Учебно-методическое пособие"Технология формирования знаний об исторических персоналиях на основе исследования исторических источников"
методическая разработка

Мухина Елена Анатольевна

Учебно-Методическое пособие по внеклассной работе в системе СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-metodicheskoe_posobie.docx16.79 КБ

Предварительный просмотр:

Технология формирования

 знаний об исторических персоналиях

На основе исследования исторических источников

Значение деятельности с источниками для изучения исторических персоналий:

        1.дает возможность изучать исторические персоналии в контексте конкретно-исторических условий

        2.позволяет сформировать обоснованные оценочные суждения о деятельности персоналий

         3. предотвращает однозначность, примитивность и догматизацию в понимании и оценке исторических персоналий, а также некритическое восприятие социально-исторических мифов и расхожих мнений

        4.позволяет увидеть сущностные черты исторической эпохи через восприятие ее современниками

        Ведущие характеристики технологии изучения исторических персоналий на основе исследования исторических источников:

  1. Доминирующие цели: образование и развитие личности
  2. Функциональные цели:
  • Сформировать представление об историческом времени жизни и деятельности исторической личности
  • Сформировать представление о ведущих чертах исторической личности
  • На основе сопоставления данных различных источников проанализировать деятельности исторической персоналий, синтезировать обоснованные суждения о ней, раскрыть причины различий в отражении данной персоналий различными видами источников (нормативными документами, актовым материалом, воспоминаниями,, письмами, публицистическими и художественными произведениями).
  • Сопоставить отражение сущностных характеристик исторической персоналий в источниках, произведениях историографии, научно- популярной и художественной литературе, в произведениях искусства.
  • Сформировать умение вырабатывать личностное понимание и оценочные суждения на основе исследования исторических источников и иных информационных материалов.
  • Развивать умения творческой интерпретации знаний об исторических персоналиях.

Актуализация отдельных функциональных целей зависит от дидактической значимости изучения данной персоналий, формы организации занятия и организованных учителем видов учащихся.

2.Мотивация:

  • Удовлетворение познавательного интереса
  • Реализация нравственной позиции
  • Самовыражение через понимание, оценку и интерпретацию

3.Условия деятельности  студентов:

  • Содержание учебного материала: корпус доступных для самостоятельного изучения источников или же совокупность специально адаптированных материалов, а также необходимые дополнительные материалы.
  • Минимум умений : определять информационный потенциал и познавательную ценность источника, корректировать полученную информацию с учётом авторства, степени достоверности источника, ставить проблемные вопросы к источнику и давать на них ответ, комментировать источник, иллюстрировать сюжетный рассказ, описание, характеристику, справку данными источника, доказывать суждения с использованием данных источника, формировать оценочные суждения на основе источника  сравнивать данные различных источников, формировать из доступных источников систему, позволяющую сформировать наиболее адекватную информационную картину, творчески интерпретировать данные источников.
  • Средства обучения: разработанные учителем учебные задания, подготовленные для передачи учащимся на печатной основе, на основе ПК, дидактический материал - тематические подборки источников, необходимая литература, справочный материал, дополнительные материалы ( иллюстрации, карты, презентации).

4.Формы организации деятельности  студентов:  индивидуальная работа (анализ текста, ответы на вопросы), работа в парах (обмен информацией, обсуждение, подготовка выводов, взаимопроверка), групповая работа (реализация ролевых функций в процессе решения сложной познавательной или исследовательской задачи, подготовка к полемике о результатам  работы).

5.Система предварительных заданий:  ознакомительное чтение, постановка вопросов, формирование проблем, подбор библиографии по проблеме.

6.Управление познавательной деятельности во время занятия: зависит от того, какова функция данного занятия в системе:

  • Изучение нового материала:  организация  самостоятельного изучения источников с оказанием необходимой педагогической помощи в процессе работы, обсуждение и коррекция полученных результатов, анализ видов деятельности учащихся
  • Закрепление изученного материала: обсуждение проблемных вопросов в парах или в группах, педагогическая помощь в процессе работы, участие в обсуждении результатов, организация полемике по содержанию выполненных заданий
  • Контроль усвоения материала: решение познавательных задач на основе фрагментов источников, разбор результатов деятельности над источниками, оценка деятельности.

7. Диагностика:

  1. Решение познавательных задач типа: « На основании данных источника охарактеризуйте личные качества, поступок, деятельность, суждение…, «Кому могло принадлежать высказывание…», «Сравните позиции (поведение, суждения)….и сделайте выводы о». « Как характеризует…черта, поступок,  деятельность, суждения, исторической личности сущностные черты эпохи?, « Как в данной личности проявились…черты исторического типа личности?...
  2. Тестирование
  3. Выполнение творческих заданий типа: « Создайте исторический портрет», «Возьмите интервью у… на тему…», « Опишите вероятный день», «Предположите диалог между…»
  4. Подготовка рефератов, статей
  5. Художественно-творческая деятельность: с тихи, эссе, портрет
  6. Проектная деятльность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическое пособие "Технология Укрупнения Дидактических Единиц на уроках истории и обществознания"

Пособие содержит теоретическое обоснование применения технологии академика П.М. Эрдниева и разработки уроков с применением технологии...

Учебно-Методическое пособие«Формирование знаний о цветочно-декоративных растениях через дидактические игры»

Учебно-Методическое пособие "Формирование знаний о цветочно-декоративных растениях через дидактические игры"...

Источники знания о прошлом (Что такое исторические источники)

Технологическая карта урока истории в 5 классе...

Учебно - методическое пособие. «Технология развития критического мышления учащихся»

Данное методическое пособие предназначено для учителей гуманитарного цикла. Технология позволяет эффективно сформировать ключевые компетенции учащихся. Развить способность брать на себя ответственност...

История 5 класс 3 урок: Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические дисциплины.

Данный материал по истории для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, авто...

Учебно-методическое пособие "Учебный проект как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся"

В методическом пособии представлен опыт учителя физики высшей категории МАОУ лицея № 11 им. В.В. Рассохина города Армавира Мкртычян Елены Георгиевны по формированию универсальных учебных действий в хо...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ – УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУП.03 МАТЕМАТИКА ОСНОВЫ ТРИГОНОМЕТРИИ

Рабочая тетрадь по математике составлена на основе Башмаков М.И. Математика: учебное издание / Башмаков М.И. - Москва: Академия, 2024. - 288 c., Башмаков М.И. Математика: Задачник: учебное издание / Б...