Исторические источники для урока "Движение декабристов"
материал по истории (10 класс)

Михайлова Елизавета Игоревна
Работа с источниками по теме "Движение декабристов"

Материалы для урока истории в 10 классе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_istochnikami.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 2065

г. Москва

учитель истории и обществознания

Михайлова Елизавета Игоревна

Работа с источниками.

Из записок А.М.Муравьева

Письмо жене – 1925 год

«Грубое обращение великого князя Николая сделало его ненавистным среди солдат, так как случалось, он бил их собственными руками. Его воспитание велось очень небрежно. Великий князь Николай не пользовался и любовью народа. И вот пришел день, когда Великому князю Николаю должны были принести присягу. Ростовцев, один из членов, отправился предупредить из личных соображений великого князя Николая о готовящемся в день 14 декабря. Мы знали это. Но давно уже члены Тайного общества в сердце своем принесли жизнь свою в жертву отечеству. В чаянии верной погибели имелось в виду произвести лишь торжественное выступление против самодержавия и указать нации, что в течение десяти лет мы беспрерывно имели одну только мысль, одно желание — свободу страны!»

  1. Как к Николаю I относилась армия  и народ?
  2. Охарактеризуйте военное воспитание Николая I.
  3. Могло ли предательство Ростовцева, повлиять на судьбу восстания? Обоснуйте свой ответ.
  4. Существовали ли в России тайные организации предшествующие движению декабристов? Опишите их.
  5. Назовите основную цель восставших декабристов


Из письма Николая I Великому князю Константину. 1926 год

 «Милосердный господь дал нам, дорогой и бесценный Константин, увидеть конец ужасного процесса. Вчера была казнь. 
Согласно решению Верховного суда, пятеро наиболее виновных повешены, остальные лишены прав, разжалованы и присуждены к каторжным работам или на всю жизнь, или на более или менее долгие сроки. 

Да будет тысячу раз благославен господь, спасший нас! Да избавит он нас и наших внуков от подобных сцен! 

Все прошло при величайшем спокойствии, порядке и при общем негодовании.»

  1. Прочитайте текст? Проанализируете отношение Николая I к суду и наказанию декабристов?
  2. Охарактеризуйте роль Великого князя Константина к событиям на Сенатской площади.
  3. Какую роль играли в восстании пятеро казненных декабристов?
  4. Кто вынес решение , согласно которому декабристов приговорили к наказанию?
  5. Опишите отношение народа к казни над декабристами?

Из воспоминаний участника восстания и одного из авторов 
"Манифеста к русскому народу" 
В.И.Штейнгеля

«Между тем по повелениям нового императора мгновенно собрались колонны верных войск ко дворцу. Государь, не взирая на уверения императрицы, ни на представления усердных предостерегателей, вышел сам, держа на руках 7-ми летнего наследника престола, и вверил его охранению преображенцев. Эта сцена произвела полный эффект: восторг в войсках и приятное, многообещающее изумление в столице. Государь сел потом на белого коня и выехал перед первый взвод, подвинул колонны от экзерциргауза до бульвара. Его величавое, хотя несколько мрачное, спокойствие обратило тогда же всеобщее внимание.»

  1. Мог ли выход императора Николая к восставшим повлиять на судьбу восстания?
  2. Какую роль сыграли «преображенцы» во время восстания?
  3. Охарактеризуйте, каким предстает император для восставших и для его подчиненных?
  4. Какое впечатление произвел на Штейнгеля император Николай I.
  5. Прочтите данный отрывок и нарисуйте императора Николая на Сенатской площади


«Русская Правда. Пестель»

« Крепостное право отменяется. Личная свобода есть первое и важнейшее право каждого гражданина и священнейшая обязанность каждого правительства. На ней основано все сооружение государственного здания и без нее нет ни спокойствия, ни благоденствия. Вследствие сего постановляются следующие неизменные правила: никто из граждан не должен свободы быть лишен и под стражу посажен иначе, как законными образом и законным порядком. Всякое действие, сему противное, наводит, строжайшую ответственность на нарушителей. Одно только полицейское ведомство имеет право граждан брать под стражу. Все же прочие ведомства, равно как и частные граждане, должны обращаться к полиции с требованиями своими и объявлениями причин. Полиция имеет право всякого гражданина взять под стражу, хоть он частный человек, хоть он гражданский чиновник, хоть военный, с тем только чтобы сие было законным образом исполнено.»

