рабочая программа история 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс)
Рабочая программа история 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 216 КБ |
![]() | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
- Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков. М.: Просвещение, 2015
- Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. / под редакцией Торкунова А.В. История России. 6 класс. В 2 частях. М.: Просвещение, 2016
- Планируемые результаты изучения учебного предмета «История»
История Средних веков. От Древней Руси к Российскому государству (VIII -XV вв.)
(6 класс)
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса истории в 6 классе являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• познавательный интерес к прошлому своей Родины;
• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
• проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
• навыки осмысления социально-нравственного опыта
предшествующих поколений;
• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
• обсуждение и оценивание своих достижений, а такжедостижений других обучающихся под руководством педагога;
• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:
• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
• соотносить свои действия с планируемыми результата ми, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);
• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);
• использовать современные источники информации - материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
• привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;_
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
Предметные результаты изучения истории включают:
• определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
• установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятий и терминов;
• овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;
• использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
• использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;
• изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;
• описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;
• понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;
• высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;
• описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;
• поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;
• анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Мо-
сковской Руси;
• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
• понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;
• оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Ивана III и др. исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;
• умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);
• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;
• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в конце XV — начале XVI в.);
• поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
• приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
• личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;
• уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.
Выпускник научится:
- локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
- использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей - походов, завоеваний, колонизаций и др.;
- проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
- составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
- раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
- объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;
- сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность»,
«централизованное государство» и др.); давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
Выпускник получит возможность научиться:
- давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
- сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
- составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
2. Содержание тем учебного курса.
Всеобщая история.
История Средних веков (30 часов).
Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.
Западная и Центральная Европа в V—XIII вв.
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.
Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин Иоанн Златоуст.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европы. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий.
Средневековое европейское общество.
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Образование двух ветвей христианства - православия и католицизма. Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан.
Цехи и гильдии.
Византия и арабский мир. Крестовые походы.
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья (V-XV вв.)
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Государства Европы в XIV-XV вв.
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.
Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
Культурное наследие Средневековья.
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
История России.
История России с древности до XV в. (40 часов).
Народы и государства на территории нашей страны в древности.
Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н. э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.
Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.
Восточные славяне в древности (VI-IX вв.)
Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.
Древнерусское государство (IX - начало XII в.)
Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.
Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII - первая половина XIII в.).
Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).
Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».
Культура Руси в домонгольское время.
Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.
Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.
Борьба с внешней агрессией в XIII в.
Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.
Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII - середина XV в.).
Русские земли во второй половине XIIII первой половине XV в. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении Русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.
Завершение образования Российского государства в конце XV — начале XVI в.
Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.
Русская культура второй половины XIII-XV вв.
Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва - центр складывающейся культуры русской народности Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва — Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.
3. Календарно-тематическое планирование уроков предмета «История» 6 класс
Всеобщая история. История Средних веков (30 часов)
№ п /п | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Домашнее задание | Предполагаемые сроки | |
план | факт | ||||
1 | Введение. Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья. | 1 | С.5-11, вопр. с. 11 | ||
Тема 1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) | 5 | ||||
2 | Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII вв. | 1 | П.1 , вопр. с. 20 | ||
3 | Христианская церковь в раннее Средневековье. | 1 | П. 2 , вопр. с. 26, схема в тетради | ||
4 | Возникновение и распад империи Карла Великого. | 1 | П. 3, вопр. с. 32, карта | ||
5 | Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. | 1 | П. 4, вопр. с. 39 | ||
6 | Англия в раннее Средневековье | 1 | П. 5, вопр. с. 45 | ||
Тема 2. Византийская империя и славяне в VI – XI вв. | 2 | ||||
7 | Византийская империя при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. | 1 | П.6 -7, вопр. с. 53, таблица в тетради | ||
8 | Образование славянских государств. | 1 | П. 8, вопр. с. 66, карта | ||
Тема 3. Арабы в VI - XI веках. | 2 | ||||
9 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. | 1 | П. 9, вопр. с. 77 | ||
10 | Культура стран халифата. | 1 | П. 10, табдица в тетради | ||
Тема 4. Феодалы и крестьяне. | 2 | ||||
11 | В рыцарском замке. | 1 | П. 12, вопр. с.100, сообщения | ||
12 | Средневековая деревня и ее обитатели. | 1 | П. 11, вопр. с. 93 | ||
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе | 2 | ||||
13 | Средневековый город. Торговля в Средние века. | 1 | П. 13-14, задание в тетради | ||
14 | Горожане и их образ жизни. | 1 | П. 15, рассказ по плану | ||
Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы. | 2 | ||||
15 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. | 1 | П. 16, вопр. с. 135 | ||
16 | Крестовые походы. | 1 | П. 17, вопр.с.149, таблица в тетради | ||
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе в XI—XV вв. | 6 | ||||
17 | Как происходило объединение Франции. | 1 | П. 18, вопр.с.158, записи в тетради | ||
18 | Что англичане считают началом своих свобод. | 1 | П. 19, вопр. с. 166 | ||
19 | Столетняя война. | 1 | П. 20, карта , записи в тетради, | ||
20 | Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии. | 1 | П. 21, сравнительная таблица в тетради | ||
21 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. | 1 | П. 22, вопр. с .190 | ||
22 | Германия и Италия в 12-15 веках. Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов | 1 | П. 23, вопр. с. 197 | ||
Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV-XV веках | |||||
23 | Гуситское движение в Чехии | 1 | П. 24, вопр. с. 207 | ||
24 | Завоевание турками - османами Балканского полуострова | 1 | П. 25, вопр. с. 213 | ||
Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века | 2 | ||||
25 | Образование и философия, литература, искусство | 1 | П. 27-28, таблица в тетради | ||
26 | Культура Раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения | 1 | П. 29-30, таблица в тетради | ||
Тема 10. Страны Азии, Америки и Африки в Средние века
| 2 | ||||
27 | Средневековое общество в Индии, Китае, Японии. | 1 | П. 31, таблица с. 264 | ||
28 | Государства и народы Африки и доколумбовой Америки в средние века. | 1 | П. 32, подготовиться к контрольной работе | ||
29 | Итоговая контрольная работа по курсу истории средних веков. | 1 | Подготовиться к итоговому повторению | ||
30 | Итоговое повторение и обобщение по курсу истории средних веков. | 1 |
История России (40 часов)
№ п /п | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Домашнее задание | Предполагаемые сроки | |
план | факт | ||||
1 | Введение. Наша Родина - Россия | 1 | Введение с.4-8 | ||
Тема I. Народы и государства на территории нашей страны в древности | 5 | ||||
2 | Древние люди и их стоянки на территории современной России | 1 | § 1, вопр. с. 14 | ||
3 | Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. | 1 | С. 15-18, задания с. 19 | ||
4 | Образование первых государств | 1 | § 2, вопр. с. 24 | ||
5 | Восточные славяне и их соседи | 1 | § 3, вопр. с. 33 | ||
6 | Повторительно-обобщающий урок по теме I « Народы и государства на территории нашей страны в древности» | 1 | Повторить термины и даты | ||
Тема II. Русь в IX — первой половине XII в.11 | 11 | ||||
7 | Первые известия о Руси | 1 | § 4, вопр. с. 39 | ||
8 | Становление Древнерусского государства | 1 | § 5, вопр. с. 48, подготовить презентацию | ||
