- Мотивационно – целевой этап.
Стадия вызова /10 минут/
Прогнозирование темы урока.
Целеполагание.
| 1.1.Предлагает вспомнить, где возникли первые государства. 1.2.Задает вопрос: Историю какого государства Вы завершили изучать? Нам пришло письмо из древнего Египта. Демонстрируется слайд ВОССТАНОВИТЬ ТЕКСТ: Я, фараон ___________________ ,которому построили самую первую пирамиду. Моя страна называется _________ . Она находится вдоль полноводной реки ________ , которая одаривает землю __________________ _______________ .Люди моей страны занимаются ______________. Они выращивают __________ , __________ , ____________ . В____________ году Верхнее и Нижнее царства объединились и образовалось _________________ . Чтобы попасть в мою страну, воспользуйтесь картой. 1.3. Сегодня мы начнем знакомиться с историей еще одной страны, а какой вы узнаете, если мы повторим поход воинов Тутмоса в Азию и посмотрим, как далеко стали простираться при нем, границы Египетского государства, организация работы в парах, используя карту на с. 44, проследить путь воинов Тутмоса в Азию. 1.4. Демонстрируется слайд с изображением карты «Древнее Двуречье» Вопрос: Как называлось государство, которое располагалось между реками Тигр и Евфрат? Значит, что будет темой изучения нашего урока? (Демонстрация слайда «ДВУРЕЧЬЕ») 1.5. Организует учащихся на мозговую атаку (работа в парах), предлагая предположить, опираясь на знания по истории Древнего Египта, что необходимо знать при характеристике государства. Организует обсуждение, Результаты оформляются в виде кластера на доске и в тетрадях детей (с учетом дальнейшего расширения) Демонстрация слайда «ПАМЯТКА: КЛАСТЕР»
Демонстрация слайда Государство Контрольно – оценочная деятельность. - Кто согласен с выполненной работой? - С чем согласны? - Кто не согласен и с чем именно? - Оцените работу. - У кого возникли трудности? В чём? П о с л е обсуждения: - Изучение Двуречья по этим вопросам и будет целью сегодняшнего урока | Примерные ответы: первые государства возникли в Африке и Азии. - Отвечают: Историю Древнего Египта.
Примерные ответы: - Воинам фараона нужно было переплыть на Синайский п-ов, чтобы попасть в Азию.
- Границы Египта при фараоне при Тутмосе достигли р. Евфрат.
- Работа учащихся в парах, обсуждение, выделение основных характеристик
- Один ученик выполняет работу на доске
|
- Осмысление
/20-25 минут/ | 2.1. Задает вопрос: почему государство названо Двуречье? Предлагает для осмысления рассмотреть карту, иллюстрации слайдов, исторический документ и попытаться сравнить Древний Египет и Двуречье Основным источником для 2-х групп станет текст параграфа. П.13.(С.66-67)
2.2. Организует работу в парах - «Мозговая атака» Цель: выяснить линии для сравнения
2.3.Организует работу в группах, предлагая результаты оформить в концептуальной таблице, макет которой по мере предложений возникает на доске 1 группа - черты сходства 2 группа - черты различия 3 группа - текст с историческим документом Геродот. История. 193…Земля же ее орошается дождем мало, и это сперва питает корни хлеба; однако посев вырастает, и хлеб вызревает при помощи орошения из реки, но не так как в Египте, где сама река разливается на поля, но с помощью орошения рукам или насосами (черпательными машинами, приводимыми в движение рабочим скотом). …Все Междуречье, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды. Земля приносит их в таком изобилии, что урожаи здесь бывают раза два, а то и три в год. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырех пальцев в ширину. Там просо и сезам (масленичное растение) бывают высотой с дерево. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальмы приготовляют хлеб, вино и мед. Вопросы к документу: 1. Какая земля существовала в Древнем Двуречье? (плодородная) 2. Какие культуры выращивали жители этой страны? 3. Какие занятия были у жителей Двуречья? - Организует обсуждение по вопросу, предлагает сделать вывод.
