«Столыпин – личность и реформы» Творческая работа
творческая работа учащихся по истории (11 класс)
Творческая работа обучающегося на тему: «Столыпин – личность и реформы»
‘’Родина требует себе служения настолько
жертвенно-чистого, что малейшая мысль о личной выгоде
омрачает душу и парализует работу ‘’.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Столыпин | 48.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Ивановской области
ОГБОУ СПО «Юрьевецкий агропромышленный колледж»
«Столыпин – личность и реформы»
Творческая работа обучающегося
Группы №21/18; 2 курс
профессия «Тракторист-машинист
сельскохозяйственного производства»
Крайнова Игоря
г. Юрьевец
2019г
‘’Родина требует себе служения настолько
жертвенно-чистого, что малейшая мысль о личной выгоде
омрачает душу и парализует работу ‘’.
/Из речи П. А. Столыпина
13 марта 1907 г. В Госдуме./
На уроке преподаватель рассказала нам о роли личности в истории. В качестве примеров она привела, наряду с ролью императоров, полководцев, и роль чиновника- министра П. А. Столыпина. Меня очень заинтересовала история его жизни, деятельности, и я стал собирать материал о нём, о роли этого выдающегося человека в истории нашего государства, о его трагической гибели…
Что же это был за человек? Почему его многие люто ненавидели и столько раз пытались уничтожить, а некоторые поклонялись и почитали больше, чем царя?
Это было 150 лет назад. С тех пор прошло полтора века трагических, кровавых, трудных, разрушительных, жестоких для России событий. 1861 год; царствование Александра II,- значительная веха в истории России, год отмены крепостного права. В Европе его отменили значительно раньше. Правда к этому времени и в России многие прогрессивные помещики давали вольные своим крепостным крестьянам с наделом земли. В руках помещиков к тому времени находилось только 20% пахотных земель. Но всё равно до этого года крестьяне были собственность барина-крепостника, который мог по своей прихоти распорядиться их жизнью и судьбой: заставить работать на себя, безнаказанно продать, высечь, и даже, убить своего крепостного. Ещё со школы нам известна история о дикой жестокости Салтычихи, которая замучила более сотни крестьянок из-за “сдвига в психике”, связанном с её вдовством. Известны и другие примеры благополучной и беззаботной жизни крестьян за спиной барина, который решал все их проблемы. Например, как описывается жизнь крестьян в поместье Собакевича Н.В.Гоголем в поэме” Мёртвые души”. В полной мере это не было “крепостным рабством”. Крепостной крестьянин мог иметь собственность (даже мануфактуру), мог сам себя и свою семью выкупить.
Отмену крепостного права подтолкнуло поражение России в Крымской войне (1853-1856 г.г.). Одержав победу над Наполеоном в войне 1812 года, Россия стала сверхдержавою, но вдруг та же Франция и Великобритания диктуют ей унизительные условия по заключённому в Париже миру, запрещающему иметь флот на Чёрном море. Крепостническая экономика России развивалась медленнее, чем рыночно-буржуазная экономика Запада. Это могло перевести Россию во второстепенную державу. Всё это и привело к отмене крепостного права в 1861г.
На этом историческом фоне 2(14) апреля 1862 года в семье губернатора восточной Румынии, Аркадия Дмитриевича Столыпина,в браке с Натальей Михайловной Гончаровой родился сын. На свет он появился в столице Саксонии - городе Дрездене, куда ездила к родным его мать. Образованные маменька и папенька не случайно дали ему имя Великого Петра, как бы прогнозируя ребёнка на будущие заслуги перед царём и Отечеством. Спустя полтора месяца, 24 мая Петенька был крещён в Дрезденской православной церкви.
Немало интересных фактов я узнал, исследуя генеалогическое древо предков П.А.Столыпина. Будущий реформатор происхождением из старинного дворянского рода, славно послужившего России-матушке, известного уже с 16 века, родоначальником которого был Григорий Столыпин-муромский дворянин . Его внук Сильвестр во второй половине XVII в. участвовал в войне с Речью Посполитой, и за заслуги был награждён поместьем в Муромском уезде. У его сына Алексея, прадеда будущего премьер-министра, от брака с Марией Афанасьевной Мещеряковой родились 5 дочерей и 6 сыновей, один из которых, Александр, был адъютантом у Суворова, Аркадий –сенатором, Николай и Дмитрий дослужились до генералов. А одна из дочерей вышла замуж за Михаила Васильевича Арсеньева, и их дочь Мария стала матерью великого поэта М.Ю.Лермонтова. Таким образом, Пётр Аркадьевич приходился Лермонтову троюродным братом.
