План конспект урока в 9 классе на тему "Социально-экономическое развитие в пореформенной России"
план-конспект урока по истории (9 класс)
Данный план- конспект урока поможет учителю эффективно использовать учебный материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt_9kl_s-e.docx | 22.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока в 9 классе по теме :
«Социально-экономическое развитие России в пореформенный период ».
Цель занятия: сформировать представление обучающихся о социально-экономическом развитии России после отмены крепостного права.
Задачи занятия: Обучающая: способствовать формированию представлений о социально-экономических изменениях в России после отмены крепостного права, характере этих изменений и последствиях для дальнейшего развития страны.
Развивающая: формирование умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, выдвигать гипотезу, осуществлять её проверку; извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах, передавать её развернуто и доказательно; формирование умения аргументировано высказывать свою точку зрения, вести дискуссию. Формирование навыков организации коллективной, групповой и самостоятельной деятельности.
Воспитательная: воспитание интереса к истории своего Отечества; патриотизма; уважения к соотечественникам; людям труда; воспитание гражданской позиции личности, неравнодушной к судьбам Отечества.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, проектор, и.а.доска.
План проведения занятия:
- Проверка домашнего задания
- Феодальные и капиталистические черты в обществе и экономике пореформенной России.
- Состояние сельского хозяйства.
- Пореформенное развитие промышленности.
- Финансовая политика правительства.
- Железнодорожное строительство.
- Закрепление усвоенных знаний.
1.Организационный этап.
2.Проверка домашнего задания.
3.Сообщение темы и целей занятия. Мотивация учебной деятельности.
Прочитайте отрывок из поэмы Некрасова. О каком событии идет речь?
О чём будет идти речь на сегодняшнем уроке?
3.Актуализация опорных знаний.
Преподаватель обращает внимание обучающихся на термины:
Социальный строй
Экономический строй
Феодализм
Капитализм
Обучающиеся дают определение первых двух терминов и записывают их в тетрадь.
С отменой крепостного права Россия в своём социально-экономическом развитии начинает переходить из стадии феодализма в капиталистическую стадию.
Вопрос: Вспомните, что такое феодализм? Назовите основные черты, характеризующие феодальную систему отношений.
Обучающиеся записывают все признаки в тетрадь.
Преподаватель раскрывает понятие «капитализм» и просит записать признаки данной общественно-экономической формации.
4. Усвоение новых знаний.
Какие отрасли хозяйства относятся к экономической сфере?
Работа по группам.
Задание 1группе :Сельское хозяйство в пореформенный период
1 Что способствовало развитию сельского хозяйства? 2.Что затрудняло? 3.Функции, которые выполняла крестьянская община. 4.Аргументы, доказывающие, что общинные отношения сковывали хозяйственную деятельность крестьян.
Преподаватель подводит итог: таким образом, для развития сельского хозяйства в России были характерны следующие черты:
1.крестьянское малоземелье
2.выкупные платежи, опутавшие крестьян
3.система отработок, явившаяся следствием крестьянского малоземелья
5. незначительное развитие элементов капитализма
Вопросы 2 группе: Пореформенное развитие промышленности.
1.Найти новые экономические районы, в которых развивалась добыча полезных ископаемых: нефть --- в Закавказье железная руда – Донбасс,Кривой Рог ; каменный уголь- Донбасс
2.Факты, подтверждающие завершение в России промышленного переворота.
3.Каким образом экономическая политика государства способствовала успешному промышленному развитию?
Преподаватель подводит итог:
Основные черты развития промышленности:
- завершение промышленного переворота
- существование наряду с крупными промышленными предприятиями мелких крестьянских промыслов. Но в целом, не смотря на значительно отставание от западных стран, в начале 1880-х годов Россия находилась на пятом месте в мире по объему промышленного производства. Причём её доля постоянно росла.
Вопросы 3 группе: Железнодорожное строительство
1.Почему власть была заинтересована в железнодорожном строительстве? 2.Докажите, что страна испытывала железнодорожный бум. 3.Какие последствия для развития экономики имело железнодорожное строительство.
