Технологическая карта урока "Смутное время в России (1604—1618)"
методическая разработка по истории (7 класс)
На уроке учителем применяются различные образовательные технологии,способствующие мотивации и индивидуализации обучения детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока | 30.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока истории России 7 класс
Тема « Смутное время в России (1604—1618)»
Тип урока: комбинированный
Образовательные ресурсы:
Учебник истории России под ред. Торкунова § 14—15. Карта «Смутное время в России (1604—1618)»
Цель урока: Изучить события предшествующие Смутному времени, ход исторических событий и итоги, для систематизации и более полной картины по данному периоду.
Задачи:
1. формировать навыки поисковой и исследовательской деятельности;
2. развивать логическое и образное мышление, речь учащихся;
3. воспитывать умение слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстника
Формы и методы, технологии обучения
Методы: коммуникативный, наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: фронтальная, групповая работа, индивидуальная (в т.ч. у доски)
Технологии: информационно-коммуникационная технология (ИКТ), здоровьесберегающая технология, разноуровневое обучение.
Оборудование урока: : мультимедиа (компьютер, проектор), карта «Смутное время в России начала XVII в.», электронное приложение www.prosv.ru к учебнику «История. Россия 7класс» Часть II. под. Ред. А.В. Торкунова, Москва «Просвещение» 2016г.
Планируемые образовательные результаты:
Научатся: структурировать информацию, выделять ключевые моменты, давать оченку историческим событиям, деятельности исторических личностей.
Получат возможность научиться:
- Работать в группах, эффективно взаимодействовать с одноклассниками, брать на себя инициативу в организации совместного действия.
- Выступать перед одноклассниками, представляя результаты своей познавательной и творческой деятельности.
Личностные УУД: Развитие интереса к изучению ранее незнакомых фактов из жизни представителей разных сословий XVII века, проведение простейших действий, способствующих формированию мотивации к познанию нового и научного мировоззрения
Метапредметные (познавательные, коммуникативные, регулятивные): способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, уметь работать с учебной информацией, быть готовым к сотрудничеству, определять цели своей деятельности и представлять результат, осуществлять самоконтроль и самооценку, работать с текстом, искать информацию, понимать прочитанное, делать выводы.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
Универсальные учебные действия | |||||
познавательные | коммуникативные | регулятивные | личностные | ||
I. Мотивация | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, распределяет класс по группам. Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок истории мы начнем с Кого можно считать главным виновником начала Смуты в Российском государстве? Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Совершенно верно. Тема нашего сегодняшнего урока «Смутное время в России (1604—1618)». Мы будем говорить об изменениях в социальных, экономических и политических изменениях в России. | Аргументировать выводы и суждения для расширения опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений | Высказывают собственное мнение, аргументируют. | Самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | Доброжелательность и готовность к совместной работе |
II. Актуализация знаний Форма работы: фронтальный опрос | Учитель: Вспомните, о каких гражданских войнах вам известно из курсов истории Древнего мира, Средних веков, Нового времени. Что общего было между этими войнами и событиями Смутного времени в России? Можно ли называть гражданскими войнами усобицы феодалов или князей? Как смутные времена отражаются на государстве, народе? Какие народные восстания из курса всеобщей истории вы помните? Чем они, как правило, заканчивались? | Учащиеся привлекают межкурсовые, внутрипредметные знания. | Высказывают собственное мнение; слушают друг друга | Интерес к теме урока. Концентрируются на работе. | |
