Игровая учебная деятельность - все просто!
учебно-методический материал по истории

Плотникова Татьяна Николаевна

Все мы используем на уроках (или почти все) игровую деятельность – удивительный феномен нашего существования. По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Данный вид деятельности включает в себя обширное количество приемов и методов организации педагогического процесса. Предлагаю несколько примеров игровой деятельности на уроках истории в 5-8 классах, которые использую.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГОРОВАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ВСЕ ПРОСТО!

Плотникова Т.Н.  учитель истории

и обществознания МБОУ «Пролетарская СОШ»

Серпуховского округа Московской области

Все мы используем на уроках (или почти все) игровую деятельность – удивительный феномен нашего существования. По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Данный вид деятельности включает в себя обширное количество приемов и методов организации педагогического процесса.

Важным этапом в игровой учебной деятельности, считаю правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям обучающихся, к выполнению ими норм поведения. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением учеников. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета. Учебный процесс становится интересным, появляется стремление к овладению предметом. Игра создает эмоциональный настрой, желание учиться, пробуждает познавательную активность.

На своих уроках истории в 5-8 классах использую следующие приемы игровой учебной деятельности (возможно, это кого-то заинтересует), итак…

  • Если вы хотите, чтобы ваши ученики лучше повторили пройденный материал – соорудите из листа бумаги самолетик, на котором надо написать дату и место события и запустите его в класс, к кому на парту оно сядет, тот и попадает в "другое время". Обучающийся, оказавшись в другом времени, должен рассказать нам о том, что он там видел. Ребята с удовольствием играют в эту игру. Им разрешается фантазировать, но, не отступая от исторической реальности.
  • Другим вариантом служит выброшенная на берег бутылка с посланием человека, потерпевшего крушение (послание – тот же лист бумаги, на котором написана дата и событие). Ученики это послание читают, затем погружаются в историческую эпоху и рассказывают, каким образом это послание могло бы изменить событие.
  • На листе бумаге учитель записывает исторического деятеля или предмет быта, оружие, строение и так далее и прикрепляет к доске обратной стороной. Обучающиеся задают вопросы, пытаясь понять, что же написал учитель, а тот в свою очередь отвечает на вопросы ребят только «да» или «нет».
  • На доске написано ключевое слово или дата пройденного материала. Ученики по очереди должны от главного перейти к вспомогательным, а затем и к второстепенным значениям темы, как бы выстраивая дерево. Можно записать в виде сложного кластера на доске.
  • Перед ребятами на слайде изображены предметы быта, портреты исторических деятелей, даты или иллюстрации исторических событий. Им необходимо найти лишнее, не относящееся к общему числу представленного материала и объяснить, почему оно является лишним.

Результативность: в игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, использование игровых технологий на уроках истории отражает отношение между людьми, формирует у детей правила общественного поведения, повышает интерес к историческому прошлому, активизирует познавательную деятельность обучающихся, повышает эффективность урока и качество знаний.

Игровая деятельность активизирует все психические процессы и функции ребят, способствует использованию знаний в новой ситуации, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Игра – естественная для ребенка и гуманная форма обучения в любом возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность игровой и учебной деятельности младших школьников на логопедических занятиях в условиях дистанционного обучения.

В статье раскрываются способы коррекционно-развивающего логопедического воздействия на учащихся начальной школы, при которых у детей осуществляется плавный переход от игровой к учебной деятельности в ...

Технология сотрудничества. Опыт организации активной совместной учебной деятельности обучающихся с использованием игровых методов

Потребность изменений в содержательном и технологическом аспекте образовательной деятельности учителя, в освоении  новых образовательных технологий, основанных на принципах метапредметности и нап...

Инновационные подходы к организации учебной деятельности на уроках физики с применением игровых и компьютерных технологий

В работе рассматриваются возможности применения активных (в первую очередь, игровых) методов обучения, а также компьютерных технологий для моделирования и наглядной демонстрации сложных физических про...

Игровая технология как средство мотивации обучающихся на учебную деятельность на уроках физической культуры.

Игровая технология является уникальной формой обучения, которая позволяет сделать обычный урок интересным и увлекательным.Игра необходима детям для развития личности, т. к. в игре ребенок учится позна...

Методическое пособие для учителя физики "Игровая учебная деятельность на уроках физики"

В разработке представлено несколько разработок уроков, которые преследуют одну общую цель: систематизация и контроль знаний по теме. Особенность всех уроков состоит в том, что при их проведении и...

Игровые приемы и ситуации как средства побуждения и стимулирования обучающихся к учебной деятельности на уроке информатики и ИКТ в колледже

Игровые приемы и ситуации как средства побуждения и стимулирования обучающихся к учебной деятельности на уроке информатики и ИКТ в колледже...