Отец будущего реформатора, Аркадий Дмитриевич, сделал блестящую политическую карьеру. Он отличился во время русско- турецкой войны (1877-1888 г.г.). Мать Наталья Михайловна тоже потомственная дворянка, род которой восходил к Рюрику. Своего сына Петеньку родители воспитывали в духе своей патриархальной дворянской семьи, на героических примерах своих предков, в духе самоотверженного служения царю и Отечеству. Это был разумный, живой, любознательный ребёнок с задатками удивительных способностей и твёрдого характера. Детство Пётр провёл сначала в усадьбе Середниково Московской губернии (до 1869 г.), затем в имении в КолпобержеКовенской губернии. Семья выезжала в Швейцарию. Когда пришло время определять детей в гимназию, Аркадий Дмитриевич купил в соседнем Вильно двухэтажный дом с большим садом. В 1874 году двенадцатилетний Пётр был зачислен во второй класс Виленской гимназии, где проучился до шестого класса. В 1979 году, в связи с возвращением из Болгарии в город Орёл девятого армейского корпуса под командованием отца,Пётр и его брат Александр были переведены в Орловскую мужскую гимназию. Пётр выделялся среди сверстников не только способностями и отличной учёбой, но и рассудительностью и твёрдым не по годам характером. В девятнадцать лет Пётр окончил гимназию и получил аттестат зрелости. Он уехал в Санкт- Петербург, где 31 августа поступил на естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского императорского университета. Одним из преподавателей университета был знаменитый русский учёный Дмитрий Менделеев, который принимал у Петра экзамен по химии и поставил “отлично”. Пётр получил блестящее по тем временам образование. К сожалению, документы, относящиеся к начальному периоду службы Петра Аркадьевича, не сохранились в государственных архивах. Однако есть записи в формулярном списке, из которых следует, что в течение двух лет он поднялся на пять ступенек по служебной лестнице бюрократической системы Российской империи. 18 марта 1889 года он был назначен предводителем дворянства и председателем Ковенского суда мировых посредников. Столыпин провёл на службе в Ковно около тринадцати лет. Это время его жизни, по свидетельству дочери Марии, было самым спокойным. С 1903-1906 г. Столыпин был саратовским губернатором и руководил подавлением крестьянских бунтов в крае в ходе революции 1905-1907 г.
Как же складывалась личная жизнь Петра Аркадьевича? Женитьба Столыпина была связана с трагическими событиями. На дуэли с князем Шаховским погиб старший брат Михаил. Впоследствии сам Столыпин стрелялся с убийцей брата и был ранен в правую руку, которая после этого плохо функционировала, что часто отмечали его современники. До гибели старший брат Михаил был помолвлен с фрейлиной императрицы Марии Фёдоровны, Ольгой Борисовной Нейгауз, являющейся правнучкой самого Суворова. Существует предание, что на смертном одре Михаил положил руку Петра на руку своей невесты. Через некоторое время у отца Ольги Борисовны Столыпин просил её руки, указав при этом на свой недостаток-молодость. Будущий тесть, улыбнувшись, ответил, что молодость-это тот недостаток, который исправляется каждый день. Брак Петра Аркадьевича оказался очень удачным. У семьи Столыпиных родились пять дочерей и один сын. Свидетельств о каких-либо скандалах и изменах в их семье нет.