9 | Становление Древнерусского государства | 1 | Повторить по таблице в тетради | ||
10 | Правление князя Владимира. Крещение Руси | 1 | § 6, вопр. с. 55 | ||
11 | Русское государство при Ярославе Мудром | 1 | § 7, вопр. с. 61 | ||
12 | Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах | 1 | § 8, вопр. с. 68 | ||
13 | Общественный строй и церковная организация на Руси | 1 | § 9, вопр. с. 76 | ||
14 | Культурное пространство Европы и культура Древней Руси | 1 | § 10, вопр. с. 91, таблица в тетеради | ||
15 | Повседневная жизнь населения | 1 | § 11, вопр. с. 97 | ||
16 | Место и роль Руси в Европе. | 1 | Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности с.77-83 | ||
17 | Повторительно-обобщающий урок по теме II «Русь в IX — первой половине XII в.» | 1 | Повторить термины и даты | ||
Тема III. Русь в середине ХII — начале XIII в. | 5 | ||||
18 | Политическая раздробленность в Европе и на Руси | 1 | § 12, вопр.с . 107 | ||
19 | Владимиро-Суздальское княжество | 1 | § 13, вопр. с. 115, | ||
20 | Новгородская республика | 1 | § 14, вопр. с. 121, таблица в тетради | ||
21 | Южные и юго-западные русские княжества | 1 | Вопр. и задания с. 127-128 | ||
22 | Повторительно-обобщающий урок по теме III « Русь в середине ХII — начале XIII в.» | 1 | Повторить термины и даты | ||
Тема IV. Русские земли в середине XIII — XIV в. | 10 | ||||
23 | Монгольская империя и изменение политической картины мира | 1 | § 15, вопр.с. 10 | ||
24 | Батыево нашествие на Русь | 1 | § 16, вопр. с. 18 | ||
25 | Северо-Западная Русь между Востоком и Западом | 1 | § 17, вопр.с. 25 | ||
26 | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура | 1 | § 18, вопр. с. 33, записи в тетради | ||
27 | Литовское государство и Русь | 1 | § 19, вопр. с. 40 | ||
28 | Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси | 1 | § 20, вопр. с. 46 | ||
29 | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва | 1 | § 21, вопр. с. 55, карта, сообщение или презентация | ||
30 | Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в. | 1 | § 22, вопр. с. 62, таблица в тетради | ||
31 | Татарский край в истории и культуре Руси | 1 | Записи в тетради | ||
32 | Повторительно-обобщающий урок по теме IV «Русские земли в середине XIII — XIV в.» | 1 | Повторить термины и даты | ||
Тема V. Формирование единого Русского государства | 8 | ||||
33 | Русские земли на политической карте Европы и мира в на- чале XV в. | 1 | § 23, вопр.с. 70 | ||
34 | Московское княжество в первой половине XV в. | 1 | § 24, вопр. с. 77 | ||
35 | Распад Золотой Орды и его последствия | 1 | § 25, вопр. с. 82 | ||
36 | Московское государство и его соседи во второй половине XV в. | 1 | § 26, вопр.с. 94, сообщения | ||
37 | Русская православная церковь в XV — начале XVI в. | 1 | Материалы для самостоятельная и проектная работы с. 96-101 | ||
38 | Человек в Российском государстве второй половины XV в. | 1 | Материалы для самостоятельная и проектная работы с. 101-106 | ||
39 | Формирование культурного пространства единого Российского государства | 1 | § 27, вопр. с. 114, | ||
40 | Повторитель-но-обобщающий урок по теме V «Формирование единого Русского государства» | 1 |
Предварительный просмотр:
УМК:
- Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.; под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2016
- Обществознание. 6 класс. Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Волгоград, Учитель 2016.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета в 6 классе
Личностные: мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия;
отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства;
признании равноправия народов, единства разно-образных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций;
осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные:
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия; знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой зада-чей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями;
давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни;
умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность; знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
Обучающийся научится: предоставить возможность обучающимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
проводить поиск информации в текстовых отрывках; овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.
Обучающийся получит возможность: понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию;
умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении; умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности;
на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства;
на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
2. СОДЕРЖАНИЕПРОГРАММЫ. «Обществознание. 6 класс».
Глава I. Человек в социальном измерении.
Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность. Человек и деятельность. На пути к жизненному успеху. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Человек познает мир. Познание мира и себя. Самопознание и самооценка. Способности человека. Человек и его деятельность. Деятельность человека, ее основные формы. Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности. Потребности человека. Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства. На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи. Практикум по теме «Человек в социальном измерении». Человек-личность. Человек познает мир. Человек и его деятельность. Потребности человека. На пути к жизненному успеху.
