«Судьбы наших близких в судьбе Родины» (Воспоминания о блокаде Ленинграда)
материал по истории
Разработка сценария внеклассного мероприятия «Судьбы наших близких в судьбе Родины» (Воспоминания о блокаде Ленинграда) основана на научно-исследовательской деятельности группы обучающихся, которые проводили исследования истории обороны и блокады Ленинграда по воспоминаниям своих родных, по материалам домашних архивов, изучая научную литературу по данным событиям. При данной работе ребята отрабатывали навыки работы с различными историческими источниками, учились сопоставлять данные научных исследований с личными воспоминаниями, различать объективный и субъективный подходы при изложении информации.
Когда при изучении каких-либо исторических событий ученик видит участие в них своих близких и родственников – это делает сопричастным к этим событиям и его. Повышается мотивация к изучению истории своей семьи, своей страны. На этом основано и патриотическое воспитание, когда на примерах героизма, стойкости и мужества народа, победившего в страшной войне, воспитывается молодое поколение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «УРОКИ ПАМЯТИ» К 75-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ
«Судьбы наших близких в судьбе Родины»
(Воспоминания о блокаде Ленинграда)
(Внеклассное мероприятие)
Учащиеся 10 Б класса
МБОУ «Гимназия №94»
Московского района г. Казани
Учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
Ногманова Наталья Ливерьевна
Казань 2020
Описание
Разработка сценария внеклассного мероприятия «Судьбы наших близких в судьбе Родины» (Воспоминания о блокаде Ленинграда) основана на научно-исследовательской деятельности группы обучающихся, которые проводили исследования истории обороны и блокады Ленинграда по воспоминаниям своих родных, по материалам домашних архивов, изучая научную литературу по данным событиям. При данной работе ребята отрабатывали навыки работы с различными историческими источниками, учились сопоставлять данные научных исследований с личными воспоминаниями, различать объективный и субъективный подходы при изложении информации.
Когда при изучении каких-либо исторических событий ученик видит участие в них своих близких и родственников – это делает сопричастным к этим событиям и его. Повышается мотивация к изучению истории своей семьи, своей страны. На этом основано и патриотическое воспитание, когда на примерах героизма, стойкости и мужества народа, победившего в страшной войне, воспитывается молодое поколение.
Вступление
Учитель:
09 мая 2020 года исполняется 75 лет годовщине Великой Победы советского народа над фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне! Много героических событий произошло за время этой войны. Сегодня мы хотим поговорить о событиях, которые стали символом мужества и стойкости – обороне и блокаде Ленинграда.
27 января 2019 года исполнилось 75 лет со дня снятия блокады Ленинграда - какая героическая и трагическая дата! Это день воинской славы России. 900 дней и ночей сражался за свою свободу Ленинград. Выстоял против немецких полчищ, против голода и холода. Тысячи погибших солдат и мирных жителей. Страшно подумать, какой ценой далось это советскому народу. Если ты хочешь это понять, приди на Пискаревское кладбище в С.- Петербурге, где становится жутко от множества надгробий, под которыми лежат жертвы блокады, многие плиты даже не подписаны. Много солдатских захоронений в пригородах Петербурга, где шли ожесточенные бои. Есть братское захоронение погибших на Ладоге при переправе курсантов и офицеров, где похоронены и работники гидрографического управления, которые охраняли и обслуживали Дорогу жизни. А сколько солдат еще не нашли своего погребения, например, в районе Мясного бора северо-западнее Ленинграда, где погибла 2-я ударная армия генерала Власова, пытаясь прорвать блокаду Ленинграда. В 80-90 годы XX в. отряд поисковиков «Снежный десант» Казанского университета из года в год организовывал экспедиции в эти места и вел работу по захоронению останков советских солдат. Сейчас эту работу продолжает Книга Памяти Республики Татарстан.
В современных учебниках истории Отечества блокаде Ленинграда отводится несколько сухих строк: когда началась, когда была снята, какие армии участвовали в боях. Но за этими несколькими строчками – судьбы людей, тех, кто работал, голодал и умирал в самом городе, и тех, кто защищал Ленинград на подступах, не давая врагу войти в город Петра. Чтобы узнать подробнее о блокаде нам пришлось пересмотреть много литературы, в основном, это воспоминания тех, кто пережил блокаду, кто не понаслышке знает о том, что творилось в городе того времени. Еще мы обратились к нашим дедушкам и бабушкам, которые помнят те события. Их рассказы помогут нам лучше представить и понять то, что нас не коснулось и стало частью истории.
Сегодня мы услышим истории трех героев, чьи судьбы оказались связаны с историей обороны Ленинграда. Первая – рассказ о юности дедушки Андрияновой Лены - Андриянова Андрея Афанасьевича. Ему было 16 лет, когда началась война, для фронта еще слишком юн, и паренек стал работать на заводе, был вывезен вместе с заводом по Дороге жизни в Казань.
Второй рассказ про дедушку Малышева Сергея - Епифанцева Николая Ивановича, который учился и работал в Ленинграде во время блокады, так же был эвакуирован в Казань .
