Интегрированный урок истории в 7 классе, сочетающий формы деятельности по внедрению ФГОС и создания условий для работы с детьми с ОВЗ.
план-конспект урока по истории (7 класс)
Основной целью данного урока является создание оптимальных условий для восприятия материала учащимися в соответствии с требованиями ФГОС наряду с детьми, имеющими ОВЗ в рамках инклюзивного образования.
Задача урока состоит в том, чтобы активизировать внимание учащихся, разнообразить познавательную учебную деятельность, создать творческую обстановку. Ценность состоит и в обобщении знаний основной группы учащихся, ранее изучавших материал урока, познаваемый детьми с ОВЗ.
Следует отметить, что интегрированные уроки развивают потенциал учащихся, побуждают к активному познанию, к осмыслению, способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
Практически, каждый этап урока нацелен на сотрудничество детей основной группы (ФГОС) и малой подгруппы (дети с ОВЗ), несмотря на разный уровень из способностей и на различие тематики урока для каждой из вышеуказанных групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа с учащимися в условиях инклюзивного образования | 466.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок истории в 7 классе | ||||||||||
Учитель: | Кортунова Елена Алексеевна | |||||||||
Должность: | Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 10 муниципального образования Абинский район Краснодарский край | |||||||||
ФГОС | ОВЗ | |||||||||
Тема: | Патриарх Никон, протопоп Аввакум. Раскол в Церкви. | Отражение героизма сражающихся в повестях, сказаниях, житиях. Преподобный Сергей Радонежский. | ||||||||
Задачи урока. | Образовательные: 1.Рассмотреть взаимоотношения церкви и государства сложившиеся в 17 веке 2. Познакомить учащихся с содержанием и ходом реформы Никона. 1. Воспитывать интерес к истории России и к её историческому прошлому. .Развивающие: 1.Развивать навыки контроля и самоконтроля. 4. Развивать познавательный интерес, умение анализировать художественное произведение. | Образовательные:
Воспитательные: 1.Воспитывать чувства патриотизма и нравственности, уважения к истории своей Родины. 2.Воспитывать самостоятельность, чувство товарищества, взаимопомощи. Развивающие: 1. Развивать навыки работы с текстом (“Житие преподобного Сергия Радонежского”). 2. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. | ||||||||
Тип урока | Комбинированный | Изучение нового материала | ||||||||
Форма урока | Урок-исследование с элементами практической работы | Урок-исследование на основе самостоятельной работы | ||||||||
Оборудование урока: | Учебные материалы: Учебник Н.М. Арсентьев, А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России», 7 класс, Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч2, М, Просвещение, 2016 Средства ИКТ: мультимедийная установка с презентацией Наглядные пособия: иллюстрации Дидактические материалы: Раздаточный материал для работы на уроке | Средства ИКТ: мультимедийная установка с презентацией Наглядные пособия: иллюстрации Дидактические материалы: Раздаточный материал для работы на уроке | ||||||||
Основные понятия: раскол, старообрядцы, гари церковная реформа, протопоп Персоналии: Никон, Аввакум, Алексей Михайлович | Основные понятия: Житие, святой Персоналии: Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Епифаний Премудрый Важнейшие даты: 1418г. создание “Жития Сергия Радонежского”. | |||||||||
Формируемые универсальные учебные действия в ходе урока:
| ||||||||||
Ход урока | ||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
1.Оргмомент | 1.Оргмомент | |||||||||
1.Оргмо-мент | Учитель приветствует учеников, отмечает отсутствующих. | психологический настрой | Личностные: уметь организовываться к работе. Коммуникативные: развивать умения слушать преподавателя | Учитель приветствует учеников, отмечает отсутствующих. | психологический настрой | |||||
2. Проверка домашнего задания. | 2. Словарная работа | |||||||||
