Методическое пособие для учителя физики "Игровая учебная деятельность на уроках физики"
методическая разработка по физике (7, 8, 11 класс)

Балабанова Валентина Васильевна

В разработке представлено несколько разработок уроков, которые преследуют одну общую цель: систематизация и контроль знаний по теме. 

Особенность всех уроков состоит в том, что при их проведении используется игровая учебная деятельность. Ценным в такой форме работы является то, что в такую деятельность активно включаются учащиеся всех возрастов и уровней подготовленности. Элементы игры вызывают интерес, глубокие эмоциональные переживания, которых лишен обычный учебный процесс. Эмоции связаны и с содержанием игры и с необходимостью выполнять её правила всеми участниками. Для учителя данные уроки позволяют охватить достаточно большой и разнообразный материал, включить большое количество разнообразных заданий по теме.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Разработки уроков336.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое пособие для учителя

Тема «Игровая учебная деятельность на уроках физики»

Выполнила: Балабанова Валентина Васильевна

Учитель физики ГБОУ СОШ №547 Красносельского района г. Санкт-Петербурга

г. Санкт-Петербург

2019 г

Пояснительная записка

Мною представлено несколько разработок уроков, которые преследуют одну общую цель: систематизация и контроль знаний по теме. 

Задачи уроков:

  1. дать возможность учащимся всего класса раскрыть свой творческий потенциал;
  2. повысить ответственность при подготовке каждого;
  3. включить большое количество разнообразных заданий по теме;
  4. развить активность ребят и повысить интерес к изучаемому предмету.

Особенность всех уроков состоит в том, что при их проведении используется игровая учебная деятельность. Ценным в такой форме работы является то, что в такую деятельность активно включаются учащиеся всех возрастов и уровней подготовленности. Элементы игры вызывают интерес, глубокие эмоциональные переживания, которых лишен обычный учебный процесс. Эмоции связаны и с содержанием игры и с необходимостью выполнять её правила всеми участниками. Для учителя данные уроки позволяют охватить достаточно большой и разнообразный материал, включить большое количество разнообразных заданий по теме.

Форма проведения занятий позволяет стимулировать творческие способности детей, их инициативность, веру в себя, предоставив им возможность решать проблемы самостоятельно. Уроки с элементами игры предоставляют каждому ученику возможность удовлетворить свою естественную потребность занять определённое место в обществе и окружающем мире, раскрыться всем учащимся, возможность отвечать даже слабому. Групповая работа с элементами соревнования побуждает учащихся повысить ответственность при подготовке каждого, так как его результат может повлиять на оценку всех участников.

В 7,8 классах на уроке – сказке учащиеся сами становятся героями этой сказки. Благодаря этому повышается активность ребят и интерес к изучаемому предмету. Процесс погружения в сказку предполагает ненавязчиво для самих детей решить большое количество задач, повторить все вопросы, изученные в теме.

Критерии оценки учащихся:

На уроках в форме интеллектуальной игры оценку получает каждый участник, при этом первичный балл проставляется капитаном команды, команда в свою очередь получает оценку в соответствии с прописанными критериями за количество выполненных заданий. В журнал оценка выставляется учителем с учетом индивидуальной и общей, но она не может превысить командную.

В 7 классе ученик получает одну оценку за выполненную контрольную работу, вторую в зависимости от активности на уроке по количеству полученных карточек.

На зачетном уроке в 11 классе оценка выставляется  с учетом выполненных заданий. Оценка «3» выставляется при наличии не менее 60% выполненных заданий, оценка «4»  от 80 до 95%, оценка «5» - выполнена вся работа, возможен один недочет.

При подведении итогов уроков проговариваются все результаты с комментариями.

Ожидаемые результаты:

Уроки, представленные в данной разработке, проводились неоднократно в различных классах. Опыт показал, что:

Повышается активность учащихся, нет ни одного ученика, который был бы просто пассивным наблюдателем;

Капитанами команд выставляется объективная оценка каждому участнику;

Во время повторения и контроля включено большое количество разнообразных заданий.

Обобщающий урок физики в 11 классе по теме
«Электромагнитные волны. Принципы радиосвязи»

(Урок с использованием групповой работы учащихся)

На уроке учащиеся работают в группах. Учащиеся должны быть заранее ознакомлены с данным видом работы. Групповую работу можно использовать при изучении нового материала, при отработке различных вопросов физики. Для успешной работы группы формировать  учителю с учётом интересов и взаимоотношений детей.

Перед уроком (возможно в конце предшествующего данному) проводится подготовительная работа:

  1. Формирование группы;
  2. Консультация и нацеливание капитана на работу (капитан назначается учителем из числа наиболее подготовленных детей);
  3. Готовится помощник учителя для работы в жюри (самый сильный ученик предварительно сдаёт зачёт по данной теме);
  4. Капитан и его команда получает установку на более организованное выполнение задания.

