Внеклассное мероприятие антикоррупционной направленности на тему: " Стоп, коррупция"
методическая разработка по истории (9 класс)

Клюева Марина Васильевна

Пояснительная записка

Одна из наиболее острых проблем, которые существуют в обществе, в нашей стране - проблема противодействия коррупции.

По распоряжению Президента РФ В.В. Путина в ноябре 2003 года был образован Совет при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией. Был разработан ряд законодательных актов по противодействию коррупции, в том числе и Федеральный закон «О противодействии коррупции, принятый в декабре 2008 года. 11 апреля  2014 года Путин издал указ «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы».

Между тем, масштабы коррупции в России, несмотря на начавшуюся кампанию, остаются высокими.

Одной из важнейших  задач, которые необходимо решить в ходе реализации «Национального плана противодействия коррупции» является активизация антикоррупционного просвещения граждан. Уровень образования населения, его правовой культуры – это не только престиж страны, но и вопрос ее национальной безопасности.

Именно поэтому в современных условиях одним из главных направлений деятельности учителя является формирование у учащихся нравственных основ противостояния коррупции, гражданской позиции и устойчивых навыков антикоррупционного поведения.

Данную разработку рекомендуется использовать для проведения внеклассных мероприятий в рамках воспитательной работы с обучающимися 8-9–х классов. Работа представлена для участия в номинации: «Методическая разработка внеурочного мероприятия».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 имени Евгения Родионова города Кузнецка

  Внеклассное мероприятие антикоррупционной направленности на тему: " Стоп, коррупция"

Выполнила:  Клюева Марина Васильевна  учитель истории МБОУ СОШ №4         им. Е. Родионова г. Кузнецка

                                                                                                                      

Кузнецк 2020 год

Пояснительная записка

Одна из наиболее острых проблем, которые существуют в обществе, в нашей стране - проблема противодействия коррупции.

По распоряжению Президента РФ В.В. Путина в ноябре 2003 года был образован Совет при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией. Был разработан ряд законодательных актов по противодействию коррупции, в том числе и Федеральный закон «О противодействии коррупции, принятый в декабре 2008 года. 11 апреля  2014 года Путин издал указ «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы».

Между тем, масштабы коррупции в России, несмотря на начавшуюся кампанию, остаются высокими.

Одной из важнейших  задач, которые необходимо решить в ходе реализации «Национального плана противодействия коррупции» является активизация антикоррупционного просвещения граждан. Уровень образования населения, его правовой культуры – это не только престиж страны, но и вопрос ее национальной безопасности.

Именно поэтому в современных условиях одним из главных направлений деятельности учителя является формирование у учащихся нравственных основ противостояния коррупции, гражданской позиции и устойчивых навыков антикоррупционного поведения.

Данную разработку рекомендуется использовать для проведения внеклассных мероприятий в рамках воспитательной работы с обучающимися 8-9–х классов. Работа представлена для участия в номинации: «Методическая разработка внеурочного мероприятия».

Внеклассное мероприятие антикоррупционной направленности на тему: " Стоп, коррупция"

Цель мероприятия:

Разъяснить сущность, причины, масштаб и последствия коррупции.

Задачи:

  1. Образовательные: сформировать у учащихся представление о том, что такое коррупция, познакомить с причинами возникновения коррупции, выяснить основные меры борьбы с коррупцией
  2. Развивающие: развивать у учеников умение составить собственное мнение и выражать гражданскую позицию в данном вопросе.
  3. Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма,  ответственности перед своим государством.

           План:

1. Вступительное слово учителя.

2. Работа в малых группах

3. Подведение итогов.

  Просмотр видеосюжета  «Чиновник просит внести первоначальный взнос..».

 (в сюжете речь идёт о взяточничестве, чиновник вымогает взятку с родителей за поступление ребёнка в детский сад).

- В чём смысл сюжета?

