Технологическая карта урока "Культура России в 17 веке"
методическая разработка по истории (7 класс)

Шумкина Софья Олеговна

Технологическая карта урока "Культура России в 17 веке" с применением интеллект-карты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx29.73 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта.

7  класс

Тема: Культура народов России в XVII веке

Цель урока: выявить основные достижения русской культуры XVII века

Планируемые результаты урока:

Личностные:

 - осознание  целостности  мира и многообразия взглядов на него,

- формирование  собственных мировоззренческих позиций.

Метапредметные:

- развитие навыка целеполагания, умение оценивать свою работу на уроке;

- развитие умений работать с учебником, составлять интеллект-карты;

- развитие навыка устной речи, умения аргументировать свою точку зрения;

-развитие умения находить наиболее значимые черты, выявлять причинно-следственные связи.

Предметные:

- овладение и оперирование понятиями «парсуна»;

- формирование представления о   развитии русской культуры в XVII веке;

- формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, работа по документам;

- способствовать формированию у обучающихся    критического мышления о культурном взаимодействии народов России.

Тип урока: комбинированный

Ресурсы урока: учебник Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов и др.; под ред. А.В. Торкуновой   История России 7 кл., карта, презентации по теме «Культура народов России в XVII веке», раздаточный материал (фотографии памятников культуры).

Ход урока:

Этапы урока, их цели

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I.Организационный момент (1-2 мин)

Цель:

Организация обучающихся на основную учебную деятельность

на личностно-значимом уровне

Приветствует. Проверяет присутствующих, настраивает на работу, проверяет степень готовности к уроку: наличие учебников, атласов, тетрадей.   Раздает раздаточный материал (фотографии памятников культуры).

Приветствуют учителя, дежурный называет отсутствующих, проверяют готовность к уроку. Самоорганизация обучающихся.

Л: Формируются знания морально –этических норм.

Р: Умение концентрировать внимание.

II. Актуализация знаний. (5-7 мин).

Цель:

Определение степени готовности обучающихся к уроку  

Вступительное слово учителя.

Проблемный вопрос: Когда мы с вами начинаем изучать культуру, что мы с вами должны рассмотреть? 

Ответы записываются на доске. Т. о. дети сами формируют план урока.

 

Обучающиеся отвечают на вопрос учителя.

К, Л: Строят высказывания;

формулируют выводы, аргументируют свою точку зрения.

П: Выслушивая ответы одноклассников, формируется уважение к другому мнению;

дают определения понятиям;

строят логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей.

К: Формируется умение   взаимодействовать с учителем и всем классом.

III.Мотивация к изучению новой темы.

Цель:

Вовлечение учащихся в работу по изучению новой темы

Как вы думаете, почему многие нововведения в культуре появились именно в 17 веке?

В результате полученных знаний, мы сформируем с вами интеллект-карту .

Обучающиеся предлагают свои варианты ответов.

 

П: Установление причинно- следственных связей с использованием имеющихся ресурсов.

Р: Установление целевых приоритетов.

К: Владение устной речью.

IV.Изложение новой темы (15-20 мин)

Цель:

обеспечение восприятия, осмысления обучающимися темы урока.

План урока:

  1. Образование.
  2. Научные знания.
  3. Литература.
  4. Архитектура.
  5. Живопись.
  6. Театр.
  7. Особенности русской культуры.

1. Образование, просвещение.

 Педагог:17 век – время значительного расширения кругозора русских людей. Уже не только священники или лица, принадлежащие к знати, владеют грамотой. Все больше грамотных людей появляется среди простых жителей и крестьян. Среди купцов грамотных было почти 100 процентов. В 1634 году неоднократно различные учебные пособия – «Букварь» Василия Бурцева, «Грамматика» Мелетия Смотрицкого. Появляется «Считание, удобное для купующих или продающих» - так называлась тогда таблица умножения. В «Букваре» Кариона Истомина к буквам были размещены рисунки. Множество книг печатает Московский печатный двор. Половина из напечатанных книг носила светский характер, стали печатать книги, переведенные с латыни, польского и немецкого языков.