3. Открытие новых знаний Цель: получение новых знаний, необходимых для дальнейшего изучения предмета и выхода из затруднения на данном этапе работы. Форма работы: в группах | Учитель: Итак, приступаем к изучению нового материала. Для того чтобы сделать это наиболее быстро и эффективно, предлагаю всем работать по составленному плану. Технология разноуровневого обучения. Класс делится на группы (Базовый уровень знаний и группа продвинутого уровня). Каждая группа получает задание. Для группы базового уровня: прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Из сочинения историка В.О. Ключевского: «...Почвой для Смуты послужило тягостное настроение народа, вынесенное народом из царствования Грозного. Все дети его были больны. Старшего сына Ивана, Грозный убил сам. Средний сын Федор, который и стал править после Смерти отца, был слабоумным, большую часть времени проводил в молении. Он и не оставил после себя наследников. Третий сын Ивана Грозного – Дмитрий, страдал эпилепсией. Да, к тому же, был еще очень мал. Повод к Смуте дан был пресечением династии и следовавшими затем попытками ее восстановления в лице самозванства. Коренными причинами Смуты надобно признать народный взгляд на отношение старой династии к Московскому государству, мешавшей освоиться с мыслью о выборном царе, и потом самый строй государства с его тяжелым тягловым основанием... Смуте содействовали и другие обстоятельства: действия правителей, становившихся во главе государства после царя Федора, боярские опалы, голод, мор...» Задания на ознакомление и понимание: 1. Кто автор исторического документа?2. Какую причину наступления Смуты выделяет автор?3. Что имел в виду историк, говоря о пресечении династии?4. С какими социальными группами (сословиями) связана данная причина Смуты.5. Используя исторические знания, определите дату, описанных исторических событий. Для группы продвинутого уровня. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Из воспоминаний современника голландца Исаака Масса: «Со смертью Ивана Грозного (18 марта 1584 г.) сразу открылось поприще для Смуты. Не было власти, которая могла бы остановить, сдержать надвигавшееся бедствие. Наследник Иоанна IV, Феодор Иоаннович был не способен к делам правления; царевич Дмитрий был еще в младенческих летах. Правление должно было попасть в руки бояр. На сцену выдвигалось боярство второстепенное — Юрьевы, Годуновы, — но сохранились еще остатки и князей-бояр (кн. Мстиславский, Шуйские, Воротынские и др.). Вокруг Дмитрия царевича собрались бояре Нагие, родственники его по матери, и боярин Бельский. Сейчас же по воцарении Федора Иоанновича Дмитрия царевича отослали в Углич, по всей вероятности, опасаясь возможности Смуты. Во главе правления стал боярин Н. Р. Юрьев, но он скоро умер, похоже, его отравили сами, же бояре. Между боярином Годуновым и остальными произошло столкновение. Сначала пострадали бояре Мстиславские, Воротынские, Головины, потом и Шуйские. Дворцовая боярская вражда привела Годунова к власти, к которой он стремился. Соперников у него после падения Шуйских не было. Когда в Москву пришла весть о смерти царевича Дмитрия, по городу пошли слухи, что Дмитрий убит по приказанию Годунова. Слухи эти были записаны, прежде всего, некоторыми иностранцами, а затем попали и в сказания, составленные значительно позже события. Большинство историков поверили сказаниям, и мнение об убийстве Дмитрия Годуновым стало общепринятым. Но в последнее время этот взгляд значительно подорван, и вряд ли найдется кто-нибудь из современных историков, который бы решительно склонился на сторону сказаний» Задания на ознакомление и понимание:1. Кто автор исторического документа?2. Какую причину наступления Смуты выделяет автор? Задания на понимание и применение: 3. Что имел в виду современник, говоря о том, что не было власти, которая могла бы остановить, сдержать надвигавшееся бедствие? 4. С какими социальными группами (сословиями) связана данная причина Смуты. 5. Используя исторические знания, определите дату, описанных исторических событий. Перед тем как приступить изучите критерии оценки, согласно которой будет оцениваться ваш результат. Каждая группа представляет свою работу, а остальные оценивают их результат, заполняя оценочную таблицу. В случае затруднения группа имеет право обратиться к учителю. Далее учитель сопоставляет заполненные ребятами оценочные таблицы и оценивает самостоятельную деятельность учащихся. | Знакомятся | Проявляют активность | Приобретают опыт работы с различными источниками информации Распределяют обязанности в рамках группы | Сотрудничество - помощь друг другу |
III. Обобщение и систематизация знаний | 1. Организует работу по игре "Назовите историческую личность" Формулирует задание для учащихся. Собрать из букв имена исторических личностей, характеризующих Смутное время, рассказать, что о нем известно. Необходимо помнить, что одна буква в предложенных словах лишняя. (Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, М.В. Скопин-Шуйский, Прокопий Ляпунов, патриарх Гермоген) | Самостоятельно выполняют задание, составляют слова, отвечают на вопросы, Выбирают из предложенного перечня значимую информацию, высказывают собственную точку зрения | Строят Ставят вопросы, обращаются за помощью, формулируют свои затруднения | Распределяют обязанности в рамках группы, планируют работу Осуществляют работу в соответствии со своим планом | Сотрудничество Доброжелательность |