Пётр Аркадьевич Столыпин – историческая личность, глыба, столп Российской империи начала XX века. С 1906 года он становится министром внутренних дел и председателем Совета министров России, который определял правительственную политику и был родоначальником и проводником многих социально – экономических реформ. Эти реформы должны были привести Россию к быстрому промышленно – экономическому развитию, вывести в число могущественных государств мира, если бы им суждено было осуществиться. Политическая деятельность Столыпина началась после поражения России в русско-японской войне и революции 1905 года. В ходе революции 17 октября 1905 года был принят Манифест, разрешавший создание политических партий и учредивший Государственную Думу. В 1906 году Пётр Аркадьевич провозгласил курс социально – политических реформ, начал проведение знаменитой аграрной реформы, которая вошла в историю под названием “столыпинской”. Был разработан ряд крупных законопроектов, в том числе по реформе местного самоуправления, введению всеобщего начального образования и борьбе с неграмотностью населения России. Наряду с этими прогрессивными реформами, он был инициатором создания военно-полевых судов для борьбы с революционным движением. В 1907 году Столыпин добился роспуска второй Государственной думы и провёл новый избирательный закон, усиливший позиции в думе представителей правых партий. “Не запугаете!”- стало крылатым его выражение на выступлении перед депутатами второй Государственной думы, где были подвергнуты резкой критике его реформы представителями оппозиции. Выслушав их, Столыпин вышел на трибуну и закончил свою речь словами: “ Эти нападки рассчитаны на то, чтобы вызвать у правительства, у власти паралич воли и мысли. Все они сводятся к двум словам, обращённым к власти. “Руки вверх!” На эти два слова, господа, правительство с полным спокойствием, с сознанием своей правоты может ответить только двумя словами: “ Не запугаете!”
В интервью одной из газет Столыпин, описывая проводимые реформы, главной целью которых являлось создание класса землевладельцев, сказал: “ Дайте государству двадцать лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России!”
Увы! Спокойных двадцать лет у нас не оказалось, и реформы Столыпина завершены не были. Не случайно пуля эсера – террориста Багрова предназначалась не царю Николаю II, который присутствовал 1 сентября 1911 года в Киевском оперном театре на спектакле “Сказка о царе Салтане” , а премьер – министру, проводившему глубокие преобразования в стране и удерживавшему её в крепких руках. Три дня прошли в борьбе за жизнь, но раны оказались смертельными. Вечером 4 сентября состояние Столыпина резко ухудшилось , и на следующий день около десяти часов вечера он скончался. Его последние слова: “Счастлив умереть за царя”.
В первых строках вскрытого завещания Столыпина было написано: “Я хочу быть погребенным там, где меня убьют”. Указание Столыпина было исполнено. Он был похоронен в Киево – Печёрской лавре. Всего на Столыпина было совершено одиннадцать покушений. Однажды пострадали сын и дочь. После этого рокового взрыва Николай II предложил Столыпину значительную денежную помощь, на что получил ответ: “ Ваше величество! Я не продаю кровь своих детей”. Ничто не могло заставить этого человека свернуть с выбранного пути, отказаться от своих убеждений, изменить своему долгу перед царём и Отечеством. Это говорит о силе его духа, несгибаемой воле и мужестве, твёрдости характера.
А теперь о сущности столыпинских реформ. С 1864 года начался экономический подъём, и в мирное царствование Александра III Россия закрепилась на втором месте по темпам экономического развития, а преодолев первую русскую революцию, вышла на первое место в мире. После реформы 1861 года в России начался демографический взрыв. Благодаря тому, что повысился уровень жизни, заработало здравоохранение, особенно уменьшилась детская смертность, население страны увеличилось почти вдвое. В 1874 году была отменена ужасная рекрутчина. ( В армии служили 25 лет, и мужики возвращались в деревню доживать свой век). Вместо этого была введена всеобщая воинская повинность. Не брали в армию учителей, и единственных кормильцев в семье, а молодые люди с высшим образованием шли всего на полгода. Александром II была завершена судебная реформа, создан бессословный суд с присяжными заседателями и нотариат. Освобождение крестьян раскрепостило народную энергию. Среди миллионов людей оказались смекалистые и оборотистые, умеющие организовывать дело. На этом историческом фоне остро встал аграрный вопрос. Правительство решило провести реформу. Воплощение её в жизнь связано с именем Петра Аркадьевича Столыпина, который вложил в неё все свои знания, опыт, недюжинные организаторские способности, душу и отдал свою жизнь, ясно понимая необходимость её для Отечества.