- С каким социально опасным явлением, часто обсуждаемым  в наше время СМИ, связано взяточничество?

(обучающиеся  делают вывод о том, что речь идёт о коррупции).

Сегодня мы поговорим о такой злободневной проблеме общества, как коррупция. Попытаемся раскрыть сущность этого явления, его причины, поразмышляем над тем, как победить это крайне живучее явление.

Согласно макроэкономическим и политэкономическим исследованиям, коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию, способным поставить под угрозу любые преобразования.  Сегодня работа будет организована в малых группах в форме состязания команд. Каждая команда имеет свое название и девиз. При ответе на вопросы членам других команд можно задавать вопросы, делать уточнения.

1 этап конкурса

- Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: «Что такое Коррупция? Каково значение этого слова на разных языках?

Обучающиеся  анализируют лингвистическое значение термина «коррупция», формулируют определение понятия.

Этимология и значение понятия:

Итальянский язык:

corruzione– порча, разложение, гниение; развращённость, испорченность;

- подкуп (corruzione di pubblico ufficiale – подкупдолжностноголица);

Английский язык:

corruption– порча, гниение, распад, разложение, упадок;

- порочность, развращенность (моральное разложение);

- изменение, искажение (информации, текста);

глагол tocorrupt: – развращать, разлагать;

- подкупать, давать взятку;

Русский язык:

(слово «коррупция» вошло в употребление лишь в конце 1980-х годов, до этого использовались слова «взяточничество», «злоупотребление служебным положением»)

коррупция – продажность общественных и политических деятелей, должностных лиц,

государственных чиновников (словарь иностранных слов);

- подкуп, соблазнение, развращение взятками должностных лиц (толковый словарь русского языка Ушакова),

- подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей (словарь русского языка Ожегова).

Согласно этим определениям, коррупция не ограничивается, как это часто полагают, взяточничеством. К коррупции также относятся и незаконное присвоение общественных средств, к которым имеет доступ по долгу службы чиновник, и использование служебного положения для создания особо благоприятных условий для своих родных и друзей и незаконное использование в личных целях служебной информации.

2 этап конкурса

Задание: Рассмотрите ситуации и ответьте на вопросы, используя статьи ФЗ "O противодействии коррупции": о какой форме коррупции идет речь и каковы вредные последствия данного поступка.

Ситуации:

1 команда

Государственный служащий  Ковалев А.Н., отвечающий за распределение бесплатно предоставляемых медикаментов пациентам, часть медикаментов  отправлял в частные аптеки для их дальнейшей реализации по высоким ценам. (Растрата – кража ресурсов людьми, облаченными властью или контролем над какими-либо ценностями.Растрата государственных средств – материальный  урон бюджету государства).

2 команда

 Родственникам  больного Иванова П.А. главврач недвусмысленно говорит, что ему требуется экстренная  операция, но в общей очереди операцию придется «ждать очень долго».  (Вымогательство – принуждение человека заплатить деньги или предоставить другие ценности в обмен на действие или бездействие.)

3 команда

Городская администрация в течении долгого периода затягивает решение вопроса с земельным участком по заявлению предпринимателя  Соловьева К.Р. (волокита – форма вымогательства, когда дело специально затягивается с целью получения взятки, посл.: недоверие к органам власти)

4 команда

Вновь избранная администрация района назначила на различные должности членов своих семей и близких, друзей. (Фаворитизм – назначение услуг или предоставление ресурсов родственникам, знакомым, в соответствии с их принадлежностью к партии, религии и т.п.Кумовство – форма фаворитизма, когда должностное лицо предпочитает при назначении на государственные должности выдвигать своих родственников).

5 команда

Мэр небольшого городка Смирнов А.С., являющийся членом правящей  партии «Солидарность»,  во время предвыборной кампании  добился того, что существующие в городе первичные отделения других партий под разными предлогами  были закрыты. (Злоупотребление полномочиями.Последств: причинен существенный вред охраняемым законом правам  интересам граждан, подрыв веры людей в институты демократии, в справедливость)

6 команда

Гражданин С. пришёл на приём в кабинет к чиновнику с сувениром и коробкой конфет (Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников.В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи.)

