Технологическая карта к уроку истории в 6 классе «Борьба Руси с западными завоевателями».
план-конспект урока по истории (6 класс)
Урок истории в 6 классе.
Тема урока: «Борьба Руси с западными завоевателями».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_k_uroku.docx | 42.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта к уроку истории в 6 классе
«Борьба Руси с западными завоевателями».
Урок истории в 6 классе. Тема урока: «Борьба Руси с западными завоевателями». Цели: 1. Образовательная: рассказать о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского. 2. Развивающая: продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, анализировать исторические факты, сравнивать явления и события. 3. Воспитательная: воспитывать чувства патриотизма, любви и преданности своей Родине. | ||
2 мин. | I. Знакомство с классом. Учитель: Здравствуйте, ребята! Я- Лиджиева Кема Гаряевна, учитель истории Хар-Булукской школы. Сегодня я проведу урок истории, урок - исследование, который мы начнем с путешествия по Санкт-Петербургу. В нашей северной столице очень много достопримечательностей. Обратите внимание на слайд. Среди них: разводной мост, Невский проспект. А вот перед вами - Александра-Невская лавра –одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. С именем, какого человека связано название этого места? (с Александром Невским). Правильно. Так о ком же будет идти речь сегодня на уроке?(Дети: Об А.Невском) | Слайд 1 ЗНАК-ВО С КЛАССОМ Музыка Моцарта( ЗНАЧОК НА СЛАЙДЕ) Слайд 2: С-П. (картинки 2-3) и последняя картинка - Александра-Невская лавра. |
1 мин. | Учитель: А. Невский сказал знаменитые слова: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет!». Эти слова я выбрала эпиграфом нашего урока. Как вы понимаете смысл этого выражения? (ответы детей) - Правильно. Речь идет о том, что Родину надо любить и в случае необходимости стать на её защиту. А. Невский прославился в битвах с западными завоевателями. Раскройте рабочие тетради и запишите тему урока: «Борьба Руси с западными завоевателями». | Эпиграф на доске |
1 мин. | Учитель: Имя Новгородского князя особо почитаемо в отечественной истории и памяти народной. Обратите внимание на доску:«Александр Невский – великий полководец ___» Какой знак препинания вы поставили бы в конце этого высказывания: вопросительный знак, восклицательный знак или утвердительный? (ответы детей) Конечно, (но) для начала мы ставим вопросительный знак. | На доске. Александр Невский – великий полководец ___» |
2мин. | Нам предстоит ответить на этот главный вопрос. - Какие задачи мы должны с вами сегодня выяснить и выполнить?(Ответы детей) (ФОРМУЛИРОВАНИЕ ЗАДАЧ УРОКА) Задачи: 1. Познакомиться с личностью Александра Ярославовича Невского? 2. Узнать какие победы одержал и какую политику проводил А. Невский? 2. Как Русь противостояла врагу (в частности шведам, крестоносцам) на северо-западных границах и почему удалось одержать победу в этой нелегкой борьбе?” План исследования: 1. Александр Невский. 2. Начало рыцарских набегов на Русь. 3. Невская битва. 4. Ледовое побоище. | На доске. План исследования. |
2 мин. | Учитель: Итак, приступим к более подробному изучению нашей темы. Выполните задание № 1 в рабочей тетради. Нам предстоит вспомнить термины, изученные нами ранее: Рыцарский орден, Крестовые походы, ополчение. Необходимо соотнести эти термины с их определениями. Ребята, проверим себя. Зачитай нам пожалуйста ______ определение. Умница!!! Умнички, мы освежили в памяти значение слов, и теперь нам будет проще идти по своему исследованию! Проверим (ответы детей) Сама ещё раз проговоришь: 1. Рыцарский орден- объединение рыцарей-монахов, которые несли обет безбрачия, служили церкви, подчинялись папам, боролись с «неверными язычниками». 2. Ополчение - войско, создаваемое из воинов-добровольцев. 3. Крестовые походы–серия религиозных военных походов из Западной Европы против мусульман и язычников. | Термины на доске: Рыцарский орден-, Ополчение-, Крестовые походы- |
1 мин. | - Следующий момент нашего урока – знакомство с личностью А. Невского. Давайте посмотрим видеофрагмент художественного фильма режиссера Сергея Эйзенштейна "Александр Невский", в котором образ Александра Невского представил советский актер Николай Черкасов. Обратите внимание ребята, на речь, взгляд актера, как он отобразил действия Александра Невского. Какие качества А. Невского актер подчеркнул в этом видеофрагменте? (идет просмотр видеофрагмента и дальнейшее обсуждение). (Я, итог: решительность, хладнокровие, т.е. он не бросается в бой не обдумав своих действий). | Слайд 2: Видеофрагмент ( ЗНАЧОК В ВИДЕ СКРЕПКИ) |
1 мин. | Учитель: Откройте учебник на стр. 115 в предпоследнем абзаце выделено черным шрифтом подзаголовок «Александр Ярославович». Я прошу вас прочитать о нем, и выполнить задание №2 в рабочей тетради. Заполните кластер (овалы) качествами, которыми обладал Александр Невский. В задании предложены 10 прилагательных, из которых вы должны выбрать те, которые, по вашему мнению подходят к личности А. Невского. (Один ученик работает у доски) (Подводишь итоги перечисляешь все выбранные прилагательные). Вот такой человек руководил русским войском. Он в 16 лет стал новгородским князем, и время его княжения совпало с Батыевым нашествием на Русь. Воспользовавшись нашествием монголов, немецкие и шведские рыцари обрушились на новгородские владения. Так как, через земли Великого Новгорода проходил важнейший торговый путь Запад-Восток (Рассказ учителя об угрозах русским землям с запада) | Слайд 3: Кластеры Слайд 4: Таблица Начало рыцарских набегов на Русь |
4-5 мин. | Учитель: В 1164 г. шведские отряды вторглись в пределы Новгородской земли в районе Ладоги, но были разбиты новгородским ополчением. Более того, в 1187 г. новгородская рать напала на крупнейший город Швеции Сигтуну и разорила его. Только в начале XIII в. шведские рыцари отважились на новый поход. В 1227 г. они были остановлены и отброшены войском князя Ярослава Всеволодовича. Получив известия о нашествии монголов на Северо-Восточную Русь, шведы решили воспользоваться ослаблением Руси. Для похода на Новгород были собраны значительные силы. Новый поход на Русь поддержали и католические священники, которые хотели обратить русских в католическую веру. Но не только шведы несли русским землям угрозу с запада. В XII в. на территории Прибалтики возник Ливонский орден. Римский папа благословил их на крестовый поход на прибалтов и славян для распространения среди них католичества. Базой рыцарей стала основанная ими Рига. Для борьбы с опасностью ливы и эсты призвали на помощь новгородцев. В течение 40 лет совместными усилиями удалось приостановить нашествие. Ребята, посмотрите на проект, который создали ученики 6 класса Хар-Булукской школы. На примере этого проекта, вам, сейчас, предстоит выполнить свои проекты в группах. | Проект висит на доске. |
1-2 мин. | Но прежде, вернемся к рабочим тетрадям. Обратите внимание на задание № 3 – тестовое задание, необходимо выбрать один правильный ответов. Работаем самостоятельно, выделяя правильные ответы. (дети выполняют задание) Давайте проверим: как вы ответили? (дети отвечают) Итог: Молодцы, ребята! А теперь проверьте себя. Шведские феодалы и немецкие рыцари для вторжения в русские земли воспользовались - ослаблением Руси в результате монголо-татарского нашествия; Рыцари-крестоносцы вторглись в русские земли с целью - обратить русских в католическую веру; - завоевать богатые земли Новгорода и Пскова; - превратить русских людей в своих работников. (Физминутка.) -Ребята, а сейчас я предлагаю вам совершить небольшую виртуальную прогулку по городу, где мы увидим достопримечательности Санкт-Петербурга. Для этого встаньте поудобнее, а теперь имитируем пешую прогулку, пошагаем на месте. - Шагаем вместе. Посмотрите, какая прекрасная погода за окном. Остановитесь на минутку. Посмотрите налево – Перед вами знаменитая Дворцовая площадь. Прекрасное архитектурное сооружение. - Идем дальше. Прекрасно. Остановитесь и полюбуйтесь видом справа. Перед вами Невский проспект. Прекрасный вид, не правда ли? - А теперь посмотрите. Перед вами знаменитый разводной мост. Поднимите руки вверх и покажите, как разводят мосты. -А затем снова руки вверх. Хлопок. Замечательно. Спасибо! Наша прогулка завершилась, а теперь я попрошу вас занять свои места. | Рабочие тетради. Слайд 6 Проверка Музыка. Слайд 7 Разводной мост |
10 мин. | Теперь мне нужен будет помощник, который желает поработать индивидуально. (Дать задание). В этом конверте дано задание, надо его выполнить самостоятельно, Я предлагаю пройти тебе к компьютеру и найти соответствующую информацию в Интернете и создать один слайд. Об ордене А. Невского. ( ученик идет к компьютеру и работает с в интернете). Работа в группах: Ваше задание выполнить свои мини-проекты. Инструктивная карточка с вопросами, на которые нужно найти ответы, по которой вы будете работать, необходимый дополнительный материал в конвертах лежат у вас на столах. Вам следует перенести отобранную информацию на лист формата А3, можете сделать записи или рисунки маркерами, что лежат на столе. А в заключение работы вы должны защитить свой проект. 1 группа создает проект по Невской битве 2 группа – Ледовое побоище. (Работа учащихся в группах, защита проекта) | Слайд 7 Нажать на значок и заиграет музыка Во время работы учащихся над проектом звучит музыка Моцарта |
1 мин. | Работая над проектами, вы нашли информацию. Теперь вы легко и быстро выполните задание № 4 на соответствие, слева названа битва, а справа полководческое искусство, проявленное в этих боях. | Слайд 8: задание № 4 |
ИТОГ: Молодцы, ребята вы описали, как Александр Ярославич проявил свой талант своего полководческого искусства в Невской битве и Ледовом побоище Действительно, вся деятельность Александра Невского способствовала отстаиванию национальных интересов Руси на севере-западе. Русские земли сохранили свою независимость. За свои ратные подвиги Александр Невский удостоился высшей награды - он был канонизирован церковью и объявлен Святым. | ||
1-2 мин. | Слайд 9: канонизация церковью. | |
Слово предоставляем моему помощнику ИМЯ___ Ученик: За заслуги перед Отечеством с 1725 до 1917 годабыла введена государственная награда Российской империи - ИмператорскийО́рден Святого Благоверного Князя Алекса́ндраНе́вского (орден Святого Александра Невского). В 1992 упразднен, но с 2010 года орден Александра Невского вновь входит в государственную наградную систему Российской Федерации, а также утверждены его статут и описание.Орден Александра Невского является единственной наградой, существовавшей (с определёнными изменениями) в наградных системах Российской империи,Советского Союза и Российской Федерации. | Слайд 10: Орден Алекс Невского | |
1 мин. | Ребята,а теперь ещё раз вернёмся к нашему вопросу «Александр Невский – великий полководец ___». А теперь какой знак препинания вы поставите в конце предложения? - Да Александр Невский – воистину великий полководец. Благодаря ему русские земли сохранили свою независимость. Еще раз хочу подчеркнуть значение рассмотренных исследованных вами событий: Новгородская и Псковская земли сохранили независимость. Хотя: во время битвы погибло около 500 знатных рыцарей и несколько тысяч простых воинов, 50 воевод попали в плен. И только дальновидная политика АН и конечно же, его воодушевляющие слова «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет!», подняли дух (народа)новгородцев и они одержали победу. | Возврат к эпиграфу. |
3 мин. | - Вернемся к плану исследования. (По пунктам отмечаем, что мы изучили.) Перечислить. (Рефлексия:«Три М») - Дорогие ребята, я вам предлагаю назвать два момента, которые у нас сегодня хорошо получились в процессе урока. Скажите, пожалуйста, что вам больше всего понравилось на уроке?(ответы детей). -Подумайте, ребята. Для того, чтобы работа на следующем уроке была еще интереснее, что бы вы могли предложить? - Просмотр кинофильма С. Эйзенштейна «А.Невский». - Инсценирование фрагментов битвы. - Создание проекта «Оружие и доспехи участников битвы». - Что- то своё? (Ответы учеников.) | План исследования. Три буквы М Клеить на доску после ответа. |
1 мин. | -Замечательно. Я желаю вам не останавливаться на достигнутом и продолжать изучать историю страны. - Задание на дом: № 5 в вашей рабочей тетради. $ 13 | Слайд 11: Домашнее задание. |
2 мин. | Все сегодня молодцы, продуктивно поработали и, я считаю, что наше исследование борьбы Руси с западными завоевателями увенчалась успехом. Т.к. сегодня мы общими усилиями проделали огромную работу, в итоге у нас получился замечательный мини-проект: «Видение борьбы Руси с западными завоевателями учениками 6 а «класса Троицкой средней школы им.Жукова. Этот труд я оставляю вам на память о нашей встрече. Оценивание учащихся, спасибо. | оценки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории 6 класс "Борьба Руси с западными завоевателями"
Цель урока: формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского...
Технологическая карта открытого урока истории по теме «Культура Раннего Возрождения в Италии».
......
Технологическая карта к уроку истории в 5 классе "Феодальная раздробленность"
Технологическая карта к уроку включает этапы урока, УУД, основное содержание урока....
Методическая разработка занятия по дисциплине История по теме: «Борьба Руси с западными завоевателями»
Данная методическая разработка предназначена для организации аудиторной работы студентов при изучении раздела: Борьба Руси за независимость в XIII-XIV вв.Предлагаемая методичес...
Технологическая карта открытого урока истории 5 класс "В гаванях Афинского порта Пирей"
Технологическая карта урока истории в 5 классе по ФГОС была одобрена многими учителями....
Технологическая карта интегрированного урока истории, литературы и русского языка «Восстание под предводительством Емельяна Пугачева в истории и литературе» в соответствии с требованиями ФГОС ООО с использованием электронных образовательных ресурсов/2 уро
Технологическая карта интегрированного урока истории и литературы и русского языка Урок был проведен учителем литературы и истории и рассчитан на два академических часа по 40 минут. Учащиеся зара...
Технологические карты к урокам истории в 9 классе по к § 33-39 по учебнику «История России XIX-начало XX в.» п/ред. А. В, Торкунова (М. «Просвещение» 2021)
Предлагаемые технологические карты предоставляют учащимся возможность проверить свои знания по темам "Экономическое развитие России конца 19-начала 20 вв.", "Русско-японская война"...