Формирование УУД на уроках истории посредством смыслового чтения
статья по истории
Универсальное учебное действие (УУД) – учебное действие, имеющее надпредметный характер. Универсальность работы с текстом заключается в том, что текст представляет собой содержательную основу и опору для развития коммуникативной компетенции.
Чтение всегда является источником пищи для размышления. Критическая оценка и осмысление содержания прочитанного с точки зрения духовно-нравственных ценностей способствует развитию морального сознания, формированию нравственно-этической модели поведения и межличностных отношений, адекватной ориентации в социальных ролях, что, в свете требований действующей нормативной образовательной базы, соответствует формированию личностных УУД и достижению личностных результатов обучения. Возможность формирования познавательных УУД заключается в том, что работа с текстом формирует информационную компетенцию, развивает исследовательские умения, умения обобщать, выделять главное, реферировать и структурировать информацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rubtsova_t._v._formirovanie_uud_na_urokah_istorii.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рубцова Татьяна Викторовна, учитель истории и обществознания МБОУ «Агинская СОШ № 2»
Формирование УУД на уроках истории
посредством смыслового чтения
Хорошо известно, что историкам по роду своей деятельности приходится часто использовать на уроках различные тексты и к этому сложно добавить что – либо новое.
Универсальное учебное действие (УУД) – учебное действие, имеющее надпредметный характер. Универсальность работы с текстом заключается в том, что текст представляет собой содержательную основу и опору для развития коммуникативной компетенции.
Чтение всегда является источником пищи для размышления. Критическая оценка и осмысление содержания прочитанного с точки зрения духовно-нравственных ценностей способствует развитию морального сознания, формированию нравственно-этической модели поведения и межличностных отношений, адекватной ориентации в социальных ролях, что, в свете требований действующей нормативной образовательной базы, соответствует формированию личностных УУД и достижению личностных результатов обучения. Возможность формирования познавательных УУД заключается в том, что работа с текстом формирует информационную компетенцию, развивает исследовательские умения, умения обобщать, выделять главное, реферировать и структурировать информацию.
Для современных учеников нет сложностей с поиском информации, трудности вызывает умение работать с ней. С одной стороны, расширилось образовательное пространство, появились возможности заниматься исследовательской и проектной деятельностью, с другой - ученик не всегда может выполнить работу рационально и грамотно, не владея навыками и умениями работы с текстовой информацией.
Главное место должно отводиться активности и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Поэтому, при изучении материала по истории серьезное внимание необходимо уделять самостоятельной работе учащихся с учебным и оригинальным текстом, что позволит развить умение работать с проблемами и искать пути их решения, умение действовать в неопределенной ситуации, самостоятельно добывая недостающую информацию.
Использование различных форм и методов работы с учебным и оригинальным текстами на уроках истории и обществознания позволяет выделить ряд проблем:
1. Учащиеся недостаточно владеют навыками и умениями осуществлять поиск необходимой информации, анализировать и обобщать неупорядоченную информацию.
2. Учащиеся не владеют достаточным умением использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
3. Учащиеся не владеют достаточным умением осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма).
4. Учащиеся не умеют сопоставлять, сравнивать и соединять найденную в разных источниках информацию в целостную информационную картину;
5. Учащиеся не могут привлечь информацию, не содержащуюся непосредственно в заданных условиях;
6. Учащиеся не могут ответить на вопросы, предполагающие многократное возвращение к условию с целью получить дополнительную информацию.
Эти проблемы тем более актуальны, так как итоговая аттестация по истории и обществознанию в форме ЕГЭ и ОГЭ включает, в том числе и задания, связанные с анализом текстов.
Основные формы и методы работы с текстом, позволяющие решить эту задачу:
1. Составление вопросов к тексту и ответы на них.
2. Комментированное чтение текста.
3. Аналитическое чтение текста
4. Разбиение текст на смысловые части.
5. Составление тезисного плана.
6. Составление конкретизирующих, сравнительных, хронологических обобщающих таблиц.
7. Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста.
8. Составление логической схемы.
9. Преобразование цифровой информации, данной в тексте, в график, статистическую таблицу, диаграмму.
10. Реферирование текста.
Организуя на уроке работу с текстом, я использую рабочие листы, которые составлены на основе текста параграфа или оригинального текста (документа) и включают задания разной формы. На таком уроке учитель - консультант, помогает учащимся разобраться с содержанием текста. Задания составлены таким образом, чтобы через разные формы работы с текстом развивать умение применять приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Участие учеников в исследовательской и проектной деятельности позволяет на практике творчески применять полученные знания и умения работы с текстовой информацией, приобретать новые, практически увидеть результаты своей работы, осознать полезность и актуальность своего труда, использовать современные источники информации, современные средства ее обработки, презентации и хранения.
Навыки работы с текстовой информацией позволяют моим ученикам успешно выступать на школьных научно – практических конференциях (Леонтьева В. «Кто вы мои предки?», Качулина Я. «Происхождение названий средневековых городов», Дьяченко А. « Из Сибири в Сибирь», Шиндякин А. «Земляки – агинцы в годы Великой Отечественной войны», Борисевич С. « Если б не было войны» и др..); участвовать во Всероссийской дистанционной олимпиаде «Эрудит» ( Шиндякин А., Леоньева В., Егорова Д., Рубцов А., Морозова К. – победители); результативно участвовать в дистанционных викторинах и конкурсах.
Владение умениями осуществлять поиск необходимой информации, анализировать и обобщать неупорядоченную информацию позволило реализовать проект , посвященный жертвам политических репрессий «Из Сибири в Сибирь», который стал победителем муниципального и краевого туров конкурса «Мое Красноярье», выполнить проектно – исследовательскую работу «Мы помним, мы гордимся!», разработать проект « Автобусная остановка- не роскошь, а необходимость», занявший 2 место на муниципальном конкурсе .
Мои ученики успешно проходят итоговую аттестацию: ЕГЭ по истории – 52 -72 баллов (за последние 3 года), ЕГЭ по обществознанию – 47 – 98 баллов, переводные экзамены в 6 классе – 86% качество знаний.
Таким образом, умение работать с текстовой информацией на уроках истории и обществознания способствует формированию метапредметных результатов. Для этого нужно учитывать: какие тексты использовать на уроках, в ходе изучения каких тем и с какой целью. В этом случае изучение текстовой информации превратиться для учащегося в интеллектуально – творческий процесс и станет основой для решения обозначенных проблем работы с текстовой информацией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с текстом на уроке. Технология смыслового чтения.
Представлен опыт работы с текстом на уроках истории и обществознания...
«Формирование читательской компетенции школьников: навыки смыслового чтения и работы с текстом»
laquo;Методическая разработка урока по формированию навыков смыслового чтения и работы с текстами в условиях реализации требований ФГОС»...
«Формирование мотивации на уроках письма и чтения через использование нетрадиционных форм, приемов и методов»
laquo;Формирование мотивации на уроках письма и чтения через использование нетрадиционных форм, приемов и методов»...
Мастер-класс «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом(7-9 классы) Занятие 1-2.»
laquo;Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом. Занятие 1-2.»Программа мастер-класса адресована учителям русского языка и...
Открытый урок по смысловому чтению
Открытый урок по смысловому чтению...
Формирование читательской компетенции в процессе смыслового чтения
Методические рекомендации на основе педагогического опыта...
План – конспект открытого урока «Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка», 6 класс
Урок направлен на формирование функциональной граммотности на уроках английского языка. Акцент сделан на формирование и развитие навыков и умений смыслового чтения, которые позволяют обучающимся ...