Ребята, прежде чем начать изучение нового материала, давайте сначала вспомним ранее изученный материал, а поможет нам в этом игра «крестики-нолики». (раздаточный материал№1) | Ученики слушают учителя. 1-0 2- х 3- х 4-0 5- х 6- х 7-0 8- х Критерии оценивания: 7-8 -5 5-6 -4 3-4 -3 Взаимопроверка. Дети самостоятельно проверяют ответы и выставляют оценки. | Личностные: уметь организовываться к работе. Познавательные: поиск и владение необходимой информации | Карточка №1 Благообразный – приятный по внешнему виду. Житие – это литературное произведение, которое рассказывает о жизни святого и имеет свои особенности. Житие рассказывает в определенной последовательности о жизни святого. Святой - Это люди, которые следовали заповедям Бога. Преподо́бный— особый разряд (лик) святых, угодивших Богу монашеским подвигом. Иными словами, преподобные — «святые из монахов, кто молитвой, постом и трудами стремился быть подобным Господу Иисусу Христу» и преуспел в этом уподоблении. | Карточка №1 1. Используя словарь новых слов, познакомься со значением данных терминов. 2. Выпиши в рабочий лист те термины и их значение, которые звуча в теме нашего урока. | ||||||
3. Постановка темы и цели урока | 3. Постановка темы и цели урока | |||||||||
Тема урока. Отражение героизма сражающихся в повестях, сказаниях, житиях. Преподобный Сергей Радонежский. Цель урока: учиться работать с текстом (“Житие преподобного Сергия Радонежского” уметь извлекать из содержания текста необходимую информацию, анализировать её | Записывают в тетрадь тему урока | |||||||||
3. Введение в тему урока | 4. Введение в тему урока | |||||||||
1 Вступительная беседа - Ребята, скажите мне, пожалуйста, какая религия в России 17 века была официальной? (православное христианство). - Вспомните, как вели себя служители церкви во время Смуты? Православная христианская церковь играла важнейшую роль в жизни русского народа в 17 в. Задание: доказать это конкретным примером ( после смуты патриарх Филарет стал практически соправителем Михаила Федоровича – усиление влияния церкви на власть)
Главное, что удалось добиться Филарету, - укрепить авторитет и власть царя Михаила Федоровича. Однако многие вопросы церковного характера так и не были решены при нем | -(православное христианство). Часть священнослужителей во главе с патриархом Игнатием поддержала Лжедмитрия. Однако большинство священнослужителей показали образцы высокого служения Отечеству и Русской православной церкви. Митрополит Филарет в 1619 году возвратился из плена в Москву. Участники церковного Собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. При нем роль и значение церкви в жизни государства значительно возросли. | Личностные: совершенствование имеющихся знаний, умение делать выводы и давать оценку; Коммуникативные: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи, прислушиваться к мнениям товарищей и отстаивать свою точку зрения; Познавательные: поиск и владение необходимой информации. | Индивидуальный опрос Работа по карточкам | Карточка №2 1. Используя раздаточный материал, напишите название произведения, которое мы с вами будем сегодня изучать. 2. Кто такой Сергий? Где мы можем прочитать о нем? 3. Какие произведения называют житиями? | ||||||
2. Определение темы урока и целей | ||||||||||
.- Как вы думаете, какое слово будет являться ключевым в теме нашего сегодняшнего урока? - Итак, Филарету удалось добиться- укрепления авторитета и власти царя Михаила Федоровича благодаря церковной поддержке. Однако многие вопросы церковного характера так и не были решены при нем. - Как вы думаете, если в Церкви остаются нерешенными некоторые вопросы, то это может привести, прежде всего, к дискуссиям, а то и жарким спорам. Что может быть следствием споров и разных точек зрения на определенные вопросы? Тема нашего урока…. Раскол в Церкви. А если быть точнее, то … Патриарх Никон, протопоп Аввакум. Раскол в Церкви. Посмотрите внимательно на тему урока, исходя из нее, какие бы вы поставили цели урока, что бы вы хотели узнать? | Церковь Разногласия Недовольство Раскол Раскол в Церкви. Ребята ставят цели урока | Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций. | ||||||||
4. Изучение новой темы. | Изучение новой темы. | 5. Самостоятельная работа | ||||||||
Самостоятельная работа (с использованием дидактического материала) Подготовь пересказ, ответь на следующие вопросы: 1. С чего начинает Епифаний Премудрый описание жизни преподобного? 2. Автор жития называет родителей Сергия – благоверными. Что означает это слово? 3.Чем отличался преподобный Сергий в детстве от других детей? 4. Какое было знамение его родителям? 5. Как вы думаете, почему отрок Варфоломей не мог научиться грамоте? 6. Какова была иноческая жизнь преподобного Сергия? 7. Какую роль сыграл Сергий Радонежский в Куликовской битве, истории Руси? Выпишите в рабочий лист основные даты и события, связанные с именем Сергия Радонежского, Дмитрия Донского | Самостоятельная работа учащихся с текстом Жития | |||||||||