  1. Определите  место отводящееся личной свободе в Русской правде Пестеля?
  2. Каким образом предлагалось защищать личную свободу граждан в Русской Правде?
  3. Проанализируйте роль полиции согласно Русской правде?
  4. Вспомните и назовите основные обязанности полиции в России в начале XIX века?
  5. Назовите основные нововведения в делах личной свободы, которые предлагала вносить Русская правда?
  6. Почему такое огромное внимание уделяется вопросам личной свободы в программе декабристов?
  7. Вспомните какие шаги были предприняты Александром I  в области отмены крепостного права.

Из воспоминаний А.М. Муравьева

«В беседах наших обыкновенно разговор был о положении России. Тут разбирались главные язвы нашего отечества: закоснелость народа, крепостное состояние, жестокое обращение с солдатами, которых служба в течение 25 лет почти была каторга; повсеместное лихоимство, грабительство и, наконец, явное неуважение к человеку вообще. 
То, что называлось высшим образованным обществом, большею частию состояло тогда из староверцев, для которых коснуться которого-нибудь из вопросов, нас занимавших, показалось бы ужасным преступлением. О помещиках, живущих в своих имениях, и говорить уже нечего.

Мы решили, что если бы составилось тайное общество, членам которого поставлялось бы в обязанность всеми силами трудиться для блага России, то я охотно вступил бы в такое общество.»

  1. Назовите основные проблемы волновавшие декабристов.
  2. Какую оценку декабристы давали крепостному праву в России?
  3. Выразите отношение декабристов к рекрутским наборам?
  4. Могли ли старые помещики  участвовать в тайном обществе? Аргументируйте свой ответ
  5. Назовите основные причины создания  декабристами тайного общества?
  6. Опишите, каким образом декабристы решили трудиться на благо Родины?


Воспоминания М.А.Фонвизина

 о событиях на Сенатской площади

14 декабря 1825 года

«13 декабря казалось, что все было приготовлено тайным обществом к решительному действию: оно считало на гвардейские полки, в которых было много членов, ручавшихся за успех, как один член Союза, адъютант начальника гвардейской пехоты генерала Бистрома, поручик Ростовцев, не из корыстных видов, а испуганный мыслию о междуусобном кровопролитии, идет во дворец и открывает великому князю Николаю намерения и надежды тайного общества воспрепятствовать его восшествию на трон. Великий князь в ту же ночь созывает во дворец начальников гвардейских полков (в числе их был один член тайного общества, генерал Шипов) и льстивыми убеждениями, обещаниями наград и т. п. преклоняет их на свою сторону: гвардейские генералы спешат в свои полки и еще до рассвета успевают привести их к присяге императору Николаю 1, зная, что этим они свяжут совесть своих солдат. Этой счастливой проделкой Николай Павлович удачно избегает опасности, ему угрожавшей.»

  1. По какой причине  Николай решил заручиться присягой армии еще до того как произойдет восстание?
  2. Могло ли  предательство Ростовцева повлияло на исход восстания?
  3. Почему тайное общество решило воспрепятствовать восшествию Николая на трон?
  4. Опишите, каким образом император Николай удачно избежал опасности в день восстания?
  5. На основе прочитанного текста попробуйте нарисовать императора на сенатской площади.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь и быт крестьян -феодальные повинности(работа с историческими источниками

Исторические источники и тестовые задания  по истории средних веков. Можно использовать при обьяснении  нового материала и  во время  закрепления темы "Феодальное поместье"....

Работа с историческими источниками на основе использования кейс-метода

На основе урока "СССР накануне войны" автор знакомит с технологией кейс-метода, показывает, какие умения формируются у учащихся в рамках данной технологии....

Источники знания о прошлом (Что такое исторические источники)

Технологическая карта урока истории в 5 классе...

Методическая разработка урока для 5 класса Тема: Монеты, как главный исторический источник. Гербы, как исторические источники. Скифские памятники.

Методическая разработка урока для 5 класса.Тема: Монеты, как важнейшие  исторические источники. Гербы, как исторические источники. Скифские памятники. Цель: создать условия для представ...

Приемы работы с историческими источниками: метод выявления исторических ошибок

Можно сказать, что в учебниках истории есть весь необходимый иллюстративный материал. Нет, это не так. Учебник как раз не дает всего объема представлений об изучаемых событиях. Каждый абзац темы несет...