Многие сравнивают коррупцию с болячкой. У каждой болячки есть свои причины, которые нужно лечить. Каковы же причины коррупции?

3 этап конкурса

Задание: В течение 4-х минут написать на листе причины коррупции. Одна причина - 1 балл. Чья команда напишет больше причин, та команда зарабатывает большее количество баллов.

Причины коррупции:

- Низкая заработная плата государственных служащих

- Незнание законов

- Желание легкой наживы

- Частая сменяемость лиц на различных должностях

- Нестабильность в стране

- Коррупция как привычка

- Низкий уровень жизни населения

- Слабая развитость государственных институтов

- Безработица

- Неразвитость институтов гражданского общества

Вопрос болельщикам: Что вы знаете из истории борьбы с коррупцией в нашей стране?

- Российские источники упоминают мздоимство еще в XIII в. Начиная с Ивана III известны попытки законодательного ограничения коррупции. Первой попыткой можно считать Белозерскую уставную грамоту, которая установила твердые «кормы» для наместников и их аппарата. В Судебнике великого князя Ивана Васильевича впервые были официально запрещены взятки — «посулы» и зафиксирован размер судебных пошлин. Хотя взяточничество вызывало недовольство населения, массовых выступлений и протестов именно по этому поводу практически не было. Известен всего один такой эпизод, относящийся ко времени правления царя Алексея Михайловича (бунт 1648 г. в Москве), когда народу были выданы на растерзание наиболее запятнавшие себя «коррупционеры». В дальнейшем наличие коррупции многократно констатировалось, постоянно делались попытки если и не уничтожения, то хотя бы ее уменьшения. Об этом свидетельствуют многочисленные указы Петра I, Елизаветы Петровны, Екатерины II, Александра I, Александра II, а также создание различных комитетов для изучения причин лихоимства и выработки мер по его искоренению. В качестве терминов для обозначения проявлений коррупции использовались слова «мздоимство» и «лихоимство». Под «мздоимством» подразумевалось принятие должностным лицом взятки за совершение действия, входящего в круг его обязанностей, под «лихоимством» — получение взятки за совершение служебного проступка или преступления в сфере служебной деятельности.  Власти в разное время применяли различные наказания для виновных: от легкого штрафа или снятия с должностей до вечной ссылки с вырыванием ноздрей и отнятием «всего имения» или смертной казни путем повешения или даже четвертования. Тем не менее, к началу ХХ в. взятки и прочие проявления коррупции по-прежнему процветали. 

 Исследователь начала века П. Берлин объясняет это тем, что в России «взяточничество неразрывно сплелось и срослось со всем строем и укладом политической жизни». Продолжавшаяся на протяжении веков практика параллельно осуществлявшихся, с одной стороны, борьбы со взяточничеством, а с другой, развращения высших слоев чиновничества путем щедрой раздачи даров «прислужившимся» способствовала закладыванию психологических основ взяточничества и казнокрадства. Соответственно, низшие слои чиновничества, не имея возможности быть одариваемыми сверху, прибегали к вымогательству по отношению к подчиненным. Кроме того, отмечалась связь взяточничества и казнокрадства с политической благонадежностью. Создавалась ситуация, когда на эти преступления власть смотрела сквозь пальцы в обмен на политическое угодничество.