Третий рассказ посвящен солдату, который воевал и погиб под Ленинградом – прадедушке Ногмановой Мадины - Воронцове Сергее Тимофеевиче, о котором поведала ее бабушка Беляева Нина Сергеевна.
Таким образом, эти рассказы дополняют друг друга, помогая нам изучить историю блокады Ленинграда с позиций тех, кто защищал город, и со стороны тех, кто жил и работал в самом городе. Мы сможем представить себе более точную и полную картину событий.
Историческую справку об общей картине событий на ленинградском фронте представит наш «эксперт» Полукеев Виталий:
8 сентября 1941 г. группа армий “Север” установила блокаду Ленинграда, но захватить город так и не смогла. Группа армий “Север” (16, 18-я армии, 4-я танковая группа, при поддержке 1-го воздушного флота - всего 29 дивизий) была развернута в Восточной Пруссии и получила задачу наступать на Ленинград, разгромить советские войска в Прибалтике и захватить порты на Балтийском море, Северо-Западные районы СССР.
Уже спустя 3 недели с момента начала агрессии военные действия на советско-германском фронте стали развиваться не в соответствии с первоначальным замыслом, сформулированным в директиве гитлеровского верховного главнокомандования № 21 от 18.12.1940 г. (план “Барбаросса”).
Неудачная попытка группы армий “Север” (командующий генерал-фельдмаршал В. фон Лейб) с ходу овладеть Ленинградом в дальнейшем превратилась в 30 месячную блокаду этого города. На севере неотложной задачей было признано не взятие Ленинграда, а соединение с финнами восточнее Ладожского озера, т.е. создание надежной блокады Ленинграда и оборонявших его войск Ленинградского фронта и сил Балтийского флота.
Так началась одна из самых трагичных страниц в истории Великой Отечественной войны.
1. Андриянова Елена: «Блокадная юность»
Когда началась война, моему дедушке Андриянову Андрею Афанасьевичу было 16 лет. Он прекрасно помнит первый день войны. 22 июня 1941 г. был выходной, погода была прекрасная. В этот день рано утром Андрей с другом поехал отдохнуть на дачу. Искупавшись и хорошо отдохнув, они решили вернуться обратно. Приехав домой, ребята стали собираться на футбол, т.к. у друга были билеты, но тут им объявили, что все мероприятия отменяются, потому что началась война.
По воспоминаниям дедушки, в начале войны немцы особо не бомбили Ленинград, потому что в городе было собрано очень много ценностей. Люди жили более-менее спокойно. Далее все чаще стали происходить ночные налёты. Также немцы начали обстреливать пушками некоторые районы.
8 сентября 1941 года пришла весть, что немцы хотят окружить весь город. В этот же день в первую очередь фашисты разбомбили все склады с продуктами. Бомбили всю ночь самые крупные склады. Утром все запасы продовольствия были уничтожены, буквально, превращены в месиво. С этого дня началась блокада.
Город был в плачевном состоянии: повсюду лежали сломанные трамваи, убитые животные. Уменьшилась доза продуктов. Меньше стало ходить транспорта, т.к. на дорогах было много мусора и обломков, нарушилась подача электроэнергии. Андрей Афанасьевич жил в 5-7 километрах от Кировского завода. На работу приходилось постоянно ходить пешком. Завод изготавливал паровозы и вагоны, турбины, а во время войны танки Т-28 и артиллерийские орудия. Часто приходилось дежурить на крыше, потому что завод находился в трёх километрах от фронта, и мальчишки сбрасывали на землю зажигательные бомбы, которые падали на крышу завода. Нередко прямо с передовой приходил броневик или танк, артиллеристы привозили разбитое орудие. Каждому ясно было, что такую работу надо выполнять «экспресс-темпами». В 31-м цехе даже сложили поговорку: «То, что можно сделать немедленно, нельзя откладывать на сейчас». По заданию Военного совета фронта в четвертом цехе было налажено серийное производство люлек для семидясятишестимиллиметровой полковой пушки, и уже в июле была выпущена первая сотня комплектов. Тогда же завод начал осваивать производство бортовых редукторов, сварных корпусов и башен для танков «КВ». Коллектив гидротурбинного цеха налаживал производство снарядов для зенитных орудий.
Кормили с каждым днём всё хуже и хуже. Выдавать стали не по 700 грамм хлеба, а по 400. Ремесленных рабочих кормили 2 раза в день: первым и вторым. Шестнадцатилетний Андрей тоже относился к их числу.
Давали в основном макароны, лошадиное мясо, т.к. очень много их тогда погибало. В день рабочим выдавали по 250 г хлеба, а матери Андрея, как иждивенке, по 125 г. Во время войны мальчик жил вдвоём с матерью. Звали её Андриянова Ирина Андреяновна. До войны она работала на заводе «Красный треугольник», который занимался изготовлением резиновых изделий. Старшего брата еще до войны забрали в армию. Служил он танкистом. Несколько раз лежал в госпитале. Во время войны его перевели в авиационную часть. Воевал летчиком и разбился в Польше во время боевых действий.