Проблемное задание: Доказать, что раскол Русской Православной Церкви стал трагической страницей в истории России? В конце урока вы должны будете ответить на этот вопрос. А теперь запишем в тетрадь основные понятия и даты, которые понадобятся нам на уроке.» Раскол – отделение (1654 г.) от Русской Православной церкви части верующих (старообрядцев) не признавших церковных реформ (1653-1656 гг.) патриарха Никона. Важнейшие даты: 1654 г – начало раскола в Русской Православной Церкви. Изображение царя Алексея Михайловича (именно при нём произошёл раскол) | Запись в тетради основных понятий и дат Работа с иллюстрациями |
Личностные: уметь организовываться к работе. Коммуникативные: развивать умения слушать преподавателя . | ||||||||
На слайде: картина Сурикова «Боярыня Морозова». Церковная музыка. Учитель: Взгляните на эту картину Василия Сурикова «Боярыня Морозова». Не кажется ли вам, что автор ошибся с названием картины? Разве в 17 веке бояре так одевались? Кто такие бояре? Как к ним относилась власть? Как вы думаете, что же произошло с этой женщиной? Почему именно так изобразил её художник? Судьба этой женщины будет страшной – посаженная в земляную тюрьму, она умрет мучительной смертью. Как вы думаете, каким образом эта картина связана с нашим уроком? | Работа по репродукции картины В. Сурикова «Боярыня Морозова». Перед нами женщина, одетая в черное одеяние, закованная в цепи в сопровождении стражи. | |||||||||
Совместная работа учащихся (ФГОС и ОВЗ) | ||||||||||
Вступительное слово учителя: « Православная христианская церковь играла важнейшую роль в жизни русского народа в 17 в. В каких ситуациях церковь играла важную роль в истории России? Церковь объясняла людям смысл их жизни с точки зрения христианской церкви,-следование в жизни примеру Иисуса Христа, соблюдение его заповедей. | Работа с иллюстрациями Дмитрий Донской и Сергий Радонежский; Михаил Фёдорович Романов и патриарх Филарет Алексей Михайлович и патриарх Никон. (Дмитрий Донской и Сергий Радонежский) . отвечают дети ОВЗ - Михаил Фёдорович Романов и патриарх Филарет. В период Смутного времени, ставшим суровым испытанием не только для русской земли, но и для русской православной церкви. Захватившие Москву поляки не только уничтожали храмы, но и оскверняли мощи святых, грабили церкви, убивали служителей церкви и в этот момент царь Михаил Романов и патриарх Филарет очень много сделали для восстановления в стране гocyдapственности Патриаршая деятельность Филарета состояла в энергичной охране чистоты Православия, в преследовании религиозного вольнодумства и нравственной распущенности. Благодаря ему был оформлен официальный взгляд на события Смутного времени, в основе которого лежало представление о необходимости сохранения веры предков, полученной от Апостолов и хранимой на Руси на протяжении веков; отступление от Православия грозило гибелью. Единственной хранительницей древнего благочестия признавалась Москва, поэтому любые попытки переосмысления отечественного религиозного опыта и любые западные влияния трактовались как опасные и недопустимые. Отсюда запреты и ограничения на хождение сомнительных по содержанию книг. - Не все вопросы церковного характера были решены Филаретом . Время решения этих вопросов наступило в середине XVII века при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне. | Личностные: желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющие, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Коммуникативные: умения слушать и выстраивать монологическую и диалогическую речь; описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; характеризовать качества, признаки объекта. Познавательные: анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, понимать информацию представленную в изобразительной, схематичной форме, уметь сравнивать, классифицировать по заданным основаниям. Регулятивные: соотнесение того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; умение внимательно слушать и запоминать | Работа с иллюстрациями (Дмитрий Донской и Сергий Радонежский) . отвечают дети ОВЗ Россия многим обязана радонежскому чудотворцу. Сергий предсказал Дмитрию Донскому победу над татарами на Куликовом поле, вдохновил и поддержал князя в минуты сомнений и колебаний. Эта победа стала переломной в истории страны. Значение этой победы больше нравственное: русский народ после Куликова поля словно очнулся после вековой спячки, поверил в себя и стал себя уважать. Вместе с Дмитрием Донским преподобный Сергий всю жизнь "собирал Русь" – мирил князей, увещевал, грозил карой Божией за нескончаемые раздоры и междоусобицы. Перед Куликовской битвой князь Дмитрий Донской едет за благословением к Сергию Радонежскому; | |||||||
