технологическая карта урока "Древняя Спарта " 5 класс
учебно-методический материал по истории (5 класс)

Федорова Жанна Геннадьевна

конспект открытого урока по истории в 5 классе к учебнику Вигасина, Годера. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_drevnyaya_sparta_fedorova_.docx30.94 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО учителя: Федорова Жанна Геннадьевна

Место работы: ЧОУ «Православная школа во имя Святой Троицы» г. Ангарск

Должность: учитель истории

Предмет: история

Класс: 5

Тема урока: «Древняя Спарта»

Базовый учебник: История древнего мира 5 класс», Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. «История древнего мира» М., «Просвещение», 2019 год.

Урок выполнен в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Цель урока:

В конце урока учащиеся должны иметь общие представления о государстве Древняя Спарта

Планируемые результаты

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ

Уважать культуру других народов, выстраивать конструктивные взаимоотношения в группе, выступать .

  1. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Пользоваться приемами критического мышления: концептуальная таблица, смысловое чтение.

  1. ПРЕДМЕТНЫЕ
  • уметь описывать показывать на карте местоположение Спарты
  • Уметь сравнивать государственное устройство полисов Афины и Спарта по заданным линиям сравнения

Приемы: «Ключевые слова», «Групповая мозговая атака», «Концептуальная таблица», смысловое чтение, «Веришь ли ты?»

Формы работы: парная, групповая.

Ведущая дидактическая цель: изучение нового материала.

Оборудование: презентация, учебник, мультимедийная установка, ПК.

Этап урока

Приёмы

Обучающие ресурсы

Действия учителя

Действия учеников

Планируемые результаты

личностные

метапредметные

предметные

Проверка домашнего задания

6 мин

Загадки, работа с лентой времени

загадки

Здоровается   с учениками, настраивает на рабочий лад. Загадывает загадки.

1. Он написал про Илион и Одиссея,

И греки его чтят, любя.

Но до сих пор гадают, где, когда

Он сочинял поэмы, там живя. (Гомер)

2. Как в Греции звать

Простой народ?

Не зовет его знать

Страной управлять. (Демос)

3. Для всех свободных афинян –

И не только для крестьян –

В государстве есть удел –

Для решенья важных дел.

Должны вместе все прийти,

Решенье общее найти. (Народное собрание)

4. Как называли власть такую,

Когда народ на должность избирал,

А тот, кого он выбирал,

Перед людьми отчет держал? (Демократия)

5. Знать совет свой создала,

Управляла всем всегда

И судом неправедным

В историю вошла.

Как же звали тот совет –

Выдай правильный ответ. (Ареопаг)

6. Что за камень появился

На земле крестьянина?

Долг у него получился –

Зерно не отдано сполна. (Долговой камень)

7. Он уваженье всех снискал

За то, что был умен и честен.

А славы он и не искал.

В Афинах всем служил он честно.

Он рабство грекам отменил,

Драконовы законы заменил,

Писал стихи, всю жизнь учился.

Но всем он все ж не угодил. (Солон)

Вопросы для устных ответов:

1.        Какие категории населения афинского государства вы знаете?

2. В чем вы видите причины борьбы демоса против знати?

3. Кто отменил долговое рабство и почему?

5. Какие перемены в управлении Афинами произошли в правление архонта Солона?

6. Что означает слово “демократия” в переводе с греческого?

Работа с лентой времени: высчитайте, сколько лет назад Солон провёл свои реформы?

Отгадывают загадки и отвечают на вопросы

отвечают

Чертят на доске и в тетради ленту времени, считают

Понимание культурного многообразия мира.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

закрепление знаний, полученных на прошлом уроке, исторических терминов.

Умение работать с летной времени

1. Стадия вызова

4 мин

Приём «Верите ли вы?»

нет

- Посмотрите на карту на с. 115, какой полис (государство) находится на юге Греции?  Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

- Да, сегодня мы совершим путешествие в Древнюю Спарту. Кто-то уже знает об этом государстве по фильмам, по книгам и картинам. Сегодня вы еще пополните свою копилку знаний. И сравните это государство с Афинами.

Сейчас мы поиграем в игру Веришь ли ты?

Согласны ли вы, что

1. Греческие полисы Древняя Спарта и Древние Афины имеют общую границу?

2. Спартанцы и афиняне имели одинаковые занятия?

3. Спарта и Афины имели одинаковое политическое устройство?

3. Дети в обоих полисах воспитывались одинаково?

4. Жизнь в Афинах и Спарте протекала одинаково?

Работают с картой,

Формулируют тему урока

Обучающиеся письменно отвечают на вопросы учителя на листочках. В конце урока опять обращаются к записям и корректируют их.

Понимание культурного многообразия мира.

Готовность к сотрудничеству/ умение формулировать и аргументировать своё мнение.

Определять и аргументировать своё отношение.

2. Стадия осмысления

20 минут

1. Приём «Концептуальная таблица»

10 мин

Проблемные вопросы

5 мин

Древняя Спарта

Текст. «Спартанское воспитание»

Презентация

Видео-отрывок «300 спартанцев»

 2 мин

А теперь отложим листочки до конца урока. Сейчас вы должны будете сравнить жизнь в Афинах и Спарте и заполнить таблицу. Вы видите ее на экране. Для начала мы получим некоторую важную информацию из презентации. Внимание на экран!

1.Учитель

Показывает и объясняет слайды № 4-9.

Затем

направляет, корректирует деятельность обучающихся, проверяет правильность ответов.

Учитель называет линии сравнения, направляет, корректирует деятельность обучающихся, проверяет правильность заполнения.

 Итак, мы должны были ответить на 3 вопроса:

где расположена Спарта?

как управляли в Спарте?  