Средний брат Андриянов Михаил Афанасьевич в начале июля 1941 года ушел добровольцем на фронт. В сентябре его ранило, он очень долго пролежал в госпитале. После этого он вновь был отправлен на фронт и пропал без вести. Андрей был самым младшим в семье и поэтому на фронт не был призван. Во время блокады ему жилось легче, чем матери. Утром она выкупала свою долю хлеба (125 г) и должна была растянуть её на целый день. Ела она так: воду перемешивала с солью и, съев хлеб, запивала его этой водой. От такого питания у неё стали опухать руки и ноги. В Ленинграде ежедневно от голода погибало примерно по 10 тысяч человек.
Слово «эксперту» Полукееву В.:
«Фашисты пытали Ленинград, ленинградцев голодом. Матерей пытали жалостью к умиравшим у них на глазах детям и мужьям, а солдат - жалостью к угасающим матерям, женам, детям, надеясь, что дрогнут ленинградцы, откроют ворота в город.
Гитлер так объяснил немцам и миру непредвиденную “задержку” с Ленинградом: ”Ленинград мы не штурмуем сейчас сознательно. Ленинград выжрет сам себя”.
Штурмы тем временем следовали один за другим. В том числе и самый грозный штурм – голодом». Так писали в своей “Блокадной книге” А. Адамович и П. Д. Гранин.
Крупы давали 300 г, масла - 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанных из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок, насколько мог...
Были столовые, где за талончик на 20 г крупы давали тарелку супа. Правда, суп - одно только название, но хоть что-нибудь, все лучше, чем ничего...”
Условия города мешали приспособиться к трудностям. Паровое отопление не действовало, а печек во многих домах уже не было. Ведро воды, равно как и полено, становилось проблемой часто сложной, а иногда и не разрешимой. А освещение? Коптилки - казалось бы просто. Но чем ее заправить? Где достать керосин, лампадное масло? Ведь даже дневным светом нельзя было пользоваться, потому что во многих домах от обстрелов, от бомбежки повылетали стекла и окна были забиты фанерой, завешены одеялами. Так что в комнатах была постоянная темь (и слово появилось “зафанерить” вместо “застеклить”).
Нормы карточного снабжения ленинградцев (нужно учесть, что ежедневно выдавали только хлеб, а остальные продукты отпускались раз в декаду, да и то не всегда).
Керосин с сентября 1941 г. по февраль 1942 г. гражданскому населению не выдавался. Электричества не было. Хлеб состоял на 10% из воды, на 10% из целлюлозной муки и на 30% из суррогатов и заменителей.
Академик Д.С. Лихачев, ссылаясь на заявление работников Ленгорздравотдела летом 1942 г., пишет, что к тому времени официально зарегистрировано 1,2 млн. смертей. На вопрос о том, были ли ленинградцы героями, академик ответил так: «Нет, это не то: они были мучениками…»
Но даже в это трудное время, блокадники спасали ценнейшие коллекции ленинградских музеев, знаменитую коллекцию сортовых семян. Работали на морозе 30 градусов, в цеху -25 градусов. Работали старики, женщины, дети.
Каждый боролся за сохранение человеческого облика по-своему. Д. Д. Шостакович выстрадал свою знаменитую симфонию. А простая девчонка решила сделать маме подарок на день рождения. И два месяца прятала свою долю сахарного песка. Триста граммов поставила она перед мамой на стол… И все рыдали, поровну разделив сахар.
Андреянова Елена: Однажды зимой 1942 г. жители услышали вдалеке паровозный гудок. Все очень обрадовались и почувствовали облегчение, ведь это говорило о том, что возобновилась подача электроэнергии, и жизнь потихоньку пошла вперёд. С 10 февраля 1942 г. стали давать уже по 500 г. хлеба. Так же давали немного картошки. Андрею Андриянову и тем, кто с ним работали, сообщили, что их будут вывозить на Большую землю. Собравшись, попрощавшись с родственниками и друзьями, рабочие пошли на Финляндский вокзал, там сели в поезд и поехали к Ладожскому озеру. Доехав, пересели на машины и поехали по тонкому льду. Ехали тихо, но лёд не выдерживал, и некоторые машины проваливались под лед. Высадили их на станции «Кабона», а оттуда повезли поездом на Большую землю.
Слово «эксперту» Полукееву В.:
В условия сухопутной блокады Ленинграда особое значение приобретал вопрос его связи с Большой землей. Советское командование приняло меры по налаживанию более интенсивной авиационной связи. Но основной военной коммуникацией должна стать Ладога.
Ладожское озеро – самое большое в Европе. Его площадь – около 18 тыс.кв.км. Средняя глубина – 51 м, наибольшая – 230 м. Для Ладожского озера характерны штормы, частые туманы, постоянное волнение. В зимнее время оно полностью не замерзает. До войны почти все перевозки шли по судоходным обводным каналам.
Еще 30 августа 1941 г. Государственный Комитет Обороны принял решение о доставке в Ленинград продовольствия, горючего и различных военных грузов по Ладожскому озеру. На западном побережье озера, в районе ж/дорожной станции, Ладожское Озеро началось спешное создание пристаней в гаванях Осиновец и Гольсмана, велись работы по углублению дна, строительству узкоколейных подъездных путей, складов, землянок. 12 сентября 1941 г. на западный берег Ладоги были доставлены первые продовольственные грузы – 626 тонн зерна и 116 тонн муки.