Глава II. Человек среди людей.
Человек в ближайшем социальном окружении. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. Человек в группе. Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы. Общение. Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Конфликты в межличностных отношениях. Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт. Практикум по теме «Человек среди людей».
Глава III. Нравственные основы жизни.
Добро, смелость и страх. Человечность. Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро. Будь смелым. Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу. Человек и человечность. Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке. Практикум по теме «Нравственные основы жизни».
Итоговое повторение и обобщение материала курса обществознания.
3.Календарно-тематическое планирование по обществознанию 6 класс – 35 часов
№ п/п | Тема урока | Ч. | Предполагаемое д\з | Дата проведения | |
план | факт | ||||
1 | Раздел 1. Человек в социальном измерении (13 часов) Введение | 1 | Прочитать и подготовить ответы на вопросы | ||
2 | Личность. Индивидуальность человека | 1 | §1 стр. 3-14 | ||
3 | Сильная личность | 1 | §1 стр.15-17 | ||
4 | Познание человеком мира и самого себя | 1 | §2 стр.18-19 | ||
5 | Способности человека | 1 | §2 стр.20-25 | ||
6 | Деятельность человека | 1 | §3 стр.26-31 | ||
7 | Условия успешной деятельности | 1 | §3 стр.26-31 | ||
8 | Потребности | 1 | §4 стр.33-35 | ||
9 | Духовный мир человека | 1 | §4 стр.35-40 | ||
10 | Труд как условие жизненного успеха | 1 | §5 стр.41-42 | ||
11 | Проблема выбора профессии | 1 | §5 стр.42-44 | ||
12 | Обобщающий урок по теме «Человек в социальном измерении» | 1 | §5 стр.44-45 | ||
13 | Практикум по теме «Человек в социальном измерении» | 1 | §5 стр.45-49 | ||
14 | Раздел 2. Человек среди людей (10 ч) Межличностные отношения | 1 | §6 стр.50-52 | ||
15 | Виды межличностных отношений | 1 | §6 стр.52-58 | ||
16 | Социальные группы | 1 | §7 стр.58-67 | ||
17 | Взаимоотношения в группах | 1 | §7 стр.58-67 | ||
18 | Общение – форма отношения человека к окружающему миру | 1 | §8 стр.67-70 | ||
19 | Особенности общения | 1 | §8 стр.71-76 | ||
20 | Конфликты в межличностных отношениях | 1 | §9 стр.76-85 | ||
21 | Пути разрешения конфликтов | 1 | §9 стр.76-85 | ||
22 | Обобщение по теме «Человек среди людей» | 1 | §9 стр.76-85 | ||
23 | Практикум по теме «Человек среди людей» | 1 | §9 стр.76-85 | ||
24 | Раздел 3. Нравственные основы жизни (8 ч) Человек славен добрыми делами | 1 | §10 стр.86-91 | ||
25 | Учимся делать добро | 1 | §10 стр.86-91 | ||
26 | Смелость как преодоление страха | §11 стр.92-99 | |||
27 | Противодействие злу | 1 | §11 стр.92-99 | ||
28 | Человек и человечность | 1 | §12 стр.100-105 | ||
29 | Проявления гуманизма | 1 | §12 стр.100-105 | ||
30 | Обобщение по теме «Нравственные основы жизни» | 1 | §12 стр.106 | ||
31 | Практикум по теме «Нравственные основы жизни» | 1 | §12 стр.106 | ||
32-33 | Раздел 4. Итоговое обобщение (4 ч) Человек в системе общественных отношений. | 2 | СТР. 107 | ||
34 | Итоговый контроль. | 1 | |||
35 | Резервный урок | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 6 класс Всеобщая история и История России с древнейших времён до конца 16 века
Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки, формы и средства контроля, содержание курса, тематическое планирование....

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 9 класс.
По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 8 класс.
По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа "История посёлка в истории Бурятии"
В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Бурятии и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народ...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 5-9 классы
Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 10-11 классы
Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...