(вопрос классу «вспомните откуда на Русь пришло православие?»-из Византии), Задание классу: найти в параграфе учебника (с.75), причины проведения церковной реформы | из Византии Причины проведения церковной реформы 1. Искажения, описки, ошибки в церковных текстах 2. Многоголосие во время церковной службы 3. Разногласия по вопросу обновления обрядов. | Личностные: Умение высказывать свои мысли, предположения, делать выводы и давать оценку; воспринимать речь учителя и одноклассников; сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в дискуссии, доверие к собеседнику деятельности. Коммуникативные: слушать и вступать в диалог; уметь участвовать в групповых формах работы. Познавательные: умение делать выводы по изученному материалу. Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения | ||||||||
Задание классу: найти в параграфе учебника (с.76), кто был назначен патриархом?. | Работа по учебнику (с.76) Никон Работа с иллюстрациями Аввакум Никон Алексей Михайлович | |||||||||
В чём суть реформы Никона?- Определите взгляды Никона и Аввакума на одну проблему: реформирование церковных обрядов | В 1653 – 1655 гг. началось осуществление церковной реформы Работа по таблице С использованием наглядного пособия | |||||||||
Последствия реформы Выдающимся руководителем старообрядцев стал протопоп Аввакум. С юных лет посвятив себя церкви, он был активным сторонником и проповедником благочестивого образа жизни. Реформы Никона он воспринял резко отрицательно. За свои взгляды он был лишен места в московском Казанском соборе, а затем арестован и заключен в монастырь. Но и там он вел пропаганду старообрядческих идей и принципов, за что был предан церковному проклятию, и заключен в тюрьму. Сожжение протопопа Аввакума «Особо обострился вопрос еретиков после реформы Никона, которая была не признана многими яркими фигурами из духовенства, наиболее ярким из которых был, безусловно, протопоп Аввакум. Аввакум ругал царскую власть, царя и воевод, само собой, поносил архиереев, подбивал казаков Даурии на бунт, бил скоморохов.. Судьба Аввакума была трагична. В 1682 году он был приговорен к казни и заживо сожжен. Что означает выражение «Раскол русской православной церкви»? (по словарю к уроку) Государство и церковь преследовали староверов. Они уходили в далекие и глухие места, где основывали свои поселения – скиты ( Север, Сибирь, Урал) Фанатично преданные своей вере, они устраивали коллективные самосожжения, гари, т.е. огненное крещение. Наиболее сильно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании 1668-1676 гг. старообрядцы отказались принять новые богослужебные книги и «заперлись» в монастыре. В 1676 г. предатель через тайный лаз впустил царские войска в монастырь. Из 500 защитников крепости в живых осталось 60. Старообрядчество было запрещено церковными соборами 1654 и 1656 гг. и преследовалось властью. Почему старообрядцев называли не еретиками, а раскольниками? | Работа с документом (с. 80) учебник - как Аввакум оценивает суть реформ Никона? Вывод: Часть общества восприняла реформу как логическое продолжение преобразований царя, другая часть общества восприняла реформы как посягательства на веру. Начало реформирования церкви привело к её Расколу Соловецкое восстание 1668-1676 гг | |||||||||
Отношения между царём и патриархом в начале реформ были тёплые – Алексей Михайлович называл Никона «собиным другом» и наградил титулом «великий государь». Получив власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской и, по существу, предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть. Никон говорил: «как месяц имеет свет от солнца – так царь имеет власть от патриарха». Этим заявлением он явно намекал на то, что церковная власть выше светской царской власти. - Как вы думаете, как отреагировал царь на такое заявление патриарха? В чём вы видите главную причину конфликта между патриархом и царём? Учитель: Церковный раскол – явление, в котором сплотились многие духовные проблемы, копившиеся столетиями. Последствия раскола не изжиты до сих пор. | Претензии Никона на светскую власть вызвали резкое неприятие Алексея Михайловича, который добился низложения патриарха. Церковный Собор 1666 – 1667 года осудил Никона. Выступивший на Соборе царь заявил, что Никон «самовольно, без нашего царского величества повеления церковь оставил и от патриаршества отрекся». Этим заявлением царь дал понять, что реальная власть в стане принадлежит только ему. Собор поддержал царя, а Никон был осужден на вечное заточение в монастырь. Одновременно Собор поддержал церковную реформу и проклял всех ее противников. Победа царя означала, что самодержавие в стране уже значительно укрепилось. Церковный Собор 1666 – 1667 года | Личностные: Умение высказывать свои мысли, предположения, делать выводы и давать оценку; воспринимать речь учителя и одноклассников; сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в дискуссии, доверие к собеседнику деятельности. Коммуникативные: слушать и вступать в диалог; уметь участвовать в групповых формах работы. Познавательные: умение делать выводы по изученному материалу | ||||||||
