Дополнительная общеобразовательная программа "История в играх" для учащихся 2-4 классов
методическая разработка по истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная общеобразовательная программа "История в играх" для учащихся 2-4 классов | 72.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «История в играх». Возраст учащихся: 8-10 лет. Срок реализации: 1 год. Разработчик: Тимохина Е.Н., учитель истории ГБОУ лицей №144 Калининского района г. Санкт-Петербурга, 2019
Пояснительная записка
Курс дополнительного образования «История в играх» состоит из трех частей: пропедевтического раздела, посвященного развитию науки и культуры Петербурга, краеведческого материала (о знаменитых петербуржцах, оставивших свой след в истории) и практических занятий, включающих в себя экскурсионные выезды.
Культурное наследие народа составляют произведения художников, писателей, архитекторов, музыкантов… Это совокупность ценностей, дающих смысл жизни человеку. Именно поэтому разработан курс, призванный познакомить учащихся с этими ценностями. Знание культурного наследия своего города, своей страны, его возрождение является в современном мире исторической необходимостью.
Курс направлен на получение учащимися начальной школы базовых знаний по культуре Петербурга и развитие познавательного интереса к истории родного города и истории в целом. Курс должен способствовать расширению кругозора учащихся начальной школы, их коммуникативных качеств и творческих способностей.
Программа предполагает использование возможностей ИКТ в подготовке учебных, методических и наглядных материалов для занятий, самостоятельную проектную и исследовательскую работу учащихся.
Данная программа призвана помочь сформировать активную, инициативную, самостоятельную позицию ученика в обучении, активизировать общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные, реализовать полученные знания и умения в практической деятельности.
Направленность:
Согласно приказу Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» данная дополнительная общеобразовательная программа относится к туристско-краеведческой направленности. Она способствует изучению родной страны и ее исторического и культурного наследия, получению опыта работы в коллективе и социализации в обществе.
Актуальность программы:
Актуальность программы определяется тремя ее аспектами:
- Развитие потребности личности к познанию прошлого человечества и творческой деятельности средствами моделирования
- Развитие потребности личности к знакомству с культурным наследием родного города
- Воспитание патриотизма
В настоящее время от успеха модернизации школьного гуманитарного образования зависят воспитание и обучение школьников-граждан России и, следовательно, судьба развития нашего общества. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации должно соответствовать интересам укрепления российской государственности, формированию любви к Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по поддержанию стабильности, упрочнению единства.
Актуальность программы объясняется тем, что в настоящее время патриотизм является важным элементом в формировании личности, ее устойчивой гражданской позиции.
Но патриотическое воспитание учащихся невозможно без конкретных примеров. Именно поэтому значительное место в курсе отводится материалу о знаменитых петербуржцах, их деятельности в городе.
Реализация данной программы в системе дополнительного образования необходима еще и потому, что отвечает потребностям современных детей и их родителей, ориентирована на эффективное решение актуальных проблем исторического образования учащихся, соответствует государственной политике в области дополнительного образования и социальному заказу общества.
Актуальность программы базируется на:
- проведенном анализе родительского и детского спроса на дополнительные услуги в области исторического образования
- необходимости интеграции общего и дополнительного образования в условиях реализации ФГОС
- возможности образовательного учреждения поддерживать детей с особыми образовательными потребностями (одаренные дети)
- анализе лучших педагогических практик
Отличительные особенности программы:
Отличительной особенностью данной программы является ее форма, основанная на модульном принципе. Выбор последовательности изучения модулей остается за преподавателем, который ориентируется на существующие знания учащихся, их потенциал и потребности.
Адресат программы:
Данная программа рассчитана на учащихся 2-4 классов (8-10 лет).
Базовых знаний по истории России не требуется.