Железнодорожное строительство всячески поощрялось и спонсировалось правительством.
В страну усиленно привлекался иностранный капитал, предоставлялись льготы частным кампаниям.
В целом, пореформенный период в российской истории получил название «железнодорожная горячка».
Вывод: Таким образом, в пореформенный период в сельском хозяйстве России постепенно начинает утверждаться капитализм.
Однако этот процесс шёл медленно, далеко не все крестьяне и помещики смогли организовать свои хозяйства по-новому.
Промышленное развитие России было вполне успешным (образовался рынок свободной рабочей силы, появились новые отрасли промышленности, увеличилось количество предприятий и рабочих).
Но в целом, Россия всё ещё существенно отставала от Западных стран по многим показателям промышленного развития.
В 1860-х–1870-х годах в России было построено свыше 20 тысяч километров железных дорог, что очень содействовало развитию экономики государства, укреплению его обороноспособности.
Финансовая система России также была перестроена. Её основной задачей стало содействие развитию капитализма в экономике страны.
5.Закрепление материала. Самостоятельная работа в парах.
1.Отметьте черты феодального и капиталистического строя, сосуществовавшие в России во второй половине XIX века.
1. Сохранение отработочной системы ф.
2.Открытие крестьянского поземельного банка к.
3.Выкупные платежи ф
4.Освобождение крестьян к.
5.Строительство железных дорог к.
6. Завершение промышленного переворота к.
7. Сохранение крестьянской общины ф.
8. Рост городов к.
9. Сохранение помещичьего землевладения ф.
10. Увеличение торгового оборота к.
2. Заполнить пропуски:
Отмена крепостного права открыла путь новым экономическим отношениям. Однако она имела ряд недостатков, главным из которых было сохранение пережитков 1________. Раздел земли во многих губерниях производился в пользу 2______________.Самым простым способом получения прибыли для многих помещиков стала сдача в 3____________земель своим же бывшим крепостным.
Если крестьянин пользовался до реформы 1861года наделом выше нормы, то производились так называемые 4____________. После отмены крепостного права в российской деревне начался переход к 5_____________ формам хозяйства.
А)помещиков, Б)аренда, В)крепостничества, Г)крестьян, Д)капиталистическим, Е)феодальным, Ж)отрезки.
6. Итог занятия – познавательная рефлексия. Обучающиеся в соответствии с поставленными целями делают выводы о достигнутых результатах.
7. Инструктаж домашнего задания.
П.18, ответить на вопросы в конце параграфа. Подготовить сообщение о деятельности одного из предпринимателей 2 пол. 19 века.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план-конспект урока 9 класс ОБЖ по теме:"Международный терроризм - угроза национальной безопасности России."
Терроризм,Международный терроризм представляет национальную угрозу для общества и всего человечества в целом.В своей работе я хочу раскрыть:историю возникновения ,сущность,статистику,правила поведения...
план-конспект урока 9 класс ОБЖ по теме:"Международный терроризм - угроза национальной безопасности России."
Терроризм,Международный терроризм представляет национальную угрозу для общества и всего человечества в целом.В своей работе я хочу раскрыть:историю возникновения ,сущность,статистику,правила поведения...
План-конспект урока 3 класс "Подвижные игры на развитие ловкости"
Подвижные игры...
План-конспект урока 8 класс «Численность населения России и причины, влияющие на изменение численности страны»
Приводится план-конспект урока в 8 классе...
План-конспект урока 1 класс Подвижные игры. Тема: Подвижные игры на развитие внимания, с элементами релаксационных упражнений.
Цель: Овладение элементами релаксационных упражнений и техникой выполнения комплекса ОРУ, развитие двигательных качеств в игровых упражнениях. Тип урока: обучающий. Форма организ...
План-конспект урока, 9 класс, учебник: Spotlight 9 (Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс), тема: "Illusions" (1 урок по теме)
План-конспект урока, 9 класс, учебник: Spotlight 9 (Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс), тема: "Illusions" (1 урок по теме)...