Закрепление. | Закрепление. | 7. Закрепление. | ||||||||
- А теперь давайте вернемся к началу урока, к репродукции картины Сурикова «Боярыня Морозова». Вы уже догадались, что перед нами сторонница старообрядцев. Взгляните на ее выразительное лицо, отразившее ее волю и веру. | Измученная, но не покорившаяся, закованная в кандалы, но не побежденная – такой запоминается Морозова, ставшая на века символом трагедии раскола Русской православной церкви. | . Личностные: осознание своих трудностей и стремление к их преодолению. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль. Регулятивные: оценивать значимость приводимых доказательств и рассуждений; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием | Учитель. Итак, сегодня мы познакомились с “Житием Преподобного Сергия Радонежского”. Что оно представляет собой? Учитель: что еще мы узнали на уроке? Какие выводы сделали? | Учащиеся. Житие состоит из трех частей. Первая часть – вступительная, в котором автор, обращаясь к читателю, рассказывает о себе, об истории написания жития. Вторая часть – основная, в ней рассказывается о жизни святого. Заканчивается житие третьей частью – молитвой, похвалой святому. | ||||||
Вопрос учителя: Какие выдающиеся личности того трагичного для русской православной церкви времени вам запомнились? -Вклейте в таблицу карточки с обрядами На столах у вас есть проверочный тест. 1. Как звали патриарха, начавшего церковную реформу: 5.Раскол в Русской Православной церкви произошел в а)15 в б)16 в в)17 в Подведение итогов: у Сергия Радонежского есть замечательные слова: «Единством и любовью спасемся…»-о чем они,ребята? имеют ли они отношение к нашему уроку | Работа с раздаточным материалом -Вклейте в таблицу карточки с обрядами 1 вариант- до крещения 2 вариант- после крещения (Учащиеся самостоятельно выполняют тест). | Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения. | Вопрос учителя: Какие выдающиеся личности того важного для русской православной церкви времени вам запомнились? Работа с раздаточным материалом Карточка №4,5 | Карточка №4 Соотнесите историческую личность и его роль в истории
Карточка №5 Соотнесите портрет и историческую личность | ||||||
Рефлексия. Оценивание учащихся. | 8. Рефлексия. Оценивание учащихся. | |||||||||
Вывод: По словам В.В. Путина «В этом политическом, церковно-политическом конфликте не было победителей. Зато проиграли все: и Церковь, и сами верующие, вынужденные жить в атмосфере отчужденности и взаимного недоверия. Проиграло российское общество в целом . Возрождение церковного единства — это важнейшее условие для восстановления утраченного единства всего «русского мира», одной из духовной основ которого всегда была православная вера» | Вывод: Русская православная церковь ещё не раз за всю свою историю будет подвергнута испытаниям. Многие конфликты остаются нерешёнными до сих пор . | Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль. | Оценивание учащихся | |||||||
Домашнее задание | Домашнее задание | 9. Домашнее задание. | ||||||||
1 уровень – п.24 пересказ 2 уровень - п.24 пересказ, в.1,2 письменно 3* уровень - п.24 пересказ, Придумать рассказ «Раскол русской православной церкви» с ошибками | Запись в дневнике | Регулятивные: Регулирование и координация деятельности учеников | 1. Выучить термины 2. Знать биографию С.Радонежского 3 *Написать сочинение на тему “Преподобный Сергий Радонежский в истории Русского государства” объем 1-2 листа. | Запись в дневнике |
Приложение 1
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Раскол – религиозно-общественное движение, возникшее в России в XVII в. и отделение от русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы патриарха Никона (1653 – 1656 гг.);
Раскольники – сторонник старообрядчества
Старообрядцы - часть православных христиан, отошедшая от господствующей в России Церкви после реформ московского патриарха Никона.