Объем и срок реализации:
Срок освоения программы - один учебный год
Общее количество тем - 36
Общее количество учебных часов - 72
Цели:
- формирование активного познавательного интереса учащихся к истории России, истории и культуре Санкт-Петербурга
- формирование и развитие творческих способностей учащихся (составление ребусов, кроссвордов, синквейнов по теме, создание иллюстраций, плакатов, подбор стихотворений, художественных, музыкальных произведений по теме изучения)
- обучение некоторым приемам и методам научной и исследовательской работы
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания учащихся
- личностное развитие учащихся
- формирование общей культуры учащихся
- выявление и поддержка талантливых и одаренных детей
Задачи программы:
- обучающие: 1. познакомить учащихся с основными событиями в научной и культурной жизни России, выдающимися деятелями Петербурга разных эпох, научить давать им характеристику, углубить знания учащихся в области истории, истории Петербурга 2. расширить и углубить представления учащихся о многообразии культурных процессов, происходивших на территории нашей страны и конкретно Санкт-Петербурга 3. показать взаимосвязь и взаимозависимость культур народов, населявших и населяющих Петербург 4. сформировать навыки самостоятельной работы с историческими источниками 5. познакомить с методикой самостоятельной исследовательской работы
- развивающие: 1. развивать умения анализировать, сравнивать и обобщать исторические факты, давать им оценку 2. продолжить работу по формированию умений ориентироваться в городе с помощью карты, основных городских ориентиров, доминант 3. продолжить развитие умений и навыков, связанных с работой с историческими источниками (письменными, изобразительными, материальными), навыков сравнительного анализа, использования справочного аппарата 4. сформировать умения различать архитектурные стили, соотносить их с определенной эпохой 5. сформировать умения ориентироваться в городской среде, описывать исторические памятники города 6. развивать историческое мышление, внимание, память, речь учащихся 7. развивать коммуникативные качества учащихся, готовность к дискуссиям, беседам на исторические темы, сотрудничеству, активности и самостоятельности 8. развивать интерес и способности учащихся к самоорганизации, закреплять навыки самообразования
- воспитательные: 1. показать роль и значение нашего города в развитии культуры России, преемственность, взаимообогащение и взаимопроникновение различных культур на примере истории и культуры Санкт-Петербурга 2. формировать толерантное отношение к людям различной национальности, жителям нашего города, вырабатывать умение быть ответственными за настоящее города, думать о его будущем 3. способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения учащихся к русским традициям, традициям петербургской культуры, воспитывать качества настоящего петербуржца 4. через участие родителей в конкурсах и выездных экскурсиях способствовать укреплению внутрисемейных отношений, формированию общих интересов 5. способствовать воспитанию бережного отношения к историческому, культурному наследию страны и, в частности, Санкт-Санкт-Петербурга.
Условия реализации программы:
- условия набора в коллектив: программа предусматривает свободный набор учащихся, всех желающих в учебные группы на добровольной основе, не имеющих специальной подготовки, без наличия базовых знаний и навыков. Возможен дополнительный прием учащихся в течение учебного года на основании собеседования и определения возможности включения в программу.
- условия формирования групп: одновозрастные,
- количество детей в группе: не менее 15 человек;
- особенности организации образовательного процесса: наряду с теоретическими занятиями программа предполагает проведение учебных занятий в форме экскурсии в пространстве города и на базе государственных музеев Петербурга
Основные принципы построения программы:
1. Научность. Этот принцип предопределяет сообщение учащимся только достоверных исторических сведений, в русле рекомендаций Санкт-Петербургской исторической школы.
2. Доступность. Предусматривает соответствие объема и глубины учебного материала уровню общего развития учащихся в данный период, благодаря чему, знания и навыки могут быть сознательно и прочно усвоены.
3. Связь теории с практикой. Обучение ведётся так, чтобы учащиеся могли сознательно применять приобретенные ими знания на практике.
4. Воспитательный характер обучения. В процессе обучения учащийся не только приобретает знания и формирует навыки, но и развивает свои способности, умственные и моральные качества.
5. Сознательность и активность обучения. Необходимость критически осмысливать, и оценивать факты, делать выводы, разрешать все сомнения с тем, чтобы процесс усвоения и выработки необходимых навыков происходили сознательно, с полной убежденностью в правильности обучения. Активность в обучении предполагает некоторую самостоятельность в работе с историческими источниками, теоретическим материалом.
6. Наглядность. Для наглядности применяются видеоматериалы, мультимедийные презентации.
