Технологическая карта к уроку истории в 6 классе «Борьба Руси с западными завоевателями».
план-конспект урока по истории (6 класс)

Лиджиева Кема Гаряевна

Урок истории в 6 классе.

Тема урока: «Борьба Руси с западными завоевателями».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_k_uroku.docx42.29 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта к   уроку истории в 6 классе

 «Борьба Руси с западными завоевателями».

Урок истории в 6 классе.

Тема урока: «Борьба Руси с западными завоевателями».

Цели:

1. Образовательная: рассказать о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского.

2. Развивающая: продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, анализировать исторические факты, сравнивать явления и события.

3. Воспитательная: воспитывать чувства патриотизма, любви и преданности своей Родине.

2 мин.

I. Знакомство с классом.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я- Лиджиева Кема Гаряевна, учитель истории Хар-Булукской школы. Сегодня я проведу урок истории, урок - исследование, который мы начнем с путешествия по Санкт-Петербургу.

В нашей северной столице очень много достопримечательностей. Обратите внимание на слайд. Среди них: разводной мост, Невский проспект. А вот перед вами - Александра-Невская лавра –одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. С именем, какого человека связано название этого места? (с Александром Невским). Правильно. Так о ком же будет идти речь сегодня на уроке?(Дети: Об  А.Невском)

Слайд 1 ЗНАК-ВО С КЛАССОМ Музыка Моцарта( ЗНАЧОК НА СЛАЙДЕ)

Слайд 2: С-П. (картинки 2-3) и последняя картинка - Александра-Невская лавра.

1 мин.

Учитель: А. Невский сказал знаменитые слова: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет!». Эти слова я выбрала эпиграфом нашего урока. Как вы понимаете смысл этого выражения? (ответы детей)

- Правильно. Речь идет о том, что Родину надо любить и в случае необходимости стать на её защиту.

А. Невский прославился в битвах с западными завоевателями.

Раскройте рабочие тетради и запишите тему урока: «Борьба Руси с западными завоевателями».

Эпиграф на доске

1 мин.

Учитель: Имя Новгородского князя особо почитаемо в отечественной истории и памяти народной.

Обратите внимание на доску:«Александр Невский – великий полководец ___» Какой знак препинания вы  поставили бы в конце этого высказывания: вопросительный знак, восклицательный знак или утвердительный? (ответы детей)

 Конечно, (но) для начала мы ставим вопросительный знак.

На доске. Александр Невский – великий полководец ___»

2мин.

Нам  предстоит ответить на этот главный вопрос.

- Какие задачи мы должны с вами сегодня выяснить и выполнить?(Ответы детей)

(ФОРМУЛИРОВАНИЕ ЗАДАЧ УРОКА)

Задачи: 1. Познакомиться с личностью Александра Ярославовича Невского?

2. Узнать какие победы одержал и какую политику проводил А. Невский?

2. Как Русь противостояла врагу (в частности шведам, крестоносцам) на северо-западных границах и почему удалось одержать победу в этой нелегкой борьбе?”

План исследования:

1. Александр Невский.

2. Начало рыцарских набегов на Русь.

3. Невская битва.

4. Ледовое побоище.

На  доске.

План исследования.

2 мин.

Учитель: Итак, приступим к более подробному изучению нашей темы.

Выполните задание № 1 в рабочей тетради.

Нам предстоит вспомнить термины, изученные нами ранее: Рыцарский орден, Крестовые походы, ополчение. Необходимо соотнести эти термины с их определениями.

Ребята, проверим себя. Зачитай нам пожалуйста ______ определение. Умница!!! Умнички, мы освежили в памяти значение слов, и теперь нам будет проще идти по своему исследованию!

Проверим  (ответы детей)

Сама ещё раз проговоришь:

1. Рыцарский орден- объединение рыцарей-монахов, которые несли обет безбрачия, служили церкви, подчинялись папам, боролись с «неверными язычниками».

2. Ополчение - войско, создаваемое из воинов-добровольцев.

3. Крестовые походы–серия религиозных военных походов из Западной Европы против мусульман и язычников.

Термины на доске:

Рыцарский орден-, Ополчение-, Крестовые походы-

1 мин.

- Следующий момент нашего урока – знакомство с личностью А. Невского. Давайте посмотрим видеофрагмент художественного фильма режиссера Сергея Эйзенштейна "Александр Невский", в котором образ Александра Невского представил  советский актер Николай Черкасов. Обратите внимание ребята, на речь, взгляд актера, как он отобразил действия Александра Невского. Какие качества А. Невского актер подчеркнул в этом видеофрагменте? (идет просмотр видеофрагмента и дальнейшее обсуждение). (Я, итог: решительность,  хладнокровие, т.е. он не бросается в бой не обдумав своих действий).

Слайд 2:

Видеофрагмент

( ЗНАЧОК В ВИДЕ СКРЕПКИ)

1 мин.

Учитель: Откройте учебник на стр. 115 в предпоследнем абзаце выделено черным шрифтом подзаголовок «Александр Ярославович». Я прошу вас прочитать о нем, и выполнить задание №2 в рабочей  тетради.