Цель урока:

  1. Обобщить и проверить знания по теме «Электромагнитные волны. Принципы радиосвязи»;
  2. Продолжить формирование навыка работы в группе;
  3. Продолжить воспитание уважения к мнению одноклассников и доброжелательного отношения друг к другу.

Ход урока:

1 этап Организационный момент.

На данном этапе проговариваются условия работы в группе на предлагаемом уроке, критерии оценки каждого участника, задачи жюри.

Условия работы: группе предлагается задание - конкурс, на его выполнение даётся определённое время; участники должны как можно организованнее совместно, либо в некоторых конкурсах индивидуально выполнить предложенные задания.

Капитан даёт оценку каждому участнику за выполнение заданий, вносит в карточку:

Название команды

Фамилия, имя

Задание1

Задание2

Задание3

Задание4

Задание5

Задание6

Задание7

Итоговая оценка

О.П

М.Н.

И.С.

Оценка каждого зависит от общей оценки группы и личной оценки, выставленной капитаном.

Жюри оценивает (в баллах) работу команды по каждому заданию и вносит в сводную ведомость.

Команда

Продолжи предложение

Решите задачи

Чуть-чуть истории

Путешествие по ШЭМВ

Принципы радиосвязи

Подумай и ответь

Простейший радиоприёмник

Итоговая оценка

1

2

3

Критерии оценки учащихся

1 конкурс «Продолжи предложение» оценивается максимально в 8 баллов.

2 конкурс «Реши задачу» оценивается максимально в 10 баллов.

3 конкурс «Чуть – чуть истории» оценивается максимально в 5 баллов.

4 конкурс «Путешествие по шкале электромагнитных волн» оценивается максимально в 4 балла.

5 конкурс «Принципы радиосвязи» оценивается максимально в 4 балла.

6 конкурс «Подумай и ответь» оценивается максимально в 7 баллов.

7 конкурс «Простейший радиоприёмник» оценивается максимально в 3 балла.

Общее количество баллов – 41 балл.

Команда получает:

Оценку «5», если набрано от 37 до 41 баллов;

Оценку «4», если набрано от 31 до 36 баллов;

Оценку «3», если набрано от 22 до 30 баллов.

Ученик получает оценку в соответствии с личными достижениями, но не выше общекомандной оценки.

Подготовительная работа учителя:

Подготовить карточки с заданиями для каждой команды, таблицу учета вклада каждого участника за выполнение заданий для капитанов, карточки-задания с ответами для жюри, таблица учета результатов команд.

I1 этап,  Ход игры

Задание команде выдаётся на карточках, ответ учащиеся дают на этой же карточке (возможно использование черновика).

Конкурс 1 «Продолжи предложение» (5 мин)

(Записываются определения того или иного понятия)

Конкурс 2 «Реши задачу» (7 мин)

Конкурс 3 «Чуть – чуть истории» (2 мин)

(Команде нужно либо назвать учёного, либо его открытие)

Конкурс 4 «Путешествие по шкале электромагнитных волн» (10 мин)

(Команда получает план ответа, обдумывает ответ, затем любой член команды устно даёт ответ ≈ 2 мин)

Конкурс 5 «Принципы радиосвязи» (3 мин)

Необходимо начертить блок-схему элементов радиосвязи (Радиопередатчика и радиоприёмника)

Конкурс 6 «Подумай и ответь» (5 мин)

(Предлагается 5 качественных задач и вопросов по теме)

Конкурс 7 «Простейший радиоприёмник» (3 мин)

(по схеме рассказать об одном из составляющих радиоприёмника)

Далее предлагаются карточки - задания и ответы с критериями оценки для жюри):

Конкурс 1 «Продолжи предложение» (5 мин)

(Записываются определения того или иного понятия)

Продолжите предложение:

  1. Электромагнитная волна –
  2. Длина волны –
  3. Детектирование –
  4. Интенсивность электромагнитной волны –
  5. Модуляция передаваемого сигнала –
  6. Радиосвязь –
  7. Амплитудная модуляция –
  8. Радиолокация –

(для жюри предоставлены ответы - увеличивается скорость проверки)

Ответы:

  1. Электромагнитная волна — возмущение электромагнитного поля, распространяющееся в пространстве со скоростью света. (1 балл)
  2. Длина волны — расстояние, на которое распространяется волна за период колебаний ее источника    (1 балл)
  3. Детектирование   (или   демодуляция) — процесс выделения низкочастотных звуковых колебаний из модулированных колебаний высокой частоты.    (1 балл)
  4. Интенсивность электромагнитной волны — среднее значение плотности потока энергии электромагнитной волны.    (1 балл)
  5. Модуляция передаваемого сигнала — кодированное изменение одного из его параметров.    (1 балл)
  6. Радиосвязь — передача и прием информации с помощью радиоволн, распространяющихся в пространстве без проводов.
  7. Амплитудная модуляция — изменение амплитуды высокочастотных колебаний по закону изменения передаваемого звукового сигнала.  
    (1 балл)
  8. Радиолокация- обнаружение объектов и определение их координат с помощью отражения радиоволн.    (1 балл)

Конкурс 2 «Реши задачу» (7 мин)

1.        Колебательный контур состоит из катушки индуктивности L = 1 мкГн и конденсатора, электроёмкость которого может изменяться в пределах
от 10
-8 Ф до 4∙10-8 Ф. На какой диапазон длин волн может быть настроен этот контур?