В 17 веке возникает ряд частных школ, в которых «учильные люди» обучали грамоте, арифметики и закону Божьему. В 1655 году в Москве при Заиконоспасском монастыре открыли школу, которую возглавил известный белорусский просветитель Симеон Полоцкий.

Царь Алексей Михайлович, любящий и благоволивший к образованным людям, делает его учителем царевича Алексея, а после его смерти – царевича Федора и царевны Софьи.

Симеон Полоцкий был личностью, призванной просвещать народ. Именно он был основателем типографии в Кремле. Полоцкого можно считать «первым поэтом России» - его называют основоположником поэтического и драматического жанров в русской литературе. В 1648 году он пишет стихи на русском, белорусском, украинском и польском языках. Его перу принадлежит стихотворный перевод одной из книг Библии – «Псалтыри».  В своем стихотворении «Монах» он дает наставлении как должен вести себя монах.

2. Научные знания

Педагог: 1687 году в Москве открывается первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинское училище, преобразованное впоследствии в академию.

В 17 веке начинается процесс накопления научных знаний. Возникает наставление по описанию земель «Книга сошного письма», в 1629 году наставление по военному делу «Устав ратных, пушечных и других дел». Иван Венедиктов из Аптекарского приказа составляет «Фармакопею» - пособие по лечебным травам.

Освоение новых земель, колонизация Сибири способствовали расширению географических знаний. На рубеже 16-17 веков появляется новая карта государства. В 1627 году составили уточненный «Новый чертеж» земель между Доном и Днепром. Появляются географические справочники – «Дорожники».

В 1674 году в России появляется «Синопсис» - первая печатная книга по истории.

3. Литература и устное творчество.

Педагог: культурный подъем в России, начавшийся после ликвидации последствий Смутного времени, обусловил расцвет народного творчества. Особой популярностью в это время пользуются исторические песни об «Азовском сидении» донских казаков (вспомнить) и о Стеньке Разине (вспомнить)

В 17 веке возникает новый литературный жанр – сатирическая повесть. Ребята, кто может сказать, что такое сатира? Среди объектов сатиры – церковь, суд, боярская знать, служилое дворянство. Это «Повесть о куре и лисе», «Сказание о попе Савве и его великой славе».

В литературе этого времени и отражаются события общественно-политической жизни страны: так смутное время описывается в «Сказании» Авраамия Палицына, келаря Троице-Сергиева монастыря, «Казачье написание» - о Сибирском походе Ермака Тимофеевича.

Выдающимся памятником русской литературы стала автобиографическая повесть одного из лидеров старообрядческого движения (вспомнить событие) Аввакума «Житие протопопа Аввакума», которое он сам написал. В «Житие» автор показал борьбу раскольников с «никонианами», красочное описание нравов церковных правителей, трагическую судьбу самого автора.

5. Архитектура и изобразительное искусство.

 Педагог: для архитектуры 17 века характерно влияние народных традиций и дальнейшее развитие шатрового(вспомнить) стиля. Прекрасным образцом жилой архитектуры шатрового стиля стал дворец в селе Коломенском- любимая резиденция царя Алексея Михайловича, прозванная современниками «восьмым чудом света».

В это время усиливается стремление к декоративности: церкви и другие строения украшают «римской плиткой» (цветными изразцами), декоративным цветным кирпичом. Хорошо представляет этот стиль названная «Дивной» Успенская церковь Алексеевского монастыря в Угличе.

В 17 веке постепенно оформляется новый архитектурный стиль – московское (или «нарышкинское») барокко, представленное нарядными, многоярусными строениями, отличающимися пышной декоративной отделкой, наличием многочисленных колонн в оформлении зданий. Свое название этот стиль получил по имени богатого рода Нарышкиных, в имениях которых строились подобные строения. Примером такого рода строений была церковь Покрова в подмосковной деревни Фили, выстроенная в 1693 году.

Черты светскости в 17 веке наблюдаются в живописи. Появляются парсуны-произведения портретной живописи, изображающие реальных людей (определение записать в тетрадь).

Крупным художественным центром становиться Оружейная палата Московского Кремля- здесь работает известный русский живописец Симон Ушаков. В его иконах «Богоматерь Владимирская», «Спас Нерукотворный» явственно проступают человеческие, небожественные черты образов. А его икона «Древо государства Российского», созданная в 1668 году, содержит многочисленные портреты российских правителей. В награду за свое творчество Ушаков был возведен царем в дворянство.

6. Театр 17 века.

Педагог: царь Алексей Михайлович по инициативе боярина Матвеева поручил в 1672 году  организацию театра Иоганну Готфриду Грегори, пастеру лютеранской церкви из Немецкой слободы в Москве. Он набрал труппу из 60 иноземных актеров, потом появились и русские актеры. Играли на русском и немецком языках и ставили пьесы на библейские темы. После кончины царя 1676г. театр закрыли, и он больше не возобновлял свои постановки.

7.Особенности русской культуры 17 века.

Педагог: Ребята давайте попробуем на основе полученных знаний выделить особенности русской культуры 17 века.

  1. До 17 развитие культуры шло под влиянием религии.
  2. 17 век стал временем, когда в культуру начинает проникать светское (нерелигиозное), гражданское начало. Этот процесс получил название обмирщение культуры.

Педагог: Ребята, давайте попробуем дать определение термину обмирщение. Обмирщение – это освобождение общества от влияния церкви.

 

Обучающиеся в течении урока составляют интеллект-карту используя раздаточный материал.

Обучающиеся работают с текстом  

Стихотворение Полоцкого.

…«Монаху подобает в келии седети,

В посте молиться, нищету терпети,

Искушения врагов сильно побеждати

И похоти плотские в труде умервщляти.

Если  хочет в небеси мзду вечную взяти,-

неоскудным богатством проебиловати.

Пагубно же одному по граду ходити,

из едина в другой дом переходяще пити»…

Обучающиеся работают с интеллект - картой

Обучающиеся работают с документом:

…«Ты взойди, взойди, красно солнышко,

Обогрей ты нас, людей бедных.

Добрых молодцев, людей беглых.

Мы не воры-то, не разбойнички,

Стеньки Разина работнички,

Есауловы все помощнички!»…

(Анализируют песню)

Отвечают на вопрос учителя.

Обучающиеся работают с текстом учебника

Обучающиеся работают с заданием

Обучающиеся подводят итог

П: Смысловое чтение и анализ прочитанного;

работа с картой,   текстом учебника, понятиями.

Формируется представление о   развитии культуры России в XVII веке

 К: Устанавливать и сравнивать разные точки зрения

Выражать свои мысли;

 Учет разных мнений.

 Л: Оценивание   значения    культурного взаимодействия народов России   и её влияние на историю.

V.Первичное применение новых знаний

Цель:

Проговаривание и закрепление  нового знания

  17 век стал эпохой, подготовившей победу светского, нерелигиозного начала в русской культуре. На основе новых черт, возникших в 17 веке, расцвело русское искусство 18 столетия.

Вопросы для закрепления.

1. Что означает понятие обмирщение?

2. Чем известен в истории Симеон Полоцкий?

3. Как называлось первое высшее учебное заведение в России, когда и где оно было открыто?

4. Какие научные знания появились в России в 17 веке?

5. Как называлась первая печатная книга по истории?

6. Какой архитектурный стиль возник в России в 17 веке, почему он так назывался?

7. Что значит парсуна?

8. Чем известен в истории России Симон Ушаков?

Обучающиеся работают с вопросами и интеллект-картой.

П: Анализ объектов  с целью выделения  признаков и синтез, как составление  целого из частей;

 Подведение под понятие и выдвижение гипотез и их обоснование

VI.Первичное

закрепление.

Цель: выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений уч-ся; проведение коррекции.

Исторические задачи по теме: «Культура и быт России 17 века».

1. В 17 веке возникла насмешливая поговорка: «Аз, буки, веди страшат что медведи». Что она означала и против кого была направлена, о каких переменах в общественной жизни свидетельствовала?

Ответ: Так в 17 веке насмешливо называли тех, кто не желал учиться грамоте, что свидетельствовало о понимании народом того, как важно овладевать грамотой, быть образованными людьми.