Нерешённость аграрного вопроса грозила новыми революционными всплесками, а убытки от “аграрных беспорядков составили 47 миллионов рублей”. Помещичье землевладение из года в год сокращалось, разрушалась община, поэтому главные усилия Столыпин сосредоточил на изменении общинного уклада русской деревни. Крестьяне вели и индивидуальное хозяйство, но большая часть земли находилась в собственности общины. Община не допускала разорения крестьян, но поддерживала насильственную уравниловку. Каждый общинник владел участком хорошей, средней и плохой земли. Община заботилась и о строительстве, прокладывании дорог, мостов, решала и другие хозяйственные вопросы. Реформа Столыпина осуществлялась по трём направлениям:
1)разрушение общины, закрепление земли в частную собственность крестьян с правом наследования;
2)финансовая помощь крестьянам через ссуды крестьянского банка для покупки казённых или дворянских земель, создание хуторов и отрубов, возникновение фермерских свободных хозяйств;
3)переселение безземельных и малоземельных крестьян из центра на окраины (Сибирь, Кавказ, Средняя Азия, Зауралье, Дальний Восток).
9 ноября 1906 года был издан указ о передаче крестьянину земли в частную собственность. В 1910 году он стал законом. Столыпин говорил, что “ правительство сделало ставку не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных”. Реформа началась в благоприятных условиях: росли цены на хлеб, отменены выкупные платежи. Реформа была выгодна богатым, но не большинству. Помощь банка не выравнивала положения, взявший ссуду зачастую разорялся. И всё же за период 1907-1914 годов из общины вышло 26% крестьянских дворов, на отруба и хутора - 10,5 % дворов, а 11,7 % крестьян продали землю и ушли в город. Для желающих переселиться на новые земли устанавливались льготы: прощение всех недоимок, освобождение от налогов на пять лет, низкие цены на железнодорожные билеты, беспроцентные ссуды от 100 до 400 рублей на двор. За эти годы в Сибирь переселилось 3,3 миллиона человек. Но не все смогли обзавестись хозяйством, часть подалась в батраки, а некоторые вернулись обратно. В целом за семь лет действия реформы посевные площади выросли на 10%, на одну треть вырос экспорт зерна из России. Реформа укрепила позиции богатых крестьян, положила начало частной собственности на землю. Приток рабочей силы в город способствовал развитию промышленности и торговли, т.е. развитию капитализма в России. Были созданы земства – органы самоуправления, которые успешно себя проявили. Россия покрылась дорогами, были построены больницы, богадельни для стариков, приюты для сирот, школы.
Столыпинская аграрная реформа завершила освобождение крестьян. Двадцать лет требовалось для её завершения. Но роковые выстрелы террориста Багрова пошатнули устои Российской империи, положили начало её крушению, привели к кровавым событиям первой мировой войны, революции, гражданской войны, интервенции и последующим мрачным страницам истории с голодом, разрухой, нищетой, падением нравов, крушением храмов и православной веры, утере навыков и культуры земледелия русского народа. Из процветающей державы Россия стала сырьевым придатком более развитых европейских стран, а народ утратил веру, идеалы и надежду на светлое будущее.
Да, если бы не эти два роковых выстрела, возможно, по-другому бы сложилась судьба России. Если бы в феврале такой премьер, как Столыпин, был в Петрограде…
Кто историю забывает, то она повторяется. Возвращением к крепостничеству стала сталинская коллективизация тридцатых годов, когда крестьяне были насильно согнаны в колхозы и совхозы, лишены паспортов и передвижения по стране, заставлены трудиться на “дядю” практически бесплатно. Результат – потеря трудового крестьянства, как класса, всероссийское пьянство и воровство. Десятки тысяч заброшенных деревень, которые раньше процветали и по которым прошёл коммунистический “Мамай”. Это было страшно тем, что помещики были образованнее сталинских председателей колхозов и не истребляли желание трудиться на земле. Разрушить всё проще, чем восстановить. Сегодня намного сложнее осуществить “продовольственную программу”, развивать рыночные отношения на земле, возрождать земледелие, превратить Россию из страны, ввозящей продовольствие в страну экспортирующую, как когда-то это было.
Конечно, были попытки реформ и компаний на земле, были освоения новых земель, как, например, освоение целины, Дальнего Востока, строительство БАМа, возрождения фермерства, продажа земли в частное владение. Но все эти попытки весомых результатов не имели. Сельское хозяйство продолжает быть “слабым звеном” в экономике страны, оно разваливается, разворовывается коллективная собственность, распадаются колхозы и совхозы, а фермерские хозяйства в основном или убыточные, или не работают. Разучился мужик работать на земле! Не хватает техники, посевных материалов, поля зарастают, деревни не восстанавливаются. Необходимы крутые меры и талантливые руководители, твёрдая рука. Вот бы вернуть в наше время Петра Аркадьевича Столыпина и продолжить его дело до конца! Наряду с попытками реформ и компаний на земле для русского народа важно, во что он верует, ради чего живёт и работает и с каким настроем. Сейчас в России царит духовно – нравственное опустошение. Вопросы мировоззренческие, нравственные должны быть краеугольным камнем в деле возрождения России. Каждый должен понимать свой патриотический долг и думать не только о своих благах, но и как внести свой личный вклад в дело процветания Отчизны.