Заполните кластер (овалы) качествами, которыми обладал Александр Невский. В задании предложены 10 прилагательных, из которых вы должны выбрать те, которые, по вашему мнению подходят к личности А. Невского. (Один ученик работает у доски)

(Подводишь итоги перечисляешь все выбранные прилагательные).

Вот такой человек руководил русским войском. Он в 16 лет стал новгородским князем, и время его княжения совпало с Батыевым нашествием на Русь. Воспользовавшись нашествием монголов, немецкие и шведские рыцари обрушились на новгородские владения. Так как, через земли Великого Новгорода проходил важнейший торговый путь Запад-Восток

(Рассказ учителя об угрозах русским землям с запада)

Слайд  3:

Кластеры

Слайд 4: Таблица Начало рыцарских набегов на Русь

4-5 мин.

Учитель: В 1164 г. шведские отряды вторглись в пределы Новгородской земли в районе Ладоги, но были разбиты новгородским ополчением. Более того, в 1187 г. новгородская рать напала на крупнейший город Швеции Сигтуну и разорила его. Только в начале XIII в. шведские рыцари отважились на новый поход. В 1227 г. они были остановлены и отброшены войском князя Ярослава Всеволодовича.

Получив известия о нашествии монголов на Северо-Восточную Русь, шведы решили воспользоваться ослаблением Руси. Для похода на Новгород были собраны значительные силы. Новый поход на Русь поддержали и католические священники, которые хотели обратить русских в католическую веру.

Но не только шведы несли русским землям угрозу с запада. В XII в. на территории Прибалтики возник Ливонский орден. Римский папа благословил  их на крестовый поход на прибалтов и славян  для распространения среди них католичества.  Базой рыцарей стала основанная ими Рига. Для борьбы с опасностью ливы и эсты призвали на помощь новгородцев. В течение 40 лет совместными усилиями удалось приостановить нашествие. 

Ребята, посмотрите на проект, который создали ученики 6 класса Хар-Булукской школы. На примере этого проекта, вам, сейчас, предстоит выполнить свои проекты в группах.  

Проект висит на доске.

1-2 мин.

Но прежде, вернемся к рабочим тетрадям. Обратите внимание на  задание № 3 – тестовое задание, необходимо выбрать один правильный ответов. Работаем самостоятельно, выделяя правильные ответы. (дети выполняют задание)

Давайте проверим: как вы ответили? (дети отвечают)

Итог:

Молодцы, ребята! А теперь проверьте себя. Шведские феодалы и немецкие рыцари для вторжения в русские земли воспользовались

- ослаблением Руси в результате монголо-татарского нашествия;

Рыцари-крестоносцы вторглись в русские земли с целью

- обратить русских в католическую веру;

- завоевать богатые земли Новгорода и Пскова;

-  превратить русских людей в своих работников.

   (Физминутка.) 

-Ребята, а сейчас я предлагаю вам совершить небольшую виртуальную прогулку по городу, где мы увидим достопримечательности Санкт-Петербурга.

 Для этого встаньте поудобнее, а теперь имитируем пешую прогулку, пошагаем на месте.

- Шагаем вместе. Посмотрите, какая прекрасная погода за окном. Остановитесь на минутку.

   Посмотрите налево – Перед вами знаменитая Дворцовая площадь. Прекрасное архитектурное сооружение.

- Идем дальше. Прекрасно. Остановитесь и полюбуйтесь видом справа. Перед вами Невский проспект. Прекрасный вид, не правда ли?

- А теперь посмотрите. Перед вами знаменитый разводной мост. Поднимите руки вверх и покажите, как разводят мосты.

-А затем снова руки вверх. Хлопок. Замечательно. Спасибо! Наша прогулка завершилась, а теперь я попрошу вас занять свои места.

Рабочие тетради.

Слайд 6

Проверка

Музыка.

Слайд 7 Разводной мост

10 мин.

Теперь мне нужен будет помощник, который  желает поработать индивидуально.  (Дать задание). В этом конверте дано задание, надо его выполнить самостоятельно, Я предлагаю пройти тебе к компьютеру и найти соответствующую информацию  в Интернете и создать один слайд. Об ордене А. Невского. ( ученик идет к компьютеру и работает с в интернете).

Работа в группах:

Ваше задание выполнить свои мини-проекты. Инструктивная карточка с вопросами, на которые нужно найти ответы, по которой вы будете работать, необходимый дополнительный материал в конвертах лежат у вас на столах. Вам следует перенести отобранную информацию на лист формата А3, можете  сделать записи или рисунки маркерами, что лежат на столе.  А в заключение работы   вы должны защитить свой проект.

1 группа создает проект по Невской битве

2 группа – Ледовое побоище.

(Работа учащихся в группах, защита проекта)

Слайд 7 Нажать на значок и заиграет музыка

Во время работы учащихся над проектом звучит музыка Моцарта

1 мин.

