Учебно-методическое пособие"Технология формирования знаний об исторических персоналиях на основе исследования исторических источников"
методическая разработка
Учебно-Методическое пособие по внеклассной работе в системе СПО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno-metodicheskoe_posobie.docx | 16.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология формирования
знаний об исторических персоналиях
На основе исследования исторических источников
Значение деятельности с источниками для изучения исторических персоналий:
1.дает возможность изучать исторические персоналии в контексте конкретно-исторических условий
2.позволяет сформировать обоснованные оценочные суждения о деятельности персоналий
3. предотвращает однозначность, примитивность и догматизацию в понимании и оценке исторических персоналий, а также некритическое восприятие социально-исторических мифов и расхожих мнений
4.позволяет увидеть сущностные черты исторической эпохи через восприятие ее современниками
Ведущие характеристики технологии изучения исторических персоналий на основе исследования исторических источников:
- Доминирующие цели: образование и развитие личности
- Функциональные цели:
- Сформировать представление об историческом времени жизни и деятельности исторической личности
- Сформировать представление о ведущих чертах исторической личности
- На основе сопоставления данных различных источников проанализировать деятельности исторической персоналий, синтезировать обоснованные суждения о ней, раскрыть причины различий в отражении данной персоналий различными видами источников (нормативными документами, актовым материалом, воспоминаниями,, письмами, публицистическими и художественными произведениями).
- Сопоставить отражение сущностных характеристик исторической персоналий в источниках, произведениях историографии, научно- популярной и художественной литературе, в произведениях искусства.
- Сформировать умение вырабатывать личностное понимание и оценочные суждения на основе исследования исторических источников и иных информационных материалов.
- Развивать умения творческой интерпретации знаний об исторических персоналиях.
Актуализация отдельных функциональных целей зависит от дидактической значимости изучения данной персоналий, формы организации занятия и организованных учителем видов учащихся.
2.Мотивация:
- Удовлетворение познавательного интереса
- Реализация нравственной позиции
- Самовыражение через понимание, оценку и интерпретацию
3.Условия деятельности студентов:
- Содержание учебного материала: корпус доступных для самостоятельного изучения источников или же совокупность специально адаптированных материалов, а также необходимые дополнительные материалы.
- Минимум умений : определять информационный потенциал и познавательную ценность источника, корректировать полученную информацию с учётом авторства, степени достоверности источника, ставить проблемные вопросы к источнику и давать на них ответ, комментировать источник, иллюстрировать сюжетный рассказ, описание, характеристику, справку данными источника, доказывать суждения с использованием данных источника, формировать оценочные суждения на основе источника сравнивать данные различных источников, формировать из доступных источников систему, позволяющую сформировать наиболее адекватную информационную картину, творчески интерпретировать данные источников.
- Средства обучения: разработанные учителем учебные задания, подготовленные для передачи учащимся на печатной основе, на основе ПК, дидактический материал - тематические подборки источников, необходимая литература, справочный материал, дополнительные материалы ( иллюстрации, карты, презентации).
4.Формы организации деятельности студентов: индивидуальная работа (анализ текста, ответы на вопросы), работа в парах (обмен информацией, обсуждение, подготовка выводов, взаимопроверка), групповая работа (реализация ролевых функций в процессе решения сложной познавательной или исследовательской задачи, подготовка к полемике о результатам работы).
5.Система предварительных заданий: ознакомительное чтение, постановка вопросов, формирование проблем, подбор библиографии по проблеме.
6.Управление познавательной деятельности во время занятия: зависит от того, какова функция данного занятия в системе:
- Изучение нового материала: организация самостоятельного изучения источников с оказанием необходимой педагогической помощи в процессе работы, обсуждение и коррекция полученных результатов, анализ видов деятельности учащихся
- Закрепление изученного материала: обсуждение проблемных вопросов в парах или в группах, педагогическая помощь в процессе работы, участие в обсуждении результатов, организация полемике по содержанию выполненных заданий
- Контроль усвоения материала: решение познавательных задач на основе фрагментов источников, разбор результатов деятельности над источниками, оценка деятельности.
7. Диагностика:
- Решение познавательных задач типа: « На основании данных источника охарактеризуйте личные качества, поступок, деятельность, суждение…, «Кому могло принадлежать высказывание…», «Сравните позиции (поведение, суждения)….и сделайте выводы о». « Как характеризует…черта, поступок, деятельность, суждения, исторической личности сущностные черты эпохи?, « Как в данной личности проявились…черты исторического типа личности?...
- Тестирование
- Выполнение творческих заданий типа: « Создайте исторический портрет», «Возьмите интервью у… на тему…», « Опишите вероятный день», «Предположите диалог между…»
- Подготовка рефератов, статей
- Художественно-творческая деятельность: с тихи, эссе, портрет
- Проектная деятльность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методическое пособие "Технология Укрупнения Дидактических Единиц на уроках истории и обществознания"
Пособие содержит теоретическое обоснование применения технологии академика П.М. Эрдниева и разработки уроков с применением технологии...
Учебно-Методическое пособие«Формирование знаний о цветочно-декоративных растениях через дидактические игры»
Учебно-Методическое пособие "Формирование знаний о цветочно-декоративных растениях через дидактические игры"...
Источники знания о прошлом (Что такое исторические источники)
Технологическая карта урока истории в 5 классе...
Учебно - методическое пособие. «Технология развития критического мышления учащихся»
Данное методическое пособие предназначено для учителей гуманитарного цикла. Технология позволяет эффективно сформировать ключевые компетенции учащихся. Развить способность брать на себя ответственност...
История 5 класс 3 урок: Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические дисциплины.
Данный материал по истории для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, авто...
Учебно-методическое пособие "Учебный проект как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся"
В методическом пособии представлен опыт учителя физики высшей категории МАОУ лицея № 11 им. В.В. Рассохина города Армавира Мкртычян Елены Георгиевны по формированию универсальных учебных действий в хо...
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ – УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУП.03 МАТЕМАТИКА ОСНОВЫ ТРИГОНОМЕТРИИ
Рабочая тетрадь по математике составлена на основе Башмаков М.И. Математика: учебное издание / Башмаков М.И. - Москва: Академия, 2024. - 288 c., Башмаков М.И. Математика: Задачник: учебное издание / Б...