7. Систематичность и последовательность. Учебный материал дается по определенной системе и в логической последовательности с целью лучшего его усвоения. Этот принцип предусматривает изучение предмета от простого к сложному, от частного к общему.
8. Прочность закрепления знаний, умений и навыков. Качество обучения зависит от того, насколько прочно закрепляются знания, умения и навыки учащихся. Прочность достигается неоднократным целенаправленным повторением, решением практических задач, рефлексией.
9. Индивидуальный подход в обучении. В процессе обучения педагог исходит из индивидуальных особенностей детей и, опираясь на сильные стороны учащегося, доводит его подготовленность до уровня общих требований.
Данная программа допускает творческий, импровизированный подход со стороны учащихся и педагога. Это касается возможной замены порядка освоения модулей, тем внутри каждого модуля, введения дополнительного материала. Руководствуясь данной программой, педагог имеет возможность увеличить или уменьшить объем и степень сложности изучаемого материала в зависимости от состава группы, и конкретных условий.
Формы проведения занятий:
Форма организации деятельности учащихся: фронтальная (изучение теоретического материала посредством использования ЭОР, презентаций, проведение лекции-визуализации со всем составом учащихся), групповая (проведение занятий в малых группах (занятие-проект, творческие мастерские, работа в парах), коллективная (проведение встреч, экскурсий, музейных занятий).
Методы преподавания и обучения:
1. Словесные - рассказ, лекция, беседа, сообщения
2. Наглядные – работа с иллюстративным материалом, презентациями, видеофильмами, историческими предметами
3. Самостоятельная работа - поиск информации, работа с литературой, с историческим источником, выполнение творческих заданий
4. ИКТ – работа с презентациями, самостоятельное создание собственных презентаций
5. Групповые – дискуссии, работа в группах по определенным заданиям, игровые
6. Экскурсии
Материально-техническое оснащение программы:
Учебные занятия проводятся в кабинете, оснащённом мультимедийным оборудованием, многофункциональным устройством (принтер, копир, сканер).
Также программой предусмотрено проведение занятий в 1.Военно-медицинском музее, 2. Библиотеке Академии наук или Российской национальной библиотеке ( или в музее-квартире Н.А. Некрасова) 3. Академии Художеств или Русском музее 4. Музее театрального и музыкального искусства 5. Музее музыки (Шереметьевском дворце) или музее-квартире Римского-Корсакова, 6. городском пространстве - обзорная экскурсия по теме «Архитектура», 7. Музее-квартире А.С. Попова или Центральном музее связи им. Попова или Музее электрического транспорта Санкт-Петербурга или Музее-архиве Д. И. Менделеева.
Планируемый результат:
- Предметные: 1. Приобретение новых знаний в области исторической науки, формирование представления об основных событиях отечественной истории в области культуры, выдающихся личностях 2. Умение оперировать основными историческими понятиями, выделять этапы в истории государства, города 4. Знание основных памятников истории и культуры, характеризующих периоды жизни города.
- Метапредметные: 1. Умение самостоятельно ориентироваться в различного рода исторической информации, исторических источниках, их содержании 2. Умение работать с картой, справочниками, путеводителями 3. Умение выполнить небольшую самостоятельную исследовательскую работу, составить развернутый ответ на заданную тему 4. Формирование представления о знаменитых петербуржцах и их роли в жизни города 5. Умение ориентироваться в городе, провести небольшую экскурсию для своих одноклассников по интересным местам города, грамотно и исторически верно представить факты о показываемых объектах экскурсии
- Личностные: 1. Успешно реализовать свой интерес и способности в ходе работы по курсу 2. Получить импульс к активному участию в жизни коллектива, совместных творческих мероприятиях 3. Освоить навыки коммуникативного общения со сверстниками, педагогами, сотрудниками музеев Санкт-Петербурга
Оценочные материалы:
- Входной контроль – проводится в форме игры
- Текущий контроль осуществляется на занятиях в течение всего учебного года для отслеживания уровня освоения учебного материала программы и развития личностных качеств учащихся
Формы:
- педагогическое наблюдение
- выполнение практических заданий (работа с картами, схемами, кроссвордами)
- представление творческих работ индивидуально и в группах
- выставки
- конкурсы
- презентации проектов
- исторические игры
- Итоговый контроль проводится в конце обучения по программе
Формы:
- открытое занятие (в разной форме) для педагогов и родителей. Учащиеся на занятии должны продемонстрировать уровень овладения теоретическим программным материалом. Для этого проводится опрос в игровых формах.