Реформа - преобразовываю — преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни, порядков, институтов, учреждений, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, прогрессивное преобразование.
Еретик - вероотступник
Патриарх - высший духовный сан в православии . Титул патриарха установлен церковным собором в 451 г. В России патриаршество было установлено в период правления Бориса Годунова (1598 – 1605 гг.), стремившегося утвердить первенство русского православия в мировом православии.
Протопоп - первый в ряду священников при церкви. Он бывал обыкновенно настоятелем церкви. Но это звание часто жалуется священнику не как главе церкви (храма), а как почетное личное отличие.
Приложение 2
Таблица Церковная реформа
До реформы - "староверы" (сторонники Аввакума) | После реформы (сторонники Никона) |
Крещение двумя перстами Земной поклон Двукратное пение "аллилуйя" Движение верующих в церкви вокруг алтаря по солнцу Написание имени Христа: Исус | Крещение тремя перстами Поясной поклон Троекратное пение "аллилуйя" Движение верующих в церкви вокруг алтаря против солнца Написание имени Христа: Иисус |
Приложение 3
Приложения к уроку
Документ1.1.
Костомаров Н.И. «Русская история в жизнеописаниях ее
главнейших деятелей» о Никоне
Никон, в миру Никита Минов, родился в 1605 году в селе Вельдеманово (в пределах нынешнего Макарьевского района, Нижегородской области), в семье крестьянина. Рано лишившись матери, он вытерпел много горя от злой мачехи. Впрочем, ему удалось выучиться грамоте, и уже отроком он очень увлекался чтением.
В 1617 году, двенадцати лет от роду, Никита ушёл из семьи в Макарьев-Желтоводский монастырь на Волге, имевший в то время большую библиотеку.
По смерти отца Никита женился. Хорошо умеющий читать и понимать церковные книги, он сначала нашёл себе место причётника, а потом, посвятившись, и священника одной из сельских церквей …
Семейное счастье длилось лишь десять лет, неожиданно умирают дети, Никита уговорил жену уйти в монастырь, а сам принял монашеский постриг на Соловках.
Строгий к самому себе, он беспощадно преследовал всякое отступление от церковных правил…..
Никон был своенравен и горяч даже до излишества, неуступчив даже до упрямства…». Да, жесткость и даже, порою, жестокость проявляет пастырь к своим неприятелям. Не церемонится он с товарищами, сурово наказывает всех противников…»
Документ1.2
Житие протопопа Аввакума, им самим написанное
Протопоп Аввакум написал житие по благословению инока Епифания, своего духовного отца.
Родился Аввакум в Нижегородской земле. Его отец был священником, его звали Петром, а мать — Марией, в иночестве — Марфой. Отец любил выпить, а мать была постница и молитвенница. Один раз Аввакум увидел у соседа мертвую скотину и потом ночью плакал о душе своей, думая о смерти. С той поры он привык молиться каждую ночь. Получил домашнее образование и воспитание. Отец Аввакума умер. Мать женила сына на осиротевшей дочери кузнеца Марка, Анастасии. Девица жила в бедности, часто ходила в церковь и молилась о том, чтобы выйти замуж за Аввакума. (в этом браке родилось 8 детей). Потом мать умерла в иночестве.
В двадцать один год Аввакум был рукоположен в дьяконы, через два года в попы, а еще через восемь лет стал протопопом. Всего у Аввакума было около пятисот или шестисот духовных детей, потому что везде, где он показывался, он учил людей слову Божьему.
Приложение 4
Рабочий лист (для учащихся с ОВЗ)
Ф.И. учащегося _________________________________ Дата ______________________________
Тема урока Отражение героизма сражающихся в повестях, сказаниях, житиях. Преподобный Сергей Радонежский.
