конспект урока "Афганская война"
план-конспект урока по истории (9, 10, 11 класс)
Данный конспект может использоваться как для проведения уроков, так и во время классных часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока «Афганская война»
ЦЕЛЬ:
- Ознакомление учеников с событиями Афганской войны, с ее причинами и итогами.
- Знакомство с нашими земляками – участниками афганских событий
ЗАДАЧИ:
- Расширение кругозора, воспитание чувства долга, ответственности, самопожертвования, патриотизма;
- Духовное обогащение поэтическим и песенным наследием воинов-интернационалистов.
Ход урока.
- Фильм под песню «Мы уходим» (3мин.)
Вступительное слово учителя: Ребята, конечно же, вы прекрасно поняли, какой будет тема сегодняшнего урока – (дети:) «Афганская война» и я добавлю «…в истории Комсомольского района».
Перед вами листочки. Напишите на них слева, что вы уже знаете об этом событии. А правую сторону заполним в конце урока.
Презентация Слайд 1
В связи с этим большим событием в нашей стране было проведено большое количество мероприятий.
Вопрос: Что было организовано в вашей школе?
Поднимите, пожалуйста, руки, у кого есть родственники-«афганцы»… (знакомые, односельчане) …или участники чеченской войны.
Цели и задачи урока: Слайды 2-3
Учитель:
Слайд 4. Государство Афганистан. Попробуем найти его на карте мира.
Термин «Афганская война»
-Слайд 5
- Афганистан с древних времен находился в важном геополитическом районе, и обстановка в нем никогда не была спокойной. В 19 веке свое влияние на страну пытались распространить две крупнейшие в то время державы, имеющие свой интерес – Великобританская и Российская империи.
- В 1919 году Афганистан провозгласил свою независимость от Англии, и первой страной, которая признала новое государство, была Советская Россия.
Фильм с 0.37 – до 2.29 (революция, ввод советских войск, о целях войны – рассказ участника событий)
- В 1978 году Афганистан был провозглашен демократической республикой. (Вопрос: Что значит демократической?) Не все в стране хотели принимать реформы. Противоречия между сторонниками республики и радикальными исламистами привели к гражданской войне.
- В 1979 году руководство Афганистана, не справляющееся с силами повстанцев, обратилось к властям СССР с просьбой о помощи.
- Это было время «холодной войны». Руководство Советского Союза понимало, к каким негативным последствиям это может привести. Но поставки оружия повстанцам со стороны США и опасение иностранного вмешательства заставили принять решение о вводе войск СССР на территорию Афганистана. Секретное постановление было принято 12 декабря 1979 года.
Слайд 7-8
Итак, причины ввода войск:
- сохранение дружественного СССР правительства в Кабуле
- упрочить свое стратегическое положение (военные базы и т.д.)
- стремление изменить в свою пользу соотношение сил в регионе
- распространение советской идеологии
- обезопасить южные рубежи страны
Решение о вводе войск принималось узким кругом политических деятелей. Даже большинство членов политического руководства страны (Политбюро ЦК КПСС) об этом решении узнают позже.
Тогда ни у кого не было сомнений в правильности принятых решений. И наши войска, верные воинской присяге, отправились на чужую землю защищать интересы своего народа и выполнять “интернациональный долг”.
- 25 декабря 40-я советская армия пересекла границу Афганистана. 27 декабря состоялся штурм правительственного дворца, в результате которого вместо действующего лидера страны Амина, убитого во время этой операции, был провозглашен новый руководитель – Бабрак Кармаль, ставленник Кремля.
- Принимать участие в подавлении исламистов руководство СССР не планировало. Главной задачей ввода войск была смена руководства Афганистана на лояльного Кармаля. Но вмешательство Советского Союза вызвало негативную реакцию простого народа и против советских войск была объявлена «священная война» - джихад.
- В начале войны перевес сил был на стороне советских войск, но с активизацией повстанцам оружия всё изменилось. Попавшие в руки афганцев ракеты «Стингер» позволили им уничтожать военные самолеты и транспорт.
Им было восемнадцать-девятнадцать, когда их послали на чужую землю. Многие из них были детьми, вчерашними школьниками. А впереди – служба Родине, и не просто служба – а война. И ещё страшный выбор – убить или быть убитым.
Вернемся к кадрам из фильма.
Фильм. 2.33-5.04 (песня «Афганистан»)
Война шла долго (9лет 1 мес.18дн) Но любая война когда-нибудь заканчивается…
Фильм 5.04-5.26 – выступл.Горбачева
Фильм 05.38-05.56 – Командующий 40-й Арм.Б.Громов
«Некоторые заявляют, что наши солдаты в Афганистане были оккупантами. Но они не знают, что именно они, под огнем врага освобождали узников тюрем в Герате и Кабуле, прикрывали школы, спасали лицеисток в Кандагаре от надругательства душманов. Наши войска везли в кишлаки хлеб и сгущенку, книги и тетради, керосин и мыло, строили дороги.
Сейчас те же душманы, которые воевали с нашими советскими ребятами, говорят: зачем же мы с вами воевали. Вы нам помогали (с больницами, школами, дорогами, продуктами). А американцы сейчас ничего для нас не делают.
Слайд 9 (потери), 10
Есть ребята из ваших деревень, которых привезли в цинковых гробах. Вы знаете их имена?
И дальше… слайды 12-13 . 14-16
Слайды 17-26 – рассказ о моих земляках – участниках афганских событий
Любая война – трагедия. Она всегда оставляет глубокий след (рану) в душе, сердце…
Вот и события тридцатилетней давности вызвали так называемый «афганский синдром»Слайды 27-28
Слайд 29-32- ПАМЯТЬ
33- Эпилог
34- Слова Б.Громова.
- Синквейн –
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 7 классе на тему «На дорогах войны». Стихотворения о Великой Отечественной войне. Публицистика военных лет.
На уроке учащиеся познакомятся с поэзией и публицистикой военных лет. Узнают о наиболее известных военных корреспондентах времён ВОВ. В ходе занятия, большое внимание уделяется самостоятельной работе ...

План – конспект урока «Война 1812 года в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино"
План - конспект урока литературы в 5 классе....

конспект урока Война с Ганнибалом
конспект урока к Разделу История Древнего Рима Война с Ганнибалом...

План-конспект урока "Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки." по Всеобщей истории
К план-конспекту прилагается презентация Power Point....

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его
В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

Конспект урока. Война в творчестве поэтов
Представлен обзор поэзии периода Великой Отечественной войны. Данный материал способствует становлению мировоззренческой позиции учащихся, помогает воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну...