Технологическая карта урока "Культура России в 17 веке"
методическая разработка по истории (7 класс)
Технологическая карта урока "Культура России в 17 веке" с применением интеллект-карты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 29.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта.
7 класс
Тема: Культура народов России в XVII веке
Цель урока: выявить основные достижения русской культуры XVII века
Планируемые результаты урока:
Личностные:
- осознание целостности мира и многообразия взглядов на него,
- формирование собственных мировоззренческих позиций.
Метапредметные:
- развитие навыка целеполагания, умение оценивать свою работу на уроке;
- развитие умений работать с учебником, составлять интеллект-карты;
- развитие навыка устной речи, умения аргументировать свою точку зрения;
-развитие умения находить наиболее значимые черты, выявлять причинно-следственные связи.
Предметные:
- овладение и оперирование понятиями «парсуна»;
- формирование представления о развитии русской культуры в XVII веке;
- формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, работа по документам;
- способствовать формированию у обучающихся критического мышления о культурном взаимодействии народов России.
Тип урока: комбинированный
Ресурсы урока: учебник Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов и др.; под ред. А.В. Торкуновой История России 7 кл., карта, презентации по теме «Культура народов России в XVII веке», раздаточный материал (фотографии памятников культуры).
Ход урока:
Этапы урока, их цели | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I.Организационный момент (1-2 мин) Цель: Организация обучающихся на основную учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Приветствует. Проверяет присутствующих, настраивает на работу, проверяет степень готовности к уроку: наличие учебников, атласов, тетрадей. Раздает раздаточный материал (фотографии памятников культуры). | Приветствуют учителя, дежурный называет отсутствующих, проверяют готовность к уроку. Самоорганизация обучающихся. | Л: Формируются знания морально –этических норм. Р: Умение концентрировать внимание. |
II. Актуализация знаний. (5-7 мин). Цель: Определение степени готовности обучающихся к уроку | Вступительное слово учителя. Проблемный вопрос: Когда мы с вами начинаем изучать культуру, что мы с вами должны рассмотреть? Ответы записываются на доске. Т. о. дети сами формируют план урока.
| Обучающиеся отвечают на вопрос учителя. | К, Л: Строят высказывания; формулируют выводы, аргументируют свою точку зрения. П: Выслушивая ответы одноклассников, формируется уважение к другому мнению; дают определения понятиям; строят логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей. К: Формируется умение взаимодействовать с учителем и всем классом. |
III.Мотивация к изучению новой темы. Цель: Вовлечение учащихся в работу по изучению новой темы | Как вы думаете, почему многие нововведения в культуре появились именно в 17 веке? В результате полученных знаний, мы сформируем с вами интеллект-карту . | Обучающиеся предлагают свои варианты ответов.
| П: Установление причинно- следственных связей с использованием имеющихся ресурсов. Р: Установление целевых приоритетов. К: Владение устной речью. |
IV.Изложение новой темы (15-20 мин) Цель: обеспечение восприятия, осмысления обучающимися темы урока. | План урока:
1. Образование, просвещение. Педагог:17 век – время значительного расширения кругозора русских людей. Уже не только священники или лица, принадлежащие к знати, владеют грамотой. Все больше грамотных людей появляется среди простых жителей и крестьян. Среди купцов грамотных было почти 100 процентов. В 1634 году неоднократно различные учебные пособия – «Букварь» Василия Бурцева, «Грамматика» Мелетия Смотрицкого. Появляется «Считание, удобное для купующих или продающих» - так называлась тогда таблица умножения. В «Букваре» Кариона Истомина к буквам были размещены рисунки. Множество книг печатает Московский печатный двор. Половина из напечатанных книг носила светский характер, стали печатать книги, переведенные с латыни, польского и немецкого языков. В 17 веке возникает ряд частных школ, в которых «учильные люди» обучали грамоте, арифметики и закону Божьему. В 1655 году в Москве при Заиконоспасском монастыре открыли школу, которую возглавил известный белорусский просветитель Симеон Полоцкий. Царь Алексей Михайлович, любящий и благоволивший к образованным людям, делает его учителем царевича Алексея, а после его смерти – царевича Федора и царевны Софьи. Симеон Полоцкий был личностью, призванной просвещать народ. Именно он был основателем типографии в Кремле. Полоцкого можно считать «первым поэтом России» - его называют основоположником поэтического и драматического жанров в русской литературе. В 1648 году он пишет стихи на русском, белорусском, украинском и польском языках. Его перу принадлежит стихотворный перевод одной из книг Библии – «Псалтыри». В своем стихотворении «Монах» он дает наставлении как должен вести себя монах. 2. Научные знания Педагог: 1687 году в Москве открывается первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинское училище, преобразованное впоследствии в академию. В 17 веке начинается процесс накопления научных знаний. Возникает наставление по описанию земель «Книга сошного письма», в 1629 году наставление по военному делу «Устав ратных, пушечных и других дел». Иван Венедиктов из Аптекарского приказа составляет «Фармакопею» - пособие по лечебным травам. Освоение новых земель, колонизация Сибири способствовали расширению географических знаний. На рубеже 16-17 веков появляется новая карта государства. В 1627 году составили уточненный «Новый чертеж» земель между Доном и Днепром. Появляются географические справочники – «Дорожники». В 1674 году в России появляется «Синопсис» - первая печатная книга по истории. 3. Литература и устное творчество. Педагог: культурный подъем в России, начавшийся после ликвидации последствий Смутного времени, обусловил расцвет народного творчества. Особой популярностью в это время пользуются исторические песни об «Азовском сидении» донских казаков (вспомнить) и о Стеньке Разине (вспомнить) В 17 веке возникает новый литературный жанр – сатирическая повесть. Ребята, кто может сказать, что такое сатира? Среди объектов сатиры – церковь, суд, боярская знать, служилое дворянство. Это «Повесть о куре и лисе», «Сказание о попе Савве и его великой славе». В литературе этого времени и отражаются события общественно-политической жизни страны: так смутное время описывается в «Сказании» Авраамия Палицына, келаря Троице-Сергиева монастыря, «Казачье написание» - о Сибирском походе Ермака Тимофеевича. Выдающимся памятником русской литературы стала автобиографическая повесть одного из лидеров старообрядческого движения (вспомнить событие) Аввакума «Житие протопопа Аввакума», которое он сам написал. В «Житие» автор показал борьбу раскольников с «никонианами», красочное описание нравов церковных правителей, трагическую судьбу самого автора. 5. Архитектура и изобразительное искусство. Педагог: для архитектуры 17 века характерно влияние народных традиций и дальнейшее развитие шатрового(вспомнить) стиля. Прекрасным образцом жилой архитектуры шатрового стиля стал дворец в селе Коломенском- любимая резиденция царя Алексея Михайловича, прозванная современниками «восьмым чудом света». В это время усиливается стремление к декоративности: церкви и другие строения украшают «римской плиткой» (цветными изразцами), декоративным цветным кирпичом. Хорошо представляет этот стиль названная «Дивной» Успенская церковь Алексеевского монастыря в Угличе. В 17 веке постепенно оформляется новый архитектурный стиль – московское (или «нарышкинское») барокко, представленное нарядными, многоярусными строениями, отличающимися пышной декоративной отделкой, наличием многочисленных колонн в оформлении зданий. Свое название этот стиль получил по имени богатого рода Нарышкиных, в имениях которых строились подобные строения. Примером такого рода строений была церковь Покрова в подмосковной деревни Фили, выстроенная в 1693 году. Черты светскости в 17 веке наблюдаются в живописи. Появляются парсуны-произведения портретной живописи, изображающие реальных людей (определение записать в тетрадь). Крупным художественным центром становиться Оружейная палата Московского Кремля- здесь работает известный русский живописец Симон Ушаков. В его иконах «Богоматерь Владимирская», «Спас Нерукотворный» явственно проступают человеческие, небожественные черты образов. А его икона «Древо государства Российского», созданная в 1668 году, содержит многочисленные портреты российских правителей. В награду за свое творчество Ушаков был возведен царем в дворянство. 6. Театр 17 века. Педагог: царь Алексей Михайлович по инициативе боярина Матвеева поручил в 1672 году организацию театра Иоганну Готфриду Грегори, пастеру лютеранской церкви из Немецкой слободы в Москве. Он набрал труппу из 60 иноземных актеров, потом появились и русские актеры. Играли на русском и немецком языках и ставили пьесы на библейские темы. После кончины царя 1676г. театр закрыли, и он больше не возобновлял свои постановки. 7.Особенности русской культуры 17 века. Педагог: Ребята давайте попробуем на основе полученных знаний выделить особенности русской культуры 17 века.
Педагог: Ребята, давайте попробуем дать определение термину обмирщение. Обмирщение – это освобождение общества от влияния церкви. |
Обучающиеся в течении урока составляют интеллект-карту используя раздаточный материал. Обучающиеся работают с текстом Стихотворение Полоцкого. …«Монаху подобает в келии седети, В посте молиться, нищету терпети, Искушения врагов сильно побеждати И похоти плотские в труде умервщляти. Если хочет в небеси мзду вечную взяти,- неоскудным богатством проебиловати. Пагубно же одному по граду ходити, из едина в другой дом переходяще пити»… Обучающиеся работают с интеллект - картой Обучающиеся работают с документом: …«Ты взойди, взойди, красно солнышко, Обогрей ты нас, людей бедных. Добрых молодцев, людей беглых. Мы не воры-то, не разбойнички, Стеньки Разина работнички, Есауловы все помощнички!»… (Анализируют песню) Отвечают на вопрос учителя. Обучающиеся работают с текстом учебника Обучающиеся работают с заданием Обучающиеся подводят итог | П: Смысловое чтение и анализ прочитанного; работа с картой, текстом учебника, понятиями. Формируется представление о развитии культуры России в XVII веке К: Устанавливать и сравнивать разные точки зрения Выражать свои мысли; Учет разных мнений. Л: Оценивание значения культурного взаимодействия народов России и её влияние на историю. |
V.Первичное применение новых знаний Цель: Проговаривание и закрепление нового знания | 17 век стал эпохой, подготовившей победу светского, нерелигиозного начала в русской культуре. На основе новых черт, возникших в 17 веке, расцвело русское искусство 18 столетия. Вопросы для закрепления. 1. Что означает понятие обмирщение? 2. Чем известен в истории Симеон Полоцкий? 3. Как называлось первое высшее учебное заведение в России, когда и где оно было открыто? 4. Какие научные знания появились в России в 17 веке? 5. Как называлась первая печатная книга по истории? 6. Какой архитектурный стиль возник в России в 17 веке, почему он так назывался? 7. Что значит парсуна? 8. Чем известен в истории России Симон Ушаков? | Обучающиеся работают с вопросами и интеллект-картой. | П: Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез, как составление целого из частей; Подведение под понятие и выдвижение гипотез и их обоснование |
VI.Первичное закрепление. Цель: выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений уч-ся; проведение коррекции. | Исторические задачи по теме: «Культура и быт России 17 века». 1. В 17 веке возникла насмешливая поговорка: «Аз, буки, веди страшат что медведи». Что она означала и против кого была направлена, о каких переменах в общественной жизни свидетельствовала? Ответ: Так в 17 веке насмешливо называли тех, кто не желал учиться грамоте, что свидетельствовало о понимании народом того, как важно овладевать грамотой, быть образованными людьми. 2. Можно ли было в 17 веке прочитать московские Куранты? Кто мог это сделать? Ответ: «Куранты» - так назывались выписки из иностранных газет, сделанные в посольском приказе, которые предназначались для царя и его ближайшего окружения. 3. Какое архитектурное сооружение 17 века современники прозвали «восьмым чудом света»? Ответ: дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском? 4. В 17 веке церкви и другие строения стали украшать «римской плиткой». Что это такое? Ответ: цветные изразцы. 5. «По «привилегии», давшей программу образования, последнее должно стать не только церковным, но и общим. Здесь постигали «семена мудрости» из наук церковных и гражданских – весь школьный цикл от низших до высших классов, начиная с грамматики и кончая философией, этикой и богословием. Первые преподаватели, профессора были греки: братья Лихуды, Иоанникий и Софроний. В учебное заведение принимали людей «всякого чина, сана и возраста». В первый год учеников было 28, на следующий – 32». О каком учебном заведении идет речь? Где и когда оно было открыто? Ответ: Славяно-греко-латинское училище, 1687г, Москва. 6. Один из первых учебников русской истории «Синопсис» весьма оригинально объяснял происхождение людей и государства. Каким образом? Ответ: Бог, создавший землю и людей, передал затем управление ими своему наместнику – монарху. | Обучающиеся работают с задачами | К: Выражение своих мыслей с полнотой и точностью формулирования и аргументация своего мнения. Л: Оценивание изучаемого содержания. |
VII. Подведение итогов урока Цель: Осознание учащимися значения изучаемой темы, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | -Давайте ответим на вопрос, поставленный нами в начале урока «Как вы думаете, почему многие нововведения в культуре появились именно в 17 веке?» Мы разобрались...Давайте посмотрим на ваши интеллект-карты и попробуем проанализировать полученные вами знания. Напротив каждой темы ( линии) в интеллект-карте нарисуйте кружок и закрасьте его … Зеленый- все понятно Желтый- остались вопросы Красный- не разобрался, требуется помощь Учитель комментирует выставленные оценки. | -Дают ответы на вопросы Анализируют деятельность свою и всего класса | П: Рефлексия способов и условий действия Контроль и оценка результатов деятельности. Л: Самооценка, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности, следование в поведении моральных норм и эстетическим требованиям. К: Выражение своих мыслей полно и точно; Формулирование и аргументация своего мнения и учет разных точек зрения. |
VIII.Инструктаж домашнего задания Цель: Дать инструкции обучающимся по правильному выполнению домашнего задания. | Объясняет домашнее задание. Параграф 26,выполнить проект «Написать проект» Темы на выбор: - Путешествие в Коломенское. - Сатирическая повесть как отражение реальности -Портрет и парсуна сходства и отличия -Житие как жанр биографии -Первые актёры в России; проработать вопросы вызвавшие затруднения на уроке. | Обучающиеся записывают задания в дневник. Задают вопросы по выполнению домашнего задания. | Р: Регулирование и координация деятельности учеников. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока "Экономическое развитие России в конце XIX - начале XX века" 9 класс
Определены личностные, предметные и метапредметные задачи урока, деятельность учителя и учащихся на разных этапах урока....
Технологические карты по истории. Средние века. 6 класс.
Материал, который я использую пр подготовке к уроку истории в шестом классе....
Технологическая карта урока по истории: "Россия в 17 веке"
Повторительно-обобщающий урок...
Технологическая карта урока "Россия - правовое государство"
Технологическая карта урока. Предмет: обществознание. Класс: 10. Тема урока: «Россия - правовое государство.» Технология урока: модифицированные дебаты. Тип урока: расширение знаний. В разделе...
Технологическая карта урока: «Россия и Европа в конце XVII века».
Конспект урока истории по теме: «Россия и Европа в конце XVII века». В нем раскрыты все состовляющие современного урока согласно требованиям ФГОС...
Технологическая карта карта урока истории по теме " Культура России в первой половине XIX века"
Технологическая карта карта урока истории по теме " Культура России в первой половине XIX века". Тип урока - изучение нового материала...