Приближалась зима. Подготовку к строительству ледовой дороги Военный совет Ленинградского фронта начал уже в октябре 1941 г. За короткий срок была проведена большая работа по уяснению ледового режима озера и составлено
несколько проектов ледовой дороги. 21 ноября 1941 г. в Осиновец было доставлено первое по ледовой трассе продовольствие – 63 тонны муки. Но что значило это количество при ежесуточном потреблении 1100 тон!
Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
О. Бергольц1
Все, кто прокладывал ледовую дорогу, обслуживал ее и охранял, кто водил по ней машины и обозы, самоотверженно выполняли свои обязанности, не щадили ни своих сил, ни самой жизни. Они понимали, что каждая тонна хлеба, тонна военного груза, привезенная в Ленинград,- это спасение жизни защитников города. «Водитель! Борись за два рейса в сутки!» под таким девизом по всей ледовой трассе развернулось соревнование. Только 22 января 1942 г. ГКО принял специальное решение об эвакуации из Ленинграда населения, не связанного с обеспечением обороны города. За зимний период предусматривалось эвакуировать полмиллиона человек, прежде всего детей, стариков и женщин. Путь ленинградцев, эвакуированных по ледовой дороге, складывался из трех этапов: первый – по железной дороге от Ленинграда до ладожского озера, второй – на автомашинах по ледовой трассе и от озера до Жихарева по лесным дорогам; третий – по железной дороге от станции Жихарево в глубь страны. Помимо эвакуации людей, по ледовой трассе вывозились станки и уникальное оборудование, остродефицитные материалы, в которых нуждалась оборонная
промышленность страны, приборы и запасные части.
За первую военную зиму было эвакуировано 514 тыс. ленинградцев и 35 тысяч раненых бойцов, вывезено 3100 железнодорожных вагонов промышленного оборудования. За 152 дня работы ледовой трассы по ней перевезено с восточного берега озера 361 109 тонн различных грузов, в том числе более 70% продовольствия, поступающего нарастающим потоком.1
Немецко-фашистское командование понимало, что сила Ленинграда – в надежной связи с Большой землей. В мае 1942 г. Гитлер приказал воспрепятствовать эвакуации населения. Гитлеровцы начали массовую бомбежку железнодорожных узлов, складов, ладожских портов.
Андреянова Елена: Группу рабочих, в которой был Андрей Андриянов, сначала привезли в Ярославль, и они жили там 1,5 месяца, т.к. все были ослаблены и нетрудоспособны. Потом их распределили по месту работы. 300 человек, в том числе и Андрея, отправили в Казань. Прибыли они на пароходе, их устроили на завод и выделили денежное пособие. В Казань первые эвакуированные предприятия начали прибывать еще с лета 1941 г. Из Ленинграда были эвакуированы завод “Красный резинщик”, фотобумажная фабрика, а также авиационный завод, ныне это Казанский вертолетный завод.
В это время Ирина Андреяновна оставалась в Ленинграде одна. 19 мая 1942 года Андрею пришла телеграмма о том, что мама умерла от голода.
18 января 1943 г произошел прорыв блокады – успешное завершение операции «Искра», что позволило установить сухопутную транспортную связь города со страной. В день прорыва блокады, ГКО принял решение о немедленном строительстве железнодорожной ветки на только что освобожденной полоске земли южнее Ладожского озера.
С 1942 г. и до пенсии Андрей Афанасьевич Андриянов проработал на Моторостроительном заводе, который также был создан на базе эвакуированного Воронежского моторного союзного завода №16 и Казанского моторного завода № 27.
В январе 2004 г., мой дедушка Андрей Афанасьевич скончался в возрасте 79 лет. Наши родные покидают нас, но память о них останется в наших сердцах.
2. Малышев Сергей: «Мой дед учился в блокадном Ленинграде»
Мой дедушка Епифанцев Николай Иванович родился 28 апреля 1925 года в Смоленской области Починковского района в деревне Зуевка. В 1933 году пошел в начальную школу в своей деревне. Закончив начальную школу, перешел в неполно-среднюю школу в 5 класс, которую закончил в 1940 году. В этом году был принят закон о создании ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО. Увидев этот Указ и форму одежды учащихся, дедушка уже не мог спокойно жить без мысли, как суметь поступить в какое-нибудь училище. Написал заявление на имя председателя РИК и стал ждать ответ. Ответа никакого не получил, так как принимали только по направлению колхоза.
И вот 19 ноября вместо школы пошел в районный клуб, где заседала приемная комиссия. Оказалось, что 19 ноября был последний день работы приемной комиссии. И когда уже никого не осталось, Николая пригласили в комнату с членами комиссии, задали несколько вопросов и предложили написать заявление с просьбой о приеме в любое училище. После прохождения медицинской комиссии ему сразу же вручили путевку в железнодорожное училище № 1 г. Ленинграда. 27 или 26 ноября всех, прошедших отбор, поездом через Смоленск увезли в Ленинград, где с 1 декабря началась учеба в железнодорожном училище.