Решение:

  Ответ: от 188,4 м до 376,8 м

за наличие формул 2 балла

за верные ответы 2 балла

Итого – 4 балла

2.        Уравнение напряжённости электрического поля бегущей гармонической волны имеет вид Е = 100sin(10πt). Найдите амплитуду, частоту, период волны.

Решение:

За каждый ответ по 1 баллу, итого 4 балла

3.        Радиостанция работает на частоте ν = 100 МГц. Считая, что скорость распространения электромагнитных волн в атмосфере равна скорости света в вакууме, найдите соответствующую длину волны.

итого 2 балла (1 балл – за формулу, 1 балл – за верный ответ)

Конкурс 3 «Чуть – чуть истории» (2 мин)

(Команде нужно либо назвать учёного, либо его открытие)

1.        Учёный, предсказавший теоретически существование электромагнитных волн (Джеймс Максвелл) (1 балл)

2.        Кто впервые экспериментально генерировал электромагнитные волны (Генрих Герц) (1 балл)

3.        Заслуга Уильяма Гершеля состоит в том, что он (обнаружил инфракрасное излучение) (1 балл)

4.        Немецкий физик, открывший новый вид излучения (Рентген) (1 балл)

5.        Впервые радиотелеграфная связь была продемонстрирована (кем?)
(А. С. Поповым)(когда?) (7 мая 1985 г.) (1 балл)

Конкурс 4 «Путешествие по шкале электромагнитных волн» (10 мин)

(Команда получает план ответа, обдумывает ответ, затем любой член команды устно даёт ответ ≈ 2 мин)

Опишите по плану:

Источники излучения.

Диапазон частот.

Свойства излучения.

Применение (или проявление в жизни) излучения.

(Команда выбирает вид излучения)

  1. Инфракрасное излучение
  2. Ультрафиолетовое излучение
  3. Рентгеновское излучение
  4. Радиоволны

Оценивает учитель (наибольшее количество – 4 балла)

Конкурс 5 «Принципы радиосвязи» (3 мин)

Необходимо начертить блок-схему элементов радиосвязи (Радиопередатчика и радиоприёмника)

Начертите блок – схему радиопередатчика

Ответ: (2 балла)

Начертите блок – схему радиоприёмника

Ответ: (2 балла)

Итого: 4 балла

Конкурс 6 «Подумай и ответь» (5 мин)

(Предлагается 5 качественных задач и вопросов по теме)

Подумай и ответь

1.        Почему на коротких волнах связь можно осуществить на более дальнее расстояние, чем на средних и длинных?

(Короткие волны способны чаще отражаться от ионосферы и спутников связи, поэтому преодолевают большие расстояния, а средние и длинные скользят вдоль поверхности Земли). (2 балла)

2.        Какая модуляция применяется в радиосвязи?

(Амплитудная, частотная и фазовая). (1 балл)

3.        Почему передающая и приёмная антенна располагаются в одной плоскости?

(Радиоволна является электромагнитной волной, поляризована, распространяется в одной плоскости). (1 балл)

4.        Важной частью открытого колебательного контура, в который входит антенна, является заземление. Почему же возникшие в антенне токи не уходят в землю?

(Антенна устанавливается не на землю, а на изоляторы). (2 балла)

5.        Часто говорят, что генератор высокой частоты в радиопередатчике вырабатывает «несущую» частоту. Почему?

(С помощью волн высокой частоты осуществляется передача (перенос) волны звуковой частоты). (1 балл)

Конкурс 7 «Простейший радиоприёмник» (3 мин)

(по схеме рассказать об одном из составляющих радиоприёмника)

Покажите на рисунке входную цепь радиоприёмника и объясните её назначение.

Ответ:

Входная цепь включает антенну, которая улавливает радиоволн; резонирующий контур, состоящий из катушки L2 и конденсатора переменной ёмкости С1. С помощью резонирующего контура из волн различных частот можно выбрать волну нужной частоты, благодаря явлению резонанса.

Максимально ответ оценивается в 3 балла

Подведение итогов (3 мин).

Обобщающий урок физики в 11 классе по теме
«Магнитное поле»

(Урок в форме интеллектуальной игры)

Перед уроком (в конце предшествующего данному) проводится подготовительная работа:

  1. Формирование группы;
  2. Консультация и нацеливание капитана на работу (капитан назначается учителем из числа наиболее подготовленных детей);
  3. Готовится помощник учителя для работы в жюри (самый сильный ученик предварительно сдаёт зачёт по данной теме, в данном случае задания и решения готовил ученик, учитель осуществил проверку);
  4. Капитан и его команда получает установку на более организованное выполнение задания.

Цель урока:

  1. Обобщить и проверить знания по теме «Магнитное поле»;
  2. Продолжить формирование навыка работы в группе;
  3. Продолжить воспитание уважения к мнению одноклассников и доброжелательного отношения друг к другу.

Ход урока:

1 этап Организационный момент.

На данном этапе проговариваются условия работы в группе на предлагаемом уроке, критерии оценки каждого участника, задачи жюри.

Условия работы: группе предлагается задание - конкурс, на его выполнение даётся определённое время; участники должны как можно организованнее совместно, либо в некоторых конкурсах индивидуально выполнить предложенные задания.

Капитан даёт оценку каждому участнику за выполнение заданий, вносит в карточку:

Название команды

Фамилия, имя

Задание1

Задание2

Задание3

Задание4

Задание5

Задание6

Задание7

Итоговая оценка

О.П

М.Н.

И.С.

Оценка каждого зависит от общей оценки группы и личной оценки, выставленной капитаном.

Жюри оценивает (в баллах) работу команды по каждому заданию и вносит в сводную ведомость.

Команда

Задание1

Задание2

Задание3

Задание4

Задание5

Задание6

Задание7

Итоговая оценка

1

2

3

Критерии оценки учащихся

1 конкурс «Закончите предложение» оценивается максимально в 6 баллов.

2 конкурс «Физические величины и единицы измерения» оценивается максимально в 8 баллов.

3 конкурс «Напишите формулу» оценивается максимально в 3 балла.

4 конкурс «Решите задачу» оценивается максимально в 9 баллов.

5 конкурс «Качественные задачи» оценивается максимально в 5 баллов.

6 конкурс «Учёные, внёсшие вклад в развитие теории о магнитном поле» оценивается максимально в 7 баллов.

7 конкурс «Определите направление» оценивается максимально в 3 баллов.

Общее количество баллов – 40 балл.

Команда получает:

Оценку «5», если набрано от 35 до 40 баллов;

Оценку «4», если набрано от 30 до 34 баллов;

Оценку «3», если набрано от 20 до 29 баллов.

Ученик получает оценку в соответствии с личными достижениями, но не выше командной.

Задание команде выдаётся на карточках, ответ даётся здесь же (возможно использование черновика).

Ход игры (задания и ответы):

Конкурс 1 «Закончите предложение» (8 мин)

(Записываются определения того или иного понятия)

ЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: Магнитное поле- это...

Линиями магнитной индукции называют...

Вихревым полем называют.

Силой Ампера называют...

Силой Лоренца называют...

Вектор магнитной индукции это.

Конкурс 2 «Физические величины и единицы измерения» (2 мин)

ЗАПИШИТЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ВЕЛИЧИНЫ И ЕДИНИЦЫ ЕЁ ИЗМЕРЕНИЯ:

Сила Лоренца

Вектор магнитной индукции

Сила тока

Элемент проводника

Заряд электрический

Скорость

Масса

Радиус

Конкурс 3 «Напишите формулу»» (2 мин)

НАПИШИТЕ ФОРМУЛУ.

1.        Напишите формулу для вычисления силы Лоренца.

2.        Напишите формулу для вычисления силы Ампера.

3.        Напишите формулу для вычисления радиуса окружности, по которой движется заряженная частица в однородном магнитном поле.

Конкурс 4 «Решите задачу»» (12 мин)

ЗАДАЧИ НА ВЫЧИСЛЕНИЕ:

1.        Магнитное поле действует с силой 24Н на проводник длиной 30 см, расположенный перпендикулярно линиям магнитной индукции. Определите магнитную индукцию, если сила тока в проводнике равна 20 А.

2.        Чему равна сила Лоренца, действующая на электрон, влетевший в однородное магнитное поле с индукцией В=0,02 Тл перпендикулярно линиям магнитной индукции со скоростью v=5·106 м/с?

3.        Электрон влетает в однородное магнитное поле с индукцией В=10-4 Тл перпендикулярно линиям магнитной индукции. Определите радиус окружности, по которой движется электрон, если скорость равна v=l,6·106 м/с?

Конкурс 5 «Качественные задачи» (5 мин)

ОПРЕДЕЛИТЕ НАПРАВЛЕНИЕ(ЗАДАЧИ-РИСУНКИ):

1.        Определите направление силы Ампера.

2.        Определите направление тока в проводнике

3.        В какую сторону отклоняется электрон, влетающий в однородное магнитное поле.

Конкурс 6 «Учёные, внёсшие вклад в развитие теории о магнитном поле (3 мин)

УЧЕННЫЕ ВНЁСШИЕ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ О МАГНИТНОМ ПОЛЕ:

1.        В честь какого учёного получила название единица вектора магнитной индукции.

2.        Кто из учёных проводил опыты по взаимодействию параллельных проводников с током.

3.        Основатель электронной теории строения вещества.

4.        Кто из учёных обнаружил действие проводника с током на магнитную стрелку.

5.        Учёный, в честь которого названа сила, действующая на движущуюся электрически заряженную частицу со стороны магнитного поля.

6.        В честь кого названы единицы электрического заряда?

7.        Кто обнаружил действие постоянного магнита на проводник с током?

Конкурс 7 «Определите направление» (3 мин)

ОПРЕДЕЛИТЕ НАПРАВЛЕНИЕ:

Определить направление силы Ампера на рамку с током.

Ответы к конкурсным заданиям и критерии оценки:

Закончите предложение:

  1. Магнитное поле – это особый вид материи, посредством которой осуществляется взаимодействие между движущимися электрическими зарядами.

(1 балл)

  1. Линиями магнитной индукции – называют линии касательные, к которым направлены также как вектор магнитной индукции в данной точке поля.

(1 балл)

  1. Вихревым полем называют поле, силовые линии которого замкнуты.

(1 балл)

  1. Сила Ампера – сила, с которой магнитное поле действует на элемент проводника.

(1 балл)

  1. Сила Лоренца – сила, с которой магнитное поле действует на движущуюся заряженную частицу.

(1 балл)

  1. Вектор магнитной индукции – силовая характеристика магнитного поля, показывающая действие магнитного поля на движущийся электрический заряд.

(1 балл)

(Итого: 6 баллов)

Физические величины и единицы их измерения.

Сила Лоренца                        Fл                H (Ньютон)

(1 балл)

Вектор магнитной индукции        B                Тл (Тесла)

(1 балл)

Сила тока                                I                A (Ампер)

(1 балл)

Элемент проводника                ∆l                м (метр)

(1 балл)

Заряд электрический                q                Кл (Кулон)

(1 балл)

Скорость                                v                м/с (метр в секунду)

(1 балл)

Масса                                        m                кг (килограмм)

(1 балл)

Радиус                                r                м (метр)

(1 балл)

(Итого: 8 баллов)

Напишите формулу.

(1 балл)

(1 балл)

(1 балл)

(Итого:3 балла)

Задачи.

Дано:

СИ

0,3м

Решение:

Ответ:

(3 балла)

Дано:

электрон

СИ

Решение:

Ответ:

(3 балла)

Дано:

электрон

СИ

Решение:

Ответ:

(3 балла)

(Итого:9 баллов)

Учёные внесшие вклад в развитие теории о магнитном поле:

  1. Тесла                                                                        (1 балл)
  2. Ампер                                                                        (1 балл)
  3. Лоренц                                                                        (1 балл)
  4. Эрстед                                                                        (1 балл)
  5. Лоренц                                                                        (1 балл)
  6. Кулон                                                                        (1 балл)
  7. Ампер                                                                        (1 балл)

(Итого:7 баллов)

Качественные задачи:

(Итого:5 баллов)

Определите направление.

Подведение итогов (5 мин).

Урок  физики в 7 классе

«Повторение темы “Работа и мощность. Энергия”».

(Урок – сказка, проводится в игровой форме)

Цели урока:

  1. Проверить усвоение учащимися основных вопросов темы «Работа. Мощность. Энергия», умение применять знания при решении задач.
  2. Осуществить включение каждого учащегося в работу.
  3. Через нетрадиционные формы урока продолжить привитие интереса к изучению физики.

Оборудование урока:

  1. Карточки – задания для учащихся.
  2. В.И. Лукашик «Сборник задач по физике 7 – 9»  (1 – на парте).
  3. Чистые листы на партах учащихся.
  4. На доске: таблица, предложенная учащимся на карточках.
  5. Карточка с названием физических величин.
  6. Карточки из цветной бумаги.
  7. Тетради для контрольных работ.

Ход урока:

  1. Организационный момент урока.
  2. Постановка цели: проверить, как усвоили данную тему, оценить знания.
  3. Правила игры:

        1)        Каждый учащийся становится участником сказки (героем);

  1.  Вместе с героями выполняет предложенное учителем задание;
  2. При  выполнении задания получает цветную карточку, в зависимости от выполненного задания.
  3. По окончании работы подводится результат:

        4 красные карточки - >  “5”

        4 зеленые карточки - >  “4”

        4 желтые карточки - >  “3”

План и содержание урока

Номер шага

Деятельность учителя и содержание этапа

Действия учащихся

Призывает к действию. Приветствует учащихся и знакомит с правилами игры

Слушают учителя и оценивают предложенную роль

Выясняет готовность детей к началу игры: Сегодня на уроке мы побываем в сказке. Хотите вы, ребята, попасть в нее? Вот они перед нами ворота сказки. Приоткроем их чуть-чуть.

Постепенно включаются в роль участников сказки

Предлагает полностью включиться в игру: Чтобы в сказку идти надо выполнить первое задание:
Зад 1. У вас на партах лежит чистый листок бумаги. Пока мы будем в сказку шагать, слушайте внимательно и записывайте слова-термины, которые мы с вами встречаем на уроках физики. Итак, начнем:

В некотором царстве, в некотором государстве жили- были старик и старуха, и было у них три сына: Старшего звали Рычаг, Среднего - Блок, а младшего – Ворот. Жили они, не ленились, с утра до ночи трудились: кто дома строил, кто воду таскал, кто грузы поднимал.

Разнеслась вдруг в том царстве дурная весть: собирается Сила великая на их землю напасть; всех истребить; сама будет править. Затужили тут сыновья. Ведь жили в соседнем селе три девицы прекрасные: Работа, Мощность и Энергия. Собрались братья с Силой сразиться. Старик со старухой снарядили всех своих сыновей в путь дорогу. Пока едут они полями, лесами, давайте мы заранее свое передадим.

Являясь участниками игры, по мере чтения задания выполняют его, записывают физические термины на предложенных листах бумаги.

По окончании сдают листы учителю.  

Предлагает осуществить переход на следующий этап включения в роль: Долго ли, коротко ли они ехали, встречается им старый человек.

- Добрый день, молодцы! Куда путь держите? – говорит он.

- Добрый день, дедушка! Едем мы с Силой великой биться, землю защищать. Где бы вот только клинки булатные достать.

- На мои вопросы дайте ответы, скажу, где клинки найти.

Переключаются с выполнения одного задания на следующую роль

Включает детей  в выполнение следующего задания: (Давайте ребята и мы послушаем вопросы, поможем братьям на них ответить.)

А вопросы мои такие:
Зад 2.

  1. В чем заключается условие равновесия рычага?
  2. Какие бывают блоки и для чего каждый из них нужен?
  3. Что называется Моментом силы?

Учащиеся помогают героям сказки, при этом сами становятся героями, устно отвечают на поставленные вопросы.

Продолжает предлагать учащимся помочь героям:
- Неплохо, а теперь поезжайте к высокой горе. В ней пещера глубокая. Вход в нее большим камнем завален. Отвалите камень, в пещеру зайдите, и клинки там лежат.

Поблагодарили братья прохожего, и пошли дальше. Подошли к пещере, а там на камне надпись:

Переключаются на выполнение следующего задания

Предлагает выполнить задание на карточках:

Зад 3.   Для каждой величины запиши буквенное обозначение и единицы измерения:

Поможем ребята в пещеру войти нашим героям.

Помогая героям, работают с предложенными карточками, заполняют их.

Продолжает включать учащихся в работу, приоткрывая ворота сказки:

- Молодцы! Вот и вход открывается;

 - Но нет прохода дальше, стражник стоит.

- Получите вы то, что хотите, только загадку мою разгадайте:

Зад 4. В одной части таблицы записаны обозначения физических величин, а в другой перемешались все правые части нужных формул. Впишите во все клетки левой части соответствующие выражения из правой части так, чтобы получились верные формулы:

Один из учащихся по предложению учителя (или по желанию) выполняет работу на закрытой части доски, остальные выполняют работу на карточках. (Задание сразу проверяется).

Переключает деятельность, продолжает переход к следующим действиям:

Справились наши братья и с этим заданием.

Поспешим дальше в путь. Ехали, ехали и приехали в село, где девицы живут. Смотрят -  кругом ни одной живой души нет. Все поломано. Одна маленькая избушка стоит. Вошли братья в избушку. Лежит на печке старуха и говорит, что всех Сила в плен взяла. Братья  отдохнули и дальше в путь. Вдруг кони спотыкаться стали. Видят они, Сила великая перед ними стоит.

- Ну что говорит, верну я вам ваших девиц, но с условием, что сражаться умом будете, а за каждую нужно ответ держать.

Переключаются на следующий вид деятельности

Предлагает следующие задания:

Зад 5:

1) Решите-ка, мне задачу, (сборник задач В. И. Лукашика стр. 68 № 581) Определите работу по перемещению бруска на расстояние 0,5 м под действием силы 2 Н.

2)Ответьте на вопросы:

Какую энергию называют потенциальной; какую – кинетической?

 Приведите примеры перехода энергии из одного вида в другой.

Решают предложенную задачу:

;        

Отвечают устно на вопросы

Молодцы вы какие. Забирайте своих девиц. Да порешайте для них еще ряд задач. А я, пожалуй, пока отдохну. Предлагает кратковременную контрольную работу (на карточках):

Вариант 1.

1) Определите работу, которая совершается при движении автомобиля на пути 15 м, если на него действует сила 300 Н.

2) Вычислите кинетическую энергию тела массой 5 кг, движущегося со скоростью 4 м/с.

Вариант 2.

1) Вычислите потенциальную энергию шара массой
12 кг, находящегося на высоте 4 м над землёй.

2) Рассчитайте работу при движении тела под действием силы 45 Н на пути 30 м.

Выполняют работу в тетрадях для контрольных работ.

Определяется уровень ЗУН

Ну, вот и побывали мы в сказке. А теперь пора итоги подвести. Подводятся итоги в соответствии с критериями, прописанными в правилах игры.

Рефлексия

Зачётный урок по теме «Световые волны» в 11 классе.

Цель урока: выяснить степень усвоения материала по теме «Световые волны».

Оборудование урока: Карточки – задания, часы или секундомер, сборники задач, транспортиры ученические, нумерация столов.

Ход урока: Урок проходит в виде вертушки. Ученики за определённое время
(5 минут) выполняют задание, соответствующее листу – путеводителю. В случае если за отведённое время ученик не успевает выполнить задание, он может продолжить его выполнение в то время, когда получает более простое задание при переходе к следующему столу. Время нужно рассчитать так, чтобы в конце урока осталось 3 минуты для подработки каких-то заданий.

Вопросы, разложенные на первом столе, являются теоретическими. Учащиеся отвечают на них устно. Ответ выслушивает учитель, если в классе есть сильные ученики, то предварительно можно провести зачет среди них (до урока) и предоставить им возможность заслушивать устные ответы своих одноклассников.

Учащимся предлагаются задания следующих типов:

1 стол – Вопросы по теории.

2 стол – Задачи на решение дифракционной решётки.

3 стол – Задачи на построение в тонких линзах.

4 стол – Задачи на формулу тонкой линзы.

5 стол – Задачи на законы преломления и отражения света.

6 стол – Задачи качественного характера.

Оценка выставляется по общему результату. Обязательно учитывается знание теоретического вопроса. Оценка «3» выставляется при наличии не менее 60% выполненных заданий, оценка «4»  от 80 до 95%, оценка «5» - выполнена вся работа, возможен один недочет.

Далее предлагается весь необходимый материал к уроку в формате, удобном для проведения урока.

Лист путеводитель (указывается номер стола и буква задания на столе):

2 - А.

Спектр получен с помощью дифракционной решётки с периодом 0, 005 мм. Второе дифракционное изображение получено на расстоянии 7,3 см от центрального и на расстоянии 113 см от решётки. Найдите длину световой волны.

2 - В.

Длина волны красного цвета 768 нм. Расстояние от середины центрального изображения щели решётки до первого дифракционного изображения 13 см, от решётки до изображения 200 см. Найдите период решётки.

2 - Д.

Найдите наибольший порядок спектра для жёлтой линии натрия с длиной волны 589 нм, если период дифракционной решётки равен 2 мкм.

2 - Б.

При помощи дифракционной решётки с периодом 0, 02 мм получено первое дифракционное изображение на расстоянии 3,6 см от центрального и на расстоянии 1,8 м от решётки. Найдите длину световой волны.

2 - Г.

Через дифракционную решётку, имеющую 200 штрихов на миллиметр, пропущено монохрома-тическое излучение с длиной волны 750 нм. Определите угол, под которым виден максимум первого порядка этой волны.

2 - Е.

На дифракционную решётку, период которой 0,01 мм направлена волна. Первый дифракционный максимум получен на экране смещённым на 3 см от первоначального направления света. Определите длину волны, если расстояние между экраном и решёткой
70 см.

6 – А

Почему в тонкостенном стакане с водой ложечка кажется увеличенной?

6 – В

Ночью при свете молнии движущиеся тела кажутся остановившимися. Почему?

6 – Д

Стеклянный аквариум с непрозрачными рёбрами просматривается по направлению его диагонали. При этом наблюдается удвоение рыбки, находящейся у ребра. Почему?

6 – Б

Почему возникают радужные полосы в тонком слое керосина, плавающем на поверхности воды?

6 – Г

Почему туман, состоящий из прозрачных капелек воды, оказывается непрозрачным?

6 – Е

Возможно ли склеить два куска стекла так, чтобы место склейки оказалось невидимым? Если да, то как?

4 – А

Каково фокусное расстояние собирающей линзы, дающей мнимое изображение предмета, помещённого перед ней на расстоянии 0,4 м? Расстояние от линзы до изображения 1,2 м.

4 – В

Свеча находится на расстоянии 12,5 см от собирающей линзы, оптическая сила которой равна 10 дптр. На каком расстоянии от линзы получается изображение свечи?

4 – Д

Предмет находится на расстоянии 15 см от собирающей линзы. На каком расстоянии получится изображение, если фокусное расстояние линзы 20 см?

