Приемы работы с исторической картой на уроках истории в условиях ФГОС
статья

История – это наука, которая изучает события через призму личности, времени и пространства. Рассматривая деятельность определённой исторической личности, мы соотносим её не только с определённым временем (периодом, эпохой), но и с определённой местностью.

На уровне основного общего образования ФГОС определяет ряд планируемых результатов, которые невозможно достичь, не овладев системой универсальных учебных действий при работе с картами. При этом следует обратить внимание на возможности различных учебных предметов, позволяющие формировать обозначенные УУД

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ИСТОРИЧЕСКОЙ КАРТОЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС.

История – это наука, которая изучает события через призму личности, времени и пространства. Рассматривая деятельность определённой исторической личности, мы соотносим её не только с определённым временем (периодом, эпохой), но и с определённой местностью.

На уровне основного общего образования ФГОС определяет ряд планируемых результатов, которые невозможно достичь, не овладев системой универсальных учебных действий при работе с картами. При этом следует обратить внимание на возможности различных учебных предметов, позволяющие формировать обозначенные УУД:

История  

География

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности
  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона)

Метапредметные результаты в основной школе выражаются в следующих качествах:

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

Предметные результаты изучения истории учащимися выпускниками включают

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются

При работе с картой учащиеся овладеют следующими знаниями, представлениями и умениями:

  • читать историческую карту с опорой на легенду;
  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия
  • умение работать с разными источниками географической информации;
  • умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • картографическая грамотность;

Таким образом, достигая личностных, метапредметных и предметных результатов, выпускники формируют УУД. Успешно анализируют историческую и географическую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); проводят комплексный поиск исторической и географической информации в источниках разного типа; используют принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения историко – географических  процессов и явлений.

Эффективными техниками и технологиями определяю активные (интерактивные) методы работы с контурными картами с целью достижения планируемых результатов. В качестве примера предложены учебные задачи на уроке истории 8 класса, по теме: «Экономическое развитие России при Николае 1»

Вид работы – учебные задачи

Планируемый результат -

Предметные результаты изучения истории

Планируемый результат -

Формирование личностный и метапредметных результатов по истории и географии

Планируемый результат

Предметными результатами изучения географии

1. Познакомиться с текстом учебника пар. 13 (авторы А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов) стр. 72-76 Первичное, осмысленное ознакомление с текстом

Теория вопроса, понятия по теме – первичное освоение исторического содержания

Мотивация для самостоятельного освоения образовательного ресурса

Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности

2. Рассмотреть предложенную ккарту: C:\Users\CzarGrad\Desktop\мои достижения\статейка\img202.jpg

Аналитические навыки: построение карты (структурные компоненты), определения типа карты (географическая или историческая)

а) прочитать название карты и определить правления каких Российских императоров охватывает данный период

Анализ исторической информации, выделяя ключевые события выдающихся деятелей отечественной истории.

Мотивация для самостоятельного освоения образовательного ресурса

-

б) определите стороны горизонта;

-

Основные географические понятия

географического положения нашей страны, столицы России.

в) какими морями омывается представленная часть карты;

г) назовите столицу Российского государства;

Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности

д) назовите стран – соседей, которые могли быть потенциальными торговыми партнёрами с нашим государством в период указанный в названии карты;

направлены на отрабатывание    знаний о политико – культурном  и экономическом развитии партнёрских отношений России и её стран-соседей.

направлены на отрабатывание    знаний географического положения нашей страны, развитие её торгово – экономического партнёрства исходя из природных ресурсов.

3. Пробуем прочитать данную карту. Почему не можем? (нет легенды карты, т.е. условных обозначений);

Отрабатывание знаний на знаково-символьной информации

4. Предлагаю следующую карту: C:\Users\CzarGrad\Desktop\мои достижения\статейка\70e7c9c6b3d0b0a599f661ed618329d3 (1).jpg

владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

На карте Российской империи пунктирной линией выделены границы.  Чего? (губерния – это …)

отрабатывание исторического понятийного аппарата

На исторической карте различными цветами выделены формы эксплуатации в помещичьих хозяйствах (по губерниям на 1857 год).