- анализ участия коллектива и каждого учащегося в конкурсах
- Форма фиксации результатов
- Анкета для родителей «Отношение родительской общественности к качеству образовательных услуг и степень удовлетворенности образовательным процессом в объединении»;
- Анкета для учащихся «Изучение интереса к занятиям у учащихся объединения»
- Видеозаписи и фотографии коллектива, участие в экскурсиях и конкурсах
Содержание программы:
Программа рассчитана на 1 год. 72 часа. 1 раз в неделю по 2 часа. Программа «История в играх» состоит из 8 модулей. При выборе последовательности изучения модулей, глубины их содержания - преподаватель ориентируется на уровень подготовки учащихся, их потенциал и заинтересованность. Руководствуясь данной программой, педагог имеет возможность увеличить или уменьшить объем и степень сложности изучаемого материала в зависимости от состава группы, и конкретных условий.
Модуль 1. «Введение. Феномен города»
Теоретическая часть: Образ города в восприятии людей, в поэзии, живописных произведениях. Особенности Санкт-Петербурга. Отношение петербуржцев к городу.
Практическая часть: Интерактивная игра по истории «Знаток Петербурга», создание творческих работ на тему «Мой особенный Петербург»
Модуль 2. «Литературный Петербург»
Теоретическая часть: Введение русского гражданского шрифта в Петербурге. Первые типографии в Петербурге. Газета «Ведомости» и издание книг. Первая книжная лавка. Первые библиотеки в Петербурге. Российская Академия и деятельность Екатерины Романовны. Первый толковый словарь русского языка - «Словарь Академии Российской». Публичная библиотека и библиотека Академии наук.
Знаменитые петербуржцы: места в городе, связанные с Александром Сергеевичем Пушкиным. Воспоминания Владимира Ивановича Даля о Пушкине. Создатель Толкового словаря Владимир Иванович Даль. Петербургский период жизни. Улица Даля в Петербурге. Николай Алексеевич Некрасов. Музей-квартира Некрасова. Памятные места в городе, связанные с ним. Баснописец, библиотекарь РНБ Иван Андреевич Крылов. Памятные места в городе, связанные с ним. Корней Иванович Чуковский. Биография, творчество, афоризмы. Виталий Валентинович Бианки. Русский поэт Сергей Александрович Есенин и памятные места в городе, связанные с ним. Дмитрий Сергеевич Лихачев. Письма о добром. Ольга Федоровна Берггольц. Жизнь и творчество. Работа в блокадном Ленинграде. Памятные места в городе, связанные с ней.
Практическая часть:
- игра «Умники и умницы»
- литературная викторина
- презентация-выступление «Мой любимый петербургский поэт/писатель»
- экскурсия в Библиотеку Академии наук или Российскую национальную библиотеку ( или в музей-квартиру Н.А. Некрасова)
Модуль 3. «Изобразительное искусство в Петербурге»
Теоретическая часть: Изобразительное искусство эпохи Петра I. Светская живопись. Жанры русского искусства в XVIII в. Дмитрий Григорьевич Левицкий.
Знаменитые петербуржцы: Академия Художеств в Петербурге. История. Знаменитые выпускники Академии, родившиеся в Петербурге: художники Орест Адамович Кипренский, Сильвестр Феодосиевич Щедрин, Карл Павлович Брюллов, Александр Андреевич Иванов.
Илья Ефимович Репин. Жизнь и творчество. Академия Художеств. Первый и второй петербургские периоды. Усадьба Пенаты. Места в городе, связанные с ним.
Анна Петровна Остроумова-Лебедева. Валентин Александрович Серов, Николай Константинович Рерих и Борис Михайлович Кустодиев.
Советский и российский художник-живописец, родившийся в Петербурге - Илья Сергеевич Глазунов.
