Приемы работы с исторической картой на уроках истории в условиях ФГОС
статья
История – это наука, которая изучает события через призму личности, времени и пространства. Рассматривая деятельность определённой исторической личности, мы соотносим её не только с определённым временем (периодом, эпохой), но и с определённой местностью.
На уровне основного общего образования ФГОС определяет ряд планируемых результатов, которые невозможно достичь, не овладев системой универсальных учебных действий при работе с картами. При этом следует обратить внимание на возможности различных учебных предметов, позволяющие формировать обозначенные УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 75.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ИСТОРИЧЕСКОЙ КАРТОЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС.
История – это наука, которая изучает события через призму личности, времени и пространства. Рассматривая деятельность определённой исторической личности, мы соотносим её не только с определённым временем (периодом, эпохой), но и с определённой местностью.
На уровне основного общего образования ФГОС определяет ряд планируемых результатов, которые невозможно достичь, не овладев системой универсальных учебных действий при работе с картами. При этом следует обратить внимание на возможности различных учебных предметов, позволяющие формировать обозначенные УУД:
История | География |
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества: | |
|
|
Метапредметные результаты в основной школе выражаются в следующих качествах: | |
|
|
Предметные результаты изучения истории учащимися выпускниками включают | Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются |
При работе с картой учащиеся овладеют следующими знаниями, представлениями и умениями:
|
|
Таким образом, достигая личностных, метапредметных и предметных результатов, выпускники формируют УУД. Успешно анализируют историческую и географическую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); проводят комплексный поиск исторической и географической информации в источниках разного типа; используют принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения историко – географических процессов и явлений.
Эффективными техниками и технологиями определяю активные (интерактивные) методы работы с контурными картами с целью достижения планируемых результатов. В качестве примера предложены учебные задачи на уроке истории 8 класса, по теме: «Экономическое развитие России при Николае 1»
Вид работы – учебные задачи | Планируемый результат - Предметные результаты изучения истории | Планируемый результат - Формирование личностный и метапредметных результатов по истории и географии | Планируемый результат Предметными результатами изучения географии |
1. Познакомиться с текстом учебника пар. 13 (авторы А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов) стр. 72-76 Первичное, осмысленное ознакомление с текстом | Теория вопроса, понятия по теме – первичное освоение исторического содержания Мотивация для самостоятельного освоения образовательного ресурса Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности | ||
2. Рассмотреть предложенную ккарту: | Аналитические навыки: построение карты (структурные компоненты), определения типа карты (географическая или историческая) | ||
а) прочитать название карты и определить правления каких Российских императоров охватывает данный период | Анализ исторической информации, выделяя ключевые события выдающихся деятелей отечественной истории. | Мотивация для самостоятельного освоения образовательного ресурса | - |
б) определите стороны горизонта; | - | Основные географические понятия географического положения нашей страны, столицы России. | |
в) какими морями омывается представленная часть карты; г) назовите столицу Российского государства; | Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности | ||
д) назовите стран – соседей, которые могли быть потенциальными торговыми партнёрами с нашим государством в период указанный в названии карты; | направлены на отрабатывание знаний о политико – культурном и экономическом развитии партнёрских отношений России и её стран-соседей. | направлены на отрабатывание знаний географического положения нашей страны, развитие её торгово – экономического партнёрства исходя из природных ресурсов. | |
3. Пробуем прочитать данную карту. Почему не можем? (нет легенды карты, т.е. условных обозначений); | Отрабатывание знаний на знаково-символьной информации | ||
4. Предлагаю следующую карту: | владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; | ||
На карте Российской империи пунктирной линией выделены границы. Чего? (губерния – это …) | отрабатывание исторического понятийного аппарата | ||
На исторической карте различными цветами выделены формы эксплуатации в помещичьих хозяйствах (по губерниям на 1857 год). Какую информацию несут данные условные обозначения? (крепостной крестьянин, барщинная и оброчные повинности) | отрабатывание исторического понятийного аппарата | ||