Специальность определили СЦБ – системам централизации и блокировки (это вся автоматизация работы дороги). Учеба нравилась, все было интересно, приехавшему из глухой деревни, мальчику. Летом 1941 года планировались каникулы, и каждый думал и ждал, чтобы поехать домой, где не были больше полгода. Красивейший город Ленинград, который в настоящее время называют «Северной столицей», жил спокойной, размеренной жизнью. Никому в голову не приходило мысль о войне. Так было 22 июня. Все готовились пойти погулять по городу. Но в 12 часов по радио услышали выступление народного комиссара иностранных дел Молотова В.М., который сообщил, что началась война с фашистской Германией. Все затихли. Никто никуда не хотел уходить из общежития. А примерно часа через три или четыре город уже было трудно узнать. За несколько часов все полки магазинов оказались пустыми. Скупали и тащили все, что могли.
Первый месяц войны прошел без введения карточной системы. А потом, видя быстрое приближение немцев к городу, пришлось вводить карточки на все продукты питания. Пока продукты еще остались в запасе страшного голода не замечали. Все как будто повзрослели. Стали намного тише и спокойнее. К выполнению любых поручений относились с большим вниманием и серьезностью.
А когда встал вопрос о вступлении в комсомол, то все учащиеся группы, кроме одного из города Бобруйска, 19 июля 1941 года вступили в комсомол.
В это время ребята уже работали на железнодорожной станции «Дача Долгорукова». Копали траншеи, клали контрольные кабели, устанавливали фундаменты под мачты светофоров. Готовили станцию к переходу в режим автоматизации.
Через станцию ежедневно сплошным потоком друг за другом шли эшелоны с техникой и бойцами на фронт. А когда фронт стал приближаться, дали команду о прекращении работы. Концы кабелей свернули в бухты, залили мастикой, закопали в землю.
Ежедневно по несколько раз объявлялась воздушная тревога. Налёты, бомбежка и обстрел города проводились регулярно. Но самая страшная бомбежка была 8 и 10 сентября 1941 г., когда часов в 16-17 огромное количество самолётов вражеской авиации начали бомбить Бадаевские склады, на которых хранились запасы продовольствия всего города.
Общежитие, в котором проживали ребята, находилось недалеко от этих складов. Они обычно поднимались на крышу и наблюдали, в какой стороне идет бомбежка города. На этот раз увидели большую территорию, охваченную огнём. После отбоя воздушной тревоги втроём с друзьями решили проехать на место пожарища и посмотреть, что горит. Подъехав на трамвае, увидели большое количество пожарных машин и милиции. Вместе с пожарниками двоим удалось проскочить в ворота на территорию складов. И тут они увидели страшную картину гибели продовольственных запасов. Все было охвачено огнём. Горели по всей территории складские помещения, построенные из деревянных, сухих досок. Горели толевые покрытия крыш. Горели вагоны, стоящие на путях с неразгруженными товарами; горели огромные штабеля обыкновенных досок хранившихся там.
Большое количество людей пытались что-то успеть вынести со склада и погрузить на машины. Пожарники метались от одного склада к другому, стараясь потушить. От сильного пламени стояла страшная жара. Дым и копоть застилали глаза. Спасти что-то при такой суматохе и такой жаре практически было невозможно. На второй или третий день после пожара город почувствовал эту беду. Так как резко снизили норму на хлеб и другие продукты. С этого дня 6 сентября, объявлено начало блокады Ленинграда.
Не прошло и месяца как ещё раз снизили норму хлеба рабочим 250 грамм, а служащим, детям и другим 125 грамм. Жизнь в городе практически замерла. Работали предприятия только на оборону. Группу электриков, куда входил мой дедушка, направили устанавливать токарные станки, на которых день и ночь вытачивали детали для мин. Они монтировали пусковую электроаппаратуру и включали станки в работу. В других цехах мины красили и доводили до полной готовности. Так продолжали ездить на «Светлан» пока не остановились трамваи. Работали там, в основном только женщины, пожилые мужчины и много учащихся ремесленных училищ. В сентябре и октябре ездили в район Пулковских высот копать противотанковые рвы. Осень, как помниться деду, выдалась не дождливая, но низкие облака, пасмурная погода вместе с голодом переносились очень трудно.
А город стал не узнаваем. Все красивые памятники закрыли мешками с песком. Высотные здания покрыли громадными сетками из рогожи, разрисованными под цвет земли. Не стало блеска на шпилях Петропавловской крепости и Адмиралтейства. Коней на Аничковом мосту сняли и спрятали. Продолжался постоянный обстрел города из орудий. Приближалась зима. Не было электричества и отопления. Не работало радио, не было воды, не работали бани. Для столовой воду на санках привозили с Невы. Конечно без всякой очистки. Готовили кое-какую пищу и каждому по кружке давали вместо чая.
А воду из растопленного снега невозможно было брать в рот, резиновая копоть от сгоревшего комбината «Красный треугольник» развеялась на большое расстояние и отравила весь снег.
Зима выдалась с сильнейшими морозами. В громадной комнате одна единственная печка – буржуйка, которую необходимо день и ночь топить и где-то доставать дрова. Жгли все, что горело. Разобрали и сожгли деревянный забор из досок, находившийся вблизи общежития.
