Приемы работы с историческими источниками: метод выявления исторических ошибок
опыты и эксперименты по истории (9 класс)
Можно сказать, что в учебниках истории есть весь необходимый иллюстративный материал. Нет, это не так. Учебник как раз не дает всего объема представлений об изучаемых событиях. Каждый абзац темы несет смысловую и информативную нагрузку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar.docx | 22.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический семинар
Приемы работы с историческими источниками: метод выявления исторических ошибок
- Медико-биологическое обоснование коррекционного образования с интеллектуальными нарушениями.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. К данной категории, относятся дети с интеллектуальными нарушениями различной степени.
Олигофрения включает многообразную и многочисленную группу отклонений, в основе которых лежит недоразвитие головного мозга и всего организма:
- Стойкое нарушение познавательной деятельности: отсутствие потребности в знаниях, вялость мыслительной деятельности, неумение анализировать и обобщать и т.д.
- Восприятие характеризуется замедленным темпом и объемом, поэтому формирование знаний требует больше времени.
- Речевая деятельность развита недостаточно, страдают все ее стороны фонетическая, лексическая, грамматическая. Характерна задержка становления речи, понимания обращенной речи.
- Память характеризуется слабым развитием и низким уровнем запоминания, сохранения, воспроизведения. Особенно затруднено осмысленное запоминание. Требование запомнить материал — малоэффективно.
- Внимание характеризуется малой устойчивостью, трудностью его распределения, замедленностью переключения. Дети не могут долго сосредотачиваться на одном объекте, быстро отвлекаются.
- Существенно страдают волевые процессы. Дети крайне безынициативны, не умеют самостоятельно руководить своей деятельностью.
- Отмечается недоразвитие, неустойчивость эмоций, слабость собственных намерений, стереотипность реакций.
В советский период была сформирована система государственного дифференцированного образования детей с ограниченными возможностями.
В институте дефектологии АПН СССР работала целая плеяда специалистов – клиницистов и дефектологов высочайшего уровня – Л. С. Выготский, Т. А. Власова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская, М. Г. Блюмина, Л. А. Новикова, В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, Е. М. Мастюкова, В. В. Воронкова и другие. В настоящее время инновационные направления этой работы успешно развиваются в ИКП РАО.
Коррекционное образование – работа педагога с возможностями учащегося.
Цензовое образование – работа педагога со способностями с его способностями.
- Источники исторической науки: документы и предметы исторической науки.
Сигурд Оттович Шмидт
В 1985 году С. О. Шмидтом была предложена схема классификации источников по типам и подтипам.
1. Вещественные источники во всем их многообразии (от памятников археологии до современных машин и предметов бытового обихода).
2. Изобразительные источники:
А) художественно-изобразительные (произведения изобразительного искусства, искусства кино и фотографии);
Б) изобразительно-графические;
В) изобразительно-натуральные (прежде всего фотографии, кинокадры).
3. Словесные источники:
А) разговорная речь;
Б) памятники устного творчества (фольклор);
В) письменные памятники (включая эпиграфические) во всем многообразии содержания и формы — видов и разновидностей. К этому типу относятся и все фонодокументы, в той или иной мере фиксирующие «речь» человека.
4. Конвенционные источники во всем их многообразии. Сюда можно отнести все условные обозначения графическими знаками (ноты, знаки математической, химической и др. символики).
5. Поведенческие источники. Визуально наблюдаемые (или воспроизводимые) обычаи и обряды (ритуалы) — коллективные и индивидуальные действия (трудовые, семейно-бытовые, праздничные и пр.)
6. Звуковые или аудиальные источники (это звуки в широком и узком смысле).
- Методика преподавания истории подразумевает использование всех возможных видов источников на уроках истории.
Современное информационное поле дает педагогу широкую возможность использовать художественно-изобразительные источники (произведения изобразительного искусства, искусства кино и фотографии), фотографии, кинокадры, письменные памятники, все фонодокументы, в той или иной мере фиксирующие «речь» человека, возможно использование звуковых или аудиальных источников (это звуки в широком и узком смысле). Все эти материалы используются, в зависимости от изучаемого периода истории. Например, в преподавании истории России XVIII –XIX веков возможно использование портретов исторических личностей, сюжетные картины. Только логическое введение такого рода информации из урока в урок, позволяет формировать представление об изучаемом периоде истории.
- Приемы работы с исторические источники: метод выявления исторических ошибок в моей педагогической практике.
Можно сказать, что в учебниках истории есть весь необходимый иллюстративный материал. Нет, это не так. Учебник как раз не дает всего объема представлений об изучаемых событиях. Каждый абзац темы несет смысловую и информативную нагрузку. Например, в теме «Серебряный век» русской культуры» говорится и о художниках, об их картинах, о писателях и их произведениях, об оперных исполнителях и их исполняемых произведениях, о первых русских фильмах. Но как выглядят картины, написанные художниками? Как звучали голоса и как пели в начале XX века? Как выглядела опера и черно-белое немое кино? Все это нужно видеть, слышать. Истории России XX века – это богатейший, с точки зрения наличия источников, период. С этого периода истории начинается систематическое введение фотоматериала на уроке. Это исторические личности, фото основных событий истории, фото вооружения, изучаемого периода. Идет работа над памятью, над сравнением, анализом и синтезом. По итогам разделов расширяется информативность, идет работа над умением учеников систематизировать материал. Вводятся сюжеты из других тем, периодов. Задача учащихся выявить и исключить ошибку, обосновать свои действия, на основе фотоисточников узнать о вооружении противоборствующих сторон, например в Первой мировой или во время Великой Отечественной войн.
Таким образом, в расширенном формате работы с фотоматериалами на уроках истории появляется метод выявления исторических ошибок, используемый в моей педагогической практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с историческими источниками на основе использования кейс-метода
На основе урока "СССР накануне войны" автор знакомит с технологией кейс-метода, показывает, какие умения формируются у учащихся в рамках данной технологии....
Учебно-методическое пособие"Технология формирования знаний об исторических персоналиях на основе исследования исторических источников"
Учебно-Методическое пособие по внеклассной работе в системе СПО...
Современные приемы работы с историческими источниками (самообразование)
Теоретические основы темы по самообразованию...
Методическая разработка урока для 5 класса Тема: Монеты, как главный исторический источник. Гербы, как исторические источники. Скифские памятники.
Методическая разработка урока для 5 класса.Тема: Монеты, как важнейшие исторические источники. Гербы, как исторические источники. Скифские памятники. Цель: создать условия для представ...
Статья "Выявление стратегии анализа исторического источника для развития критического мышления учащихся"
Данная статья разработана на основе добровольного эксперимента с учащимися 8 класса. Итогом работы является разработка стратегии анализа исторического источника в помощь отстающим ученикам. Прим...
Возможности управления качеством обучения на примере овладения методами работы с письменными историческими источниками
Статья о методах и формах работы с историческим источником...
проверочная работа по теме "История как наука.Исторические источники"
Данная проверочная работа позволяет остледить уровень освоения темы "История как наука"...