Вопрос: Какие изменения можем сделать в Кластере? /на доске и в тетради -изменения в КЛАСТЕР/ 2.5. Активизирует детей на дальнейшую работу. Задает вопросы, как называли жителей Двуречья? Демонстрация слайда «Шумеры») Шумеры создали государство 6-5 тыс лет назад. В переводе с древнего языка «шумеры» означают «черноголовые». С этим народом связана одна из загадок истории Древнего мира. Неизвестно, откуда они пришли на эти земли. Их язык не был похож ни на какой другой. На сохранившихся изображениях этих людей можно заметить, что у них были неправдоподобно правильные овальные черты лица с большими глазами. Эти странные люди основали в Двуречье крупные центры, города-государства. Главные города Междуречья были Ур, Урук, позднее возник Вавилон. Деревьев в Двуречье не было, финиковые пальмы для строительства не годились. Камня тоже было мало. Чем еще могли заниматься шумеры, благодаря географическому положению страны. Вопрос: Какие изменения можем сделать в Кластере? /на доске и в тетради -изменения в КЛАСТЕР/ 2.6.Предлагает решить задачу СЛАЙД «Реши задачу» В городе Уре было исследовано более двух тысяч гробниц. Несколько гробниц резко отличались от остальных. В них были погребены вместе с умершим десятки слуг, конюхов, музыкантов. Здесь же были найдены золотые шлемы, венки, ожерелья и др. какие выводы можно сделать на основании этих погребений? Обоснуйте свое мнение. 2.7. Демонстрация слайда «РЕЛИГИЯ ШУМЕРОВ» Цель: подвести учеников к пониманию, что религия в Двуречье была языческой /на доске -изменения в КЛАСТЕР/
Демонстрация слайда «НАХОДКИ АРХЕОЛОГОВ» Цель: подвести учащихся к пониманию, что в Двуречье были города-государства ВОПРОС: Что можно сказать о городах Двуречья по археологическим раскопкам?
Признаками, какого понятия являются все эти элементы? Предлагает сделать вывод 2.9. Демонстрация слайдов «Письменность Двуречья». Задание: Определить по слайдам, какая письменность была у жителей Двуречья, на чем писали, чем
/на доске и в тетради -изменения в КЛАСТЕР/
2.9. Просит вернуться к кластеру на доске и назвать, что еще не выяснили по истории Двуречья? Демонстрация слайдов КУЛЬТУРА ДВУРЕЧЬЯ Цель: организация учащихся на самостоятельное определение, что было характерно для культуры Двуречья Результат должен быть озвучен при помощи слайда ГЛАВНЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ ДВУРЕЧЬЯ /на доске -изменения в КЛАСТЕР/ | - Высказывают предположения, что скорее всего из-за того, что возникло между рек.
- Работа в парах обсуждение, выделение основных характеристик
- Запись на доске, отбор наиболее важных
Климат, почва, растительность, занятия
Таблица после обсуждения ЕГИПЕТ | ЛИНИИ СРАВНЕНИЯ | ДВУРЕЧЬЕ | теплый климат | климат | теплый климат разливы рек сильнее | плодородная | почва | плодородная | Деревьев мало | растительность | Деревьев мало | земледелие, ремесло, строительство каналов. | занятия | земледелие, ремесло, строительство каналов, дома из глины |
- Называют общие черты: разливы рек, плодородная почва, теплый климат, основные занятия: земледелие, ремесло, строительство каналов.
- Черты различия: разливы рек очень бурные - в Двуречье, строили дома там из глины.
Занятия - земледелие, ремесло, строительство каналов. Природа: бурные разливы рек, теплый климат
отвечают: шумеры
предполагают: торговлей, т.к. реки и страна на пересечении торговых путей
занятия: торговля
Примерные ответы учеников: - жители Двуречья верили в жизнь после смерти, т. к. считали, что все перечисленное пригодится в царстве мертвых
Религия: многобожие (политеизм) - Предлагают различные варианты, обсуждают, приходят к совместному решению, что религия в Двуречье была языческой
Рассматривают слайд, предполагают, что города имели своего правителя и чиновников, имелась казна, города имели свои законы, армию. Отвечают, что государства - Делают вывод: в Двуречье города были городами - государствами
- Рассматривают слайды
Предполагают, что писали на глиняных табличках, используя специальные палочки, письменность была - клинопись письменность - клинопись Называют - КУЛЬТУРА
- Примерный ответ: Для культуры Двуречья было характерно, что там были развиты - наука, литература, архитектура, скульптура, живопись
|