событие, в определенной мере наглядно отражает географическую среду и историческую обстановку, в которой совершались события. Важными особенностями исторической карты являются изображение событий в динамике, у исторической карты есть свои обозначения, символы, которые необходимо понимать; историческая карта отражает совокупность географической среды и исторической обстановки; историческую карту необходимо понимать, то есть верно расшифровывать все символы, обозначения. Наконец, кроме объекта познания, историческая карта служить средством развития мыслительных способностей учащихся.
Таким образом, исторические карты в процессе обучения истории обеспечивают реализацию нескольких функций: информационную, обучающую, развивающую, контрольную. Разнообразные задания по исторической карте, а также индивидуальная или групповая работа учащихся, позволяет сохранить интерес к работе с картографическим материалом, формирует картографические знания и умения учащихся, а в сочетании с другими видами информации развивает познавательный интерес к изучению предмета.
Список литературы
- Годер Г.И.//Оптимизация процесса обучения истории древнего мира в средней общеобразовательной школе. Моск. гос. пед. ин-т имени В.И. Ленина, Специализир. совет. – М., 1986. – 16 с.
- Годер Г.И. Методика преподавания истории в средней школе. М.: Просвещение, 1986
- Шоган В.В.//Методика преподавания истории в школе. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 475 с.
- Щуринова И.А. Работа с исторической картой: причины трудностей учащихся и приемы их преодоления//Преподавание истории в школе. – 2016. – №5. – С. 65-69.
- Щуринова И. А. Использование электронных исторических карт при изучении школьниками истории: возможности и риски//Образование и воспитание. – 2016. - №3. – С. 27-30.
Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с исторической картой и приемы формирования пространственных представлений умственно отсталых учеников на уроках истории.
Приемы работы с исторической картой на уроках истории в коррекционной школе....
Методическая разработка. Методические рекомендации «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроке истории как инновационного метода работы с учебным историческим материалом на примере уроков в 7 классе при изучении учебной темы «Внутре
Содержание методической разработки представляется мне особенно актуальным в связи с переходом основной школы на концентрическую структуру изучения предмета «История», так как конце...
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ТРЕБОВАНИЙ К КАЧЕСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ (на примере уроков истории и обществознания)
В данной статье анализируются особенности метапредметного подхода в образовании. На примере фрагментов уроков истории и обществознания в основной школе раскрываются некоторые стратегии технологии разв...
Приемы работы с исторической картой на уроках в условиях ФГОС
Презентация содержит материал, который может быть использован для работы в школе и на педагогических советах. Она содержит методик работы с картой,алгоритм чтения, критерии оценивания и примеры задани...
Практическая работа с историческими письменными источниками на уроках истории в 11 классе (примеры текстов)
Работа с письменными источниками...
Практическое задание "Формирование умений работы с географической картой"
Формирование умений работы с географической картой, определение направленийи расстояний между географическими объектами....
Методическая разработка "Методические приёмы работы с исторической картой в условиях реализации ФГОС". Сборник материалов из опыта работы.
В сборнике приведены примеры методических приёмов работы с картой на уроках истории. Приведённые в сборнике примеры заданий, включающие в себя работу с картой, разработаны в соответствии с ФГОС. Все п...