Представления о размахе коррупции в царском правительстве оказались мифом. Но именно из этого мифа исходили большевики в борьбе со взяточничеством, которое считалось злом, присущим «прогнившему царскому режиму» и пролетарскому государству доставшимся в наследство. Поэтому Советская власть буквально с первых месяцев своего существования начинает борьбу с коррупционными проявлениями, подвергая виновных суровым наказаниям вплоть до смертной казни. Постперестроечные власти существенно смягчили наказание за взятки. В 1991 г. на территории СССР смертная казнь за получение взятки была отменена. Однако проведение экономических и политических реформ, имевших следствием рост корыстных преступлений, включая взятки, потребовало принятия дополнительных мер. Уже в 90-е годы был принят ряд документов, касавшихся борьбы с коррупцией, но применение (или, скорее, неприменение) обозначенных в них мер никак не изменило ситуацию. В списке стран с самыми высокими показателями подкупа при госзаказах (процент от сделки, причитающийся посреднику) Россия занимает шестое место (после Таиланда, Индонезии, Филиппин, Индии, Парагвая).

 В целях борьбы с коррупцией в России в июле 2008 г. Президентом РФ был утверждён Национальный план противодействия коррупции.

4 этап конкурса

Задание: Рассмотреть ситуации и указать, ссылаясь на статьи ФЗ "О противодействии коррупции», в которых из них представлены случаи коррупции, а в которых нет.

1команда

 В благодарность за то, что врач вылечил её тяжело больного ребёнка, Галина подарила врачу букет из цветов своего сада.

2команда

 Бухгалтер Иванова С. использовала поддельные счета, которые содержат неверную информацию.

3команда

 Кандидат в депутаты договорился с фирмой о финансировании его выборов в органы государственной власти, взамен обещал помогать этой фирме получать хорошие заказы.

4команда

 Государственное должностное лицо пользуется служебным автомобилем и топливом в личных целях.

5команда

 Иван вынужден был отблагодарить чиновника, сознательно тянувшего время для решения его вопроса.

6команда

 Должностное лицо правительства поздно приходит на работу, рано возвращается с работы и в рабочее время занимается личными делами.

4 этап конкурса

Задание: Вспомните, какие пословицы и поговорки отражают коррупционную деятельность в современном обществе?

Каждая команда называет по очереди пословицы и поговорки, объясняет ее содержание. Побеждает та команда, которая привела пример последней.

Примеры:

- "Не подмажешь, не поедешь" - вымогательство, взятничество.

- "Рука руку моет" - групповая запланированная деятельность в подкупе.

- "Загребать жар чужими руками" - несознательное соучастие в мошенничестве и аферах.

- "Видит око, да зуб не мед" - безрезультативность действий борьбы с коррупцией.

5 этап конкурса

Учитель сообщает информацию об уголовной ответственности за взяточничество и иные коррупционные действия. Достаточно ли этих мер для борьбы с коррупцией? Чтобы вы предложили для решения данной проблемы?

Задание: Подготовить рекламу на тему "Скажем коррупции "Нет!"

Изображение и представление рекламы на листах формата А3 в течение 5 минут.

Вопрос болельщикам: Что мы можем  сделать для борьбы с коррупцией?

Коррупция не исчезнет до тех пор, пока мы не заставим ее исчезнуть. Поступайте правильно:

  • не давайте и не берите взятки;
  • старайтесь добиваться желаемых результатов на основе личной добропорядочности;
  • предавайте гласности случаи коррупции.

Вы также можете:

  •  изменить существующую систему и создать законы, которые бы защищали активных граждан, выступающих против коррупции;
  • писать об известных вам случаях коррупции в местные газеты;
  • принимать участие в проводимых во всем мире многочисленных кампаниях, акциях по борьбе с коррупцией.
  • Изучать данное явление
  • Знакомиться с антикоррупционными  мероприятиями и методами борьбы с коррупцией.

Подведение итогов и награждение команд.

Вывод: Коррупция - препятствие к экономическому росту и развитию, ставит под угрозу любые преобразования. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий какой-либо властью: чиновник, судья, администратор, депутат, экзаменатор, врач и т.д. Всеми ими движет один стимул - получить экономическую прибыль. Но при этом они испытывают риск разоблачения и наказания. Как необходимо бороться с мошенничеством, подкупом, вымогательством, взятками в современном обществе? Прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Эффективность борьбы зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их ответственности за процесс оздоровления общества. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений, справедливо давать наказания. Тогда в глазах окружающих возрастет авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией.