Какую информацию несут данные условные обозначения?  (крепостной крестьянин, барщинная и оброчные повинности)

отрабатывание исторического понятийного аппарата

Фиолетовой чертой выделена граница районов товарного производства зерна. Вспомните из урока географии, что это за район. Почему именно здесь выгодно было выращивать зерно? (Волго-Вятский и Центрально-Черноземный  районы)

умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических территориальных субъектов

Какие виды промышленности представлены на карте? (металлургические, металло-обрабатывающие заводы и текстильное производство)

умение работать со знаками и символами, представленными в легенде карты

Используя текст учебника и историческую карту определите:

Где сосредоточены металлургические заводы?  (Уральские горы) 

Где расположены металло-обрабатывающие заводы? (под Москвой и Санкт- Петербургом)

Своими текстильными фабриками могли похвастаться …?

владение умениями работать с учебной текстовой и визуальной информацией (анализировать и обобщать факты), а также умение работать со знаками и символами, представленными в легенде карты

Для эффективной работы с исторической картой существует алгоритм чтения исторической карты, а так же критерии оценивания работы с исторической картой.

Алгоритм чтения исторической карты: Прочитай название карты (в нём содержится информация о территории, изображённой на карте и времени, к которому относится изображение); Ознакомься с легендой карты (это условные знаки, которые позволят тебе прочитать информацию, изображённую на карте); Чтение информации на карте начинай с самых крупных объектов и постепенно двигайся к более мелким: а) Определи природно-климатические признаки территории (в какой части света находится, какими морями омывается); б) Определи признаки государства (граница, столица, государства-соседи.); в) Определи деятельность человека, отображённую на карте (это могут быть военные походы, торговые пути). Помни, что движение на карте всегда обозначается стрелкой.

Критерии оценивания работы с исторической картой: умение соблюдать алгоритм чтения карты; умение точно определить географические ориентиры и продемонстрировать их на карте; умение преобразовать условную информацию карты в текстовую; умение использовать название, даты, условные обозначения для соблюдения трёхчастной структуры ответа (вступление (название, дата изображения) – основная часть (описание информации карты или ответ на вопросы по карте) – итог).

  1. Речевая грамотность. Работая с исторической контурной картой учащийся проявляет элементы творчества, воспитывается художественно -эстетический вкус. Задания, которые предлагаются к историческим контурным картам носят избирательный характер в подборе информации, а также расширенные знания по географии (расположение географических объектов, масштабирование, знание сторон горизонта…), истории (соотнесение исторических фактов, событий с объектами на карте…), русского языка (безошибочное написание названий географических и исторических объектов)

Таким образом, можно сделать вывод что контурная карта не только способствует формированию пространственных представлений учеников, но и развивает навыки работы с исторической картой. Более того историческая карта может быть использовании на уроках биологии, литературы. 

Список литературы:

  1. Вагин А.Л. Методика обучения истории в школе. — М., 1972.
  2. И.Банщикова. Нетрадиционные приёмы для работы учащихся с картой. – История, 2007, №10.

Интернет-ресурсы:

  1. https://vuzlit.ru/439202/ispolzovanie_konturnyh_kart_urokah_istorii
  2. http://his.1september.ru/article.php?ID=200701010 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы работы с исторической картой на уроках истории

Такой традиционный инструмент историка, как карта, может быть на уроке не только второстепенным или вспомогательным средством усвоения информации, но способен взять на себя ведущую роль и помочь ребён...

Работа с исторической картой на уроках истории

Работа содержит следующие элементы:Содержание картографических знаний и умений;памятки для работы с картой;приёмы формирования умений в разных классах....

Приемы работы с исторической картой на уроках в условиях ФГОС

Презентация содержит материал, который может быть использован для работы в школе и на педагогических советах. Она содержит методик работы с картой,алгоритм чтения, критерии оценивания и примеры задани...

презентация "Использование здоровьесберегащих приемов на уроках истории в условиях ФГОС"

презентация лдоклада "Использование здоровьесберегащих приемов на уроках истории в условиях ФГОС"...

Приемы работы с исторической картиной на уроках истории России и формирование визуального образа у младших школьников

Возможные варианты  работы с исторической картиной  на  уроках истории России в 6-х классах с целью формирования визуального образа....

Выступление на ШМО по теме: "Работа с исторической картой на уроках истории"

Презентация к выступлению на школьном методическом объединении по теме: "Работа с исторической картой на уроках истории"...

Мастер-класс: "Методы и приёмы работы с исторической картиной (портретах) на уроках истории в условиях ФГОС"

При изучении личности главное – всесторонняя оценка её жизни и деятельности. Не должно быть только восхваления или уничижения кого бы то ни было.Понятие “историческая личность” обычн...