Карточка-задание №1
1. Используя словарь новых слов, познакомься со значением данных терминов.
2. Выпиши в рабочий лист те термины и их значение, которые звучат в теме нашего урока.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Благообразный – приятный по внешнему виду.
Смиренно – не гордо, кротко.
Отрок – мальчик.
Чадо – ребенок.
Скорбит – грустит.
Инок - монах
Уста – рот.
Вкушение – то, когда едят.
Житие – это литературное произведение, которое рассказывает о жизни святого и имеет свои особенности. Житие рассказывает в определенной последовательности о жизни святого.
Житие состоит из трех частей.
Первая часть – вступительная, в котором автор, обращаясь к читателю, рассказывает о себе, об истории написания жития.
Вторая часть – основная, в ней рассказывается о жизни святого.
Заканчивается житие третьей частью – молитвой, похвалой святому.
Святой - Это люди, которые следовали заповедям Бога.
Преподо́бный— особый разряд (лик) святых, угодивших Богу монашеским подвигом. Иными словами, преподобные — «святые из монахов, кто молитвой, постом и трудами стремился быть подобным Господу Иисусу Христу» и преуспел в этом уподоблении.
Карточка- задание №2
- Используя раздаточный материал, напишите название произведения, которое мы с вами будем сегодня изучать.
____________________________________________________________________________________________
- Кто является автором произведения? ____________________________________________________________________________________________
- Кто такой Сергий? Где мы можем прочитать о нем?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Перечислите особенности Жития?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка- задание №3
Выпишите в рабочий лист основные даты и события, связанные с именем Сергия Радонежского, Дмитрия Донского
Сергий Радонежский | Дмитрий Донской |
Карточка- задание №4
Соотнесите историческую личность и его роль в истории (можно вписать только соответствующие цифры)
Историческая личность | Роль в истории |
- Победа в Куликовской битве
- Епифаний Премудрый
- Написание Жития святого
- Сергий Радонежский
- Дмитрий Донской
- Нравственный подвиг и благословение на победу над золотоордынцами
Карточка- задание №5
Соотнеси портрет и историческую личность
Историческая личность | Портрет (иллюстрация) |
Епифаний Премудрый | |
Сергий Радонежский | |
Дмитрий Донской |
Епифаний Премудрый XV век
Сергий Радонежский XIV век
Гермоген (патриарх Московский) XVI - XVII века
Филарет (патриарх Московский) XVI - XVII века
Никон Московский патриарх,
имевший полный официальный титул «Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя России и всеа северныя страны и помориа и многих государств Патриарх» с 25 июля 1652 года по 12 декабря 1666 года с титулом «Великого Государя».
Протопоп Аввакум Петров
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Управление деятельностью ГОУСОШ № 639 по созданию условий для реализации новых ФГОС
Реализация программы модернизации образования потребовала от каждого образовательного учреждения решения задачи по созданию условий для внедрения ФГОС.Прежде чем ответить на...
Интегрированный урок истории и информатики в 9 классе по теме "Берлинская операция 1945 г." с использованием IP-TV трансляции и форм удаленного контроля
Описание этапов и особенностей проведения интегрированного урока истории и информатики....
Отражение темы «Гражданская война» в истории России и литературе (конспект интегрированного урока в 12 классе в игровой форме)
интегрированный урок (литература+история)...
«Создание условий для развития памяти и мышления на уроках истории в классах коррекционно-развивающего обучения»
Формирование условий для развития памяти и мышления на уроках истории у учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Конечно, необходимо знание фактов, явле...
Работа с одаренными детьми на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности.
Выступление на ГМО учителей истории и обществознания....
Интегрированный урок в 11 классе: английский язык, история, обществознание «Всеобщая Декларация Прав Человека: история возникновения, этапы, роль личностей в ее создании, актуальность в XXI веке».
Тема урока: «Всеобщая Декларация Прав Человека: история возникновения, этапы, роль личностей в ее создании, актуальность в XXI веке».Актуальность темы, выбранной для интегрированного урока...
Приемы и методы работы с детьми ОВЗ на уроках музыки. Особенности проведения интегрированных уроков в коррекционных классах.
Актуальность уроков музыки для детей с ОВЗ заключается в том, что они позволяют каждому ребенку, независимо от его способностей и дарований, раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить песни...