4 – Б

Определите фокусное расстояние рассеивающей линзы, если предмет находится от линзы на расстоянии 15 см, а его изображение получается на расстоянии 6 см от линзы.

4 – Г

Изображение предмета, поставленного на расстоянии 40 см от собирающей линзы, получилось увеличенным
в 1,5 раза. Каково фокусное расстояние линзы?

4 – Е

Чему равно фокусное расстояние собирающей линзы, если изображение предмета, расположенного от линзы на расстоянии 20 см, получилось увеличенным в 4 раза?

5 – А

Определите, на какой угол отклоняется луч света от своего первоначального направления при переходе из воздуха в стекло, если угол падения 50˚, а показатель преломления стекла 1,5.

5 – В

Луч света падает на поверхность воды под углом 40˚. Под каким углом должен упасть луч на поверхность стекла, чтобы угол преломления оказался таким же, как и в первом случае?  Показатель преломления стекла 1,5, а показатель преломления воды 1,3.

5 – Д

В дно пруда вбили вертикально шест высотой 1 м. Определите длину тени от шеста на дне пруда, если угол падения солнечных лучей 60˚, а шест целиком находится под водой. Показатель преломления воды 1,33.

5 – Б

Угол между падающим и отражённым лучами 50˚. Каким будет угол отражения, если угол падения уменьшить на 10˚. Сделайте чертёж.

5 – Г

Луч света падает на зеркало перпендикулярно. На какой угол отклонится отражённый луч от падающего, если зеркало повернуть на угол 20˚. Сделайте чертёж.

5 – Е

Луч света падает под углом 25˚ к его поверхности. Чему равен угол между падающим и отражённым лучами? Чему равен угол отражения? Сделайте чертёж.

1 – А

Шкала электромагнитных излучений. Применение электромагнитных излучений на практике (инфракрасное, ультрафиолетовое и рентгеновское излучения).

1 – В

Интерференция света и её применение в технике

1 – Д

Принцип Гюйгенса. Закон отражения света. Полное отражение.

1 – Б

Дифракция света. Дифракционная решётка.

1 – Г

Закон преломления света. Абсолютный и относительный показатели преломления.

1 – Е

Поперечность световых волн. Поляризация света. Дисперсия света.

3 – А

Постройте изображение данного предмета в линзе. Охарактеризуйте изображение.

3 – В

Постройте изображение данного предмета в линзе. Охарактеризуйте изображение.

3 – Д

Постройте изображение данного предмета в линзе. Охарактеризуйте изображение.

3 – Б

Постройте изображение данного предмета в линзе. Охарактеризуйте изображение.

3 – Г

Постройте изображение данного предмета в линзе. Охарактеризуйте изображение.

3 – Е

Постройте изображение данного предмета в линзе. Охарактеризуйте изображение.

Используемая литература:

  1. Преподавание физики, развивающее ученика, М. Ассоциация учителей физики, 2003 г., под редакцией Э. М. Браверман;
  2. Мартынов И. М. и др. Дидактический материал по физике. 10 кл., М. Просвещение, 1980 г.
  3. А. Е. Марон, Е. А. Марон, Физика, Дидактические материалы, 11 класс, М., Дрофа, 2005 г.
  4. В. И. Лукашик, Сборник задач по физике, 6 – 7 класс, М. Просвещение, 1988 г.
  5. А. П. Рымкевич, Сборник задач по физике для 9 - 11 классов средней школы, М. Просвещение, 1992 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ СОВМЕСТНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Реализация компетентностного подхода посредствомтехнологии совместного проектированияучебной деятельности на уроках физики...

Причины школьной неуспеваемости и как повысить мотивацию учебной деятельности на уроках физики.

Плохая успеваемость — очень серьезная и распространенная проблема учеников. Неуспевающие в учебе дети, не всегда похожи друг на друга. Кто-то постоянно сидит наклонившись за партой, надеясь, что его н...

Современные педагогические технологии как средство формирования мотивации учебной деятельности на уроках физики

В сфере образовательной политики и методологии развития образования  обозначился переход от парадигмы знаний, умений, навыков к  системно- деятельностной парадигме образования, следовательно...

Методический семинар: «Формирование познавательной учебной деятельности на уроках физики с применением технологии развития критического мышления»

Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Изменился социальный заказ общества по отношению к школе: школа должна способствовать формированию...

Методическое пособие для учителей музыки "Вокальная работа на уроках музыки в общеобразовательной школе"

Методическое пособие носит практико-ориентировочный характер, где автор Минубаева А.Ю. на основе опыта работы глубоко анализирует основные принципы и формы организации музыкального ...

Методическое пособие для учителей по работе на платформе Урок.ио в условиях дистанционного обучения.

Пособие предназначено для учителей, преподавателей и студентов при подготовке уроков для учащихся средней школы....