Работая над проектами, вы нашли информацию. Теперь вы легко и быстро выполните задание № 4 на соответствие, слева названа битва, а справа полководческое искусство, проявленное в этих боях.

Слайд 8: задание № 4

ИТОГ: Молодцы, ребята вы описали, как Александр Ярославич проявил свой талант своего полководческого искусства в Невской битве и Ледовом побоище Действительно, вся деятельность Александра Невского способствовала отстаиванию национальных интересов Руси на севере-западе. Русские земли сохранили свою независимость.

За свои ратные подвиги Александр Невский удостоился высшей награды - он был канонизирован церковью и объявлен Святым.

1-2 мин.

Слайд 9: канонизация церковью.

Слово предоставляем моему помощнику ИМЯ___

Ученик: За заслуги перед Отечеством с 1725 до 1917 годабыла введена государственная награда Российской империи - ИмператорскийО́рден Святого Благоверного Князя Алекса́ндраНе́вского (орден Святого Александра Невского). В 1992 упразднен, но с 2010 года орден Александра Невского вновь входит в государственную наградную систему Российской Федерации, а также утверждены его статут и описание.Орден Александра Невского является единственной наградой, существовавшей (с определёнными изменениями) в наградных системах Российской империи,Советского Союза и Российской Федерации.

Слайд 10: Орден Алекс Невского

1 мин.

Ребята,а теперь ещё раз  вернёмся к нашему вопросу «Александр Невский – великий полководец ___».

А теперь какой знак препинания вы поставите в конце предложения?

- Да Александр Невский – воистину великий полководец. Благодаря ему русские земли сохранили свою независимость.

Еще раз хочу подчеркнуть значение рассмотренных исследованных вами событий: Новгородская и Псковская земли сохранили независимость. Хотя: во время битвы погибло около 500 знатных рыцарей и несколько тысяч простых воинов, 50 воевод попали в плен. И только дальновидная политика АН и конечно же, его воодушевляющие слова «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет!», подняли дух (народа)новгородцев и они одержали победу.

Возврат к эпиграфу.

3 мин.

- Вернемся к плану исследования. (По пунктам отмечаем, что мы изучили.) Перечислить.

(Рефлексия:«Три М»)

- Дорогие ребята, я вам предлагаю назвать два момента, которые у нас сегодня хорошо получились в процессе урока.

Скажите, пожалуйста, что вам больше всего понравилось на уроке?(ответы детей).

-Подумайте, ребята. Для того, чтобы работа на следующем уроке была еще интереснее, что бы вы могли предложить?

- Просмотр кинофильма С. Эйзенштейна «А.Невский».

- Инсценирование фрагментов битвы.

- Создание проекта «Оружие и доспехи участников битвы».

- Что- то своё? (Ответы учеников.)

План исследования.

Три буквы М

Клеить на доску после ответа.

1 мин.

-Замечательно. Я желаю вам не останавливаться на достигнутом и  продолжать изучать историю страны.

- Задание на дом: № 5 в вашей рабочей тетради. $ 13

Слайд 11: Домашнее задание.

2 мин.

Все сегодня молодцы, продуктивно поработали и, я считаю, что наше исследование борьбы Руси с западными завоевателями увенчалась успехом. Т.к. сегодня мы общими усилиями проделали огромную работу, в итоге у нас получился замечательный мини-проект: «Видение борьбы Руси  с западными завоевателями учениками  6 а «класса  Троицкой средней  школы им.Жукова.

Этот труд я оставляю вам на память о нашей встрече.

Оценивание учащихся, спасибо.

оценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории 6 класс "Борьба Руси с западными завоевателями"

Цель  урока:    формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского...

Технологическая карта к уроку истории в 5 классе "Феодальная раздробленность"

Технологическая карта к уроку  включает этапы урока, УУД, основное содержание урока....

Методическая разработка занятия по дисциплине История по теме: «Борьба Руси с западными завоевателями»

Данная  методическая разработка  предназначена для организации аудиторной  работы студентов при изучении раздела:  Борьба Руси за независимость в XIII-XIV вв.Предлагаемая методичес...

Технологическая карта открытого урока истории 5 класс "В гаванях Афинского порта Пирей"

Технологическая карта  урока истории в 5 классе по ФГОС была одобрена многими учителями....

Технологическая карта интегрированного урока истории, литературы и русского языка «Восстание под предводительством Емельяна Пугачева в истории и литературе» в соответствии с требованиями ФГОС ООО с использованием электронных образовательных ресурсов/2 уро

Технологическая карта интегрированного урока истории и литературы и русского языка Урок был проведен учителем литературы и истории и рассчитан на два академических часа по 40 минут. Учащиеся зара...

Технологические карты к урокам истории в 9 классе по к § 33-39 по учебнику «История России XIX-начало XX в.» п/ред. А. В, Торкунова (М. «Просвещение» 2021)

Предлагаемые технологические карты предоставляют учащимся возможность проверить свои знания по темам "Экономическое развитие России конца 19-начала 20 вв.", "Русско-японская война"...