Назрела острая необходимость повернуть колесо истории вспять и вернуть России былую славу. Необходимо возродить русскую деревню, вернуть крестьянина на землю, научить хозяйствовать по-новому, улучшить условия жизни в деревне.
Эта великая миссия предстоит нам, будущим молодым механизаторам. Мы верим в светлое будущее своей державы, как свято верил Столыпин, и готовы отдать свои знания, силы, молодую энергию на возрождение русской земли. Я призываю всех выпускников остаться в деревне, честно трудиться на земле, воспитывать своих детей в духе любви к Родине, трудолюбии, прививать навыки земледельца, вести цивилизованный трезвый образ жизни в русских традициях православной веры и помнить, что каждый из нас несёт личную ответственность за возрождение России. Мы свято верим, что Россия будет сильным, процветающим государством!
Список литературы
- Белянин Д. Н. Переселение крестьян в Сибирь в годы Столыпинской аграрной реформы // Российская история. - 2011. - N 1. - С. 86-95.
- Боголюбов С. А. К 100-летию аграрной и земельной реформ // Аграрное и земельное право. - 2011. - N 7 (79). - С. 4-7.
- Быков Д. Столыпин:реформатор, не гнушавшийся кнута // Эхо планеты. - 2010. - N 35. - С. 26-29.
- Козлов С. С. Столыпинская аграрная реформа: идеологическая основа и эволюционный характер // История государства и права. - 2009. - N 3. - С. 26-29.
- Могилевский К. И. П. А. Столыпин. – М. : АСТ : Астрель , 2008. - 128 с.Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2310337-КХ
- Могилевский К. И. Столыпинский проект преобразования России // Полития. - 2009. - N 1. - С. 151-166.
- Петр Аркадьевич Столыпин // Стратегия России. - 2010. - N 9. - С. 88-90.
- Петр Столыпин: 100 лет со дня смерти // Проблемы теории и практики управления. - 2011. - N 10. - С. 30.
- Плотников В. Аграрная реформа в России :столыпинский опыт и современные проблемы фермерства // АПК : экономика, управление. - 2010. - N 12. - С. 3-10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование личности учащихся во внеклассной работе по литературе
Совершенствование личности учащегося во внеклассной работе по литературе через литературные встречи (литературно-художественные путешествия по местам, связанным с жизнью и творчеством писателя)...
Развитие творческого потенциала личности через систему воспитательной работы в классе
Воспитательная работа с обучающимися сегодня – сложнейшая из нынешних задач. Педагог сегодня – это спектр функций, главная из которых воспитание человека в самом широком смысле слова.Представляю анали...
«Формирование творческой личности учащихся через внеклассную работу по русскому языку»
На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания - философии, педагогики...
Совместная работа семьи и школы в воспитании и формировании личности ребенка (Из опыта работы)
Цель работы – организация сотрудничества родителей и школы в деле воспитания и формирования ребенка на основе единой педагогической позиции.Задачи:- включение родителей в совместную со школ...
Формирование социальной компетентности обучающихся с ОВЗ, развитие адаптивных способностей личности через программу коррекционной работы
Данный материал -алгоритм для составления ОУ программы коррекционной работы по ФГОС на основной ступени обучения...
Метод проектов как средство развития личности школьника (из опыта работы учителя технологии МОУ:СОШ №41 г.Борзи Татьяны Борисовны Багаевой)
Одной из важнейших задач современной школы является создание условий для реализации познавательных и коммуникативных запросов учащегося с целью эффективного развития личности...
Использование метода проектов на уроках информатики и ИКТ для развития творческой личности учащихся. Из опыта работы.
Значимость метода проекта в образовательной деятельности состоит прежде всего в том, что он показывает детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, необходимость их для дальнейшей жизни...