Практическая часть:
- игра «Своя игра»
- игра «Я знаю эту картину»
- экскурсия в Академию Художеств или Русский музей
Модуль 4. «Архитекторы и скульпторы Петербурга»
Теоретическая часть: Архитектура как наука. Что такое архитектурный стиль? Где в Петербурге учились будущие архитекторы?
Знаменитые петербуржцы: Архитектор Андреян Дмитриевич Захаров и скульптор Иван Иванович Теребенев - создатели Адмиралтейства.. Карл Иванович Росси и его творения. Места в городе, связанные с Росси. Константин Андреевич Тон и Андрей Иванович Штакеншнейдер - архитекторы, родившиеся в Петербурге и творившие в нем.
Скульпторы XVIII века Федот Иванович Шубин и Василий Иванович Демут-Малиновский. Наиболее известные работы. Скульптор Михаил Иванович Козловский и его ученик Иван Иванович Теребенев. Петр Карлович Клодт и Николай Степанович Пименов. Советский и российский скульптор Михаил Константинович Аникушин.
Практическая часть:
- интерактивная игра «Архитектура моего города»
- фотоконкурс «Я вижу» (совместно с родителями)
- выставка творческих работ «Мой любимый архитектор»
- обзорная экскурсия по теме «Архитектура»
Модуль 5. «Музыкальный Петербург»
Теоретическая часть: Музыка в Петровском Петербурге. Первые оркестры. Хор государевых певчих. Музыкальная жизнь в Петербурге в XVIII в. Музыкальные инструменты в XVIII веке. Роговая музыка.
Музыкальная культура Петербурга XIX века.
Знаменитые петербуржцы: основатель русской классической музыки М.И. Глинка. Александр Порфирьевич Бородин. Петр Ильич Чайковский и его деятельность в Петербурге. Антон Григорьевич Рубинштейн - инициатор создания Певческой Академии в Петербурге. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Места в городе, связанные с композиторами.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович и его произведения. Василий Павлович Соловьев-Седой: любимые песни. Андрей Павлович Петров.
Практическая часть:
- игра «Угадай мелодию!»
- экскурсия в Музей музыки (Шереметьевский дворец) или музей-квартиру Римского-Корсакова
Модуль 6. «Театральная жизнь города»
Теоретическая часть: Что такое театр? Первые театры в Петербурге. Деятельность Александра Петровича Сумарокова. Появление оперы в Петербурге. Открытие Танцевальной школы. Старейший русский драматический театр - Александринский. Каменный (Большой) театр при Екатерине II. Эрмитажей театр. Современные театры Петербурга.
Знаменитые петербуржцы: Андрей Васильевич Каратыгин и его театральная семья. Балерина Истомина Авдотья Ильинична. Вера Федоровна Комиссаржевская и память о ней. Балерина Анна Павловна Павлова. Создатель театра для детей Александр Александрович Брянцев. Клоун Карандаш - Михаил Николаевич Румянцев. Дрессировщик Юрий Владимирович Дуров и его знаменитый дед. Балерина Галина Сергеевна Уланова. Георгий Михайлович Вицин: «Смеяться - естественная потребность». Оперные певицы Галина Павловна Вишневская и Елена Васильевна Образцова. Память об этих людях в нашем городе.
Практическая часть:
- мини-тренинг «Как вести себя в театре?»
- экскурсия в МузеЙ театрального и музыкального искусства
- игровое занятие «Я - театрал!»
Модуль 7. «Научная мысль города на Неве»
Теоретическая часть: Академия Наук в Петербурге в XVIII веке и ее деятельность. Михаил Васильевич Ломоносов и его работа в Петербурге. Первая химическая лаборатория в Петербурге. Наука в Петербурге в XIX веке. Открытие Пулковской обсерватории.