Однажды ночью рядом с общежитием ремесленного училища разорвался снаряд, и взрывом выбило все окна и двери первого этажа. Всех учащихся отвезли в другое место, а комнаты оставили без присмотра. Разобрали все, что можно было: выдрали полы, рамы, двери и всю мебель. Все сожгли.
В громадной комнате проживало почти пятьдесят человек. Натопить ее практически было невозможно. Так как это было производственное здание одного какого-то завода из Прибалтики по изготовлению кетчупа. Высота комнаты около 6 метров, железобетонные отполированные полы. Поэтому ни днем, ни ночью не снимали с себя обувь и бушлаты. Спали под двумя матрацами.
Осенью появились первые разговоры о возможной эвакуации. Но немецкие войска захватили Тихвин, и дорога закрылась. Город и все жители погрузились во мрак. Люди из дома выходили только при большой необходимости.
Вид у людей был ужасный, закутаны во что попало. Изможденные лица с торчащими носами и глубокими глазницами. Некоторые выходили на место пожарища Бадаевских складов. Копали землю под снегом, надеясь что-нибудь найти от сгоревшего сахара, который расплавившись и перемешавшись с мешковиной, в некоторых местах лежал в земле. Люди могли есть все, что только попадалось. Сейчас приходиться только удивляться, как могли выжить в таких условиях. Каждый день люди умирали сотнями. Умерших учащихся училища увозили в спортзал и складывали как дрова друг на друга. И только с открытием дороги жизни через Ладожское озеро почувствовали некоторое облегчение.
Добавили норму хлеба и других продуктов. Увидели и попробовали вкус настоящего хлеба. А не блокадный, в котором находилось только 10% муки, все остальное разный наполнитель, жмых, хвоя, сухая мешковина.
В начале февраля начала работать баня, и ребята увидели себя раздетыми. В первый раз за несколько месяцев. Многие были отекшие как слоны, а большинство – ходячие скелеты, кожа да кости. С освобождением Тихвина началась подготовка к эвакуации. Им добавили еще норму хлеба, и даже на 100 грамм белого. Стали надеяться на скорейшую эвакуацию, но боялись, как бы Тихвин снова не захватили немцы. Так как он несколько раз переходил от нас к немцам и наоборот. В конце февраля 1943 г. объявили об окончательной подготовке к эвакуации. Каждый сложил в свой мешок скромные пожитки. И стали ждать день выезда. Утром 27 февраля покинули общежитие и двинулись вдоль обводного канала на Финляндский вокзал. Шли медленно и долго. Они жили в Кировском районе, и только к часам двум дошли до вокзала. А там кроме них было набито людей из других училищ. Расположились, кто как мог, и стали ждать утра. Как только стало рассветать, отправились к машинам, которые стояли после разгрузки продуктов, привезенных по Ладожскому озеру.
Быстро погрузились в открытые машины и поехали к озеру. Дорога через озеро показалась бесконечной. Стоял страшный холод, дул ветер. В кузове теснились друг к другу как можно плотнее.
Наконец увидели берег и как-то сразу повеселели. Озеро переехали без приключений и без бомбежки. На берегу стояли товарные вагоны после разгрузки продуктов, прибывших с Большой земли. Пока выползали с машины и располагались в вагонах, совсем стемнело. Примерно в километре от нашего состава находился какой-то поселок, ребят отвели туда покормить. Вернувшись к своим вагонам, стали укладываться на ночлег, так как предыдущую ночь не спали. В вагоне находилась металлическая печка – буржуйка, но она стояла холодная. Разыскав в вагоне кое-какие дрова, растопили печь и немного обогрелись, но думать о каком-то тепле в громадном товарном вагоне, двери которого плотно не закрываются, окна по обеим сторонам вагона закрыты металлическими листами с большими щелями, не приходилось. Так и ехали с частыми остановками на разъездах и вокзалах. Так как в первую очередь пропускали составы с бойцами и техникой на фронт.
На крупных вокзалах как Череповец, Вологда в вагоны заходили медицинские работники и снимали с вагонов людей, обморозивших ноги во время переезда. И только на четырнадцатый день прибыли в город Кольчугино Ивановской области. Разместили в благоустроенных комнатах по десять человек и откармливали до конца апреля. В первых числах мая из Кольчугино отправились в Казань. Ребят поселили в дальних бараках, принадлежащих заводу Ленина. В начале июня перевели в другие бараки, где находился троллейбусный парк на улице Дементьева. Начали работать на заводе имени Горбунова, или как его называли завод № 22. Работали через сутки 24 часа. Дедушку и еще несколько человек из группы направили в сборочный цех № 8, где уже на готовых самолетах он устанавливал необходимые приборы. Через 9 месяцев всю группу перевели в ремесленное училище № 4, которое в то время создавалось как энергетическое училище. В мае 1943 года в течение месяца Николай проходил практику на казанской ТЭЦ-2, а с 12 июня 1943 года был направлен туда на постоянную работу, где и проработал полных 56 лет до 12 октября 1999 года.