Использованная литература.

1. Амиров К.Ф.  «Антикоррупционное и правовоевоспитание» Казань 2010г.

2. Кузовков Ю.В. История коррупции в России.  Москва 2010г.

3. С.ВХованская «Актуальность проблемы» Москва 2012г.

4. Шмаковой «Использование ролевых игр в антикоррупционном образовании и воспитании школьников» Волгоград 2009г.

Приложение 1

В русском языке оно обозначает «продажность», «лихоимство», «мздоимство», «поборы».

В латинском языке дословный перевод означает ухудшение, порчу, разложение.


В Толковом словаре русского языка коррупция определяется как "подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей".

В толковом словаре В.И.Даль дает следующее толкование мздоимства и взяточничества. Мздоимствовать - брать подарки, приношения, взятки, быть продажным человеком. В земле нашей мздоимствуется по обычаю. Мздолюбие – сильное расположение к взяточничеству. Взятка – срыв, поборы, приношения, дары, гостинцы, приносы, пикшеш, бакшиш, хабара, могарычи, плата или подарок должностному лицу, во избежание стеснений, или подкуп его на незаконное дело. Лихоимец – жадный вымогатель, взяточник.

В «Кратком словаре иностранных слов» коррупция это «подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще».

Приложение 2

«Взяточник, что рыболов: пятерней нащупает и поймает».

 «Вор виноват, а подьячий мошне его рад».

«Вошел во власть - можешь к казенному сундуку припасть".

«Все вокруг колхозное – все вокруг мое».

 «В мутной воде хорошо рыбу ловить».

«В суд ногой – в карман рукой».

 «В суде убогий перед богатым, хотя и прав, всегда бывает виноватым».

 «Где суд — там и неправда водится».

«Деньги не пахнут».

«Деньги как птицы, то улетают, то прилетают».

 «Доверие легко потерять, но сложно восстановить».

«Дерет коза  лозу, волк — козу, мужик — волка, поп — мужика, попа — приказный, а приказного — черт».

 «Жадность к деньгам не имеет предела».

«Закон — что дышло: как повернул, так и вышло».

«Земля любит навоз, лошадь овёс, а судья принос».

 «Из суда, что из пруда, сухой не выйдешь».

«Как веревочке ни виться — кончику быть».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия патриотической направленности "Военно-спортивный праздник"

Военно-спортивный праздник, цель которого - развивать у обучающихся чувство гражданского патриотизма...

Внеклассное мероприятие профориентационной направленности"Моя будущая профессия".

Данное мероприятие способствует развитию познавательного интереса воспитанников к выбору профессии....

Формирование активной жизненной позиции у старшеклассников с ОВЗ через внеклассные мероприятия патриотической направленности

Формирование активной жизненной позиции у старшеклассников с ОВЗ через внеклассные мероприятия патриотической направленности - это неустанная работа по созданию у воспитанников чувства гордости з...

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия страноведческой направленности "День святого Мартина".

Данная разработка позволяет ученикам начальной школы (1-4кл.) в театрализованной и игровой форме познакомиться  с традиционным немецким праздником....

Методическая разработка внеклассного мероприятия патриотического направления для обучающихся 10 класса

На современном этапе развития общества важно выстраивать воспитательный процесс, ориентируясь на нравственные запросы государства, предъявляемые к формированию гражданского сознания подрастающего поко...

Внеклассное мероприятие профориентационной направленности "Моя будущая профессия". (9-й класс) (диспут с игровыми элементами)

Мероприятие для обучающихся выпускных классов коррекционной школы-интерната по профориентации....

Внеклассное мероприятие патриотической направленности "О России"

Внеклассное мероприятие патриотической направленности "О России"...