2. Можно ли было в 17 веке прочитать московские Куранты? Кто мог это сделать?

Ответ: «Куранты» - так назывались выписки из иностранных газет, сделанные в посольском приказе, которые предназначались для царя и его ближайшего окружения.

3. Какое архитектурное сооружение 17 века современники прозвали «восьмым чудом света»?

Ответ: дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском?

4. В 17 веке церкви и другие строения стали украшать «римской плиткой». Что это такое?

Ответ: цветные изразцы.

5. «По «привилегии», давшей программу образования, последнее должно стать не только церковным, но и общим. Здесь постигали «семена мудрости» из наук церковных и гражданских – весь школьный цикл от низших до высших классов, начиная с грамматики и кончая философией, этикой и богословием.

Первые преподаватели, профессора были греки: братья Лихуды, Иоанникий и Софроний. В учебное заведение принимали людей «всякого чина, сана и возраста». В первый год учеников было 28, на следующий – 32». О каком учебном заведении идет речь? Где и когда оно было открыто?

Ответ: Славяно-греко-латинское училище, 1687г, Москва.

6. Один из первых учебников русской истории «Синопсис» весьма оригинально объяснял происхождение людей и государства. Каким образом?

Ответ: Бог, создавший землю и людей, передал затем управление ими своему наместнику – монарху.

Обучающиеся работают с задачами

К: Выражение своих мыслей с полнотой и точностью формулирования и

аргументация своего мнения.

 Л: Оценивание изучаемого  содержания.

VII. Подведение итогов урока

 Цель:

Осознание учащимися значения изучаемой темы, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

-Давайте ответим  на вопрос, поставленный нами в начале урока «Как вы думаете, почему многие нововведения в культуре появились именно в 17 веке?»

Мы разобрались...Давайте посмотрим на ваши интеллект-карты и попробуем проанализировать полученные вами знания. Напротив каждой темы ( линии) в интеллект-карте нарисуйте кружок и закрасьте его …  

Зеленый- все понятно

Желтый- остались вопросы

Красный- не разобрался,

требуется помощь

Учитель комментирует выставленные оценки.

-Дают ответы на вопросы

Анализируют деятельность свою и всего класса

П: Рефлексия способов и условий действия

 Контроль и оценка результатов деятельности.

Л: Самооценка, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности, следование в поведении моральных норм и эстетическим требованиям.

К: Выражение своих мыслей полно и точно;

Формулирование и аргументация своего мнения и учет разных точек зрения.

VIII.Инструктаж домашнего задания

 Цель:

Дать инструкции обучающимся по правильному выполнению домашнего задания.

Объясняет домашнее задание.  Параграф 26,выполнить проект «Написать проект»

Темы на выбор:

- Путешествие в Коломенское.

- Сатирическая повесть как отражение реальности

-Портрет и парсуна сходства и отличия

-Житие как жанр биографии

-Первые актёры в России;

проработать вопросы вызвавшие затруднения на уроке.

Обучающиеся записывают задания в дневник. Задают вопросы по выполнению домашнего задания.

Р: Регулирование и координация деятельности учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Экономическое развитие России в конце XIX - начале XX века" 9 класс

Определены личностные, предметные и метапредметные задачи урока, деятельность учителя и учащихся на разных этапах урока....

Технологические карты по истории. Средние века. 6 класс.

Материал, который я использую пр подготовке к уроку истории в шестом классе....

Технологическая карта урока "Россия - правовое государство"

Технологическая карта урока. Предмет: обществознание. Класс: 10. Тема урока: «Россия - правовое государство.» Технология урока: модифицированные дебаты. Тип урока: расширение знаний. В разделе...

Технологическая карта урока: «Россия и Европа в конце XVII века».

Конспект урока истории по теме:  «Россия и Европа в конце XVII века». В нем раскрыты все состовляющие современного урока согласно требованиям ФГОС...

Технологическая карта карта урока истории по теме " Культура России в первой половине XIX века"

Технологическая карта карта урока истории по теме " Культура России в первой половине XIX века". Тип урока - изучение нового материала...