За годы работы в трудовой книжке Епифанцева Николая Ивановича имеются 28 записей о поощрениях и наградах, из которых есть и правительственные. Подготовил и помог приобрести квалификацию многим работникам электростанции, которые в настоящее время работают на руководящих должностях энергосистемы и других предприятий.
3. Ногманова Мадина: «Мой прадед погиб под Ленинградом»
Мой прадедушка Воронцов Сергей Тимофеевич, 1909 года рождения, до войны жил в рыбацком поселке Оме Канино-Тиманского района Архангельской области, работал начальником отдела связи (в то время это была большая и уважаемая должность). Слыл в поселке знаменитым охотником и рыболовом, имел большую дружную семью - жена Мария и пятеро детей. Самой старшей, любимицей была моя бабушка Нина. Отец часто брал ее с собой на охоту или ставить сети. Рассказывал про зверей и птиц, очень много знал про звезды, умел по ним ориентироваться. Когда началась война, бабушке было 8 лет.
До 1942 года у Сергея Тимофеевича была бронь, но летом 1942 г., когда положение на фронтах стало катастрофическим, бронь сняли, и он ушел на фронт. Бабушка вспоминает, что сначала письма шли из Вологды, где видимо, отец проходил подготовку. На фронт Сергей Тимофеевич ушел со своим другом - один стал пулеметчиком, другой минометчиком. Впоследствии, дивизию, где он служил, переправили на Ленинградский фронт. Из архива Военно-медицинских документов мы узнали, что Воронцов С.Т. служил рядовым в 134 полку отдельного лыжного батальона.
На севере в войну жили очень трудно. Хотя, сначала у матери был запас масла, фасоли, давали продовольственные и промтоварные карточки. Так как поселок был рыбацкий, рыбаки ходили на промысел, на берегу стояли сушильни, где заготавливали рыбу и отправляли на фронт. Бабушка рассказывала, как она с младшей сестрой Тамарой ходили на берег помогать укладывать рыбу в ящики, за что им давали по рыбине. Мама устроилась работать на почту уборщицей.
Слово «эксперту» Полукееву В.:
В 1942 г. в результате стратегических просчетов Ставки ВГК, полагавшей, что главный удар германская армия нанесет снова на Москву, СССР оказался на грани военной катастрофы На северо-западе не удалось прорвать блокаду Ленинграда. Участвовавшая в наступлении 2-я ударная армия попала в окружении и почти полностью погибла, а ее командующий генерал Власов сдался в плен. На юге разгромлен Крымский фронт, взят Севастополь. Лавина немецких войск устремилась на Сталинград и Кавказ. Пали Ростов, Новочеркасск, Ворошиловград.
28 июля 1942 г. нарком обороны СССР подписал приказ № 227, суть которого концентрировалась в трех словах: пора кончить отступление. А в конце августа 1942 г. Жуков был назначен первым заместителем наркома обороны и единственным заместителем Верховного Главнокомандующего.
В ноябре 1942 г. началось наступление Красной Армии под Сталинградом. В январе 1943 г. в результате осуществления операции “Искра” войска Ленинградского и Волховского фронтов под командованием генералов Говорова и Мерецкова, ударив навстречу друг другу, прорвали фашистскую блокаду и восстановили связь Ленинграда с “Большой землей” на участке шириной около 10 км. В середине января жители Ленинграда впервые не испугались гула орудийных залпов. Они знали, что это по позициям врага бьют тяжелые орудия кораблей Балтийского флота. Вот ударила сухопутная артиллерия, в небо поднялись самолеты. Радостные ленинградцы узнавали: 15 января освобожден ближний пригород - Красное Село. 20 января освобождены другой пригород - знаменитый Петергоф и Новгород. 21 января фашисты начали отходить от Ленинграда по всей линии. Последний вражеский снаряд разорвался в Ленинграде на рассвете 22 января 1944 года. 27 января вся страна поздравляла Ленинград со снятием фашистской блокады. Вечером был дан праздничный салют. Люди на улицах плакали и смеялись, обнимая друг друга.
Ногманова Мадина: В результате этих боев, 21 января 1943 г. мой прадед попал в госпиталь с тяжелым осколочным ранением грудной клетки. 31 января Сергей Тимофеевич Воронцов скончался от ран. И полетела в далекую маленькую северную деревню скорбная весть. В феврале 1943 г. на отца пришла похоронка, где указывалось, что их отец и муж погиб, сражаясь за свою Родину, за Ленинград, что он умер от ран в госпитале у небольшой железнодорожной станции под названием Мга. Каким-то чудом, порванная и измятая похоронка осталась в семье, как память о страшном известии.
Горе подкосило мать, вскоре она умерла от тифа, и дети остались сиротами. Из Омы их вывез дед Тимофей, и сначала они жили в деревне Лампожня. Но прокормить всех пятерых дед не мог, поэтому младших детей Славу и Рудика забрали к себе родственники, средние Тамара и Зоя были отданы в детский дом. А Нину забрала к себе и воспитала мамина сестра Анастасия, так как была ее «божатка» - крестная. Хотя сама потеряла мужа и воспитывала одна двух сыновей - близнецов.