Знаменитые петербуржцы: основоположник минералогии в Петербурге Василий Михайлович Севергин. Именитый петербуржец, создатель школ для слепых в России Константин Карлович Грот. Величайший химик XIX века. Дмитрий Иванович Менделеев и 30-летняя работа в СПбГУ. Создатель радиоприемника Александр Степанович Попов. Большая часть жизни в Петербурге. Изобретатель телевидения Борис Розинг. Знаменитый инженер, создатель гидроэлектростанций, трамвайного дела в Петербурге Генрих Осипович Графтио. Раевский Александр Сергеевич - конструктор паровозов. Трагическая судьба конструктора. Изобретатель электромобиля Ипполит Романов. Изобретатель терменвокса Лев Термен. Изобретатель первого русского самолета Александр Можайский и знаменитый авиаконструктор Николай Николаевич Поликарпов. Создатель авиационного парашюта Глеб Евгеньевич Котельников. Места в городе, связанные с этими людьми.
Практическая часть:
- Игра «Я знаю это открытие!»
- экскурсия в Музей-квартиру А.С. Попова или Центральный музей связи им. Попова или Музей электрического транспорта Санкт-Петербурга или Музей-архив Д. И. Менделеева.
- игровое занятие «Я - изобретатель!»
- творческие проекты «Главное изобретение»
Модуль 8. «Медицина в Петербурге»
Теоретическая часть: Медицина в допетровское время. Аптекарский приказ. Монастырские лечебницы. Кто такой Петр Постников? Реформа медицинского дела при Петре I. Медицинская коллегия. Первая русская медицинская школа. Военные госпитали. Голицынская больница. 1775 г.- учреждение Приказа общественного призрения. Военно-медицинская академия и «Военно-медицинский журнал». Врачебный устав Свода законов Российской империи. Санитарно-эпидемиологические меры правительств.
Знаменитые петербуржцы: Профессор Сергей Петрович Боткин: начало санитарных организаций в Петербурге и строительство бесплатной Александровской больницы. Петр Францевич Лесгафт - педагог, анатом, врач. Нобелевские лауреаты: физиолог Иван Петрович Павлов и микробиолог Илья Ильич Мечников. Родоначальник военно-полевой хирургии Николай Иванович Пирогов. Памятные места в городе, связанные с ними. Лазаретный переулок, проспект Медиков.
Практическая часть:
- Игра «Что надо знать, чтобы стать врачом?»
- экскурсия в Военно-медицинский музей
- игровое занятие «Своя игра»
- творческие проекты «Врач и его открытие»
№ | Тема | Кол-во теоретических часов - 2 | Кол-во практических часов - 4 |
1 | Ведение. Феномен города. | 2 | |
2 | Интерактивная игра по истории «Знаток Петербурга», | 2 | |
3 | Создание творческих работ на тему «Мой особенный Петербург» | 2 | |
Модуль 2 «Литературный Петербург» | |||
Тема | Кол-во теоретических часов - 4 | Кол-во практических часов - 8 | |
4 | Первые типографии, книжные лавки, библиотеки в Петербурге. Кто такая Екатерина Романовна Дашкова? | 2 | |
5 | Деятельность А.С. Пушкина и В.И. Даля в Петербурге. Места в городе, связанные с ними | 2 | |
6 | Поэт Н.А. Некрасов, И.А. Крылов, К.И. Чуковский, В.В. Бианки и С.А. Есенин. Места в городе, хранящие память о них | 2 | |
7 | Д.С. Лихачев. Письма о добром | 2 | |
8 | О.Ф. Берггольц. Работа в блокадном Ленинграде | 2 | |
9 | Литературная викторина | 2 | |
Модуль 3 «Изобразительное искусство в Петербурге» | |||
№ | Тема | Кол-во теоретических часов - 4 | Кол-во практических часов - 6 |
10 | Изобразительное искусство эпохи Петра I. Светская живопись. | 2 | |
11 | Академия Художеств в Петербурге. История. Знаменитые выпускники Академии, родившиеся в Петербурге. | 2 | |
12 | Илья Ефимович Репин. Жизнь и творчество. | 2 | |
13 | А.П.Остроумова-Лебедева. В.А.Серов, Н.К. Рерих и Б.М. Кустодиев. Художник И.С. Глазунов. | 2 | |
14 | Историческая игра «Я знаю эту картину!» | 2 | |
Модуль 4 «Архитекторы и скульпторы Петербурга» | |||
№ | Тема | Кол-во теоретических часов - 4 | Кол-во практических часов - 4 |
15 | Архитектура как наука. Что такое архитектурный стиль? | 2 | |
16 | Создатели Адмиралтейства. Творения К.И. Росси. | 2 | |
17 | Скульпторы XVIII-XIX вв. И их самые известные работы | 2 | |