Фиолетовой чертой выделена граница районов товарного производства зерна. Вспомните из урока географии, что это за район. Почему именно здесь выгодно было выращивать зерно? (Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы) | умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических территориальных субъектов | ||
Какие виды промышленности представлены на карте? (металлургические, металло-обрабатывающие заводы и текстильное производство) | умение работать со знаками и символами, представленными в легенде карты | ||
Используя текст учебника и историческую карту определите: Где сосредоточены металлургические заводы? (Уральские горы) Где расположены металло-обрабатывающие заводы? (под Москвой и Санкт- Петербургом) Своими текстильными фабриками могли похвастаться …? | владение умениями работать с учебной текстовой и визуальной информацией (анализировать и обобщать факты), а также умение работать со знаками и символами, представленными в легенде карты |
Для эффективной работы с исторической картой существует алгоритм чтения исторической карты, а так же критерии оценивания работы с исторической картой.
Алгоритм чтения исторической карты: Прочитай название карты (в нём содержится информация о территории, изображённой на карте и времени, к которому относится изображение); Ознакомься с легендой карты (это условные знаки, которые позволят тебе прочитать информацию, изображённую на карте); Чтение информации на карте начинай с самых крупных объектов и постепенно двигайся к более мелким: а) Определи природно-климатические признаки территории (в какой части света находится, какими морями омывается); б) Определи признаки государства (граница, столица, государства-соседи.); в) Определи деятельность человека, отображённую на карте (это могут быть военные походы, торговые пути). Помни, что движение на карте всегда обозначается стрелкой.
Критерии оценивания работы с исторической картой: умение соблюдать алгоритм чтения карты; умение точно определить географические ориентиры и продемонстрировать их на карте; умение преобразовать условную информацию карты в текстовую; умение использовать название, даты, условные обозначения для соблюдения трёхчастной структуры ответа (вступление (название, дата изображения) – основная часть (описание информации карты или ответ на вопросы по карте) – итог).
- Речевая грамотность. Работая с исторической контурной картой учащийся проявляет элементы творчества, воспитывается художественно -эстетический вкус. Задания, которые предлагаются к историческим контурным картам носят избирательный характер в подборе информации, а также расширенные знания по географии (расположение географических объектов, масштабирование, знание сторон горизонта…), истории (соотнесение исторических фактов, событий с объектами на карте…), русского языка (безошибочное написание названий географических и исторических объектов)
Таким образом, можно сделать вывод что контурная карта не только способствует формированию пространственных представлений учеников, но и развивает навыки работы с исторической картой. Более того историческая карта может быть использовании на уроках биологии, литературы.
Список литературы:
- Вагин А.Л. Методика обучения истории в школе. — М., 1972.
- И.Банщикова. Нетрадиционные приёмы для работы учащихся с картой. – История, 2007, №10.
Интернет-ресурсы:
- https://vuzlit.ru/439202/ispolzovanie_konturnyh_kart_urokah_istorii
- http://his.1september.ru/article.php?ID=200701010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы работы с исторической картой на уроках истории
Такой традиционный инструмент историка, как карта, может быть на уроке не только второстепенным или вспомогательным средством усвоения информации, но способен взять на себя ведущую роль и помочь ребён...

Работа с исторической картой на уроках истории
Работа содержит следующие элементы:Содержание картографических знаний и умений;памятки для работы с картой;приёмы формирования умений в разных классах....

Приемы работы с исторической картой на уроках в условиях ФГОС
Презентация содержит материал, который может быть использован для работы в школе и на педагогических советах. Она содержит методик работы с картой,алгоритм чтения, критерии оценивания и примеры задани...

презентация "Использование здоровьесберегащих приемов на уроках истории в условиях ФГОС"
презентация лдоклада "Использование здоровьесберегащих приемов на уроках истории в условиях ФГОС"...

Приемы работы с исторической картиной на уроках истории России и формирование визуального образа у младших школьников
Возможные варианты работы с исторической картиной на уроках истории России в 6-х классах с целью формирования визуального образа....

Выступление на ШМО по теме: "Работа с исторической картой на уроках истории"
Презентация к выступлению на школьном методическом объединении по теме: "Работа с исторической картой на уроках истории"...
Мастер-класс: "Методы и приёмы работы с исторической картиной (портретах) на уроках истории в условиях ФГОС"
При изучении личности главное – всесторонняя оценка её жизни и деятельности. Не должно быть только восхваления или уничижения кого бы то ни было.Понятие “историческая личность” обычн...