Впоследствии, став взрослой, бабушка пыталась искать место захоронения отца. Она выяснила, что он был похоронен в братской могиле недалеко от станции Мга, где хоронили умерших солдат из госпиталя. В 1981 г. бабушка с дедушкой побывали на месте захоронения, но не нашли фамилии солдата Воронцова С.Т. среди имен других захороненных. Бабушка послала запрос в Военный архив Министерства обороны. В ответе ее известили о том, что произошло перезахоронение у д. Васильково Мгинского района, и имя ее отца обязательно будет там указано.
Мне очень хочется побывать в том месте и самой убедиться, что имя моего прадеда действительно стоит в ряду других, таких же, как и он “простых” героев, которые ценой своей жизни приближали Победу. Хочется положить цветы на его могилу и ощутить свою причастность к тем страшным и великим событиям.
Да, мой прадед был простым солдатом, но память о нем живет в сердцах его родных, и в сердцах других людей, приходящих на эту братскую могилу.
Заключение
Учитель:
В энциклопедии “Города России”, 1994 года издания, мы нашли такие данные, что в годы Великой Отечественной войны Санкт-Петербургу был нанесен огромный ущерб. За время блокады Ленинграда немецко-фашистскими и финскими войсками, только по официальным данным, от голода умерло 641 тыс. горожан (по подсчетам историков, не менее 800 тыс. человек), погибло от бомбежек и обстрелов около 17 тысяч жителей, ранено около 34 тысяч. К июлю 1942 года население Ленинграда сократилось до 1,05 млн. человек, вследствие интенсивной эвакуации к январю 1944 г. - до 576 тыс. человек (по другим данным, до 560 тыс.). Были повреждены 30 тыс. промышленных зданий цехов и участков, 840 разрушены полностью; повреждено около 5 млн. м2 жилой площади (в т.ч. 2,8 млн. м2 разрушено полностью), 500 школ, 170 лечебных учреждений. Сильно пострадали здания Эрмитажа, Русского музея, Инженерный замок, Главное Адмиралтейство, Казанский собор, Смольный и Елагин дворцы, Академия художеств.
Восстановление Ленинграда началось сразу после снятия блокады. По рассчитанному на 10 лет генеральному плану 1944-48 гг., разработанному архитекторами Н.В. Барановым и А.Н.Наумовым, были восстановлены памятники архитектуры, созданы парки Победы - Приморский на Крестовском острове (1945 г.) и Московский на месте бывшего пустыря (1945 г.), сформировались новые жилые районы.
Но восстановление памятников культуры ведется и до сих пор, например, к празднованию 300-летия С-Петербурга, была восстановлена знаменитая Янтарная комната, сняты строительные леса с одного из красивейшего храма города Спаса на Крови, открыт для посещения Большой дворец Петродворца, где еще до сих пор ведутся реставрационные работы по воссозданию внутреннего интерьера.
Однако, происходят еще и очень прискорбные события, которые очень трудно объяснить, такие как кража из Пискаревского мемориала дневников Тани Савичевой. Этот акт вандализма - это удар по памяти о тех, кто погиб во время блокады. А как объяснить тот факт, что в городе, где практически каждая семья пострадала во время войны с немецкими фашистами, начинают действовать неонацистские движения, от чьих рук в январе 2004 г. погибла 9-летняя таджикская девочка. В последнее время такие примеры появляются в прессе все чаще.
Вот потому, что в нашей стране еще происходят такие события, мы считаем, что тема подвига и героизма во время Великой Отечественной войны будет всегда актуальна. И пока живы еще непосредственные участники тех далеких боев, нам нужно успеть расспросить их и больше узнать о тех днях, которые уже стали частью истории нашей Родины. Нам нужно учиться на примерах наших родных любить свою страну, гордиться ее достижениями и самим попытаться стать достойными их памяти
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека -воплощение трагической судьбы народа"
Методическая разработка интегрированного урока (литературы и истории)Тема: «Судьба человека – воплощение трагической судьбы народа» (по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»)Класс...
методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека" - воплощение трагической судьбы народа в годы войны"
Методическая разработка интегрированного урока Тема: «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны. Класс: 11 Преподаватель: Бирюкова На...
Интегрированный урок "Судьба человека - воплощение трагической судьбы народа"
Урок патриотической направленности с пименением ЭОР...
Исследовательская работа "История района в судьбах моих близких"
Главной целью моей исследовательской работы является изучение истории моей семьи в истории нашего района. Я изучила много ...
Открытый урок по литературе в 9 классе «Знакомство с рассказом М.А. Шолохова «Судьба человека» и с одноимённым фильмом режиссёра С. Бондарчука». «Судьба человека» - история страны, судьба всего народа».
Урок литературы по рассказу «Судьба человека» знакомит школьников с произведением М. Шолохова и с одноимённым фильмом, снятым известным кинорежиссёром Сергеем Бондарчуком.Предложенный мате...
«Они сражались за Родину. День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»
МКОУ «Миролюбовская основная общеобразовательная школа». Урок мужества: «Они сражались за Родину. День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады&raq...
«Судьбы трёх флотских офицеров в истории Войны и Блокады Ленинграда»
Материал о героях Великой Отечественной Войны. Создан в процессе изучения исторических данныхо моих родственниках....