2. ФИЗКУЛЬМИНУТКА (Здоровьесберегающая технология) | |||||
Технология разноуровневого обучения. Вопросы для группы базового уровня - Почему данный период русской истории получил название "Смута"? (кризис государственной власти, который сопровождался народными выступлениями и частыми сменами правителей) Вопросы для группы продвинутого уровня: - Назовите основные причины смутного времени? (последствия разорения страны в период опричнины и Ливонской войны, кризис династии, претензии Польши на русский престол, голод 1601-1603 гг. и т.д.) ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: - Назовите условия, предшествующие появлению самозванцев в начале XVII века (упадок хозяйства, крестьянские выступления, противоречия внутри господствующего класса, избрание на царство Бориса Годунова и тд.) Скажите мне, пожалуйста, а сегодняшняя информация, полученная вами на уроке, может пригодиться нам в современное время? - Как именно? Смутное время характерно для любого исторического периода. Смуту порождают те, кто стоят у власти, боятся потерять свои привилегии, и всеми силами стараются их удержать и преумножить. - Смутное время отразилось на дальнейшем развитии страны? (ДА, конечно. Россия вышла из смуты крайне истощенной, с огромными территориальными и людскими потерями. По некоторым данным погибло до трети населения). | Работают в группе, используют знания, полученные на уроках. Работают индивидуально, аргументировано отвечают на вопросы. отработка способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач. | Высказывают собственное мнение и аргументируют его в пользу своей точки зрения. Проявляют активность, обращаются за помощью, высказывают свои затруднения. Проявляют активность, высказывают свое мнение, подтверждая его фактами из истории. | Распределяют обязанности в рамках группы, планируют работу. Приобретают опыт работы с различными источниками | Сотрудничают, проявляют доброжелательность. Помогают друг другу. Проявляют терпимость и доброжелательность к мнению одноклассников. - формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. | |
IV. Итоги урока. Рефлексия | Подводит итоги урока: Игра « Светофор успеха» Ребята, вы на партах видите цветные треугольники. Каждый имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. А на доске изображен светофор успеха, Сейчас каждый из вас должен взять один из треугольников, изображающим нужную эмоцию, которая осталась у вас при окончании урока. После этого подумайте, насколько данный урок был интересен для вас, было ли все понятно, или какая-то информация осталась не понятой. Сопоставив все факты, найдите на место для своего треугольника и поместите его на наш «Светофор успеха». | Размещают треугольники в зависимости от полученных эмоций на уроке | Высказывают свое мнение, аргументируют свою точку зрения | Самостоятельная оценка, анализ собственной учебной деятельности. Рефлексивная оценка собственной работы на уроке. | Принимают ответственность за результат работы |
V. Домашнее задание | Объясняется домашнее задание Базовый уровень: ответить на вопросы после параграфа §14-15,16 Продвинутый уровень: Подготовить проект: «Смута в истории нашей страны». | Слушают, задают уточняющие вопросы. | развитие навыков активного слушания и правильной постановки вопросов. | -формирование способности формулировать и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ «АЛЕКСАНДР II. ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА»
Технологическая карта урока по истории Россиитема: «Александр II. Отмена крепостного права»8 класс Цели для ученика:Выяснить историческую необходимость отмены крепостного права.Понять истор...
Разработка технологической карты урока "Водные ресурсы России"
Обобщающий урок по теме "Водные ресурсы России" с использованием ЭОР. Расписаны все этапы урока. Использованы гипер сылки на презентации...
Технологическая карта урока "Времена года" в 3 классе
Технологическая карта...
Технологическая карта урока "Времена года" в 3 классе
технологическая карта урока...
Открытый урок. Технологическая карта урока "ВРЕМЕНА ГОДА"
Технологическая карта урока.Знакомство с новой лексикой по теме «Времена года»....
Технологическая карта урока "Время.Распорядок дня"
Технологическая карта урока на конкурс "Педагогический дебют" Тема: "Время.Распорядок дня" Урок предназначен для 3 класса....
Технологическая карта урока "Время покупок"
Технологическая карта урока "Время покупок" по УМК "Starlight 5"...