18 | Историческая игра «Архитектура моего города» | 2 | |
Модуль 5 «Музыкальный Петербург» | |||
№ | Тема | Кол-во теоретических часов - 2 | Кол-во практических часов - 8 |
19 | Музыка в Петровском Петербурге. Первые оркестры. Хор государевых певчих. Музыкальная жизнь в Петербурге в XVIII в. Музыкальные инструменты в XVIII веке. Роговая музыка. | 2 | |
20 | Музыкальная культура Петербурга XIX века. Основатель русской классической музыки М.И. Глинка. | 2 | |
21 | А.П. Бородин. П.И. Чайковский. А.Г. Рубинштейн - инициатор создания Певческой Академии в Петербурге. | 2 | |
22 | Николай Андреевич Римский-Корсаков и Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Места в городе, хранящие память о них | 2 | |
23 | Игра «Угадай мелодию!» | 2 | |
Модуль 6 «Театральная жизнь Петербурга» | |||
№ | Тема | Кол-во теоретических часов - 2 | Кол-во практических часов - 6 |
24 | Первые театры в Петербурге. Появление оперы и открытие танцевальной школы. | 2 | |
25 | Старейший русский драматический театр - Александринский. Каменный (Большой) театр при Екатерине II. Эрмитажей театр. Современные театры Петербурга. | 2 | |
26 | Балерины, оперные певицы и актрисы Петербурга | 2 | |
27 | Смеяться - естественная потребность: клоун Карандаш, дрессировщик Дуров и актер Георгий Михайлович Вицин. | 2 | |
Модуль 7 «Научная мысль города на Неве» | |||
№ | Тема | Кол-во теоретических часов - 4 | Кол-во практических часов - 6 |
28 | Деятельность Академии Наук и М.В. Ломоносова в Петербурге в XVIII в. Наука в Петербурге в XIX веке. Открытие Пулковской обсерватории. | 2 | |
29 | Знаменитые изобретатели и конструкторы Петербурга и их открытия | 2 | 4 |
30 | Игра «Я знаю это открытие!» | 2 | |
Модуль 8 «Медицина в Петербурге» | |||
№ | Тема | Кол-во теоретических часов - 4 | Кол-во практических часов - 4 |
31 | Медицина в допетровское время. Реформа медицинского дела при Петре I. | 2 | |
32 | Развитие медицины во второй половине XVIII и в XIX вв. | 2 | |
33 | Знаменитые медики Петербурга. Что мы о них знаем? | 2 | |
34 | Итоговая игра «Культура Петербурга: я знаю все!» | 2 | |
ИТОГО: 72 часа | 26 | 46 |
Календарно-тематическое планирование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа «Питание и здоровье» для 5 класса
Программа создана для более полного представления о значении правильного питания для организма человека. Содержание формирует понятие культуры питания, режима питания, развивае...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА гуманитарного направления «Занимательный английский» Класс 4
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа младших школьников разработана на основе примерной основной программы с учетом образовательных потребностей и запросов участников образоват...
дополнительная общеобразовательная программа по английскому языку 5-6 классы ("Чудеса английской грамматики")
рабочая программа кружка...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Подвижные игры 3-х классов"
Дополнительная программа...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для учащихся с нарушениями интеллекта физкультурно-спортивной направленности « В стране шашек »
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа « В стране шашек» носит физкультурно - спортивную направленность. В связи с тем, что рекомендованных для использования про...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для учащихся с нарушениями интеллекта социально- гуманитарной направленности «Финансовая грамотность».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая грамотность» носит социально- гуманитарную направленность.Актуальность. Современная школа обучает учащихся всему: ч...
Дополнительная общеобразовательная программа "Юный геолог" для 9,10 классов
Занятие геологией вызывает у детей не только чисто прикладной интерес - к поискам полезных ископаемых. В этой науке заложена основа взаимодействия человека и природы, она развивает элементарные исслед...