Чем занимались спартанцы?

Как относились спартанцы к илотам? Почему? Найдите подтверждение в тексте учебника.

Какое основное занятие спартанцев? Почему Спарту называли военным лагерем?

Как вы думаете, что значат слова «Со щитом или на щите», которые говорила мать уходящему на войну сыну?

- Спартанцы были крутыми воинами. Один из подвигов спартанцев, оставшихся в веках – это подвиг 300 спартанцев, который мы будем изучать чуть позже более подробно.  А сейчас давайте посмотрим отрывок из одноименного фильма.

Как велась подготовка воинов? Чтобы ответить на этот вопросы мы должны узнать… что?

Да спартанское воспитание

2. Как могли воспитывать спартанцы своих детей?

В качестве источников используйте текст «Спартанское воспитание» 1 ряд и 2 ряд – текст учебника раздел 3. Затем ответите на вопросы.

Смотрят презентацию

Обучающиеся работают с текстом учебника раздел №1-2 , составляют вопросы для сравнения и заполняют концептуальную таблицу

Афины

Сравнение

Спарта

Расположение

Управление

Деятельность

Обучающиеся работают в парах, работают с текстом и со схемой и заполняют таблицу.

Отвечают на вопросы, Ищут ответ в учебнике

Ответы детей

Смотрят видео-отрывок

Делают предположения

Обучающиеся работаютпо рядам в парах, отвечают на вопросы

Понимание культурного многообразия мира.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений

и определение своей позиции.

Понимание культурного многообразия мира.

умение извлекать необходимую информацию, устанавливать причинно -следственные связи, делать сравнения.

Владение умениями работать совместно, слушать партнёра, продуктивно решать конфликты.

Готовность к сотрудничеству, формулировать и аргументировать своё мнение.

Готовность слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение.

Умения объяснять влияние географического положения страны на занятия населения, извлекать информацию из исторической карты.

Извлекать информацию из разных источников, из адаптированных текстов,

сравнивать данные разных источников.Объяснять влияние законов Ликурга на жизнь спартанцев. Объяснять особенности политического устройства Афин и Спарты, их различия и сходство.

Сравнивать исторические явления, определять общее и различия.

Умения определять общее и различия, объяснять  различия и сходство в  жизни

и

Афин и Спарты.

Стадия рефлексии

8 мин

нет

А теперь вернемся к вопросам, на которые мы отвечали в начале урока. Попробуйте ответить на них снова. Изменилось ли что- либо в ваших ответах?

Что стало для вас неожиданностью?

- Подумайте, что хорошего и плохого было в устройстве Спартанского государства.

Дети опять обращаются к записям приёма «Верите ли вы?» и корректируют их, уточняют свои предположения, делают выводы.

Понимание культурного многообразия мира.

умение извлекать необходимую информацию, устанавливать причинно -следственные связи, делать сравнения.

Сравнивать исторические явления, определять общее и различия.

Домашнее задание

2 мин

Домашнее задание: параграф 31,

Учитель объясняет домашнее задание, уделяя особое внимание выполнению задания: составьте рассказ от лица Старого спартанца о его жизни

Выставляются оценки за урок.

Обучающиеся задают уточняющие вопросы, записывают д/з.

Определение своей позиции.

Способность решать творческие задачи – составление рассказа.

Характеризовать условия и образ жизни людей в прошлом, определять и аргументировать своё отношение.

Источники:

Отрывок 1 (для 1 группы учащихся):

“Ликург (спартанский законодатель) не разрешал, чтобы дети спартанцев воспитывались купленными или нанятыми воспитателями, да и отец не имел права воспитывать сына по своему усмотрению. Он отобрал всех детей, которым исполнилось семь лет, объединил их в агелы (отряды) и воспитывал их сообща, приучал к совместным играм и учебе. Во главе агелы он ставил того, кто был сообразительнее и храбрее других в драках. Дети во всем брали с него пример, исполняли его приказы, терпели наказания, так что все обучение заключалось в том, чтобы воспитывать в детях повиновение. Старики наблюдали за их играми и, постоянно внося в их среду раздор, вызывали драки; они внимательно изучали, какие задатки храбрости и мужества заключены в каждом, храбр ли мальчик и упорен ли в драках. Грамоте они учились только в пределах необходимости. Все же остальное воспитание заключалось в том, чтобы уметь безоговорочно повиноваться, терпеливо переносить лишения и побеждать в битвах”.

Отрывок 2:

Славная доля – в передних рядах с супостатом сражаясь,
В подвигах бранных грозе смерть за отчизну принять!
Доля ж постыднее всех – в нищете побираться по свету,
Город покинув родной, тучные бросив поля,
Да побираться с отцом престарелым да матерью милой,
Взяв малолетних детей, взяв супругу с собой.
На закрепление - вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты для 8 класса (технология Монахова)

Технлогическая карта даёт ученику представление о порядке изучения данной темы, о задачах стоящих перед ним. В первой строке карты дана структура изучения темы:количество уроков по данной теме,  ...

Технологические карты кулинария 7 класс

Технологическая карта к уроку "Кисломолочные продукты и блюда из них"...

технологическая карта урока.9 класс.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в процессе изучения темы " Бессоюзное сложное предложение"...

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Проектирование технологической карты уроках начальных классах.

Технологическая карта урока- это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.В данном материале указаны способы графического проектиования урока, таблица, позво...

Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс.

Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс по ФГОС второго поколения....

Технологическая карта урока "Признаки класса однодольные и двудольные растения" 6 класс

Разработка урока в 6 классе по теме:  Деление  цветковых  растений  на  однодольные (например, пшеница)  и  двудольные (например, горох). Характерные различия (строе...